Душа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2016 г. ) |

La Soule , позже choule ( фр . chôle ) — традиционный командный вид спорта, зародившийся в Нормандии и Пикардии . Мяч, называемый соул , мог быть цельным или полым и изготавливаться из дерева или кожи. Кожаные шарики наполняли сеном, отрубями, конским волосом или мхом. Иногда на шарах были шерстяные помпоны. [1]
Ранние записи
[ редактировать ]Казалось бы, игры с мячом, такие как la Soule , естественным образом развились как развлечение, хотя бы просто перебрасывание мяча. В такую игру играли везде, где собирались толпы людей, например, после церковных служб по воскресеньям или в религиозные праздники. В La Soule играли главным образом во время христианских праздников Пасхи, Рождества, иногда на свадьбах или в день покровителя прихода . Игра могла быть агрессивной, иногда жестокой. Он заключался в доставке мяча к воротам соперника руками, ногами или клюшками. Участники нередко получали травмы, часто сообщалось о переломах конечностей. Похоже, этот вид спорта стал очень важным средством снятия стресса для простых жителей деревни.
- 1147 г. - Хартия во Франции предусматривает выплату определенной суммы денег и передачу «семи воздушных шаров наибольшего размера». [2]
- 1283 г. – единственное упоминание об игре в Корнуолле датируется этим годом. Мужчину по имени Роджер обвинили в том, что он ударил камнем товарища по игре под названием « соул» , и этот удар оказался смертельным. Подробности были записаны в списках о признании вины №. 111. [3] [ нужна страница ]
- 1393 — В Париже перед Сент-Эсташем состоялась игра . [2]
- 1396 г. – были систематизированы правила игры. Души становились большими , поскольку люди пытались превзойти своих предшественников, но это рвение приходилось ограничивать. Правило 1412 года ограничивало размер шара или соула , глася, что он должен быть достаточно маленьким, чтобы его можно было держать одной рукой. Эта привычка исчезла в 16 веке. [2]
- 1365 г. - В документах игра соул записана как постановление Карла V о том, что « солли не могут появляться среди игр, служащих тренировке тела». Более того, не похоже, что бретонские монархи ( Бретань в то время была независимой) продолжали игру, поскольку она не находилась под той же церковной властью. [ нужна ссылка ]
- 1440 г. – Еще один запрет епископа Трегье ясно показал, что эта игра практиковалась уже давно. Он пригрозил игрокам отлучением от церкви или очень суровым наказанием и 100 штрафами. La Soule в то время очень ценилась, если нужно было внушить страх, чтобы положить конец игре, но это не останавливало рвения соулеров . [ нужна ссылка ]
- 19 век. С этого времени большинство душ проходило в Морбиане , несмотря на их запрет. Только война положила конец этому спектаклю, потому что все молодые люди были мобилизованы. [ нужна ссылка ]
- 1841 г. - В Беллу-ан-Ульм число участников достигло 800, а зрителей - 6000. Мяч имел диаметр три фута и весил 13 фунтов. В этой игре проигравшая сторона часто разрезала мяч ножами пополам. Чтобы этого не произошло, шар обшивали жестью. [ нужна ссылка ]
Играть
[ редактировать ]Правила соул были относительно простыми. Обычно соревновались две команды, часто два прихода. Целью игры было либо вернуть мяч прямо перед приходской церковью команды, используя клюшки или без них (мяч обычно делали из свиного пузыря и обтягивали кожей), либо поместить мяч в перед приходской церковью команды соперника, что иногда находилось довольно далеко и требовало прохождения через поля, леса, реки и ручьи. Иногда, но не всегда, появлялись посты. Игра началась на географической границе между двумя приходами; иногда его также организовывали между командами одиноких и женатых мужчин. Размер команды мог варьироваться от 20 до 200 игроков. Однако иногда в одной игре играли три прихода. В Оре в соуле приняли участие 16 приходов, возможно, с более чем 500 участниками. Правилами ничего не запрещалось, и игра могла длиться несколько дней, пока игроки полностью не выматывались.
Посмотреть и подбодрить игроков пришли все жители приходов. Большая толпа окружила игрока, подбросившего мяч, чтобы начать игру.
До его запрета спортом занимались также духовенство и знать. Представители духовенства могли принять участие или хотя бы один раз запустить мяч вначале. В Вьё-Вьеле душу . запускали у дверей замка, а затем священники и служащие прихода относили на кладбище Наконец, душу можно было разместить в пресвитерии или хранилище. В Витре он был выставлен в церкви в день Сент-Этьена . Однако, несмотря на важность пьесы, дворяне и представители духовенства отказались от участия в XVIII веке.
Игровые площадки
[ редактировать ]Традиционные игры, похоже, не имели какого-либо определенного поля или определенного игрового поля. Соул практиковали на лугах, в лесах, болотах и даже в канавах и прудах. Целью было вернуть мяч в указанное место; очаг дома или любое другое место, выбранное игроками. В некоторых случаях приходилось даже вымачивать душу в источнике или водоеме, прежде чем помещать ее в золу. Таким образом, игра представляла собой всего лишь одну огромную схватку, пересекавшуюся с более или менее острыми драками. Мяч мог быть сделан из кожи, ткани или дерева, из свиного пузыря, наполненного сеном, или даже из деревянного бруска.
