Средневековый мусульманский Алжир
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
История Алжира |
---|
![]() |

Средневековый мусульманский Алжир был периодом мусульманского доминирования в Алжире в средние века , охватывающим тысячелетие с 7 по 17 век. Новая вера в своих различных формах проникла почти во все слои общества, принося с собой армии, ученых людей и пылких мистиков ; в значительной степени это заменит племенные обычаи и лояльность новыми социальными нормами и политическими идиомами.
Первые арабские военные экспедиции в Магриб между 642 и 669 годами привели к распространению ислама. Эти первые вылазки с базы в Египте произошли по местной инициативе, а не по приказу центрального халифата . Когда резиденция халифата переместилась из Медины в Дамаск , Омейяды (мусульманская династия, правившая с 661 по 750 годы) осознали, что стратегическая необходимость доминирования в Средиземноморье диктует согласованные военные усилия на североафриканском фронте. Таким образом, в 670 году арабская армия под командованием Укбы ибн Нафи основала город Аль-Кайраван примерно в 160 километрах к югу от современного Туниса и использовала его в качестве базы для дальнейших операций.
Абу аль-Мухаджир Динар
[ редактировать ]Абу аль-Мухаджир Динар , преемник Укбы, двинулся на запад, в Алжир, и в конечном итоге разработал образ жизни с Кусаилой , правителем обширной конфедерации христианских берберов. Кусаила, который базировался в Тилимсане (Тлемсен), стал мусульманином и перенес свою штаб-квартиру в Такирван, недалеко от Аль-Кайравана.
Однако эта гармония длилась недолго. Арабские и берберские силы поочередно контролировали регион до 697 года. К 711 году силы Омейядов с помощью берберов, принявших ислам, завоевали всю Северную Африку. Губернаторы, назначаемые халифами Омейядов, правили из Аль-Кайравана, столицы новой вилайи (провинции) Ифрикия, которая охватывала Триполитанию (западную часть современной Ливии), Тунис и восточный Алжир.
Как ни парадоксально, распространение ислама среди берберов не гарантировало их поддержку халифата, в котором доминировали арабы. Правящие арабы оттолкнули берберов, обложив их высокими налогами; обращение с новообращенными как с мусульманами второго сорта; и, в худшем случае, поработив их. В результате широко распространенное сопротивление приняло форму открытого восстания в 739–7340 годах под знаменем хариджитского ислама . Хариджиты воспротивились заключению мира четвертого халифа Али с Омейядами в 657 году и покинули лагерь Али (хариджи означает «те, кто уходит»). Хариджиты боролись с правлением Омейядов на Востоке, и многих берберов привлекли эгалитарные заповеди секты. Например, согласно хариджитму, халифом может быть избран любой подходящий кандидат-мусульманин, независимо от расы, положения или происхождения от Мухаммеда.
После восстания хариджиты основали несколько теократических племенных королевств, большинство из которых имели короткую и тревожную историю. Другие, однако, такие как Сиджилмаса и Тилимсан, которые располагались между основными торговыми путями, оказались более жизнеспособными и процветающими. В 750 году Аббасиды, сменившие Омейядов на посту мусульманских правителей, перенесли халифат в Багдад и восстановили власть халифа в Ифрикии, назначив Ибрагима ибн аль-Аглаба губернатором Аль-Кайравана. , номинально служили халифу Хотя номинально Аль-Аглаб и его преемники, Аглабиды , они правили независимо до 909 года, возглавляя суд, который стал центром обучения и культуры.
Рустамиды
[ редактировать ]Рустамиды или Бану Ростом, исламское берберское государство Ибади, возникшее в 776 году нашей эры, основанное и первоначально возглавляемое Абдуррахманом ибн Ростомом. Ее столицей был Тахерт на северо-востоке того, что сейчас известно как Алжир . Государство Рустамидов распространилось по всему североафриканскому побережью от Тлемсена до территории, ныне известной как Серт на севере Ливии , хотя установить точные границы этого государства довольно сложно. Во время правления Ростомида ее столица была культурным и научным мегаполисом Великого Магриба , привлекавшим многих ученых, таких как Ибн Халдун, где он написал свою популярную книгу под названием « Аль Мукадима », которая, вероятно, будет известна как первая книга о социологии. Падение государства произошло после поражения Фатимидов и свержения последнего лидера Якдана ибн Мохамеда в 909 году нашей эры.
