Парфянская музыка

Парфянская империя , крупное государство древнего Ирана , просуществовала с 247 г. до н. э. по 224 г. н. э., в которой музыка играла заметную роль. Он участвовал в фестивалях, свадьбах, образовательных, военных и других общественных мероприятиях. Сохранившиеся художественные записи указывают на то, что в нем участвовали как мужчины, так и женщины, которые могли быть инструменталистами или певцами. Наряду с древней музыкой предыдущих Ахеменидов , мидийцев и ассирийцев , парфянская музыка сыграла решающую роль в закладывании основы золотого века последующей сасанидской музыки .
-поэты-музыканты госан персидский ( . : گوسان ) Менестрели были центральной традицией, вероятно, зародившейся в более ранний период Ахеменидов О них мало что известно, хотя греческие комментаторы вспоминают в их песнях панегирические темы. Использовались самые разнообразные инструменты, часто для аккомпанемента госана. Они включали как одно-, так и двухязычковые духовые инструменты, такие как панфлейты (сиринксы), поперечные флейты , малые трубы и авлосы , а также струнные инструменты, такие как кифара , арфы , лиры , лютня и танбур . По крайней мере, некоторые из них, такие как арфы, лютни и лиры, возникли в более ранние периоды.
По сравнению с их западным соперником, Римской империей , о парфянах известно гораздо меньше, но информацию о музыке можно получить из нескольких парфянских текстов, рассказов греческих и римских писателей, некоторых археологических свидетельств и различных визуальных источников. Последние из них обычно происходят либо из археологических памятников, либо из бывших поселений Хатры или Нисы и включают терракотовые бляшки, рельефы и иллюстрации на рогах для питья, известные как ритоны или по-персидски такук ( персидский : تکوک ).
Фон
[ редактировать ]
Из-за нехватки сохранившихся записей невозможно составить подробный очерк древнейшей музыки Персии. [2] Музыка существовала в Персии, по крайней мере, с. 3300–3100 гг. До н.э. периода Элама , когда самые ранние художественные изображения арочных арф датируются ; возможно, эти инструменты существовали задолго до их визуальных изображений. [3] Более поздние сохранившиеся инструменты включают бычьи лиры ок. 2450 г. , маленькие трубы Oxus ок . 22.00–17.50 , [4] и намного позже - лютни ок. 1300 г. до н. э., которые, похоже, были популярны среди высшего класса. [5] Наскальные рельефы Кул -э Фарах I века до нашей эры включают сложные персидские придворные ансамбли, в которых арочная арфа занимает центральное место. [6] Во времена Империи Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.) до сих пор сохранилось относительно мало записей. [7] [8] Некоторые предположения и неофициальные данные предполагают наличие женских хоров. [7] а также появление госан поэтов-музыкантов традиции менестрелей- , которая заняла центральное место в парфянской музыке. [9]
Парфянская империя была крупной политической и культурной державой древнего Ирана , существовавшей с ок. 247 г. до н.э. – 224 г. н.э. [10] В период своего расцвета его территория охватывала современную Сирию и Индию, а также от Каспийского моря до Персидского залива . [10] Его часто вспоминают из-за его соперничества с Римской империей , но по сравнению с его западным противником известно относительно мало информации. [10] Местные парфянские текстовые источники очень минимальны, а основные официальные записи, которые все еще существуют, - это парфянские монеты . [11] Немногие известные парфянские тексты обычно происходят из более западных регионов и обычно написаны клинописью на арамейском или греческом языке , реже на латыни , парфянском языке или иврите. [11] Большая часть информации о Парфянской империи поступает от иностранных комментаторов, особенно греков и римлян, хотя существуют отчеты об истории Парфии до 141 г. до н.э., хотя они крайне ограничены. [11] Эти отчеты часто неточны и сильно предвзяты, что привело к давнему мнению о парфянах как о «некультурных и варварах». [12] Такая перспектива долгое время препятствовала серьезному изучению парфянской культуры; Историк Леонардо Грегоратти отметил, что «Парфянская империя, государство, просуществовавшее долгих пять столетий, в последнее время медленно вышла из тени истории, чтобы восстановить свою культурную и историческую самобытность». [12] Свидетельства парфянской музыки несколько ограничены, но с помощью изобразительного искусства, археологических свидетельств, а также парфянских и иностранных текстов можно наблюдать многочисленные тенденции того периода. [13]
Обзор
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]
