Древняя кельтская музыка


Выводы о музыке древних кельтов периода Ла Тена и их галло-римских и романо-британских потомков поздней античности опираются прежде всего на греческие и римские источники, а также на археологические находки и интерпретации, включая реконструкцию древних кельтских музыкальных произведений. инструменты. Большая часть текстовой информации посвящена военным конфликтам и, возможно, самому выдающемуся кельтскому инструменту того времени — карниксу .
Кельты и греко-римская музыка
[ редактировать ]В 54 г. до н. э. Цицерон писал, что ему «не представлялось», что на Британском острове есть люди с музыкальным образованием. [1] Независимо от справедливости замечания Цицерона, ситуация в галльских регионах была иной. Ко времени Августа музыкальное образование широко распространилось в Галлии, поскольку Юлий Сакровир использовал эрудированных галлов в качестве приманки после того, как Сакровир и Юлий Флор заняли город Августодонум во время галльского восстания в 21 году нашей эры. [2] Галлы очень гордились своей музыкальной культурой, о чем свидетельствует замечание Гая Юлия Виндекса , галльского мятежника, а затем сенатора при Клавдии , который незадолго до прибытия в Рим назвал императора Нерона Malus citharodeus («плохим игроком на кифаре »). и упрекнул его в inscitia […] artis («незнание искусств»). [3] Однако кельтская музыкальная культура была распространена по Европе неоднородно: Максимин Фракс , фракийско -римский император готского происхождения, раздражал своих собратьев-римлян тем, что не мог оценить имитирующую сценическую песню. [4]
Карникс
[ редактировать ]Карникс дакийским (множественное число: carnyces ; греческий: κάρνυξ — «карникс» — или реже: καρνον — «карнон») был кельтско- вариантом этрусско - римского литууса и принадлежал к семейству духовых инструментов . [5] Это был s-образный бесклапанный рог из чеканной бронзы, представлявший собой трубку длиной от одного до двух метров, диаметр трубки неизвестен. [6] Археологические находки относятся к бронзовому веку , а сам инструмент упоминается в современных источниках между ок. 300 г. до н.э. и 200 г. н.э. Карникс широко использовался в Британии, Франции, некоторых частях Германии, на востоке, в Румынии и за его пределами, даже в Индии, где банды кельтских наемников брали его с собой в свои путешествия. [7]
На галльских монетах карникс изображен за головой богини Галлии или в руках вождя, возничего или галльской Виктории . На британских монетах инструментом изображены конные кельтские воины или вожди. Римские монеты, например, возвещающие победу Цезаря над Галлией, изображают карникс на римском Тропеоне как военную добычу. Другие изображения известны по статуе Августа Прима Порта . [8] изображено несколько инструментов Кроме того, на Колонне Траяна , которые несли дакийские воины.Наиболее заметной особенностью карникса является колокол, который был выполнен в виде головы животного: змеи, рыбы, птицы, волка, лошади, осла или кабана. Самое раннее изображение показывает голову дракона и было найдено на этолийских победных монетах III века до нашей эры, посвященных изгнанию галльских воинов, разграбивших святилище Дельф . [9] Бен (1912) интерпретировал множество типов колоколов как отличительные черты различных кельтских кланов и вождеств . [10] Другие предположили мифологический компонент, [11] что является наиболее логичным объяснением, поскольку Дескфордский карникс в Шотландии представлял собой жертвоприношение, ключевым элементом которого могла быть, возможно, разобранная голова. [12] На основе этого независимого развития колокола была предпринята попытка вывести этрусский литуус из карникса, но безуспешно. [13]
Техника и особенности игры
[ редактировать ]
Звук карникса описывался как мрачный и резкий, возможно, из-за расшатавшегося язычка колокола. [14] это показывает, что этот инструмент, должно быть, представлял собой усовершенствованную версию этрусского литууса, звук которого в основном описывался как яркий и пронзительный. [15] Карникс держали вертикально, чтобы звук распространялся на высоте более трех метров над землей. Реконструкции показали, что амбушюр инструмента должен был быть вырезан по диагонали в виде овального отверстия, чтобы на карниксе можно было играть так же, как на современной трубе , то есть с вибрирующими губами, однако дуть сбоку. [16] Из-за отсутствия клапанов и кривизны мелодии создавались путем создания гармоник с помощью техники раздувания, как убедительно показала реконструктивная работа Джона Кенни ( см . Внешние ссылки образец записи ). [17] Достаточно