Jump to content

Средневековый мусульманский Алжир

Эпоха халифов

Средневековый мусульманский Алжир был периодом мусульманского доминирования в Алжире в средние века , охватывающим тысячелетие с 7 по 17 век. Новая вера в своих различных формах проникла почти во все слои общества, принося с собой армии, ученых людей и пылких мистиков ; в значительной степени это заменит племенные обычаи и лояльность новыми социальными нормами и политическими идиомами.

Первые арабские военные экспедиции в Магриб между 642 и 669 годами привели к распространению ислама. Эти первые вылазки с базы в Египте произошли по местной инициативе, а не по приказу центрального халифата . Когда резиденция халифата переместилась из Медины в Дамаск , Омейяды (мусульманская династия, правившая с 661 по 750 годы) осознали, что стратегическая необходимость доминирования в Средиземноморье диктует согласованные военные усилия на североафриканском фронте. Таким образом, в 670 году арабская армия под командованием Укбы ибн Нафи основала город Аль-Кайраван примерно в 160 километрах к югу от современного Туниса и использовала его в качестве базы для дальнейших операций.

Абу аль-Мухаджир Динар

[ редактировать ]

Абу аль-Мухаджир Динар , преемник Укбы, двинулся на запад, в Алжир, и в конечном итоге разработал образ жизни с Кусаилой , правителем обширной конфедерации христианских берберов. Кусаила, который базировался в Тилимсане (Тлемсен), стал мусульманином и перенес свою штаб-квартиру в Такирван, недалеко от Аль-Кайравана.

Однако эта гармония длилась недолго. Арабские и берберские силы поочередно контролировали регион до 697 года. К 711 году силы Омейядов с помощью берберов, принявших ислам, завоевали всю Северную Африку. Губернаторы, назначаемые халифами Омейядов, правили из Аль-Кайравана, столицы новой вилайи (провинции) Ифрикия, которая охватывала Триполитанию (западную часть современной Ливии), Тунис и восточный Алжир.

Как ни парадоксально, распространение ислама среди берберов не гарантировало их поддержку халифата, в котором доминировали арабы. Правящие арабы оттолкнули берберов, обложив их высокими налогами; обращение с новообращенными как с мусульманами второго сорта; и, в худшем случае, поработив их. В результате широко распространенное сопротивление приняло форму открытого восстания в 739–7340 годах под знаменем хариджитского ислама . Хариджиты воспротивились заключению мира четвертого халифа Али с Омейядами в 657 году и покинули лагерь Али (хариджи означает «те, кто уходит»). Хариджиты боролись с правлением Омейядов на Востоке, и многих берберов привлекли эгалитарные заповеди секты. Например, согласно хариджитму, халифом может быть избран любой подходящий кандидат-мусульманин, независимо от расы, положения или происхождения от Мухаммеда.

После восстания хариджиты основали несколько теократических племенных королевств, большинство из которых имели короткую и тревожную историю. Другие, однако, такие как Сиджилмаса и Тилимсан, которые располагались между основными торговыми путями, оказались более жизнеспособными и процветающими. В 750 году Аббасиды, сменившие Омейядов на посту мусульманских правителей, перенесли халифат в Багдад и восстановили власть халифа в Ифрикии, назначив Ибрагима ибн аль-Аглаба губернатором Аль-Кайравана. , номинально служили халифу Хотя номинально Аль-Аглаб и его преемники, Аглабиды , они правили независимо до 909 года, возглавляя суд, который стал центром обучения и культуры.

Рустамиды

[ редактировать ]

Рустамиды или Бану Ростом, исламское берберское государство Ибади, возникшее в 776 году нашей эры, основанное и первоначально возглавляемое Абдуррахманом ибн Ростомом. Ее столицей был Тахерт на северо-востоке того, что сейчас известно как Алжир . Государство Рустамидов распространилось по всему североафриканскому побережью от Тлемсена до территории, ныне известной как Серт на севере Ливии , хотя установить точные границы этого государства довольно сложно. Во время правления Ростомида ее столица была культурным и научным мегаполисом Великого Магриба , привлекавшим многих ученых, таких как Ибн Халдун, где он написал свою популярную книгу под названием « Аль Мукадима », которая, вероятно, будет известна как первая книга о социологии. Падение государства произошло после поражения Фатимидов и свержения последнего лидера Якдана ибн Мохамеда в 909 году нашей эры.

