Сектантское насилие в Ираке
Межконфессиональное насилие в Ираке развилось в результате растущей межконфессиональной напряженности между различными религиозными и этническими группами Ирака, в первую очередь конфликта между мусульманским большинством шиитов и мусульманским меньшинством суннитов внутри страны.
С созданием современного национального государства межконфессиональная напряженность возникала медленно и в конечном итоге переросла в недавние жестокие конфликты, такие как война в Ираке (2013–2017 гг.) и гражданская война в Ираке (2006–2008 гг.) .
ЦРУ Согласно большинству источников, включая Всемирную книгу фактов , большинство иракцев составляют арабские мусульмане- шииты, составляющие от 64% до 69% населения, тогда как мусульмане- сунниты составляют от 32% до 37% населения. [1] Более того, сунниты разделены этнически на арабов , курдов и туркменов .
Историческая справка
[ редактировать ]До создания Иракского государства территория Ирака принадлежала Османской империи и была разделена на три вилайета (провинции): Багдадский вилайет (1869–1918), Басрский вилайет (1884–1918) и Мосульский вилайет (1878–1918). Вместе эти три вилайета были домом для самых разных этнических и религиозных групп, которые жили в относительной толерантности под властью Османской империи, хотя шиитская община была в значительной степени исключена из административных должностей и армии. [2] После Первой мировой войны население трёх вилайетов было объединено в одно национальное государство под британским мандатом . В соответствии с « Решением Шарифана » британцы назначили королем араба-суннита: Фейсала I из Ирака . Зои Престон заявляет, что это решение поддержать политическое руководство арабов-суннитов, несмотря на то, что они составляют меньшинство в Ираке, привело к исключению других религиозных и этнических групп. [3]
После предоставления Ираку независимости в 1932 году борьба за создание иракской национальной идентичности стала более очевидной. Хотя Фейсал I неоднократно пытался объединить культурные ценности и обычаи шиитов, суннитов и других групп населения в контексте панарабизма , результатом стало более заметное различие между этническими и религиозными группами Ирака. [4] Многие арабы-шииты выступали против панарабизма из-за страха перед маргинализацией, в то время как многие курды выступали против панарабизма из-за своего требования создания независимого курдского государства. [5] Таким образом, с одной стороны, шииты, курды и другие секты отказались отказаться от своих культурных ценностей и обычаев. С другой стороны, находящиеся у власти сунниты пытались отменить эти ценности и практики в соответствии с панарабизмом. В конечном итоге это привело к более четкой консолидации различных общин, что привело к усилению раскола среди населения Ирака. Курды опасались арабского доминирования со стороны центральной власти в Багдаде. [6] Более того, независимость Ирака и борьба за создание национальной идентичности привели к различным безуспешным племенным восстаниям и столкновениям в 1930-х годах. Тем не менее, правительству неоднократно удавалось подавить беспорядки и сохранить свою гегемонию. [7]
Первая официально задокументированная попытка обрисовать межконфессиональные разногласия после создания иракского государства была предпринята в 1935 году с принятием Хартии Наджафа. В этом манифесте, состоящем из 12 пунктов, группа шиитских юристов выразила свое недовольство религиозной дискриминацией большинства Шиитское население и призвали к назначению шиитских судей и судов в преимущественно шиитских районах и реализации проектов развития по всей стране, особенно на юге. Хотя этот манифест был первой попыткой представить сектантской элите политические разочарования, чаяния и требования шиитов, они остались неуслышанными. [7]