широкий раструб гарантировал очень высокую громкость игры, а сам инструмент должен был иметь значительный динамический диапазон. Лучший сохранившийся колокол карникса был найден на северо-востоке Шотландии как часть так называемого Дескфордского карникса и имел подвижный язычок. Кроме того, бронзовая челюсть головы животного могла быть также ослаблена, чтобы произвести резкий звук, который, несомненно, был бы самым ужасным в сочетании со звуком еще нескольких десятков карнисов в бою. [18] Деморализующий эффект галльской боевой музыки, должно быть, был огромен: когда кельты двинулись на Дельфы под командованием Бренна в 279 г. до н. э., необычное эхо ревущих рогов полностью повергло греков в трепет еще до того, как удалось начать хотя бы один бой. [19]
Использование карникса
[ редактировать ]Поскольку большинство древнеримских источников основаны на воинственных столкновениях с кельтскими вождествами, карникс сегодня в основном рассматривается как инструмент, используемый во время войны, как, например, Полибий сообщает о битве при Телемоне, Галлия Цизальпина , в 225 г. до н.э., где галлы использовали инструмент вместе с другими духовыми инструментами, чтобы устрашить римского врага. [20] Однако ограничение акустической или психологической войной ошибочно. Медные духовые инструменты регулярно использовались галлами в качестве средства связи во время битвы, передавая приказы о расположении, движении и тактике войск. [21] Другие источники подтверждают, что галлы сохраняли военный порядок даже в ситуациях военных неудач. Музыканты их армейских лагерей играли на рожках, чтобы обеспечить сплоченное и контролируемое отступление. [22] После победы Мария при Верцеллах его римский соперник Катул Цезарь оставил кимврский сигнальный рог . себе из добычи [23] Музыка, музыканты и инструменты были стратегически важными элементами как для римской, так и для кельтской армии.
Кроме того, инструмент можно увидеть в действии на знаменитом котле Гундеструпа в изображении ритуала инициации воина (2-й или 1-й век до н. э.), что является явным свидетельством использования инструмента за пределами чисто военной сферы. [24] Ритуальное использование инструмента также подтверждается Дескфордским карниксом , который, как было показано, был жертвенным подношением неизвестному богу.
Археологические находки
[ редактировать ]Помимо шотландского Дескфордского карникса, найденного в 1816 году на берегу Морей-Ферт в Абердиншире , были найдены фрагменты только четырех других карниксов (например, Glanum Carnyx в регионе Буш-дю-Рон ), пока в 2004 году археологи не обнаружили месторождение фундамента. из пяти хорошо сохранившихся карнисов первого или второго века нашей эры под галло-римским фанумом в Тинтиньяке ( Коррез , Франция), на четырех из которых изображены головы кабана, а на пятом экземпляре, по-видимому, имеется змеиный колокол. [25] Тот факт, что карнисы были помещены на святое место, подчеркивает жертвенную важность инструмента в галльской культуре. [26] Археологи, ответственные за раскопки Тинтиньяка, предполагают, что карнисы были предложены божеству, отождествляемому с римским богом Марсом . До сих пор ведутся споры о датировке, поскольку части других находок, обнаруженных в этом месторождении, похоже, старше первого века, возможно, датируются первым веком до нашей эры, а это означает, что некоторые музыкальные инструменты могли храниться внутри святилища долгое время. прежде чем быть похороненным.
Другие кельтские инструменты
[ редактировать ]Духовые инструменты
[ редактировать ]В своих отчетах о битве при Телемоне Полибий четко различает инструменты, похожие на рога и трубы, на которых играли галльские воины. [27] В целом кельтские народы имели в своем распоряжении множество инструментов. Помимо карникса, по римским и греческим изображениям известны как минимум два других типа духовых инструментов.
Кельтский рог
[ редактировать ]Кельтский рожок представлял собой большой рог овальной формы с тонкой трубкой и умеренно большим раструбом, мало чем отличавшийся от римского рога , тем более, что он также имел перекладину как средство поддержки веса инструмента на плече игрока. Таким образом, как и карникс, он, по всей вероятности, является инструментом этрусского происхождения первого периода эллинизации. [28] На помпейской фреске рог несет танцовщица. [29] а галльский воин несет сломанный экземпляр, скрепленный (кожаной?) лентой, на капитолийской скульптуре. [30] Как и римский рожок , кельтский рог будет располагаться горизонтально, чтобы обеспечить более удобное игровое положение.
