Jump to content

Сектантское насилие в Ираке

Межконфессиональное насилие в Ираке развилось в результате растущей межконфессиональной напряженности между различными религиозными и этническими группами Ирака, в первую очередь конфликта между мусульманским большинством шиитов и мусульманским меньшинством суннитов внутри страны.

С созданием современного национального государства межконфессиональная напряженность возникала медленно и в конечном итоге переросла в недавние жестокие конфликты, такие как война в Ираке (2013–2017 гг.) и гражданская война в Ираке (2006–2008 гг.) .

ЦРУ Согласно большинству источников, включая Всемирную книгу фактов , большинство иракцев составляют арабские мусульмане- шииты, составляющие от 64% до 69% населения, тогда как мусульмане- сунниты составляют от 32% до 37% населения. [1] Более того, сунниты разделены этнически на арабов , курдов и туркменов .

Историческая справка

[ редактировать ]

До создания Иракского государства территория Ирака принадлежала Османской империи и была разделена на три вилайета (провинции): Багдадский вилайет (1869–1918), Басрский вилайет (1884–1918) и Мосульский вилайет (1878–1918). Вместе эти три вилайета были домом для самых разных этнических и религиозных групп, которые жили в относительной толерантности под властью Османской империи, хотя шиитская община была в значительной степени исключена из административных должностей и армии. [2] После Первой мировой войны население трёх вилайетов было объединено в одно национальное государство под британским мандатом . В соответствии с « Решением Шарифана » британцы назначили королем араба-суннита: Фейсала I из Ирака . Зои Престон заявляет, что это решение поддержать политическое руководство арабов-суннитов, несмотря на то, что они составляют меньшинство в Ираке, привело к исключению других религиозных и этнических групп. [3]

После предоставления Ираку независимости в 1932 году борьба за создание иракской национальной идентичности стала более очевидной. Хотя Фейсал I неоднократно пытался объединить культурные ценности и обычаи шиитов, суннитов и других групп населения в контексте панарабизма , результатом стало более заметное различие между этническими и религиозными группами Ирака. [4] Многие арабы-шииты выступали против панарабизма из-за страха перед маргинализацией, в то время как многие курды выступали против панарабизма из-за своего требования создания независимого курдского государства. [5] Таким образом, с одной стороны, шииты, курды и другие секты отказались отказаться от своих культурных ценностей и обычаев. С другой стороны, находящиеся у власти сунниты пытались отменить эти ценности и практики в соответствии с панарабизмом. В конечном итоге это привело к более четкой консолидации различных общин, что привело к усилению раскола среди населения Ирака. Курды опасались арабского доминирования со стороны центральной власти в Багдаде. [6] Более того, независимость Ирака и борьба за создание национальной идентичности привели к различным безуспешным племенным восстаниям и столкновениям в 1930-х годах. Тем не менее, правительству неоднократно удавалось подавить беспорядки и сохранить свою гегемонию. [7]

Первая официально задокументированная попытка обрисовать межконфессиональные разногласия после создания иракского государства была предпринята в 1935 году с принятием Хартии Наджафа. В этом манифесте, состоящем из 12 пунктов, группа шиитских юристов выразила свое недовольство религиозной дискриминацией большинства Шиитское население и призвали к назначению шиитских судей и судов в преимущественно шиитских районах и реализации проектов развития по всей стране, особенно на юге. Хотя этот манифест был первой попыткой представить сектантской элите политические разочарования, чаяния и требования шиитов, они остались неуслышанными. [7]

После 1932 года иракское правительство продолжало расширять свою бюрократию, усиливая суннитский контроль над государственной машиной. Хотя больший контроль над правительством означал меньше восстаний и беспорядков, межрелигиозная напряженность среди иракского населения продолжала расти. [8] Эта межконфессиональная напряженность дополнялась очень резким неравным распределением богатства между городской элитой и сельским населением. [5] Эти различные противоречия в конечном итоге привели к революции 14 июля 1958 года, в ходе которой хашимитская монархия была свергнута группой армейских офицеров под руководством генерала Абд аль-Карима Касима, который затем основал Республику Ирак . Имея смешанное суннитско-шиитское происхождение, генерал Абд аль-Карим Касим отменил практику ограничения приема в армию шиитов и представителей других этнических групп. Хотя эта мера сделала его отчасти популярным, межконфессиональная напряженность в отношениях с курдским населением Ирака переросла в жестокий конфликт , который начался в 1961 году после того, как Касим не смог выполнить свое обещание о национальных правах курдов. [5] Более того, реализация им земельных реформ и реформ в области семейного права подорвала власть религиозных лидеров и землевладельцев, а это означает, что напряженность между его режимом и религиозными лидерами возросла. [9]