После 1932 года иракское правительство продолжало расширять свою бюрократию, усиливая суннитский контроль над государственной машиной. Хотя больший контроль над правительством означал меньше восстаний и беспорядков, межрелигиозная напряженность среди иракского населения продолжала расти. [8] Эта межконфессиональная напряженность дополнялась очень резким неравным распределением богатства между городской элитой и сельским населением. [5] Эти различные противоречия в конечном итоге привели к революции 14 июля 1958 года, в ходе которой хашимитская монархия была свергнута группой армейских офицеров под руководством генерала Абд аль-Карима Касима, который затем основал Республику Ирак . Имея смешанное суннитско-шиитское происхождение, генерал Абд аль-Карим Касим отменил практику ограничения приема в армию шиитов и представителей других этнических групп. Хотя эта мера сделала его отчасти популярным, межконфессиональная напряженность в отношениях с курдским населением Ирака переросла в жестокий конфликт , который начался в 1961 году после того, как Касим не смог выполнить свое обещание о национальных правах курдов. [5] Более того, реализация им земельных реформ и реформ в области семейного права подорвала власть религиозных лидеров и землевладельцев, а это означает, что напряженность между его режимом и религиозными лидерами возросла. [9]
Эта напряженность, наряду с разногласиями внутри правительства по поводу того, следует ли проводить иракскую националистическую или панарабистскую программу, в конечном итоге привела к кровавому свержению режима Кассима в феврале 1963 года, также известному как Революция Рамадана . [10] После различных кровавых уличных боев между преимущественно шиитским рабочим классом и баасистскими различные офицеры арабской националистической армии, в основном офицеры, связанные с суннитами. ополченцами к власти пришли [10] Из них президентом стал панарабист Абдул Салам Ариф . Однако его власть постоянно подвергалась сомнению со стороны членов его кабинета, которые выбрали более сектантский и жестокий путь и были членами партии Баас . Таким образом , чтобы умиротворить эти элементы, при президентстве Арифа была восстановлена лояльность к коммунизму и сектантству , а также политическая власть арабских националистов-суннитов. Таким образом, сектантская политика осталась в силе и еще больше усилила межконфессиональную и межобщинную напряженность. [7] В этой напряженной атмосфере различные офицеры и клики планировали военные перевороты с целью свергнуть правление Арифа и захватить власть. [10] В конце концов, в результате бескровного переворота 1968 года партия Баас захватила власть во второй раз за десятилетие. [11]
Антисектантские усилия при правлении Баас
[ редактировать ]С возвращением к власти партии Баас Ирак вступил в новый этап государственного строительства . Это включало две основные стратегии развития национальной идентичности при правлении Баас на протяжении 1970-х и 80-х годов. Первая стратегия заключалась в усилении социальной интеграции за счет успеха программ развития, спонсируемых государством, что стало возможным благодаря росту иракской экономики. [12] В 1970-х годах правительство национализировало нефтяную промышленность Ирака, и, используя доходы от экспорта этой нефти, Ирак начал проект модернизации и национального строительства. [13] Помимо инвестиций в инфраструктуру и промышленность, иракское правительство также запустило программу инвестиций в основные общественные блага, такие как школы, университеты и больницы. [8] Благодаря этому Ирак превратился в государство всеобщего благосостояния : граждане по всей стране получали выгоду от экономического развития, роста доходов и социальной мобильности, независимо от их этнического, племенного или религиозного происхождения. [14]
Это связано со второй стратегией, которая заключалась в уменьшении акцента на сектантской идентичности. [12] Идеологию Баас можно отнести к панарабистской идеологии с явным социалистическим компонентом. [15] В соответствии с этой идеологией, иракская партия Баас выступала за сосредоточение внимания на иракской националистической идентичности без места для сектантской принадлежности. В результате партия преуменьшала свою религиозную принадлежность и вместо этого стремилась к светскому, националистическому Ираку. [14] Позже, под руководством Саддама Хусейна , этот националистический Ирак должен был основываться на общем месопотамском прошлом, чтобы включить как шиитское, так и курдское население в проект националистического государственного строительства. [16]
Сектантское насилие в начале правления Баас
