Jump to content

Королевство Бени-Аббас

Королевство Бени-Аббас
Королевство Ат Аббас   ( берберские языки )
Тагельда и Ит Аббас
Султанат Бени-Аббас   ( арабский )
Салтанат Бени Аббас
1510–1872
Флаг лордов Меджаны в восемнадцатом веке.
Знамя Мокрани в XVIII - начале XIX веков.
Флаг
Королевство Айт-Аббас в наибольшем своем расцвете в конце 16 века.
Королевство Айт-Аббас в наибольшем своем расцвете в конце 16 века.
Капитал Кала Айт-Аббаса
Общие языки берберский , арабский
Религия
Ислам
• Меньшинства: христианство и иудаизм
Правительство Монархия
Султан  
• 1510–1559
Абдельазиз Лабес
• 1871–1872
Бумезраг Эль Мокрани
Историческая эпоха Ранний современный период
• Учредил
1510
• Упразднено
1872
Предшественник
Преемник
Хафсиды Беджая
Французский Алжир
Сегодня часть Алжир

Королевство Айт -Аббас или Султанат Бени-Аббас ( берберские языки : ⵜⴰⴳⴻⵍⴷⴰ ⵏ ⴰⵜ ⵄⴻⴱⴱⴰⵙ , латинизированный: n At Ɛebbas ; арабский : Султанат Бени-Аббас salṭanat Beni Ɛabbas ) было tagelda , [1] Берберское государство в Северной Африке, тогдашнее феодальное владение и княжество, контролировавшее Малую Кабилию и ее окрестности с шестнадцатого по девятнадцатый век. он упоминается В испанской историографии как «рейно де Лабес»; [2] иногда чаще упоминается его правящей семьей Мокрани на берберском языке Ат-Мукране ( арабский : أولاد مقران Ouled Moqrane ). Ее столицей была Калаа Айт-Аббас , неприступная цитадель в горном хребте Бибан .

Королевство долгое время было бастионом сопротивления Испанской империи , затем Регентству Алжира . Стратегически расположенный на пути из Алжира в Константин и из Средиземного моря в Сахару , Кала Айт-Аббаса привлекала андалузцев , как христиан , так и евреев в шестнадцатом веке , бежавших из Испании или Алжира . Их ноу-хау обогатило местную промышленную структуру, наследием которой является ремесло племени Айт-Аббас. Окружающие племена также были домом для интенсивной интеллектуальной деятельности и литературных традиций, которые могли соперничать с традициями других городов Магриба .

На пике своего развития влияние королевства Айт-Аббас простиралось от долины Сумама до Сахары , а его столица Калаа соперничала с крупнейшими городами. В семнадцатом веке его вожди приняли титул шейха Меджаны , но их все еще называли султанами или королями Бени-аббатов. [2] В конце восемнадцатого века королевство во главе с семьей Мокрани (Амокране) распалось на несколько кланов, некоторые из которых стали вассалами Регентства Алжира. Однако шейх Меджаны оставался во главе своего княжества как данник бея Константина , управляя его делами самостоятельно.

С приходом французов часть Мокрани встала на сторону колонизаторов, а другие перешли на сторону сопротивления. Французы полагались на местных лордов, чтобы укрепить свое влияние в регионе, сохраняя видимость автономии в регионе под его традиционными лидерами до 1871 года. Его суверены принимали различные титулы, последовательно султан, амокран. [3] и шейх Меджаны. Временно интегрированные во французскую военную администрацию до восстания 1871 года, они были известны как халифа и бачага . Поражение 1871 года ознаменовало конец политической роли Мокрани с капитуляцией Калаа французам.

История 1510-1830 гг.

[ редактировать ]

Начало 16 века: Основание

[ редактировать ]
Генеалогическое древо
Генеалогическое древо Амокранов (или Мокрани) по Луи Ринну (около 1891 г.)

Мокранийские правители Королевства Бени-Аббас происходили из Малой Кабилии. Во второй половине 15 века эмир или принц Абдеррахман покинул Джебель-Айад и в конце концов поселился в Калаа Айт-Аббеса. [4] [5] [6] [7] Его сын принял титул султана, укрепил Калаа и сделал его столицей княжества, простиравшегося от реки Сахель до Ходны . [4] [6] [7]

Карта королевства Куку и королевства Айт-Аббас (Лабес) по испанской карте шестнадцатого века, сохранившейся в архивах Симанкаса.

В 1510 году в рамках Реконкисты Испанская империя захватила Беджая , находившуюся в руках диссидентских эмиров Хафсидов организовывала набеги во внутренние районы , и с этой позиции страны. Берберы , расположенную региона искали защиты внутри страны и взяли своей новой столицей Калаа Бени-Аббаса в самом сердце гор Бибанс . Этот город был древним укрепленным местом эпохи Хаммадидов и перевалочным пунктом на трик-султане [ фр ] , коммерческом маршруте, идущем от Верхних равнин (Высокие равнины) до Беджая. Абдерахман выбрал это место из соображений безопасности. Его сын Ахмед прославился своим религиозным статусом среди кабильских и арабских племен региона, которые поселились в Калаа, спасаясь от относительного хаоса в стране. Пользуясь растущей поддержкой окружающих племен, он провозгласил себя «Султаном Калаа». Он был похоронен в Такорабте [ фр ] , деревне недалеко от Калаа . [8] [9]

Карта Беджая XVI века.

Правление его внука Абдельазиза Эль-Аббеса привлекло к названию Кала более широкое внимание: на пике своего развития в городе проживало 80 000 жителей. [10] Калаа была оснащена оружейными заводами с помощью христианских ренегатов, а также некоторых жителей Беджая, изгнанных испанской оккупацией, включая андалузцев и мусульман, а также еврейской общины, приветствуемой своими ноу-хау. [11]

Союз с Алжиром

[ редактировать ]

После последовательных аннексий территории Королевство Айт-Аббас под властью Абдель-Азиза распространилось на юг и на окружающие горы. Испанцы , , отступившие в Беджайю , предложили ему союз, и он временно проигнорировал создание Регентства Алжира во главе с братьями Барбаросса поскольку его королевство не было ориентировано на море. Братья Барбаросса, желая изолировать испанцев, напали на Абдель-Азиза и встретились с ним около Беджая в 1516 году. Столкнувшись с техническим превосходством их огнестрельного оружия, Абдель-Азиз подчинился им и предпочёл разорвать союз с испанцами, чем противостоять туркам немедленно с недостаточные ресурсы. [12] В 1542 году регентство Алжира сделало лорда Калаа своим халифом (представителем) в Меджане . [13]

Абдельазиз использовал свое правление и периоды мира с Регентством, чтобы укрепить Калаа и распространить свое влияние дальше на юг. Его пехота превратилась в регулярный корпус численностью 10 000 человек, и он купил два регулярных кавалерийских корпуса. Он построил два борджа вокруг Калаа, в каждом из которых был халифа (представитель), который отвечал за патрулирование его территории. [14]

Эта растущая мощь султана Калаа обеспокоила турок Регентства Алжира, которые в 1550 году дважды посылали войска, которые Абдельазиз отразил. Поэтому Хасан-паша заключил с ним договор и заручился его помощью в своей экспедиции против Тлемсена (1551 г.), оккупированного тогда шерифом Саади . По словам современного испанского писателя Луиса дель Мармоля Карвахаля , Абдельазиз командовал пехотным корпусом численностью 6000 человек в Тлемсенской экспедиции. По словам историка Хью Робертса, кабильский контингент насчитывал 2000 человек. [15] [16]

Элементы андалузской архитектуры в мавзолее султана Ахмеда

Прибытие Салаха Раиса во главе Алжирского Регентства подтвердило союз с Абдельазизом, и они совместно возглавили Туггуртскую экспедицию (1552 г.) . Абдельазиз послал 180 аркебузиров и 1600 всадников в дополнение к 3000 аркебузирам Салаха Раиса. Берберы Абдельазиза тащили пушки, надеясь научиться ими маневрировать и уметь поднять их наверх к крепости Калаа.

