Jump to content

Заки аль-Арсузи

Заки аль-Арсузи
Заки Аль-Арсузи
аль-Арсузи до 1939 г.
Рожденный июнь 1899 г.
Латакия , префектура Бейрут , Османская империя.
Умер 2 июля 1968 г. ) ( 1968-07-02 ) ( 69 лет
Дамаск , Сирия
Эра Философия 20-го века
Область Восточная философия
Школа Баасизм , арабский национализм
Основные интересы
Политика, философия, социология, национализм, филология , история
Известные идеи
Соучредитель баасизма (совместно с Афлаком и аль-Битаром ), «Гений арабского языка в его языке».

Заки аль-Арсузи ( араб . زكي الأرسوزي , латинизированный : Заки аль-Арсузи ; июнь 1899 — 2 июля 1968) — сирийский философ, филолог , социолог , историк и арабский националист . Его идеи сыграли значительную роль в развитии баасизма и его политического движения. За свою жизнь он опубликовал несколько книг, в первую очередь «Гений арабского языка на его языке» (1943).

Аль-Арсузи родился в семье среднего класса в Латакии , Сирия. Он учился в Сорбонне , где заинтересовался национализмом. В 1930 году он вернулся в Сирию, где в 1933 году стал членом Лиги национального действия (ЛНА). В 1938 году из-за разочарования в партийной работе переехал в Дамаск , а в 1939 году покинул ЛНА. В Дамаске аль-Арсузи основал и возглавил группу, состоящую в основном из учеников средних школ, которые часто обсуждали европейскую историю, национализм и философию. Вскоре после ухода из ЛНА аль-Арсузи основал Арабскую националистическую партию , арабскую националистическую партию с «определенным вероучением». Это не увенчалось успехом, и по возвращении в Сирию в ноябре 1940 года после недолгого пребывания в Багдаде аль-Арсузи основал новую партию, Арабский Баас ; к 1944 году, однако, большинство его членов ушли и присоединились к Мишеля Афлака и Салах ад-Дина аль-Битара , арабскому движению Баас которые придерживались почти идентичной доктрины.

В 1947 году два движения объединились, образовав единую арабскую партию Баас . Несмотря на слияние, Аль-Арсузи не присутствовал на учредительной конференции и не получил членства.

В оставшуюся часть 1940-х и 1950-х годов аль-Арсузи держался вне политики и работал учителем. Он вернулся во время борьбы за власть в партии Баас в 1960-х годах между Афлаком и аль-Битаром, с одной стороны, и Салахом Джадидом и Хафизом аль-Асадом, с другой. Когда Афлак и аль-Битар проиграли борьбу за власть и были вынуждены бежать из Сирии в 1966 году, аль-Арсузи заменил Афлака в качестве главного идеолога возглавляемой сирийцами фракции партии Баас .

Теории Аль-Арсузи об обществе, языке и национализме, которые в совокупности являются частью баасистской мысли, утверждают, что арабская нация будет единой, когда арабский народ восстановит арабскую идентичность, которую он потерял за последние 1000 лет. По мнению аль-Арсузи, ключ к объединению арабов лежит через язык. В отличие от латинского языка , утверждал аль-Арсузи, арабский язык гораздо менее произволен и гораздо более интуитивен. Несмотря на его вклад в баасистскую мысль, аль-Арсузи почти не упоминается в западных и арабских ученых. Это упущение может быть связано с тем фактом, что Сати аль-Хусри , современный арабский националист, имел многие из тех же идей, что и аль-Арсузи, но был способен лучше их сформулировать.

Биография

[ редактировать ]

Детство и молодость: 1899–1930 гг.

