Jump to content

Разделенный

(Перенаправлено с Zouaouas )
Звава
Разделенный
Флаг Игававена , захваченный в 1857 году.
Языки
Кабильский , алжирский арабский
Религия
Преимущественно суннитский ислам
Родственные этнические группы
Шауи , мозабиты , шилха , туареги , шенуа , рифийцы

Игававен или Гававен , в основном известный как Звава (на кабильском : Игававен , на арабском : Завава и на латыни : Джубалени) . [ 1 ] ) представляли собой группу кабильцев [ 2 ] племена, населявшие горы Джурджура , Большая Кабилия , в Алжире . Зуауа ветвь племени Кутама Барани берберов . [ 3 ]

В самом узком смысле игававены представляли собой конфедерацию ( кабиле : такбилт , происходящее от арабского «قبيلة», что означает «племя») восьми племен, разделенных на две группы:

Этимология

[ редактировать ]

«Звава» было арабским названием средневековых мусульманских историков племен, населявших регион между Беджайей и Деллисом . [ 4 ] Некоторые говорят, что это деформация слова «Игававен», которое было названием кабильской конфедерации, состоящей из восьми племен, организованных в две группы: Айт Бетрун ( Айт Йенни , Ат Васиф , Айт Будрар , Айт Бу Аккаш) и Айт Менгеллет ( Айт Менгеллет собственно , Айт Акбиль , Айт Аттаф , Айт Бу Юсеф ) и использовался как парс pro toto кабилами Малой Кабилии для обозначения Большой Кабилии. [ 5 ] Они были названы в честь занимаемой ими горы — горы Агава , самой густонаселенной, на севере Джурджуры . [ 6 ]

Кабилы не называют себя на своем языке звава. [ 7 ] и больше не используется в алжирском арабском языке, за исключением западного Алжира, где кабилов до сих пор называют звава.

Звава также было личным именем. В 9 веке одного из вождей племени Хуввара берберского , принимавшего участие в мусульманском завоевании Сицилии , звали Звава ибн Ниам аль-Халф, который способствовал победе мусульманских армий над византийцами. [ 8 ]

Пейзаж Джурджуры , игававенов . родины

Ибн Хавкал в 10 веке был первым мусульманским путешественником и географом, упомянувшим это имя в своей книге « ЗваваКитаб аль-Масалик ва ль-Мамалик» . [ 9 ] но без предоставления существенной информации о них.

Адольф Аното [ фр ] , французский генерал XIX века, считал, что слово Звава может быть изменением слова «Ат Вава», обычного множественного числа слова Агава (сын Ава), используемого для обозначения человека из Игававена, путем замены кабильское «th» с « z». [ 10 ]

Во времена Регентства Алжира кабилы считались настолько превосходными пехотинцами, что имя «Цвави» стало синонимом слова «пехотинец». [ 11 ] Различные фракции племен Титтери предоставили определенное количество пехотинцев, которые время от времени охраняли Алжир и особенно окружающие его борджи (множественное число от крепости). Им платили только во время действительной службы. О них также говорили: «Звава впереди из-за нищеты, сзади из-за зарплаты». [ 11 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Статуя Ибн Халдуна в Тунисе .

Звава, несомненно, являются берберами , но двух гипотез об их племенном происхождении уже не существует. Мусульманский историк Ибн Халдун сообщил, что сами берберские специалисты по генеалогии считали звава родственниками Зенаты по крови. В своей книге «История берберов» в первом томе он сказал:

«Звава и Звага, племена из берберского рода аль-Абтера , являются детьми Семгана, сына Яхьи (или Йеддера), сына Дари, сына Зедджика (или Заххика), сына Мадгиса аль-Абтера . Из всех берберских племен их ближайшими родственниками являются зенаты , поскольку Джана, предок этого народа, был братом Семгана и Сын Яхьи (Йеддера) Именно по этой причине цвава и цвага считают себя родственниками Зенаты ». кровными [ 12 ]

Однако, по мнению андалузского специалиста по генеалогии Ибн Хазма , звава — ветвь великого берберского племени кутама . [ 3 ] ( Укутамании древности), которая сама является ветвью берберской группы барани (также называемой бранами), подобно аджиса, масмуда и санхаджа . Ибн Халдун согласен с Ибн Хазмом . Близость территории Звава к территории Кутамы и их сотрудничество с ними в поддержке Убайд-Аллаха , основателя династии Фатимидов , являются убедительными доказательствами в пользу этого мнения. [ 12 ]

Высокое Средневековье

[ редактировать ]

Кутама берберские , в том числе звава, как и все другие племена , участвовали в завоевании Пиренейского полуострова . [ 13 ] также есть несколько топонимов В Испании , которые происходят от берберских племен, поселившихся в этом регионе, например Ацуева (В Зваве), [ 13 ] что может даже означать, что там говорили на берберском языке из-за сохранения берберской префикса происхождения «Ат» вместо арабского «Бени». Есть и другие топонимы, например, Асуэбар (Ассюэвар по- каталонски ), происходящий от Звавы. Не забывая об Альгатосине (Атуш, конфедерация Айт Вагенун) и Беникасиме, которые, возможно, были вымершей фракцией звава. Эти Бени Касим даже основали тайфу после распада халифата Омейядов в Кордове , тайфу в Альпуэнте .

3 из 47 клановых топонимов, выявленных на Балеарских островах , которые были завоеваны мусульманами в 10, 12 и 13 веках, относятся к племенам, принадлежащим звава, эти три топонима: Бениатрон, [ 14 ] что является вариантом названия конфедерации Айт-Бетрун. Ибн Халдун упомянул Айт-Бетрун в той же форме. [ 4 ] Второй топоним — Артана, что может относиться к конфедерации Айт-Иратен. Третий — Беникасим. [ 14 ]

Звава всегда были традиционными союзниками Кутамы , возможно, даже потому, что они сами являются Кутамами , как утверждали Ибн Хазм и Ибн Халдун , хотя в исторических записях они упоминались отдельно. В десятом веке племена группы баранисов современного центрального Алжира, такие как санхаджа , кутама и звава, сыграли фундаментальную роль в создании халифата Фатимидов , составив армию империи, которая завоевала большую часть Магриба , Сицилии , Египта , Леванта и Хиджаза . Звава участвовали в нескольких битвах за Фатимидский халифат вместе со своими соседями и кровными братьями, в частности, в осаде крепости Киана (в окрестностях Калаа Бени-Хаммада ) против Абу Язида , в которой Фатимидам удалось взять крепость и разгром зенатских хариджитов и неккаритов . [ 15 ]

Золотые ворота в Беджая , построенные Хаммадидами .