Война с Алжиром

[ редактировать ]

Согласно испанской историографии, возможные разрывы с Алжиром объясняются двумя гипотезами. Во-первых, Салах Раис пытался арестовать Абдельазиза во время его пребывания в Алжире, подозревая его в желании поднять страну против Регентства Алжира . Во-вторых, Абдельазиз с подозрением относился к туркам и их способности атаковать отдаленные города, такие как Туггурт . Он опасался, что их стремление контролировать страну в конечном итоге сделает его королевство мишенью, и считал политической ошибкой оказывать им поддержку в двух экспедициях. В рассказах Айт-Аббаса сообщается, что разрыв был связан с попыткой Регентства Алжира убить Абдельазиза сторонниками Зуауа . Они отказались убить вождя того же региона и вместо этого предупредили его. В союзе с Зуавой отряд султана Абдельазиза разгромил янычар , которым пришлось отступить в Алжир. [17]

Салах Раис, опасаясь, что репутация султана Абдель-Азиза возрастет, в конце 1552 года начал экспедицию и к зиме достиг гор Бони недалеко от Калаа. Брат Абдельазиза, Сиди Фадель, погиб в бою, но снег помешал туркам продвинуться дальше и развить свою победу. [18] [19]

В 1553 году сын Салаха Раиса Мохамед-бек возглавил наступление на Калаа Бени-Аббесов , закончившееся поражением и большими потерями среди турок. Их репутация была запятнана этой битвой, поскольку им удалось избежать катастрофы только благодаря поддержке арабских племен. Абдельазиз также отразил экспедицию под командованием Синана Рейса и Рамдан-паши возле Вади-эль-Хаммама, в сторону Мсилы . Захват Беджая Салахом Раисом в 1555 году подтвердил опасения Абдельазиза по поводу мощи Регентства Алжира , и он продолжил укреплять свои позиции в горах. Однако Салах Раис умер, и возвращение Хасана-паши позволило вернуться к миру на год. Хасан-паша передал Абдельазизу город Мсила и его оборонительные сооружения, в том числе три артиллерийских орудия, сохранив при этом контроль над налоговыми отчислениями. [20] [21] [22]

Войска Регентства Алжира, союзные королевству Бени-Аббес, маршируют к Тлемсену.

Таким образом, Абдельазиз владел городом Мсила и собрал армию из 6000 человек из окрестных племен, чтобы взимать налог, обычно предназначенный для турок Регентства. Хасан-паша объявил ему войну в 1559 году, без труда взял Мсилу и укрепил бордж Меджаны и Бордж-Земуру . Эти два форта и их гарнизоны были немедленно уничтожены контратакой Абдельазиза, который также взял артиллерийские орудия для улучшения защиты Калаа. Хасан-паша, женатый на дочери короля Куку , заключил союз с последним, чтобы положить конец султану Калаа. Он вывел его на битву перед Калаой в 1559 году, но не смог ее взять и понес много потерь. Однако его соперник, султан Абдельазиз, погиб на второй день боев, а его брат султан Ахмед Амокран [ фр ] , выбранный им преемник, отбросил турецкие силы и силы Куку. Эта решающая победа Калаа заставила Хасана на время отказаться от своих амбиций; он утешился тем, что отнес голову Абдельазиза Алжир как трофей. [23] [24] [20]

Королевство на пике своего развития

[ редактировать ]
Королевство Бени-Аббас в 16 веке во время правления Ахмеда Амокрана.

В 1559 году султан Ахмед Амокран организовал свою армию и приветствовал ренегатов из Алжира, а также христиан, разрешив им следовать своей вере. С этими возрожденными силами в 8000 пехотинцев и 3000 лошадей он начал кампанию на юге. Он подчинил Толгу и Бискру , Лагуат и достиг Туггурта , где назвал шейхом члена лояльного племени Хашема Эль-Хаджа Хичана эль-Мербаи. [6] Один из его близких родственников стал шейхом оазисов Толга и Бискра, а Абд эль-Кадер Бен Диа стал халифом в Сахаре и посвятил большую энергию защите интересов своего султана в регионе. Ахмед Мокран установил сеть сигнальных постов на высоких вершинах, которые передавали сообщения с помощью огня ночью и дыма днем ​​для передачи сообщений из южных владений в Калаа. [25]

Затем Ахмед Амокран обратил свое внимание на территорию Улед Наиль , которую он взял от Бу Саады до Джельфы . Датой этих экспедиций обычно считается около 1573 года. [26] Этот период знаменует собой расцвет королевства с точки зрения управления и управления территориями. Ахмед Амокран имел смелость послать своего сына в Алжир в 1580 году, чтобы поприветствовать вновь прибывшего Джафара-пашу. [27] К 1590 году его влияние было настолько велико, что целые племена платили дань ему, а не Алжиру. Хизр Паша [ фр ] снова вступил с ним в войну и в течение двух месяцев осаждал Калаа, но не смог ее взять. Вместо этого он грабил окружающую местность, разрушая деревни. Военные действия в конечном итоге были прекращены после посредничества марабута , в ходе которого Ахмед Амокран заплатил дань в размере 30 000 доуру , чтобы обеспечить уход Хизр-паши и признание его независимости. [28]

В 1598 году Ахмед Амокран осадил Алжир: с помощью горожан. Ему удалось взломать ворота Баб-Азуна и ворваться в город, хотя он не смог там удержаться. Осада длилась одиннадцать дней. [29]

17 и 18 веков

[ редактировать ]

В 1600 году Ахмед Амокран выступил против войск Солимана Венециано [ фр ] , паши Алжира, которые пытались войти в Кабили . Он победил их и разрушил Бордж Хамзу [ фр ] , построенный в 1595 году в Буире , но погиб в бою. Он оставил в наследство своим потомкам фамилию «Амокране» (что на кабильском языке означает «великий» или «лидер» ), которая позже была арабизирована как «Мокрани». [30] [31]

Его преемником стал Сиди Насер Мокрани, который был очень религиозным и окружил себя учеными и исследователями ислама, пренебрегая делами своего королевства. Это вызвало гнев его военачальников и торговцев Айт-Аббаса. Сиди Насер попал в засаду и был убит в 1620 году. Однако его дети выжили, а его старший сын, Бетка Мокрани, был принят хашимитским племенем и вырос среди них. Они помогли ему вернуть себе княжеский сан, женив его на дочери вождя Улед Мадхи . [32]

Си Бетка принял участие в битве при Гиджеле 20 сентября 1638 г.), в которой племена сражались вместе с армиями Константина против алжирского паши. Это привело к тому, что беи Константина стали фактически независимыми от османского правления из Алжира. Си Бетка Мокрани просто так и не признал власть Алжира и сумел отвоевать земли своего деда. Однако вместо того, чтобы называть себя «султаном Калаа», он принял титул «шейх Меджаны». Он несколько раз побеждал племя Айт-Аббас, но отказался вернуться на свою родину в Калаа. Он умер в 1680 году в своей крепости «Бордж Меджана», оставив четырех сыновей – Бузида, Абдаллу, Азиза и Мухаммед-эль-Гандуза. [28] [33]

