Сад был закрыт

Hortus conclusus — латинский термин, означающий буквально «закрытый сад». Оба слова в hortus conclusus лингвистически относятся к ограждению. [ 1 ] В нем описывается тип сада, который был огорожен как практическая проблема, главная тема в истории садоводства , где огороженные сады были и остаются обычным явлением. [ 2 ] Садовая комната представляет собой аналогичную особенность, обычно менее закрытую.
Имея корни в «Песне Песней» в еврейских писаниях, термин hortus conclusus широко применялся в качестве символического атрибута и титула Девы Марии в Средневековья и Возрождения . поэзии [ 3 ] и искусство, впервые появившееся на картинах и иллюминациях рукописей около 1330 г. [ 4 ] [ 5 ]
Дева Мария как огороженный сад
[ редактировать ]
Термин hortus conclusus происходит от Вульгаты Библии «Песни песней» (также называемой « Песнь Песней» или «Песнь Соломона» ) 4:12, на латыни: « Hortus conclusus soror mea, sponsa, hortus conclusus, fons Signatus » («Сад заложена моя сестра, моя супруга; закрытый сад, запечатанный фонтан».) [ 6 ] Это обеспечило общую языковую культуру христианского мира, выраженную в проповедях, разъясняющих Песнь Песней как аллегорию , где образ свадебной песни царя Соломона своей невесте был переосмыслен как любовь и союз между Христом и Церковью, мистический брак с Церковь как Невеста Христова .

Стих «Ты вся прекрасна, любовь моя; нет пятна на тебе» (4.7) из « Песни» также считался библейским подтверждением развивающейся и до сих пор спорной доктрины непорочного зачатия Марии – рождения без первородного греха (« макула » по латыни означает «пятно»).
Христианское предание утверждает, что Иисус Христос был зачат Марией чудесным образом и без нарушения ее девственности от Святого Духа , третьего лица Святой Троицы . Таким образом, Мария в искусстве позднего средневековья и эпохи Возрождения, иллюстрирующая давнюю доктрину вечной девственности Марии , а также Непорочного зачатия, изображалась в огороженном саду или дворе или рядом с ними. Это было изображение ее «закрытого» чрева, которое должно было оставаться нетронутым, а также ее защищенности, как стеной, от греха. В Бревиарии Гримани прокручивающиеся надписи обозначают символические объекты, свидетельствующие о Непорочном Зачатии: огороженный сад ( hortus conclusus ), высокий кедр ( cedrus exalta ), колодец живой воды ( puteus aquarum viventium ), оливковое дерево ( oliva speciosa ). , фонтан в саду ( fons hortorum ), куст роз ( plantatio rosae ). [ 7 ] Не все настоящие средневековые horti conclusi даже стремились включить все эти детали: в частности, оливковое дерево было недостаточно выносливым для садов Северной Европы.
Огороженный сад можно узнать в Фра Анджелико » «Благовещении (иллюстрация вверху слева), датируемом 1430–1432 годами.
Два места паломничества посвящены Марии Закрытого сада в голландско - фламандской культурной зоне. Одна из них — статуя в часовне-эрмитаже в Варфхейзене : « Богоматерь Закрытого сада ». Вторая, Onze Lieve Vrouw van Tuine (буквально «Богоматерь Сада»), почитается в соборе Ипра .
Настоящие сады
[ редактировать ]Все сады по определению представляют собой закрытые или ограниченные пространства, но ограждение может быть несколько открытым и состоять только из колонн, низких живых изгородей или заборов. Настоящий огороженный сад , буквально окруженный стеной, является разновидностью садов. Значение hortus conclusus предполагает более приватный стиль сада.

В истории садов в Средневековье hortus conclusus обычно имел в центре колодец или фонтан, несущий свой обычный символический груз (см. « Фонтан жизни ») в дополнение к своему практическому использованию. Условное обозначение четырех дорожек, которые делили квадратное ограждение на сектора, было настолько сильным, что этот узор использовался даже там, где пути никуда не вели. Все средневековые сады были огорожены, защищая частную территорию от вторжения общественности, будь то людей или бродячих животных. Ограждение могло быть простым, например плетеным забором из плетня , прочной или декоративной каменной кладкой; или он может быть огорожен решетчатыми туннельными дорожками в светском саду или аркадным монастырем для общения или медитативных прогулок.
