Мадонна Литта
Мадонна Литта | |
---|---|
![]() | |
Художник | Спорная атрибуция Леонардо да Винчи |
Год | в. 1490 г. |
Тип | темпера Холст, ( переведено с панели ) |
Размеры | 42 см × 33 см (17 × 13 дюймов) |
Расположение | Эрмитаж , Санкт-Петербург |
Мадонна Литта — картина конца XV века, традиционно приписываемая Леонардо да Винчи , хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На нем изображена Дева Мария, кормящая грудью младенца Христа , религиозный предмет, известный как лактаны Мадонны . Фигуры расположены в темном интерьере с двумя арочными проемами, как в более ранней «Мадонне с гвоздикой» горный пейзаж в воздушной перспективе Леонардо, а за ним виден . В левой руке Христос держит щегла , который является символом его будущих Страстей .
Мнения ученых по поводу атрибуции работы разделились: некоторые считают, что это работа ученика Леонардо, такого как Джованни Антонио Больтраффио или Марко д'Оджионо ; Однако Эрмитаж считает картину автографом Леонардо. Картина получила свое название от Дома Литты , миланской дворянской семьи, в коллекции которой она находилась большую часть девятнадцатого века.
История
[ редактировать ]« Мадонна Литта» может быть одной из картин «Мадонна с младенцем», записанных в студии Леонардо до или во время его первого миланского периода ( ок. 1481–1483–1499). На рисунке в Уффици Леонардо отмечает, что он начал «Две Девы Марии» в конце 1478 года, а в описи его мастерской, написанной в 1482 году (часть Атлантического кодекса ), снова упоминаются две картины «Богоматерь». Второй из них, по разным толкованиям, отмечается либо как «почти законченный, в профиль», либо как «почти законченный, в профиль». [1] Голову Богородицы в Мадонне Литта можно было описать как угодно, и поэтому утверждалось, что картина была начата в первый флорентийский период Леонардо и оставалась незавершенной, пока ее позже не обработал ученик в Милане. [2] Однако научный анализ картины показал, что она была написана только одним художником. [3]

Несколько рисунков были идентифицированы как подготовительные к Мадонне Литта . Один из них, который повсеместно приписывают Леонардо, представляет собой металлический рисунок лица молодой женщины в профиль, являющийся частью Кодекса Валларди в Лувре . Есть сведения, что этот лист использовался как образец для обучения учеников в мастерской Леонардо; на реверсе другой художник обвел контур лица пером и тушью - прием, который сам Леонардо использовал при разработке композиций. [5] Дальнейшие свидетельства того, что ученики копировали рисунок, представлены в виде прямой копии, выполненной довольно неуверенным рисовальщиком, на листе, который был перевернут и повторно использован для другого рисунка другим художником шестнадцатого века; сейчас он находится в Штеделе во Франкфурте. [6]
Два других рисунка, выполненные металлической иглой с белилами на подготовленной синей бумаге, приписываются последователю Леонардо, которого обычно считают Джованни Антонио Больтраффио . Один из них, этюд головы младенца Христа, находится в Фонде Кустодия в Париже; другой, в Kupferstichkabinett в Берлине, представляет собой этюд драпировки одежды Богородицы. Их приписали Больтраффио на основании сходства берлинского рисунка с другими исследованиями драпировки художника. [7] Утверждалось, что парижские и берлинские рисунки представляют собой подготовительные этюды к Мадонне Литта, а не копии после нее, поскольку на этюде драпировки видна большая часть правой руки Богородицы, чем на готовой работе, в которой она закрыта головой Христа. Это говорит о том, что композиция частично была составлена на основе этих исследований.