Старший сын Бузид Мокрани, известный как султан Бузид, [примечание 1] правил с 1680 по 1735 год на тех же условиях, что и его отец, совершенно свободный от власти Алжира. После периода разногласий с братьями ему удалось сохранить стабильность в семье. Он дважды воевал против Регентства Алжира, которое хотело, чтобы он позволил его армиям пересечь его территорию, чтобы связать Алжир с Константином, особенно через стратегический проход, известный как «железные ворота» в горах Бибан. Победив Алжир, он восстановил «вадию», систему, которая требовала от Алжира платить ему, если он желает переместить свои войска через его землю. Эта договоренность оставалась в силе до падения Регентства Алжира в 1830 году. [20] Истоки вадии лежат в победе Айт-Аббаса над турками в 1553 и 1554 годах, в результате которой Мокрани фактически стали лордами Ходны и Бибанов. [34]

Рисунок древней пушки
Эскиз пушки времен Людовика XIV , вероятно, из экспедиции Джиджелли (1664 г.) , найденной в Калаа Айт-Аббаса. [35]

Несмотря на эту договоренность, Мокрани отказались позволить алжирским войскам пересечь свою землю, когда французы атаковали побережье в 1664 году во время экспедиции Джиджелли . Али, король Куку, также отказал в проходе армиям Алжира. [36] Тем не менее, они присоединились к джихаду с Алжиром и Константином, чтобы дать отпор герцогу Бофору , Людовику XIV . командующему [37]

Берберы стремились к переговорам с герцогом Бофортом, окопавшимся в районе Джиджелли, но он отверг их мирные предложения. [38] Экспедиция закончилась победой берберов и турок и крупным поражением Людовика XIV, армии которого отказались от артиллерии. [39] Мокрани увезли пушку в Калаа в качестве трофея вместе с украшениями в виде геральдической лилии . [40] Другие пушки французского типа были также найдены в Калаа позже, и, скорее всего, они датируются временем Людовика XII и были подарены Франциском I Французским Тунису как часть его союза с Османской империей . Затем они были захвачены Карлом V, когда он взял Тунис в 1535 году, и перевезены в Беджая , который был испанским владением до 1555 года. Отсюда, похоже, они были переданы Айт-Аббасу, когда они были испанскими союзниками. [41] Пушка меньшего размера, также найденная в Калаа, указывает на то, что здесь находился литейный завод по производству малокалиберных орудий, которым управлял испанский ренегат. [42]

Инакомыслие и отношения с бейликом Константина

[ редактировать ]

После смерти Бузида Мокрани в 1734 году к власти пришел его сын Эль-хадж Бузид Мокрани после того, как его старший брат Адерребу Мокрани отказался от престолонаследия. Ему противостояли два других брата, Буренан и Абдесселам Мокрани, а также его двоюродный брат Азиз бен Гандуз Мокрани, сын Мохаммеда-эль-Гандуза. Азиз создал «софф» (фракцию) диссидентов, присоединившихся к туркам, известных как Улед Гандуз. [43] [44]

Турки в Алжире хотели отомстить за резню 1737 года, когда целая колонна их войск и ее командир были убиты «шейхом Меджаны» в отместку за преступление чести. В союзе с Уледом Гандузом и используя дивизии между Буренаном и Абдесселамом Мокрани, они нанесли им поражение в 1740 году. Айт-Аббасу пришлось покинуть Меджану и укрыться в горах, а Эль-хадж Бузид укрылся в Калаа . Это был второй период господства Алжира после первого в 1559 году. Турки перестроили форт Бордж-Бу-Арреридж и оставили там гарнизон из 300 янычар . Они также поставили своего союзника Азиза бен Гандоза Мокрани каидом во главе племени Улед Мадхи . [45]

Враждующие братья Мокрани в конечном итоге были примирены лидером ордена Шазили , чтобы они могли сформировать единый фронт против турок. Они разгромили их, разрушили форт Бордж-Бу-Арреридж и отправили уцелевших янычар обратно в Алжир с письмом, подтверждающим независимость Мокрани. Эль-хадж Бузид Мокрани возобновил власть над Меджаной, и Регентство Алжира признало его независимость, отказавшись от своего утверждения о том, что племена, находящиеся под контролем Мокрани, должны платить налоги Алжиру. Каждый год «шейх Меджаны» должен был получать от Алжира почетный кафтан вместе с подарками в знак признания его независимости. Это дипломатическое решение побудило турок найти предлоги для вмешательства в дела Мокрани или потребовать поддержки выгодной для них фракции. [46] Территория Эль-Хадж Бузида была государством в государстве османских владений. [47]

Перед своей смертью в 1783 году Эль-хадж Бузид Мокрани женил свою дочь Дайкру на бее Константина Ахмеде эль-Колли. Ему наследовал его брат Абдессалам Мокрани, а его старший сын стал наследником. Однако Улед Буренан и Улед Гандуз восстали, и это дало бею предлог вмешаться в дела Мокрани. Не вмешиваясь военным путем, ему удалось заставить все кланы Мокрани ослабить друг друга, признав шейхом того из них, кто был в состоянии послать ему дань. [46]

Таким образом, мокрани стали вассалами бея Константина, хотя и с необычными условиями. Вместо того, чтобы платить ему дань, они получили ее в виде «уадии», которая давала ему право проводить свои войска по их земле. Он признал право шейха Меджаны вершить правосудие, и было решено, что форт в Бордж-Бу-Арреридже не будет перестраиваться. В 1803 году Мокрани столкнулись с крестьянским восстанием Улед Дерраджа, Мадида, Айяда, Уледа Хелуфа, Улед-Брахима и Уледа Тебена под предводительством шейха Бен эль-Харша. [48] Бен эль-Харче, религиозный лидер, разгромил армию Осман-бея, погибшего в бою. [49] Он обосновался в Джебель-Мегрисе, но погиб в бою в 1806 году после двух сражений против Мокрани при поддержке колонны турецких войск из Бея. [48]

После многочисленных братоубийственных боев к 1825 году существовало не более двух фракций Мокрани, имевших реальную власть: Улед эль-Хадж и Улед Абдесселем. Эти две группы возглавлял Бен Абдаллах Мокрани, носивший титул «Шейх Меджаны». Назначение Ахмеда-бея беем Константина, который сам был родственником Мокрани, привело к дальнейшим клановым спорам, и Ахмед-бей смог устранить ряд Мокрани, прежде чем был побежден теми, кто остался из диссидентских групп Уледа. Буренан и Улед Гандуз. [50]

У Бена Абдаллы Мокрани было два лейтенанта: Ахмед Мокрани и его двоюродный брат Абдесселем Мокрани. Последнему он поручил сбор для него налогов в Бибанах . Этого прибыльного задания жаждал Ахмед Мокрани, что сделало его отправной точкой соперничества, которое продолжалось до прибытия французов. Два лейтенанта присоединились к силам Ахмеда-бея, которые пришли на помощь Дею Алжира в 1830 году. [51]

Падение Мокраниса, 1830-1872 гг.

