Саддамизм

Часть серии о |
Баасизм |
---|
![]() |
Саддамизм ( арабский : саддамистский , латинизированный : Ṣaddamiyah ), также известный как саддамистский баасизм ( арабский : саддамистский баасизм , латинизированный : al-Ba'thiyah as-Ṣaddāmiyah ), [ 1 ] — баасистская политическая идеология, основанная на политических идеях и мышлении Саддама Хусейна , который занимал пост президента Ирака с 1979 по 2003 год. [ 2 ] [ 3 ] Он поддерживает арабский национализм , арабский социализм и панарабизм , а также с центром в Ираке арабский мир , который призывает арабские страны принять саддамистский политический дискурс и отвергнуть « насеристский дискурс», который, как утверждается, рухнул после Шестидневной войны в 1967 году. . [ 2 ] Он милитаристский и рассматривает политические споры и конфликты в военной манере как «сражения», требующие «боевых действий», «мобилизации», «полей сражений», «бастионов» и «траншей». [ 3 ] Саддамизм официально поддерживался правительством Саддама Хусейна и пропагандировался иракской ежедневной газетой «Бабил», принадлежащей сыну Саддама Удаю Хусейну . [ 2 ]
Саддамизм часто описывался как авторитарная и тоталитарная идеология, направленная на контроль над всеми аспектами жизни Ирака, и критики обвиняли его в том, что он включает в себя « суннитский арабский национализм , запутанный сталинизм и фашистское рвение к отечеству и его лидеру». как возможность Саддаму создать культ личности, вращающийся вокруг него. [ 4 ] Однако применимость этих ярлыков оспаривается. [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «саддамизм» (Саддамия) или «новая арабская эра» был придуман иракскими СМИ , олицетворяя особые лидерские качества Саддама Хусейна и прочные связи между ним и народом. [ 6 ]
Принципы
[ редактировать ]
Баасизм
[ редактировать ]Саддам Хусейн основывал свои политические взгляды и идеологию на взглядах Мишеля Афлака , главного основателя баасизма. Саддам Хусейн также был заядлым читателем тем о моральных и материальных силах в международной политике . [ 3 ] Правительство Саддама Хусейна критиковало ортодоксальный марксизм и выступало против ортодоксальных марксистских концепций классового конфликта , диктатуры пролетариата и атеизма ; а также выступление против утверждения марксизма-ленинизма о том, что немарксистско-ленинские партии автоматически являются буржуазными по своей природе, - утверждая, что партия Баас является популярным революционным движением и что как таковое люди отвергают мелкобуржуазную политику. [ 3 ]
Саддам Хусейн утверждал, что арабская нация не имеет классовой структуры, как у других наций, и что классовое разделение происходит больше по национальному признаку между арабами и неарабами, чем внутри арабского сообщества. [ 3 ] Однако он с любовью отзывался о Владимире Ленине и хвалил Ленина за то, что он придал русскому марксизму уникальную российскую специфику, которую один Маркс был неспособен сделать. Он также выразил восхищение другими коммунистическими лидерами, такими как Фидель Кастро , Хо Ши Мин и Иосип Броз Тито , из-за их духа утверждения национальной независимости, а не их коммунизма. [ 3 ]
Арабский национализм
[ редактировать ]Саддам Хусейн и его идеологи стремились связать связь между древней вавилонской и ассирийской цивилизациями в Ираке с арабским национализмом , утверждая, что вавилоняне и древние ассирийцы являются предками арабов . Так, Саддам Хусейн и его сторонники заявляют об отсутствии конфликта между месопотамским наследием и арабским национализмом. [ 3 ]
Саддам изображал Ирак как оплот арабского мира против иранской экспансии во время ирано-иракской войны с 1980 по 1988 год. [ 7 ] При поддержке других арабских государств , особенно стран Персидского залива , Саддам стал «защитником арабского мира» от революционного, фундаменталистского и шиитского исламистского экспансионистского Ирана. [ 8 ] Чтобы помешать иракским шиитам принять хомейнизм и присоединиться к своим единоверцам в Иране, Саддам уделял больше внимания арабскому характеру Ирака, а не персидскому характеру иранцев. [ 9 ]
Саддама хорошо уважают в арабском мире , особенно за его поддержку палестинского дела . [ 10 ]
