Зириаб
Зириаб | |
---|---|
"Золото" Абу аль-Хасан Али бин Нафи | |
Личные данные | |
Рожденный | Абу ль-Хасан Али ибн Нафи в. 789 На территории современного Ирака, возможно, Багдад, Аббасидский халифат. [1] |
Умер | в. 27 января 857 г. (67–68 лет) Кордова , Кордовский эмират |
Занятие | лингвист , географ , поэт, химик , музыкант, певец , астроном , гастроном , по этикету и моде консультант |
Абу ль-Хасан «Али ибн Нафи » , более известный как Зирьяб , Зеряб или Зарьаб ( ок. 789– ок. 857) [2] ( араб . أبو الحسن علي ابن نافع, زریاب ), был певцом, игроком на уде и лютне , композитором, поэтом и учителем. Он жил и работал на территории современного Ирака , Северной Африки и Андалусии в средневековый исламский период. Он также был эрудитом , обладавшим знаниями в области астрономии , географии , метеорологии , ботаники , косметики, кулинарного искусства и моды.
Его прозвище «Зиряб» происходит от персидского слова «сойка» زرياب . [3] произносится как «Заряб». Он был также известен как Мирло («черный дрозд») на испанском языке . [2] Он работал при дворе Омейядов в Кордове в исламской Иберии . Впервые он добился известности при дворе Аббасидов в Багдаде , на месте своего рождения, как исполнитель и ученик музыканта и композитора Ибрагима аль-Маусили .
Зирьяб был одаренным учеником Ибрагима аль-Маусили в Багдаде, где Зирьяб получил начальные уроки. Однако он покинул Багдад во время правления аббасидского халифа аль-Мамуна и переехал в Кордову , где был принят в качестве придворного музыканта при Абд дворе ар-Рахмана II династии Омейядов .
Исторический контекст/ранняя жизнь
[ редактировать ]Карьера Зирьяба процветала в Аль-Андалусе . Согласно Энциклопедии ислама , он родился около 175 г.х./790 г. в семье аль - мавали халифа Махди . [4] Его этническое происхождение неясно. Судя по его внешности и происхождению, разные источники предполагают, что он был персом . [5] [6] [7] курдский , [ нужна ссылка ] араб , [8] Синди [9] [10] или африканский . [8] По словам Ибн Хайяна , «Али ибн Нафи» называли Черным дроздом из-за его чрезвычайно смуглого цвета лица, ясности голоса и «милости его характера». [1]
По мере того как исламские армии захватывали все новые и новые территории, их музыкальная культура распространялась вместе с ними, вплоть до западного Китая на востоке и Иберии на западе. После завоевания в 8-м веке почти всей Испании , которую они переименовали в Аль-Андалус , мусульмане в течение некоторого времени были небольшим меньшинством, значительно превосходящим по численности большинство христиан и небольшую общину евреев , у которых были свои собственные стили музыки. . С их приходом мусульмане и арабы представили новые стили музыки, и основные города Иберии вскоре стали известными музыкальными центрами в исламском мире. [11] В VIII и IX веках многие музыканты и художники со всего исламского мира в Иберию стекались . Хотя многие были талантливы, Зирьяб превзошел их всех. [12]
Зирьяб, скорее всего, родился в Багдаде. [1] и с юных лет обучался музыкальному искусству. В то время Багдад был важным центром музыки в мусульманском мире. [13] Все источники сходятся во мнении, что опытный и талантливый музыкант Ибрагим аль-Маусили . учителем Зирьяба был [14] Есть некоторые споры о том, как он прибыл в Аль-Андалус , но, возможно, своим музыкальным талантом он оскорбил своего покровителя или какую-то влиятельную фигуру. [15]
В одном сообщении, записанном аль-Маккари, говорится, что Зирьяб вызвал зависть своего наставника, устроив впечатляющее выступление перед халифом Харуном ар-Рашидом (ум. 809), в результате чего аль-Маусили приказал ему покинуть город. [11] [12] Ранее более достоверные источники указывают, что он пережил и Харуна, и его сына аль-Амина и ушел после смерти аль-Амина в 813 году. [16]
Зирьяб покинул Багдад во время правления аль-Мамуна спустя некоторое время после 813 года. Затем он отправился сначала в Сирию , а затем в Ифрикию ( Тунис ) в Кайруане, где жил при аглабидском дворе Зиядат Аллаха (годы правления 816–837). . [17] Зирьяб поссорился с Зиядатом Аллахом, но был приглашен в Аль-Андалус принцем Омейядов Аль-Хакамом I (годы правления 796–822). По прибытии в 822 году он обнаружил, что принц умер, но сын принца, Абд ар-Рахман II , возобновил приглашение своего отца. [16] Зирьяб поселился в Кордове с ежемесячной зарплатой в 200 золотых динаров и вскоре прославился как придворный поклонник еды, моды, пения и музыки. Он ввел стандарты совершенства во всех этих областях, а также установил новые нормы элегантных и благородных манер. [12] Он был близким товарищем принца и основал музыкальную школу , в которой обучались певцы и музыканты и которая влияла на музыкальное исполнение как минимум на два поколения после него.