Эта напряженность, наряду с разногласиями внутри правительства по поводу того, следует ли проводить иракскую националистическую или панарабистскую программу, в конечном итоге привела к кровавому свержению режима Кассима в феврале 1963 года, также известному как Революция Рамадана . [10] После различных кровавых уличных боев между преимущественно шиитским рабочим классом и баасистскими различные офицеры арабской националистической армии, в основном офицеры, связанные с суннитами. ополченцами к власти пришли [10] Из них президентом стал панарабист Абдул Салам Ариф . Однако его власть постоянно подвергалась сомнению со стороны членов его кабинета, которые выбрали более сектантский и жестокий путь и были членами партии Баас . Таким образом , чтобы умиротворить эти элементы, при президентстве Арифа была восстановлена ​​лояльность к коммунизму и сектантству , а также политическая власть арабских националистов-суннитов. Таким образом, сектантская политика осталась в силе и еще больше усилила межконфессиональную и межобщинную напряженность. [7] В этой напряженной атмосфере различные офицеры и клики планировали военные перевороты с целью свергнуть правление Арифа и захватить власть. [10] В конце концов, в результате бескровного переворота 1968 года партия Баас захватила власть во второй раз за десятилетие. [11]

Антисектантские усилия при правлении Баас

[ редактировать ]

С возвращением к власти партии Баас Ирак вступил в новый этап государственного строительства . Это включало две основные стратегии развития национальной идентичности при правлении Баас на протяжении 1970-х и 80-х годов. Первая стратегия заключалась в усилении социальной интеграции за счет успеха программ развития, спонсируемых государством, что стало возможным благодаря росту иракской экономики. [12] В 1970-х годах правительство национализировало нефтяную промышленность Ирака, и, используя доходы от экспорта этой нефти, Ирак начал проект модернизации и национального строительства. [13] Помимо инвестиций в инфраструктуру и промышленность, иракское правительство также запустило программу инвестиций в основные общественные блага, такие как школы, университеты и больницы. [8] Благодаря этому Ирак превратился в государство всеобщего благосостояния : граждане по всей стране получали выгоду от экономического развития, роста доходов и социальной мобильности, независимо от их этнического, племенного или религиозного происхождения. [14]

Это связано со второй стратегией, которая заключалась в уменьшении акцента на сектантской идентичности. [12] Идеологию Баас можно отнести к панарабистской идеологии с явным социалистическим компонентом. [15] В соответствии с этой идеологией, иракская партия Баас выступала за сосредоточение внимания на иракской националистической идентичности без места для сектантской принадлежности. В результате партия преуменьшала свою религиозную принадлежность и вместо этого стремилась к светскому, националистическому Ираку. [14] Позже, под руководством Саддама Хусейна , этот националистический Ирак должен был основываться на общем месопотамском прошлом, чтобы включить как шиитское, так и курдское население в проект националистического государственного строительства. [16]

Сектантское насилие в начале правления Баас

[ редактировать ]

В соответствии со своим националистическим характером, партия Баас сумела включить в свою правительственную систему различные этнические и религиозные группы после 1968 года. И хотя арабы-шииты и курды не достигли самых высоких уровней политической власти, им все же удалось достичь высокий уровень влияния внутри режима. [12] Однако с ростом влияния Саддама Хусейна в 1970-е годы он стал назначать своих племенных и региональных союзников на наиболее влиятельные должности в правительстве. [15] [17] В то время как партия Баас таким образом пыталась подчеркнуть общую национальную идентичность в ущерб общинной сектантской идентичности, политика построения узкого круга доверенных союзников как Ахмеда Хасана аль-Бакра , так и его преемника Саддама Хусейна вызвала раскол между национальные акценты партии Баас и их собственные общественные интересы. [18]

