Заки аль-Арсузи
Заки аль-Арсузи Заки Аль-Арсузи | |
---|---|
![]() аль-Арсузи до 1939 г. | |
Рожденный | июнь 1899 г. Латакия , префектура Бейрут , Османская империя. |
Умер | 2 июля 1968 г. Дамаск , Сирия | ( 69 лет
Эра | Философия 20-го века |
Область | Восточная философия |
Школа | Баасизм , арабский национализм |
Основные интересы | Политика, философия, социология, национализм, филология , история |
Известные идеи | Соучредитель баасизма (совместно с Афлаком и аль-Битаром ), «Гений арабского языка в его языке». |
Заки аль-Арсузи ( араб . زكي الأرسوزي , латинизированный : Заки аль-Арсузи ; июнь 1899 — 2 июля 1968) — сирийский философ, филолог , социолог , историк и арабский националист . Его идеи сыграли значительную роль в развитии баасизма и его политического движения. За свою жизнь он опубликовал несколько книг, в первую очередь «Гений арабского языка на его языке» (1943).
Аль-Арсузи родился в семье среднего класса в Латакии , Сирия, учился в Сорбонне , где заинтересовался национализмом. В 1930 году он вернулся в Сирию, где в 1933 году стал членом Лиги национального действия (ЛНА). В 1938 году из-за разочарования в партийной работе переехал в Дамаск , а в 1939 году покинул ЛНА. В Дамаске аль-Арсузи основал и возглавил группу, состоящую в основном из учеников средних школ, которые часто обсуждали европейскую историю, национализм и философию. Вскоре после ухода из ЛНА аль-Арсузи основал Арабскую националистическую партию , арабскую националистическую партию с «определенным вероучением». Это не увенчалось успехом, и по возвращении в Сирию в ноябре 1940 года после недолгого пребывания в Багдаде аль-Арсузи основал новую партию, Арабский Баас ; к 1944 году, однако, большинство его членов ушли и присоединились к Мишеля Афлака и Салах ад-Дина аль-Битара , арабскому движению Баас которые придерживались почти идентичной доктрины.
В 1947 году два движения объединились, образовав единую арабскую партию Баас . Несмотря на слияние, Аль-Арсузи не присутствовал на учредительной конференции и не получил членства.
В оставшуюся часть 1940-х и 1950-х годов аль-Арсузи держался вне политики и работал учителем. Он вернулся во время борьбы за власть в партии Баас в 1960-х годах между Афлаком и аль-Битаром, с одной стороны, и Салахом Джадидом и Хафизом аль-Асадом, с другой. Когда Афлак и аль-Битар проиграли борьбу за власть и были вынуждены бежать из Сирии в 1966 году, аль-Арсузи заменил Афлака в качестве главного идеолога возглавляемой сирийцами фракции партии Баас .
Теории Аль-Арсузи об обществе, языке и национализме, которые в совокупности являются частью баасистской мысли, утверждают, что арабская нация будет единой, когда арабский народ восстановит арабскую идентичность, которую он потерял за последние 1000 лет. По мнению аль-Арсузи, ключ к объединению арабов лежит через язык. В отличие от латинского языка , утверждал аль-Арсузи, арабский язык гораздо менее произволен и гораздо более интуитивен. Несмотря на его вклад в баасистскую мысль, аль-Арсузи почти не упоминается в западных и арабских ученых. Это упущение может быть связано с тем фактом, что Сати аль-Хусри , современный арабский националист, имел многие из тех же идей, что и аль-Арсузи, но был способен лучше их сформулировать.
Биография
[ редактировать ]Детство и молодость: 1899–1930 гг.