Аль-Маккари утверждает в своем «Нафх ат-Тиб»: [18] (Ароматный бриз): «Ни до, ни после него (Зирьяба) не было человека его профессии, которого бы больше любили и которым восхищались».
Потомки
[ редактировать ]Согласно основному источнику Ибн Хайяну, у Зирьяба было восемь сыновей и две дочери. Пятеро сыновей и обе дочери стали выдающимися музыкантами. [12] Эти дети сохранили музыкальную школу своего отца, но певицы-рабыни, которых он обучал, также считались надежными источниками его репертуара в следующем поколении. [16]
Взносы
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Говорят, что Зирьяб улучшил Уд (или Лауд ), добавив пятую пару струн и используя орлиный клюв или перо вместо деревянной кирки. Зирьяб также окрасил четыре струны в цвет, символизирующий аристотелевскую юмористику, и пятую струну, символизирующую душу. [11] Говорят, что он создал уникальный и влиятельный стиль музыкального исполнения и написал песни, которые исполнялись на Иберии на протяжении нескольких поколений. Он оказал большое влияние на испанскую музыку и считается основателем андалузских музыкальных традиций Северной Африки .
Музыкальный стиль Зирьяба Багдади стал очень популярен при дворе Абд аль-Рахмана II . [15] Зирьяб также стал примером того, как должен поступать придворный , человек, посещавший аристократические дворы. По словам Ибн Хайяна , как и эрудированные люди своего времени, он хорошо разбирался во многих областях классических исследований, таких как астрономия, история и география.
По мнению ат-Тифаши , Зирьяб, по-видимому, популяризировал раннюю песенную последовательность, которая, возможно, была предшественником наубы (первоначально просто «очереди» исполнителя выступать перед принцем) или Нуба , которая сегодня известна как классическая арабская музыка Северной Африки, хотя связи в лучшем случае незначительны.
Абд ар-Рахман II был великим покровителем искусств, и Зирьябу была предоставлена большая свобода. Он основал одну из первых музыкальных школ в Кордове . В этой школе обучались как мужчины, так и женщины, которые были очень популярны среди аристократии того времени. [16] По словам Ибн Хайяна, Зирьяб разработал для них различные испытания. Например, если у ученика не было больших голосовых способностей, он вставлял ему в челюсть куски дерева, чтобы заставить его держать рот открытым. Или он туго завязывал пояс вокруг талии, чтобы заставить их дышать определенным образом, и проверял поступающих студентов, заставляя их петь настолько громкую и длинную ноту, насколько это возможно, чтобы проверить, есть ли у них объем легких.
Мода и гигиена
[ редактировать ]Зирьяб ввел моду на то, чтобы менять одежду в зависимости от погоды и сезона. [12] Он предложил разную одежду для утра, дня и вечера. Анри Террасс , французский историк Северной Африки , отметил, что легенда приписывает Зирьябу зимние и летние стили одежды, а также «роскошное восточное платье », которое сегодня можно найти в Марокко , но утверждает, что «без сомнения, одинокий человек не смог бы достичь этого». Это скорее событие, которое потрясло мусульманский мир в целом...» [19]
Он создал новый тип дезодоранта для избавления от неприятных запахов. [12] а также пропагандировал утренние и вечерние ванны и подчеркивал соблюдение личной гигиены. Считается, что Зирьяб изобрел первую зубную пасту , которую он популяризировал по всей исламской Иберии . Точные ингредиенты этой зубной пасты в настоящее время неизвестны, но сообщается, что она «функциональна и приятна на вкус». [20]
По словам Аль-Маккари, до прибытия Зирьяба все жители Аль-Андалуса при дворе Кордовы носили свои длинные волосы, разделенные пробором посередине и свободно спадавшие до плеч, мужчины и женщины; Зирьябу подстригли волосы с челкой до бровей и прямо на лбу, «новые короткие прически оставляли свободными шею, уши и брови». [11] Он популяризировал бритье среди мужчин и установил новые тенденции в стрижках . Раньше королевские особы мыли волосы розовой водой, но Зирьяб ввел использование соли и ароматных масел для улучшения состояния волос. [21] Он утверждается некоторыми [21] открыть салоны красоты для женщин кордовской элиты. Однако это не подтверждается ранними источниками.