Начиная с 1970-х годов, межконфессиональная напряженность зарождалась под поверхностью, и начали возникать межконфессиональные противостояния и насилие, которые порой были очень громкими. [19] Прежде всего, подавляющее большинство шиитов были недовольны своим исключением со стороны правительства. Хотя Баас пропагандировала отмену сектантских идеологий и включение различных сект в вооруженные силы и другие правительственные учреждения, к 1977 году только деятели суннитских племен, близкие к Хусейну, сохраняли позиции в Совете революционного командования , высшей форме власти. [20] Более того, курдское население также чувствовало себя маргинализированным Баас. К концу 1960-х годов партия Баас начала кампанию арабизации Северного Ирака , чтобы обеспечить лояльность севера. Это означало, что многие курдские семьи были перемещены и заменены арабскими семьями. [21] Примером явной насильственной конфессиональной оппозиции такой политике является Вторая иракско-курдская война , которая произошла в 1974 и 1975 годах, когда различные курдские повстанческие группировки безуспешно пытались получить независимость в Северном Ираке, развязав беспорядки. [22] шиитская партия Да'ва В тот же период в Ираке приобрела популярность . После ее создания в 1970 году партийные активисты инициировали различные беспорядки, наиболее примечательными из которых были беспорядки в 1974 и 1977 годах. [19]

Благодаря своему военному превосходству и ресурсам режим Баас смог быстро подавить подобные беспорядки сектантского характера. [23] С самого начала режим Баас установил жесткий контроль над населением Ирака. Всех, кого считали нелояльными, выгнали, а привлекли близких союзников, часто выбранных по религиозному принципу. [15] [24] Хотя Баас таким образом пропагандировала национальную идентичность и включала в правительство различные этнические и религиозные группы, партия также была вовлечена в создание напряженной атмосферы, в которой не было места нелояльности или оппозиции. При режиме Баас случаи межрелигиозного насилия были быстро подавлены.

Религиозное насилие при Саддаме Хусейне

[ редактировать ]

В 1979 году Саддам Хусейн официально стал президентом Ирака после того, как Ахмед Хасан аль-Бакр подал в отставку по состоянию здоровья. [25] [26] При правлении Хусейна система наблюдения за гражданами, организациями и партиями усилилась, чтобы предотвратить потерю политического господства над Ираком. [27] Хусейн обеспечил полную лояльность посредством тщательного мониторинга и избавления от любого потенциального политического оппонента. Всего через шесть дней после своего официального назначения Хусейн приказал арестовать 66 членов партии Баас и некоторых из них убить в ходе так называемой « чистки Хульда» , поскольку он сомневался в их лояльности. [28] Это событие подготовило почву для следующих десятилетий, когда фигурам, подозреваемым в нелояльности к нему, грозили годы тюремного заключения. [29] [30] Поскольку многие из тех, кого считали врагами или нелояльными, имели иное религиозное происхождение, межконфессиональная напряженность также возросла. Например, курдов, шиитов и иранских граждан депортировали из Ирака под предлогом того, что они иностранцы, что в то время часто называлось актом сектантской чистки. [31]

Конфессиональная напряженность проявилась с Иранской революцией и началом ирано-иракской войны в 1980 году. В 1979 году иранская революция произошла под руководством великого шиитского аятоллы Рухоллы Хомейни, когда он сверг династию Пехлеви и проложил путь для создание Исламской Республики Иран . Хомейни начал пропагандистскую кампанию, направленную на шиитов в Ираке, призывая их следовать хомейнистской идеологии и восстать против режима Хусейна, в котором доминируют сунниты, чтобы в конечном итоге свергнуть его. [32] В 1980 году Хусейн объявил войну Ирану и попытался аннексировать богатую нефтью иранскую провинцию Хузестан . Причинами начала войны была уверенность Хусейна в том, что Иран нарушил Алжирское соглашение 1975 года относительно водного пути и вмешивался в иракскую политику. [33] Однако, несмотря на эти политические и экономические мотивы начала войны, война также велась на религиозной почве. [34] Как позже вспоминал Хусейн, Хомейни считал, что шиитское население Южного Ирака последует за ним, но они этого не сделали и остались верны Ираку, сражаясь с иранцами. [35]