Арабский социализм
[ редактировать ]Правящая партия Баас во время правления Саддама официально была арабской социалистической . Несмотря на это, социализм Саддама был описан как «не что иное, как неоднородный популизм , сочетающий жестко контролируемую государственную экономику с некоторой степенью свободного предпринимательства » с предполагаемой целью укрепления его собственной политической позиции. [ 11 ]
исламизм
[ редактировать ]
Во время ирано-иракской войны Саддам подчеркивал свое пророческое происхождение и использовал свое шарифское происхождение, чтобы опираться на классическую форму религиозной легитимности. [ 12 ] Саддам поддерживал исламистское восстание в Сирии с 1980 по 1982 год и снабжал восставших «Братьев-мусульман» постоянным потоком оружия и припасов. [ 13 ]
В июне 1993 года Саддам инициировал кампанию «Вера» под руководством Иззата Ибрагима ад-Дури . Эта новая политика была направлена на продвижение исламизма и поощрение народной преданности исламу в иракском обществе. [ 12 ] Это было описано как баасистская «полномасштабная политизация ислама» и ознаменовало отход от более светского правления 1980-х и 1970-х годов. [ 12 ] Кампания предоставила больше свобод исламистским группам, выделила больше ресурсов на религиозные программы, увеличила использование исламских наказаний и увеличила акцент на исламе во всех сферах иракской жизни, хотя и сохранила арабский национализм. [ 14 ]
Саддамистская политика
[ редактировать ]Экономическая и социальная политика
[ редактировать ]По словам Фиби Марр, Саддам «обеспечил широкие возможности в области здравоохранения, образования и социальных льгот, которые значительно превосходили возможности любого предыдущего режима». [ 4 ] Саддам провел земельную реформу, сделал больницы и образование бесплатными, удвоил число учащихся в школах и развил инфраструктуру, такую как дороги, доступ к электричеству и воде, а также увеличил продолжительность жизни и снизил детскую смертность. [ 4 ]
Саддам ввел тарифы и защитил отечественную промышленность. Он также спонсировал программы индустриализации. Доходы от нефти увеличились с 1 миллиарда долларов в 1972 году до 33 миллиардов долларов в 1980 году. [ 4 ] После вторжения Ирака в Кувейт и последовавшей войны в Персидском заливе в 1991 году Организация Объединенных Наций ввела санкции против Ирака . Это вызвало крайний экономический спад, поскольку ВВП Ирака снизился с 66,2 миллиарда долларов в 1989 году до 10,8 миллиарда долларов в 1996 году, а годовой доход на душу населения снизился с 3510 долларов в 1989 году до 450 долларов в 1996 году. [ 4 ]
Саддам ввел программы социального обеспечения, такие как пособия по инвалидности, которые предоставляли инвалидам финансовую помощь. [ 15 ] Он также ввел медицинское страхование, чтобы гарантировать, что иракские граждане имеют доступ к здравоохранению и лекарствам, когда это необходимо. [ 16 ] Здравоохранение ухудшилось в 1990-х годах из-за санкций ООН, ограничивающих попадание в Ирак основного медицинского оборудования и материалов. [ 17 ] Считается, что санкции ООН стали причиной гибели около 500 000 иракцев из-за нехватки продовольствия и медикаментов, вызванной блокадой. [ 4 ]
Саддам Хусейн вложил значительные средства в инфраструктурные проекты, такие как дороги, мосты и общественные здания. [ 18 ] [ 19 ] Это способствовало модернизации иракских городов и улучшению общей инфраструктуры Ирака. [ 20 ] Саддам сделал упор на улучшение доступа к образованию и здравоохранению. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Правительство инвестировало в строительство школ и больниц, и уровень грамотности в Ираке значительно увеличился. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Саддам проводил политику, направленную на продвижение прав женщин в Ираке . [ 26 ]
Поддержка палестинского дела