[ редактировать ]В соответствии со своим националистическим характером, партия Баас сумела включить в свою правительственную систему различные этнические и религиозные группы после 1968 года. И хотя арабы-шииты и курды не достигли самых высоких уровней политической власти, им все же удалось достичь высокий уровень влияния внутри режима. [12] Однако с ростом влияния Саддама Хусейна в 1970-е годы он стал назначать своих племенных и региональных союзников на наиболее влиятельные должности в правительстве. [15] [17] В то время как партия Баас таким образом пыталась подчеркнуть общую национальную идентичность в ущерб общинной сектантской идентичности, политика построения узкого круга доверенных союзников как Ахмеда Хасана аль-Бакра , так и его преемника Саддама Хусейна вызвала раскол между национальные акценты партии Баас и их собственные общественные интересы. [18]
Начиная с 1970-х годов, межконфессиональная напряженность зарождалась под поверхностью, и начали возникать межконфессиональные противостояния и насилие, которые порой были очень громкими. [19] Прежде всего, подавляющее большинство шиитов были недовольны своим исключением со стороны правительства. Хотя Баас пропагандировала отмену сектантских идеологий и включение различных сект в вооруженные силы и другие правительственные учреждения, к 1977 году только деятели суннитских племен, близкие к Хусейну, сохраняли позиции в Совете революционного командования , высшей форме власти. [20] Более того, курдское население также чувствовало себя маргинализированным Баас. К концу 1960-х годов партия Баас начала кампанию арабизации Северного Ирака , чтобы обеспечить лояльность севера. Это означало, что многие курдские семьи были перемещены и заменены арабскими семьями. [21] Примером явной насильственной конфессиональной оппозиции такой политике является Вторая иракско-курдская война , которая произошла в 1974 и 1975 годах, когда различные курдские повстанческие группировки безуспешно пытались получить независимость в Северном Ираке, развязав беспорядки. [22] шиитская партия Да'ва В тот же период в Ираке приобрела популярность . После ее создания в 1970 году партийные активисты инициировали различные беспорядки, наиболее примечательными из которых были беспорядки в 1974 и 1977 годах. [19]
Благодаря своему военному превосходству и ресурсам режим Баас смог быстро подавить подобные беспорядки сектантского характера. [23] С самого начала режим Баас установил жесткий контроль над населением Ирака. Всех, кого считали нелояльными, выгнали, а привлекли близких союзников, часто выбранных по религиозному принципу. [15] [24] Хотя Баас таким образом пропагандировала национальную идентичность и включала в правительство различные этнические и религиозные группы, партия также была вовлечена в создание напряженной атмосферы, в которой не было места нелояльности или оппозиции. При режиме Баас случаи межрелигиозного насилия были быстро подавлены.
Религиозное насилие при Саддаме Хусейне
[ редактировать ]В 1979 году Саддам Хусейн официально стал президентом Ирака после того, как Ахмед Хасан аль-Бакр подал в отставку по состоянию здоровья. [25] [26] При правлении Хусейна система наблюдения за гражданами, организациями и партиями усилилась, чтобы предотвратить потерю политического господства над Ираком. [27] Хусейн обеспечил полную лояльность посредством тщательного мониторинга и избавления от любого потенциального политического оппонента. Всего через шесть дней после своего официального назначения Хусейн приказал арестовать 66 членов партии Баас и некоторых из них убить в ходе так называемой « чистки Хульда» , поскольку он сомневался в их лояльности. [28] Это событие подготовило почву для следующих десятилетий, когда фигурам, подозреваемым в нелояльности к нему, грозили годы тюремного заключения. [29] [30] Поскольку многие из тех, кого считали врагами или нелояльными, имели иное религиозное происхождение, межконфессиональная напряженность также возросла. Например, курдов, шиитов и иранских граждан депортировали из Ирака под предлогом того, что они иностранцы, что в то время часто называлось актом сектантской чистки. [31]
Конфессиональная напряженность проявилась с Иранской революцией и началом ирано-иракской войны в 1980 году. В 1979 году иранская революция произошла под руководством великого шиитского аятоллы Рухоллы Хомейни, когда он сверг династию Пехлеви и проложил путь для создание Исламской Республики Иран . Хомейни начал пропагандистскую кампанию, направленную на шиитов в Ираке, призывая их следовать хомейнистской идеологии и восстать против режима Хусейна, в котором доминируют сунниты, чтобы в конечном итоге свергнуть его. [32] В 1980 году Хусейн объявил войну Ирану и попытался аннексировать богатую нефтью иранскую провинцию Хузестан . Причинами начала войны была уверенность Хусейна в том, что Иран нарушил Алжирское соглашение 1975 года относительно водного пути и вмешивался в иракскую политику. [33] Однако, несмотря на эти политические и экономические мотивы начала войны, война также велась на религиозной почве. [34] Как позже вспоминал Хусейн, Хомейни считал, что шиитское население Южного Ирака последует за ним, но они этого не сделали и остались верны Ираку, сражаясь с иранцами. [35]