Чтобы не допустить присоединения шиитов к Ирану, Хусейн больше внимания уделял арабскому характеру Ирака, а не персидскому характеру иранцев. [33] Более того, он пытался заручиться поддержкой граждан разного этнического происхождения, делая щедрые пожертвования в пользу их сообществ. Примеры включают финансовую поддержку шиитских вакфов и восстановление могилы Имама Али . [36] Несмотря на эти далеко идущие усилия по получению поддержки среди различных сект, межрелигиозная напряженность продолжала расти, главным образом из-за ирано-иракской войны. По оценкам, во время войны погибло около 250 000 иракцев. [37] Эти потери как с суннитской, так и с шиитской стороны еще больше усилили соперничество между различными этническими и религиозными группами. [38] Кроме того, многие шиитские солдаты, офицеры и граждане бежали из страны и искали убежища в других местах, в первую очередь в Иране и алавиты где доминируют баасистской Сирии, . [31]

На севере перемещение курдов в рамках кампании арабизации продолжалось на протяжении 1980-х годов. [21] Хотя большинство людей курдского происхождения не понесли больших потерь во время войны, Хусейн расценил действия курдских политических групп как предательство против его режима и обвинил их в трансграничном военном и разведывательном сотрудничестве с Ираном. [39] Режим Баас наказал эти группы активистов на севере Ирака, применив широкомасштабное насилие в ходе кампании Аль-Анфаль в конце 1980-х годов. Такое применение крайнего насилия привело к большому числу жертв, которые, по оценкам, составляют от 150 000 до 200 000 смертей, и отразилось на курдском сообществе, способствуя усилению чувства религиозного раскола. [40]

После ирано-иракской войны религиозное недоверие резко возросло и стало более заметным во время Первой войны в Персидском заливе , инициированной Хусейном, когда Ирак вторгся в Кувейт в августе 1990 года. Коалиционные силы ответили бомбардировками иракских объектов, главным образом в южных регионах Ирака. Эти контратаки особенно затронули шиитов, что повлекло за собой как жертвы, так и ущерб инфраструктуре. [41] После ухода из Кувейта в 1991 году восстания вспыхнули в 14 из 18 провинций Ирака. [31] Повстанцами были в основном арабы-шииты и курды, которые атаковали существующую политическую власть и их социальную изоляцию при правлении Баас. Восстания носили преимущественно сектантский характер: протестующие демонстрировали фотографии шиитских религиозных лидеров, таких как Хомейни, и религиозные символы. [31] Вот как описывает восстания исследователь и журналист Халил Осман: [42]

Восстание на юге Ирака ознаменовалось энергичным утверждением шиитской идентичности с откровенно шиитской религиозной символикой и риторикой. вызвало у суннитов страх и чувство изоляции, что привело к потере ими сочувствия к восстанию.

Восстания были в конечном итоге подавлены применением грубой силы и широкомасштабного насилия со стороны режима, например, массовыми казнями повстанцев. [31] [43] На севере многие курдские граждане чувствовали себя вынужденными бежать из-за страха возмездия со стороны режима Хусейна. Из-за плохих условий жизни в горах в последующие месяцы погибло более 20 000 этих беженцев. [43]

Хотя восстановление суннитского государственного контроля и безопасности оказалось препятствием для режима Баас, им удалось восстановить порядок. [44] В следующем десятилетии Хусейн будет еще больше полагаться на союзников своей семьи и племени, а также на тех, кто был ему верен. [45] Тем не менее, несмотря на возобновление сектантской направленности Хусейна, другие проявления сектантской идентичности жестко подавлялись режимом в 1990-е годы. [46] [47] Помимо различных убийств влиятельных политических и религиозных деятелей, широкомасштабное религиозное насилие в Ираке возобновилось только после отстранения Хусейна от должности в 2003 году после вторжения под руководством США.