Бану Ифран

[ редактировать ]

В Алжире Тлемсен Бану был столицей Королевства Бану Ифран в период до ислама до 1068 года. Ифран поднимали восстания против иностранных оккупантов: римлян , вандалов и византийцев . Они выступили на стороне Кахины против Омейядов в 7 веке. В 8 веке они мобилизуются вокруг догмы суфриев, чтобы восстать против власти Омейядов и Аббасидов . В 10 веке они создали династию, противостоящую Фатимидам , Зиридам , Омейядам, Хаммадидам и Маграуа. Бану Ифран потерпела поражение от Альморавидов и коалиции Бану Хилал и Бану Сулайм -Хаммадид. [1] ближе к концу 11 века.Династия Ифренидов была признана единственной династией, защитившей африканцев в Магрибе. [2]

Династия Зиридов , правившая частями Северной Африки с 10 по 12 века, была одной из самых значительных мусульманских династий в средневековом Алжире. Основанная берберским генералом Зири ибн Манадом , Зириды основали свою столицу в городе Ашир , расположенном на территории современного Алжира. [3] Первые годы династии были отмечены политическими беспорядками и конфликтами с другими мусульманскими державами, но в конечном итоге Зириды стали доминирующей силой в регионе, и их влияние распространилось вплоть до Сицилии . Правители Зиридов были известны своим покровительством искусству и науке, а их двор был центром обучения и культуры. Однако упадок династии в 12 веке проложил путь к возвышению других держав в регионе, что в конечном итоге привело к фрагментации Северной Африки. Несмотря на относительно недолгое правление, наследие Зиридов и по сей день продолжает формировать культурный и политический ландшафт Алжира и Северной Африки.

Хаммадиды

[ редактировать ]

Фатимиды

[ редактировать ]

В последние десятилетия 9-го века миссионеры исмаилитской секты шиитского ислама обратили Кутама берберов из того, что позже было известно как регион Маленькая Кабилия , и повели их в битву против суннитских правителей Ифрикии . Аль-Кайраван пал перед ними в 909 году. Исмаилитский имам Абдаллах объявил себя халифом и сделал Махдию своей столицей. Абдалла положил начало династии Фатимидов , названной в честь Фатимы, дочери Мухаммеда и жены Али, от которой халиф заявлял о своем происхождении.

Фатимиды повернули на запад в 911 году, уничтожив имамата Тахерта и завоевав Сиджилмасу в Марокко . Беженцы -ибади -хариджиты из Тахерта бежали на юг, в оазис Уаргла за Атласскими горами , откуда в 11 веке они двинулись на юго-запад, в Уэд -Мзаб . Сохраняя свою сплоченность и убеждения на протяжении веков, религиозные лидеры Ибади и по сей день доминируют в общественной жизни региона.

В течение многих лет Фатимиды представляли угрозу для Марокко, но их самой большой целью было править Востоком, Машриком, который включал Египет и мусульманские страны за его пределами. К 969 году они завоевали Египет, а в 972 году правитель Фатимидов Аль Муиз основал новый город Каир в качестве своей столицы. Фатимиды оставили власть Ифрикии и большей части Алжира Зиридам (972–1148). Эта берберская династия, которая основала города Милиана , Медеа и Алжир и впервые сосредоточила значительную местную власть в Алжире, передала свои владения к западу от Ифрикии Бану Хаммад ветви своей семьи . Хаммадиды правили с 1011 по 1151 год, за это время Беджая стала самым важным портом в Северной Африке .

Этот период был отмечен постоянными конфликтами, политической нестабильностью и экономическим спадом. Хаммадиды , отвергнув доктрину исмаилитов в пользу суннитской ортодоксальности и отказавшись от подчинения Фатимидам, инициировали хронический конфликт с Зиридами . Две великие берберские конфедерации – Санхаджа и Зената – вступили в эпическую борьбу. Отважные кочевники западной пустыни и степи, ездящие на верблюдах, а также оседлые земледельцы Кабили на востоке присягнули на верность Санхадже. Их традиционными врагами, Зенатами , были сильные и находчивые всадники с холодных плато северных внутренних районов Марокко и западного Телля в Алжире.