[ редактировать ]Заки Наджиб Ибрагим аль-Арсузи родился в 1900 или 1901 году в семье среднего класса. [1] алавиты происходят из Латакии на сирийском побережье Османского султаната. [2] Его мать Марьям происходила из известной религиозной семьи, а его отец Наджиб Ибрагим был юристом. Вместе с двумя братьями, одной сестрой и родителями переехал в Антиохию в 1904 году. Арсузи начал обучение в куттабе , где учил Коран наизусть . Четыре года спустя родители записали его в рушдие, чтобы дать ему надлежащее османское образование. Его отец был арестован властями Османской империи в 1915 году за националистическую деятельность; Позже Арсузи считал, что это событие вызвало у него интерес к националистической политике. [3] Его отец был заключен в тюрьму на короткий период, прежде чем он и его семья были отправлены во внутреннюю ссылку в анатолийский город Конья . После года изгнания Наджибу и его семье разрешили вернуться в Антиохию. По словам Арсузи, его отец заменил османский флаг на хашимитский флаг на правительственном доме Антиохии, услышав новость о том, что Фейсал I из Ирака вошел в Дамаск . Однако это никогда не было независимо проверено. [4]
После Первой мировой войны Арсузи начал учиться в Институте Лаик в Ливане. Именно здесь Арсузи познакомился с философией. Также за время пребывания Арсузи смог усовершенствовать свой французский. Во время обучения Арсузи в Институте Лаика его атеизм стал печально известен, и его часто ловили на высказываниях: «Сыны Земли более способны управлять своими делами, чем сыны неба». [4] После окончания учебы Арсузи устроился учителем математики в местную среднюю школу Антиохии. Однако позже он получил должность руководителя школьного округа Арсуз - должность, которую он занимал с 1924 по 1926 год. В 1927 году Арсузи получил стипендию Верховной комиссии Франции для обучения в Сорбоннском университете во Франции. Он учился там с 1927 по 1930 год, но так и не получил диплома Сорбонны. Во время своего пребывания в Сорбонне Арсузи подружился с бывшим французским колониальным администратором Жаном Голмье . В Сорбонне Арсузи проявил интерес к европейской философии XIX века; его привлекли мысли Жоржа Дюма , Эмиля Брейера , Леона Бруншвига (его профессора философии), Анри Бергсона и Иоганна Готлиба Фихте среди других. Наибольшее влияние на Арсузи в то время оказали книги Бергсона «Творческая эволюция» Фихте и «Reden an die deutsche Nation» ; Из них Фихте — философ, с которым Арсузи больше всего отождествлялся. И Фихте, и Бергсон писали о важности образования и, по сути, о нации. [4]
Александреттский кризис и основание Баас: 1930–1939 гг.
[ редактировать ]Аль-Арсузи вернулся в Сирию в 1930 году и позже работал учителем в Антиохии в 1932 году. «Пробуждение было жестоким», по словам историка Патрика Сила . Французские власти в Сирии запретили аль-Арсузи преподавать своим студентам, европейскую философию и Французскую революцию среди прочего, . Когда его поймали на обучении своих студентов идеалам Французской революции — свободе, равенству, братству — его выгнали из класса. В 1934 году аль-Арсузи основал студенческий клуб Club des Beaux Arts с целью распространения французской культуры; французские власти не одобряли клуб. Позже в том же году аль-Арсузи всерьез начал свою политическую карьеру и стал ярым арабским националистом. [5]
В августе 1933 года аль-Арсузи и пятьдесят других арабских националистов основали Лигу национального действия (ЛНА) в ливанском городе Карнаил. В большинстве арабских партий в то время доминировала бывшая османская элита или они имели высокий уровень членства в Османской империи. ЛНА была одним из немногих исключений; большинство членов ЛНА были молоды и получили образование на Западе. Хотя ЛНА изначально пользовалась популярностью среди народа, ее популярность снизилась, когда в 1935 году умер ее основатель Абд ар-Раззак ад-Дандаши . Аль-Арсузи был региональным главой ЛНА в Антиохии с момента основания партии в 1933 году до 1939 года. [2]
Когда Турция впервые попыталась аннексировать провинцию Александретта в начале 1930-х годов, аль-Арсузи стал одним из самых ярых критиков политики Турции в отношении Сирии; он стал символом арабской националистической борьбы. [6] В 1939 году Франция, контролировавшая Сирию, уступила провинцию Турции, чтобы заключить союз с этим государством. [7] Вскоре после этого аль-Арсузи покинул ЛНА. [8]
Аль-Арсузи переехал в Дамаск в 1938 году и начал работать над своими идеями арабизма и арабского национализма. Разочаровавшись в партийной политике, он собрал нескольких учеников средней школы и создал учебную группу. На встречах группы аль-Арсузи говорил, например, о Французской революции , Реставрации Мэйдзи , Объединении Германии и Италии , или об идеях Фихте, Фридриха Ницше , Карла Маркса , Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , Освальда Шпенглера и Анри Бергсон . [6] Вскоре после ухода из ЛНА аль-Арсузи основал Арабскую националистическую партию , арабскую националистическую партию с «определенным вероучением». Вечеринка длилась недолго; аль-Арсузи уехал в Багдад в конце года. [9] Во время своего пребывания в Багдаде аль-Арсузи идеалистически пытался просветить иракцев своими мыслями об арабском национализме, но вернулся в Сирию разочарованным в 1940 году. [10] 29 ноября 1940 г. [11] аль-Арсузи основал арабскую партию Баас. [6]
Арабский Баас: 1940–1947 гг.