[ редактировать ]

После падения Алжира

[ редактировать ]

Весть о падении Хусейна Дея быстро распространилась по стране, ее разнесли побежденные соплеменники, возвращавшиеся на родину. Поскольку турецкая элита не пользовалась общественной симпатией, серия восстаний поставила под угрозу основы алжирского общества. В этот период турбулентности произошло усиление традиционных племенных конфедераций и социальных механизмов, над уменьшением которых стремилось Регентство Алжира. Помимо племенных конфедераций в горных регионах, именно традиционные элементы марабут и наследственное руководство, известное как «джуад», в которое входили мокрани, взяли на себя ведущую роль в восстановлении своих позиций. [48]

На западе страны преобладали марабуты, что привело к появлению эмира Абделькадера . На востоке более прочно обосновались «джуады», как и бейлик Константина. Устойчивость бейлика во многом объяснялась гибкой политикой Ахмед-бея и его советников, опиравшихся на ведущих феодальных вождей. Тем не менее и здесь против него произошло племенное восстание. Это разделило семью Мокрани, поскольку Абдесселем Мокрани поддерживал повстанцев от имени Бена Абдаллы Мокрани, шейха Меджаны. Однако его двоюродный брат и соперник Ахмед Мокрани остался верен Ахмеду Бею. Ему и другим вождям, связанным с беем, включая шейха Бенгану, удалось отвоевать или подкупить различные повстанческие племена, так что их восстание ни к чему не привело. [52]

В 1831 году Абдесселем Мокрани и его союзники предложили французам признать их власть в обмен на военные усилия, которые, как они надеялись, помогут им избавиться от Ахмеда-бея. Однако французы не приняли это предложение. Аналогичное письмо, отправленное бею Туниса Аль-Хусейну II ибн Махмуду, было перехвачено Ахмедом беем. Абдесселем Мокрани впоследствии был схвачен и заключен в тюрьму в Константине .Ахмед Мокрани был назначен шейхом Меджаны Ахмедом Беем вместо Бена Абдаллы Мокрани, который вскоре умер. Ахмед Мокрани принимал участие в защите Константина в 1836 году и снова, когда город пал перед французами в 1837 году. Его соперник Абдесселем Мокрани воспользовался хаосом, чтобы сбежать из Константина в 1837 году. [53]

Период халифов

[ редактировать ]
Группа пересекает перевал Железные ворота в 1839 году. Чтобы воспользоваться этим узким маршрутом, Регентство Алжира заплатило «уадию».

Ахмед Мокрани последовал за Ахмедом-беем и бежал на юг, прежде чем вернуться на свою территорию и отступить на Калаа Айт-Аббаса ; Тем временем его соперник Абдесселем Мокрани овладел равниной Меджана. В декабре 1837 года, когда эмир Абделькадер прибыл в горы Бибан, чтобы организовать управление регионом, который он считал частью своего королевства, каждый из соперников предложил ему верность, если он согласится на их условия. Поскольку Абдесселем Мокрани находился в лучшем положении, именно его Абделькадер признал «халифом Меджаны». [54] Ахмед Мокрани не смог свергнуть своего двоюродного брата, которого поддерживали Хачем , Улед Мади из Мсилы и марабуты. Даже племя Айт-Аббас, до этого поддерживавшее Ахмеда Мокрани, увидело рост волнений против него в Игиль-Али , Тазаерте и Азру . Чтобы не быть отрезанным в Калаа, ему пришлось укрыться у соседнего племени Бени Ядель в Эль-Майне . [55] В конце концов он был схвачен Абдесселемом Мокрани, который сослал его в Ходну .

В конце июля 1838 года Ахмед Мокрани бежал и явился французским властям в Константине. Будучи назначенным ими каидом, 30 сентября он также получил титул «халифа Меджаны» от французов, которые к тому времени оккупировали Сетиф . [56] Титул «халифа» использовался только на территориях, где французы не осуществляли прямого правления и пользовались теми же привилегиями, что и при бейлике Константина. «Халифас» получал местные налоги от имени государства, содержал охрану спахи, оплачиваемую Францией, и управлял своим народом в соответствии с исламскими законами. Эти союзники были неоценимы для французов как сторонники их правления в стране, которую они еще едва знали. [57]

В 1838 году Абдесселем Мокрани был уволен эмиром Абделькадером и заменен его «ходжей» (секретарем), человеком скорее марабутского, чем благородного происхождения. Это было сочтено оскорблением «джуада», но было воспринято Абдесселемом Мокрани как средство блокирования успехов его двоюродного брата Ахмеда Мокрани, который расширял свои союзы и влияние. Ахмед призвал французов провести экспедицию «Железные ворота» в октябре 1839 года, чтобы взять под свой контроль этот стратегический маршрут через горы Бибан. [58] Ахмед позаботился о том, чтобы его вассалы в этом районе позволили французской армии пройти беспрепятственно. Использование этого маршрута позволило французам более эффективно контролировать территорию и связать Алжир с Константином. [59] Абдесселем Мокрани остался без реальной поддержки, Ахмед Мокрани восстановил свои владения с помощью Франции. Эмир Абделькадер считал Железные ворота частью своей территории и поэтому объявил войну Франции и местным вождям, которые ее поддерживали. Возникший конфликт имел серьезные последствия для Меджаны, и Ахмед Мокрани, союзный французам, был вынужден отступить в Калаа Айт-Аббаса . Последователи Абделькадера были окончательно отброшены в 1841 году. После этого Ахмед Мокрани правил своими территориями, не обращая особого внимания на французскую власть, однако сохраняя контакт с капитаном Даржантом на базе в Сетифе. [60] [61]

Его положение как французского союзника продолжало меняться. Французский королевский указ от 15 апреля 1845 года заменил указы 1838 года и предоставил ему статус высокого чиновника. Некоторые племена Улед-Наила , Айт-Яала [ фр ] , Ксара , Себкры , Бени Мансура [ фр ] , Бени Мелликеха [ фр ] и гор Бибан были отделены от его командования и переданы под власть более податливых дворян или каидов. В 1849 году из-под его контроля были также выведены племена Ходны. [62] Именно на этом фоне появилась одна из ведущих фигур кабильского сопротивления французам в лице Шерифа Бубагла . [63] В 1851 году он начал движение через равнину Меджана, Калаа и земли Бени Мелликеха, которые еще не подчинились французам. Хотя при посредничестве человека по имени Джерсба Бен Бауда, который был интендантом Калаа, Бубагла отправил Ахмеду Мокрани письмо с предложением войны против французов, но «халифа» не воспринял это предложение всерьез. Вместо этого он оказал поддержку колоннам французских войск, посланных для победы над Бубаглой в 1854 году. Он воспользовался этим действием, чтобы наказать некоторые деревни Айт-Аббаса, которые в прошлом были лояльны его сопернику Абдесселему, обвинив их в поддержке Бубаглы. Он умер в 1854 году в Марселе, возвращаясь из поездки во Францию, а его сына Мохамеда Мокрани назвали Бачага. [64]

Крах власти Мокрани

[ редактировать ]
Портрет Мокрани
Портрет бачаги Мохамеда Мокрани .

Титул «бачага» ( турецкий : baş ağa , главный командир) был придуман французскими властями и обозначал промежуточный статус между «каидом» и «халифой». «Халифа», по-прежнему имевшие большое значение, позже были упразднены. Французы продолжали назначать «служителей» и командиров племен, ранее закрепленных за Ахмедом Мокрани.

В 1858 году он был вынужден передать часть штрафов, собранных им от своего имени, во французское казначейство. Налог закят , уже выплаченный Мокрани натурой, был введен в регионе Бордж-Бу-Арреридж . Племя Хачем также было обязано платить «ачур» (десятину), и в конечном итоге сами мокрани перешли под систему наличных платежей. В 1858 и 1859 годах им предоставлялись льготы, однако якобы из-за неурожаев, а на самом деле для того, чтобы их политически приспособить. [65]

Наконец, «укил» или местные агенты Мокрани были заменены каидами или шейхами, назначаемыми непосредственно колониальной администрацией. В 1859 и 1860 годах было подавлено право феодалов на управление и право на «хедму», которое традиционно позволяло бенефициару требовать плату в обмен на доставку писем или приказов администрации (ранее от имени бея). ). Эти меры вызвали недовольство среди традиционных вождей, союзных Франции, но они по-прежнему стремились избежать вооруженного конфликта и надеялись, что французы и дальше позволят им управлять территорией. Обнадеживающие официальные заявления французского правительства и Наполеона III о роли алжирской феодальной знати были неубедительны и не подкреплены делами. Переход от военного к гражданскому правлению побудил Мохамеда Мокрани уйти со своего поста бачаги, и к 1870 году он начал серьезно подумывать о восстании. [66]

Параллельно с политической ситуацией 1865 и 1866 годы были социальной катастрофой для Алжира, где их обычно называли «am ech cher» (годы нищеты). Нашествие саранчи, за которым последовала засуха, повергло страну в голод, за которым последовали эпидемии холеры и тифа . Традиционные лидеры опустошали свои личные зернохранилища, чтобы накормить свой народ, а когда они были исчерпаны, брали взаймы, чтобы обеспечить их снабжение. [67] Эти кредиты позже поставили Мохамеда Мокрани в затруднительное положение. [68]

Карта, показывающая географические масштабы восстания Мокрани.
Гравюра, изображающая осаду Бордж-Бу-Аррериджа в 1871 году.

