Отдых на пути в Египет


«Отдых на пути в Египет» — сюжет христианского искусства, изображающий Марию , Иосифа и младенца Иисуса, отдыхающих во время бегства в Египет . Святое Семейство обычно изображается в пейзаже. [1]
Эта тема не получила развития до второй половины четырнадцатого века, хотя это был «очевидный шаг» по сравнению с изображениями «легенды о пальме», где они останавливаются, чтобы съесть финики и отдохнуть; часто включают пальмы. [2] Это было дальнейшее развитие давней традиции событий , которые приукрасили историю бегства в Египет , о котором в Новом Завете просто говорится, что это произошло, без каких-либо подробностей. [3]
Самый ранний известный отдых — это панель в большом разделенном на отсеки алтаре Грабова работы северогерманского художника Мейстера Бертрама примерно 1379 года. [4] и этот предмет в основном находили к северу от Альп до 1500 года или позже. Большинство изображений было сделано для богатых домов, а не для церквей, и этот предмет лишь изредка является частью циклов Жизни Христа в церквях (хотя Грабовский алтарь является одним исключением). По мере роста популярности пейзажной живописи она стала альтернативой оригинальной сцене семьи в дороге и к концу шестнадцатого века, возможно, обогнала ее по популярности. [5]
Фигуры часто просто отдыхают, но иногда изображаются более определенные походы или пикники, возможно, с помощью ангелов. В более ранних произведениях Богородица иногда кормит грудью, что связано с давней иконографией Девы Лактаны . [6] Иосиф может быть активным, собирая дрова или принося воду, но в более поздних произведениях он иногда крепко спит, что редко случается с Девой. В более крупных ландшафтах и другие легендарные происшествия из Полета . вдалеке можно увидеть [7]
Фон
[ редактировать ]Единственное сообщение Нового Завета, в Евангелии от Матфея 2:14 , просто говорит (об Иосифе): «Встав, он взял младенца и мать его ночью и пошел в Египет». [8] Этот рассказ был украшен различными ранними апокрифами Нового Завета , которые добавляли различные легендарные происшествия. Отчеты позднего средневековья продолжали добавлять детали, в частности « Жизнь Христа» Людольфа Саксонского , завершенную около 1374 года, всего за несколько лет до того, как первое художественное изображение Покоя было найдено . Сюда входит описание кормления грудью Марии, которое можно найти в «Алтаре Грабова» Мейстера Бертрама , первой известной картине. [9] Людольф также упоминает о путешествии, проходящем «через темные и необитаемые леса и очень длинными маршрутами через суровые и пустынные места в Египет». [10] задавая тон подавляющему большинству пейзажей на протяжении всей истории изображения, хотя деревья обычно достаточно ясные, чтобы можно было видеть издалека. [11]

В то время как чудесные легенды, такие как чудеса пальмы, кукурузы и языческой статуи, в эпоху Контрреформации не одобрялись церковью и вообще исчезали из искусства, то, что Святое Семейство, должно быть, прервало свой путь, чтобы отдохнуть, было неоспоримо. , так что легитимность этого предмета с библейской точки зрения была оправданной. Эта тема также соответствовала стремлению Контрреформации продвигать приземленный реализм в сюжетах Нового Завета и увеличивать роль Святого Иосифа. Таким образом, его популярность возросла, поскольку другие дополнения к истории уменьшились. [12] Одна из легенд, восходящая к Евангелию от Псевдо-Матфея (возможно, VII века), заключалась в том, что одновременно с «чудом пальмы» на третий день пути чудесным образом появился источник, когда путешественникам нужна была вода, и Отдых часто устанавливают возле источника или ручья, хотя это можно считать естественным. [13]
Христос, прощающийся со своей Матерью , — еще один сюжет схожего происхождения в медитативной литературе позднего средневековья. Похоже, что он был подхвачен пьесами «Страсти» и не появлялся в искусстве до конца 15 века, достигнув своего пика примерно в период 1500–1520 годов, в основном в Германии. [14]
Разработка композиций
[ редактировать ]
На панели Грабовского алтаря особое внимание уделяется еде и питью: Иисус кормит грудью, осел пьет из ручья, а Иосиф ест (вероятно, хлеб), предлагая Марии бутылку. Хотя картина имеет золотой фон , это одна из панелей, где по краям нарисованы пейзажные декорации. Примерно столетие после этого изображений осталось мало. Алтарный образ Ганса Мемлинга (Лувр) знаменует собой начало резкого увеличения количества изображений этой сцены и привносит чудеса в фоновый пейзаж. [15] хотя композиция со стоящей Богородицей необычна.