В 972 году звава перешли под контроль зиридов , берберов санхаджа, - чьим предком был Зири ибн Менад аль-Санхаджи , правивший «Аль-Магриб аль-Аусат» (центральный Магриб, современный Алжир ) и Ифрикью , также называемую «Аль-Магриб аль-Адна» («самый ближайший к Востоку Магриб», современный Тунис). ), от имени Фатимидов после их отъезда в Каир . После раскола династии Зиридов на две ветви в начале XI века Бадициды (потомки Бадиса , сына ал-Мансура , сына Булуггина , сына Зири ) правили Ифрикией из Кайруана , а Хаммадиты (потомки Хаммада ) , , сына Булуггина который правил центральным Магрибом из Каала де Бени Хаммад , затем Беджая . Звава были вынуждены подчиниться, и город Беджая . на их территории был построен [ 16 ] Звава часто восставали против Хаммадидов , потому что они были успокоены и им нечего было бояться в своих горах. [ 16 ]

Периоды Альмохадов и Хафсидов

[ редактировать ]

Беджая была завоевана Масмуди и Зенати Альмохадом берберами , которым удалось объединить Магриб под властью великого халифа Абд аль-Мумина ибн Али в 1159 году. [ 17 ] В период слабости Халифата Альмохадов в 13 веке к власти пришли три династии: Хафсиды из племени Масмуда , контролировавшие Ифрикью , от Триполи до Беджая , а их столицей был Тунис ; Заяниды , также называемые « Абдалвадиды » (или «Бени Абдельвад»), Зената , которые контролировали центральный Магриб и имели Тлемсен в качестве своей столицы; наконец, Мариниды , Зената из той же ветви, что и Заяниды (Бени Васин), и они контролировали Аль-Магриб аль-Акса («Крайний Магриб», т. е. Марокко ), и имели Фес своей столицей . Звава были частью территории, контролируемой правительством Беджая и, следовательно, султаната Хафсидов .

Ибн Халдун , который был единственным историком средневековья, давшим важные сведения о звавах, жил в этот период, а именно в 14 веке. Он упомянул звава как многочисленный берберский народ, [ 18 ] и он привел список племен, принадлежащих звава:

«По мнению берберских специалистов по генеалогии, звава делятся на несколько ветвей, таких как Меджеста, Меликеш , Бени Куфи, Мешеддала , Бени Зерикоф, Бени Гузит, Кересфина, Узелджа, Муджа, Зеглава и Бени. Мерана Некоторые люди говорят, и, возможно, справедливо, что Меликехи принадлежат к расе Санхаджа » . [ 4 ]

В этом списке большинство упомянутых племен никому не известны, вероятно, они исчезли или были поглощены другими племенами по разным причинам, в том числе в результате гражданских войн, [ 19 ] как это было в случае с двумя племенами: Исеммадиеном, которое когда-то принадлежало Айт Иратен , [ 19 ] и племя Айт У-Белкасем, которое входило в состав конфедерации Айт-Бетрун, по крайней мере, до середины 18 века. [ 19 ] Это показывает, насколько ошибочно утверждение об общем происхождении. [ 19 ] Заявление об общем происхождении очень трудно принять где-либо еще, и еще менее приемлемо в Кабилии , где племя представляет собой политическую федерацию, которая меняется со временем и по воле конфедератов. [ 19 ] Единственных племен, которые все еще существуют в этом первом списке, - это три: Айт Меликех из Вад Сахеля ( Суммам ), Бени Куфи из Гехтулы и, наконец, Мешеддала , соседи Айт Бетрун. Бени Куфи относятся к гехтулам, но, видимо, в списке они упоминались отдельно. Вот племена второго списка, приведенные Ибн Халдуном :

«Сегодня большинство племен цвава — это Бени Иджер, Бени Менгеллет видный, Бени Итрун (Бени Бетрун), Бени Йенни , Бени Бу-Гардан, Бени Итураг , Бени Бу Юсеф , Бени Чайб, Бени Айси, Бени Седка, Бени Губрин и Бени Гехтула». [ 4 ]

Айт Иратен и Айт Фраусен, цавийские племена, также упоминались на той же странице, но не в этом списке. Более того, Ибн Халдун упомянул Айт-Йенни отдельно от Айт-Бетрун, тогда как они относятся к последним. То же самое и с Айт Бу Юсеф, которые упоминались отдельно от Айт Менгеллат, хотя они являются частью последней. Однако некоторые племена, считающиеся звавами в менее ограниченном смысле, здесь не упоминаются, например, Айт Яхья , Иллилтен и Айт Хелили . Вот что сказал Ибн Халдун о звава:

Джурджура . весной

«Территория звава расположена в провинции Беджая и отделяет страну Кутамы от страны Санхаджи . Они живут посреди пропастей, образованных горами, такими высокими, что вид ослепляется, и такими лесистыми, что путешественник не может найти туда дорогу. Вот как Бени Губрины населяют Зири, гору, также называемую Джебель-эз-Зан, из-за большого количества зеанских дубов , на которых она растет. покрыты, а Бени Фравен и Бени Иратен занимают гору, расположенную между Беджая и Деллисом . Эта последняя гора является одним из их самых трудных отступлений, и оттуда их легче всего защитить; , и платят налог только тогда, когда им это выгодно, они стоят на этой высокой вершине и бросают вызов силам султана, хотя по-прежнему признают его власть. Их имя даже записано в реестрах администрации как податное племя (). Харадж )". [ 4 ]

