Jump to content

Зириаб

Зириаб
"Золото"
Абу аль-Хасан Али бин Нафи
Личные данные
Рожденный
Абу ль-Хасан Али ибн Нафи

в. 789
На территории современного Ирака, возможно, Багдад, Аббасидский халифат. [1]
Умер в. 27 января 857 г. (67–68 лет)
Кордова , Кордовский эмират
Занятие лингвист , географ , поэт, химик , музыкант, певец , астроном , гастроном , по этикету и моде консультант

Абу ль-Хасан «Али ибн Нафи » , более известный как Зирьяб , Зеряб или Зарьаб ( ок. 789– ок. 857) [2] ( араб . أبو الحسن علي ابن نافع, زریاب ), был певцом, игроком на уде и лютне , композитором, поэтом и учителем. Он жил и работал на территории современного Ирака , Северной Африки и Андалусии в средневековый исламский период. Он также был эрудитом , обладавшим знаниями в области астрономии , географии , метеорологии , ботаники , косметики, кулинарного искусства и моды.

Его прозвище «Зиряб» происходит от персидского слова «сойка» زرياب . [3] произносится как «Заряб». Он был также известен как Мирло («черный дрозд») на испанском языке . [2] Он работал при дворе Омейядов в Кордове в исламской Иберии . Впервые он добился известности при дворе Аббасидов в Багдаде , на месте своего рождения, как исполнитель и ученик музыканта и композитора Ибрагима аль-Маусили .

Зирьяб был одаренным учеником Ибрагима аль-Маусили в Багдаде, где Зирьяб получил начальные уроки. Однако он покинул Багдад во время правления аббасидского халифа аль-Мамуна и переехал в Кордову , где был принят в качестве придворного музыканта при Абд дворе ар-Рахмана II династии Омейядов .

Исторический контекст/ранняя жизнь

[ редактировать ]

Карьера Зирьяба процветала в Аль-Андалусе . Согласно Энциклопедии ислама , он родился около 175 г.х./790 г. в семье аль - мавали халифа Махди . [4] Его этническое происхождение неясно. Судя по его внешности и происхождению, разные источники предполагают, что он был персом . [5] [6] [7] курдский , [ нужна ссылка ] араб , [8] Синди [9] [10] или африканский . [8] По словам Ибн Хайяна , «Али ибн Нафи» называли Черным дроздом из-за его чрезвычайно смуглого цвета лица, ясности голоса и «милости его характера». [1]

По мере того как исламские армии захватывали все новые и новые территории, их музыкальная культура распространялась вместе с ними, вплоть до западного Китая на востоке и Иберии на западе. После завоевания в 8-м веке почти всей Испании , которую они переименовали в Аль-Андалус , мусульмане в течение некоторого времени были небольшим меньшинством, значительно превосходящим по численности большинство христиан и небольшую общину евреев , у которых были свои собственные стили музыки. . С их приходом мусульмане и арабы представили новые стили музыки, и основные города Иберии вскоре стали известными музыкальными центрами в исламском мире. [11] В VIII и IX веках многие музыканты и художники со всего исламского мира в Иберию стекались . Хотя многие были талантливы, Зирьяб превзошел их всех. [12]

Зирьяб, скорее всего, родился в Багдаде. [1] и с юных лет обучался музыкальному искусству. В то время Багдад был важным центром музыки в мусульманском мире. [13] Все источники сходятся во мнении, что опытный и талантливый музыкант Ибрагим аль-Маусили . учителем Зирьяба был [14] Есть некоторые споры о том, как он прибыл в Аль-Андалус , но, возможно, своим музыкальным талантом он оскорбил своего покровителя или какую-то влиятельную фигуру. [15]

В одном сообщении, записанном аль-Маккари, говорится, что Зирьяб вызвал зависть своего наставника, устроив впечатляющее выступление перед халифом Харуном ар-Рашидом (ум. 809), в результате чего аль-Маусили приказал ему покинуть город. [11] [12] Ранее более достоверные источники указывают, что он пережил и Харуна, и его сына аль-Амина и ушел после смерти аль-Амина в 813 году. [16]