15 марта 1871 года Мохамед Мокрани присоединился к восстанию спахи в восточном Алжире. [69] Он послал 6000 человек атаковать Бордж-Бу-Арреридж , который он осадил и сжег. 8 апреля к восстанию присоединилось братство Рахмания под руководством его лидера шейха Ахеддада. Вся восточная часть Алжира теперь восстала, от окраин самого Алжира до Колло , со 150 000 кабилий под ружьем в разгар восстания. Однако разногласия между феодальными и религиозными лидерами, а также недоверие между племенами означали, что эти силы не могли быть мобилизованы для решительного удара по французам. Даже имея гораздо меньше сил, лучше вооруженные французы смогли освободить осажденные города. [61] Мохамед Мокрани умер 5 мая 1871 года в Уэд-Суфлате, недалеко от Буиры , во время битвы с французской армией, и его тело было немедленно доставлено в Калаа Айт-Аббаса . [70] Сама Калаа, неприступная с XVI века, сдалась 22 июля 1871 года. Бумезраг Мокрани, брат и преемник Мохамеда Мокрани, изо всех сил пытался продолжить восстание в Кабилие, а затем в Ходне . Пытаясь бежать со своими последователями в Тунис, он был наконец арестован в Уаргле 20 января 1872 года. [69] Подавление и экспроприация мокрани ознаменовали окончательное исчезновение их политической роли и господства над регионом. [71]

Отношения с соседями

[ редактировать ]

Королевство Айт-Аббас было обязано своим основанием уходу хафсидского эмира Беджая , Аберрахмана, в 1510 году после завоевания города испанцами под предводительством Педро Наварро . Абдеррахман отступил на Верхние равнины , откуда столетия назад Зиридов и Хаммадидов зародилась власть . Эта база позволила ему укрыться от испанских набегов и организовать сопротивление, чтобы не допустить их более глубокого проникновения в страну. [72] [73] Однако с приходом и ростом влияния Османской империи в Алжире он постепенно установил отношения с испанцами, базирующимися в Бежайе, и в конечном итоге заключил с ними формальный союз. Это спровоцировало враждебность Регентства Алжира, которое направило против него экспедицию в 1516 году, что побудило его разорвать союз с Испанией. [12] После падения Беджая перед Салах-Раисом в 1555 году преемник Абдеррахмана Абдельазиз приобрел артиллерию и приветствовал испанское ополчение численностью 1000 человек для подкрепления своей армии, особенно во время Второй битвы при Калаа при Бени-Аббесах (1559 г.) . [24] [74] Однако после битвы при Джербе в 1560 году власть Испании была значительно уменьшена османами, и, хотя они сохранили контроль над Ораном , испанцы больше не преследовали амбиций в восточном Алжире. Тем не менее Королевство Айт-Аббас сохранило посла в Испании. [75] а также при османском дворе, гарантируя присутствие кабильского языка за пределами его родины. [76]

Королевство курицы

[ редактировать ]

Королевство Куку обосновалось в Кабилие на другой стороне долины Сумам , где оно стало соперником Королевства Айт-Аббас за контроль над регионом. Эта дивизия дала преимущество османам в Алжире. [77] Королевство Куку, возглавляемое Ахмедом Белкади, было союзником османов и помогло им основать Регентство до 1519 года. В том же году, чтобы противостоять растущему влиянию Регентства, Белкади объединился с хафсидским султаном Туниса и нанес серьезное поражение Хайреддину. Барбаросса . [78] Эта победа открыла ему ворота Алжира с 1519 по 1527 год. [79] Эти события не привели к какому-либо сближению между двумя кабильскими королевствами. В 1559 году Куку заключил союз с Алжиром, чтобы ограничить растущее влияние султана Калаа. [24]

Регентство Алжира

[ редактировать ]

В 16 веке султан Калаа был источником постоянного беспокойства Регентства Алжира, учитывая его важное влияние в Кабилии, высокогорном внутреннем плато и Сахаре. Некоторое время они были союзниками в начале 16 века, когда Королевство Куку оккупировало Алжир в 1520-1527 годах, а также участвовали в экспедициях на Тлемсен в 1551 году и Туггурт в 1552 году. Однако, несмотря на эти союзы, в конце концов произошло множество вооруженных конфликтов. 16-начало 17 веков. Алжиру не удалось захватить Калаа, и ему пришлось довольствоваться получением дани в знак признания своего превосходства. [24] [80] В 17 веке султан Бузид, усиленный своим военным успехом, смог потребовать от Алжира заплатить ему «вадию» для обеспечения прохода своих войск, торговцев и сановников из-за его контроля над проходом Железных ворот через горы Бибан. Это был единственный случай в стране, когда удерживаемые турками города платили дань местным соплеменникам. [6] Эта относительная независимость продолжалась до конца 18-го века, когда разделения и внутренние сражения среди мокрани привели к тому, что большинство из них оказались вассалами Константина, который предоставил им титулы каидов и поручил им править племенами на Верхних равнинах . Беи Константина умело культивировали второстепенные ветви семьи Мокрани, чтобы гарантировать, что шейх Меджаны не представляет серьезной угрозы. Брачный союз Мокрани с Ахмед-беем вызвал дальнейшие беспорядки. [81]

В 16 веке султан Ахмед Амокран двинул свои войска в Сахару, где они столкнулись с конфедерацией Дуавейда и завоевали их земли. [82] Ему удалось завоевать лояльность некоторых местных племен и назначить халифа на юге. [83] Однако контроль над зибанами [ fr ] , Уарглой и Туггуртом рассеялся после смерти Ахмеда Амокрана, а его преемник Сиди Насер покинул Юг, где отныне в регионе доминировал вождь Дуауида Ахмед Бен Али, известный как Бу Окказ. он выдал свою дочь замуж за Сиди Насера, а его внук Бен Сахери стал победителем в битве при Гиджеле (1638 г.) против бея Константина. [83] В течение следующих столетий торговые отношения поддерживались между Айт-Аббасом, Айт-Яалой и оазисами юга, особенно Бу-Саадой . [84]

Социальная основа власти

[ редактировать ]
Карта региона Беджая с племенами под властью Мокрани, 17-18 века. Племена, отдающие дань уважения Мокрани, показаны оранжевым цветом.