[ редактировать ]Примерно в то же время, когда аль-Арсузи основал арабский Баас, другая группа, возглавляемая Мишелем Афлаком и Салахом ад-Дином аль-Битаром , основала арабское движение Ихья . Патрик Сил утверждает, что аль-Арсузи выпускал брошюры под названием «Аль-Баас, Аль-Араби» , в то время как арабское движение «Ильхья» публиковало брошюры под названием « Аль-Ихья, аль-Араби» . [12] В то время как Афлак и аль-Битар оставили работу, чтобы сосредоточиться на партийной организации, аль-Арсузи работал учителем до 1959 года. [6] В партии было не так много членов, и большинство из них читали, писали и переводили произведения. В июне 1941 года аль-Арсузи был изгнан из Дамаска, трое членов были арестованы, а остальные бежали. В следующем, 1942 году, аль-Арсузи и его соратники попытались оживить партию, но попытка провалилась. Один из его соратников утверждает, что аль-Арсузи за время своего годичного изгнания стал ожесточенным и даже параноиком, восклицая, что группа «любила людей и ненавидела отдельных людей; [его группа] считала все священным, но презирала отдельные части». . [13] К 1944 году большинство арабских членов Баас покинули организацию и перешли в более активное арабское движение Ихья (переименованное в Арабское движение Баас в 1943 году). [6] Отношения между Афлаком и аль-Арсузи были в лучшем случае ожесточенными; аль-Арсузи обвинил Афлака в краже названия его партии. [12]
В то же время интерес аль-Арсузи к политике ослабевал, и он все больше времени уделял филологии . В 1943 году эта работа завершилась выходом в свет книги « Гений арабского языка в его языке » — анализа корней и особенностей арабского языка (см. раздел «Культура и язык» ). Несмотря на это, аль-Арсузи выглядел все более неуравновешенным психически. Несколько человек отметили, что он стал менее общительным и стал более склонен избегать социальных контактов и друзей. Позже он будет страдать от заблуждений. [14] В 1949 году он был вынужден снова уехать, на этот раз живя в Латакии , а затем переехав к своей матери в Тарсус . Именно там его мать умрет в нищете. [15] По словам одного из его соратников, сам аль-Арсузи провел много времени, живя в «крайней бедности», доведенной французскими властями «до жизни в нищете и преследованиях». [14]
Популярность аль-Арсузи в его собственных рядах снизилась после Рашида Али аль-Гайлани переворота в Ираке. В то время как Афлак и аль-Битар основали Сирийский комитет помощи Ираку для поддержки Ирака во время англо-иракской войны , аль-Арсузи выступал против любого участия на том основании, что политика аль-Гайлани потерпит неудачу. Хотя несколько арабских членов Баас согласились с выводом аль-Арсузи, большинство из них привлек романтизм Афлака . [16] Другой причиной неудачи арабского Баас было глубокое недоверие аль-Арсузи к другим; когда член партии написал манифест под названием «Арабский Баас» , аль-Арсузи «увидел в нем империалистический заговор с целью преградить ему путь к народу». [17]
Арабское движение Баас, возглавляемое Афлаком и аль-Битаром, было объединено с Арабской партией Баас в 1947 году. Во время переговоров Вахиб аль-Ганим и Джалал аль-Сайид , а не аль-Арсузи, представляли арабское Баас. ас, а Афлак и аль-Битар представляли арабское движение Баас. Единственный политический вопрос, который обсуждался очень подробно, заключался в том, насколько социалистической будет партия. Группы пришли к соглашению; движение Баас радикализировалось и сдвинулось влево. Аль-Арсузи не присутствовал на учредительном съезде и не получил членства в новой партии. [18]
Дальнейшая жизнь и смерть: 1948–1968 гг.