Зирьяб покинул Багдад во время правления аль-Мамуна спустя некоторое время после 813 года. Затем он отправился сначала в Сирию , а затем в Ифрикию ( Тунис ) в Кайруане, где жил при аглабидском дворе Зиядат Аллаха (годы правления 816–837). . [17] Зирьяб поссорился с Зиядатом Аллахом, но был приглашен в Аль-Андалус принцем Омейядов Аль-Хакамом I (годы правления 796–822). По прибытии в 822 году он обнаружил, что принц умер, но сын принца, Абд ар-Рахман II , возобновил приглашение своего отца. [16] Зирьяб поселился в Кордове с ежемесячной зарплатой в 200 золотых динаров и вскоре прославился как придворный поклонник еды, моды, пения и музыки. Он ввел стандарты совершенства во всех этих областях, а также установил новые нормы элегантных и благородных манер. [12] Он был близким товарищем принца и основал музыкальную школу , в которой обучались певцы и музыканты и которая влияла на музыкальное исполнение как минимум на два поколения после него.

Аль-Маккари утверждает в своем «Нафх ат-Тиб»: [18] (Ароматный бриз): «Ни до, ни после него (Зирьяба) не было человека его профессии, которого бы больше любили и которым восхищались».

Согласно основному источнику Ибн Хайяну, у Зирьяба было восемь сыновей и две дочери. Пятеро сыновей и обе дочери стали выдающимися музыкантами. [12] Эти дети сохранили музыкальную школу своего отца, но певицы-рабыни, которых он обучал, также считались надежными источниками его репертуара в следующем поколении. [16]

Говорят, что Зирьяб улучшил Уд (или Лауд ), добавив пятую пару струн и используя орлиный клюв или перо вместо деревянной кирки. Зирьяб также окрасил четыре струны в цвет, символизирующий аристотелевскую юмористику, и пятую струну, символизирующую душу. [11] Говорят, что он создал уникальный и влиятельный стиль музыкального исполнения и написал песни, которые исполнялись на Иберии на протяжении нескольких поколений. Он оказал большое влияние на испанскую музыку и считается основателем андалузских музыкальных традиций Северной Африки .

Музыкальный стиль Зирьяба Багдади стал очень популярен при дворе Абд аль-Рахмана II . [15] Зирьяб также стал примером того, как должен поступать придворный , человек, посещавший аристократические дворы. По словам Ибн Хайяна , как и эрудированные люди своего времени, он хорошо разбирался во многих областях классических исследований, таких как астрономия, история и география.

По мнению ат-Тифаши , Зирьяб, по-видимому, популяризировал раннюю песенную последовательность, которая, возможно, была предшественником наубы (первоначально просто «очереди» исполнителя выступать перед принцем) или Нуба , которая сегодня известна как классическая арабская музыка Северной Африки, хотя связи в лучшем случае незначительны.

Абд ар-Рахман II был великим покровителем искусств, и Зирьябу была предоставлена ​​большая свобода. Он основал одну из первых музыкальных школ в Кордове . В этой школе обучались как мужчины, так и женщины, которые были очень популярны среди аристократии того времени. [16] По словам Ибн Хайяна, Зирьяб разработал для них различные испытания. Например, если у ученика не было больших голосовых способностей, он вставлял ему в челюсть куски дерева, чтобы заставить его держать рот открытым. Или он туго завязывал пояс вокруг талии, чтобы заставить их дышать определенным образом, и проверял поступающих студентов, заставляя их петь настолько громкую и длинную ноту, насколько это возможно, чтобы проверить, есть ли у них объем легких.