Бану Ифран
[ редактировать ]В Алжире Тлемсен Бану был столицей Королевства Бану Ифран в период до ислама до 1068 года. Ифран поднимали восстания против иностранных оккупантов: римлян , вандалов и византийцев . Они выступили на стороне Кахины против Омейядов в 7 веке. В 8 веке они мобилизуются вокруг догмы суфриев, чтобы восстать против власти Омейядов и Аббасидов . В 10 веке они создали династию, противостоящую Фатимидам , Зиридам , Омейядам, Хаммадидам и Маграуа. Бану Ифран потерпела поражение от Альморавидов и коалиции Бану Хилал и Бану Сулайм -Хаммадид. [1] ближе к концу 11 века.Династия Ифренидов была признана единственной династией, защитившей африканцев в Магрибе. [2]
Зирид
[ редактировать ]Династия Зиридов , правившая частями Северной Африки с 10 по 12 века, была одной из самых значительных мусульманских династий в средневековом Алжире. Основанная берберским генералом Зири ибн Манадом , Зириды основали свою столицу в городе Ашир , расположенном на территории современного Алжира. [3] Первые годы династии были отмечены политическими беспорядками и конфликтами с другими мусульманскими державами, но в конечном итоге Зириды стали доминирующей силой в регионе, и их влияние распространилось вплоть до Сицилии . Правители Зиридов были известны своим покровительством искусству и науке, а их двор был центром обучения и культуры. Однако упадок династии в 12 веке проложил путь к возвышению других держав в регионе, что в конечном итоге привело к фрагментации Северной Африки. Несмотря на относительно недолгое правление, наследие Зиридов и по сей день продолжает формировать культурный и политический ландшафт Алжира и Северной Африки.
Хаммадиды
[ редактировать ]Фатимиды
[ редактировать ]В последние десятилетия 9-го века миссионеры исмаилитской секты шиитского ислама обратили Кутама берберов из того, что позже было известно как регион Маленькая Кабилия , и повели их в битву против суннитских правителей Ифрикии . Аль-Кайраван пал перед ними в 909 году. Исмаилитский имам Абдаллах объявил себя халифом и сделал Махдию своей столицей. Абдалла положил начало династии Фатимидов , названной в честь Фатимы, дочери Мухаммеда и жены Али, от которой халиф заявлял о своем происхождении.
Фатимиды повернули на запад в 911 году, уничтожив имамата Тахерта и завоевав Сиджилмасу в Марокко . Беженцы -ибади -хариджиты из Тахерта бежали на юг, в оазис Уаргла за Атласскими горами , откуда в 11 веке они двинулись на юго-запад, в Уэд -Мзаб . Сохраняя свою сплоченность и убеждения на протяжении веков, религиозные лидеры Ибади и по сей день доминируют в общественной жизни региона.
В течение многих лет Фатимиды представляли угрозу для Марокко, но их самой большой целью было править Востоком, Машриком, который включал Египет и мусульманские страны за его пределами. К 969 году они завоевали Египет, а в 972 году правитель Фатимидов Аль Муиз основал новый город Каир в качестве своей столицы. Фатимиды оставили власть Ифрикии и большей части Алжира Зиридам (972–1148). Эта берберская династия, которая основала города Милиана , Медеа и Алжир и впервые сосредоточила значительную местную власть в Алжире, передала свои владения к западу от Ифрикии Бану Хаммад ветви своей семьи . Хаммадиды правили с 1011 по 1151 год, за это время Беджая стала самым важным портом в Северной Африке .
Этот период был отмечен постоянными конфликтами, политической нестабильностью и экономическим спадом. Хаммадиды , отвергнув доктрину исмаилитов в пользу суннитской ортодоксальности и отказавшись от подчинения Фатимидам, инициировали хронический конфликт с Зиридами . Две великие берберские конфедерации – Санхаджа и Зената – вступили в эпическую борьбу. Отважные кочевники западной пустыни и степи, ездящие на верблюдах, а также оседлые земледельцы Кабили на востоке присягнули на верность Санхадже. Их традиционными врагами, Зенатами , были сильные и находчивые всадники с холодных плато северных внутренних районов Марокко и западного Телля в Алжире.