[ редактировать ]

Заки Наджиб Ибрагим аль-Арсузи родился в 1900 или 1901 году в семье среднего класса. [ 1 ] алавиты происходят из Латакии на сирийском побережье Османского султаната. [ 2 ] Его мать Марьям происходила из известной религиозной семьи, а его отец Наджиб Ибрагим был юристом. Вместе с двумя братьями, одной сестрой и родителями переехал в Антиохию в 1904 году. Арсузи начал обучение в куттабе , где учил Коран наизусть . Четыре года спустя родители записали его в рушдие, чтобы дать ему надлежащее османское образование. Его отец был арестован властями Османской империи в 1915 году за националистическую деятельность; Позже Арсузи считал, что это событие вызвало у него интерес к националистической политике. [ 3 ] Его отец был заключен в тюрьму на короткий период, прежде чем он и его семья были отправлены во внутреннюю ссылку в анатолийский город Конья . После года изгнания Наджибу и его семье разрешили вернуться в Антиохию. По словам Арсузи, его отец заменил османский флаг на хашимитский флаг на правительственном доме Антиохии, услышав новость о том, что Фейсал I из Ирака вошел в Дамаск . Однако это никогда не было независимо проверено. [ 4 ]

После Первой мировой войны Арсузи начал учиться в Институте Лаик в Ливане. Именно здесь Арсузи познакомился с философией. Также за время пребывания Арсузи смог усовершенствовать свой французский. Во время обучения Арсузи в Институте Лаика его атеизм стал известен, и его часто ловили на высказываниях: «Сыны Земли более способны управлять своими делами, чем сыны Неба». [ 4 ] После окончания учебы Арсузи устроился учителем математики в местную среднюю школу Антиохии. Однако позже он получил должность руководителя школьного округа Арсуз - должность, которую он занимал с 1924 по 1926 год. В 1927 году Арсузи получил стипендию Верховной комиссии Франции для обучения в Сорбоннском университете во Франции. Он учился там с 1927 по 1930 год, но так и не получил диплома Сорбонны. Во время своего пребывания в Сорбонне Арсузи подружился с бывшим французским колониальным администратором Жаном Голмье . В Сорбонне Арсузи проявил интерес к европейской философии XIX века; его привлекли мысли Жоржа Дюма , Эмиля Брейера , Леона Бруншвига (его профессора философии), Анри Бергсона и Иоганна Готлиба Фихте среди других. Книгами, оказавшими наибольшее влияние на Арсузи в то время, были «Творческая эволюция» Фихте Бергсона и «Reden an die deutsche Nation» ; Из них Фихте — философ, с которым Арсузи больше всего отождествлялся. И Фихте, и Бергсон писали о важности образования и, по сути, о нации. [ 4 ]

Александреттский кризис и основание Баас: 1930–1939 гг.

[ редактировать ]

Аль-Арсузи вернулся в Сирию в 1930 году и позже работал учителем в Антиохии в 1932 году. «Пробуждение было жестоким», по словам историка Патрика Сила . Французские власти в Сирии запретили аль-Арсузи преподавать своим студентам, европейскую философию и Французскую революцию среди прочего, . Когда его поймали на обучении своих студентов идеалам Французской революции — свободе, равенству, братству — его выгнали из класса. В 1934 году аль-Арсузи основал студенческий клуб Club des Beaux Arts с целью распространения французской культуры; французские власти не одобряли клуб. Позже в том же году аль-Арсузи всерьез начал свою политическую карьеру и стал ярым арабским националистом. [ 5 ]

В августе 1933 года аль-Арсузи и пятьдесят других арабских националистов основали Лигу национального действия (ЛНА) в ливанском городе Карнаил. В большинстве арабских партий в то время доминировала бывшая османская элита или они имели высокий уровень членства в Османской империи. ЛНА была одним из немногих исключений; большинство членов ЛНА были молоды и получили образование на Западе. Хотя ЛНА изначально пользовалась популярностью среди народа, ее популярность снизилась, когда в 1935 году умер ее основатель Абд ар-Раззак ад-Дандаши . Аль-Арсузи был региональным главой ЛНА в Антиохии с момента основания партии в 1933 году до 1939 года. [ 2 ]

Когда Турция впервые попыталась аннексировать провинцию Александретта в начале 1930-х годов, аль-Арсузи стал одним из самых ярых критиков политики Турции в отношении Сирии; он стал символом арабской националистической борьбы. [ 6 ] В 1939 году Франция, контролировавшая Сирию, уступила провинцию Турции, чтобы заключить союз с этим государством. [ 7 ] Вскоре после этого аль-Арсузи покинул ЛНА. [ 8 ]

