Липпо Мемми
Липпо Мемми | |
---|---|
![]() Богоматерь Милосердия ( Мадонна деи Раккомандати ), собор Орвието | |
Рожденный | в. 1291 Сиена , Италия |
Умер | 1356 Сиена, Италия |
Известный | Рисование |
Движение | Сиенская школа |
Липпо Мемми (ок. 1291–1356) — итальянский художник из Сиены . Он был главным последователем Симоне Мартини , его зятя.
Вместе с Мартини в 1333 году он написал то, что считается одним из шедевров интернациональной готики , « Благовещение со святыми Маргаритой и святым Ансаном» (сейчас находится в Уффици ), вероятно, в основном работая над двумя святыми. Он был одним из художников, работавших в соборе Орвието , для которого закончил Богоматерь Милосердия («Мадонна деи Раккомандати»). Позже он последовал за Мартини при папский двор в Авиньоне , где работал до середины 14 века. После возвращения в Сиену Мемми продолжал работать до своей смерти в 1356 году.
Знаменитое произведение Мемми, «Мадонна делла Феббре», было первым почитаемым изображением Пресвятой Девы Марии, во время коронации канонической дарованным Папой 27 мая 1631 года. Этот образ уже давно считается чудотворным и хранится в ризницы часовне Святого Причастия. внутри собора Святого Петра в Риме .
Стиль
[ редактировать ]
Фигуры Мемми сохраняют статичный и, как правило, фронтальный вид, характерный для более раннего поколения поздних мастеров Дученто, таких как Гвидо да Сиена . Общими чертами его задокументированных и приписываемых работ являются сложные композиционные аранжировки, фигуры с поразительной округлостью лица, узкими глазами, изящными линиями бровей и удлиненными носами.
Фигуры Мемми считаются менее новаторскими, чем фигуры его современников из Треченто, чувствительность линий лица и глаз восходит к условностям византийской традиции . Хотя они демонстрируют приверженность Мемми более ранним традициям подчеркивания духовной функции средневекового искусства, есть также признаки дальновидного стилистического развития его коллег-сиенских мастеров. Описание его панно «Св. Агнесса» (1300–1350 гг.) показывает, что живописный стиль Мемми был менее суровым и угловатым, чем работы Дученто, о которых напоминают его образы: «...обладает более мягкими качествами и его дух спокоен». [1] Действительно, его изображение эмоций и реализма также приглушено этим «мягким спокойствием», в результате чего фигуры кажутся несколько архаичными, но при этом излучающими мечтательность.
Мемми запомнился характерными штампованными оловянными нимбами с лучевыми узорами из сусального золота . Этот интерес к дизайну переносится на наблюдение Мемми за узорами тканей и их расположением. Он также известен как эффективный художник-миниатюрист, использующий сграффито для изящной передачи одежды, как это изображено на картинах Григгса «Мадонна с младенцем» (1350 г.) в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и « Успение Богородицы» (1340 г.) в Старой пинакотеке в Мюнхен. [2] Интерес Мемми к деталям очевиден в его новаторских композиционных приемах с использованием простых геометрических форм, таких как круговое расположение ангелов в « Успении Богородицы» . [2]
Термин «Липпеск», придуманный Джозефом Польцером, описывает общий эффект визуальных приемов Мемми, обнаруженных в нескольких изображениях Мадонны и Христа. «Сидящий Младенец Христос на центральном изображении, и особенно его голова, упорядоченная в осевом и фронтальном направлении... головы, близкие по форме к сфероиду, с доминирующим большим лбом, увенчанным идентичным вихрем волос, расположенным по центру». Эти элементы Lippesque представлены на сиенской панели S. Maria dei Servi , которую Польцер использует, чтобы продемонстрировать авторство Мемми «Мадонны с Младенцем» и «Коронации Богородицы» в Gemäldegalerie в Берлине , а не Симоне Мартини. [3]
Атрибуция и художественное наследие
[ редактировать ]
Значительное количество продолжающихся исследований неподписанных панелей и алтарей раннего и среднего сиенского искусства Треченто выявило вероятное влияние Мемми на различных художников поколения, последовавшего за началом Черной смерти в 1348 году. Таким образом, более полное понимание его творчества стиль и художественные достижения продолжают появляться. Его статус художника самовыражения, а не просто мастера, и «Фрателло в искусстве» его зятя Симоне Мартини получает признание. [4]
Исследования 1920-х годов начали отделять работы Липпо Мемми от произведений Гвидо да Сиены . Было также признано, что художник, носивший имя Барна, был однокурсником Симоне Мартини и художественным сотрудником Мемми. Приписывая Мемми панно с изображением Святой Агнессы, Хитон утверждает, что это «…панно, наделенное единством дизайна и характеристик, редко встречающееся в работах художника, не обладающего более независимой, творческой личностью, чем обычно приписывают Липпо Мемми». [1]