Зирьяб был «главным законодателем моды своего времени», создававшим тенденции в моде, прическах и гигиене. Его ученики принесли эти тенденции с собой по всей Европе и Северной Африке. [22]
Кухня
[ редактировать ]Зирьяб был арбитром кулинарной моды и вкуса, который также «совершил революцию в местной кухне», представив новые фрукты и овощи, такие как спаржа , и введя трапезу из трех блюд, подаваемую на кожаных скатертях, настаивая на том, что еда должна подаваться в трех отдельных блюда, состоящие из супа , основного блюда и десерта. [23] Он также ввел использование хрусталя в качестве контейнера для напитков, что было более эффективно, чем металл. Это утверждение подтверждается рассказами о том, как он резал большие хрустальные кубки . [11] До него еду подавали просто на тарелках и на голых столах, как это было у римлян . Говорят также, что он популяризировал употребление вина. [24]
Наследие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит формулировки, которые продвигают тему в субъективной манере, не передавая реальной информации . ( Август 2019 г. ) |
Зирьяб оказал значительное влияние на двор Кордовы , сделав его крупным культурным центром своего времени. Он представил различные инновации в одежде, стилях, продуктах питания, средствах гигиены и музыке, которые оказали длительное влияние на андалузскую культуру. Его вклад в музыку был особенно заметен, заложив основу классической испанской музыки. 8-9 веков Обширный вклад Зирьяба сделал его выдающимся деятелем культуры Иберии . [25]
Ученики Зирьяба перенесли начатые им тенденции и изобретения в Северную Африку и Европу. [22]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Роберт В. Леблинг-младший (июль – август 2003 г.). «Полет Черного дрозда» (PDF) . Саудовская Арамко Мир . 54 (4). Иллюстрировано Норманом Макдональдом: 24–33.
- ^ Jump up to: а б Гилл, Джон (2008). Андалусия: история культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН 978-0-19-537610-4 .
- ^ определение Заряба . almaany.com
- ^ Х.Г., фермер; Э., Нойбауэр. ЗИРЬЯБ . Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_sim_8172 .
- ^ О'Каллаган, Джозеф Ф. (15 апреля 2013 г.). История средневековой Испании . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801468711 .
Самым влиятельным придворным был музыкант Зирьяб, перс, занимавший высокое положение при дворе в Багдаде.
- ^ Монро, Джеймс Т. (30 января 2004 г.). Испано-арабская поэзия: студенческая антология . ООО «Горгиас Пресс».
Модернизм был принесен из двора Харуна ар-Рашида Зирьябом, персидским певцом, ставшим арбитром...
- ^ Шейндлин, Р.П.; Барлетта, В. (24 августа 2017 г.). «Аль-Андалус, Поэзия» . В Грин, Роланд (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691154916 .
(...) в карьере Абу аль-Хасана Али ибн Нафайни (известного как Зирьяб), жителя 9-го века. иранский эрудит, который, прибыв в Кордову, использовал престиж своего происхождения, чтобы привести придворную моду в поэзии, музыке и манерах в соответствие с модой Багдада.
- ^ Jump up to: а б Джоя, Тед (2015). Песни о любви: Скрытая история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-935757-4 .
- ^ Зухур, Шерифа (2001). Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока . Американский университет в Каире Press . п. 324. ИСБН 978-977-424-607-4 .
- ^ Юсуф, Зохра (1988). Ритмы Нижнего Инда: взгляд на музыку Синда . Департамент культуры и туризма правительства Синда. стр. 31–32 – через Мичиганский университет .