[ редактировать ]Саддам Хусейн укрывал и поддерживал несколько палестинских партизанских и воинственных организаций , таких как Организация освобождения Палестины , Палестинский фронт освобождения , Арабский фронт освобождения и Организация Абу Нидаля . Кроме того, он субсидировал семьи палестинских террористов-смертников, погибших в результате шухады во время Второй интифады . В апреле 2002 года Саддам увеличил сумму денег, предлагаемых палестинским семьям мучеников, с 10 000 до 25 000 долларов. Представитель Западного Берега, Махмуд Бешарат, который раздавал деньги палестинским семьям, как сообщается, сказал: «Вам придется спросить президента Саддама, почему он так щедр. Но он революционер и хочет, чтобы эта выдающаяся борьба, интифада, продолжалась». . [ 27 ]
В апреле 1990 года Саддам пригрозил уничтожить половину Израиля с помощью химического оружия , если он выступит против Ирака. [ 28 ] В 1991 году Саддам приказал провести ракетную кампанию против Израиля . Ирак выпустил 42 ракеты «Скад» по территории Израиля, в первую очередь по Тель-Авиву и Хайфе , во время войны в Персидском заливе. [ 29 ] В результате атак погибло от 11 до 74 израильтян, в основном из-за сердечных приступов, неправильного использования противогазов и неправильного использования атропина . Израиль не принял ответных мер против Ирака из-за давления со стороны США. [ 30 ]
Саддам остается героической фигурой на Западном Берегу и в секторе Газа , жители которого помнят его как арабского лидера, готового бросить вызов Соединенным Штатам и Израилю. [ 31 ] В арабском мире Саддама хорошо уважают, особенно за его поддержку палестинского дела . [ 32 ] построен мемориал, посвященный Саддаму В Калькилии . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] и множество портретов и других памятников можно найти по всей Палестине . [ 36 ] [ 37 ] Он по-прежнему широко известен своей приверженностью палестинскому делу и своей антисионистской позицией. В 2001 году Саддам заявил по иракскому телевидению: [ 38 ]
Палестина является арабской и должна быть освобождена от реки до моря , и все сионисты, эмигрировавшие на землю Палестины, должны покинуть ее.
— Саддам Хусейн
Культ личности
[ редактировать ]Саддама Хусейна Культ личности стал заметной чертой иракской массовой культуры . В его честь по всему Ираку были воздвигнуты тысячи портретов, плакатов, статуй и фресок. [ 39 ] Его лицо было видно на офисных зданиях, школах, классах, аэропортах и магазинах, а также на всех номиналах иракского динара . Саддам стремился обратиться ко всем аспектам иракского общества. Он носил бедуинскую одежду, традиционную одежду иракских крестьян и даже курдскую одежду . Он также появился в западной одежде, чтобы создать образ городского и современного лидера. Он также изображал себя набожным мусульманином-суннитом , одетым в полный головной убор и мантию и молящимся в сторону Мекки , но чаще всего его изображали в военной форме. [ 40 ]
После падения его режима в 2003 году , символом которого стало свержение его статуи на площади Фирдос в Багдаде 9 апреля 2003 года, все статуи Саддама были разрушены. [ 41 ] После этого все остальные аспекты его культа личности были демонтированы. [ 42 ]
Чистки и казни
[ редактировать ]Саддам был известен тем, что применял террор против своих граждан. Журнал The Economist охарактеризовал Саддама как «одного из последних великих диктаторов 20-го века, но не в последнюю очередь с точки зрения эгоизма, жестокости или болезненной воли к власти». [ 43 ] Режим Саддама стал причиной гибели по меньшей мере 250 000 иракцев [ 44 ] и совершил военные преступления в Иране, Кувейте и Саудовской Аравии. Хьюман Райтс Вотч и Amnesty International регулярно публиковали отчеты о широкомасштабном тюремном заключении и пытках. Саддам также использовал нефтяное богатство Ирака для развития системы покровительства сторонникам своего режима. [ 45 ]
Кампания Анфаль 1988 года была предпринята в северных регионах Ирака в ответ на поддерживаемое Ираном курдское повстанческое движение. По оценкам Хьюман Райтс Вотч, было убито от 50 000 до 100 000 человек. [ 46 ] После катастрофической войны в Персидском заливе шииты восстали на юге Ирака и казнили баасистских чиновников во время иракских восстаний 1991 года . Саддам ответил репрессиями, убивая врагов и подозреваемых в политических диссидентах, что привело к гибели около 150 000 иракских шиитов . [ 4 ]
Сектантство