Чтобы не допустить присоединения шиитов к Ирану, Хусейн больше внимания уделял арабскому характеру Ирака, а не персидскому характеру иранцев. [33] Более того, он пытался заручиться поддержкой граждан разного этнического происхождения, делая щедрые пожертвования в пользу их сообществ. Примеры включают финансовую поддержку шиитских вакфов и восстановление могилы Имама Али . [36] Несмотря на эти далеко идущие усилия по получению поддержки среди различных сект, межрелигиозная напряженность продолжала расти, главным образом из-за ирано-иракской войны. По оценкам, во время войны погибло около 250 000 иракцев. [37] Эти потери как с суннитской, так и с шиитской стороны еще больше усилили соперничество между различными этническими и религиозными группами. [38] Кроме того, многие шиитские солдаты, офицеры и граждане бежали из страны и искали убежища в других местах, в первую очередь в Иране и алавиты где доминируют баасистской Сирии, . [31]
На севере перемещение курдов в рамках кампании арабизации продолжалось на протяжении 1980-х годов. [21] Хотя большинство людей курдского происхождения не понесли больших потерь во время войны, Хусейн расценил действия курдских политических групп как предательство против его режима и обвинил их в трансграничном военном и разведывательном сотрудничестве с Ираном. [39] Режим Баас наказал эти группы активистов на севере Ирака, применив широкомасштабное насилие в ходе кампании Аль-Анфаль в конце 1980-х годов. Такое применение крайнего насилия привело к большому числу жертв, которые, по оценкам, составляют от 150 000 до 200 000 смертей, и отразилось на курдском сообществе, способствуя усилению чувства религиозного раскола. [40]
После ирано-иракской войны религиозное недоверие резко возросло и стало более заметным во время Первой войны в Персидском заливе , инициированной Хусейном, когда Ирак вторгся в Кувейт в августе 1990 года. Коалиционные силы ответили бомбардировками иракских объектов, главным образом в южных регионах Ирака. Эти контратаки особенно затронули шиитов, что повлекло за собой как жертвы, так и ущерб инфраструктуре. [41] После ухода из Кувейта в 1991 году восстания вспыхнули в 14 из 18 провинций Ирака. [31] Повстанцами были в основном арабы-шииты и курды, которые атаковали существующую политическую власть и их социальную изоляцию при правлении Баас. Восстания носили преимущественно сектантский характер: протестующие демонстрировали фотографии шиитских религиозных лидеров, таких как Хомейни, и религиозные символы. [31] Вот как описывает восстания исследователь и журналист Халил Осман: [42]
Восстание на юге Ирака ознаменовалось энергичным утверждением шиитской идентичности с откровенно шиитской религиозной символикой и риторикой. вызвало у суннитов страх и чувство изоляции, что привело к потере ими сочувствия к восстанию.
Восстания были в конечном итоге подавлены применением грубой силы и широкомасштабного насилия со стороны режима, например, массовыми казнями повстанцев. [31] [43] На севере многие курдские граждане чувствовали себя вынужденными бежать из-за страха возмездия со стороны режима Хусейна. Из-за плохих условий жизни в горах в последующие месяцы погибло более 20 000 этих беженцев. [43]
Хотя восстановление суннитского государственного контроля и безопасности оказалось препятствием для режима Баас, им удалось восстановить порядок. [44] В следующем десятилетии Хусейн будет еще больше полагаться на союзников своей семьи и племени, а также на тех, кто был ему верен. [45] Тем не менее, несмотря на возобновление сектантской направленности Хусейна, другие проявления сектантской идентичности жестко подавлялись режимом в 1990-е годы. [46] [47] Помимо различных убийств влиятельных политических и религиозных деятелей, широкомасштабное религиозное насилие в Ираке возобновилось только после отстранения Хусейна от должности в 2003 году после вторжения под руководством США.