Традиционное кабильское общество представляло собой скопление «деревенских республик», ведущих свои дела через сельские советы («таджамаат»), собранных в племена. [72] Эти племена поддерживали связи с господствовавшими местными династиями, такими как Зириды , Хаммадиды и Хафсиды . Они также были организованы в владения, которые испанцы после взятия Беджая назвали «королевствами» Айт-Аббас, Куку и Абдельджеббар. [примечание 2] И Куку, и Королевство Айт-Аббас возникли в обществе, где нормой были небольшие самоуправляющиеся «республики», ревниво охраняющие свою независимость. Однако были и более ранние исторические примеры формирования более крупных кабильских государств; например, в период Хафсидов, около 1340 года, женщина-лидер, поддерживаемая своими сыновьями, обладала властью среди Айт Иратен [ фр ] . [72]

Сельские кабильские общины должны были сохранять свою автономию, особенно в отношении ресурсов, таких как леса, от гегемонии местных лордов, и в то же время они должны были поддерживать их в достаточной степени перед лицом давления со стороны центрального правительства Регентства Алжир. [72] Племена Айт-Аббас, Хачем и Айяд были признаны данниками Мокрани, а дейи Алжира молчаливо признали независимость Мокрани, не требуя налоговых поступлений от этих племен. [85] Кабильские «деревенские республики», основанные в их «таджамаате», не были ни неизменной структурой кабильского общества, ни формой кабильского партикуляризма, а результатом падения государства Хафсидов в регионе. [72] [86]

Мокрани (или по-кабилейски «Айт Мокране») были воинской аристократией, которая не была единственной, стремившейся установить и сохранить свою власть над народом. Религиозные движения также обладали значительной властью, в первую очередь семья Бен Али Шерифа в долине Сумам . [71] Марабуты и религиозные братства также сыграли важную роль, среди них Рахмания , основанная в 1774 году. Именно при поддержке этого братства Мохамед Мокрани начал свое восстание в 1871 году. [87] Однако поддержка не была единообразной. Хосин Эль Вартилани, мыслитель 18-го века из племени Айт-Уртилане, в 1765 году опубликовал официальное мнение, распространенное среди кабилов под властью Мокрани, в котором говорилось, что они стали тираническими по отношению к людям, чтобы отомстить за потерю своего превосходства в регион после убийства их предка Сиди Насера ​​Мокрани, [примечание 3] и его потомки отомстили этому региону. [88]

Со своей стороны, следуя обычаям своих предков (по-берберски «имгхарен Наит Аббас»), мокрани помогали местному населению, оказывая минимальный уровень помощи тем, кто приходил в Калаа за помощью. Эта традиция восходит к первым принцам Айт-Аббаса. [89] Похоже, что само племя Айт-Аббас было основано в то же время, что и Калаа, вскоре после захвата Беджайи испанцами в 1510 году. Хафсидские эмиры Беджайи обосновались на Калаа и собрали вокруг себя новое племя лоялистов. в выбранном ими центре силы. [90] В 17 веке кабильское общество претерпело глубокие изменения из-за притока людей, бежавших от власти Регентства; это помогло придать ему характеристики перенаселенного горного региона, которые он должен был сохранить до периода независимости. [86]

Флаги и эмблемы

[ редактировать ]

Исчерпывающего исследования флагов или эмблем королевства Айт-Аббас не существует, хотя в различных источниках сообщается о флагах, приписываемых правящей семье королевства (Мокрани).

Карта региона Беджая (Бугия) XVI века.
Карта региона Беджая (Бугия) XVI века.

На карте португальского картографа Тейшейры Домингуша, датируемой 1570 годом, полосатый флаг (желто-синий) отнесен к региону Бугия (Беджая). [91]

В « Легендарном Алжире » Корнеля Трюмеле автор описал флаг сеньоров Меджаны восемнадцатого века (Мокрани) следующим образом: флаг с тремя полосами, одной зеленой и двумя красными, с их девизом, окантованным золотой каймой. в центре: «Эль-Хейр ан-Насирин» (Бог – лучший помощник). [92]

В 1844 году французский художник Адриен Доза в своей картине « Взятие Сетифа во время завоевания Алжира, 21 октября 1839 года » упомянул: [93] два флага зеленого и красного цвета. Флаги, которые он приписывал халифату Меджана (Ахмеду Эль Мокрани) в своей книге « Дневник экспедиции Железных ворот ». [94]

Поль Гаффарель указывает в « Алжире – история, завоевания и колонизация », что Мокрани, приглашенный Наполеоном III до 1871 года, нес белый флаг с золотой геральдической лилией . [95] Академия наук, литературы и искусств Арраса уверяет, что гербом семьи Мокрани была геральдическая лилия (⚜). [96]

Знамя Мокрани в XVIII - начале XIX веков.
Знамя Мокрани в XVIII - начале XIX веков.

Лоран-Шарль Феро указывает в « Истории вилл провинции Константин », что в период бея и в первые годы французской колонизации отличительным знаком мокрани было шелковое знамя, в середине которого были золотыми буквами написано: «Помощь приходит от Бога, и победа близка». [97]

Письменная культура

[ редактировать ]
Копия рукописи генеалогии святого Сиди Яхья Эль Айдли.

Кала Айт-Аббаса была известна на берберском языке как «l'qelâa taƐassamt», или «крепость чудес», что указывает на ее статус престижного центра в регионе. [98] Действительно, горы Калаа и Бубан были местом активной интеллектуальной жизни. [99]

Хотя кабильская культура была преимущественно устной, сеть зауи также была домом для значительной письменной культуры. [100] Самым примечательным примером было племя Айт Яала, чья репутация была выражена в местной поговорке: «В землях Бени Яала религиозные ученые ( «улема» ) растут, как трава весной». Некоторые сравнивали уровень обучения в Айт-Яале с университетами Зитуны в Тунисе или Карауина в Фесе . Удивительный уровень грамотности и расцвет письменной культуры можно отчасти объяснить тем, как городская элита из прибрежных городов использовала горы в качестве убежища во враждебных политических условиях. В этом отношении важны были связи с Бежайей, как и приток беженцев из Андалусии после Реконкисты . Это определенно предшествовало османскому влиянию. [101]

Однако использование письма не ограничивалось образованной элитой. До французского завоевания Алжира почти все Айт-Яала владели документами на свою землю или контрактами, составленными кади или другими грамотными людьми. Лоран-Шарль Феро также сообщил, что у людей все еще есть документы на собственность, выданные администрацией Ахмеда Амокрана в 19 веке. [26] Библиотека Шейха Эль Мухуба XIX века является еще одним показателем уровня грамотности в берберском обществе; он содержал более 500 рукописей разных периодов по таким темам, как фикх , литература, астрономия, математика, ботаника и медицина.

Среди Айт-Яала библиотеки были известны в кабиле как «тарма». Это слово, несомненно, имеет средиземноморское происхождение и используется от Ирака до Перу для обозначения библиотек. Это является свидетельством не только культурного обогащения, которое принесли в регион беженцы из Андалусии и литераторы из Беджая, но и того, насколько много путешествовали местные жители; они не были изолированы в своих деревнях, а имели связи с внешним миром. [101]

Архитектура

[ редактировать ]
Старая гравюра с изображением патио
Внутренний двор дома в Кале (ок. 1865 г.).

Деревням региона свойственна определенная городская изысканность, необычная для берберских деревень, и это наследие берет свое начало в Королевстве Айт-Аббас. Дома Игиля Али похожи на дома в крепости Константина; дома двухэтажные, с балконами и аркадами. Улицы узкие и мощеные, в отличие от простора жилищ. Дверные проемы сделаны из твердой древесины и украшены цветочными и другими узорами. [102]

Дома Калаа описываются как каменные и облицованные черепицей. [103] По словам Шарля Фарина, посетившего его в девятнадцатом веке, дома были просторными, с внутренними дворами, затененными деревьями и вьющимися растениями, доходившими до балконов. Стены были покрыты известью. Калаа повторяла некоторые архитектурные особенности кабильских деревень в более крупном масштабе, с добавлением укреплений, артиллерийских постов и сторожевых башен, казарм, оружейных складов и конюшен для кавалерии. [104] В Калаа также есть сохранившаяся мечеть берберско-андалузской архитектуры. [105]

Строительство военных объектов велось в основном при Абдельазизе Эль-Аббесе в шестнадцатом веке, в том числе касба, оснащенная четырьмя ширококалиберными пушками. [42] и навесная стена, возведенная после Первой битвы при Калаа при Бени-Аббахах (1553 г.) . [106] Сегодня Калаа находится в разрушенном состоянии из-за бомбардировок во время боев с французами, а 3/5 зданий находятся в руинах. [107]

Экономика

[ редактировать ]

