Jump to content

Парфянская музыка

Небольшая терракотовая скульптура парфянского музыканта, играющего на танбуре. [n 1]

Парфянская империя , крупное государство древнего Ирана , просуществовала с 247 г. до н. э. по 224 г. н. э., в которой музыка играла заметную роль. Он участвовал в фестивалях, свадьбах, образовательных, военных и других общественных мероприятиях. Сохранившиеся художественные записи указывают на то, что в нем участвовали как мужчины, так и женщины, которые могли быть инструменталистами или певцами. Наряду с древней музыкой предыдущих Ахеменидов , мидийцев и ассирийцев , парфянская музыка сыграла решающую роль в закладывании основы золотого века последующей сасанидской музыки .

-поэты-музыканты госан персидский ( . : گوسان ) Менестрели были центральной традицией, вероятно, зародившейся в более ранний период Ахеменидов О них мало что известно, хотя греческие комментаторы вспоминают в их песнях панегирические темы. Использовались самые разнообразные инструменты, часто для аккомпанемента госана. Они включали как одно-, так и двухязычковые духовые инструменты, такие как панфлейты (сиринксы), поперечные флейты , малые трубы и авлосы , а также струнные инструменты, такие как кифара , арфы , лиры , лютня и танбур . По крайней мере, некоторые из них, такие как арфы, лютни и лиры, возникли в более ранние периоды.

По сравнению с их западным соперником, Римской империей , о парфянах известно гораздо меньше, но информацию о музыке можно получить из нескольких парфянских текстов, рассказов греческих и римских писателей, некоторых археологических свидетельств и различных визуальных источников. Последние из них обычно происходят либо из археологических памятников, либо из бывших поселений Хатры или Нисы и включают терракотовые бляшки, рельефы и иллюстрации на рогах для питья, известные как ритоны или по-персидски такук ( персидский : تکوک ).

Парфянская империя в 94 г. до н. э. в наибольшем размахе, во время правления Митридата II ( годы правления 124–91 до н. э. )

Из-за нехватки сохранившихся записей невозможно составить подробный очерк древнейшей музыки Персии. [2] Музыка существовала в Персии, по крайней мере, с. 3300–3100 гг. До н.э. периода Элама , когда самые ранние художественные изображения арочных арф датируются ; возможно, эти инструменты существовали задолго до их визуальных изображений. [3] Более поздние сохранившиеся инструменты включают бычьи лиры ок. 2450 г. , маленькие трубы Oxus ок . 22.00–17.50 , [4] и намного позже - лютни ок. 1300 г. до н. э., которые, похоже, были популярны среди высшего класса. [5] Наскальные рельефы Кул -э Фарах I века до нашей эры включают сложные персидские придворные ансамбли, в которых арочная арфа занимает центральное место. [6] Во времена Империи Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.) до сих пор сохранилось относительно мало записей. [7] [8] Некоторые предположения и неофициальные данные предполагают наличие женских хоров. [7] а также появление госан поэтов-музыкантов традиции менестрелей- , которая заняла центральное место в парфянской музыке. [9]

Парфянская империя была крупной политической и культурной державой древнего Ирана , существовавшей с ок. 247 г. до н.э. – 224 г. н.э. [10] В период своего расцвета его территория охватывала современную Сирию и Индию, а также от Каспийского моря до Персидского залива . [10] Его часто вспоминают из-за его соперничества с Римской империей , но по сравнению с его западным противником известно относительно мало информации. [10] Местные парфянские текстовые источники очень минимальны, а основные официальные записи, которые все еще существуют, - это парфянские монеты . [11] Немногие известные парфянские тексты обычно происходят из более западных регионов и обычно написаны клинописью на арамейском или греческом языке , реже на латыни , парфянском языке или иврите. [11] Большая часть информации о Парфянской империи поступает от иностранных комментаторов, особенно греков и римлян, хотя существуют отчеты об истории Парфии до 141 г. до н.э., хотя они крайне ограничены. [11] Эти отчеты часто неточны и сильно предвзяты, что привело к давнему мнению о парфянах как о «некультурных и варварах». [12] Такая перспектива долгое время препятствовала серьезному изучению парфянской культуры; Историк Леонардо Грегоратти отметил, что «Парфянская империя, государство, просуществовавшее долгих пять столетий, в последнее время медленно вышла из тени истории, чтобы восстановить свою культурную и историческую самобытность». [12] Свидетельства парфянской музыки несколько ограничены, но с помощью изобразительного искусства, археологических свидетельств, а также парфянских и иностранных текстов можно наблюдать многочисленные тенденции того периода. [13]

Источники

[ редактировать ]
Два музыканта парфянского периода, хранятся в Пергамском музее , Берлин. Музыкант слева, кажется, держит ударный инструмент, а справа - духовой инструмент.