[ редактировать ]При правлении Саддама суннитско-шиитский конфликт был скорее национальным разногласием, чем религиозным. Термин « аджам » (неарабы) использовался для дискредитации шиитских активистов и политических диссидентов, особенно иранцев. [ 47 ] Хотя Саддам изначально пропагандировал секуляризм и несектантство, его правление сопровождалось насилием на религиозной почве . Ираком управляла суннитская арабская элита, хотя шиитам и курдам было разрешено помогать в строительстве нации при условии, что они не будут создавать проблем. [ 48 ] Саддам запретил и подавил шиитские публичные демонстрации Татбира , Ашуры и траура по Мухарраму . [ 49 ] [ 50 ] Сектантская напряженность стала очевидной во время иранской революции 1979 года и последовавшей за ней ирано-иракской войны. Новый шиитский исламистский лидер Ирана Рухолла Хомейни инициировал пропагандистскую кампанию, призывающую иракских шиитов принять хомейнизм и восстать против баасистского режима Саддама, в котором доминируют сунниты. [ 51 ] Несмотря на опасения Саддама по поводу беспорядков, попытки Ирана экспортировать свою Исламскую революцию в значительной степени не увенчались успехом в плане мобилизации поддержки шиитов в Ираке и странах Персидского залива. Большинство иракских шиитов, составлявших большую часть иракских вооруженных сил , во время ирано-иракской войны предпочли свою собственную страну своим шиитским иранским единоверцам. [ 52 ]
После войны в Персидском заливе шииты участвовали в преимущественно религиозном восстании против режима Саддама. Шиитские повстанцы держали в руках фотографии шиитских религиозных лидеров, таких как иранский лидер Хомейни, а также шиитские религиозные символы. [ 53 ] Восстания были подавлены режимом с помощью силы и массовых казней, а суннитскому государственному контролю удалось восстановить порядок. [ 54 ] На протяжении 1990-х годов Саддам больше полагался на арабских чиновников-суннитов из своего собственного племени Аль-Бу Насир . [ 55 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ аль-Мараши, Ибрагим (2008). Вооруженные силы Ирака: аналитическая история (мягкая обложка) . Оксон, Англия, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Routledge . п. 108. ИСБН 9780415400787 .
- ^ Jump up to: а б с Бенджио, Офра (1998). Слово Саддама: Политический дискурс в Ираке (Мягкая обложка) . Оксфорд, Англия, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета . п. 208. ИСБН 9780195114393 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ниблок, Тим (1982). Ирак, современное государство (Мягкая обложка) . Лондон, Англия, Великобритания: Croom Helm, Ltd., с. 62-71. ISBN 9780709918103 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Макдональд, Майкл (октябрь 2014 г.). Преувеличение: иллюзии о смене режима в Ираке . Издательство Гарвардского университета. стр. 213–215. ISBN 978-0-674-72910-0 .
- ^ Сассун, Джозеф (февраль 2017 г.). «Аарон М. Фауст, Батификация Ирака: тоталитаризм Саддама Хусейна [обзор книги]» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 49 (1). Издательство Кембриджского университета : 205–206. дои : 10.1017/S0020743816001392 . S2CID 164804585 .
Во-первых, Фауст полностью игнорирует экономику в своем анализе. Это упущение примечательно, учитывая его попытку проследить, как режим стал тоталитарным, который по определению охватывает все аспекты жизни. ... Во-вторых, сравнение со Сталиным или Гитлером неубедительно, если принять во внимание, скольким иракцам было разрешено покинуть страну. Хотя гражданам приходилось проходить сложную и бюрократическую процедуру для получения необходимых документов для выезда из страны, факт остается фактом: более миллиона иракцев мигрировали из Ирака с момента окончания ирано-иракской войны в 1988 году до вторжения под руководством США в Ирак. 2003. В-третьих, религия при Сталине не функционировала так же, как в Ираке, и хотя Фауст подробно описывает, как шиитам не разрешалось участвовать в некоторых церемониях, среднестатистическому иракцу разрешалось молиться дома и в мечети. ...правда, спецслужбы следили за религиозными учреждениями и мечетями, но иракский подход несколько отличается от того, которого придерживался сталинский тоталитаризм.