Кельтская труба
[ редактировать ]Кельтская труба была похожа на прямую римскую тубу и, вероятно, имела разную длину. На позднегреческой вазе изображен кельтский музыкант, играющий на этом инструменте. [29] Родственным инструментом может быть раннесредневековый рог Лох-Эрна , найденный в Ирландии.
Другие духовые инструменты
[ редактировать ]Известны многие региональные варианты кельтских рогов, которые имели разные формы, размеры и диаметры, например, Loughnashade Trumpa из Ирландии и аналогичные рога из Скандинавии и других регионов. Куиссен (1927) задокументировал третий тип кельтского духового инструмента с изогнутым рогом, похожий на каледонский рожок Капрингтона. [31] или печально известный доисторический рог Сассекса , который, однако, был утерян и от которого сохранились лишь рисунки и репродукции. Неизвестно, был ли упомянутый Куиссеном рог фрагментом другого кельтского рога или простым коровьим рогом сельского населения, смычковым рожковым инструментом, известным во всей Европе.
Деревянные духовые и подобные инструменты
[ редактировать ]Костяные флейты, в основном сделанные из птиц, известны еще с каменного века . [32] Деревянные флейты появились позже и соответствовали римской фистуле (пастушьей флейте). Но терракотовые и костяные свистульки использовались на протяжении всей античности. [33] деревянные духовые инструменты, сделанные из трубок и трубок, похожие на греческий сиринкс ( пан-флейта ). Кроме того , использовались [34]
Перкуссия и танец
[ редактировать ]Кроталы (колокольчики) из бронзы или дерева, а также терракотовые погремушки известны с бронзового века, некоторые из которых имели форму птиц. [35] Закрытые колокольчики иногда имели кольцо и могли привязываться к одежде игрока. Оружие и щиты — не считая их использования для создания ритмических звуков на полях сражений — должны были широко использоваться в качестве ударных инструментов, но единственные источники в этом отношении относятся к галлейской и кельтиберийской культуре: В своем эпосе о Второй Пунической войне Силий упоминает экзотические песни галлейских военных союзников, под которые они отбивали ритм на своих щитах. [36] Сообщается о кельтиберийских танцах с оружием на похоронах Тиберия Семпрония Гракха . [37] Однако самые известные танцы Испании исполнялись Гадитанами , женщинами Гадеса в Испании Бетика . [38] которые были настолько популярны в Риме, что для римского музыкального образования нанимались специальные преподаватели из Испании. [39] Танцоры использовали хлопушки в качестве аккомпанемента, создавая похотливый танец, похожий на современные представления с кастаньетами . Использовали ли кельты барабанные инструменты, подобные римскому тимпану , неизвестно, но весьма вероятно, поскольку и другие формы ручных барабанов, такие как керамический немецкий Honsommern Drum , который был похож на африканский джембе известны со времен неолита . Барабан более позднего железного века - это барабан Малеморта, найденный в центральном французском регионе Коррез . [40]
Crwth — древняя кельтская лира
[ редактировать ]известно не так уж много О древней кельтской лире , только то, что она использовалась кельтскими бардами с 8-го века до нашей эры и что позже она была хорошо известна в Риме, где ее называли лирой . [41] Его резонатор был сделан из дерева, и лишь немногие компоненты были сделаны из костей. Струны инструмента были сделаны из кишечника животных. Галлы и другие кельтские народы считали ценность [42] как символ своей независимой музыкальной культуры, [43] хотя они, вероятно, получили его от древних греков. Готы взывали к своим племенным богам молитвами и песнопениями, которые сопровождались игрой на лире. [44] Ко времени нашествия варваров в V веке нашей эры лира стала самым важным струнным инструментом германских племен. [45] и представляла собой шестиструнную деревянную лиру с полыми грифами и деревянными вихрями на грифе. Однако оригинальная кельтская лира имела разное количество струн, как и Лира Павла . [46] которая изображена на статуе из Кот-д'Армор в Бретани , по-видимому, имела семь струн. [47] Остатки струнного инструмента, предположительно лиры, были найдены на острове Скай в Шотландии в 2012 году и датируются ок. 300 г. до н. э. [48]