Аль-Арсузи переехал в Дамаск в 1938 году и начал работать над своими идеями арабизма и арабского национализма. Разочаровавшись в партийной политике, он собрал нескольких учеников средней школы и создал учебную группу. На встречах группы аль-Арсузи говорил, например, о Французской революции , Реставрации Мэйдзи , Объединении Германии и Италии , или об идеях Фихте, Фридриха Ницше , Карла Маркса , Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , Освальда Шпенглера и Анри Бергсон . [ 6 ] Вскоре после ухода из ЛНА аль-Арсузи основал Арабскую националистическую партию , арабскую националистическую партию с «определенным вероучением». Вечеринка длилась недолго; аль-Арсузи уехал в Багдад в конце года. [ 9 ] Во время своего пребывания в Багдаде аль-Арсузи идеалистически пытался просветить иракцев своими мыслями об арабском национализме, но вернулся в Сирию разочарованным в 1940 году. [ 10 ] 29 ноября 1940 г. [ 11 ] аль-Арсузи основал арабскую партию Баас. [ 6 ]

Арабский Баас: 1940–1947 гг.

[ редактировать ]

Примерно в то же время, когда аль-Арсузи основал арабский Баас, другая группа, возглавляемая Мишелем Афлаком и Салахом ад-Дином аль-Битаром , основала арабское движение Ихья . Патрик Сил утверждает, что аль-Арсузи выпускал брошюры под названием «Аль-Баас, Аль-Араби» , в то время как арабское движение «Ильхья» публиковало брошюры под названием « Аль-Ихья, аль-Араби» . [ 12 ] В то время как Афлак и аль-Битар оставили работу, чтобы сосредоточиться на партийной организации, аль-Арсузи работал учителем до 1959 года. [ 6 ] В партии было не так много членов, и большинство из них читали, писали и переводили произведения. В июне 1941 года аль-Арсузи был изгнан из Дамаска, трое членов были арестованы, а остальные бежали. В следующем, 1942 году, аль-Арсузи и его соратники попытались оживить партию, но попытка провалилась. Один из его соратников утверждает, что аль-Арсузи за время своего годичного изгнания стал ожесточенным и даже параноиком, восклицая, что группа «любила людей и ненавидела отдельных людей; [его группа] считала все священным, но презирала отдельные части». . [ 13 ] К 1944 году большинство арабских членов Баас покинули организацию и перешли в более активное арабское движение Ихья (переименованное в Арабское движение Баас в 1943 году). [ 6 ] Отношения между Афлаком и аль-Арсузи были в лучшем случае ожесточенными; аль-Арсузи обвинил Афлака в краже названия его партии. [ 12 ]

В то же время интерес аль-Арсузи к политике ослабевал, и он все больше времени уделял филологии . В 1943 году эта работа завершилась выходом в свет книги « Гений арабского языка в его языке » — анализа корней и особенностей арабского языка (см. раздел «Культура и язык» ). Несмотря на это, аль-Арсузи выглядел все более психически неуравновешенным. Несколько человек отметили, что он стал менее общительным и стал более склонен избегать социальных контактов и друзей. Позже он будет страдать от заблуждений. [ 14 ] В 1949 году он был вынужден снова уехать, на этот раз живя в Латакии , а затем переехав к своей матери в Тарсус . Именно там его мать умрет в нищете. [ 15 ] По словам одного из его соратников, сам аль-Арсузи провел много времени, живя в «крайней нищете», доведенной французскими властями «до жизни в нищете и преследованиях». [ 14 ]

Популярность аль-Арсузи в его собственных рядах снизилась после Рашида Али аль-Гайлани переворота в Ираке. В то время как Афлак и аль-Битар основали Сирийский комитет помощи Ираку для поддержки Ирака во время англо-иракской войны , аль-Арсузи выступал против любого участия на том основании, что политика аль-Гайлани потерпит неудачу. Хотя несколько арабских членов Баас согласились с выводом аль-Арсузи, большинство из них привлек романтизм Афлака . [ 16 ] Другой причиной неудач арабского Баас было глубокое недоверие аль-Арсузи к другим; когда член партии написал манифест под названием «Арабский Баас» , аль-Арсузи «увидел в нем империалистический заговор с целью преградить ему путь к народу». [ 17 ]

