Развитый

Развитый ( Французское произношение: [evɔlɥe] , букв. «развитый» или «развитый») — французский ярлык, использовавшийся в колониальную эпоху для обозначения африканца, который «развился», европеизировавшись посредством образования или ассимиляции , и принял европейские ценности и образцы поведения. Чаще всего он используется для обозначения лиц в пределах бельгийской и французской колониальных империй . Эволюэ говорил по-французски , следовал европейским (а не обычным ) законам, обычно занимал должности белых воротничков (хотя редко выше, чем клерки) и жил в основном в городских районах колонии.
Бельгийские колонии
[ редактировать ]Этот термин также использовался для описания растущего коренного среднего класса в Бельгийском Конго (современная Демократическая Республика Конго ) в период между концом Второй мировой войны независимости колонии в 1960 году . и обретением Конголезцы, занявшие квалифицированные должности (например, клерки и медсестры), появившиеся в результате экономического бума в стране после войны. [ 1 ] Колониальные администраторы определяли эволюэ как «человека, разорвавшего социальные связи со своей группой и [и] вступившего в другую систему мотиваций, другую систему ценностей». [ 2 ] Хотя не существовало универсальных критериев для определения статуса évolué , было общепринято, что человек должен «хорошо знать французский язык, придерживаться христианства и иметь некоторую форму посленачального образования». [ 1 ]
На заре своей истории большинство эволюэ стремились использовать свой уникальный статус, чтобы получить особые привилегии в Конго. [ 3 ] Они просили колониальную администрацию признать их роль посредников между бельгийцами и местными «дикарями». [ 4 ] 12 июля 1948 года генерал-губернатор Бельгийского Конго издал указ о создании Carte de mérite civique (карты гражданских заслуг), [ 5 ] которое могло быть предоставлено любому конголезцу, не имевшему судимостей, не практиковавшему многоженство, отказавшемуся от традиционной религии и имеющему некоторую степень образования. [ 6 ]
Грамотность требовалась, за исключением тех лиц, которые прослужили 20 лет в качестве обычного руководителя или которые оказали «хорошую и верную службу» в течение 25 лет в администрации. [ 5 ] Владельцам карт был предоставлен улучшенный правовой статус и освобождены от некоторых ограничений на поездки в европейские регионы. Из тысяч эволюций в Конго лишь небольшая часть получила карт . В 1957 году держателей карточек было 1557 человек. [ 6 ]
Было недовольство ограниченностью привилегий, закрепленных в Carte de mérite civique ; поэтому в 1952 году колониальная администрация ввела карту иммиграции , которая предоставляла получившим ее полное юридическое равенство с европейцами. Последнюю карту получить было гораздо труднее. [ 6 ] Тот, кто стремился его получить, должен был иметь рекомендательное письмо от своего работодателя и пройти аттестацию. Оценку проводила следственная комиссия, которая посещала кандидата у него дома, осматривала предметы его домашнего обихода, такие как белье и столовое серебро, и выясняла, ел ли он с женой за столом и общался ли он с детьми на французском языке. [ 7 ] После этого кандидату и его жене пришлось предстать перед главным судьей провинциального суда, чтобы ответить на ряд вопросов. [ 8 ] К 1958 году только 217 конголезцев получили карту иммиграции . [ 6 ] Большинство évolué сочли бездетность раздражающей, и к середине 1950-х годов проект был полностью дискредитирован. [ 9 ]

Поскольку возможности восходящей мобильности через колониальную структуру были ограничены, класс «эволюции» институционально проявлял себя через клубы и ассоциации. Благодаря этим группам они могли пользоваться тривиальными привилегиями, которые позволяли им чувствовать себя отличными от конголезских «масс». [ 4 ] В 1947 году в городах Конго существовало 110 социальных клубов, насчитывавших 5609 членов. С 1952 по 1956 год количество клубов выросло со 131 до 317, а число их членов увеличилось с 7 661 до 15 345. [ 10 ]
Большинство этих ассоциаций были довольно небольшими, но некоторые со временем выросли и охватили целые регионы и этнические группы, например, Альянс баконго . [ 11 ] Évolué s организовала большую часть возможностей получения образования для женщин в Бельгийском Конго, поскольку колониальное правительство не прилагало особых усилий к таким предприятиям. [ 12 ]
проживало 175 000 человек, которых можно было отнести к эволюциям . К 1958 году колониальные власти подсчитали, что в колонии [ 2 ] В последние годы, предшествовавшие обретению независимости, эволюи играли важную роль в колониальной пропаганде , поскольку считалось, что они служат примером успеха бельгийской цивилизаторской миссии, начатой при короле Леопольде II . В частности, считалось, что после обретения независимости ассимиляция европейских ценностей эволюциями означала , что бельгийские гражданские жители Конго могли продолжать жить в Конго как часть культурно европейского многорасового государства. [ 2 ]
Со временем многие «эволюции » разочаровались в своих попытках ассимилироваться с европейской культурой, поскольку это не привело к полному равенству и ликвидации дискриминации, к которой они стремились. Когда это произошло, многие стали политически активными и начали выступать за независимость Конго от Бельгии. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Статуя Колона
- Ассимилированный
- Иллюстрированный
- Ладинцы
- Фрид
- Эмансипированный
- Модельное меньшинство
- Подлинность (Заир)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гиббс 1991 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с Жилле и Корне 2010 , с. 19.
- ^ Уиллам 1972 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллам 1972 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Янг 1965 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гинен 2019 , с. 114.
- ^ Чжун-Нталья 2002 , с. 41.
- ^ Янг 1965 , с. 86.
- ^ Янг 1965 , с. 87.
- ^ Уиллам 1972 , с. 26.
- ^ Гиббс 1991 , с. 71.
- ^ Чеуппенс, Бэмби. «Городская фотография Джозефа Макулы» . Королевский музей Центральной Африки . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Чжун-Нталья 2002 , с. 80.
Источники
[ редактировать ]- ДеЛэнси, Марк В.; ДеЛэнси, Марк Дайк (2000). Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
- Гинен, Кристиен (2019). «Классификация колониальных пациентов: раздельная медицинская помощь, пространство и деколонизация в конголезском городе, 1931–62». Журнал Международного африканского института . 89 (1): 100–124. дои : 10.1017/S0001972018000724 . ISSN 1750-0184 . S2CID 151174421 .
- Гиббс, Дэвид Н. (1991). Политическая экономия интервенции в странах третьего мира: шахты, деньги и политика США в кризисе в Конго . Американская политика и политическая экономия. Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226290713 .
- Жилле, Флоренция; Корнет, Энн (2010). Конго-Бельгия 1955-1965: между пропагандой и реальностью . Брюссель: Книжный ренессанс. ISBN 9782507003302 .
- Нзонгола-Нталаджа, Жорж (2002). Конго: От Леопольда до Кабилы: Народная история (иллюстрировано, переиздание под ред.). Лондон: Зед Букс. ISBN 9781842770535 .
- Уиллам, Жан-Клод (1972). Патримониализм и политические перемены в Конго . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804707930 .
- Янг, Кроуфорд (1965). Политика в Конго: деколонизация и независимость . Принстон: Издательство Принстонского университета. ОСЛК 307971 .