Кельтское использование римских инструментов
[ редактировать ]Поскольку многие кельты, такие как галлы и германцы, стали частью римской армии, они, должно быть, также использовали римские инструменты, особенно во время сражений. Однако, похоже, был передан только один источник: во время инаугурации императора Клавдия войска, дислоцированные в Германии и Паннонии , подняли мятеж. Когда началось неожиданное лунное затмение , восставшие паннонцы, опасаясь гнева богов, приказали своим музыкантам играть против их погибели aeris sono, Tubearum cornuumque concentu , то есть на своих тубах и рогах . [49]
Пойте
[ редактировать ]Римляне оставили множество источников о песнопениях из разных регионов. Саллюстий упоминает испанский обычай исполнять песни предков в честь их военных подвигов. [50] Сообщается о исполнении «варварских песен» членом кельтиберийской пехоты во время битвы при Каннах в 216 г. до н. э., когда на него напал римский консул. [36] засвидетельствованы уже Тацитом Национальные песни для каледонцев . [51] Ливий сообщает о галльских военных песнях, которые слышались у реки Аллии . [52] После галльской победы (ок. 387 г. до н.э.) жителям города пришлось терпеть неблагозвучные боевые песнопения. [53] Сообщается, что единственный галльский воин вступил в бой с песнями. [54] Ливий, с другой стороны, описывает только римлянина Тита Манлия, который победит его в 361 г. до н.э., как хранившего вызывающее молчание, чтобы сосредоточить весь свой гнев на предстоящей битве. [55] галлы оказали сопротивление вражескому полководцу Ганнибалу и его войскам во время переправы через Рону . В 218 г. до н. э. яростными боевыми кличами и демонстративным лязгом мечей и доспехов [56]
Поскольку многие галлы и германцы присоединились к армии Цезаря после его победы над Галлией, их военные песнопения были добавлены к римским армейским песням: Когда 2000 солдат галльской кавалерии перешли на сторону Октавиана перед битвой при Акциуме , они не только поддержали Цезаря, но представили настоящие галльские военные песни. [57] Вероятно, самыми популярными вокальными исполнителями были кельтские барды, национальные героические песни которых были известны в Риме на протяжении всей античности. [58]
Германские песнопения
[ редактировать ]Римские источники германских песнопений основаны не на этнографических темах , а основаны на реальном опыте. Основные атрибуты германского пения можно получить из рассказов Публия Корнелия Тацита о германских племенах . Какими бы скудными и краткими ни были наблюдения Тацита, можно выделить два отдельных музыкальных жанра: боевое пение ( barditus / barritus / baritus ) и героические песни.
Бардитус — боевая песня
[ редактировать ]По мнению Тацита, среди других героев и богов германцы особенно почитали Геракла как своего бога войны с боевыми песнями, [59] что, возможно, вдохновило Гекатея Милетского использовать имя Κελτοί ( Келтои ) для кельтских гальштатских племен Западной и Юго-Западной Германии, [60] поскольку Кельт был сыном Геракла и Кельтины в греческой мифологии . [61] Воины «пели под щитами» и судили об исходе битвы по характеру так называемых бардитусов. [62] а также сопровождали свои крики ударами и грохотом своего оружия и доспехов. Самым важным аспектом была именно интонация перед боем, [63] и резкое начало бардити не говорит о музыке словами. Характеристика акустического крещендо скорее указывает на шумный боевой шум, чем на обычную песню со словами.