Цикл фресок Нового Завета в Соборной церкви Сан-Джиминьяно , датируемый 1340-ми годами, теперь обычно приписывается Липпо Мемми. Традиционно их приписывали Барне Сиенскому, но сейчас считается, что этот художник никогда не существовал, хотя атрибуция датируется написанием биографа искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари . Вазари взял это имя из более ранней работы Гиберти, но считается, что «Барна» могла быть ошибочно переписана от «Бартоло» и относиться к Бартоло ди Фреди , который нарисовал цикл Ветхого Завета в противоположном проходе церкви. Это говорит о том, что другие работы, приписываемые Барне, могли быть работами Мемми, и поэтому его стилистическая приверженность Симоне Мартини менее обязательна. [5]

Мастерская Мемми
[ редактировать ]Мастерская Мемми началась с отца Липпо, Меммо ди Филиппуччи . Его ранние работы, такие как Сан-Джиминьяно Маэста 1317 года в Палаццо Комунале , являются результатом их сотрудничества. [6] В 1330-х годах мастерская производила панно Орвието-Полиптих . [7] Брат Липпо, Федериго Мемми, принадлежал мастерской до 1343 года, когда цикл Нового Завета и другие произведения, приписываемые « Варне Сиенской ». создавался [8]
Симоне Мартини был зятем Липпо. После того, как Липпо вернулся в Сиену из Авиньона, свидетельств его взаимодействия с Симоне Мартини мало. Влияние Успения Мемми на Наддо Чеккарелли в его «Ангелах-бунтовщиках» (еще один термин, обозначающий падших ангелов ) предполагает более прямую стилистическую связь между идеями, исходящими из мастерской Липпо, и молодым поколением сиенских художников, обучавшихся у него. [9]
Сотрудничество с Симоне Мартини
[ редактировать ]Благовещение 1333 года в Уффици во Флоренции подписано Липпо и Симоне. Определенный вклад Мемми в создание панели - это нимбы и колонные изображения Св. Маргариты и Св. Ансана, завершающие панель. Работа писца в нимбе Архангела Михаила и, возможно, фон из сусального золота также были вкладом Мемми. [10]
Штемпельная работа с сусальным золотом и жестью
[ редактировать ]Мемми и Мартини, скорее всего, пришли к знакомому стилю в узорах позолоты с алтарем Мональдески в Орвието примерно 1320 года, состоящим из «композитного рисунка четырехлистника, расположенного вокруг центральной розетки». [11] Его наиболее узнаваемый прием можно найти в чередующихся длинных и коротких линиях, изображающих свет, исходящий от нимбов святых и ангелов, наиболее известный из которых известен в «Благовещении», однако мы видим это в таких работах на протяжении всей его карьеры, как «Богоматерь с младенцем в Нью-Йорке», Богоматерь Смирения в Берлине и его маленькая Маэста в монастыре Сан-Доменико в Сиене. [10]
Мемми Маэста в Сан-Джиминьяно поражает разнообразием используемых методов пастильи и позолоты. Золотая жесть на остриях трона, ламинированная жесть с золотой фольгой для нимбов, тщательно обработанных замысловатой перфорацией; применение этих материалов он описывает как «аккуратное совершенство, редко встречающееся где-либо еще». [12] Изучение мотивов и степени сложности перфорации позволило историкам узнать руку Липпо Мемми и дает более четкое представление о его месте в сотрудничестве с Симоне Мартини. Дизайн штампов, позолота и исполнение лучевых ореолов похожи, но показывают, что зрелые образцы позолоты и писцов Липпо Мемми в Сан-Джиминьяно-Маэста 1317 года уходят корнями в более простые узоры и менее развитую линию, которую он применил к Маэсте Мартини 1315 года в Палаццо. Публико в Сиене. [12]
Работает
[ редактировать ]- Мадонна на троне с Младенцем и святыми – Фрески, церковь Сант-Агостино, Сан-Джиминьяно
- Мадонна на троне с младенцем, святым Павлом и ангелом – Отдельная фреска, 130 х 308 см, Национальная пинакотека, Сиена
- Мадонна на троне с Младенцем и святыми – Подписанное панно, Музей Линденау , Альтенбург
- Мадонна на троне с младенцем, ангелами и святыми (также известная как Сан-Джиминьяно-Маэста , 1317 г.) — подписанная фреска, Палаццо дель Пополо , Сан-Джиминьяно
- Мадонна с Младенцем и донором – 56 х 24 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон
- Полиптих Сан-Паоло-а-Рипа-д'Арно: боковая панель с изображением св. Мария Магдалина , Музей Пти-Пале , Авиньон
- Мадонна с Младенцем и святыми – 34 х 25 см, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер , Бостон
- Дева Милосердия ( Мадонна деи Раккомандати , ок. 1320 г.) – Кафедральный собор Орвието
- Мадонна с Младенцем и святыми Полиптих – Церковь Сан-Никколо, Кашиана-Альта
- Разобранный полиптих для церкви Сан-Франческо в Колле-Валь-д'Эльза (ок. 1330–1340) - Панно в нескольких музеях, в том числе в берлинской Gemäldegalerie , Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Лувре в Париже и Музее Польди. Пеццоли в Милане
- Мадонна с Младенцем ( Мадонна Народная , ок. 1325–1330) — 78 х 51 см, Санта-Мария-деи-Серви, Сиена
- Подписанный и датированный диптих (1333 г.):
- Мадонна с Младенцем – Gemäldegalerie, Берлин
- Святой Иоанн Креститель – 44 х 21 см, Коллекция В.Б. Головина, Нью-Йорк
- Мадонна с Младенцем – 50 х 39 см, Художественный музей Нельсона-Аткинса , Канзас-Сити
- Благословляющий Искупитель – местонахождение неизвестно, последнее упоминание в Турине в 1987 году.