В XIV веке мариниды-берберы предприняли экспедицию на территорию Абдельвадидов Тлемсена и Хафсидов Туниса с целью объединения Магриба, как это сделали их предшественники — Альмохады. В 1338 (или 1339) 10-м маринидском султане Абу аль-Хасан разбил лагерь со своей армией в Митидже , недалеко от Алжира , после успешной военной кампании против королевства Тлемсен . Один из его сыновей, Абу Абдулрахман Якуб, сбежал, был арестован и вскоре после этого умер. После этого события в Айт Иратен отправился мясник с султанской кухни, очень похожий на Абу Абдулрахмана Якуба. Когда он достиг территории племени, Чимси, женщина из знатного рода Абд ас-Самеда, поспешила предоставить ему защиту и призвала все племя признать власть самозванца и оказать ему помощь против султана. Поэтому последний предложил значительные суммы сыновьям Чимси и народу племени, чтобы добиться освобождения самозванца. Чимси сначала отвергла это предложение, но, обнаружив впоследствии, что она поддерживала самозванца, отказалась от своей защиты и отправила его обратно в страну, оккупированную Арабы . Затем она предстала перед султаном с депутацией, состоящей из нескольких ее сыновей и нескольких знатных людей ее племени. Монарх Маринидов Абу аль-Хасан ибн Усман оказал ей самый почетный прием и осыпал подарками ее и тех, кто ее сопровождал. Семья Абд аль-Самеда по-прежнему сохраняла власть над племенем. [ 20 ]

В период Альмохадов, и особенно Хафсида, было много упоминаний о великих учёных из племени Звава, таких как Абу Закария Яхья эз-Звави , [ 21 ] более известный под именем Ибн Му'ти, филолог из племени Хеснава, конфедерации айт-айси, автор первого стихотворного грамматического труда « Альфийя» . Он также написал несколько работ на различные темы; [ 22 ] [ 21 ] Абу Али Насер ад-Дин эз-Звави из Мешедаллы , великий врач Беджая; [ 23 ] Амран аль-Медхедалли, тоже из Мешедаллы , профессор права; [ 24 ] Абу р-Рух Иса аль-Мегеллати из Айт Менгеллат; [ 25 ] Омар ибн Али из Айт Меликеша ; Абу эль-Аббас из Айт-Губри и многие другие ученые из различных звавийских племен. Французский историк Робер Бруншвиг (1901–1990) в своей книге La Berbérie Orientale sous les Hafsides , том 1, сказал, что нисбы , образовавшиеся на Мешедалле , Меликеше , Менгеллате, Губри(не), многочисленны в текстах из Период Хафсидов . [ 26 ]

Османско-алжирский период

[ редактировать ]

Под королевством Куку

[ редактировать ]
Испанская карта XVI века с изображением Кабилии , включая Куко (Куку) и Лабез ( форт Бени-Аббас )

После захвата Беджая испанцами в 1510 году некий Сиди Ахмед У-Лкади, потомок судьи Беджая Абу эль-Аббаса эль-Губрини, укрылся в деревне своих предков Аврир (коммуна Ифига , ) племени Айт-Губри [ 27 ] и основат государство, которое будет включать Великую Кабилию, то есть Королевство Куку, столицей которого была его родная деревня, а затем Куку среди Айт-Яхья в 1515 году, из-за ее стратегического положения и геополитических преимуществ, которых не было ни у одной другой деревни. [ 27 ] Сиди Ахмед или эль-Кади происходил из грамотной и образованной семьи, прочно обосновавшейся в Беджая и долгое время служившей султанам Хафсидов . [ 28 ]

В испанских документах Королевство Куку часто упоминалось как «Рейно де Асуагос » , что означает Королевство Звава. [ 29 ] Но французский антрополог Эмиль Маскерэ поддерживает идею о том, что Айт-Улькади правил только над долиной Вад-Себау и частью восточной Великой Кабилии. [ 30 ] Эмиль Маскерэ говорит о Сиди Ахмеде или эль-Кади:

«Точные свидетельства туземцев ограничивают господство лорда Куку Вад Бубехиром и Вадом Амравы. Его влияние, несомненно, простиралось гораздо дальше; но, несмотря на его мушкетеров и кавалерию, он никогда не был хозяином горы Гавава. " [ 30 ]

Также нет никаких доказательств того, что Айт-Улькади взимал налоги с центральных племен Джурджуры , таких как Айт-Бетрун, Айт-Иратен и Айт-Менгеллат, которые были самыми сильными из Звава по численности, как в вооружении, так и в живой силе. По мнению Пьера Бойера, на территорию Куку входили племена морской Кабилии , а также племена Айт Иратен и собственно Звава (Аит Бетрун и Айт Менгеллат), но эти последние были скорее союзниками, чем подчиненными племенами. [ 31 ] Не следует забывать, что звава, в менее строгом смысле этого слова, представляют собой различные конфедерации и племена, а не единую объединенную конфедерацию, даже если они говорят на одном языке, имеют одну и ту же культуру, одну и ту же религию и несмотря на это, они часто были союзниками в борьбе с иностранными вторжениями, как в 1849 году против французов. [ 32 ] но и в 1830, 1857 и 1871 годах против того же врага.

В то время как испанцы контролировали некоторые порты в Магрибе, турки и кабилы поддерживали друг друга в борьбе с христианскими захватчиками, особенно в попытке вернуть Беджая в 1512 году, где кабилы насчитывали 20 000 человек на поле боя. [ 33 ] но не смог вернуть город. [ 33 ] В 1555 году будет предпринята новая попытка, в которой приняли участие крупные силы звава, по отвоеванию города при захвате Беджая . [ 34 ] что в конечном итоге закончилось успехом, и испанцы были изгнаны из города.

Сражения, произошедшие между кабилами и Алжирским регентством с 16 по 18 век.

