Комки
Часть серии о |
Культура Уэльса |
---|
![]() |
Люди |
Искусство |
Кнапан (альтернативные варианты написания криапан , кнапан или кнаппан ) — валлийская форма кельтского средневекового футбола . [1] [2] Игра зародилась и, по-видимому, осталась в основном в западных графствах Уэльса, особенно в Кармартеншире , Кередигионе и Пембрукшире . По словам Джорджа Оуэна из Хенлиса в его «Описании Пембрукшира» (1603 г.), кнапан был «чрезвычайно популярен в Пембрукшире со времен великой древности». [2] Кнапан — одна из традиционных игр с мячом, в которую играли в честь Масленицы и Пасхи на Британских островах. [2] [3] Эти игры были предшественниками кодифицированных футбольных игр, впервые разработанных государственными школами , что привело к созданию футбольных ассоциаций и регби в 19 веке. В Кнапан продолжали играть до тех пор, пока рост популярности футбола Союза регби не привел к тому, что игра пришла в упадок.
История
[ редактировать ]Самый ранний документально подтвержденный источник групповой игры с мячом в Великобритании происходит из Уэльса. Historia Brittonum («История бриттов») , написанная в девятом веке, изображает события после окончания римского правления и составляет основу легенды о короле Артуре . Авторство книги принадлежит валлийскому монаху и историку Неннию , который предположительно имел доступ к источникам V века, которые не сохранились. Предисловие, которое появляется в нескольких редакциях, приписываемых Неннию, рассматривается некоторыми историками как более позднее приукрашивание анонимного писателя. Другие полагают, что Historia Brittonum — это сборник рассказов VII века. Несмотря на ошибочное историческое содержание, основной текст демонстрирует, что групповые игры с мячом были понятны в 9 веке и что автор главы 41 считал, что в эти игры играли британцы . Самая старая сохранившаяся стенограмма датируется примерно 1100 годом нашей эры. [4] [5]
«Вследствие этого ответа король разослал послов по всей Британии в поисках ребенка, рожденного без отца. Наведя справки во всех провинциях, они прибыли на поле Электи в округе Глевсинг, где группа мальчики играли в мяч . И ссорясь, один сказал другому: «О мальчик без отца, ничего хорошего с тобой никогда не случится». двое из них , у него был отец? Что его мать отрицала, говоря: «Каким образом он был зачат, я не знаю, потому что я никогда не имела общения ни с одним мужчиной», а затем торжественно подтвердила, что у него не было смертного отца. Поэтому его увели и провели к королю Вортигерну ». [6]

К IV веку Британия была разделена на четыре провинции. Провинция Британия Прима распространила свое влияние на территорию нынешнего Уэльса и Западную страну . Район Глевезинг, упомянутый в этой истории, вероятно, является колонией Нервия Глевенсиум, основанной как римский форт в I веке, который позже превратился в колонию для отставных легионеров . В некоторых латинских надписях этот топоним указан сокращенно до Глев'вм/ Глевум . Согласно главе 49 Historia Brittonum, именно здесь, на берегу реки Северн , предки короля Вортигерна основали город Глостер ( британское название «Cair Gloui»), где, как известно, играли в средневековую игру с мячом. В Глостерском соборе , построенном на месте аббатства, основанного в 678 или 679 году, резной деревянный рельеф на мизерикорде, датируемый 14 веком, изображает сцену из «средневекового футбола», где два игрока борются за мяч. Изображенный на рисунке маленький мяч по размеру более совместим с мячом типа Кнапан, чем больший. надутый мочевой пузырь или набитый мяч, используемый в подобных играх с мафией . [7] [8] Альтернативная теория состоит в том, что «район Глевисинг» был субримским мелким королевством Гливисинг, существовавшим в V веке и названным в честь легендарного валлийского короля Гливиса , который, вероятно, взял свое имя от тогдашней погибшей римской колонии. Гливисинг расположен в современном Гламоргане . [9] [10]
Как полевой спорт, описанный Неннием, связан с кнапаном из того же региона, неясно. О происхождении кнапана известно мало информации из-за возраста этого вида спорта и отсутствия исторических записей, созданных по относительно несущественным вещам, таким как игры с мячом. Похоже, что оно зародилось в Средневековье как форма «организованного хаоса», призванная облегчить изнурительную монотонную работу повседневной жизни. (1603 г.) говорит Джордж Оуэн из Хенлиса в своем «Описании Пембрукшира» , что это была форма военной подготовки «древних британцев», использовавшаяся для улучшения силы и выносливости. [2] Похоже, что игра постепенно развивалась с годами, без четкого набора правил, регулирующих ее игру; но поскольку в игру играют лишь с несколькими простыми правилами, это не является серьезным препятствием для игры. Валлийский священнослужитель и историк Теофил Эванс (1693–1767) рассказывает об игре, похожей на кнапан, в которую играли на берегу реки Тейфи ; древняя граница между графствами Кередигион и Кармартеншир на юго-западе Уэльса. [1] Не считая дворян верхом на лошадях, с каждой стороны наверняка было по две группы игроков: одни боролись за кнапан (мяч), а другие были самыми быстрыми и неуловимыми бегунами. Были также особенности, приближающиеся к схваткам и коридорам . Игра вымерла в девятнадцатом веке, когда стала популярной систематизированная игра союза регби . [1]
Игра воссоздавалась в течение примерно десяти лет в Ньюпорте , Пембрукшир, примерно в 1985–95 годах, с ежегодным соревнованием между округами Ньюпорт и округом Неверн , с гораздо меньшими сторонами и рефери, который следил за порядком. «Кнапан Трофи» существует до сих пор. Организаторы в конечном итоге отказались от турнира, так как не смогли получить страховку для игроков.