[ редактировать ]
После своего возвращения из Багдада в 1940 году аль-Арсузи получил должность преподавателя философии, но вскоре был уволен с нее. С 1945 по 1952 год он снова работал учителем средней школы, сначала в Хаме , а затем в Алеппо , а с 1952 года и до выхода на пенсию в 1959 году преподавал в педагогическом колледже. [19]
В 1963 году, после Шестого национального конгресса партии Баас и постепенного отчуждения партии от ее основателей Афлака и Битара, Хафез аль-Асад организовал помощь Арсузи в идеологическом формировании баасистов в армии. [20] а позже добился назначения ему государственной пенсии. [21] Аль-Арсузи был избран на место в Национальном командовании партии Баас в 1965 году. Салах Джадид , влиятельный деятель партии Баас в то время, выступал против руководства партией Афлака и аль-Битара и из-за этого хотели, чтобы аль-Арсузи заменил их в качестве первоначального основателя баасистской мысли. [22] После раскола партии Баас в 1966 году (партия раскололась на две ветви: партию Баас, возглавляемую Ираком , и партию Баас, возглавляемую сирийцами ) аль-Арсузи стал главным идеологом партии Баас, возглавляемой сирийцами. в то время как Афлак был де-юре идеологом возглавляемой Ираком партии Баас. [23] С 1966 по 1968 год аль-Арсузи выступал личным идеологическим наставником Асада и Джадида. [24] Аль-Арсузи умер в Дамаске 2 июля 1968 года. [21]
Мысль Аль-Арсузи
[ редактировать ]Часть серии о |
Баасизм |
---|
![]() |
Арабская нация
[ редактировать ]Центральной мыслью Аль-Арсузи было объединение арабской нации. Он считал, что арабская нация уходит своими корнями в доисламский и ранний исламский периоды арабской истории. Историческая связь с арабской нацией была более важна для аль-Арсузи, чем для других арабских националистов и баасистов . Единственным способом создать новую арабскую нацию в современную эпоху было восстановление связи между арабскими народами прошлого и настоящего через язык – единственный истинный остаток старой арабской идентичности. Короче говоря, язык был ключом к восстановлению того, что было потеряно (арабской нации), и возрождению арабской идентичности. Аль-Арсузи считал, что арабы утратили свою общую идентичность, когда позволили неарабам участвовать в правительстве. В результате некоторые законы имели неарабские характеристики — эти законы и другие изменения, внесенные неарабами, ослабили арабскую идентичность. [25]
Культура и язык
[ редактировать ]Аль-Арсузи уделял значительное внимание вопросам культуры, и Батату отмечает, что единственным условием членства в его организации было «написать или перевести книгу, способствующую возрождению [ баас ] арабского наследия». [26] Его описывают как сторонника «лингвистического образа арабского национализма», и в 1942 году он опубликовал одну из своих самых важных работ « Абкарийат аль-арабийя фи лисаниха» ( «Гений арабского языка в его языке »). Его подход отличался упором на филологию, но он также уделял внимание проблемам современного государства, вопросам демократии и локуса власти. [27] Батату также описал аль-Арсузи как человека с расистскими взглядами, которые в конечном итоге оказались интеллектуально бесплодными и неудовлетворительными для его последователей, а также как находившегося под глубоким влиянием принципов своего религиозного происхождения алавитов. [26]
Аль-Арсузи утверждал, что в отличие от латинского языка , который является конвенциональным и использует произвольные знаки для объяснения определенных объектов, арабский язык сформировал слова, полученные из вокализма его слогов и «в выражении прямого представления природного объекта» - в отличие от Латынь, арабский язык по существу соответствуют природе . По мнению аль-Арсузи, арабский язык — интуитивный язык; между произношением арабских слов и их значением существует «естественная симпатия»: арабское слово объединяется со своим значением определением референта , который поглощен такой операцией. Для аль-Арсузи идентичность арабской нации воплощена в арабском языке; именно язык является источником националистического духа. Согласно теории аль-Арсузи, европейский национализм основан на принципе причинности, тогда как арабский национализм основан на принципе спонтанности. [28] Определение языка Аль-Арсузи контрастирует с определением Сократа и других мыслителей. [29]
Национализм