Сектантское насилие после вторжения США

[ редактировать ]

После вторжения в Ирак под руководством США и свержения Саддама Хусейна страна медленно погрузилась в религиозную гражданскую войну. Этот рост межконфессиональной напряженности стал результатом множества факторов. Прежде всего, Коалиционная временная администрация (ВПА) под руководством Пола Бремера начала кампанию дебаасификации и распустила иракские вооруженные силы и службы безопасности . Эти две меры вызвали большую безработицу, особенно среди суннитского населения страны. [48] Кроме того, роспуск сил безопасности привел к высокому уровню преступности. Чтобы защитить себя, многие иракские гражданские лица вступали в ряды ополченцев или платили им за это, в основном сектантского характера. [49]

В то же время арабское сообщество суннитов, которое доминировало в стране при Саддаме Хусейне, было отстранено от власти, тогда как к власти пришли арабы-шииты и курды. Новый Управляющий совет Ирака (ICG) был сформирован в соответствии с демографическим составом страны: 13 шиитов, 5 арабов-суннитов, 5 курдов, 1 христианин и 1 туркмен. [50] Внутри этого совета у суннитской общины было много проблем с представлением себя и выдвижением своих требований. Поскольку многие из старых лидеров общины в основном были сторонниками Баас, их либо арестовали, либо запретили участвовать в ICG. Кроме того, не было организованных суннитских политических партий, поскольку все политические формы суннитского представительства, кроме Баас, жестко подавлялись при Хусейне. [51] Отвергая новый политический порядок, большинство суннитов решили не голосовать на парламентских выборах в январе 2005 года , что привело к их лишению избирательных прав в недавно сформированном правительстве. [52] Вместо этого Единый иракский альянс , состоящий из двух шиитских партий – Высшего совета Исламской революции в Ираке (СКИРИ) и Даава – одержал крупную победу. [53]

Будучи недовольны оккупацией Ирака , Многонациональными силами с восстание . лета 2003 года возникло [52] Это восстание было наиболее интенсивным в суннитских провинциях, потому что суннитская община чувствовала себя маргинализированной как со стороны коалиционных сил, так и со стороны нового правительства, в котором доминировали шииты. [54] Поскольку многие сунниты считали свой уход от власти связанным с приходом к власти шиитов, это восстание также приняло сектантский характер. Особенно с появлением Аль-Каиды в Ираке нападения на шиитские места и людей стали более распространенными. Другими видными сектантскими группами на суннитской стороне были Исламская армия в Ираке и Революционные бригады 1920 года . [55]

До начала 2005 года шиитское население практически не реагировало на эти нападения на религиозной почве. Только Организация Бадра была обвинена в совершении ответных нападений на бывших чиновников режима и видных членов Баас. [56] Однако после выборов в январе 2005 года члены Корпуса Бадра проникли в силы безопасности и начали карательные действия против суннитского населения. [56] Именно в этот момент Армия Махди под руководством Муктады ас-Садра также начала участвовать в сектантских чистках. [57] Эти ответные нападения привели к циклу насилия, который захлестнул страну в 2006 и 2007 годах. [58]