Правила игры
[ редактировать ]В Кнапан играло большое количество людей из двух соседних приходов (обычно мужское население двух участвующих приходов) и твердый деревянный мяч, вероятно, немного больше мяча для крикета. Накануне игры мяч замачивали или кипятили не менее 12 часов (а обычно и ночь) в масле, животном жире или любой другой общедоступной смазке; это было сделано для того, чтобы мяч было сложнее поймать и удержать, а также сделать игру более непредсказуемой. Мяч можно было передать, переправить или бросить на значительные расстояния. [2]
Целью игры было доставить мяч в церковь своего прихода любыми возможными способами; однако игра обычно не завершалась «голом», поскольку большинство игроков соперника обычно сдавались, когда мяч перемещался достаточно внутрь округа команды, что делало победу противоположного округа маловероятной. [2] Иногда тьма вмешивалась перед заключением. Другие игры проводились на Траэт-Мор (Большой пляж) в устье реки Неверн, причем «конец Ньюпорта» и «конец Неверна» пляжа служили «целями».
Никаких письменных правил игры в Кнапан пока не обнаружено, но игрокам они были известны. В каждой команде будут «крепкие игроки», которые были бы эквивалентом нападающих в современном регби, а также неуловимые и быстроногие игроки, эквивалентные современным трехчетвертным. Были длительные и хаотичные драки, которые можно было остановить только криком «Хеддх!» («Мир!»), чтобы избежать травм и чтобы игру можно было возобновить и продолжить. При возобновлении игры мяч подбрасывался высоко в воздух, предположительно для того, чтобы его поймали в своего рода коридоре. Рабочие и крестьяне играли пешком, а дворяне играли верхом. Поэтому травмы были обычным явлением, а во время соревнований по кнапану иногда происходили смертельные случаи. Несмотря на это, когда проводились игры, в каждой команде могло быть до тысячи человек (как описано в отрывке ниже).
Характер игры подробно описан Джорджем Оуэном из Хенлиса (1552–1613), эксцентричным историком Пембрукшира :
«Эта игра называется и не так уж и неуместна, как будет показано, игра считается очень древней и заключается в следующем. избегайте безделья, придумывайте подвижные игры, в которых каждый человек мог бы проявить свою природную доблесть и ловкость, например, для силы тела в борьбе, поднятии тяжестей, другие для рук, например, в бросании штанги, саней, камня или метании крика. или мяч, другие, которые отличались быстротой ног, чтобы заслужить похвалу бегом, и, несомненно, для тренировки вышеупомянутых частей этот капан был благоразумно изобретен, и он продолжался без злоупотребления им, поскольку в нем, помимо упражнений на мяч. телесная сила, она не лишена сходства с воинственным провидением, как будет сказано ниже, и прежде чем я опишу вам пьесу, я сообщу вам, что этот капан происходит и выпадает, возможно, двумя способами. или стоящего кранана, дата и место которого известны, и ежегодно посещаются и соблюдаются: таких дней капана в Пембрукшире обычно было пять, первый из которых ежегодно проводится в Бери-Сэндс между приходами Неверн и Ньюпорт, во вторник на Масленице; второй в Портейноне, в пасхальный понедельник, между приходами Мелине и Эглвисврв; третий — в канун Пасхи в Пулл-ду в Пенбеду, между приходами Пенридд и Пенбедв; четвертый и пятый обычно находились в Сент-Мейгансе в Семаисе между людьми Семаи одной партии и людьми Эмлина, а также людьми Кардиганшира с ними из другой партии, первый в День Вознесения, другой в день Тела Христова. и эти два последних были великими и главными местами, намного превосходившими любое из первых по множеству людей, ибо в этих местах часто насчитывалось две тысячи пеших всадников...