Кроме того, рейдеры из Генуи , Пизы и Нормандской Сицилии атаковали порты и нарушили прибрежную торговлю. Транссахарская торговля переместилась в Фатимидский Египет и на западные маршруты, ведущие на испанские рынки. Сельская местность была перегружена растущими городами.
Этим политическим и экономическим потрясениям способствовало крупное вторжение арабских бедуинов из Египта, начавшееся в первой половине XI века. Частью этого движения было вторжение племен Бану Хилал и Бану Сулайм , очевидно, посланных Фатимидами, чтобы ослабить Зиридов. Эти арабские бедуины победили Зиридов и Хаммадидов и в 1057 году разграбили Аль-Кайраван. Они отправили фермеров, бежавших с плодородных равнин в горы, и оставили города в руинах.
Впервые широкое использование арабского языка распространилось на сельскую местность. Многие оседлые берберы, искавшие защиты от хилалийцев, постепенно арабизировались.
Альморавиды
[ редактировать ]Движение Альморавидов возникло в начале XI века среди конфедерации Санхаджа, чей контроль над транссахарскими торговыми путями находился под давлением со стороны зенатских берберов на севере и государства Гана на юге. Яхья ибн Ибрагим , вождь племени Годала конфедерации Санхаджа, решил поднять уровень исламских знаний и практики среди своего народа. Для этого по возвращении из хаджа (мусульманского паломничества в Мекку) в 1048–1049 годах он привёл с собой Абдаллу ибн Ясина , марокканского учёного. В первые годы движения ученый заботился только о насаждении моральной дисциплины и строгого соблюдения исламских принципов среди своих последователей. Абдаллах ибн Ясин также стал известен как один из марабутов, или святых людей (от аль-мурабитун , «те, кто совершил религиозное уединение»).
Движение Альморавидов перешло от продвижения религиозной реформы к участию в военных завоеваниях после 1054 года, и его возглавили лидеры Ламтуны : сначала Яхья, затем его брат Абу Бакр, а затем его двоюродный брат Юсуф ибн Ташфин . Со Марракеше столицей в , Альморавиды завоевали Марокко, Магриб на востоке до Алжира и Испанию до реки Эбро к 1106 году. При Альморавидах Магриб и Испания признали духовную власть халифата Аббасидов в Багдаде , воссоединившись. их временно связали с исламской общиной Машрика.
Хотя это было не совсем мирное время, Северная Африка получила экономическую и культурную выгоду в период Альморавидов, который длился до 1147 года. Мусульманская Испания (Андалусия по-арабски) была большим источником художественного и интеллектуального вдохновения. Самые известные писатели Андалусии работали при дворе Альморавидов, а строители Большой мечети Тилимсан , построенной в 1136 году, использовали в качестве модели Большую мечеть Кордовы .
Альмохады
[ редактировать ]
Как и Альморавиды, Альмохады нашли свое первоначальное вдохновение в исламской реформе . Их духовный лидер, марокканец Мухаммад ибн Абдаллах ибн Тумарт , стремился реформировать упадок Альморавидов. Получив отказ в Марракеше и других городах, он обратился за поддержкой к своему племени Масмуда в Атласских горах. Из-за их акцента на единстве Бога его последователи были известны как Аль Мувахидун (унитарии или Альмохады).
Хотя Мухаммад ибн Абдаллах ибн Тумарт провозглашал себя махди , имамом и масумом (непогрешимым лидером, посланным Богом), он консультировался с советом из десяти своих старейших учеников. Под влиянием берберской традиции представительного правления он позже добавил собрание, состоящее из пятидесяти лидеров различных племен. Восстание Альмохадов началось в 1125 году с нападения на марокканские города, включая Сус и Марракеш .
