Jump to content

Мадонна Литта

Мадонна Литта
Художник Спорная атрибуция Леонардо да Винчи
Год в. 1490 г.
Тип темпера Холст, ( переведено с панели )
Размеры 42 см × 33 см (17 × 13 дюймов)
Расположение Эрмитаж , Санкт-Петербург

Мадонна Литта — картина конца XV ​​века, традиционно приписываемая Леонардо да Винчи , хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На нем изображена Дева Мария, кормящая грудью младенца Христа , религиозный предмет, известный как лактаны Мадонны . Фигуры расположены в темном интерьере с двумя арочными проемами, как в более ранней «Мадонне с гвоздикой» горный пейзаж в воздушной перспективе Леонардо, а за ним виден . В левой руке Христос держит щегла , который является символом его будущих Страстей .

Мнения ученых по поводу атрибуции работы разделились: некоторые считают, что это работа ученика Леонардо, такого как Джованни Антонио Больтраффио или Марко д'Оджионо ; Однако Эрмитаж считает картину автографом Леонардо. Картина получила свое название от Дома Литты , миланской дворянской семьи, в коллекции которой она находилась большую часть девятнадцатого века.

« Мадонна Литта» может быть одной из картин «Мадонна с младенцем», записанных в студии Леонардо до или во время его первого миланского периода ( ок. 1481–1483–1499). На рисунке в Уффици Леонардо отмечает, что он начал «Две Девы Марии» в конце 1478 года, а в описи его мастерской, написанной в 1482 году (часть Атлантического кодекса ), снова упоминаются две картины «Богоматерь». Второй из них, по разным толкованиям, отмечается либо как «почти законченный, в профиль», либо как «почти законченный, в профиль». [1] Голову Богородицы в Мадонне Литта можно было описать как угодно, и поэтому утверждалось, что картина была начата в первый флорентийский период Леонардо и оставалась незавершенной, пока ее позже не обработал ученик в Милане. [2] Однако научный анализ картины показал, что она была написана только одним художником. [3]

Леонардо да Винчи, голова молодой женщины в профиль (ок. 1480 г.). [4] Металлопластик, усиленный свинцовыми белилами, на серой подготовленной бумаге, 17,9 × 16,8 см. Лувр, Кабинет рисунков, Кодекс Валларди 2376, лицевая сторона .

Несколько рисунков были идентифицированы как подготовительные к Мадонне Литта . Один из них, который повсеместно приписывают Леонардо, представляет собой металлический рисунок лица молодой женщины в профиль, являющийся частью Кодекса Валларди в Лувре . Есть сведения, что этот лист использовался как образец для обучения учеников в мастерской Леонардо; на реверсе другой художник обвел контур лица пером и тушью - прием, который сам Леонардо использовал при разработке композиций. [5] Дальнейшие свидетельства того, что ученики копировали рисунок, представлены в виде прямой копии, выполненной довольно неуверенным рисовальщиком, на листе, который был перевернут и повторно использован для другого рисунка другим художником шестнадцатого века; сейчас он находится в Штеделе во Франкфурте. [6]

Два других рисунка, выполненные металлической иглой с белилами на подготовленной синей бумаге, приписываются последователю Леонардо, которого обычно считают Джованни Антонио Больтраффио . Один из них, этюд головы младенца Христа, находится в Фонде Кустодия в Париже; другой, в Kupferstichkabinett в Берлине, представляет собой этюд драпировки одежды Богородицы. Их приписали Больтраффио на основании сходства берлинского рисунка с другими исследованиями драпировки художника. [7] Утверждалось, что парижские и берлинские рисунки представляют собой подготовительные этюды к Мадонне Литта, а не копии после нее, поскольку на этюде драпировки видна большая часть правой руки Богородицы, чем на готовой работе, в которой она закрыта головой Христа. Это говорит о том, что композиция частично была составлена ​​на основе этих исследований.

Приписывается Джованни Антонио Больтраффио, голове женщины в профиль, обращенной влево (1490–1500). 13,2 × 10,2 см. Метрополитен-музей.