... Примерно в час или два дня после полудня начинается пьеса, такая, после крика, заставившего обе стороны одеться в какое-то простое, все сначала раздеться, за исключением пары легких бриджей, с непокрытой головой, с обнаженным телом, босые ноги и ступни: ведь если он в ярости игры оставит на спине только рубашку, то она чаще всего рвется на куски, и я также видел некоторых галантов с длинными локонами, аккуратно подстриженных в этой игре не путем стрижки, а путем тянут их за волосы и бороды.
Итак, пешая компания собралась, есть круглый шар, приготовленный из разумного количества, чтобы человек мог держать его в руке, и не более того. Этот шар сделан из какого-то массивного дерева, такого как самшит, тис, краб или падуб, и его следует варить. в жире, чтобы сделать его скользким и трудным для удержания. Этот мяч называется кнапан, и один из участников компании подбрасывает его вертикально в воздух, а при падении тот, кто его ловит, швыряет его в сторону страны, за которую он играет, поскольку для ворот или назначенного места их нет и они не нужны, поскольку игра не прекращается до тех пор, пока кнапан не будет унесен так далеко, что нет никакой надежды вернуть его обратно той же ночью, поскольку перенос его на милю или две мили от первого места не означает потери чести, поэтому за ним все равно последуют Компания и игра по-прежнему сохраняются, часто можно увидеть, как погоня тянется на две мили и более. Странное зрелище – видеть, как тысяча или полторы тысячи обнаженных мужчин сбились в кучу и следуют за кнапаном, пока тот швыряется вперед и назад».
Игра сегодня
[ редактировать ]В эту игру больше не играют, главным образом из-за серьезных травм, которые могут возникнуть в результате игры в ее первоначальном виде, а также потому, что страховка для игроков «непризнанной игры» действительно очень дорогая. Тем не менее, ежегодные соревнования между округами Ньюпорт и Неверн в 1985–95 годах (с измененными правилами) очень понравились местной молодежи и не привели к серьезным травмам. На фестивале садов в Гейтсхеде проходил международный турнир Cnapan между Англией и Уэльсом. Уэльс легко выиграл, отчасти потому, что английская команда не знала правил. [ нужна ссылка ]
Несмотря на прекращение игры, наследие игры можно увидеть в некоторых местах, где в нее играли ранее — например, в отеле « Cnapan Hotel » в Ньюпорте, Пембрукшир .
В похожую игру, известную как хирлиан до сих пор играют серебряным мячом , в Корнуолле .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Более подробную информацию об игре можно найти в книге Брайана Джона «Древняя игра Кнапан» ( ISBN 0-905559-56-8 ), а также есть описание спички кнапан в романе « Дом ангелов» ( ISBN 0-552-15328-1 ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джарви, Грант (1999). Спорт в становлении кельтских культур . Спорт и нация. Лондон: Издательство Лестерского университета . стр. 58 и 73. ISBN. 0-7185-0129-2 . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коллинз, Тони ; Мартин, Джон; Вамплью, Рэй (2005). Энциклопедия традиционных британских сельских видов спорта . Спортивная справка. Абингдон, Оксфордшир: Рутледж . стр. 66–67. ISBN 0-415-35224-Х . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ «Истоки регби» . Rugbyfootballhistory.com . 2007.
- ^ «Средневековый справочник: Ненний: Historia Brittonum, 8 век» . Фордэмский университет . 20 января 2021 г.
- ^ «Артурианские источники» . Британия. Архивировано из оригинала 18 марта 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Вортигерн в источниках, Historia Brittonum Ненния» . Vortigernstudies.org.uk . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Полет, Тим (14 ноября 2019 г.). «40 необычных законов истории» . Сборник истории .
Игра в средневековый футбол, изображенная на мизерикорде в Глостерском соборе, Англия, около 1350 года.
- ^ «Глостерский собор: Места для посещения в Глостере» . Historicbritain.com . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Колония Нервия Глевенсивм» . Роман-британия.org. Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Эссе 1» . ГАДАРГ. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 9 июня 2013 г.