Кроме того, рейдеры из Генуи , Пизы и Нормандской Сицилии атаковали порты и нарушили прибрежную торговлю. Транссахарская торговля переместилась в Фатимидский Египет и на западные маршруты, ведущие на испанские рынки. Сельская местность была перегружена растущими городами.

Этим политическим и экономическим потрясениям способствовало крупное вторжение арабских бедуинов из Египта, начавшееся в первой половине XI века. Частью этого движения было вторжение племен Бану Хилал и Бану Сулайм , очевидно, посланных Фатимидами, чтобы ослабить Зиридов. Эти арабские бедуины победили Зиридов и Хаммадидов и в 1057 году разграбили Аль-Кайраван. Они отправили фермеров, бежавших с плодородных равнин в горы, и оставили города в руинах.

Впервые широкое использование арабского языка распространилось на сельскую местность. Многие оседлые берберы, искавшие защиты от хилалийцев, постепенно арабизировались.

Альморавиды

[ редактировать ]

Движение Альморавидов возникло в начале XI века среди конфедерации Санхаджа, чей контроль над транссахарскими торговыми путями находился под давлением со стороны зенатских берберов на севере и государства Гана на юге. Яхья ибн Ибрагим , вождь племени Годала конфедерации Санхаджа, решил поднять уровень исламских знаний и практики среди своего народа. Для этого по возвращении из хаджа (мусульманского паломничества в Мекку) в 1048–1049 годах он привёл с собой Абдаллу ибн Ясина , марокканского учёного. В первые годы движения ученый заботился только о насаждении моральной дисциплины и строгого соблюдения исламских принципов среди своих последователей. Абдаллах ибн Ясин также стал известен как один из марабутов, или святых людей (от аль-мурабитун , «те, кто совершил религиозное уединение»).

Движение Альморавидов перешло от продвижения религиозной реформы к участию в военных завоеваниях после 1054 года, и его возглавили лидеры Ламтуны : сначала Яхья, затем его брат Абу Бакр, а затем его двоюродный брат Юсуф ибн Ташфин . Со Марракеше столицей в , Альморавиды завоевали Марокко, Магриб на востоке до Алжира и Испанию до реки Эбро к 1106 году. При Альморавидах Магриб и Испания признали духовную власть халифата Аббасидов в Багдаде , воссоединившись. их временно связали с исламской общиной Машрика.

Хотя это было не совсем мирное время, Северная Африка получила экономическую и культурную выгоду в период Альморавидов, который длился до 1147 года. Мусульманская Испания (Андалусия по-арабски) была большим источником художественного и интеллектуального вдохновения. Самые известные писатели Андалусии работали при дворе Альморавидов, а строители Большой мечети Тилимсан , построенной в 1136 году, использовали в качестве модели Большую мечеть Кордовы .

Альмохады

[ редактировать ]
Подушка Империя 1121-1269

Как и Альморавиды, Альмохады нашли свое первоначальное вдохновение в исламской реформе . Их духовный лидер, марокканец Мухаммад ибн Абдаллах ибн Тумарт , стремился реформировать упадок Альморавидов. Получив отказ в Марракеше и других городах, он обратился за поддержкой к своему племени Масмуда в Атласских горах. Из-за их акцента на единстве Бога его последователи были известны как Аль Мувахидун (унитарии или Альмохады).

Хотя Мухаммад ибн Абдаллах ибн Тумарт провозглашал себя махди , имамом и масумом (непогрешимым лидером, посланным Богом), он консультировался с советом из десяти своих старейших учеников. Под влиянием берберской традиции представительного правления он позже добавил собрание, состоящее из пятидесяти лидеров различных племен. Восстание Альмохадов началось в 1125 году с нападения на марокканские города, включая Сус и Марракеш .