Информация об использовании парфянской музыки взята из нескольких парфянских текстов. [14] археологические находки и сочинения греческих и римских авторов. [13] [15] Изображения в изобразительном искусстве того времени часто иллюстрируют инструменты, обсуждаемые в тексте, но также изображают и другие неизвестные инструменты. [16] К ним относятся изображения инструментов, музыкантов и ансамблей на терракотовых досках и рельефах . [15] Рожки для питья из слоновой кости , известные как ритоны или такук ( персидский : تکوک ; также пишется как «рутас»), содержат много неизвестной музыкальной информации, а иллюстрации, описанные музыкальным археологом Бо Лавергреном , как «самые великолепные изображения» парфянской музыки. [16] Эти объекты обычно находятся в Хатре или Нисе . [17] Эти дошедшие до нас свидетельства указывают на то, что музыка играла заметную роль в Парфянской империи. [18] [n 2] Он был частью многих аспектов парфянской жизни, находя применение на фестивалях, свадьбах и войнах, а также в других общественных мероприятиях. [18]
Ближе к более позднему периоду существования империи, в первой половине II века, наблюдалось возрастающее присутствие христианской музыки. В частности, восточно-сирийская литургия практиковалась над рекой Тигр , пробравшись туда через Эдессу , Римскую Сирию (современная Урфа , Турция). Это произошло одновременно со многими другими парфянскими музыкальными традициями. [19]
Инструменты и поводы
[ редактировать ]В целом, большинство парфянских инструментов, похоже, основаны на инструментах Греции, Рима и Египта. [16] Визуальные изображения показывают, что такие инструменты, как авлос , кифара и сиринкс (флейта Пана), использовались в театре, жертвоприношениях, дионисийских танцах и других ритуалах. [16] По словам римского историка Иродиана , парфяне танцевали «под музыку флейт и бой барабанов». [20]
Музыка была стандартом образования парфянской молодежи. [21] Греческий географ Страбон отмечал, что учителя даже «будили мальчиков еще до рассвета звуками медных инструментов». [22]
Конкретные элементы
[ редактировать ]Барабаны
[ редактировать ]Роптронный барабан — один из наиболее известных парфянских инструментов. [23] Эти большие барабаны использовались в войне, причем Плутарх отмечал, что парфяне «справедливо полагали, что из всех чувств слух наиболее способен сбить с толку душу, скорее всего пробуждает ее эмоции и наиболее эффективно отменяет суждения». [16] [24] Музыковед Томас Дж. Мэтисен отмечает, что, хотя этот инструмент часто переводится на английском языке как бубен , он больше напоминает малый барабан . [25] Он объясняет, что ансамбль бубнов не мог вызвать такого же страха, как большие малые барабаны. [25]
Роптрон считается ранним предшественником современных литавр . [26]
Менестрели
[ редактировать ]Судя по текстовым и художественным представлениям, традиция менестрелей госана (также «гусан»; персидский : گوسان ), по-видимому, занимала видное место в парфянском обществе. [19] и, вероятно, возник в ранний период Ахеменидов. [7] Госан был поэтом-музыкантом, хотя в традициях было много разнообразия. [27] В мирное время они пели на рынках и, вероятно, сопровождались инструменталистами. [15] Практически ничего не известно об их обучении, и сохранилось крайне мало примеров их песен. [28] Судя по более поздним свидетельствам, их песни «провозглашали достоинство королей и героев прошлого». [29] Это подтверждает Страбон, который отмечает в своей «Географии» (XV.3.18), что молодые люди воспевали «дела как богов, так и благороднейших людей». [19] [22] В «Жизни Красса » из своих «Параллельных жизнеописаний » Плутарх отметил, что госаны также высмеивали римлян, поскольку они «пели много непристойных и нелепых песен о женственности и трусости Красса». [30]
Позднее влияние
[ редактировать ]Парфянская музыка, наряду с музыкой Ахеменидов, Мидян и Ассирийцев , заложила основу для последующей сасанидской музыки (224–651 гг. н. э.). [31] Традиция госан-менестрелей продолжилась в Сасанидской империи, где персидская музыка достигла золотого века покровительства и процветания. [32] Вполне вероятно, что парфянские песни продолжали петь еще долго после падения Империи, особенно в северо-восточных частях современного Ирана. [19] Эта песня, возможно, повлияла на « Шахнаме» или Фердоуси была включена в нее . [19]
Парфянская традиция госана оказала существенное влияние на музыку Армении , где развивалось аналогичное искусство госана. Армянские госаны воспевали подобные темы героизма, которые часто исполнялись с инструментальным сопровождением. [19]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хранится в Национальном музее древностей , найден в Иране. Инв. №: Б 1952/2.1 [1]
- ^ Эллерброк 2021 , с. 189 отмечает, что большинство древних обществ, например парфян, высоко ценили музыку.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эллерброк 2021 , с. 191.
- ^ В течение 1991а , с. 39.
- ^ Lawergren 2001 , §2 «3-е тысячелетие до н.э.: (i) Арочные арфы».
- ^ Lawergren 2001 , §2 «3-е тысячелетие до нашей эры: (ii) бычьи лиры, (iii) трубы».
- ^ Lawergren 2001 , §3 «2-е тысячелетие до н.э.: (ii) Лютни».
- ^ Lawergren 2001 , §4 «1-е тысячелетие до нашей эры: (i) ансамбли эламских арф».
- ^ Jump up to: а б с Lawergren 2001 , §4 «1-е тысячелетие до н.э.: (iii) период Ахеменидов, 550–331 до н.э.».