Германцы, сражавшиеся за Авла Вителлия Германика, начали боевое пение после того, как были окружены отонскими вражескими силами. [64] В своем отчете о батавском восстании под предводительством Гая Юлия Цивилиса автор Тацит противопоставляет нерешительную позицию римских солдат угрюмым батавским песнопениям. [65] В сочинениях Аммиана указывается, что описания сырых, глухих и громоподобных боевых песен, данные также Тацитом, отсылают к музыке германцев, сражавшихся на стороне римлян. [66] Тот факт, что он на самом деле упоминает «римлян», исполняющих германские песни, ясно показывает, насколько сильно римская армия была усилена германскими войсками. [67]
Героические песни
[ редактировать ]Хотя Тацит не делает различия между бардитами и героическими песнями, его выбор слов предполагает второй жанр. Тацита Совокупность аллитераций [68] Вероятно, это первое упоминание о рифме в Европе, ранней форме немецкого Stabreim , ставшего широко популярным в Средние века. [69]
Римляне были знакомы с германскими героическими песнями, например, из поэтического и музыкального «Нахлебена Арминия » . [70] Источник Тацита можно рассматривать как первое свидетельство ранних германских героических песен. [71] Праздничное пение также засвидетельствовано в ночь наступления римлян в регион Эмс в 15 году нашей эры. [72] В 26 году нашей эры восставшие фракийцы были застигнуты врасплох нападением римского консула и полководца Поппея Сабина во время пира с танцами и пением. Сикамбры , сражавшиеся на стороне римлян , противодействовали ситуации собственными вызывающими песнями: [73] что может быть свидетельством того, что кельты знали импровизацию, а также древнюю традицию певческих состязаний, о которых сообщает, например, Вергилий . [74] Готы пели героические песни, поклоняясь своим предкам. [75] и их традиция племенных песен хорошо засвидетельствована. [76] После битвы при Кампусе Мавриаке было слышно, как готы пели панихиды по своему побежденному королю. [77]
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает в себя материал из статьи Citizendium « Древняя кельтская музыка », которая доступна под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported License , но не под лицензией GFDL .
- ^ Марк Туллий Цицерон , Письма Аттику 4.17.6.
- ^ Тацит , Анналы 3.43
- ^ Светоний, Нерон 41.1; Кассий Дион, Римская история 63.22.4–6. Однако Нерон сам был настолько горд и эгоцентричен, что подобная критика его больше не беспокоила.
- ^ Historia Augusta : «Два величайших», 9.5
- ^ Классификация основана на методе производства звука, а не на материале конструкции инструмента.
- ^ Длина инструмента выведена не из археологических раскопок, а из изображений инструмента, к которым следует относиться с недоверием, поскольку они могли быть созданы как художественное преувеличение. Обычно длина карникса составляет от 1 до 1,5 метра, хотя некоторые археологи предполагают, что иногда инструмент был «высотой в человека». (Кристоф Манике и Мартин Фабиу, Decouverte à Tintignac Naves en Corrèze. Un dépôt uniquenel d'objets gaulois. Архивировано 24 апреля 2008 г. в Wayback Machine )
- ↑ Два игрока на карниксе изображены, например, на фризе Великой Ступы в Санчи , Индия.
- ↑ Гимназия 63, 1956, 349.
- ^ Глава, Hist. Численность , Оксфорд, 1911, с. 334, цитируется по: Герольд Вальзер: «Римская и галльская военная музыка». Виктор Равицца, Festschrift Arnold Geering , Берн, 1972 г.
- ^ Фридрих Бен, «Музыка в римской армии», журнал Mainz Magazine 7, 1912, стр. 36–47.
- ↑ Хайке Цехнер: Когда Трубадикс взрывает Карникс. Архивировано 10 октября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Джон Персер и Фрейзер Хантер, О Карниксе. Архивировано 28 апреля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Курт Сакс: « Литуус и Карникс»; в: Festschrift for Rochus von Liliencron , Лейпциг, 1910, стр. 241–246. Против : Гюнтер Фляйшхауэр , « Бучина и Корню», Научный журнал Галле-Виттенберг, 9, 1960, стр. 501–504.
- ^ Диодор Сицилийский 5.30.3 = Посейдоний FGr Hist 87 F 116; см. также ниже.
- ^ Квинт Энний , Анналы 530; Силий Италикус , Пунический 13.146; Квинт Гораций Флакк Кармина 1.1.23; Публий Папиний Статий Фиваида 6.227–230; Луций Анней Сенека Младший Фиест 574 и др.
- ^ Предложено Акселем Мэем и Хайке Цекнер; Однако в оригинальной реконструкции трубка была изогнута по направлению к мундштуку.
- ^ Джон Кенни, Реконструкция Дескфордского Карникса. Архивировано 30 апреля 2007 г. в Wayback Machine ; также возможно изготовление бэндов и мультифоники. Однако зооморфное ограничение на звуки, напоминающие кабана, следует применять только к Deskford Carnyx, поскольку у него была голова кабана, в отличие от многих других колокольчиков из карникса, вдохновленных разными животными ( см. Выше ).
- ^ Стив Пигготт: «Карникс в Британии раннего железного века». В: The Antiquaries Journal 39 (1959), стр. 19–32.