В течение десятилетий около 1500 года Богородица с Младенцем часто доминировала в композиции ранних нидерландских картин , с Иосифом и ослом на среднем расстоянии, если они вообще были видны. На картине Джерарда Дэвида в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, на заднем плане изображен Джозеф, собирающий еду, бьющий по каштану длинной палкой - деталь, вероятно, заимствованная из миниатюр « Подвигов месяцев» календарях. в книжных часов и, возможно, северный заменитель дат в легендах. [16] Картина Вашингтона, по-видимому, является самой ранней из ряда картин на эту тему или с использованием центральных фигур в других контекстах, которые, по-видимому, были созданы путем переноса с копий рисунков. Многие из них приписываются большой в Брюгге мастерской Адриана Изенбрандта . [17]
Несмотря на то, что в самом « Побеге» Иосиф неизменно изображается пешим, ведущим осла, на котором восседают Мария с младенцем, в «Покоях » [18] Джозефа обычно все еще изображают стоящим, хотя и не занятым какой-либо деятельностью. После Высокого Возрождения он часто стоит позади Богородицы, образуя пирамидальную группу фигур, когда ее окружают ангелы. Сравнительно мало изображений показывают, как он отдыхает ногами, сидит рядом с Мэри или ест. К ним относятся гравюра ок. 1506 год, Лукас ван Лейден . [19] и рисунок светотени Ганса Спрингинкле 1514 года. [20]
Более широкий пейзаж Патинира в Прадо дает место для изображений на расстоянии (справа) резни невинных , спровоцировавшей бегство, и «чуда кукурузы». Падающие языческие идолы изображены как на вершине храма в крайнем левом углу (хотя статуя бога с крысиной головой сохранилась), так и у пары металлических ног на сфере рядом с Богородицей. Осел пасется где-то в стороне, и Иосиф, кажется, взял горшок с молоком и несет его обратно. [21] Существует ряд версий Патинира или его окружения; других плодовитых создателей Рестов Среди - Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший , а также различные сотрудники, а также Симона Кантарини (1612–1648). На полпути к написанию того, что должно было быть ранней итальянской версией сюжета, Джованни Кариани , кажется, передумал и добавил пастухов, чтобы создать «эксцентричную» композицию «Поклонение пастухов » (1515–17, Королевская коллекция ). [22]

Нетипичные примеры конкретных действий включают знаменитую картину Караваджо , где Джозеф держит ноты ангела, играющего на скрипке ; здесь и Богородица, и Младенец уснули. [23] Единственная подробность, которую дает Евангелие, это то, что полет начался «ночью», но пейзажные сцены ночью были очень редки в искусстве первых веков сюжета. В ночной сцене Рембрандта (1647, Дублин ) семья словно присоединилась к каким-то пастухам с большим костром на ночь; это его единственный ночной пейзаж. [24] Это относится к картине Бегство « Адама Эльшаймера » , где они только что прибывают в такой импровизированный лагерь; Рембрандт знал бы это по гравюрам. [25] Две другие необычные обработки голландской живописи Золотого века — это реалистическая сцена, показывающая семью в более или менее современной одежде в ветхой голландской таверне или фермерском доме работы Абрахама Блумарта (1634, Рейксмузеум ), и одна с Джозефом, читающим большую книгу: несомненно, религиозный, автор Аэрт де Гелдер (ок. 1690, Бостон). [26]
Этот предмет иногда нелегко отличить от Святого Семейства в Египте , хотя присутствие молодого Иоанна Крестителя и дом поблизости предполагают это, так же как присутствие традиционного осла или осла предполагает отдых . В любом случае термин «отдых» иногда позже интерпретировался как включающий все пребывание в Египте, которое, согласно « Золотой легенде», длилось семь лет. Гравюра на дереве из Альбрехта Дюрера серии «Жизнь Богородицы» всегда известна как « Отдых в полете» , несмотря на то, что Иосиф явно хорошо обосновался в Египте, имеет большой дом и занят столярными работами, которому помогают ангелы. [27]
Точно так же изображения Бегства, включающие чудо финиковой пальмы, становятся Отдыхом , как на влиятельной гравюре Мартина Шонгауэра (до 1491 года), где Мария остается сидящей на неподвижном осле, пока Иосиф собирает финики. [28] Примерно с 1550 года итальянские картины часто изображают путти -ангелов, следуя немецким образцам гравюр. [29] и картины первого десятилетия века Лукаса Кранаха Старшего и Альбрехта Альтдорфера .
Общие тенденции в пейзажной живописи влияют на трактовку сюжета. Как и « Полет» , он пользовался популярностью у Иоахима Патинира и его окружения, которые помещали семью среди обширных мировых пейзажей . Мэриан Эйнсворт противопоставляет эту группу, сосредоточенную на внешнем международном торговом центре Антверпена , картинам, в которых доминируют крупные фигуры Богородицы с Младенцем, созданным Жераром Дэвидом и его окружением в Брюгге, городе, потерявшем коммерческую эпоху. -преосвященство и теперь замыкался в себе. [30]
Изображения 18-го века часто располагались рядом с классическими руинами, а некоторые из них 19-го века представляли собой древнеегипетскую архитектуру . Некоторые романтические изображения помещают этот инцидент в пышную райскую обстановку, в частности, то, которое является «первой успешной реализацией амбиций Филиппа Отто Рунге объединить христианскую ортодоксальность с романтическим мистицизмом и его собственной личной космологией». [31] или, что менее ценно, тот, где «он стремится выразить работу божественных сил в природе в расплывчатой и эмоциональной манере». [32]
Примеры
[ редактировать ]- «Отдых на пути в Египет» , Тициан , ок. 1512, Лонглит Хаус , Уилтшир
- Отдых на пути в Египет со святым Франциском , картина Корреджо , ок. 1520, Уффици , Флоренция.