После взрыва в мечети аль-Аскари в Самарре в феврале 2006 года насилие переросло в гражданскую войну , которая длилась с 2006 года до начала 2008 года. [59] В этой войне сектантские ополченцы занимались сектантскими чистками. [60] Хотя точные цифры жертв неизвестны, по оценкам, только в 2006 году было убито более 20 000 мирных жителей. [61] К началу 2008 года десятки тысяч иракских мирных жителей были убиты, а около 4 миллионов были вынуждены покинуть свои дома. [62] Особенно сильно пострадала столица Багдад, поскольку город подвергся переустройству на религиозной основе. Бывшие смешанные кварталы оказались под властью сектантских ополченцев, которые изгоняли всех, кто принадлежал к другой религиозной принадлежности. [63] Помимо убийств на религиозной почве, совершенных «эскадронами смерти», насилие также включало похищения людей с целью выплаты выкупа и пытки в секретных центрах содержания под стражей, которыми управляют ополченцы. [64]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . 20 октября 2021 г.
  2. ^ Марр, Фиби (2012). Современная история Ирака (3-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. стр. 23, 36–37. ISBN  9780813344430 .
  3. ^ Престон, Зои (2000). Кристаллизация иракского государства: геополитическая функция и форма (PDF) . Лондон: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 25.
  4. ^ Масахла, Н. (1991). «Панарабизм Фейсала, 1921-33». Ближневосточные исследования . 27 (4): 679–693. дои : 10.1080/00263209108700885 . JSTOR   4283470 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. стр. 304–307. ISBN  9780813348339 .
  6. ^ Престон, Зои (2000). Кристаллизация иракского государства: геополитическая функция и форма (PDF) . Лондон: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. стр. 235–242.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Осман, Халил (2014). Сектантство в Ираке: создание государства и нации с 1920 года . Лондон: Рутледж. стр. 72–73. ISBN  9781315771267 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 62–65. ISBN  9781400890323 .
  9. ^ Сассун, Джозеф (2012). Партия Баас Саддама Хусейна: внутри авторитарного режима . Вашингтон: Издательство Кембриджского университета. стр. 20–25. ISBN  9780521149150 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 334–336. ISBN  9780141047102 .
  11. ^ Осман, Халил (2014). Сектантство в Ираке: создание государства и нации с 1920 года . Лондон: Рутледж. стр. 76–80. ISBN  9781315771267 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 69–70. ISBN  9781400890323 .
  13. ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 62. ИСБН  9781400890323 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Барам, Аматция (1991). Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968-89 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 20. ISBN  9781349212453 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Чаррад, Мунира М. (июль 2011 г.). «Центральный и местный патримониализм: государственное строительство в родственных обществах». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 636 (1): 62. дои : 10.1177/0002716211401825 . S2CID   145693904 .
  16. ^ Абди, Камьяр (2008). «От панарабизма до культа личности Саддама Хусейна: Древняя Месопотамия и иракская национальная идеология». Журнал социальной археологии . 8 (1): 3–36. дои : 10.1177/1469605307086076 . S2CID   153658431 .
  17. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака, 3-е изд . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 260. ИСБН  9780521702478 .
  18. ^ Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 555–556. JSTOR   4329390 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 70–74. ISBN  9781400890323 .
  20. ^ Хашим, Ахмед (зима 2003 г.). «Саддам Хусейн и военно-гражданские отношения в Ираке: в поисках легитимности и власти». Ближневосточный журнал . 57 (1): 25. JSTOR   4329849 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Сассун, Джозеф (2011). Партия Баас Саддама Хусейна: внутри авторитарного режима . Вашингтон: Издательство Кембриджского университета. стр. 83–84. ISBN  9781139042949 .
  22. ^ Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. п. 427. ИСБН  9780813348339 .
  23. ^ Бенджио, Офра (1998). Слово Саддама: Политический дискурс в Ираке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  9780195114393 .
  24. ^ Девлин, Джон Ф. (декабрь 1991 г.). «Партия Баас: расцвет и метаморфоза». Американский исторический обзор . 96 (5): 1405. дои : 10.2307/2165277 . JSTOR   2165277 .
  25. ^ Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. п. 338. ИСБН  9780141047102 .
  26. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН  9780521702478 .
  27. ^ Сассун, Джозеф (2012). Партия Баас Саддама Хусейна: внутри авторитарного режима . Вашингтон: Издательство Кембриджского университета. п. 195. ИСБН  9781139042949 .
  28. ^ «Очень публичная чистка Саддама Хусейна» . Ютуб . 2 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 26 марта 2021 г.
  29. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 190–200. ISBN  9780521702478 .
  30. ^ Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 338–340. ISBN  9780141047102 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и Алкифаи, Хамид (2018). Крах демократии в Ираке: религия, идеология и сектантство . Лондон: Рутледж. п. 126. ИСБН  9780429442155 . OCLC   1057243408 .
