Кормящая Мадонна

Мадонна Кормилицы , Дева Лактанс или Мадонна Лактанс — это иконография Мадонны с Младенцем , в которой Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса . По-итальянски ее называют Мадонна дель Латте («Мадонна молока»). Это был распространенный тип в живописи до тех пор, пока атмосфера не изменилась после Тридентского собора , когда церковь не одобряла его, по крайней мере, в публичном контексте, по соображениям приличия. [ 1 ]
Изображение упоминается Папой Григорием Великим , а мозаичное изображение, вероятно, XII века, находится на фасаде церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, хотя сохранилось несколько других примеров, относящихся к периоду до позднего средневековья. Его продолжали встречать в православных иконах (как Галактотрофуса по-гречески, Млекопитательница по-русски), особенно в России. [ 2 ]
Использование изображения, похоже, возродилось вместе с цистерцианским орденом в 12 веке, как часть общего подъема Марии богословия и преданности . Молоко рассматривалось как «переработанная кровь», а молоко Богородицы в некоторой степени соответствовало роли Крови Христа . [ 3 ] [ 4 ]

В средние века средний и высший классы обычно передавали грудное вскармливание кормилицам , а изображение Кормящей Мадонны было связано с Мадонной Смирения , изображением, которое изображало Богородицу в более обычной одежде, чем, например, показанные королевские одежды. , на изображениях Коронации Богородицы и часто сидящих на земле. В первой половине 13 века было создано более ста сохранившихся картин. [ 5 ] Появление таких картин в Тоскане в начале 14 века было своего рода визуальной революцией, частично заменив Царицы Небесной изображения ; они также были популярны в Иберии .
Позднее средневековье и упадок
[ редактировать ]Большинство картин позднего средневековья представляют собой религиозные панели меньшего размера, содержащие только две основные фигуры (иногда плюс маленькие ангелы). Но кормящая Богородица иногда становится центром священной беседы со святыми и, возможно, с портретами дарителей .
В голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения , особенно в Антверпене варианты недавно популярного сюжета Святого Семейства (Богоматерь с Младенцем и Святым Иосифом , в начале 16 века появились ) с кормящей грудью Девой; Йос ван Клев нарисовал многие из них. Это были небольшие религиозные панели для домов зажиточных людей, а не для церквей. Несколько композиций были скопированы разными художниками, вероятно, по рисункам. [ 6 ] Опираясь на отрывок Людольфа Саксонского , эту тему также можно превратить в « Отдых на пути в Египет » с привлечением пейзажного фона. Иосифа можно было изобразить рядом с Марией или в виде маленькой фигурки, добывающей пищу на заднем плане, как это Джерарда Дэвида . сделано на картине [ 7 ] Иногда Богородица кормит грудью, сидя верхом на осле, еще на миниатюре XII века в монастыре Святой Екатерины на горе Синай . [ 8 ]
Другая композиция из той же фламандской среды, в основном встречающаяся на более дешевой льняной основе, а не на панно , по-видимому, была связана с поклонением Непорочному зачатию . Здесь просто изображена Дева, смотрящая вниз, и Младенец. [ 9 ]
Другой тип изображения, также устаревший после Трента, изображал Марию, обнажающую грудь в традиционном жесте женской мольбы ко Христу, когда она просила о помиловании грешников в сценах Деисуса или Страшного суда . Хорошим примером является фреска в Сан-Агостино в Сан-Джиминьяно , Беноццо Гоццоли написанная в честь окончания чумы.
Кормящая Дева пережила эпоху барокко; примеры включают некоторые изображения Святого Семейства , , Эль Греко , например [ 10 ] и повествовательные сцены, такие как « Отдых на пути в Египет» , например, Орацио Джентилески (версии в Бирмингеме и Вене).
Лактация Бернара
[ редактировать ]
Вариант, известный как Лактация святого Бернара ( Lactatio Bernardi на латыни, или просто Lactatio ), основан на чуде или видении, касающемся святого Бернара Клервоского , где Богородица окропила его губы молоком (в некоторых версиях он бодрствует и молится перед изображение Мадонны, у других спящей). [ 11 ] В искусстве он обычно становится на колени перед Мадонной Лактанс, и когда Иисус делает перерыв в кормлении, Дева сжимает ее грудь, и в него попадает брызги молока, часто изображаемые путешествующими на впечатляющее расстояние. По разным слухам, молоко дало ему мудрость, показало, что Дева была его матерью (и человечества в целом), или вылечило глазную инфекцию. В этой форме Мадонна Кормилицы сохранилась в искусстве барокко , а иногда и в стиле рококо , как, например, в главном алтаре Клостера Альдерсбаха . [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Магдалина Магдалины со святыми Леонардом и Петром и сценами из жизни святого Петра, ок. 1270
-
Липпо Мемми или круг, ок. 1340–50
-
Right wing of the Melun Diptych, c. 1452, Jean Fouquet
-
Nursing Madonna (ca. 1500 or after), by Jan Provoost
-
Andrea Solario, Madonna of the Green Cushion, c. 1507–10
-
Holy Family, Joos van Cleve, c. 1512–13
-
During the Flight into Egypt, André Gonçalves, Portugal, before 1755
-
Galaktotrophousa Makarios, Greece c. 1784
See also
[edit]- Madonna Litta
- Chapel of the Milk Grotto, Bethlehem
References
[edit]- ^ Hinsdale, Mary Ann; Dugan, Kate; Owens, Jennifer (2009). From the Pews in the Back. p. 102. ISBN 978-0-8146-3258-1.
- ^ Tradigo, Alfredo (2006). Icons And Saints of the Eastern Orthodox Church, A Guide to Imagery. Getty. p. 183. ISBN 9780892368457.
- ^ Saxon, Elizabeth (2006). The Eucharist in Romanesque France: Iconography And Theology. Boydell. pp. 205–207. ISBN 9781843832560.
- ^ Ainsworth, 308-310
- ^ Ashton, Anne M. (2006). "One-Maria lactans". Interpreting breast iconography in Italian art, 1259-1609 (PDF). Università of St Andrews. p. 42. OCLC 809064950. Retrieved April 21, 2021. (PhD dissertazione)
- ^ Ainsworth, 246-252
- ^ Ainsworth, 308
- ^ [[:File:Flight into Egypt (12 Sinai).jpg| Saint Catherine's Monastery]]
- ^ Ainsworth, 252-254
- ^ El Greco in Budapest
- ^ Dewez, Léon; van Iterson, Albert (1956). "La lactation de saint Bernard: Legende et iconographie". Citeaux in de Nederlanden. 7: 165–89.
- ^ File:Aldersbach Pfarrkirche - Hochaltar 2 Altarbild.jpg
Источники
[ редактировать ]
- Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , книги Google