- ^ Фархат 2004 , с. 3.
- ^ Бойс 1957 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б с Эллерброк 2021 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Колледж 1967 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Эллерброк 2021 , с. XXIV.
- ^ Jump up to: а б Lawergren 2001a , § пп. 1–3.
- ^ Бойс 1957 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Эллерброк 2021 , стр. 190–191.
- ^ Jump up to: а б с д и Lawergren 2001a , § пар. 2.
- ^ Эллерброк 2021 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б Эллерброк 2021 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Lawergren 2001a , § пар. 1.
- ^ Иродиан 1961 , с. 1126.
- ^ Эллерброк 2021 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Страбон 1932 , с. 179.
- ^ Nikonorov 2000 , p. 71.
- ^ Плутарх 1916 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б Матисен 2019 , §5 «Музыкальные инструменты».
- ^ Лезвия 2001 , § §3 «До c1600».
- ^ Бойс 2012 , § пп. 1, 7.
- ^ Бойс 1957 , с. 18.
- ^ Бойс 1957 , с. 11.
- ^ Плутарх 1916 , с. 419.
- ^ В течение 1991а , с. 37.
- ^ Lawergren 2001 , §5 «Сасанидский период, 224–651 гг. н.э.».
Источники
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Иродиан (1961) [3 век]. «Книга 4: Глава XI» . История Империи со дня смерти Маркуса . Перевод Эколса, Эдварда К. Беркли: University of California Press .
- Плутарх (1916) [2 век]. «Жизнь Красса» . Параллельные жизни . Том. III. Перевод Перрена, Бернадота (Классическая библиотека Леба, 65 изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
- Страбон (1932) [5 век]. «Книга XV: Глава 3» . География . Перевод Джонса, Горация Леонарда (Классическая библиотека Леба, 267 изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
Современный
[ редактировать ]- Книги
- Колледж, Маргарита (1967). Парфяне . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . OCLC 969998589 .
- Эллерброк, Уве (2021). Парфяне: Забытая империя . Абингдон-на-Темзе: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-000-35848-3 .
- Фархат, Хормоз (2004). Концепция Дастга в персидской музыке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-54206-7 .
- Во время, Жан ; Мирабдолбаги, Зия, ред. (1991а). Искусство персидской музыки . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 978-0-934211-22-2 .
- Во время, Жан . «Исторический обзор». В журнале «During & Mirabdolbaghi» (1991a) , стр. 31–56.
- Во время, Жан ; Мирабдолбаги, Зия. «Инструменты вчера и сегодня». В журнале «During & Mirabdolbaghi» (1991b) , стр. 99–152.
- Статьи
- Блейдс, Джеймс (2001). «Тимпани» . В Боулзе, Эдмунд А. (ред.). Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Эдмундом А. Боулзом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27985 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Бойс, Мэри (1957). «Парфянский госан и иранская традиция менестрелей». Журнал Королевского азиатского общества . 89 (1–2). Издательство Кембриджского университета : 10–45. дои : 10.1017/S0035869X0010735X . JSTOR 25201987 . S2CID 161761104 .
- Бойс, Мэри (2012) [2002]. «Госан» . Энциклопедия Ираника . Лейден: Издательство Brill .
- Лавергрен, Бо (2001a). «Парфянская империя» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20973 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Лоэргрен, Бо ; Фархат, Хормоз ; Блюм, Стивен (2001). «Иран» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.13895 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Лоэргрен, Бо . «I. Доисламский». В Lawergren, Farhat & Blum (2001) .
- Никоноров, Валерий П. (2000). «Использование музыкальных ударных инструментов в древней восточной войне: свидетельства Парфии и Средней Азии». В Хикманне, Эллен; Лауфс, Инго; Эйхман, Рикардо (ред.). Musikarchäologie früher Metallzeiten: Vorträge des 1. Симпозиумы Международной исследовательской группы по музыкальной археологии в Клостере Михаэльштейне, 18–24 мая 1998 г. [ Музыкальная археология эпохи раннего металла: документы 1-го симпозиума Международной исследовательской группы по музыкальной археологии в монастыре Михаэльштейн , 18–24 мая 1998 г. ]. Studien zur Musikarchäologie, 2. Rahden/Westf: М. Лейдорф. OCLC 46766984 .
- Роману, Кэти; Мэтисен, Томас Дж .; Лингас, Александр; Малиарас, Никос; Халдаякис, Ахиллеус; Племменос, Джон; Бамихас, Пиррос; Кардамис, Костас; Контосси, София; Экономидес, Мирто; Трагаки, Дафни; Цагкаракис, Иоаннис; Чардас, Костас; Сейрагакис, Манолис; Чианис, Сотириос; Брандл, Рудольф М. (2019). «Греция» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/omo/9781561592630.013.3000000167 . ISBN 9781561592630 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Мэтисен, Томас Дж. «II. Древний». В Роману и др. (2019) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Образ парфянского музыканта