Однако отношения между кабилами и османами не всегда были хорошими. Отношения между Сиди Ахмедом Улькади и братьями Барбероса ( Арудж и Хайр ад-Дин ) ухудшились из-за убийства Салима ат-Туми, лидера таалиба, контролировавшего Алжир , братьями Барбероса в 1516 году в своих собственных интересах. [ 35 ] Возможно, именно по этой причине Сиди Ахмед Улкади покинул Арудж Барбароссу годом позже, во время битвы при Тлемсене , в которой османы потерпели поражение, а султан Зийянидов Абу Хамму III был восстановлен на троне как вассал испанцев . Империя . [ 36 ] Таким образом, регентство Алжира потеряло своих самых важных союзников-кабилов. После этого события война с Хейреддином братом Аруджа, Барберосой , была неизбежна. В следующем году кабилы при поддержке Хафсидов Туниса Бумердес впервые столкнулись с османами в битве при Иссере на территории племени Айт-Айча (провинция ) . Кабилы нанесли османам тяжелые потери и вышли победителями. [ 37 ] Путь к Алжиру стал открыт, в следующем году они захватили город, и Сиди Ахмед Улкади стал хозяином Куку и Алжира . [ 38 ] и поэтому контролировал Митиджу . Хайр ад-Дин укрылся в Джиджеле после своего поражения от кабилов , захватил Бону , Колло и Константин и получил подданство многих племен в этом регионе. [ 39 ] хотя ему не удалось освободить весь Алжир. Через пять или даже семь лет, а скорее через пять, Сиди Ахмед Улькади был убит, а Хайр ад-Дин отбил Алжир . [ 39 ]

На этом история Королевства Куку не закончилась, хотя королевство и ослабло. Сиди Ахмеда или эль-Кади сменил его брат эль-Хусин, и Великая Кабилия сохранила свою независимость. В 1529 году, то есть через два или четыре года после захвата Алжира Хайр ад-Дином , между Айт-Улкади и Регентством Алжира был заключен мирный договор, последний признавал бесспорного хозяина независимой Великой Кабилии. эль-Хуссин, но и введение ежегодного налога, который никогда не уплачивался. [ 40 ] Аммар Булифа говорит по этому поводу:

«Неисполнение этой части договора, подписанного с турками, неудивительно, ведь Бел-Кади (Айт Улкади), отказавшиеся платить этот налог, лишь следовали и уважали традиции своей страны». [ 40 ]

Испанский историк Диего де Хаэдо в своей работе «История королей Алжира», опубликованной в 1612 году, писал о цвава, которых он называл «Асуагос» или «Морес де Куко». [ 41 ] а также он писал о Королевстве Куку , король которого упоминался как могущественный правитель. [ 42 ] Де Аэдо сказал, что звава очень многочисленны, что они только приходили и возвращались, покупая оружие, свободно бродя по Алжиру , как будто этот город принадлежал им. [ 41 ] В 1576 году 1000 звавов участвовали в захвате Феса в Марокко в качестве союзников Регентства Алжира, в котором они поддержали будущего саадского султана Абу Марвана Абд аль-Малика против его племянника Мухаммада аль-Мутаваккиля . [ 43 ] Звава были вооружены мушкетами и считались хорошими солдатами. [ 43 ] Мухаммад аль-Мутаваккиль потерпел поражение.

В 1541 году Зуава поддержала Карла V в его экспедиции в Алжир, отправив в его армию 2000 человек. Хасан-паша ответил в 1542 году нападением и убийством Зуауа. [ 44 ] В 1546 году Амар унаследовал трон от своего отца эль-Хусина. Амар правил до своего убийства в 1618 году из-за «тирании» и своей слабости по отношению к Алжирскому Регентству, которое возглавило две карательные экспедиции: в 1607 году, когда они достигли Джемаана-Сахариджа среди Айт-Фравсена, и в 1610 году, когда они достигли своей столицы Куку. Амара заменил его брат Мухаммед. Жена Амара, которая была беременна, укрылась в семье своих родителей, семье Хафсидов, в Тунисе , и родила мальчика Ахмеда. Ахмеда прозвали «Бухтач», что означает «человек с копьем», а его полное имя было Сиди Ахмед эт-Тунси. В 1630-х годах Сиди Ахмед вернулся в Кабилию с Хафсидов войсками из Туниса , затем отомстил за смерть отца и взял под свой контроль Великую Кабилию .

Ахмед покинул Куку и вернулся в деревню своих предков, Аврира Наита Губри, а затем переехал в Тифилкут среди племени Иллилтен . Это ознаменовало конец Куку как политической столицы. [ 45 ] Однако правящая семья осталась прежней, но под другим именем: Айт Буктуш, или Ибухтучен.

После падения Куку

[ редактировать ]

В 1659 году алжирцы основали кайдат (вождество) Блед- Гехтула (или Богни). [ 46 ] Кайдат находился под властью бея Титтери. [ 47 ] и все назначенные каиды (вожди) были чужими племени. [ 48 ] Конфедерация Гечтула была вынуждена платить налоги. [ 48 ] Айт Седка (кроме Айт Ахмеда; Авкдал), часть Айт Абдельмумен (конфедерация Айт Айси) и юг племени Маатка были его частью после своего поражения от алжирцев несколько лет спустя. [ 49 ]

В 1696 году Великая Кабилия была разделена на две чофы (партии) во время конфликта за престолонаследие между Али, законным наследником престола, и его братом Урхо. [ 50 ] Оба были сыновьями Сиди Ахмеда эль-Тунси. Вот преданность кабильских племен:

  1. Партия Урхо ( çof oufella ), состоящая из 38 племен, в первую очередь: Ифлиссен Умеллил (четырнадцать племен), Ат Менгеллат (одноименная конфедерация), Айт Васиф (конфедерация Айт-Бетрун), Айт Дженнад (четыре племени). племена), и, наконец, Айт Яхья , [ 50 ] кто были лидерами çof.
  2. Партия Али ( çof bouadda ), в которую входило 48 племен, наиболее важные: Айт Иратен (пять племен), вожди чофа, и Амрава, Айт Иджер, Айт Ицураг , Айт Айси (четыре племени). , Айт Йенни и Айт Будрар (оба относятся к Айт Бетрун конфедерация). [ 50 ]