- ^ Марк Юниан Юстин , Краткое изложение филиппийской истории Помпеи Троги , 24.6.8
- ^ Полибий 2.29.5
- ^ См. Гай Юлий Цезарь : Комментарии к Галльской войне 7.81.3 и 8.20.2; см. также ниже.
- ^ Аммиан Марцеллин 19.6.9
- ^ Светоний : Жизнь Мариуса 27.6
- ^ Этрусско-римский литуус также был многофункциональным инструментом, использовавшимся в армии в качестве сигнального рога, во время похоронных процессий и других религиозных и гражданских церемоний.
- ^ Кристоф Манике и Мартина Фабиу, Открытие в нефах Тинтиньяка в Коррезе. Исключительное хранилище галльских объектов. Архивировано 24 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ См. также Гай Юлий Цезарь: Комментарии к Галльской войне 7.17
- ^ Полибий использует греческие названия инструментов; буквально: «играющие на быкане [ βυκάνη , греческое название латинского bucina , простого римского рожка] и сальпинкса [ σάλπιγξ , либо меньшей, характерной греческой трубы, либо, альтернативно, используемой в качестве греческого названия для военной трубы, например, римской туба ].»
- ^ В частности, перекладина была подтверждена как исключительно этрусская. Римские и греческие источники о тирренском (= этрусском) происхождении литууса и рога многочисленны. Лишь этрусское происхождение римской тубы до сих пор остается под вопросом. (См. также Макс Вегнер, «Этрурия», в: Музыка в истории и современности III, Кассель / Базель, 1954, стр. 1595–1602; Гюнтер Фляйшхауэр, « Бучина и Корню», в: Научный журнал Галле-Виттенберг, 9, 1960). , стр. 501–504; Михаэль Бюттнер, Исследования по истории трубы , Dissertation Münster, 1953, стр. 22 и др . Древние источники по этрурской музыке в целом см. в Günther Wille, Musica Romana , Amsterdam 1967, стр. 562– . 572. )
- ^ Jump up to: а б Пьер Куиссен, «Галльское оружие, изображенное на памятниках», Revue Archaeologique 1927, 72–77.
- ^ Герольд Вальзер: «Римская и галльская военная музыка», в: Виктор Равицца, Festschrift Arnold Geering , Берн, 1972 г.
- ^ «Древние лотианские рога: предыстория музыки» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г. Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Например, флейты Истурица и Арьежа. Известны также другие материалы, такие как терракота или рог северного оленя.
- ^ Например, костяные флейты из Вестербёлле (Дания) и Вейро (Франция).
- ^ Римляне также использовали термин «фистулы» для обозначения греческого сиринкса .
- ↑ Римским эквивалентом была бы не кротала, а скорее систра или цимбала , потому что в Риме кротала означала в основном деревянный хлопчатый инструмент, похожий на кастаньеты.
- ^ Jump up to: а б Тиберий Катий Силий Италик, Пунический 3.346
- ^ Ливий 25.17.4; возможно, аревакские солдаты из Нуманции . В современном кельтском музыкальном фольклоре Галисии танцы с оружием и мечами по-прежнему являются популярным элементом.
- ^ Марк Валериус Боевой , Книга зрелищ 5.78.22–27, 6.71.1 и 3.63.3
- ^ Марк Валериус Мартиалис, Liber spectaculorum 1.41.12. Насколько важным было для римлян иностранное музыкальное образование и что оно считалось выше общего образования, подтверждается 383 годом нашей эры, когда римляне под предводительством Грациана опасались голода и изгнали из города большое количество иностранцев. Примечательно, что 3000 танцовщиц, их хоров и учителей музыки разрешили остаться. (Аммиан Марцеллин, 14.6.19)
- ^ См., например, «Предыстория музыки». Открытие звуков и музыкальных инструментов доисторической эпохи .
- ^ Аммиан Марцеллин 15.9.8
- ^ Не путать с валлийским одноименным инструментом (см. Crwth ). Валлийский crwth (включая более позднее добавление лука ) восходит к средневековой лире, которая сама была основана на позднедревнегерманской производной древнего кельтского crwth (см. также ниже).
- ^ Аммиан Марцеллин 15.9.8; ср. также Венантий Фортунат , Кармина 7.8.61–64, где содержится более общее замечание.