Мода и гигиена

[ редактировать ]

Зирьяб ввел моду на то, чтобы менять одежду в зависимости от погоды и сезона. [12] Он предложил разную одежду для утра, дня и вечера. Анри Террасс , французский историк Северной Африки , отметил, что легенда приписывает Зирьябу зимние и летние стили одежды, а также «роскошное восточное платье », которое сегодня можно найти в Марокко , но утверждает, что «без сомнения, одинокий человек не смог бы достичь этого». Это скорее событие, которое потрясло мусульманский мир в целом...» [19]

Он создал новый тип дезодоранта для избавления от неприятных запахов. [12] а также пропагандировал утренние и вечерние ванны и подчеркивал соблюдение личной гигиены. Считается, что Зирьяб изобрел первую зубную пасту , которую он популяризировал по всей исламской Иберии . Точные ингредиенты этой зубной пасты в настоящее время неизвестны, но сообщается, что она «функциональна и приятна на вкус». [20]

По словам Аль-Маккари, до прибытия Зирьяба все жители Аль-Андалуса при дворе Кордовы носили свои длинные волосы, разделенные пробором посередине и свободно спадавшие до плеч, мужчины и женщины; Зирьябу подстригли волосы с челкой до бровей и прямо на лбу, «новые короткие прически оставляли свободными шею, уши и брови». [11] Он популяризировал бритье среди мужчин и установил новые тенденции в стрижках . Раньше королевские особы мыли волосы розовой водой, но Зирьяб ввел использование соли и ароматных масел для улучшения состояния волос. [21] Он утверждается некоторыми [21] открыть салоны красоты для женщин кордовской элиты. Однако это не подтверждается ранними источниками.

Зирьяб был «главным законодателем моды своего времени», создававшим тенденции в моде, прическах и гигиене. Его ученики принесли эти тенденции с собой по всей Европе и Северной Африке. [22]

Зирьяб был арбитром кулинарной моды и вкуса, который также «совершил революцию в местной кухне», представив новые фрукты и овощи, такие как спаржа , и введя трапезу из трех блюд, подаваемую на кожаных скатертях, настаивая на том, что еда должна подаваться в трех отдельных блюда, состоящие из супа , основного блюда и десерта. [23] Он также ввел использование хрусталя в качестве контейнера для напитков, что было более эффективно, чем металл. Это утверждение подтверждается рассказами о том, как он резал большие хрустальные кубки . [11] До него еду подавали просто на тарелках и на голых столах, как это было у римлян . Говорят также, что он популяризировал употребление вина. [24]

Наследие

[ редактировать ]
Памятник Зирьябу в виде черного дрозда в Кордове, Испания.

Зирьяб оказал значительное влияние на двор Кордовы , сделав его крупным культурным центром своего времени. Он представил различные инновации в одежде, стилях, продуктах питания, средствах гигиены и музыке, которые оказали длительное влияние на андалузскую культуру. Его вклад в музыку был особенно заметен, заложив основу классической испанской музыки. 8-9 веков Обширный вклад Зирьяба сделал его выдающимся деятелем культуры Иберии . [25]