Арабское движение Баас, возглавляемое Афлаком и аль-Битаром, было объединено с Арабской партией Баас в 1947 году. Во время переговоров Вахиб аль-Ганим и Джалал аль-Сайид , а не аль-Арсузи, представляли арабское Баас. ас, а Афлак и аль-Битар представляли арабское движение Баас. Единственный политический вопрос, который обсуждался очень подробно, заключался в том, насколько социалистической будет партия. Группы пришли к соглашению; движение Баас радикализировалось и сдвинулось влево. Аль-Арсузи не присутствовал на учредительном съезде и не получил членства в новой партии. [ 18 ]

Дальнейшая жизнь и смерть: 1948–1968 гг.

[ редактировать ]
аль-Арсузи в начале 1960-х годов.

После своего возвращения из Багдада в 1940 году аль-Арсузи получил должность преподавателя философии, но вскоре был уволен с нее. С 1945 по 1952 год он снова работал учителем средней школы, сначала в Хаме , а затем в Алеппо , а с 1952 года и до выхода на пенсию в 1959 году преподавал в педагогическом колледже. [ 19 ]

В 1963 году, после Шестого национального конгресса партии Баас и постепенного отчуждения партии от ее основателей Афлака и Битара, Хафез аль-Асад организовал помощь Арсузи в идеологическом формировании баасистов в армии. [ 20 ] а позже добился назначения ему государственной пенсии. [ 21 ] Аль-Арсузи был избран на место в Национальном командовании партии Баас в 1965 году. Салах Джадид , влиятельный деятель партии Баас в то время, выступал против руководства партией Афлака и аль-Битара и из-за этого хотели, чтобы аль-Арсузи заменил их в качестве первоначального основателя баасистской мысли. [ 22 ] После раскола партии Баас в 1966 году (партия раскололась на две ветви: партию Баас, возглавляемую Ираком , и партию Баас, возглавляемую сирийцами ) аль-Арсузи стал главным идеологом партии Баас, возглавляемой сирийцами. в то время как Афлак был де-юре идеологом возглавляемой Ираком партии Баас. [ 23 ] С 1966 по 1968 год аль-Арсузи выступал личным идеологическим наставником Асада и Джадида. [ 24 ] Аль-Арсузи умер в Дамаске 2 июля 1968 года. [ 21 ]

Мысль Аль-Арсузи

[ редактировать ]

Арабская нация

[ редактировать ]

Центральной мыслью Аль-Арсузи было объединение арабской нации. Он считал, что арабская нация уходит своими корнями в доисламский и ранний исламский периоды арабской истории. Историческая связь с арабской нацией была более важна для аль-Арсузи, чем для других арабских националистов и баасистов . Единственным способом создать новую арабскую нацию в современную эпоху было восстановление связи между арабскими народами прошлого и настоящего через язык – единственный истинный остаток старой арабской идентичности. Короче говоря, язык был ключом к возвращению того, что было потеряно (арабской нации), и возрождению арабской идентичности. Аль-Арсузи считал, что арабы утратили свою общую идентичность, когда позволили неарабам участвовать в правительстве. В результате некоторые законы имели неарабские характеристики — эти законы и другие изменения, внесенные неарабами, ослабили арабскую идентичность. [ 25 ]

Культура и язык

[ редактировать ]