Информация об использовании парфянской музыки взята из нескольких парфянских текстов. [14] археологические находки и сочинения греческих и римских авторов. [13] [15] Изображения в изобразительном искусстве того времени часто иллюстрируют инструменты, обсуждаемые в тексте, но также изображают и другие неизвестные инструменты. [16] К ним относятся изображения инструментов, музыкантов и ансамблей на терракотовых досках и рельефах . [15] Рожки для питья из слоновой кости , известные как ритоны или такук ( персидский : تکوک ; также пишется как «рутас»), содержат много неизвестной музыкальной информации, а иллюстрации, описанные музыкальным археологом Бо Лавергреном , как «самые великолепные изображения» парфянской музыки. [16] Эти объекты обычно находятся в Хатре или Нисе . [17] Эти дошедшие до нас свидетельства указывают на то, что музыка играла заметную роль в Парфянской империи. [18] [n 2] Он был частью многих аспектов парфянской жизни, находя применение на фестивалях, свадьбах и войнах, а также в других общественных мероприятиях. [18]

Ближе к более позднему периоду существования империи, в первой половине II века, наблюдалось возрастающее присутствие христианской музыки. В частности, восточно-сирийская литургия практиковалась над рекой Тигр , пробравшись туда через Эдессу , Римскую Сирию (современная Урфа , Турция). Это произошло одновременно со многими другими парфянскими музыкальными традициями. [19]

Инструменты и поводы

[ редактировать ]

В целом, большинство парфянских инструментов, похоже, основаны на инструментах Греции, Рима и Египта. [16] Визуальные изображения показывают, что такие инструменты, как авлос , кифара и сиринкс (флейта Пана), использовались в театре, жертвоприношениях, дионисийских танцах и других ритуалах. [16] По словам римского историка Иродиана , парфяне танцевали «под музыку флейт и бой барабанов». [20]

Музыка была стандартом образования парфянской молодежи. [21] Греческий географ Страбон отмечал, что учителя даже «будили мальчиков еще до рассвета звуками медных инструментов». [22]

Конкретные элементы

[ редактировать ]

Барабаны

[ редактировать ]

Роптронный барабан — один из наиболее известных парфянских инструментов. [23] Эти большие барабаны использовались в войне, причем Плутарх отмечал, что парфяне «справедливо полагали, что из всех чувств слух наиболее способен сбить с толку душу, скорее всего пробуждает ее эмоции и наиболее эффективно отменяет суждения». [16] [24] Музыковед Томас Дж. Мэтисен отмечает, что, хотя этот инструмент часто переводится на английском языке как бубен , он больше напоминает малый барабан . [25] Он объясняет, что ансамбль бубнов не мог вызвать такого же страха, как большие малые барабаны. [25]

Роптрон считается ранним предшественником современных литавр . [26]

Менестрели

[ редактировать ]

Судя по текстовым и художественным представлениям, традиция менестрелей госана (также «гусан»; персидский : گوسان ), по-видимому, занимала видное место в парфянском обществе. [19] и, вероятно, возник в ранний период Ахеменидов. [7] Госан был поэтом-музыкантом, хотя в традициях было много разнообразия. [27] В мирное время они пели на рынках и, вероятно, сопровождались инструменталистами. [15] Практически ничего не известно об их обучении, и сохранилось крайне мало примеров их песен. [28] Судя по более поздним свидетельствам, их песни «провозглашали достоинство королей и героев прошлого». [29] Это подтверждает Страбон, который отмечает в своей «Географии» (XV.3.18), что молодые люди воспевали «дела как богов, так и благороднейших людей». [19] [22] В «Жизни Красса » из своих «Параллельных жизнеописаний » Плутарх отметил, что госаны также высмеивали римлян, поскольку они «пели много непристойных и нелепых песен о женственности и трусости Красса». [30]