После Мухаммада ибн Абдаллы ибн Тумарта смерти в 1130 году его преемник Абд аль-Мумин принял титул халифа и поставил у власти членов своей семьи, превратив систему в традиционную монархию . Альмохады вошли в Испанию по приглашению андалузских эмиров, восставших там против Альморавидов. Абд аль-Мумин заставил амиров подчиниться и восстановил халифат Кордовы , предоставив султану Альмохадов высшую религиозную, а также политическую власть в своих владениях. Альмохады взяли под свой контроль Марокко в 1146 году, захватили Алжир около 1151 года и к 1160 году завершили завоевание центрального Магриба и продвинулись к Триполитании. Тем не менее, очаги сопротивления Альморавидов продолжали держаться в Кабилии по крайней мере пятьдесят лет.
После смерти Абд аль-Мумина в 1163 году его сын Абу Якуб Юсуф (годы правления 1163–1184) и внук Якуб аль-Мансур (годы правления 1184–1199) правили зенитом власти Альмохадов. Впервые Магриб был объединен под местным режимом, и хотя империю беспокоили конфликты на ее окраинах, в ее центре процветали ремесла и сельское хозяйство, а налоговая казна наполнялась эффективной бюрократией. В 1229 году двор Альмохадов отказался от учения Ибн Тумарта, предпочитая вместо этого большую терпимость к противоположным взглядам. В качестве доказательства этого изменения Альмохады приняли у себя двух величайших мыслителей Андалусии: Абу Бакра ибн Туфайла и Ибн Рушда (Аверроэса).
Альмохады разделяли крестоносные инстинкты своих кастильских противников, но продолжающиеся войны в Испании истощили их ресурсы. В Магрибе позиция Альмохадов была скомпрометирована фракционной борьбой и столкнулась с проблемой возобновления межплеменной войны. Бани Мерин (Зената Берберы) воспользовались упадком власти Альмохадов, чтобы основать племенное государство в Марокко, начав там почти шестидесятилетнюю войну, которая завершилась захватом Марракеша, последнего оплота Альмохадов, в 1271 году. Несмотря на неоднократные попытки подчинить себе Однако в центральном Магрибе Мариниды так и не смогли восстановить границы Империи Альмохадов .
Заяниды
[ редактировать ]Из своей столицы в Тунисе династия Хафсидов подтвердила свои претензии на роль законных преемников Альмохадов в Ифрикии , а в центральном Магрибе Заяниды основали династию, которая управляла Королевством Тлемсен . Основанные на племени Зената, Бани Абд эль Вад , которое было заселено в регионе Абд аль Мумином, Заяниды также подчеркивали свои связи с Альмохадами.
На протяжении более 300 лет, пока этот регион не перешел под сюзеренитет Османской империи в 16 веке, Заяниды сохраняли слабую власть в центральном Магрибе. Режим, который зависел от административных навыков андалузцев, страдал от частых восстаний, но научился выживать как вассал Маринидов или Хафсидов, а позже и как союзник Испании.
Многие прибрежные города бросили вызов правящим династиям и заявили о своей автономии в качестве муниципальных республик. Ими управляли торговые олигархии, вожди племен из окрестных деревень или каперы, действовавшие за пределами их портов.
Тлемсен процветал как торговый центр и назывался «жемчужиной Магриба». Расположенный в начале Имперской дороги через стратегически важный ущелье Таза в Марракеш , город контролировал караванный путь в Сиджилмасу , ворота для торговли золотом и работорговлей с западным Суданом. Арагон стал контролировать торговлю между портом Тлемсена, Ораном , и Европой, начиная примерно с 1250 года. Однако вспышка каперства из Арагона серьезно нарушила эту торговлю примерно после 1420 года.
Марабуты
[ редактировать ]Династии-преемники в Северной Африке — Мариниды , Заяниды и Хасфиды — не основывали свою власть на программе религиозных реформ, как это делали их предшественники. По необходимости они пошли на компромисс с сельскими культами , которые пережили триумф пуританской ортодоксальности в XII веке, несмотря на усилия Альморавидов и Альмохадов искоренить их.
Сухость официального ислама не имела особой привлекательности за пределами городских мечетей и школ. В сельской местности странствующие марабуты , или святые люди, привлекали большое количество преданных последователей. Считалось, что эти мужчины и женщины обладали божественной милостью (барака) или могли передавать ее другим. В жизни марабуты предлагали духовное руководство, разрешали споры и часто обладали политической властью. После смерти их культы — некоторые местные, другие широко распространенные — возводили куполообразные гробницы, которые становились местами паломничества.