Аль-Арсузи уделял значительное внимание вопросам культуры, и Батату отмечает, что единственным условием членства в его организации было «написать или перевести книгу, способствующую возрождению [ баас ] арабского наследия». [ 26 ] Его описывают как сторонника «лингвистического образа арабского национализма», и в 1942 году он опубликовал одну из своих самых важных работ « Абкарийат аль-арабийя фи лисаниха» ( «Гений арабского языка в его языке »). Его подход отличался упором на филологию, но он также уделял внимание проблемам современного государства, вопросам демократии и локуса власти. [ 27 ] Батату также описал аль-Арсузи как человека с расистскими взглядами, которые в конечном итоге оказались интеллектуально бесплодными и неудовлетворительными для его последователей, а также как находившегося под глубоким влиянием принципов своего религиозного происхождения алавитов. [ 26 ]

Аль-Арсузи утверждал, что в отличие от латинского языка , который является конвенциональным и использует произвольные знаки для объяснения определенных объектов, арабский язык сформировал слова, полученные из вокализма его слогов и «в выражении прямого представления естественного объекта» – в отличие от Латынь, арабский язык по существу соответствуют природе . По мнению аль-Арсузи, арабский язык — интуитивный язык; между произношением арабских слов и их значением существует «естественная симпатия»: арабское слово объединяется со своим значением определением референта , который поглощен такой операцией. Для аль-Арсузи идентичность арабской нации воплощена в арабском языке; именно язык является источником националистического духа. Согласно теории аль-Арсузи, европейский национализм основан на принципе причинности, тогда как арабский национализм основан на принципе спонтанности. [ 28 ] Определение языка Аль-Арсузи контрастирует с определением Сократа и других мыслителей. [ 29 ]

Национализм

[ редактировать ]

Аль-Арсузи объяснил рост европейского национализма революциями в интеллектуальной, социальной и экономической сферах. Первая революция произошла при феодальном строе , породившем человеческую случайность. [ нужны разъяснения ] и относительные отношения. Вторая революция, Научная революция , возглавляемая Николаем Коперником и Галилео Галилеем , положила конец концепции природы, разработанной в средние века . Эти события создали основы современной рациональности. По этому поводу аль-Арсузи сказал: «Человек способен знать истину, поскольку то, что создано разумом, может быть проверено экспериментом». Аль-Арсузи подытожил этот особый взгляд на человеческое поведение и цивилизацию словами Рене Декарта : «Здравый смысл или разум по своей природе равны человеку». [ 30 ] По мнению аль-Арсузи, если бы люди были разумными существами, каждый хотел бы организовать себя в соответствии со своим собственным разумом и, следовательно, хотел бы перехватить государственные дела у угнетателей ( колонистов ). Колонисты выступили барьером на пути таких «рациональных» изменений. [ 31 ]

Современная жизнь существовала благодаря двум вещам — науке и промышленности. Наука устранила суеверия и заменила их фактами; и промышленность позволила цивилизации создать более сильное, организованное общество, в котором свобода, равенство и демократия могли стать постоянными. Опыт английской и французской революций доказал это; революции дали личности определенные права, так что человек «мог вести свои дела по своей воле». Требование свободы в конечном итоге переросло в требование независимости, буквально в национализм. По мнению аль-Арсузи, национализм проявился во всех сферах жизни, от верховенства закона до искусства; все в нации было проявлением идентичности этой конкретной нации. Диссертация Аль-Арсузи обозначила разделительную линию между средневековьем и современностью. [ 32 ]

Наследие

[ редактировать ]