- ^ Аялон, Ами (декабрь 1994 г.). Современный обзор Ближнего Востока, том XVI, 1992 г. Центр Моисея Даяна. п. 453. ИСБН 978-0-8133-2133-2 .
- ^ Джиллани, Анис (1991). «Насер, Саддам и панарабизм» . Пакистанский горизонт . 44 (2): 75–88. ISSN 0030-980X . JSTOR 41394583 .
- ^ «Ирано-иракская война – Краткое содержание, хронология и наследие» . ИСТОРИЯ . 13 июля 2021 г. Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 557–558. JSTOR 4329390 .
- ^ «Почему Саддам Хусейн был так популярен среди палестинцев?» . www.dailyo.in . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Карш, Эфраим (28 мая 2013 г.). «Брак по расчету Саддама Хусейна и ислама» . Еврейский ежеквартальный журнал . doi : 10.1080/0449010X.1991.10705782 (неактивен 8 августа 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на август 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Джордан, Дэвид (10 ноября 2021 г.). « Итак, пусть сегодня будут все арабы Мухаммедом»: Пророк в беседах иракской партии Баас» . Присутствие Пророка в раннем Новом и современном исламе . 2 . Брилл: 323–345. дои : 10.1163/9789004466753_014 . S2CID 244288193 . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Барам, Аматция (октябрь 2011 г.). «От воинствующего секуляризма к исламизму: иракский режим Баас 1968-2003» (PDF) . Международный центр ученых Вудро Вильсона .
- ^ «От воинствующего секуляризма к исламизму | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Эволюция прав инвалидов в Ираке» JMU 2015, дата обращения: апрель 2024 г.
- ^ «Медицинские услуги в Ираке» Эдинбургский университет, 2013 г., дата обращения: апрель 2024 г.
- ^ эпический Мэтью (07.03.2017). «Система общественного здравоохранения Ирака в кризисе» . EPIC - Центр обеспечения мира в Ираке . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Ирак Саддама Хусейна - Ирак | ReliefWeb» . Reliefweb.int . 13 сентября 1999 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Ирак – диктатура, вторжение, санкции | Британника» . www.britanica.com . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ибрагим, Арва. «Война в Ираке под руководством США и арабское наследие Саддама» . Аль Джазира . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Иракцы должны научиться читать и писать – или еще что-нибудь!» . Вашингтон Пост . 22 декабря 2023 г. ISSN 0190-8286 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Новая история Ирака» . Хранитель . 25 ноября 2003 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «От 0% до 20% неграмотности — иракский подвиг» . Арабские новости . 17 сентября 2010 г. Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Пустые классы и учебники на черном рынке – Ирак | ReliefWeb» . Reliefweb.int . 22 декабря 2016 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Араб, The New (13 апреля 2022 г.). «Доклад об Ираке: Багдад снова пытается подняться» . www.newab.com/ . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «ИРАК: Была ли жизнь иракских женщин лучше при Саддаме?» . Женщины мира . 3 февраля 2015 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Поддержка Саддамом Хусейном международного терроризма» . georgewbush-whitehouse.archives.gov . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Алан Коуэлл, «Иракский руководитель, хвастающийся ядовитым газом, предупреждает о катастрофе, если израильтяне нанесут удар» , The New York Times , 3 апреля 1990 г.
- ^ «День, когда войны Израиля изменились навсегда» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 17 января 2021 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Ари Гросс, Иуда (18 января 2018 г.). « Мы собираемся атаковать Ирак, — сказал Израиль США. — Уберите свои самолеты » . Таймс Израиля . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Палестинцы приветствуют Саддама как героя» . Аль Джазира . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Почему Саддам Хусейн был так популярен среди палестинцев?» . www.dailyo.in . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Палестинские активисты строят памятник Саддаму Хусейну» . АП Новости . 23 октября 2017 г. Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Палестинские активисты строят памятник Саддаму Хусейну» . Bloomberg.com . 23 октября 2017 г. Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Палестинцы воздвигают мемориал Саддаму Хусейну в Калькилии с лозунгом «Арабская Палестина от реки до моря» » . МЕМРИ . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Полон, Таль (22 октября 2017 г.). «Город Пенсильвания возводит мемориал Саддаму Хусейну» . Аруц Шева . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Медофф, Рафаэль (29 октября 2017 г.). «Палестинская статуя Саддама — это «тычок в глаз Америке», — говорят дипломаты и лидеры» . Синдикат еврейских новостей . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Вистрич, Роберт (2002). Мусульманский антисемитизм: явная и реальная опасность . п. 43.