Урхо исчез из истории, а его брат Али вышел победителем. [ 51 ]

В начале XVIII века некий каид Али Ходжа утвердил свою власть над Амравой. [ 52 ] могущественное кабильское племя, которое впоследствии стало племенем Махзен. [ 53 ] В 1720–1721 годах он основал кайдат де Себау и построил одноименный бордж (крепость) на полпути между Тизи-Узу и бордж-Менаиэлем , а четыре года спустя — бордж-Богни среди гештулы. [ 52 ] Али Ходжа разбил ибухтученов и их союзников в Драа Бен Хедде и среди Айт Фраусен. [ 52 ] дю В состав Кайдат Себау входили Айт Халфун, Ифлиссен Умеллиль, Бени Тур, город Деллис , Айт Вагенун , Ифлиссен Лебхар , Айт Дженнад , Айт Губри, племена Высокого Себау и Асиф эль-Хаммам, Айт Айси , Айт-Двала , Айт-Змензер , Бетруна, Айт-Хелифа и часть Маатки . [ 54 ] Кайдат под де Себау, как и кайдат Богни, находился властью бея Титтери. [ 47 ]

Население горных хребтов Айт -Иратена (Айт-Акерма, Айт-Ирджен, Агвача, Айт-Умалу и Айт-Уссаммер) и собственно Звавы, то есть Айт-Бетруна ( Аит-Йенни , Айт-Васиф , Айт-Будрар) , Айт Бу-Аккач и Айт Убелкасем) и Айт Менгеллат (собственно Айт Менгеллат, Акбиль , Айт Бу-Юсеф и Айт Аттаф ) оставались мятежными и были полностью независимыми; они сами назначали своих лидеров и не платили османам налогов. [ 55 ]

Томас Шоу , британский путешественник, прожил двенадцать лет в Регентстве Алжира , с 1720 по 1732 год. Томас Шоу упомянул звава как самых многочисленных и богатых из берберов . [ 56 ] Они жили в Джурджуре , самой высокой горе в Барбари . Это, от одного конца до другого, цепь скалистых скал, служащих убежищем для различных берберских племен и защищающих их от господства Регентства Алжира . [ 57 ] Томас Шоу назвал следующие племена цвави (по порядку): богни (конфедерация Гечтулы), гечтула, айт куфи (конфедерация гехтулы), айт бетрун, затем айт менгеллат и айт фраусен, [ 58 ] и, наконец, Айт Губри. [ 56 ] Он назвал Куку самой важной из кабильских деревень. [ 56 ]

Бордж Тизи-Узу, построенный беем Мухаммедом.

В середине 18 века каид Себау Мохаммед Бен Али по прозвищу «эд-Дебба» (что означает убийца) собирался начать кампанию против Айт Айси , Айт Седка и Гечтула. Мухаммед женился на дочери Си Аммара у-Букетуша, чтобы заключить союз со своей семьей и сохранить нейтральность племен под своим влиянием, таких как Айт Иратен и Айт Фраусен. [ 59 ]

Служба под руководством Дейлика Алжира

[ редактировать ]

В 1710 году Дейлик Алжира стал де-факто независимым от Блистательной Порты . [ 60 ]

В 17-18 веках звавы служили высококвалифицированными наемниками в армиях Алжира. [ 61 ]

Звавы всегда были частью алжирской армии. Даже в тех случаях, когда некоторые племена восставали, многие другие все еще служили под началом Дея Алжира. [ 61 ] Из-за этого отношения между правительством Дейликала в Алжире и Звава были очень сложными.

В конце 18-го и 19-го веков звавы играли важную роль в алжирской армии, главным образом в качестве пехоты.

Берберский воин с мушкетом.

В 1817 году недавно избранный Дей Алжира Али Ходжа подписал союз с Звава и повысил их на высокие должности, включая личную охрану Дея. С их помощью он разгромил восстание турецких янычар. [ 62 ] Это нормализовало отношения между Звава и Дей.

Несколько представителей племени Звава также были допущены в Оджак Алжира в качестве регулярной пехоты. К 1828 году около 2000 алжирских мужчин, в основном из племен звава, служили янычарами. [ 63 ]

В 1830 году во время вторжения Франции в Алжир многие алжирские войска были выходцами из племени звава. Их сильное сопротивление и боеспособность во время битвы при Стауэли произвели впечатление на французов, которые создали подразделение под названием « Зуавы» для набора звав во французскую армию. [ 64 ] Поскольку эти кампании по набору персонала оказались безуспешными, подразделение было переименовано.

Конфликты с Дейликом Алжира

[ редактировать ]

В 1745 году Мохаммед Бен Али возглавил алжирские войска с Кабилами , посланными Завией из Айт-Сиди Али Оу Мусса из Маатки , против Айт-Айси . Мухаммед получил подчинение племен Айт Змензер , Айт Двала и Ифердивен за один день. [ 59 ] но он встретил ожесточенное сопротивление со стороны деревень Тагуемунт Азуз и Айт-Халфун Айт-Махмуда , которое он не смог победить. Несмотря на это, его повысили до бея Титтери. Затем бей успешно разгромил гечтулу и два племени айт-седка, айт-ченача и айт-виллул, и ввел легкие налоги. [ 59 ] Затем он вернулся со своими войсками в Айт-Махмуд , захватил Тагумаунт-Азуз и Тизи-Хибель и, наконец, получил подчинение всего племени. [ 65 ]