Фиксированные игровые площадки не были необходимы, поскольку игра велась на широкой, меняющейся территории. Однако начало игры всегда происходило в фиксированной зоне; городская площадь, кладбище, замок или луг. Правила не всегда были точными. Даты игр часто назначались в начале нового года, перед весной. После этого многие души будут заняты в полях.
Современные возрождения
[ редактировать ]Последние зарегистрированные игры датируются периодом с 1930 по 1945 год. Одна из последних записанных игр была между деревнями Сен-Леже-о-Буа и Трейси-ле-Мон в департаменте Уаза в Пикардии , расположенной в 35 милях к северу от Парижа.
Было несколько попыток возродить игру в той или иной форме:
- проводится чемпионат С 2011 года в Нормандии с участием шести команд. проводится фестиваль Каждый год в Джерси , Гернси или Нормандии , обычно включающий в себя реконструкцию чуле . [4]
- Попытка возродить шуль к празднованию чемпионата мира по футболу 1998 года , проходившего во Франции.
- Трико , деревня в Уазе , до сих пор играет ля соул в воскресенье после Масленичного вторника. [5]
- Соул игрался в 1994 году в Вуйе , во Вьенне .
- С 2003 года деревни вокруг Вандома (между Ле-Маном и Блуа ) проводят эту игру ежегодно в начале сентября. [6] Открытое приглашение было предоставлено французами Вандомуа с целью увеличения числа и популярности, и игроки из регби-клуба Bulldogs, Твикенхем, Великобритания, принимают участие с 2008 года. Игры соул в Вандоме обычно проходят в затопленной лесной зоне, где есть два команды, каждая из которых состоит примерно из 40 игроков, выбранных случайным образом с помощью колоды игральных карт, то есть красная или черная команда. «Мяч» представляет собой тяжелый кожаный мешок пирамидальной формы, набитый соломой, который становится очень тяжелым, когда намокает, и с ним трудно обращаться. Голы обозначаются окраской одного дерева в красный цвет на обоих концах поля, а гол засчитывается путем касания мячом дерева соперника любым возможным способом. Здесь нет ни судьи, ни хронометриста, и, хотя правил немного, хорошее спортивное мастерство поощряется. Игра заканчивается по обоюдному согласию, если считается, что одна из сторон слишком далеко впереди по голам, которые нужно поймать; игры обычно длятся 2–3 часа.
- 11 февраля 2017 года 16 игроков встретились для возрождения души и сыграли 4 периода по 15 минут в деревне Сен-Сезер-де-Гозиньян . Хотя начало казалось беспорядочным, игроки быстро поняли правила, и игра пошла хорошо. [ нужна ссылка ]
Вариации
[ редактировать ]- Choule Crosse - « Чоуль [с палкой]». Пять игроков, с запасными, которые могут выходить постоянно. Мяч изготавливался из веревки или набивки и тряпки, обтянутой кожей, диаметром около 10 см со слабым отскоком. В состав персонала входили полевой судья и два судьи на воротах.
- Grande choule – играется большими командами и очень грубая, как регби . Мячом можно было играть руками или ногами.
- La petite crosse или petite choulethe — ранняя версия крикета, в которую играют битами и калитками. Никаких записей об этом не существует, за исключением ранних гравюр.
См. также
[ редактировать ]- Кнаттлейкр – игра викингов с мячом, которая, возможно, послужила источником la Soule/choule.
- Кэйд – ранняя ирландская игра с мячом, похожая на la Soule/choule.
- Эпискирос – древнегреческая игра с мячом.
- Тригон – римская игра с мячом.
- Средневековый футбол – в Европе
- Королевский масленичный футбол – геральдическое сходство – три петушка
- История физической культуры и фитнеса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . www.doullens.org . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 13 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Жюссеран, Жан-Жюль (1901). «Глава VI: Пальма, душа, приклад и их производные». Спортивно-физкультурные игры в древней Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2008 года . Проверено 12 июля 2016 г. - через L'Encylopedie de L'Agora (и Интернет-архив ). Полный текст доступен через Project Gutenberg .
- ^ Эллиот-Биннс, Ю. Средневековый Корнуолл . Лондон: Метуэн и Ко.
- ^ «Федерация традиционных нормандских и викингских игр и видов спорта (шуле…)» .
- ^ «Трико (60), последний бастион Шуля» . 3 О-де-Франс. 28 марта 2016 г. Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ «Душа в продаже» . Архивировано из оригинала 30 марта 2010 г. Проверено 21 августа 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Игры с мячом в Пикардии. Границы невидимого , французская книга Мари Сегарры на эту тему. ISBN 2-7384-6420-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История футбола, включая информацию о чуле
- История игры с фотографиями (на французском языке)
- Краткая история (на французском языке)
- Федерация нормандских игр и спорта Нормандии (choule...) (на французском языке)