Позднее влияние

[ редактировать ]

Парфянская музыка, наряду с музыкой Ахеменидов, Мидян и Ассирийцев , заложила основу для последующей сасанидской музыки (224–651 гг. н. э.). [31] Традиция госан-менестрелей продолжилась в Сасанидской империи, где персидская музыка достигла золотого века покровительства и процветания. [32] Вполне вероятно, что парфянские песни продолжали петь еще долго после падения Империи, особенно в северо-восточных частях современного Ирана. [19] Эта песня, возможно, повлияла на « Шахнаме» или Фердоуси была включена в нее . [19]

Парфянская традиция госана оказала существенное влияние на музыку Армении , где развивалось аналогичное искусство госана. Армянские госаны воспевали подобные темы героизма, которые часто исполнялись с инструментальным сопровождением. [19]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хранится в Национальном музее древностей , найден в Иране. Инв. №: Б 1952/2.1 [1]
  2. ^ Эллерброк 2021 , с. 189 отмечает, что большинство древних обществ, например парфян, высоко ценили музыку.
  1. ^ Эллерброк 2021 , с. 191.
  2. ^ В течение 1991а , с. 39.
  3. ^ Lawergren 2001 , §2 «3-е тысячелетие до н.э.: (i) Арочные арфы».
  4. ^ Lawergren 2001 , §2 «3-е тысячелетие до нашей эры: (ii) бычьи лиры, (iii) трубы».
  5. ^ Lawergren 2001 , §3 «2-е тысячелетие до н.э.: (ii) Лютни».
  6. ^ Lawergren 2001 , §4 «1-е тысячелетие до нашей эры: (i) ансамбли эламских арф».
  7. ^ Jump up to: а б с Lawergren 2001 , §4 «1-е тысячелетие до н.э.: (iii) период Ахеменидов, 550–331 до н.э.».
  8. ^ Фархат 2004 , с. 3.
  9. ^ Бойс 1957 , стр. 20–21.
  10. ^ Jump up to: а б с Эллерброк 2021 , с. 1.
  11. ^ Jump up to: а б с Колледж 1967 , с. 17.
  12. ^ Jump up to: а б Эллерброк 2021 , с. XXIV.
  13. ^ Jump up to: а б Lawergren 2001a , § пп. 1–3.
  14. ^ Бойс 1957 , с. 10.
  15. ^ Jump up to: а б с Эллерброк 2021 , стр. 190–191.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Lawergren 2001a , § пар. 2.
  17. ^ Эллерброк 2021 , с. 190.
  18. ^ Jump up to: а б Эллерброк 2021 , с. 189.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Lawergren 2001a , § пар. 1.
  20. ^ Иродиан 1961 , с. 1126.
  21. ^ Эллерброк 2021 , с. 188.
  22. ^ Jump up to: а б Страбон 1932 , с. 179.
  23. ^ Nikonorov 2000 , p. 71.
  24. ^ Плутарх 1916 , с. 387.
  25. ^ Jump up to: а б Матисен 2019 , §5 «Музыкальные инструменты».
  26. ^ Лезвия 2001 , § §3 «До c1600».
  27. ^ Бойс 2012 , § пп. 1, 7.
  28. ^ Бойс 1957 , с. 18.
  29. ^ Бойс 1957 , с. 11.
  30. ^ Плутарх 1916 , с. 419.
  31. ^ В течение 1991а , с. 37.
  32. ^ Lawergren 2001 , §5 «Сасанидский период, 224–651 гг. н.э.».

Источники

[ редактировать ]
  • Иродиан (1961) [3 век]. «Книга 4: Глава XI» . История Империи со дня смерти Маркуса . Перевод Эколса, Эдварда К. Беркли: University of California Press .
  • Плутарх (1916) [2 век]. «Жизнь Красса» . Параллельные жизни . Том. III. Перевод Перрена, Бернадота (Классическая библиотека Леба, 65 изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета .
  • Страбон (1932) [5 век]. «Книга XV: Глава 3» . География . Перевод Джонса, Горация Леонарда (Классическая библиотека Леба, 267 изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета .

Современный

[ редактировать ]
Книги
Статьи
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d088a4469de038494018f26f10712f9f__1722800520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/9f/d088a4469de038494018f26f10712f9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parthian music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)