Ученики Зирьяба перенесли начатые им тенденции и изобретения в Северную Африку и Европу. [22]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Роберт В. Леблинг-младший (июль – август 2003 г.). «Полет Черного дрозда» (PDF) . Саудовская Арамко Мир . 54 (4). Иллюстрировано Норманом Макдональдом: 24–33.
  2. ^ Jump up to: а б Гилл, Джон (2008). Андалусия: история культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН  978-0-19-537610-4 .
  3. ^ определение Заряба . almaany.com
  4. ^ Х.Г., фермер; Э., Нойбауэр. ЗИРЬЯБ . Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_sim_8172 .
  5. ^ О'Каллаган, Джозеф Ф. (15 апреля 2013 г.). История средневековой Испании . Издательство Корнельского университета. ISBN  9780801468711 . Самым влиятельным придворным был музыкант Зирьяб, перс, занимавший высокое положение при дворе в Багдаде.
  6. ^ Монро, Джеймс Т. (30 января 2004 г.). Испано-арабская поэзия: студенческая антология . ООО «Горгиас Пресс». Модернизм был принесен из двора Харуна ар-Рашида Зирьябом, персидским певцом, ставшим арбитром...
  7. ^ Шейндлин, Р.П.; Барлетта, В. (24 августа 2017 г.). «Аль-Андалус, Поэзия» . В Грин, Роланд (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691154916 . (...) в карьере Абу аль-Хасана Али ибн Нафайни (известного как Зирьяб), жителя 9-го века. иранский эрудит, который, прибыв в Кордову, использовал престиж своего происхождения, чтобы привести придворную моду в поэзии, музыке и манерах в соответствие с модой Багдада.
  8. ^ Jump up to: а б Джоя, Тед (2015). Песни о любви: Скрытая история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-935757-4 .
  9. ^ Зухур, Шерифа (2001). Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока . Американский университет в Каире Press . п. 324. ИСБН  978-977-424-607-4 .
  10. ^ Юсуф, Зохра (1988). Ритмы Нижнего Инда: взгляд на музыку Синда . Департамент культуры и туризма правительства Синда. стр. 31–32 – через Мичиганский университет .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Сальма Хадра Джайюси и Мануэла Марин (1994), Наследие мусульманской Испании , с. 117, издательство «Брилл», ISBN   90-04-09599-3
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Менокал, Мария Роза; Раймонд П. Шейндлин; Майкл Энтони Селлс, ред. (2000), Литература Аль-Андалуса , издательство Кембриджского университета
  13. ^ Дебойк, София (7 марта 2021 г.). «Багдад – благодатная территория музыки» . Новый европеец . Проверено 13 июня 2024 г.
  14. ^ Нойбауэр, Экхард (2001b). «Зирьяб» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.31002 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  15. ^ Jump up to: а б Констебль, Оливия Реми, изд. (1997), Средневековая Иберия , Филадельфия: University of Pennsylvania Press
  16. ^ Jump up to: а б с д Давила, Карл (2009), Исправление биографии незаконнорожденного: Зирьяб в Средиземноморском мире , том. 21, Аль-Масак: Ислам в средневековом Средиземноморье
  17. ^ Эпштейн, Джоэл (2019). Язык Сердца . ДПК. стр. 234–237. ISBN  978-1070100906 .
  18. ^ текст, Ахмад ибн Мохаммад аль-Маккари аль-Малики аль-Магриби аль-Ашари Автор дю (1765–1766). Китаб нафх ат-тиб мин гхусн аль-Андалуз аль-Ратиб ва зикр вазириха Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб, история, политика и литература Испании, автор Ахмад ибн Мохаммад аль-Маккари аль-Малики аль-Магриби аль-Ашари, нет предыдущей части географии и истории Испании, а второй — биографии посетителя Лисан ад-Дина ибн аль-Хатиба .
  19. ^ Террасс, Х. (1958) «Ислам Испании» - встреча Востока и Запада», Librairie Plon, Париж, стр. 52–53.
  20. ^ Роберт В., Леблинг младший «Полет черного дрозда» . Саудовская Арамко Мир .
  21. ^ Jump up to: а б Леблинг-младший, Роберт В. (июль – август 2003 г.), «Полет черного дрозда» , Saudi Aramco World : 24–33 , получено 28 января 2008 г.
  22. ^ Jump up to: а б 1001 изобретение и удивительные факты мусульманской цивилизации . Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic. 2012. с. 18. ISBN  978-1-4263-1258-8 .
  23. ^ Сюзанна Утцт, Сахар Эслах, Мартин Карасо Мендес, Кристиан Твенте (30 октября 2016 г.). Великие народы 2: Арабы [ Великие народы 2: Арабы ] (Видеодокументальный фильм) (на немецком языке). Германия: Терра X через ZDF . Событие происходит в 24:05 мин . Проверено 13 января 2017 г.
  24. ^ Герли, Майкл (2003). Средневековая Иберия: энциклопедия . Рутледж. п. 850.
  25. ^ Флетчер, Мавританская Испания , 1992, стр. 43-45.
  • Титус Буркхардт, «Мавританская культура в Испании.
  • Полет «Черного дрозда» Роберт В. Леблинг-младший, Saudi Aramco World , июль/август 2003 г.
  • Эпштейн, Джоэл (2019). Язык Сердца . ДПК. ISBN  978-1070100906 .

Другие источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d4aa1310fc8ddce3b38833d0eec40f9__1721238660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/f9/1d4aa1310fc8ddce3b38833d0eec40f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ziryab - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)