[ редактировать ]Аль-Арсузи объяснил рост европейского национализма революциями в интеллектуальной, социальной и экономической сферах. Первая революция произошла при феодальном строе , породившем человеческую случайность. [ нужны разъяснения ] и относительные отношения. Вторая революция, Научная революция , возглавляемая Николаем Коперником и Галилео Галилеем , положила конец концепции природы, разработанной в средние века . Эти события создали основы современной рациональности. По этому поводу аль-Арсузи сказал: «Человек способен знать истину, поскольку то, что создано разумом, может быть проверено экспериментом». Аль-Арсузи подытожил этот особый взгляд на человеческое поведение и цивилизацию словами Рене Декарта : «Здравый смысл или разум естественно равны человеку». [30] По мнению аль-Арсузи, если бы люди были разумными существами, каждый хотел бы организовать себя в соответствии со своим собственным разумом и, следовательно, хотел бы перехватить государственные дела у угнетателей ( колонистов ). Колонисты выступили барьером на пути таких «рациональных» изменений. [31]
Современная жизнь существовала благодаря двум вещам — науке и промышленности. Наука устранила суеверия и заменила их фактами; и промышленность позволила цивилизации создать более сильное, организованное общество, в котором свобода, равенство и демократия могли стать постоянными. Опыт английской и французской революций доказал это; революции дали личности определенные права, так что человек «мог вести свои дела по своей воле». Требование свободы в конечном итоге переросло в требование независимости, буквально в национализм. По мнению аль-Арсузи, национализм проявился во всех сферах жизни, от верховенства закона до искусства; все в нации было проявлением идентичности этой конкретной нации. Диссертация Аль-Арсузи обозначила разделительную линию между средневековьем и современностью. [32]
Наследие
[ редактировать ]Работы и мысли Аль-Арсузи почти неизвестны и почти не упоминаются в западных исследованиях арабского национализма . Когда он действительно упоминается в тексте, то это преимущественно связано с его ирредентистскими взглядами на единую арабскую нацию. Хотя собрание его сочинений публикуется с середины 1970-х годов, работы аль-Арсузи по арабскому языку, занимающие центральное место в националистической мысли аль-Арсузи, вообще редко упоминаются. Изучение идей аль-Арсузи в арабской науке также отсутствует. Академик Ясир Сулейман называет основную причину этого сходством работ аль-Арсузи с произведениями современника Сати аль-Хусри . [33] Сулейман продолжает объяснять затмевающее наследие Аль-Арсузи сочетанием ряда факторов: во-первых, в отличие от идеи языка аль-Хусри, теория аль-Арсузи обречена на провал, поскольку она исключает другие теории вместо того, чтобы включать их. Во-вторых, его работа написана с элитарным уклоном, а не с популистским , который сумел передать аль-Хусри. В-третьих, в отличие от работы аль-Хусри, работа аль-Арсузи казалась старомодной из-за использования им старых слов и исторических текстов; более того, в то время как аль-Арсузи писал о символической необходимости арабской нации, аль-Хустри писал о практической роли арабской нации - аль-Арсузи был неясен, а аль-Хусри был прозрачен. В то время как Аль-Хусри смог доказать свои аргументы эмпирическими данными, аль-Арсузи не смог. Таким образом, пишет Сулейман, аль-Хусри казался более информированным, чем аль-Арсузи, хотя на самом деле это не так. Отсутствие эмпирических данных в работе аль-Арсузи временами делало ее узкой, а иногда его выводы граничили с мачоистический национализм , который, в свою очередь, может быть истолкован как расизм. [34] Другой причиной его «незначительного» влияния, по мнению Сулеймана, была идея аль-Арсузи о необходимости замены традиционной арабской грамматической системы новой. [35] Центр исследований и документации по проблемам мировых языков согласен с выводом Сулеймана, но далее утверждает, что работы аль-Арсузи «часто были надуманными и «воздушно-сказочными»». [36] [ нужен лучший источник ]
Несколько баасистов, в основном из партии Баас, возглавляемой Сирией, назвали Афлака «вором»; эти критики утверждают, что Афлак украл баасистскую идеологию у аль-Арсузи и провозгласил ее своей собственной. [15] Как бы то ни было, аль-Арсузи был провозглашен Хафизом аль-Асадом , баасистским лидером Сирии, как главный основатель баасистской мысли после раскола партии Баас в 1966 году . Однако иракская ветвь по-прежнему провозглашает Афлака основателем баасизма. [37] Аль-Асад назвал аль-Арсузи «величайшим сирийцем своего времени» и заявил, что он «первый, кто задумал Баас как политическое движение». [5] Сирийские баасисты воздвигли статую в честь аль-Арсузи; он был возведен после переворота 1966 года. [38] Несмотря на это, большинство баасистов по-прежнему согласны с тем, что Афлак, а не аль-Арсузи, был главным основателем движения Баас. [39] Несмотря на это, Кит Дэвид Уотенпо считает, что баасизм был задуман «тройкой», состоящей из аль-Арсузи, Афлака и Салах ад-Дина аль-Битара , а не одним главным основателем. [40]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Гений арабского языка в его языке (опубликовано в 1943 г.)
