аль-Муизз ли-Дин Аллах
аль-Муизз ли-Дин Аллах Аль-Муизз — религия Бога | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Золотой динар аль-Муизза, отчеканенный в Каире , 973 г. н.э. | |||||
Имам – халиф Фатимидского халифата | |||||
Царствование | 19 марта 953 г. - 21 декабря 975 г. | ||||
Предшественник | аль-Мансур би-Наср Аллах | ||||
Преемник | аль-Азиз Биллах | ||||
Рожденный | 26 сентября 931 г. Махдия Тунис | ||||
Умер | 21 декабря 975 г. (44 года) | ||||
Супруг | Дурзан | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Фатимид | ||||
Отец | аль-Мансур би-Наср Аллах | ||||
Религия | Исмаилитский шиитский ислам |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Тамим Маад аль-Муизз ли-Дин Аллах ( арабский : أبو تميم معد المعزّ لدين الله , латинизированный : Абу Тамим Маад аль-Муизз ли-Дин Аллах , букв. «Прославитель религии Бога»; 26 сентября 932 г. - 19 декабря 975) был четвертым фатимидским халифом и 14-м исмаилитским имамом , правившим с 953 по 975 год. Именно во время его халифата центр власти династии Фатимидов переместился из Ифрикии (современный Тунис ) в Египет. Фатимиды основали город Каир ( аль-Кахира , «Победоносный») в 969 году как новую столицу Фатимидского халифата в Египте. [ 1 ]
Политическая карьера
[ редактировать ]После того, как Фатимиды под руководством третьего халифа аль-Мансура би-Насра Аллаха ( годы правления 946–953 ) разгромили восстание Абу Язида , они начали под руководством его сына аль-Муиза снова обращать свое внимание на их амбиции по созданию своего халифата во всем исламском мире и свержению Аббасидов . Хотя Фатимиды были в первую очередь озабочены Египтом и Ближним Востоком, тем не менее, кампании велись в Магрибе и против Омейядов в Испании. В то же время набеги Фатимидов на Италию позволили утвердить военно-морское превосходство в Западном Средиземноморье за счет Византии , даже захватив на какое-то время Сицилию.
Путь в Египет был тогда открыт для Фатимидов, тем более, что состояние кризиса, в котором оказалась действующая династия Ихшидидов , и неспособность Аббасидов контратаковать . Эта территория перешла к Фатимидам в 969 году без особого сопротивления. Закрепив свое положение, аль-Муизз перенес королевскую резиденцию из Аль-Мансурии в недавно основанный город Кахират аль-Муизз «Победа аль-Муизза», то есть Каир , тем самым сместив центр тяжести царство Фатимидов на востоке. В Египте несколько нападений карматов пришлось отразить реструктуризации государственных финансов под руководством Якуба ибн Киллиса (972–974 гг.), прежде чем можно было приступить к . Аль-Муиззу наследовал его сын Аль-Азиз (975–996).
Культурные достижения
[ редактировать ]Аль-Муизз был известен своей терпимостью к другим религиям и пользовался популярностью среди своих еврейских и христианских подданных. Ему также приписывают изобретение первой авторучки , когда в 953 году он потребовал ручку, которая не пачкала бы его руки или одежду, и ему предоставили ручку с чернилами в резервуаре. Как записано Кади ан-Нуманом ат-Тамими (ум. 974) в своем «Китаб аль-Маджалис ва 'л-мусайарат» , аль-Муизз заказал строительство загона, поручив: [ 2 ]
…не прошло и нескольких дней, как мастер, которому была описана конструкция этого устройства, принес ручку, вылепленную из золота. Затем он наполнил его чернилами и написал, и это действительно написал. Перо выпустило немного больше чернил, чем было необходимо. Поэтому аль-Муизз приказал немного откорректировать его, и он это сделал. Он вынес перо, и вот, это оказалось перо, которое можно переворачивать в руке и покачивать из стороны в сторону, и из него не выступает ни следа чернил. Когда секретарь берет в руки ручку и пишет ею, он может писать самым изящным почерком, какой только можно пожелать; затем, когда он отрывает перо от листа пишущего материала, чернила остаются в нем. Я заметил, что это было чудесное произведение, подобного которому я никогда не предполагал, что когда-либо увижу.
Литература Фатимидов приобрела определенную известность в период аль-Муиза с появлением таких искусных поэтов, как Ибн Хани , которого часто сравнивали с аль-Мутанабби и провозглашали Мутанабби Запада. Даим аль-Ислам , каноническое право Фатимидского халифата, было завершено при аль-Муиззе. [ 3 ]
Отношения с коптскими христианами
[ редактировать ]Коптским христианам при аль-Муиззе была предоставлена большая степень свободы. [ 4 ] Копты были среди тех, кто был назначен на высшие должности империи, и им было разрешено свободно исповедовать свою религию. [ 5 ] При Аль-Муиззе наместником Сирии был Кусман ибн Нима, копт, оставшийся христианином. [ 6 ] Фестиваль Найруз , празднование коптского Нового года , был разрешен, хотя были введены запреты на некоторые мероприятия, такие как зажигание огня и разбрызгивание воды. [ 7 ]
Отношения между аль-Муиззом и коптами Египта стали предметом ряда легенд, написанных позже христианами-коптами. Одна из таких легенд связана с тем, что аль-Муизз бросил вызов Папе Аврааму Александрийскому сдвинуть гору Мокаттам в Каире, вспоминая стих из Евангелия от Матфея , в котором говорится:
Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда; и оно удалит; и для вас не будет ничего невозможного.