- ^ Франклин, Стивен (5 сентября 1990 г.). «Окутанная темная сторона Хусейна» . Чикаго Трибьюн . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Геттке, Ф. Свергнутый , Роттердам: Post Editions, 2010
- ^ Геттке, Ф. Свергнутый , Роттердам: Post Editions, 2010
- ^ Шер, Лорен (9 апреля 2009 г.). «Статуя ограничения Саддама Хусейна» . Новости АВС . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ «Саддам Хусейн – неумелый диктатор» . Экономист . 4 января 2007 г.
- ^ «Война в Ираке: не гуманитарная интервенция» . Хьюман Райтс Вотч . 25 января 2004 года . Проверено 31 мая 2017 г.
Посвятив много времени и усилий документированию злодеяний [Саддама], мы подсчитали, что за последние двадцать пять лет правления партии Баас иракское правительство убило или «исчезло» около четверти миллиона иракцев, если не больше.
- ^ Сассун, Джозеф (февраль 2017 г.). «Аарон М. Фауст, Батификация Ирака: тоталитаризм Саддама Хусейна [обзор книги]» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 49 (1). Издательство Кембриджского университета : 205–206. дои : 10.1017/S0020743816001392 . S2CID 164804585 .
Во-первых, Фауст полностью игнорирует экономику в своем анализе. Это упущение примечательно, учитывая его попытку проследить, как режим стал тоталитарным, который по определению охватывает все аспекты жизни. ... Во-вторых, сравнение со Сталиным или Гитлером неубедительно, если принять во внимание, скольким иракцам было разрешено покинуть страну. Хотя гражданам приходилось проходить сложную и бюрократическую процедуру для получения необходимых документов для выезда из страны, факт остается фактом: более миллиона иракцев мигрировали из Ирака с момента окончания ирано-иракской войны в 1988 году до вторжения под руководством США в Ирак. 2003. В-третьих, религия при Сталине не функционировала так же, как в Ираке, и хотя Фауст подробно описывает, как шиитам не разрешалось участвовать в некоторых церемониях, среднестатистическому иракцу разрешалось молиться дома и в мечети. ...правда, спецслужбы следили за религиозными учреждениями и мечетями, но иракский подход несколько отличается от того, которого придерживался сталинский тоталитаризм.
- ^ «Иракский Анфаль, Хьюман Райтс Вотч, 1993» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Хаддад, Фанар (30 мая 2024 г.). «Язык антишиизма» . Внешняя политика . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Саддам ухаживает за иракским национализмом» . 01 апреля 2003 г. Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Ирак: спорный шиитский ритуал под огнем» . english.religion.info . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Смерть на иракском фестивале Ашура не отпугнет миллионы верующих» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Эль Ажари, MS (2012). Ирано-иракская война: исторический, экономический и политический анализ . Абингдон: Рутледж. п. 1. ISBN 9781136841767 . OCLC 802047333 .
- ^ Эспозито, Джон, «Политическая исламская революция, радикализм или реформа», Политический ислам и безопасность в Персидском заливе , Lynne Rienner Publishers, ISBN 978-1-55587-262-5 , стр. 56–58
- ^ Алкифаи, Хамид (2018). Крах демократии в Ираке: религия, идеология и сектантство . Лондон: Рутледж. п. 126. ИСБН 9780429442155 . OCLC 1057243408 .
- ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 91–93. ISBN 9781400890323 .
- ^ Ахрам, Ариэль И. (2015). Ведение войны, государственное строительство и негосударственная власть в Ираке . Йельская программа по управлению и местному развитию. п. 16. ССНН 3630081 .