Через один или два года, то есть в 1746–1747 годах, бей Мохаммед Бен Али начал экспедицию против племени Айт Васиф из конфедерации Айт-Бетрун (собственно Звава), [ 65 ] пройдя через Айт-Седка, которые некоторое время назад потерпели поражение. [ 66 ] Он попытался захватить рынок племени «сук эс-себт», что означает субботний рынок (рынок больше не существует). Но на этот раз судьба, которая всегда была к нему благосклонна, обернулась против него. [ 67 ] и эта попытка закончилась смертельным фиаско для османов, которые были отброшены и вынуждены выйти из битвы. Османы потерпели поражение от Айт-Бетруна. [ 68 ] и никогда больше не попытается встретиться с самим Звава с оружием в руках. Бей, отчаявшийся из-за своей неудачи, попытался использовать уловку, чтобы запугать своих противников. Он послал им определенное количество белого хлеба, сказав, что это ежедневная пища его народа. В ответ кабилы прислали ему пончики, посыпанные этим красным перцем, сила которого общеизвестна, сопроводив их посылку такими словами:

«Эти продукты, покрытые сильным слоем перца, который обжигает нашу кровь, когда мы их едим, разжигают наш воинственный пыл, нашу ненависть к чужеземцам и дают нам необходимую силу для их истребления». [ 69 ]

Именно Айт-Бетрун подал пример Джурджуре, определив позицию, которую следует занять против амбиций Регентства Алжира по подчинению региона, и в последующие годы вспыхнули восстания. [ 70 ] Сразу после победы Айт-Бетрун над алжирцами их соседи, Айт-Иратен , изменили свою лояльность и присоединились к антиалжирскому сопротивлению. В том же году, или, может быть, даже один или два года спустя, Айт Иратен провел собрание, во время которого марабуты конфедерации встретились в Тизра-Вагемуне и согласились наставлять женщин. Айт-Бетрун, включая исчезнувшее впоследствии племя Айт-Убелкасем, сделали то же самое в 1749 году на территории Айт-Васиф со своими союзниками Айт-Седка. Затем Айт Фраусен последовал их примеру в период после 1752 года в самой большой деревне племени, Джемаа Сахаридж . Вот часть переведенной на французский язык оригинальной рукописи на арабском языке, в которой цитируются новые законы, согласованные марабутами Айт-Бетруна:

«Все жаловались на разрушительное положение дел, являющееся источником раздора, волнений и конфликтов в деревнях, племенах и конфедерации Бени-Бетрун. Поэтому общее собрание единогласно заявило:

  1. отменить право женщин на наследование;
  2. отменить право каждого (т.е. как мужчин, так и женщин) осуществлять шефаа, преимущественное право покупки, в отношении имущества, переданного в хабус;
  3. отменить право дочерей, сестер и сирот на участие в осуществлении права преимущественной покупки – шефаа – любого имущества;
  4. отменить право отвергнутой или овдовевшей жены на возвращение ей приданого». [ 71 ]

В 1753 году Ифлиссен Лебхар и Айт Дженнад вспыхнули восстание в морской Кабилии . [ 72 ] и после того, как бей и Айт Дженнад договорились о соглашении, бей потребовал только их абсолютного нейтралитета и перестал говорить о налогах. [ 73 ] Бей повернул оружие против Айт Иратена. Алжирцы поначалу добились успеха, нанеся потери и проникнув в деревни племени, но бей был убит пулей одного из своих солдат. [ 74 ] и алжирские войска отказались от атаки, хотя и не понесли серьезных потерь. [ 74 ]

В 1756 году Гечтула подняли восстание, в ходе которого Бордж-Богни был разрушен и пал. [ 75 ] Гехтула выгнали гарнизон и убили каида Ахмеда. [ 76 ] но бордж был восстановлен после неудачи кабилов при нападении на Бордж-Буиру почти два месяца спустя. [ 77 ] Бордж-Богни был снова разрушен гечтулами с помощью их соседей Айт Седка в 1818 году. [ 77 ] Гарнизону пришлось капитулировать после семи дней осады, и бордж несколько лет оставался в руинах, но его снова отстроили. [ 77 ]

Состав звава, похоже, менялся с течением истории. В средние века, а точнее в 14 веке , Ибн Халдун упоминал многие племена как звава, но во время французского завоевания существовало только две конфедерации звава, каждая из которых состояла из четырех племен. По словам Хью Робертса, некоторые племена были в большей степени звавами, чем другие, а название «гававен» имеет два значения: ограниченное и менее ограниченное. Более строгое значение включает только Айт Бетрун и Айт Менгеллат, тогда как менее строгое значение может включать Айт Иратен, Айт Айси, Айт Иджер и многие другие племена.

По словам Шарля Дево, следующий список будет включать конфедерации и племена звава с указанием количества винтовок до французского завоевания каждого племени. Число жителей, которое будет показано, соответствует 1872 году, по данным Адольфа Аното.

Вот конфедерации и племена звава:

собственно Звава

[ редактировать ]

Собственно звава были соседями Айт-Иратена на севере, Айт-Седка на востоке, Айт-Ицураг на востоке и Мчедаллы на юге. Эта конфедерация состояла из восьми племен, разделенных на две группы:

  • Айт-Бетрун : Айт-Йенни , Айт-Васиф , Айт-Будрар и Айт-Бу-Акач, а также Айт-Убелкасем раньше. У них было 4545 винтовок, [ 78 ] самая большая численность среди всех звава в наименее ограниченном смысле, а население составляет 19 749 человек, [ 79 ] раскинулось на 24 деревнях и поэтому было самым густонаселенным племенем. Они называли себя «сердцем звава», они жестоки и очень строго соблюдают свои кануны (законы). Они были хорошо известны своей оружейной промышленностью, а также ювелирными изделиями. Среди них были хорошие мастера, чье искусство было более изощренным.
  • Айт Менгеллат : Айт Менгеллат правильно сказал: Акбиль , Айт Бу Юсеф и Айт Атаф . У них было 3525 винтовок, [ 80 ] и население 14 429 человек, [ 81 ] охватило 29 деревень. По словам Эмиля Керри, племя Айт Менгеллат было одним из самых воинственных во всей Кабилии . Большинство из них были бедными, но храбрыми. [ 82 ]
со на Джурджуру Вид стороны Айт-Йенни .