- Аль-Умма аль-Арабия (английский: The Arab World , опубликовано в 1958 г.)
- Машакилуна аль-Кавмия (английский: Наши националистические проблемы , опубликовано в 1958 году)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хелмс, Кристин Мосс (1984). Ирак: восточный фланг арабского мира . Брукингс Инст Пресс. стр. 64–65. ISBN 978-0-8157-3555-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые сформировали Сирию 1900-2000 гг . Кьюн Пресс. стр. 142–143. ISBN 978-1-885942-40-1 .
- ^ Уотенпо 1996 , с. 364.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уотенпо 1996 , с. 365.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 27. ISBN 978-0-520-06976-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 144. ИСБН 978-0-631-21729-9 .
- ^ Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые сформировали Сирию 1900-2000 гг . Кьюн Пресс. п. 143. ИСБН 978-1-885942-40-1 .
- ^ Шуман, Кристоф (2008). Либеральная мысль в Восточном Средиземноморье: конец XIX века до 1960-х годов . БРИЛЛ. п. 91. ИСБН 978-90-04-16548-9 .
- ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. стр. 134–135. ISBN 978-1-4128-3063-8 .
- ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. п. 135. ИСБН 978-1-4128-3063-8 .
- ^ Рабинович, Итамар (1972). Сирия под властью Баас, 1963-66: симбиоз армейской партии . Издатели транзакций. п. 7. ISBN 978-0-7065-1266-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 30. ISBN 978-0-520-06976-3 .
- ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. стр. 137–138. ISBN 978-1-4128-3063-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 28. ISBN 978-0-520-06976-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. п. 138. ИСБН 978-1-4128-3063-8 .
- ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. п. 139. ИСБН 978-1-4128-3063-8 .
- ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. стр. 138–139. ISBN 978-1-4128-3063-8 .
- ^ Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 34. ISBN 978-0-520-06976-3 .
- ^ Чариф, 2000, с. 245.
- ^ Комминс, Дэвид Дин (2004). Исторический словарь Сирии . Пугало Пресс. п. 47. ИСБН 978-0-8108-4934-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 89. ИСБН 978-0-520-06976-3 .
- ^ Шуейри, Юсеф М. (24 июня 2010 г.). Исламский фундаментализм, 3-е издание: История исламистских движений . А&С Черный. п. 113. ИСБН 978-0-8264-9801-4 .
- ^ Бенджио, Офра (1998). Слово Саддама: политический дискурс в Ираке . Интернет-архив. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 218. ИСБН 978-0-19-535418-8 .
- ^ Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые сформировали Сирию 1900-2000 гг . Кьюн Пресс. п. 144. ИСБН 978-1-885942-40-1 .
- ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. п. 148. ИСБН 978-0-7486-1707-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Три, 2000, с. 724.
- ^ Три, 2000, с. 723.
- ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. стр. 147–148. ISBN 978-0-631-21729-9 .
- ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 148. ИСБН 978-0-631-21729-9 .
- ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 145. ИСБН 978-0-631-21729-9 .
- ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. стр. 145–146. ISBN 978-0-631-21729-9 .
- ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 146. ИСБН 978-0-631-21729-9 .
- ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. стр. 146–147. ISBN 978-0-7486-1707-4 .
- ^ Фарук-Слаглетт, Мэрион; Слаглетт, Питер (25 августа 2001 г.). Ирак с 1958 года: от революции к диктатуре . Академик Блумсбери. п. 327. ИСБН 978-1-86064-622-5 .
- ^ Фарук-Слаглетт, Мэрион; Слаглетт, Питер (25 августа 2001 г.). Ирак с 1958 года: от революции к диктатуре . Академик Блумсбери. п. 158. ИСБН 978-1-86064-622-5 .