Как отмечают историки сада, монастырь берет свое начало в римском перистиле с колоннадой . Разрушенные и заросшие римские виллы , которые так часто перестраивались под бенедиктинские монастыри, в первые десятилетия запустения утратили свои черты озелененных садов: «садоводство — больше, чем архитектура, больше, чем живопись, больше, чем музыка, и гораздо больше, чем литература». , — это эфемерное искусство; его шедевры исчезают, не оставляя после себя никаких следов». [ 8 ] Джорджина Массон заметила: «Когда в 1070 году аббатство Кассино было перестроено, [ 9 ] сад описывался как «рай на римский манер». Но, возможно, это была всего лишь «аура великой классической традиции», которая сохранилась. [ 10 ] девятого века Идеализированный план Сен-Галла (иллюстрация) показывает аркадный монастырь с центральным колодцем и перекрестками из центров каждого ряда аркад. Но когда сознательно узорчатый сад был возрожден для средневекового монастыря, узор пришел через нормандскую Сицилию и ее гибридную культуру, которая адаптировала многие исламские элементы, в данном случае огороженные сады во дворах Северной Африки, в конечном итоге основанные на персидской садовой традиции.

Практичный огороженный сад был заложен в трактате Пьетро Крещенци из Болоньи «Liber Ruralium commodorum» , произведении, которое часто копировалось, как свидетельствуют многие сохранившиеся рукописи его текста, и часто печаталось в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Позднесредневековые картины и иллюминации в рукописях, таких как «Роман о розе » , где сад в тексте в основном аллегоричен, часто показывают покрытый дерном берег вместо сиденья как особенность hortus conclusus . Лишь в пятнадцатом веке, сначала в Италии, некоторые европейские сады начали смотреть наружу.
Сидение, ходьба и музицирование были занятиями, которые чаще всего изображались на многочисленных картинах и иллюминированных рукописях пятнадцатого века, где напряженные занятия были неуместны. В Риме в конце пятнадцатого века монастырь Сан-Джованни-деи-Дженовеси был построен для использования генуэзской нацией , Ospitium Genoensium , как до сих пор гласит мемориальная доска, который обеспечивал убежище в кабинках рядом со сводчатыми аркадами, а также место встреч и приют, объединяющий жителей далекого родного города. [ 11 ]

Несколько раньше Пьетро Барбо, ставший в 1464 году Папой Павлом II , начал строительство hortus conclusus — Палаццетто дель Джардино ди Сан-Марко, пристроенного к римской резиденции венецианских кардиналов — Палаццо Венеция. [ 12 ] Во время его папства он служил частным садом Павла; надписи подчеркивают его светские функции как возвышенное moenibus hortos... но relevare animum, durasque Repellere Curas , сад возвышенных наслаждений, убежище от забот, и восхваляют его в классических терминах как дом дриад , предполагая, что здесь существовал центральный рощу деревьев и упомянув белоснежные лепные портики. На гравюре восемнадцатого века изображена покрытая деревьями центральная гора, которая была воссоздана в современной засаде, с крестом в рамке и аллеями, посыпанными гравием. [ 13 ]
Сады Фарнезе ( Orti Farnesiani sul Palatino – или «Сады Фарнезе на Палатине») были созданы Виньолой в Риме в 1550 году на северном Палатинском холме для кардинала Алессандро Фарнезе (1520–1589). Они становятся первыми частными ботаническими садами в Европе (первые ботанические сады любого типа в Европе были созданы итальянскими университетами в середине 16 века, незадолго до этого). Алессандро назвал свой летний дом на месте Хорти Фарнезиани , вероятно, в честь hortus conclusus. Эти сады также были спроектированы в стиле римского перистилия с центральным фонтаном. [ 14 ]
И снова в эпоху автомобилей огороженный сад, который никогда не исчезал в исламском обществе, стал символом спокойствия и уединения в западном мире.