По существу, общая численность населения Звавы составляла 34 178 человек. [ 83 ] охватило 53 деревни. До французского завоевания у них было в общей сложности 8060 винтовок. Эта конфедерация имела самое большое количество винтовок и населения среди всех кабилов . Это единственные звава в самом строгом смысле этого слова. Эта конфедерация никогда не платила налогов Алжиру и всегда сохраняла свою независимость до французского завоевания Кабилии в 1857 году. Они объединились и образовали одну конфедерацию, и всегда защищали друг друга от иностранцев, как это было в Алжире в год 1830 года, когда они объединились под руководством одного вождя для защиты города от французских захватчиков, и войны 1857 года, в которой деревни Айт-Бетрун были уничтожены. лишились своих людей, которые отправились сражаться в Ичеридене вместе с Айт Менгеллат против французов. [ 84 ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Археологическое обозрение, Французское общество классической археологии (на французском языке), стр. 28
  2. ^ Ланфри, Жак (1978). «Звава (Игававен) центрального Алжира (Ономастический и этнографический очерк)» . Обзор мусульманского Запада и Средиземноморья . 26 :75–101. дои : 10.3406/реммм.1978.1825 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 1, Париж, правительственная типография, 1852 г., 447 стр. ( читать онлайн ), с. 255
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 1, Париж, правительственная типография, 1852 г., 447 стр. ( читать онлайн ), с. 256.
  5. ^ Жан-Мари Далле, Кабильско-французский словарь: Говоря о Мангеллате (на французском языке) , Алжир , Том 2, Peeters Publishers, 1982, 1052 стр. ( читать онлайн ), с. 281.
  6. ^ Камиль Лакост-Дюжарден, « Великая Кабилия: опасность горных традиций » (на французском языке), Геродот, 2002, с. 119–146 ( читать онлайн ).
  7. ^ Ланфри Дж., « Звава (Игававен) центрального Алжира. Ономастический и этнографический очерк » (на французском языке), Revue de l’Ouest Musulman et de la Méditerranée, 26, 1978 ( читать онлайн ), с. 76.
  8. ^ Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 1, Париж, правительственная типография, 1852 г., 447 стр. ( читать онлайн ), с. 277.
  9. ^ Ибн Хаукал, Китаб аль-Масалик ва л-Мамалик, Вьен, изд. Краммерс, 1939 год.
  10. ^ Ханото и Летурне, La Kabylie et les custom kabyles (на французском языке), Том 1, Париж, Imprimerie Imperiale, 1872, 512 стр. ( [1] ), с. 7.
  11. ^ Перейти обратно: а б Шарль Феро, African Revue, журнал о работе Алжирского исторического общества (на французском языке) , 1866, 495 стр. ( [2] ), с. 300.
  12. ^ Перейти обратно: а б Ибн Халун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 1, Париж, правительственная типография, 1852 г., 447 стр. ( [3] ), с. 255
  13. ^ Перейти обратно: а б Ж. Бош-Вила, « Андалусия » (на французском языке), Берберская энциклопедия, 5 | 641-647., 1988 ( читать онлайн )
  14. ^ Перейти обратно: а б М. Барсело, « Балеарские острова » (на французском языке), в Берберской энциклопедии, 9 | 1318-1322, 1991 ( читать онлайн )
  15. ^ Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 3, Париж, Imprimerie du Government, 1852, 527 стр. ( читать онлайн ), с. 211
  16. ^ Перейти обратно: а б Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 1, Париж, правительственная типография, 1852 г., 447 стр. ( читать онлайн ), с. 257
  17. ^ Валериан, Бужи, Порт-Магребен (на французском языке) , 1067-1510 . Рим: Публикации Французской школы Рима, Доминика, 2006 г. ( читать онлайн )
  18. ^ Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки (на французском языке), Том 1, Париж, Imprimerie du Government, 1852, 447 стр. ( читать онлайн ), с. 298
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Аното и Летурне, Кабилия и Кабильская таможня , Том 2, Париж, А. Шаламель, 1893, 552 с. ( читать онлайн ), с. 67
  20. ^ Ибн Халдун, История берберов и мусульманских династий Северной Африки, Том 1, Париж, правительственная типография, 1852 г., 447 стр. ( читать онлайн ), с. 257, 258
  21. ^ Перейти обратно: а б Роберт Бруншвиг, Восточная Берберия под властью Хафсидов , Том 2, Париж, Адриен-Мезоннёв, 1947 ( читать онлайн ), с. 320
  22. ^ аль-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад, аль-Ибар (на арабском языке), Том 3 ( читать онлайн ), с. 201–2
  23. ^ Ибн Халдун, Les prolégomenes (на французском языке), Том 2, Париж, Imprimerie Imperiale, 1864, 485 стр. ( читать онлайн ), с. 443
  24. ^ Ибн Халдун, Пролегомены , Том 3, Париж, Imprimerie Impériale, 1868, 573 стр. ( читать онлайн ), с. 487
  25. ^ Роберт Бруншвиг, Восточная Берберия под властью Хафсидов , Том I, Париж, Адриен-Мезоннёв, 1940, 476 стр. ( читать онлайн ), xxxvi
  26. ^ Роберт Бруншвиг, Восточная Берберия под властью Хафсидов , Том I, Париж, Адриен-Мезоннёв, 1940, 476 стр. ( читать онлайн ), с. 285
  27. ^ Перейти обратно: а б Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 182
  28. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 175
  29. ^ (фр) Анри Женевуа, Легенда о королях Куку , стр. 4
  30. ^ Перейти обратно: а б Э. Маскерэ, Образование городов среди оседлого населения Алжира , Париж, Эрнест Летру, 1886, с. 142
  31. ^ Пьер Бойе, Эволюция среднего Алжира (бывшего департамента Алжира) с 1830 по 1956 год , А. Мезоннёв, 1960, 426 стр. ( читать онлайн ), с. 26
  32. ^ Луи Мартен, маршал Канроберт , 1895, 340 стр. ( читать онлайн ), с. 102
  33. ^ Перейти обратно: а б Шарль Феро, African Review , журнал о работе Алжирского исторического общества, 1866 г., 495 стр. ( читать онлайн ), с. 348
  34. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 195
  35. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 185
  36. ^ Юсеф Бенуджит, Калаа Бени Аббесов: в 16 веке , Алжир, Дахлаб, 1997, 350 стр.