Природные ресурсы и сельское хозяйство

[ редактировать ]

Традиционная кабильская экономика, преобладавшая до 19 века, была основана на относительной бедности природных ресурсов в сочетании с относительно высокой плотностью населения - контраст, который отмечался со времен Ибн Халдуна . Земля была гористой, на ней было мало пахотных площадей, а сельское хозяйство было уязвимо для стихийных бедствий, таких как засуха, а также политических событий, таких как вооруженный конфликт. Эта хрупкая система сохраняла свою жизнеспособность благодаря особым формам социальной организации, в том числе способу наследования земли. [108] Однако, хотя садоводство и лесоводство были ключевыми видами деятельности, бедность ресурсов означала, что в регионе также существовала большая ремесленная и коммерческая деятельность. [109] [110]

Мокрани распространили свою власть от Калаа до равнины Меджана (известной в кабиле как Тамеджант ) на юг, которая была более обширной и плодородной, чем их родная территория. [111] Здесь в больших масштабах выращивали оливки для получения масла, которое продавалось, а также использовалось в местных ремеслах. Зерновые, инжир и виноград также выращивали и сушили для хранения и торговли. На их территории также выращивалось большое количество опунции . Овец разводили и ради шерсти. [112]

Эти условия допускали разделение труда и специализацию между горными районами и равнинами, при этом обмен происходил главным образом в торговых городах. В мирное время эта торговля приносила кабилам большую пользу. Сельскохозяйственные работы проводились почти исключительно внутри семейной ячейки, без использования дополнительной рабочей силы, за исключением исключительных случаев, когда семьи могли оказывать друг другу взаимопомощь. Эта сельскохозяйственная практика была известна как тивизи . Недостаток пахотной земли вынуждал крестьян эксплуатировать самые мелкие участки. Деревья и травы сыграли ключевую роль, позволив им производить фрукты и оливковое масло, а также разводить крупный рогатый скот, овец и коз. Связи с землевладельцами равнин позволяли им снабжаться пшеницей и ячменем, их основными продуктами питания. [113] [114] Младшая ветвь марабу семьи Мокрани, расположенная недалеко от Беджая , контролировала права (известные как караста ) на эксплуатацию местных лесов от имени османского флота. [100]

Коммерция

[ редактировать ]

Существовало несколько еженедельных берберских рынков, которые служили местами местного обмена. У Айт-Аббаса их было четыре, включая рынок по четвергам в Калаа. На юге воскресный рынок в Бордж-Бу-Арреридж привлекал торговцев и клиентов со всей округи. [115]

Королевство Айт-Аббас контролировало перевал «Железные ворота» на дороге Алжир-Константин и взимало уадию с тех, кто проходил через него. [116] Калаа также стояла на «Дороге Султана» ( triq sultan ), которая связывала Беджайю с югом и формировала маршрут мехаллы , регулярной экспедиции по сбору налогов, начиная со средневековья. [117] К шестнадцатому веку купцы королевства ( иджеладен ) торговали зерном с испанским анклавом Беджая , в то время как транссахарская торговля, сосредоточенная в Бусааде и Мсиле , велась купцами Айт-Аббаса, Айт-Яалы и Айт-Уртилане. Кабильские племена вывозили масло, оружие, бурнус , мыло и деревянную утварь, обменивая их на шерсть, хну и финики. [118]

Торговые связи существовали также с городами под властью Алжирского регентства, особенно с Константином, где купцы Айт-Яала, Айт-Ядель и Айт-Уртилан вели бизнес. Оружейники Айт-Аббаса снабжали Ахмед-бея оружием. [119] Подобно Айт-Яале и Айт-Уртилане, Айт-Аббас содержал фондук в Константине. Хотя у Айт-Яалы также был один в Маскаре , [117] купцы предпочитали Беджайю, их естественный выход к Средиземному морю. За границей Айт Аббас и Айт Уртилан продавали свои бурнусы в Тунисе и Марокко. [120] [121] Заморская торговля также приносила в Королевство материалы высшего качества, такие как европейское железо. [122]

Искусство и ремесла

[ редактировать ]
Резная деревянная дверь своими руками.
Дверь из региона Игиль Али .

Племя Айт-Аббас славилось своим богатством, торговлей и производством, и вполне вероятно, что семья Мокрани инвестировала в широкий спектр этих отраслей. [123] включая производство огнестрельного оружия. [112]

Помимо земледелия, кузнецы ( iḥeddaden ) кабильских племен всегда производили все необходимые им инструменты на месте, а также использовали эту деятельность для получения дополнительного дохода. Обработка железа и другие ремесла по металлу существовали у нескольких племен, и некоторые, например Айт-Аббас, специализировались на этом.

Леса Кабилии позволяли добывать древесину, которая использовалась для изготовления дверей, крыш, мебели и сундуков и экспортировалась на верфи тунисского, египетского и османского военно-морского флота. Местная шерсть поддерживала кустарное производство, в основном женское, по изготовлению одежды, такой как бурнус , ковров и покрывал. Другие отрасли промышленности включали гончарное производство, производство черепицы, плетение корзин, добычу соли, производство мыла и штукатурки. [124]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]

Периодические издания

  • Абрус, Дабия (2011). «Кабылия: Социальная антропология» . Берберская энциклопедия (на французском языке). Полет. 26.стр. 4027–4033.
  • Айссани, Джамель (1998). «Писания на берберском языке из собрания рукописей Улахбиба (Беджая)» (PDF) . Берберские исследования и документы (на французском языке) (15–16): 81–99. дои : 10.3917/edb.015.0081 . S2CID   250122531 .
  • Дехбия Аккаче-Маача (декабрь 2008 г.). «Art et Artisanat Traditionnels de Kabylie» (PDF) . Кампус (на французском языке) (12). Университет Тизи-Узу : 4–21. ISSN   1112-783X . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2016 года.
  • Лалми, Неджма Абдельфетта (2004). «К мифу о кабильском изоляте» . Cahiers d'Etudes Africaines (на французском языке) (175): 507–531.
  • «Игиль-Али» . Берберская энциклопедия (на французском языке). 2011.стр. 3675–3677.
  • Айссани, Джамиль (2008). «Интеллектуальная среда бибанов во времена Кала Бени Аббесов». Отрывок из конференции по случаю 137-й годовщины смерти Эль Мокрани (на французском языке).
  • Муфок, Ганя (2006). «Кабылия, на тропах прекрасного бунтовщика». Гео (на французском языке). № 332, Алжир Возрождение . стр. 100–108.
  • Думан, Саид (2004). «Кабылия: Древняя или традиционная экономика» . Берберская энциклопедия (на французском языке). стр. 4034–4038.

Работает

Старые вторичные источники

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Писс, Луи (1862). Историко-описательный маршрут по Алжиру, включая Телль и Сахару: 1830-1871 гг . Париж: Хашетт .
  • Каретт, Эрнест [на французском языке] (1849). Исследования на Кабилие . Алжир: Печать. национальный.
  • Мука, ​​Чарльз (1865). Через Кабилию . Париж: Дюкрок.
  • Мерсье, Эрнест (1891). История Северной Африки (Берберии): с древнейших времен до французского завоевания (1830 г.) . Полет. 3. Париж: Леру.
  • Сборник заметок и воспоминаний Константиновского археологического общества . Полет. 44. Константин: Арнолет. 1910.