В искусстве
[ редактировать ]
hortus conclusus был одним из многих изображений Богородицы в позднем средневековье, которые стали более неформальными и интимными, чем традиционная иератическая Дева на троне, заимствованная из византийских икон, или Коронация Богородицы . Тема началась как специфическая метафора Благовещения . [ 16 ] но имел тенденцию перерастать в непринужденную священную беседу с несколькими фигурами рядом с сидящей Богородицей и менее конкретными ассоциациями. В Германии и Нидерландах в 15 веке наблюдался пик популярности этого изображения Богородицы, обычно с Младенцем, и очень часто в саду с толпой ангелов, святых и благотворителей; сам по себе сад, изображавший Богородицу, встречался гораздо реже. Часто стены или решетки закрывают боковые и задние части или могут быть показаны открытыми, за исключением приподнятых берегов, с видом на пейзаж за ними. Иногда, как в картине Джерарда Дэвида « Богоматерь с младенцем, святыми и донором» (внизу), сад изображен очень полно; в других случаях, как в гравюрах Мартина Шонгауэра , только плетень и несколько веточек травы служат для обозначения темы. Итальянские художники обычно также сводят количество растений к минимуму и не ставят скамейки из травы. Разновидностью темы была немецкая «Мадонна с розами», которую иногда пытались использовать в скульптурных запрестольных образах . Изображение было редким в православной среде. иконки , но есть хоть какие-то русские примеры. [ 17 ]
Один тип изображения, обычно несовместимый с правильной перспективой, концентрируется на изображении всей стены и нескольких садовых структур или элементов, которые символизируют тайну зачатия Христа, в основном заимствованных из « Песни Песней» или других библейских отрывков в интерпретации авторов-богословов. Они могут включать в себя один или несколько зданий, подобных храму или церкви, Башню из слоновой кости (SS 7.4), жертвенник под открытым небом с цветущим жезлом Аарона , окруженный голыми прутьями других колен, сторожевую «башню Давида», увешанную щиты» (СС 7.4), [ 18 ] с закрытыми воротами, Ковчегом Завета , колодцем (часто закрытым), фонтаном и утренним солнцем над головой (SS 6.10). [ 19 ] На этом типе изображения обычно изображено Благовещение, хотя иногда Мария держит на руках ребенка Иисуса. [ 20 ]
Довольно редкий, конца XV века, вариант этого изображения заключался в объединении Благовещения в hortus conclusus с Охотой на Единорога и Богородицей и Единорогом , столь популярными в светском искусстве. Единорог уже функционировал как символ Воплощения , и вопрос о том, используется ли это значение во многих prima facie светских изображениях, может быть трудным вопросом научной интерпретации. Нет такой двусмысленности в сценах, где архангел Гавриил изображен трубящим в рог, как гончие гонят единорога в объятия Богородицы, а маленький Младенец Христос спускается в лучах света от Бога-Отца. в Тридентский собор конце концов запретил это несколько излишне детальное, хотя и очаровательное изображение. [ 21 ] отчасти из соображений реализма, поскольку теперь никто не верил, что единорог — настоящее животное. В 16 веке тема hortus conclusus переносится на открытый воздух Sacra Conversazione и Мадонны в пейзажах Джованни Беллини , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , где трудно сказать, имеется ли в виду аллюзия.
Выставка более поздних средневековых визуальных изображений hortus inclusus была организована в Думбартон-Оксе , Вашингтон, округ Колумбия; [ 22 ] на выставке было проведено различие между «изображениями сада как тематического усиления и теми, которые, казалось бы, рассматривают сад как самостоятельный предмет»; Рецензируя его, Тимоти Хасбэнд предостерег от некритической интерпретации тонких деталей в «кажущемся объективном изображении» иллюстраций рукописей. «Позднесредневековые образы садов, подчиняя прямое наблюдение символическому или аллегорическому замыслу, отражают скорее состояние ума, чем реальность», [ 23 ] если можно обнаружить дизъюнкт там, где предметы мира переливаются насыщенным аллегорическим смыслом. Южно-Нидерландские иллюминации и картины, кажется, документируют «дерновые скамейки, фонтаны, приподнятые клумбы, «эстраду». [ 24 ] деревья, растения в горшках, дорожки, ограждающие стены, решетки , плетни и беседки », знакомые современному зрителю, но собранные в иллюзию реальности. [ 25 ]
-
Стиль Диерика Баутса
-
Итальянская миниатюра, ок. 1435
-
Ранняя гравюра на дереве , ок. 1460 г., ручная раскраска
-
Бартоломе Бермеджо , алтарь Девы Марии Монсерратской , 1485 г.
-
Кёльн, ок. 1520 г.
-
Хуан де Хуанес , после 1530 г.
-
Гравюра на дереве, датированная 1418 годом, но, вероятно, 1450-ми годами.