Работы и мысли Аль-Арсузи почти неизвестны и почти не упоминаются в западных исследованиях арабского национализма . Когда он действительно упоминается в тексте, то это преимущественно связано с его ирредентистскими взглядами на единую арабскую нацию. Хотя собрание его сочинений публикуется с середины 1970-х годов, работы аль-Арсузи по арабскому языку, занимающие центральное место в националистической мысли аль-Арсузи, вообще редко упоминаются. Изучение идей аль-Арсузи в арабской науке также отсутствует. Академик Ясир Сулейман называет основную причину этого сходством работ аль-Арсузи с произведениями современника Сати аль-Хусри . [ 33 ] Сулейман продолжает объяснять затмевающее наследие Аль-Арсузи сочетанием ряда факторов: во-первых, в отличие от идеи языка аль-Хусри, теория аль-Арсузи обречена на провал, поскольку она исключает другие теории вместо того, чтобы включать их. Во-вторых, его работа написана с элитарным уклоном, а не с популистским , который сумел передать аль-Хусри. В-третьих, в отличие от работы аль-Хусри, работа аль-Арсузи казалась старомодной из-за использования им старых слов и исторических текстов; более того, в то время как аль-Арсузи писал о символической необходимости арабской нации, аль-Хустри писал о практической роли арабской нации - аль-Арсузи был неясен, а аль-Хусри был прозрачен. В то время как Аль-Хусри смог доказать свои аргументы эмпирическими данными, аль-Арсузи не смог. Таким образом, пишет Сулейман, аль-Хусри казался более информированным, чем аль-Арсузи, хотя на самом деле это не так. Отсутствие эмпирических данных в работе аль-Арсузи временами делало ее узкой, а иногда его выводы граничили с мачоистический национализм , который, в свою очередь, может быть истолкован как расизм. [ 34 ] Другой причиной его «незначительного» влияния, по мнению Сулеймана, была идея аль-Арсузи о необходимости замены традиционной арабской грамматической системы новой. [ 35 ] Центр исследований и документации по проблемам мировых языков согласен с выводом Сулеймана, но далее утверждает, что работы аль-Арсузи «часто были надуманными и «воздушно-сказочными»». [ 36 ] [ нужен лучший источник ]