- Мадонна с Младенцем и Христом-Искупителем – Панно, 149 х 57 см, Национальная пинакотека, Сиена
- Мадонна с Младенцем ( Мадонна Смирения ) – 33 х 24 см, Gemäldegalerie, Берлин
- Мадонна на троне с младенцем и донором (ок. 1325–1330) – 78 х 51 см, Епархиальный музей, Ашано
- Полиптих Святых
- Святой Иоанн Креститель – Музей Линденау, Альтенбург
- Св. Петр и Св. Павел – Коллекция Кьярамонте Бордонаро, Палермо
- Святой Иаков – Национальный музей Сан-Маттео , Пиза
- Разобранный диптих (ок. 1330–1340).
- Распятие – 60 х 29 см, Лувр, Париж.
- Мадонна с Младенцем, ангелами и св. Иоанн Креститель и Франциск Ассизский – 67 х 33 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Вершина полиптиха со св. Антоний Падуанский – 41 х 19 см, Коллекция Фрика , Нью-Йорк
- Апофеоз Святой Екатерины – монастырь Санта-Катерина, Пиза
- Триумф святого Фомы Аквинского , (1323 г.) Санта-Катерина, Пиза
- Алтарь Пяти Святых (ок. 1330 г.) - 200 x 200 см, Президентская комиссия по хорошему управлению (предоставлен в аренду Музею У. П. Варгаса , Кесон-Сити ) [13]
- Истории Нового Завета (ок. 1338–1345) – цикл фресок, Соборная церковь Сан-Джиминьяно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хенникер-Хитон 23
- ^ Jump up to: а б Полцер 1981 577
- ^ Полцер 1999 39
- ^ Фройлер 94
- ^ Фройлер 93–94
- ^ Верушовский 19
- ^ Мэллори 193
- ^ Фройлер 100
- ^ Польцер 1981 582-583
- ^ Jump up to: а б Полцер 1981 579
- ^ Польцер 1981 573
- ^ Jump up to: а б Красильщики 95
- ^ Баутиста, Джейн (17 июля 2022 г.). « «Объекты исследования»: художественная находка из Маркосеса, выставленная на выставку» . Филиппинский Daily Inquirer .
Источники
[ редактировать ]
- Фройлер, Гауденц (1986). «Цикл Нового Завета Липпо Мемми в Коллегиате в Сан-Джиминьяно». Христианское искусство (74): 93–102.
- Хенникер-Хитон, Раймонд (1925). «Две ранние сиенские картины». Журнал Burlington для ценителей . 47 (263): 18. JSTOR 862528 .
- Мэллори, Майкл (1974). «Переосмысленный алтарь Липпо Мемми». Журнал Метрополитен-музея (9): 187–202.
- Мейс, Миллард (1977). «Заметки о датированном диптихе Липпо Мемми». Сочинения по истории искусства в честь Уго Прокаччи . стр. 137–139.
- Полтцер, Джозеф (декабрь 1981 г.). «Переосмысление повелителя мятежных ангелов». Художественный вестник . 63 (4): 563–584. JSTOR 3050164 .
- Полтцер, Джозеф (1999). «Сиенская живопись в Gemaldegalerie, Берлин». Ежегодник берлинских музеев . 41 :37-45. JSTOR 4126005 .
- Тинтори , Леонетто (1982). « Золотое олово» в сиенских фресках раннего Треченто». Журнал Берлингтон . 124 (947): 94. JSTOR 880572 .
- Верузовский, Хелен (1944). «Искусство и коммуна во времена Данте». Зеркало . 19 (1): 14. JSTOR 2856851 .