- ^ Иорданис , Происхождение и деяния готов 10.65
- ^ Энтони Бэйнс: Оксфордский справочник по музыкальным инструментам , исправленное немецкое издание, Штутгарт, 2000 г.
- ↑ Поль — небольшая коммуна в департаменте Кот-д'Армор в Бретани.
- ^ Картину смотрите здесь .
- ^ «В пещере Скай найден «самый ранний струнный инструмент Западной Европы» » . Новости Би-би-си . Март 2012.
- ^ Тацит, Анналы 4.47.2. Однако неясно, были ли кельтские солдаты причастны к этому инциденту.
- ^ Гай Саллюстий Крисп, Фрагменты историй 2.92
- ^ Тацит, Жизнь Cn. Юлиус Агрикола 33,1
- ^ Ливий 5.37.8
- ^ Ливий 5.39.5
- ^ Квинт Клавдий Квадригарий , фрагмент из его Анналов , в: Авл Геллий 9.13.4
- ^ Ливий 7.10.8
- ^ Ливий 21.28.1; аналогичный инцидент описан в 189 г. до н. э. в Ливии 38.17.4.
- ^ Квинт Гораций Флакк , Эподон 9.17
- ^ Секст Помпей Фест , О значении слов 31 (изд. Линдси, 1913); Марк Анней Лукан 1449 г.
- ^ Бог, возможно, был завезен в кельтские регионы во время первых волн эллинизации после основания Массилии греками из Фокеи ок. 600 г. до н.э.
- ^ Гекатей Милетский, Фрагменты , в: Якоби, FGrH 1F 54–56; ср. также: Геродот Галикарнасский , Истории 2.33.3 и 4.49.3; Постумиус Руфий Фест (который и) Авиен(i)us , Ora Maritima 4.132–134
- ↑ Парфений Никейский , Narrationes amatoriae 30.1–2: и у них во время события родились дети Келтона, откуда были обвинены кельты .
- ^ Основной источник по бардиту - Тацит, Германия 3.1.
- ^ Публий Флавий Вегетий Ренат 3.18
- ^ Тацит, Истории 2.22.1
- ^ Тацит, Истории 4.18.3
- ^ Аммиан Марцеллин 16.12.43, 21.13.15 и 26.7.17
- ^ Аммиан Марцеллин 31.7.11
- ↑ Тацит, Германия 3.1 (аллитерации, подчеркнутые заглавными буквами): […] Они зажигают Души и будущие битвы предвещают Фортуну самой песней. Они пугают трепетом, когда звучит битва, и эти Голоса не кажутся такими же, как концерт Добродетели. […]
- ^ Г. Вольтерсторф, Philologische Wochenschrift 60, 1940, стр. 59; Рассказ Тацита о германском аллитеративном стихе указывает на то, что он слышал его лично либо в Германии , либо в Риме. Со времен Цезаря германские солдаты и их потомки играли заметную роль в римской армии, особенно в качестве элитной кавалерии .
- ^ Тацит, Анналы 2.88.3
- ^ Гюнтер Вилле: Musica Romana - Значение музыки в жизни римлян (Амстердам, 1967, стр. 575) adv. Бикель, Рейнский музей 98, 1955, с. 194
- ^ Тацит, Анналы 1.65.1
- ^ Тацит, Анналы 4.47.2
- ^ Публий Виргилий Маро, Эклоги III 3, 25–29, 31, 49, 51, 58 и 108; Эклоги V 1, 13 и 15; Эклоги VII 4, 18 и 69; Эклоги VIII 21, 25, 31, 36, 42, 46, 51, 57 и 61. Феокрит , I 3 и 24, V 1, 21, 30 и 67; В 80; ВИ 5; VII 41; VIII 61 и др.
- ↑ Аммиан Марцеллин, 31.7.11.
- ^ Иорданис, Происхождение и деяния готов 5.43; см. также выше: призывание богов готским жречеством, включая игру на лире (Иорданис, Происхождение и деяния готов 10.65).
- ^ Иорданис, Происхождение и деяния готов 41.214
Внешние ссылки
[ редактировать ]- John Kenny: The Voice of the Carnyx — аудиозапись реконструированного Дескфордского Карникса . (Требуется плагин браузера QuickTime .)
- Предисловие «Кельтская лира» объясняет, почему карникс и подобные ему природные инструменты могут быть создателями гэльских песенных мелодий.