После Мухаммада ибн Абдаллы ибн Тумарта смерти в 1130 году его преемник Абд аль-Мумин принял титул халифа и поставил у власти членов своей семьи, превратив систему в традиционную монархию . Альмохады вошли в Испанию по приглашению андалузских эмиров, восставших там против Альморавидов. Абд аль-Мумин заставил амиров подчиниться и восстановил халифат Кордовы , предоставив султану Альмохадов высшую религиозную, а также политическую власть в своих владениях. Альмохады взяли под свой контроль Марокко в 1146 году, захватили Алжир около 1151 года и к 1160 году завершили завоевание центрального Магриба и продвинулись к Триполитании. Тем не менее, очаги сопротивления Альморавидов продолжали держаться в Кабилии по крайней мере пятьдесят лет.

После смерти Абд аль-Мумина в 1163 году его сын Абу Якуб Юсуф (годы правления 1163–1184) и внук Якуб аль-Мансур (годы правления 1184–1199) правили зенитом власти Альмохадов. Впервые Магриб был объединен под местным режимом, и хотя империю беспокоили конфликты на ее окраинах, в ее центре процветали ремесла и сельское хозяйство, а налоговая казна наполнялась эффективной бюрократией. В 1229 году двор Альмохадов отказался от учения Ибн Тумарта, предпочитая вместо этого большую терпимость к противоположным взглядам. В качестве доказательства этого изменения Альмохады приняли у себя двух величайших мыслителей Андалусии: Абу Бакра ибн Туфайла и Ибн Рушда (Аверроэса).

Альмохады разделяли крестоносные инстинкты своих кастильских противников, но продолжающиеся войны в Испании истощили их ресурсы. В Магрибе позиция Альмохадов была скомпрометирована фракционной борьбой и столкнулась с проблемой возобновления межплеменной войны. Бани Мерин (Зената Берберы) воспользовались упадком власти Альмохадов, чтобы основать племенное государство в Марокко, начав там почти шестидесятилетнюю войну, которая завершилась захватом Марракеша, последнего оплота Альмохадов, в 1271 году. Несмотря на неоднократные попытки подчинить себе Однако в центральном Магрибе Мариниды так и не смогли восстановить границы Империи Альмохадов .

Из своей столицы в Тунисе династия Хафсидов подтвердила свои претензии на роль законных преемников Альмохадов в Ифрикии , а в центральном Магрибе Заяниды основали династию, которая управляла Королевством Тлемсен . Основанные на племени Зената, Бани Абд эль Вад , которое было заселено в регионе Абд аль Мумином, Заяниды также подчеркивали свои связи с Альмохадами.

На протяжении более 300 лет, пока этот регион не перешел под сюзеренитет Османской империи в 16 веке, Заяниды сохраняли слабую власть в центральном Магрибе. Режим, который зависел от административных навыков андалузцев, страдал от частых восстаний, но научился выживать как вассал Маринидов или Хафсидов, а позже и как союзник Испании.

Многие прибрежные города бросили вызов правящим династиям и заявили о своей автономии в качестве муниципальных республик. Ими управляли торговые олигархии, вожди племен из окрестных деревень или каперы, действовавшие за пределами их портов.

Тлемсен процветал как торговый центр и назывался «жемчужиной Магриба». Расположенный в начале Имперской дороги через стратегически важный ущелье Таза в Марракеш , город контролировал караванный путь в Сиджилмасу , ворота для торговли золотом и работорговлей с западным Суданом. Арагон стал контролировать торговлю между портом Тлемсена, Ораном , и Европой, начиная примерно с 1250 года. Однако вспышка каперства из Арагона серьезно нарушила эту торговлю примерно после 1420 года.

Марабуты

[ редактировать ]

Династии-преемники в Северной Африке — Мариниды , Заяниды и Хасфиды — не основывали свою власть на программе религиозных реформ, как это делали их предшественники. По необходимости они пошли на компромисс с сельскими культами , которые пережили триумф пуританской ортодоксальности в XII веке, несмотря на усилия Альморавидов и Альмохадов искоренить их.

Сухость официального ислама не имела особой привлекательности за пределами городских мечетей и школ. В сельской местности странствующие марабуты , или святые люди, привлекали большое количество преданных последователей. Считалось, что эти мужчины и женщины обладали божественной милостью (барака) или могли передавать ее другим. В жизни марабуты предлагали духовное руководство, разрешали споры и часто обладали политической властью. После смерти их культы — некоторые местные, другие широко распространенные — возводили куполообразные гробницы, которые становились местами паломничества.