Еще один похожий рисунок в Метрополитен-музее , приписываемый Больтраффио, изображает лицо Богородицы в строгом профиле и не похож на законченную картину в Эрмитаже. [8] Утверждалось, что это исследование могло представлять собой более раннюю идею ученика композиции Мадонны Литта , которую мастер Леонардо затем «исправил» с помощью рисунка в Лувре. [9]

Картина была переписана другим художником, а не Леонардо, в Милане около 1495 года. [4]

Происхождение

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что Леонардо мог взять Мадонну Литту с собой в Венецию в марте 1500 года, поскольку автор дневника Маркантонио Михель, очевидно, записал ее присутствие в Ка' Контарини в этом городе в 1543 году:

Есть небольшое изображение, ростом в фут или чуть больше, изображающее Богоматерь в половину роста, дающую молоко маленькому мальчику, раскрашенное рукой Леонардо да Винчи, произведение великой силы и высочайшего качества. [10] [а]

Самый ранний оттиск композиции — венецианский, выполненный художником из круга Зоана Андреа , и известна по крайней мере одна нарисованная копия венецианской школы, хранящаяся в Музее Кастельвеккьо в Вероне. [ нужна ссылка ]

В 1784 году, самой ранней достоверной дате ее происхождения, картина была куплена принцем Альберико XII ди Бельджойозо [ она ] у некоего Джузеппе Ро. После смерти Бельджойозо в 1813 году он перешел в коллекцию семьи Литта , от которой и получил свое нынешнее название. В 1865 году российский царь Александр II приобрел панно у графа Антонио Литты. [12] quondam министра в Санкт-Петербург, для Эрмитажа , где он экспонируется по сей день. При приобретении картины Эрмитаж перенес ее с дерева на холст , а затем снова перекрасил. [4]

Атрибуция

[ редактировать ]

О том, что при жизни Леонардо картина считалась его работой, свидетельствует большое количество сделанных с нее копий. Популярным кандидатом на авторство является Джованни Антонио Больтраффио. Дэвид Алан Браун утверждает, что Марко д'Оджионо был ответственным за Мадонну Литта , поскольку ее композиция отражена в его более поздних работах, тогда как в произведениях Больтраффио ее нет. [13] На крупной выставке, посвященной первому миланскому периоду Леонардо, проходившей в Национальной галерее в Лондоне в 2011–2012 годах, картина была приписана Леонардо, но историк искусства Мартин Кемп заметил, что это «предположительно было условием кредита». [14] В 2017 году Кемп заявил, что считает эту картину Больтраффио. [15]

См. также

[ редактировать ]

Сноски

  1. Фут по венецианским меркам составлял 34,7 см, что ближе к ширине Мадонны Литты, чем к ее высоте. [11]

Цитаты

  1. ^ Кемп 2001 , стр. 263 и 293, н. 640
  2. ^ Кемп 2006 , стр. 32–3.
  3. ^ Сайсон и др. 2011 , с. 222
  4. ^ Jump up to: а б с Уоллес, Роберт (1966). Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. стр. 153, 185.
  5. ^ Сайсон и др. 2011 , стр. 228–9.
  6. ^ Сайсон и др. 2011 , стр. 230–1 (кат. № 60).
  7. ^ Сайсон и др. 2011 , с. 234
  8. ^ «Голова женщины в профиль слева внизу» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 4 июля 2013 г.
  9. ^ Браун 2003 , с. 26
  10. ^ Цитируется по Syson et al. 2011 , с. 224
  11. ^ Сайсон и др. 2011 , с. 224
  12. ^ Сайсон и др. 2011 , с. 224, н. 5
  13. ^ Браун 2003 , с. 27
  14. ^ Кемп, Мартин (1 февраля 2012 г.). «Выставка блокбастера в Национальной галерее может стать поворотным моментом для исследователей Леонардо» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 19 июня 2019 г.
  15. ^ «» Роберт Саймон Артвотч» . artwatch.org.uk . Проверено 25 ноября 2018 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид Алан (2003). Леонардо да Винчи: Искусство и преданность в мадоннах его учеников . Художественная библиотека. Чинизелло Бальзамо, Милан: Silvana Editoriale.
  • Фиорио, Мария Тереза ​​(2000). Джованни Антонио Больтраффио: миланский художник в свете Леонардо . Милан: Jandi Sapi Editori. стр. 81–3. (кат. номер A3)
  • Кемп, Мартин , изд. (2001). Леонардо о живописи: антология сочинений Леонардо да Винчи с подборкой документов, касающихся его карьеры художника . Нота Бене. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
  • Кемп, Мартин (2006). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Лондон: Национальная галерея.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Kustodieva, T. K. (2016). Произведения Леонардо да Винчи и его школы в собрании Эрмитажа [ Works by Leonardo da Vinci and His School in the collection of the Hermitage ] (in Russian). Saint Petersburg: Чистый лист. ISBN  978-5-90152-850-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c30b86e427d4877e3766c7309550cffc__1688502480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/fc/c30b86e427d4877e3766c7309550cffc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madonna Litta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)