Несколько баасистов, в основном из партии Баас, возглавляемой Сирией, назвали Афлака «вором»; эти критики утверждают, что Афлак украл баасистскую идеологию у аль-Арсузи и провозгласил ее своей собственной. [ 15 ] Как бы то ни было, аль-Арсузи был провозглашен Хафизом аль-Асадом , баасистским лидером Сирии, как главный основатель баасистской мысли после раскола партии Баас в 1966 году . Однако иракская ветвь по-прежнему провозглашает Афлака основателем баасизма. [ 37 ] Аль-Асад назвал аль-Арсузи «величайшим сирийцем своего времени» и заявил, что он «первый, кто задумал Баас как политическое движение». [ 5 ] Сирийские баасисты воздвигли статую в честь аль-Арсузи; он был возведен после переворота 1966 года. [ 38 ] Несмотря на это, большинство баасистов по-прежнему согласны с тем, что Афлак, а не аль-Арсузи, был главным основателем движения Баас. [ 39 ] Несмотря на это, Кейт Дэвид Уотенпо считает, что баасизм был задуман «тройкой», состоящей из аль-Арсузи, Афлака и Салах ад-Дина аль-Битара , а не одним главным основателем. [ 40 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Гений арабского языка в его языке (опубликовано в 1943 г.)
  • Аль-Умма аль-Арабия (английский: The Arab World , опубликовано в 1958 г.)
  • Машакилуна аль-Кавмийя (английский: Наши националистические проблемы , опубликовано в 1958 году)
  1. ^ Хелмс, Кристин Мосс (1984). Ирак: восточный фланг арабского мира . Брукингс Инст Пресс. стр. 64–65. ISBN  978-0-8157-3555-7 .
  2. ^ Jump up to: а б Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые сформировали Сирию 1900-2000 гг . Кьюн Пресс. стр. 142–143. ISBN  978-1-885942-40-1 .
  3. ^ Уотенпо 1996 , с. 364.
  4. ^ Jump up to: а б с Уотенпо 1996 , с. 365.
  5. ^ Jump up to: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 27. ISBN  978-0-520-06976-3 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 144. ИСБН  978-0-631-21729-9 .
  7. ^ Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые сформировали Сирию 1900-2000 гг . Кьюн Пресс. п. 143. ИСБН  978-1-885942-40-1 .
  8. ^ Шуман, Кристоф (2008). Либеральная мысль в Восточном Средиземноморье: конец XIX века до 1960-х годов . БРИЛЛ. п. 91. ИСБН  978-90-04-16548-9 .
  9. ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. стр. 134–135. ISBN  978-1-4128-3063-8 .
  10. ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. п. 135. ИСБН  978-1-4128-3063-8 .
  11. ^ Рабинович, Итамар (1972). Сирия под властью Баас, 1963-66: Симбиоз армейской партии . Издатели транзакций. п. 7. ISBN  978-0-7065-1266-3 .
  12. ^ Jump up to: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 30. ISBN  978-0-520-06976-3 .
  13. ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. стр. 137–138. ISBN  978-1-4128-3063-8 .
  14. ^ Jump up to: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 28. ISBN  978-0-520-06976-3 .
  15. ^ Jump up to: а б Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. п. 138. ИСБН  978-1-4128-3063-8 .
  16. ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. п. 139. ИСБН  978-1-4128-3063-8 .
  17. ^ Кертис, Майкл (1 января 1971 г.). Люди и политика на Ближнем Востоке: арабо-израильский конфликт – его предыстория и прогноз мира . Издатели транзакций. стр. 138–139. ISBN  978-1-4128-3063-8 .
  18. ^ Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 34. ISBN  978-0-520-06976-3 .
  19. ^ Чариф, 2000, с. 245.
  20. ^ Комминс, Дэвид Дин (2004). Исторический словарь Сирии . Пугало Пресс. п. 47. ИСБН  978-0-8108-4934-1 .
  21. ^ Jump up to: а б Сил, Патрик (1989). Асад: Борьба за Ближний Восток . Издательство Калифорнийского университета. п. 89. ИСБН  978-0-520-06976-3 .
  22. ^ Шуейри, Юсеф М. (24 июня 2010 г.). Исламский фундаментализм, 3-е издание: История исламистских движений . А&С Черный. п. 113. ИСБН  978-0-8264-9801-4 .
  23. ^ Бенджио, Офра (1998). Слово Саддама: политический дискурс в Ираке . Интернет-архив. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 218. ИСБН  978-0-19-535418-8 .
  24. ^ Мубайед, Сами М. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые сформировали Сирию 1900-2000 гг . Кьюн Пресс. п. 144. ИСБН  978-1-885942-40-1 .
  25. ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. п. 148. ИСБН  978-0-7486-1707-4 .
  26. ^ Jump up to: а б Три, 2000, с. 724.
  27. ^ Три, 2000, стр. 723.
  28. ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. стр. 147–148. ISBN  978-0-631-21729-9 .
  29. ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 148. ИСБН  978-0-631-21729-9 .
  30. ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 145. ИСБН  978-0-631-21729-9 .
  31. ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. стр. 145–146. ISBN  978-0-631-21729-9 .
  32. ^ Шуейри, Юсеф М. (16 марта 2001 г.). Арабский национализм: история нации и государства в арабском мире . Уайли. п. 146. ИСБН  978-0-631-21729-9 .
  33. ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. стр. 146–147. ISBN  978-0-7486-1707-4 .
  34. ^ Фарук-Слаглетт, Мэрион; Слаглетт, Питер (25 августа 2001 г.). Ирак с 1958 года: от революции к диктатуре . Академик Блумсбери. п. 327. ИСБН  978-1-86064-622-5 .
  35. ^ Фарук-Слаглетт, Мэрион; Слаглетт, Питер (25 августа 2001 г.). Ирак с 1958 года: от революции к диктатуре . Академик Блумсбери. п. 158. ИСБН  978-1-86064-622-5 .
  36. ^ CRDWLP, 2004, с. 287.
  37. ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. п. 147. ИСБН  978-0-7486-1707-4 .
  38. ^ Хелмс, Кристин Мосс (1984). Ирак: восточный фланг арабского мира . Брукингс Инст Пресс. п. 89. ИСБН  978-0-8157-3555-7 .
  39. ^ Аюби, Назих Н. (1995). Переоценка арабского государства: политика и общество на Ближнем Востоке . Академик Блумсбери. п. 140. ИСБН  978-1-85043-828-1 .
  40. ^ Уотенпо, Кейт Дэвид (2006). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Издательство Принстонского университета. стр. 228–229. ISBN  978-0-691-12169-7 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 831e2ccfdf70ab065f764f56e8d415b9__1722794160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/b9/831e2ccfdf70ab065f764f56e8d415b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zaki al-Arsuzi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)