- ^ CRDWLP, 2004, с. 287.
- ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. п. 147. ИСБН 978-0-7486-1707-4 .
- ^ Хелмс, Кристин Мосс (1984). Ирак: восточный фланг арабского мира . Брукингс Инст Пресс. п. 89. ИСБН 978-0-8157-3555-7 .
- ^ Аюби, Назих Н. (1995). Переоценка арабского государства: политика и общество на Ближнем Востоке . Академик Блумсбери. п. 140. ИСБН 978-1-85043-828-1 .
- ^ Уотенпо, Кейт Дэвид (2006). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Издательство Принстонского университета. стр. 228–229. ISBN 978-0-691-12169-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Хелмс, Кристин Мосс (1984). Ирак: восточный фланг арабского мира . Пресса Брукингского института . ISBN 978-0815735557 .
- Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые формировали Сирию 1900–2000 гг . Кьюн Пресс. ISBN 978-0-8157-3555-7 .
- Кертис, Мишель (1971). Люди и политика на Ближнем Востоке . Издатели транзакций . ISBN 978-0878555000 .
- Сил, Патрик (1990). Асад Сирии: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-06976-3 .
- Шуман, Кристоф (2008). Либеральная мысль в Восточном Средиземноморье: с конца 19 века до 1960-х годов . БРИЛЛ . ISBN 978-90-04-16548-9 .
- Рабинович, Итамар (1972). Сирия под властью Баата, 1963–66: симбиоз армейской партии . Издатели транзакций . ISBN 978-0-7065-1266-3 .
- Комминс, Дин (2004). Исторический словарь Сирии . Пугало Пресс . ISBN 978-0-8108-4934-1 .
- Шуейри, Юсеф (2010). Исламский фундаментализм: история исламистских движений . Международная издательская группа «Континуум» . ISBN 978-0-8264-9801-4 .
- Шуейри, Юсеф (2000). Арабский национализм: История: Нация и государство в арабском мире . Уайли-Блэквелл . ISBN 978-0-631-21729-9 .
- Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-1707-4 .
- Бенджио, Офра (1998). Слово Саддама: политический дискурс в Ираке . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-511439-3 .
- Батату, Ханна (2000). Старые социальные классы и новые революционные движения Ирака . Книги аль-Саки. ISBN 978-0863565205 .
- Фарук-Слаглетт, Мэрион; Слаглетт, Питер (2001). Ирак с 1958 года: от революции к диктатуре . ИБТаурис . ISBN 978-1-86064-622-5 .
- Шариф, Махир (2000). Риханат ан-Нахда фил-фикр аль-Араби . Дамаск: Дар аль-Мада. ISBN 978-2-84305-325-2 .
- Буллиет, Ричард; Маттар, Филип; Саймон, Рива (1996). Энциклопедия современного Ближнего Востока: AC . Том. 1. Справочник Макмиллана . ISBN 978-0-02-897061-5 .
- Центр исследований и документации по проблемам мировых языков (CRDWLP) (2004 г.). Языковые проблемы и языковое планирование . Том. 28. Издательство Техасского университета .
- Аюби, Назих (1996). Переоценка арабского государства: политика и общество на Ближнем Востоке . ИБ Таурис . ISBN 978-1-85043-828-1 .
- Уотенпо, Кейт (2006). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-12169-7 .
- Уотенпо, Кейт (август 1996 г.). « Создание фантомов»: Заки аль-Арсузи, Александреттский кризис и формирование современного арабского национализма в Сирии». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 28 (3): 363–389. дои : 10.1017/S0020743800063509 . S2CID 162435380 .
- Философы 20-го века
- 1899 рождений
- 1968 смертей
- Арабская социалистическая партия Баас - политики Сирийского региона
- арабские националисты
- Философы-атеисты
- Члены Национального командования партии Баас (фракция, в которой доминируют сирийцы)
- Арабские люди из Османской империи
- Люди из Латакии
- Политические философы
- Социальные философы
- Сирийские алавиты
- Сирийские антикоммунисты
- Сирийские арабские националисты
- Сирийские философы
- Сирийские социологи
- Выпускники Парижского университета
- Сирийские эмигранты во Франции
- Сирийские политические философы
- Сирийские атеисты
- Атеисты 20-го века
- Сирийские школьные учителя
- Английская революция