Еще один похожий рисунок в Метрополитен-музее , приписываемый Больтраффио, изображает лицо Богородицы в строгом профиле и не похож на законченную картину в Эрмитаже. [8] Утверждалось, что это исследование могло представлять собой более раннюю идею ученика композиции Мадонны Литта , которую мастер Леонардо затем «исправил» с помощью рисунка в Лувре. [9]
Картина была переписана другим художником, а не Леонардо, в Милане около 1495 года. [4]
Происхождение
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Леонардо мог взять Мадонну Литту с собой в Венецию в марте 1500 года, поскольку автор дневника Маркантонио Михель, очевидно, записал ее присутствие в Ка' Контарини в этом городе в 1543 году:
Есть небольшое изображение, ростом в фут или чуть больше, изображающее Богоматерь в половину роста, дающую молоко маленькому мальчику, раскрашенное рукой Леонардо да Винчи, произведение великой силы и высочайшего качества. [10] [а]
Самый ранний оттиск композиции — венецианский, выполненный художником из круга Зоана Андреа , и известна по крайней мере одна нарисованная копия венецианской школы, хранящаяся в Музее Кастельвеккьо в Вероне. [ нужна ссылка ]
В 1784 году, самой ранней достоверной дате ее происхождения, картина была куплена принцем Альберико XII ди Бельджойозо у некоего Джузеппе Ро. После смерти Бельджойозо в 1813 году он перешел в коллекцию семьи Литта , от которой и получил свое нынешнее название. В 1865 году российский царь Александр II приобрел панно у графа Антонио Литты. [12] quondam министра в Санкт-Петербург, для Эрмитажа , где он экспонируется по сей день. При приобретении картины Эрмитаж перенес ее с дерева на холст , а затем снова перекрасил. [4]
Атрибуция
[ редактировать ]О том, что при жизни Леонардо картина считалась его работой, свидетельствует большое количество сделанных с нее копий. Популярным кандидатом на авторство является Джованни Антонио Больтраффио. Дэвид Алан Браун утверждает, что Марко д'Оджионо был ответственным за Мадонну Литта , поскольку ее композиция отражена в его более поздних работах, тогда как в произведениях Больтраффио ее нет. [13] На крупной выставке, посвященной первому миланскому периоду Леонардо, проходившей в Национальной галерее в Лондоне в 2011–2012 годах, картина была приписана Леонардо, но историк искусства Мартин Кемп заметил, что это «предположительно было условием кредита». [14] В 2017 году Кемп заявил, что считает эту картину Больтраффио. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
Цитаты
- ^ Кемп 2001 , стр. 263 и 293, н. 640
- ^ Кемп 2006 , стр. 32–3.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 222
- ^ Jump up to: а б с Уоллес, Роберт (1966). Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. стр. 153, 185.
- ^ Сайсон и др. 2011 , стр. 228–9.
- ^ Сайсон и др. 2011 , стр. 230–1 (кат. № 60).
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 234
- ^ «Голова женщины в профиль слева внизу» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 4 июля 2013 г.
- ^ Браун 2003 , с. 26
- ^ Цитируется по Syson et al. 2011 , с. 224
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 224
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 224, н. 5
- ^ Браун 2003 , с. 27
- ^ Кемп, Мартин (1 февраля 2012 г.). «Выставка блокбастера в Национальной галерее может стать поворотным моментом для исследователей Леонардо» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «» Роберт Саймон Артвотч» . artwatch.org.uk . Проверено 25 ноября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Дэвид Алан (2003). Леонардо да Винчи: Искусство и преданность в мадоннах его учеников . Художественная библиотека. Чинизелло Бальзамо, Милан: Silvana Editoriale.
- Фиорио, Мария Тереза (2000). Джованни Антонио Больтраффио: миланский художник в свете Леонардо . Милан: Jandi Sapi Editori. стр. 81–3. (кат. номер A3)
- Кемп, Мартин , изд. (2001). Леонардо о живописи: антология сочинений Леонардо да Винчи с подборкой документов, касающихся его карьеры художника . Нота Бене. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Кемп, Мартин (2006). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Лондон: Национальная галерея.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Kustodieva, T. K. (2016). Произведения Леонардо да Винчи и его школы в собрании Эрмитажа [ Works by Leonardo da Vinci and His School in the collection of the Hermitage ] (in Russian). Saint Petersburg: Чистый лист. ISBN 978-5-90152-850-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы, связанные с: Мадонной Литтой. Викискладе есть