- «Отдых на пути в Египет» , Пэрис Бордоне , ок. 1530, Музей изящных искусств , Страсбург.
- Отдых на пути в Египет , ок. 1597, Караваджо , Галерея Дориа Памфили , Рим.
- Отдых на пути в Египет , 1630 год, автор Антонис ван Дейк , Старая пинакотека , Мюнхен.
- Отдых на пути в Египет , 1640-е (?) [33] масло на меди, Пьер Франческо Мола , Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Отдых на пути в Египет , около 1665 г. [34] Бартоломе Эстебан Мурильо , Эрмитаж , Санкт-Петербург.
Галерея
[ редактировать ]-
Фра Бартоломео , 1500 г., ранний итальянский образец, на заре популярности этого предмета.
-
Последователь Иоахима Патинира , ок. 1515 г., главная панель окружена меньшими изображениями жизни Христа, Национальный музей западного искусства. [35]
-
Авраам Блумарт , 1632, Рейксмузеум.
-
Люк-Оливье Мерсон , 1879. Историзм XIX века, МИД Бостона.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шиллер, 121–122; Зал, 124
- ^ Шиллер, 121–122; о самом чуде: 118–119, 121.
- ^ Шиллер, 117–122.
- ^ Шиллер, 122
- ^ Шиллер, 122; Бостон
- ^ Прадо
- ^ Шиллер, 122–123.
- ^ Авторизованная версия
- ^ Эйнсворт, 308 г.
- ^ Эйнсворт, 308 г.
- ^ Дэвид, 249
- ^ Холл, 124; Бостон
- ↑ Хэнд и Вольф, 64 года.
- ^ Холл, 67; Ленгмюр, Эрика, Путеводитель по Национальной галерее , стр. 102, исправленное издание 1997 г., Национальная галерея, Лондон, ISBN 1-85709-218-X
- ^ Прадо
- ^ Хэнд и Вольф, 64–65; Страница Вашингтона
- ^ Дэвид, 279–295.
- ^ Шиллер, 120–121; на Западе «варианты являются исключением и не имеют значения для смысла образа» (с. 121).
- ^ Страница Британского музея
- ^ Страница Британского музея
- ^ Прадо
- ^ Люси Уитакер, Мартин Клейтон, Искусство Италии в Королевской коллекции; Ренессанс и барокко , с. 198, Публикации Королевской коллекции, 2007, ISBN 978 1 902163 291
- ^ Шиллер, 123
- ^ Страница Национальной галереи Ирландии.
- ^ Сливы, 77, 181.
- ^ Страница Бостона
- ^ Шиллер, 123
- ^ Хатчисон, 6; Шестак, №40. Его частично скопировал Альбрехт Дюрер и многие другие.
- ^ Шестак, № 117, автор Мастер Б. М., с еще четырьмя взрослыми поющими ангелами ( страница Британского музея . Еще четверо помогают Джозефу в только что упомянутом Шонгауэре, № 40).
- ^ Дэвид, 241–253, особенно 252.
- ^ Немецкий, 186
- ^ Шиллер, 123
- ^ Столичная страница
- ^ «Отдых на пути в Египет» . Эрмитаж . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Триптих: Отдых на пути в Египет - Иоахим Патинир (последователь)» . Google Искусство и культура . Проверено 23 августа 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан Винн , в книге «От Ван Эйка до Брейгеля: ранняя нидерландская живопись в Метрополитен-музее» , 1998, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), ISBN 0870998706 , 9780870998706, книги Google
- «Бостон»: Бостонский колледж, «Караваджо, Отдых на пути в Египет »
- «Дэвид»: Эйнсворт, Мэриан Винн (редактор), Джерард Дэвид: Чистота видения в переходный период , 1998, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, ISBN 0870998773 , 9780870998775, книги Google
- «Немецкий»: Немецкие мастера девятнадцатого века: картины и рисунки из Федеративной Республики Германия , 1981, Метрополитен-музей, Нью-Йорк (Художественная галерея Онтарио), ISBN 0870992635 , 9780870992636, книги Google
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Хэнд, Дж. О. и Вольф, М., Ранняя нидерландская живопись , Национальная художественная галерея, Вашингтон (каталог) / Кембриджский университет, 1986, ISBN 0521340160
- Хатчисон, Джейн Кэмпбелл, в К.Л. Спангеберге (редактор), Шесть веков мастер-принтов , Художественный музей Цинциннати, 1993, ISBN 0931537150
- «Прадо»: « Отдых на пути в Египет , Патинир, Иоахим», страница Прадо
- Шестак, Алан; Гравюры Северной Европы пятнадцатого века ; 1967, Национальная галерея искусств, Вашингтон (Каталог), LOC 67-29080.
- Шиллер, Гертуд, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0853312702
- Слайв, Сеймур , голландская живопись, 1600–1800 , Йельский университет, 1995, ISBN 0300074514
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Шварц, Шейла, Иконография отдыха на пути в Египет , 1983.