Сектантское насилие после вторжения США
[ редактировать ]После вторжения в Ирак под руководством США и свержения Саддама Хусейна страна медленно погрузилась в религиозную гражданскую войну. Этот рост межконфессиональной напряженности стал результатом множества факторов. Прежде всего, Коалиционная временная администрация (ВПА) под руководством Пола Бремера начала кампанию дебаасификации и распустила иракские вооруженные силы и службы безопасности . Эти две меры вызвали большую безработицу, особенно среди суннитского населения страны. [48] Кроме того, роспуск сил безопасности привел к высокому уровню преступности. Чтобы защитить себя, многие иракские гражданские лица вступали в ряды ополченцев или платили им за это, в основном сектантского характера. [49]
В то же время арабское сообщество суннитов, которое доминировало в стране при Саддаме Хусейне, было отстранено от власти, тогда как к власти пришли арабы-шииты и курды. Новый Управляющий совет Ирака (ICG) был сформирован в соответствии с демографическим составом страны: 13 шиитов, 5 арабов-суннитов, 5 курдов, 1 христианин и 1 туркмен. [50] Внутри этого совета у суннитской общины было много проблем с представлением себя и выдвижением своих требований. Поскольку многие из старых лидеров общины в основном были сторонниками Баас, их либо арестовали, либо запретили участвовать в ICG. Кроме того, не было организованных суннитских политических партий, поскольку все политические формы суннитского представительства, кроме Баас, жестко подавлялись при Хусейне. [51] Отвергая новый политический порядок, большинство суннитов решили не голосовать на парламентских выборах в январе 2005 года , что привело к их лишению избирательных прав в недавно сформированном правительстве. [52] Вместо этого Единый иракский альянс , состоящий из двух шиитских партий – Высшего совета Исламской революции в Ираке (СКИРИ) и Даава – одержал крупную победу. [53]
Будучи недовольны оккупацией Ирака , Многонациональными силами с восстание . лета 2003 года возникло [52] Это восстание было наиболее интенсивным в суннитских провинциях, потому что суннитская община чувствовала себя маргинализированной как со стороны коалиционных сил, так и со стороны нового правительства, в котором доминировали шииты. [54] Поскольку многие сунниты считали свой уход от власти связанным с приходом к власти шиитов, это восстание также приняло сектантский характер. Особенно с появлением Аль-Каиды в Ираке нападения на шиитские места и людей стали более распространенными. Другими видными сектантскими группами на суннитской стороне были Исламская армия в Ираке и Революционные бригады 1920 года . [55]
До начала 2005 года шиитское население практически не реагировало на эти нападения на религиозной почве. Только Организация Бадра была обвинена в совершении ответных нападений на бывших чиновников режима и видных членов Баас. [56] Однако после выборов в январе 2005 года члены Корпуса Бадра проникли в силы безопасности и начали карательные действия против суннитского населения. [56] Именно в этот момент Армия Махди под руководством Муктады ас-Садра также начала участвовать в сектантских чистках. [57] Эти ответные нападения привели к циклу насилия, который захлестнул страну в 2006 и 2007 годах. [58]
После взрыва в мечети аль-Аскари в Самарре в феврале 2006 года насилие переросло в гражданскую войну , которая длилась с 2006 года до начала 2008 года. [59] В этой войне сектантские ополченцы занимались сектантскими чистками. [60] Хотя точные цифры жертв неизвестны, по оценкам, только в 2006 году было убито более 20 000 мирных жителей. [61] К началу 2008 года десятки тысяч иракских мирных жителей были убиты, а около 4 миллионов были вынуждены покинуть свои дома. [62] Особенно сильно пострадала столица Багдад, поскольку город подвергся переустройству на религиозной основе. Бывшие смешанные кварталы оказались под властью сектантских ополченцев, которые изгоняли всех, кто принадлежал к другой религиозной принадлежности. [63] Помимо убийств на религиозной почве, совершенных «эскадронами смерти», насилие также включало похищения людей с целью выплаты выкупа и пытки в секретных центрах содержания под стражей, которыми управляют ополченцы. [64]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . 20 октября 2021 г.