- ^ Jump up to: а б с д и Сальма Хадра Джайюси и Мануэла Марин (1994), Наследие мусульманской Испании , с. 117, издательство «Брилл», ISBN 90-04-09599-3
- ^ Jump up to: а б с д и ж Менокал, Мария Роза; Раймонд П. Шейндлин; Майкл Энтони Селлс, ред. (2000), Литература Аль-Андалуса , издательство Кембриджского университета
- ^ Дебойк, София (7 марта 2021 г.). «Багдад – благодатная территория музыки» . Новый европеец . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Нойбауэр, Экхард (2001b). «Зирьяб» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.31002 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Jump up to: а б Констебль, Оливия Реми, изд. (1997), Средневековая Иберия , Филадельфия: University of Pennsylvania Press
- ^ Jump up to: а б с д Давила, Карл (2009), Исправление биографии незаконнорожденного: Зирьяб в Средиземноморском мире , том. 21, Аль-Масак: Ислам в средневековом Средиземноморье
- ^ Эпштейн, Джоэл (2019). Язык Сердца . ДПК. стр. 234–237. ISBN 978-1070100906 .
- ^ текст, Ахмад ибн Мохаммад аль-Маккари аль-Малики аль-Магриби аль-Ашари Автор дю (1765–1766). Китаб нафх ат-тиб мин гхусн аль-Андалуз аль-Ратиб ва зикр вазириха Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб, история, политика и литература Испании, автор Ахмад ибн Мохаммад аль-Маккари аль-Малики аль-Магриби аль-Ашари, нет предыдущей части географии и истории Испании, а второй — биографии посетителя Лисан ад-Дина ибн аль-Хатиба .
- ^ Террасс, Х. (1958) «Ислам Испании» - встреча Востока и Запада», Librairie Plon, Париж, стр. 52–53.
- ^ Роберт В., Леблинг младший «Полет черного дрозда» . Саудовская Арамко Мир .
- ^ Jump up to: а б Леблинг-младший, Роберт В. (июль – август 2003 г.), «Полет черного дрозда» , Saudi Aramco World : 24–33 , получено 28 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б 1001 изобретение и удивительные факты мусульманской цивилизации . Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic. 2012. с. 18. ISBN 978-1-4263-1258-8 .
- ^ Сюзанна Утцт, Сахар Эслах, Мартин Карасо Мендес, Кристиан Твенте (30 октября 2016 г.). Великие народы 2: Арабы [ Великие народы 2: Арабы ] (Видеодокументальный фильм) (на немецком языке). Германия: Терра X через ZDF . Событие происходит в 24:05 мин . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Герли, Майкл (2003). Средневековая Иберия: энциклопедия . Рутледж. п. 850.
- ^ Флетчер, Мавританская Испания , 1992, стр. 43-45.
Ссылки
[ редактировать ]- Титус Буркхардт, «Мавританская культура в Испании.
- Полет «Черного дрозда» Роберт В. Леблинг-младший, Saudi Aramco World , июль/август 2003 г.
- Эпштейн, Джоэл (2019). Язык Сердца . ДПК. ISBN 978-1070100906 .
Другие источники
[ редактировать ]- Энциклопедия ислама
- аль-Муктабис Ибн Хайяна
- Мукаддима Ибн Халдуна Глава V , , часть 31, «Искусство пения».
- Тарих фатх аль-Андалус, автор Ибн аль-Кутийя
- аль-Икд аль-Фарид Ибн Абд Раббиха
- Тарих Багдад Ибн Тайфура
- Китаб аль-Агани, автор Абу ль-Фарадж аль-Исфахани
- Таук аль-хамама Ибн Хазма
- Джавдхат аль-Муктабис Аль-Хумайди
- Мугриб фи хула ль-Магриб Ибн Саида
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Заряба на Fravahr.org Статья
- Титус Буркхардт, «Мавританская культура в Испании .
- Статья о фильмах Навруз
- Статья на сайте Мусульманское наследие.com.
- Африканские музыкальные произведения Элайджи Уолда
- Полет «Черного дрозда» , Saudi Aramco World
- Культурная икона Аль-Андалуса в «Утерянной исламской истории»
- Эпштейн, Джоэл (2019). Язык Сердца . ДПК. ISBN 978-1070100906 .
- 780-е рождения
- 857 смертей
- Люди 9-го века из Аль-Андалуса
- История химии
- Путешественники 9 века
- Географы Аббасидского халифата
- Лингвисты
- Музыканты из Аббасидского халифата
- Музыканты средневекового исламского мира
- Музыканты 9 века
- Рабы 9 века
- Арабские рабы и вольноотпущенники
- Средневековые певцы на арабском языке
- Кухня средневекового исламского мира
- Рабы из Аббасидского халифата
- Рабы из Аль-Андалуса