Согласно коптским источникам, Папа Авраам Александрийский приказал коптской общине бодрствовать и молиться в течение трех дней и ночей. На третью ночь папе Аврааму приснился сон, в котором Мария повелела ему искать Симона Кожевника . Легенда продолжает, что по молитвам коптской общины во главе с Папой и Симоном гора Мокаттам сдвинулась. Эта история изложена в книге «История патриархов Александрии» , написанной Северусом ибн аль-Мукаффой . [ 6 ]
Более поздние коптские источники далее утверждали, что это чудо привело аль-Муиза к обращению в христианство и что он был крещен в церкви Святого Меркурия в Каире в купели, которая существует и по сей день и известна сегодня как «Купель». Баптистерий Султана». [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Согласно этой легенде, аль-Муизз отрекся от престола в пользу своего сына и провел остаток своей жизни в монастыре. Эта история отвергается мусульманскими историками, такими как Ахмад Заки-паша и Мухаммад Абдулла Энан. [ 6 ]
Семья
[ редактировать ]Источники расходятся в отношении супруг аль-Муиза. По одной из версий, он женился на своей двоюродной сестре, которая родила ему двоих сыновей, в том числе его преемника аль-Азиза. [ 12 ] Другие источники сообщают, что его главной супругой ( ас-Сайида аль-Муизийя ) и матерью аль-Азиза была рабыня ( джария ) из Махдии по имени Дурзан, которая благодаря своему прекрасному певческому голосу (хотя это может просто отражают распространенный стереотип о джарье ) получил прозвище тагрид («щебетающий»). [ 13 ] У Аль-Муиза было еще несколько сыновей, но двое известны по именам: Тамим и Абдаллах , который был назначен наследником, но умер раньше своего отца. [ 14 ] У него также было семь дочерей, трое из которых известны довольно подробно: Ситт аль-Малик, Рашида и Абда. Последние двое умерли в возрасте девяноста лет в 1050 году, оставив после себя огромные состояния. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лангер, Уильям Леонард (1968). Энциклопедия всемирной истории: древняя, средневековая и современная, в хронологическом порядке . Хоутон Миффлин. п. 286.
- ^ Босворт, CE (осень 1981 г.). «Средневековый исламский прототип перьевой ручки?». Журнал семитских исследований . XXVI (я).
- ^ М. Че. Хоутсма, Т.В. Арнольд (2006). Биографическая энциклопедия ислама, Том . Публикации Космо. ISBN 9788130703879 .
- ^ Уэст, Джеральд О.; Дубе Шомана, Муса В. , ред. (2000). Библия в Африке: операции, траектории и тенденции . Брилл. п. 108. ИСБН 978-90-04-10627-7 .
- ^ Гибб, ХАР (1979). Энциклопедия ислама . Брилл. п. 91.
- ^ Jump up to: а б с д История восточного христианства, Азиз Сурьял Атия . Тейлор и Фрэнсис. 1968. стр. 87–88.
- ^ Филипп, Томас; Хаарманн, Ульрих, ред. (1999). Мамлюки в египетской политике и обществе . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-59115-7 .
- ^ Коптский синаксариум, том II. Издано Коптской православной церковью Святого Марка. Кливленд, Огайо. 2008. стр. 200–202.
- ^ Коптский Synexarion, том I. Опубликовано Мактабетом эль-Махабой. 3-е издание. Каир, 1978. стр. 173–177.
- ^ Церковь Абу Сейфина и крещение султана. Это странное крещение все еще существует, оно отличается от любого другого крещения в коптских церквях, и оно все еще существует в церкви Абу Сейфин в древнем Египте, где священник в этой церкви повторяет посетителям, когда показывает им крещение султана, которое Аль- Муизз Лидин Аллах, фатимидский халиф, был крещен в этом баптистерии султана в церкви Святого Меркурия в Каире. Этот странный баптистерий существует и по сей день, и его форма отличается от формы всех других баптистерий любой коптской церкви. Он существует и по сей день в церкви Святого Меркурия в Старом Каире. Священник церкви рассказывает посетителям, что в этом баптистерии крестился Аль-Муиз Лидинила – халиф Фатимидов.
- ^ Коптский Синексарион: Папа Авраам
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 51.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , стр. 51, 167–169.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 52.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , стр. 52, 155–156.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден, Бостон, Кёльн: Brill. ISBN 90-04-11741-5 .
- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1733-7 .
- Дахрауи, Ф. (1993). «Аль-Муизз ли-Дин Аллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 485–489. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5447 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов (на немецком языке Империя Махди ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хальм, Хайнц (2003). Халифы Каира: Фатимиды в Египте, 973–1074 гг. на немецком языке ( ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Джива, Шаинул, изд. (2009). На пути к шиитской Средиземноморской империи: Фатимидский Египет и основание Каира. Правление имама-халифа аль-Муизза, из «Иттиас аль-Хунафа» аль-Макризи . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1742-9 .
- Джива, Шаинул (2013). Основатель Каира: Фатимидский имам-халиф аль-Муиз и его эпоха . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-2223-2 .
- Джад Хатем, Христоологический трактат халифа аль-Муиза, друзизм и нусайризм , Париж, изд. Лебедя, 2013