- ^ Марр, Фиби (2012). Современная история Ирака (3-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. стр. 23, 36–37. ISBN 9780813344430 .
- ^ Престон, Зои (2000). Кристаллизация иракского государства: геополитическая функция и форма (PDF) . Лондон: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 25.
- ^ Масахла, Н. (1991). «Панарабизм Фейсала, 1921-33». Ближневосточные исследования . 27 (4): 679–693. дои : 10.1080/00263209108700885 . JSTOR 4283470 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. стр. 304–307. ISBN 9780813348339 .
- ^ Престон, Зои (2000). Кристаллизация иракского государства: геополитическая функция и форма (PDF) . Лондон: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. стр. 235–242.
- ^ Перейти обратно: а б с Осман, Халил (2014). Сектантство в Ираке: создание государства и нации с 1920 года . Лондон: Рутледж. стр. 72–73. ISBN 9781315771267 .
- ^ Перейти обратно: а б Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 62–65. ISBN 9781400890323 .
- ^ Сассун, Джозеф (2012). Партия Баас Саддама Хусейна: внутри авторитарного режима . Вашингтон: Издательство Кембриджского университета. стр. 20–25. ISBN 9780521149150 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 334–336. ISBN 9780141047102 .
- ^ Осман, Халил (2014). Сектантство в Ираке: создание государства и нации с 1920 года . Лондон: Рутледж. стр. 76–80. ISBN 9781315771267 .
- ^ Перейти обратно: а б с Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 69–70. ISBN 9781400890323 .
- ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 62. ИСБН 9781400890323 .
- ^ Перейти обратно: а б Барам, Аматция (1991). Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968-89 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 20. ISBN 9781349212453 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чаррад, Мунира М. (июль 2011 г.). «Центральный и местный патримониализм: государственное строительство в родственных обществах». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 636 (1): 62. дои : 10.1177/0002716211401825 . S2CID 145693904 .
- ^ Абди, Камьяр (2008). «От панарабизма до культа личности Саддама Хусейна: Древняя Месопотамия и иракская национальная идеология». Журнал социальной археологии . 8 (1): 3–36. дои : 10.1177/1469605307086076 . S2CID 153658431 .
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака, 3-е изд . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 260. ИСБН 9780521702478 .
- ^ Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 555–556. JSTOR 4329390 .
- ^ Перейти обратно: а б Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 70–74. ISBN 9781400890323 .
- ^ Хашим, Ахмед (зима 2003 г.). «Саддам Хусейн и военно-гражданские отношения в Ираке: в поисках легитимности и власти». Ближневосточный журнал . 57 (1): 25. JSTOR 4329849 .
- ^ Перейти обратно: а б Сассун, Джозеф (2011). Партия Баас Саддама Хусейна: внутри авторитарного режима . Вашингтон: Издательство Кембриджского университета. стр. 83–84. ISBN 9781139042949 .
- ^ Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. п. 427. ИСБН 9780813348339 .
- ^ Бенджио, Офра (1998). Слово Саддама: Политический дискурс в Ираке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 9780195114393 .
- ^ Девлин, Джон Ф. (декабрь 1991 г.). «Партия Баас: расцвет и метаморфоза». Американский исторический обзор . 96 (5): 1405. дои : 10.2307/2165277 . JSTOR 2165277 .
- ^ Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. п. 338. ИСБН 9780141047102 .
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН 9780521702478 .
- ^ Сассун, Джозеф (2012). Партия Баас Саддама Хусейна: внутри авторитарного режима . Вашингтон: Издательство Кембриджского университета. п. 195. ИСБН 9781139042949 .
- ^ «Очень публичная чистка Саддама Хусейна» . Ютуб . 2 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 190–200. ISBN 9780521702478 .
- ^ Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 338–340. ISBN 9780141047102 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алкифаи, Хамид (2018). Крах демократии в Ираке: религия, идеология и сектантство . Лондон: Рутледж. п. 126. ИСБН 9780429442155 . OCLC 1057243408 .