  37. ^ Мохамед Сегир Фередж, История Тизи-Узу и его региона: от истоков до 1954 года , Editions Hammouda, 1999, 293 стр. ( читать онлайн ), с. 29
  38. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 187
  39. ^ Перейти обратно: а б Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 188
  40. ^ Перейти обратно: а б Аммар Булифа, Джурджура через историю: от античности до 1830 года , Алжир, Брингау, издательство-принтер, 1925, 297 стр., стр. 133
  41. ^ Перейти обратно: а б Диего де Аэдо, История королей Алжира , Алжир, Адольф Журдан, 1612 г., переведено на французский язык в 1881 г., 222 стр., с. 121
  42. ^ Диего де Хаэдо, Histoire des Rois d'Alger (на французском языке), Алжир, Адольф Журдан, 1612 г., перевод 1881 г., 222 стр., стр. 38
  43. ^ Перейти обратно: а б Диего де Аэдо, История королей Алжира , Алжир, Адольф Журдан, 1612 г., перевод 1881 г., 222 стр., с. 161
  44. ^ Мюррей (Фирма), Джон; Плейфэр, сэр Роберт Ламберт (1887). для путешественников в Алжире и Тунисе, Алжире, Оране, Константине, Карфагене и т. д . Справочник для путешественников в Алжире и Тунисе, Алжире, Оране, Константине, Карфагене и т. д . Дж. Мюррей. п. 38. {{cite book}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  45. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 206
  46. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 251
  47. ^ Перейти обратно: а б Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 263
  48. ^ Перейти обратно: а б Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 252
  49. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 16
  50. ^ Перейти обратно: а б с Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 255
  51. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 260
  52. ^ Перейти обратно: а б с Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 262
  53. ^ Анри Ламиро, La Grande Encyclopédie , аргументированный перечень наук, литературы и искусства, том 2 ( читать онлайн ), стр. 925
  54. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 48, 49
  55. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 49
  56. ^ Перейти обратно: а б с Томас Шоу, Путешествие в Алжирское регентство , Париж, Chez Marlin, 1830, стр. 346
  57. ^ Томас Шоу, Путешествие в Регентство Алжира , Париж, Chez Marlin, 1830, стр. 312
  58. ^ Томас Шоу, Путешествие в Регентство Алжира , Париж, Chez Marlin, 1830, стр. 311
  59. ^ Перейти обратно: а б с Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 268
  60. ^ Ассоциация американской исторической науки (1918). Общий указатель статей и годовых отчетов Американской исторической ассоциации, 1884–1914 гг . Типография правительства США.
  61. ^ Перейти обратно: а б Робертс, Хью (19 августа 2014 г.). Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-85772-420-5 .
  62. ^ Бойер, П. (1970). «От трехлетних пашей до революции Али Ходжа Дея (1571-1817)» . Исторический обзор . 244 (1 (495)): 99–124. ISSN   0035-3264 . JSTOR   40951507 .
  63. ^ Абу-Хамсин, Мансур Ахмад (1983). Первая франко-алжирская война (1830-1848): переоценка французского колониального предприятия и алжирского сопротивления . Калифорнийский университет, Беркли.
  64. ^ Энциклопедия Чембера: Словарь универсальных знаний . У. и Р. Чемберс. 1892.
  65. ^ Перейти обратно: а б Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 269
  66. ^ Revue Africaine , Париж, 1863, с. 296
  67. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 65
  68. ^ Revue des deux mondes: сборник политики, управления и морали , том 62, Париж, 1866, 1070 стр. ( читать онлайн ), с. 125
  69. ^ Revue Africaine , Париж, 1863, с. 297
  70. ^ Хью Робертс, Берберское правительство: Кабильское государство в доколониальном Алжире , Bloomsbury Academic, 2014, 352 стр. ( читать онлайн ), с. 280
  71. ^ Патрони, Ф., Обсуждение 1749 года в Grande Kabylie ( Revue Africaine ) ( читать онлайн ), стр. 318
  72. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 66, 67, 68, 89
  73. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 68
  74. ^ Перейти обратно: а б Джозеф Нил Робин, Великие Кабилии при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 69
  75. ^ Revue Africaine , Париж, 1863, с. 298
  76. ^ Джозеф Нил Робин, La Grande Kabylie при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 47
  77. ^ Перейти обратно: а б с Джозеф Нил Робин, Великие Кабилии при турецком режиме , Editions Bouchène, 1998, стр. 48
  78. ^ Шарль Дево, Les Kebailes du Djerdjera: новые исследования стран, обычно называемых Большой Кабилией , Париж, Camoin Frères, 1859, 468 стр. ( читать онлайн ), с. 245
  79. ^ Ханото и Летурне, Кабилия и кабильские обычаи , Том 1, Париж, Imprimerie Imperiale, 1872, 512 стр. ( читать онлайн ), с. 241, 242
  80. ^ Шарль Дево, Les Kebailes du Djerdjera: новые исследования стран, обычно называемых Большой Кабилией , Париж, Camoin Frères, 1859, 468 стр. ( читать онлайн ), с. 246
  81. ^ Ханото и Летурне, Кабилия и кабильские обычаи , Том 1, Париж, Imprimerie Imperiale, 1872, 512 стр. ( читать онлайн ), с. 243, 244, 245
  82. ^ Эмиль Керри, Истории Кабили: кампания 1857 года , Париж, Леви, 1858, 327 стр. ( читать онлайн ), с. 113
  83. ^ Ханото и Летурне, Кабилия и кабильские обычаи , Том 1, Париж, Imprimerie Imperiale, 1872, 512 стр. ( читать онлайн ), с. 251
  84. ^ аль-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад, аль-Ибар (на арабском языке), Том 3 ( читать онлайн ), с. 201–2
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2908ca73b089b15bb0ae7ccee61279a6__1722128520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/a6/2908ca73b089b15bb0ae7ccee61279a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Igawawen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)