Многие племена заявляли о своем происхождении от марабутов. Кроме того, распространенной формой правления в Магрибе стали небольшие автономные республики, возглавляемые святыми людьми. В Алжире влияние марабутов продолжалось на протяжении большей части периода Османской империи, когда власти оказывали этим лидерам политические и финансовые услуги для предотвращения племенных восстаний.
Европейское наступление
[ редактировать ]Окончательный триумф 700-летнего христианского завоевания Испании, ознаменованный падением Гранады в 1492 году, сопровождался насильственным обращением испанских мусульман (мориско). В результате инквизиции тысячи евреев бежали или были депортированы в Магриб, где многие получили влияние в правительстве и торговле.
Христианская Испания без особого труда установила свое влияние на побережье Магриба, построив укрепленные форпосты ( пресидио в XV и начале XVI веков ) и собирая дань. На алжирском побережье или вблизи него Испания взяла под свой контроль Мерс-эль-Кебир в 1505 году, Оран в 1509 году, а также Тлемсен, Мостаганем и Тенес, расположенные к западу от Алжира , в 1510 году. В том же году алжирские купцы передали один из скалистые островки в их гавани, где испанцы построили форт. Президио в Северной Африке оказалось дорогостоящим и в значительной степени неэффективным военным мероприятием, которое не гарантировало доступ торговому флоту Испании. Действительно, большая часть торговли, по-видимому, велась в многочисленных свободных портах. Более того, с 16 по 18 века, управляя превосходными кораблями и добиваясь хитрых уступок, купцы из Англии , Португалии , Нидерландов , Франции и Италии , а также Испании доминировали в средиземноморской торговле .
Почему Испания не расширила свои завоевания в Северной Африке далеко за пределы нескольких скромных анклавов, вызывает недоумение историков. Некоторые предполагают, что Испания сдерживалась, потому что была озабочена сохранением своей территории в Италии; другие говорили, что энергия Испании была поглощена завоеванием богатств Нового Света . Еще одна возможность заключается в том, что Испания больше стремилась проецировать свои силы в открытом море, чем рисковать поражением во внутренних районах Африки. [ нужна ссылка ]
Каперы
[ редактировать ]Каперство было древней практикой в Средиземноморье . Правители Северной Африки все чаще занимались этим в конце 16 - начале 17 веков, потому что это было очень прибыльно, а также потому, что их торговым судам, которые раньше были основным источником дохода, не разрешалось заходить в европейские порты. Хотя методы были разными, каперство обычно включало в себя набеги частных судов на корабли врага в мирное время под руководством правителя. Его целью было помешать торговле противника и получить вознаграждение от пленников и груза.
Каперство было делом высокой дисциплины, проводимым под командованием раев (капитанов) флотов. Несколько капитанов стали героями алжирских преданий за свою храбрость и мастерство. Капитаны корсаров объединились в саморегулирующуюся таифу (сообщество), чтобы защищать и продвигать корпоративные интересы своей профессии. Тайфа стала этнически смешанной, в нее вошли те пленные европейцы, которые согласились принять ислам и предоставить информацию, полезную для будущих набегов. Тайфа также приобрела престиж и политическое влияние благодаря своей роли в борьбе с неверными и предоставлению торговцам и правителям Алжира основного источника дохода. Алжир стал главным каперским городом-государством, особенно между 1560 и 1620 годами. И именно два брата-капера сыграли важную роль в расширении османского влияния в Алжире.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на французском языке) Ибн Халдун, История берберов = T9IOAAAAQAAJ & pg = PA271 & + dq yala Zirid = & lr = # PPA271, онлайн-версия книги M1
- ^ (на французском языке) дополнение к Современной энциклопедии, Ноэль Деверж, Лео Ренье, Эдуард Картерон, Фирмен Дидо (Фирма), книги, страницы 720–722 ? 08UUAAAAYAAJ id=&pg=RA5-PA718&dq=династия Ифренидов +#PRA5-PA733, онлайн-версия M1
- ^ Мухаммад, Саллаби, Али Мухаммад (1998). Государство Убайд в Ливии (на арабском языке). Дар Аль-Баярик.
Источники
[ редактировать ]- Исходный текст: Библиотеки Конгресса США. «Страновое исследование Алжира»