Современные источники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ по словам Жана-Андре Пейссонеля, который путешествовал по горам Бибан в 1725 году во время правления Бузида.
  2. Согласно Лалми 2004 , это последнее королевство было основано в долине реки Сумам примерно в 30 км от Беджая.
  3. ^ этот султан стал жертвой заговора Айт-Аббаса в 1600 году из-за своего непопулярного правления.
  1. ^ «Сильное и независимое королевство Ат-Аббас (1510-1871)» .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берберийская Африка во французской литературе XVI и XVII веков Ги Тюрбе-Делоф стр.25
  3. ^ «Амокране» на кабильском языке означает «главный» или «большой».
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Калаа Бени-Аббесов в 16 веке . Юсеф Бенуджит. Дахлаб.
  5. Корреспондент: религия — философия — политика — история — науки — социальная экономика — путешествия — литература — изобразительное искусство, Том 216 . Корреспондентские помещения.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Разве 1891 г. , с. 13
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берберские исследования и документы , выпуски 1-3. Ящик для документов.
  8. ^ Бенуджит 1997 , с. 85
  9. ^ Феро 1872 , стр. 208–211
  10. ^ Моризо 1985 , с. 57
  11. ^ Аллиуи 2006 , с. 205
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Феро 1872 , с. 214
  13. ^ Гаид 1978 , с. 9
  14. ^ Феро 1872 , с. 217
  15. ^ Феро 1872 , с. 219
  16. ^ Робертс 2014 , с. 195
  17. ^ Феро 1872 , стр. 220–221
  18. ^ Феро 1872 , с. 221
  19. ^ Бенуджит 1997 , с. 4
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Разве 1891 г. , с. 13
  21. ^ Феро 1872 , стр. 222–223
  22. ^ Бенуджит 1997 , с. 243
  23. ^ Феро 1872 , с. 226
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Робертс 2014 , с. 192
  25. ^ Феро 1872 , с. 229
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Феро 1872 , с. 232
  27. ^ Гаид 1978 , с. 14
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Разве 1891 г. , с. 12
  29. ^ Бенуджит 1997 , с. 289
  30. ^ Разве 1891 г. , с. 14
  31. ^ Феро 1872 , с. 259
  32. ^ Феро 1872 , с. 261
  33. ^ Феро 1872 , с. 269
  34. ^ Гаид 1978 , с. 10
  35. ^ Константиновское общество 1910 , с. 155
  36. ^ Бачелот 2003 , с. 304
  37. ^ Бачелот 2003 , с. 276
  38. ^ Бачелот 2003 , с. 228
  39. ^ Бачелот 2003 , с. 427
  40. ^ Бачелот 2003 , с. 371
  41. ^ Константиновское общество 1910 , стр. 180–182
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Константиновское общество 1910 , с. 151
  43. ^ Разве 1891 г. , с. 15
  44. ^ Феро 1872 , с. 250
  45. ^ Феро 1872 , с. 277
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б 1891 , с. 16–17
  47. ^ Феро 1872 , с. 262
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Разве 1891 г. , с. 17
  49. ^ Феро 1872 , с. 273
  50. ^ Феро 1872 , стр. 301–303
  51. ^ Разве 1891 г. , стр. 17–19
  52. ^ Разве 1891 г. , стр. 19–20
  53. ^ Разве 1891 г. , с. 20
  54. ^ Гаид 1978 , с. 114
  55. ^ Разве 1891 г. , с. 21
  56. ^ Монтаньон 1997 , с. 250
  57. ^ Разве 1891 г. , с. 22
  58. ^ Разве 1891 г. , с. 24
  59. ^ Разве 1891 г. , с. 25
  60. ^ Разве 1891 г. , стр. 26–27
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монтаньон 1997 , стр. 251–253.
  62. ^ Разве 1891 г. , с. 29
  63. ^ Разве 1891 г. , с. 31
  64. ^ Разве 1891 г. , с. 32
  65. ^ Разве 1891 г. , стр. 35–36
  66. ^ Разве 1891 г. , с. 37
  67. ^ Разве 1891 г. , с. 50
  68. ^ Монтаньон 1997 , с. 415
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Разве 1891 г. , с. 647
  70. ^ Разве 1891 г. , с. 350
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абрус 2011 , с. 2
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лалми 2004 , стр. 515–516
  73. ^ Бенуджит 1997 , с. 104
  74. ^ Разве 1891 г. , с. 11
  75. ^ Аллиуи 2006 , с. 79
  76. ^ Аллиуи 2013 , с. 18
  77. ^ Бенуджит 1997 , с. 171
  78. ^ Феро 1872 , с. 216
  79. ^ Робертс 2014 , с. 152
  80. ^ Разве 1891 г. , стр. 10–13
  81. ^ Разве 1891 г. , с. 18
  82. ^ Мерсье 1891 , с. 206
  83. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерсье 1891 , с. 207
  84. ^ Каретт 1849 , стр. 406–407
  85. ^ Разве 1891 г. , с. 16
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ясин-Титух 2006 , стр. 12–13
  87. ^ Лалми 2004 , с. 517
  88. ^ Феро 1872 , с. 239
  89. ^ Аллиуи 2006 , с. 97
  90. ^ Робертс 2014 , с. 167
  91. ^ «Музеотека — португальский портолан, Тейшейра, Домингуш» . museoteca.com . Проверено 6 декабря 2020 г.
  92. ^ Трюмле, Корнель (1892). Легендарный Алжир: в паломничестве туда и сюда к могилам главных чудотворцев ислама (на французском языке). стр. 74–75.
  93. ^ Майстер Друкке. «Захват Сетифа во время завоевания Ала…» MeisterDrucke (на французском языке) . Проверено 6 декабря 2020 г.
  94. ^ Нодье, Шарль (1780–1844) Автор текста; Раффе, Дени-Огюст-Мари (1804-1860) Дизайнер; Гравер Эбер; Гравер Пино; Гравер Бревьер; Гравер Лавуанья; Даузац, Адриан (1804–1868) гравер; Гравер Монтиньёль (1844 г.). «[Иллюстрации из журнала экспедиции «Железные ворота».] / Раффе [дес.]; Эбер, Пино, Бревьер, Лавуанья, Доза, Монтиньёль [грав.]; Шарль Нодье, автор текста» . Галлика . Проверено 6 декабря 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  95. ^ Гаффарель, Поль (1883). Алжир: История, завоевание и колонизация (на французском языке). Книжный магазин Firmin-Didot et cie. п. 310.
  96. ^ Академия наук, литературы и искусств (Аррас) Автор текста (1872). «Воспоминания об Академии наук, литературы и искусств Арраса» . Галлика . Проверено 6 декабря 2020 г.
  97. ^ Феро 1872 , с. 203
  98. ^ Аллиуи 2006 , с. 113
  99. ^ Айссани 2008 г.
  100. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лалми 2004 , с. 521
  101. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лалми 2004 , с. 524
  102. ^ Игиль Али 2011
  103. ^ Писс 1862 , с. 388
  104. ^ Бенуджит 1997 , с. 139
  105. ^ Гео 2006 , с. 108
  106. ^ Бенуджит 1997 , с. 244
  107. ^ Каддаче 2003 , с. 54
  108. ^ Думан 2004 , с. 2
  109. ^ Робертс 2014 , с. 34
  110. ^ Бенуджит 1997 , с. 330
  111. ^ Моризо 1985 , с. 59
  112. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каретт 1849 , с. 357
  113. ^ Думан 2004 , с. 3
  114. ^ Моризо 1985 , с. 58
  115. ^ Каретт 1849 , с. 358
  116. ^ Бенуджит 1997 , с. 86
  117. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лалми 2004 , с. 520
  118. ^ Каретт 1849 , с. 406
  119. ^ Игиль Али 2014
  120. ^ Каретт 1849 , с. 407
  121. ^ Моризо 1985 , с. 122
  122. ^ Бенуджит 1997 , с. 336
  123. ^ Бенуджит 1997 , с. 334
  124. ^ Думан 2004 , с. 4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 167c9d0f85db8f0e16d396d60efe6ec8__1720321260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/c8/167c9d0f85db8f0e16d396d60efe6ec8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kingdom of Beni Abbas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)