  32. ^ Эль Ажари, MS (2012). Ирано-иракская война: исторический, экономический и политический анализ . Абингдон: Рутледж. п. 1. ISBN  9781136841767 . OCLC   802047333 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 557–558. JSTOR   4329390 .
  34. ^ Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. п. 432. ИСБН  9780813348339 .
  35. ^ Пиро, Джордж Л. (8 февраля 2004 г.). «Интервью 2» (PDF) . Архив национальной безопасности . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 11 мая 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  36. ^ Буллок, Джон; Моррис, Харви (1991). Война в Персидском заливе: ее истоки, история и последствия . Лондон: Метуэн. стр. 75–76. ISBN  0413613704 . ОСЛК   26096939 .
  37. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 239. ИСБН  9780521702478 .
  38. ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 84–88. ISBN  9781400890323 .
  39. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 236. ИСБН  9780521702478 .
  40. ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 81. ИСБН  9781400890323 .
  41. ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 87. ИСБН  978-1-4008-9032-3 .
  42. ^ Осман, Халил (2014). Сектантство в Ираке: создание государства и нации с 1920 года . Лондон: Рутледж. п. 84. ИСБН  9781315771267 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (5-е изд.). Боулдер: Вествью Пресс. стр. 452–453. ISBN  9780813348339 .
  44. ^ Блейдс, Лиза (2018). Состояние репрессий: Ирак при Саддаме Хусейне . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 91–93. ISBN  9781400890323 .
  45. ^ Ахрам, Ариэль И. (2015). Ведение войны, государственное строительство и негосударственная власть в Ираке . Йельская программа по управлению и местному развитию. п. 16. ССНН   3630081 .
  46. ^ Давиша, Адид (осень 1999 г.). « Идентичность» и политическое выживание в Ираке Саддама». Ближневосточный журнал . 53 (4): 563. JSTOR   4329390 .
  47. ^ Мароцци, Джастин (2014). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 358–359. ISBN  9780141047102 .
  48. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 282, 289. ISBN.  9780521702478 .
  49. ^ Международная кризисная группа (2008). Гражданская война в Ираке, садристы и их наступление . Брюссель: Международная кризисная группа. OCLC   213413500 .
  50. ^ Хаддад, Фанар (2014). Сектантство в Ираке: антагонистические видения единства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН  9780199327386 .
  51. ^ Хашим, Ахмед С. (2006). Повстанческое движение и борьба с повстанцами в Ираке . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 20–21. ISBN  9780801444524 .
  52. ^ Перейти обратно: а б Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 296–298. ISBN  9780521702478 .
  53. ^ Исахан, Бенджамин, изд. (2015). Наследие Ирака: от войны 2003 года до «Исламского государства» . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 67–69. ISBN  9780748696161 .
  54. ^ Ахмед, Хашим (2006). Повстанческое движение и борьба с повстанцами в Ираке . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 80. ИСБН  9780801444524 .
  55. ^ Международная амнистия (2005). Ирак: Хладнокровно – злоупотребления со стороны вооруженных группировок (PDF) . Лондон: Международная амнистия. п. 14.
  56. ^ Перейти обратно: а б Международная кризисная группа (2006). Следующая война в Ираке? Сектантство и гражданский конфликт (PDF) . Международная кризисная группа. стр. 2–3. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2021 г. Проверено 2 мая 2021 г.
  57. ^ Международная кризисная группа (2008). Гражданская война в Ираке, садристы и их наступление . Брюссель: Международная кризисная группа. п. 9. ОКЛК   213413500 .
  58. ^ Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 287. ИСБН  9780521702478 .
  59. ^ Исахан, Бенджамин, изд. (2015). Наследие Ирака: от войны 2003 года до «Исламского государства» . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 171. ИСБН  9780748696161 .
  60. ^ Пирни, Брюс; О'Коннелл, Эдвард (2008). Меры по подавлению восстания в Ираке (2003-2006 гг.) . Санта-Моника, Калифорния: Рэнд. стр. 21–28. ISBN  9780833042972 . OCLC   234317859 .
  61. ^ «Смерть иракцев от насилия в 2003-2011 гг.» . Подсчет жертв в Ираке . 2 января 2012 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  62. ^ Международная амнистия (2008). Резня и отчаяние: Ирак пять лет спустя (PDF) . Лондон: Международная амнистия. п. 1.
  63. ^ Мароцци, Джастин (2014). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Книги Пингвина. стр. 373–375. ISBN  9780141047102 .
  64. ^ Международная кризисная группа (2006). Следующая война в Ираке? Сектантство и гражданский конфликт (PDF) . Международная кризисная группа. п. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2021 г. Проверено 2 мая 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 235e3e2c30a5fcf68c0f0c4725a90e91__1714816380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/91/235e3e2c30a5fcf68c0f0c4725a90e91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sectarian violence in Iraq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)