- ^ Эль Ажари, MS (2012). Ирано-иракская война: исторический, экономический и политический анализ . Абингдон: Рутледж. п. 1. ISBN 9781136841767 . OCLC 802047333 .
- ^ Перейти обратно: а б Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 557–558. JSTOR 4329390 .
- ^ Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. п. 432. ИСБН 9780813348339 .
- ^ Пиро, Джордж Л. (8 февраля 2004 г.). «Интервью 2» (PDF) . Архив национальной безопасности . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 11 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Буллок, Джон; Моррис, Харви (1991). Война в Персидском заливе: ее истоки, история и последствия . Лондон: Метуэн. стр. 75–76. ISBN 0413613704 . ОСЛК 26096939 .
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 239. ИСБН 9780521702478 .
- ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 84–88. ISBN 9781400890323 .
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 236. ИСБН 9780521702478 .
- ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 81. ИСБН 9781400890323 .
- ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 87. ИСБН 978-1-4008-9032-3 .
- ^ Осман, Халил (2014). Сектантство в Ираке: создание государства и нации с 1920 года . Лондон: Рутледж. п. 84. ИСБН 9781315771267 .
- ^ Перейти обратно: а б Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. стр. 452–453. ISBN 9780813348339 .
- ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 91–93. ISBN 9781400890323 .
- ^ Ахрам, Ариэль И. (2015). Ведение войны, государственное строительство и негосударственная власть в Ираке . Йельская программа по управлению и местному развитию. п. 16. ССНН 3630081 .
- ^ Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 563. JSTOR 4329390 .
- ^ Мароцци, Джастин (2014). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 358–359. ISBN 9780141047102 .
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 282, 289. ISBN. 9780521702478 .
- ^ Международная кризисная группа (2008). Гражданская война в Ираке, садристы и их наступление . Брюссель: Международная кризисная группа. OCLC 213413500 .
- ^ Хаддад, Фанар (2014). Сектантство в Ираке: антагонистические видения единства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН 9780199327386 .
- ^ Хашим, Ахмед С. (2006). Повстанческое движение и борьба с повстанцами в Ираке . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 20–21. ISBN 9780801444524 .
- ^ Перейти обратно: а б Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 296–298. ISBN 9780521702478 .
- ^ Исахан, Бенджамин, изд. (2015). Наследие Ирака: от войны 2003 года до «Исламского государства» . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 67–69. ISBN 9780748696161 .
- ^ Ахмед, Хашим (2006). Повстанческое движение и борьба с повстанцами в Ираке . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 80. ИСБН 9780801444524 .
- ^ Международная амнистия (2005). Ирак: Хладнокровно – злоупотребления со стороны вооруженных группировок (PDF) . Лондон: Международная амнистия. п. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Международная кризисная группа (2006). Следующая война в Ираке? Сектантство и гражданский конфликт (PDF) . Международная кризисная группа. стр. 2–3. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2021 г. Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Международная кризисная группа (2008). Гражданская война в Ираке, садристы и их наступление . Брюссель: Международная кризисная группа. п. 9. ОКЛК 213413500 .
- ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 287. ИСБН 9780521702478 .
- ^ Исахан, Бенджамин, изд. (2015). Наследие Ирака: от войны 2003 года до «Исламского государства» . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 171. ИСБН 9780748696161 .
- ^ Пирни, Брюс; О'Коннелл, Эдвард (2008). Меры по подавлению восстания в Ираке (2003-2006 гг.) . Санта-Моника, Калифорния: Рэнд. стр. 21–28. ISBN 9780833042972 . OCLC 234317859 .
- ^ «Смерть иракцев от насилия в 2003-2011 гг.» . Подсчет жертв в Ираке . 2 января 2012 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Международная амнистия (2008). Резня и отчаяние: Ирак пять лет спустя (PDF) . Лондон: Международная амнистия. п. 1.
- ^ Мароцци, Джастин (2014). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 373–375. ISBN 9780141047102 .
- ^ Международная кризисная группа (2006). Следующая война в Ираке? Сектантство и гражданский конфликт (PDF) . Международная кризисная группа. п. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2021 г. Проверено 2 мая 2021 г.