Многие племена заявляли о своем происхождении от марабутов. Кроме того, распространенной формой правления в Магрибе стали небольшие автономные республики, возглавляемые святыми людьми. В Алжире влияние марабутов продолжалось на протяжении большей части периода Османской империи, когда власти оказывали этим лидерам политические и финансовые услуги для предотвращения племенных восстаний.

Европейское наступление

[ редактировать ]

Окончательный триумф 700-летнего христианского завоевания Испании, ознаменованный падением Гранады в 1492 году, сопровождался насильственным обращением испанских мусульман (мориско). В результате инквизиции тысячи евреев бежали или были депортированы в Магриб, где многие получили влияние в правительстве и торговле.

Христианская Испания без особого труда установила свое влияние на побережье Магриба, построив укрепленные форпосты ( пресидио в XV и начале XVI веков ) и собирая дань. На алжирском побережье или вблизи него Испания взяла под свой контроль Мерс-эль-Кебир в 1505 году, Оран в 1509 году, а также Тлемсен, Мостаганем и Тенес, расположенные к западу от Алжира , в 1510 году. В том же году алжирские купцы передали один из скалистые островки в их гавани, где испанцы построили форт. Президио в Северной Африке оказалось дорогостоящим и в значительной степени неэффективным военным мероприятием, которое не гарантировало доступ торговому флоту Испании. Действительно, большая часть торговли, по-видимому, велась в многочисленных свободных портах. Более того, с 16 по 18 века, управляя превосходными кораблями и добиваясь хитрых уступок, купцы из Англии , Португалии , Нидерландов , Франции и Италии , а также Испании доминировали в средиземноморской торговле .

Почему Испания не расширила свои завоевания в Северной Африке далеко за пределы нескольких скромных анклавов, вызывает недоумение историков. Некоторые предполагают, что Испания сдерживалась, потому что была озабочена сохранением своей территории в Италии; другие говорили, что энергия Испании была поглощена завоеванием богатств Нового Света . Еще одна возможность заключается в том, что Испания больше стремилась проецировать свои силы в открытом море, чем рисковать поражением во внутренних районах Африки. [ нужна ссылка ]

Каперство было древней практикой в ​​Средиземноморье . Правители Северной Африки все чаще занимались этим в конце 16 - начале 17 веков, потому что это было очень прибыльно, а также потому, что их торговым судам, которые раньше были основным источником дохода, не разрешалось заходить в европейские порты. Хотя методы были разными, каперство обычно включало в себя набеги частных судов на корабли врага в мирное время под руководством правителя. Его целью было помешать торговле противника и получить вознаграждение от пленников и груза.

Каперство было делом высокой дисциплины, проводимым под командованием раев (капитанов) флотов. Несколько капитанов стали героями алжирских преданий за свою храбрость и мастерство. Капитаны корсаров объединились в саморегулирующуюся таифу (сообщество), чтобы защищать и продвигать корпоративные интересы своей профессии. Тайфа стала этнически смешанной, в нее вошли те пленные европейцы, которые согласились принять ислам и предоставить информацию, полезную для будущих набегов. Тайфа также приобрела престиж и политическое влияние благодаря своей роли в борьбе с неверными и предоставлению торговцам и правителям Алжира основного источника дохода. Алжир стал главным каперским городом-государством, особенно между 1560 и 1620 годами. И именно два брата-капера сыграли важную роль в расширении османского влияния в Алжире.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ (на французском языке) Ибн Халдун, История берберов = T9IOAAAAQAAJ & pg = PA271 & + dq yala Zirid = & lr = # PPA271, онлайн-версия книги M1
  2. ^ (на французском языке) дополнение к Современной энциклопедии, Ноэль Деверж, Лео Ренье, Эдуард Картерон, Фирмен Дидо (Фирма), книги, страницы 720–722 ? 08UUAAAAYAAJ id=&pg=RA5-PA718&dq=династия Ифренидов +#PRA5-PA733, онлайн-версия M1
  3. ^ Мухаммад, Саллаби, Али Мухаммад (1998). Государство Убайд в Ливии (на арабском языке). Дар Аль-Баярик.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adbacf370257a3821239fc1ebd51b8fc__1720523220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/fc/adbacf370257a3821239fc1ebd51b8fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval Muslim Algeria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)