Современные культурные отсылки
[ редактировать ]
Концепция павильона Serpentine Gallery 2011 года заключалась в hortus conclusus , комнате для созерцания, саду в саду. Павильон , спроектированный швейцарским архитектором Питером Цумтором и с садом, созданным Питом Удольфом , был местом, абстрагированным от мира шума, движения и запахов Лондона – внутренним пространством, внутри которого можно было сидеть, гулять и наблюдать за цветами. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Артас, Вифлеем , местонахождение католического монастыря Хортус Конклюсус.
- Гастон Башляр
- Приятное место
- Топофилия
- Ренессансный сад
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клиффорд, История садового дизайна , (Нью-Йорк: Praeger) 1963:17.
- ^ Роб Абен и Саския де Вит, Закрытый сад: история и развитие Hortus Conclusus и его повторное введение в современный городской ландшафт (Роттердам), 1999. Типологический каталог особенностей дизайна и руководство по дизайну.
- ^ Стэнли Стюарт, Закрытый сад: традиция и образ в поэзии семнадцатого века (Мэдисон: University of Wisconsin Press), 1966, обсуждал поэзию конца шестнадцатого и семнадцатого веков на английском языке; его четыре первые главы прослеживают тему hortus conclusus в европейской литературе и изобразительном искусстве.
- ^ Мишель П. Браун, «Мир Псалтири Латтрелла», Британская библиотека, 2006 г.,
- ^ Брайан Э. Дейли, «Закрытый сад» и «Запечатанный фонтан»: Песнь песней 4:12 в позднесредневековой иконографии Марии», Элизабет Б. Макдугалл, редактор, Medieval Gardens , Коллоквиум в Думбартон-Оксе 9 ) 1986 , проследил внезапное развитие около 1400 нарисованных изображений Девы Марии в hortus conclusus .
- ^ Весь текст. Архивировано 29 мая 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Тимоти Хасбэнд, репортаж о выставке и ее каталоге в The Burlington Magazine , 125 , № 967 (октябрь 1983: 643).
- ^ Клиффорд 1963, ис. лок. .
- ↑ На этом месте находилась римская императорская вилла, как и на месте монастыря Бенедикта в Субиако , занимавшего бывшую виллу Нерона.
- ^ Массон, Итальянские сады (Нью-Йорк: Абрамс) 1961:46.
- ^ Вольфганг Лотц, «Браманте и монастырь Кватроченто» Gesta 12 .1/2 (1973): 111-121) с. 113.
- ↑ Он был разобран и восстановлен в 1910 году, чтобы освободить место для площади Пьяцца Венеция .
- ^ Отсюда сады и дома дриад и красивая зелень / Портик вокруг и заснеженные колонны, обследованные Лотцем 1973 eo. лок. и рис. 10 и 11.
- ^ «Римский форум» . www.theromanforum.com . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Шиллер, 54 года; аналогичное изображение на панели
- ^ Шиллер, стр. 52-55.
- ^ Русский пример , Третьяковская галерея Москва.
- ^ «Шея твоя подобна башне Давида, построенной для арсенала, на которой висят тысячи баклеров, все это щиты сильных людей».
- ^ «Кто она, которая смотрит, как утро, прекрасная, как луна, ясная, как солнце, и ужасная, как армия со знаменами?»
- ^ Шиллер, стр. 53-54.
- ^ Гертруда Шиллер , Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, стр. 52–4 и рисунки 126–9, ISBN 0-85331-270-2 , другое изображение
- ^ Каталог выставки, Мэрилин Стокстад и Джерри Стэннард, Сады средневековья , Художественный музей Думбартон-Оукс и Спенсера, Канзасский университет (Университет Канзаса), 1983.
- ^ Муж 1983:644.
- ^ Дерево эстрады было подрезано на ряд уменьшающихся горизонтальных ярусов, как подставка для сладостей, французская эстрада происходит от испанского эстрадо и обозначает застеленную ковром и приподнятую часть комнаты (ср. OED , sv «эстрада», «эстрадо»).
- ^ Муж, да. лок. .
- ^ «Павильон галереи Serpentine 2011, Питер Цумтор» . Змеиные галереи . Проверено 18 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Анкона, Мирелла Леви (1977). Сад эпохи Возрождения: ботанический символизм в итальянской живописи . Флоренция: Издательство Лео С.Ольшки. ISBN 9788822217899 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с закрытым садом, на Викискладе?
- Hortus conclusus как одно из ряда религиозных изображений
- Эдемский сад , заключение Мастера Верхнего Рейна.
- «Ранние наслаждения» , превосходное произведение Джемаймы Монтегю о символике сада.