Дама с горностаем
Дама с горностаем | |
---|---|
Русский : Дама с горностаем , Польский : Дама с кефалью. | |
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | 1489–1491 |
Середина | Масло на из ореха панно |
Предмет | Сесилия Галлерани |
Размеры | 54 см × 39 см (21 × 15 дюймов) |
Расположение | Музей Чарторыйских , Краков , Польша |
Дама с горностаем [n 1] — портретная картина, приписываемая итальянскому эпохи Возрождения художнику Леонардо да Винчи . Датируется ок. 1489–1491 , работа написана маслом на панели из орехового дерева . Ее предметом является Сесилия Галлерани , любовница Людовико Сфорца («Иль Моро»), герцога Миланского ; Леонардо был художником при дворе Сфорца в Милане во время казни. Это второй из четырех сохранившихся женских портретов, написанных Леонардо, остальные — Джиневра де Бенчи , Красавица Ферроньер и Мона Лиза . [3]
Дама с горностаем сейчас находится в музее Чарторыйских в Кракове и является одним из национальных достояний Польши . [4] Она является частью коллекции князей Чарторыйских , которая была продана за € 100 млн (5% от оценочной рыночной стоимости всей коллекции). [5] 29 декабря 2016 года польскому правительству Фондом князей Чарторыйских в лице Адама Кароля Чарторыйского , последнего прямого потомка Изабеллы Чарторыйской Флемминг и Адама Георгия Чарторыйского , которые привезли картину в Польшу из Италии в 1798 году. [6] [7] [8]
Описание [ править ]
Состав [ править ]

Картина была выполнена маслом на небольшой из орехового дерева панели размером 54 × 39 см (21 × 15 дюймов) . [9] [10] На нем изображена женщина в полроста, повернутая вправо под углом в три четверти, но лицом повернутым влево. [11] Животное на ее руках извивается аналогичным образом, что приводит к значительной контрапосте с дамой. [12] технику, которую Леонардо ранее исследовал на примере ангела в « Мадонне в скалах» . [13] Работа подготовлена слоем белого левкаса и слоем коричневатого подмалевка . [14] В целом краска нанесена равномерно, как на Моне Лизе , хотя отдельные участки кожи дамы более слоистые. [1] Также присутствуют тонкие остатки спольверо (в контуре лица и головы), подрисовка (в правой руке, правой руке, левой руке, верхней части носа и краю волос), [15] и отпечатки пальцев (лицо и голова животного), последние из которых особенно часто встречаются на картинах Леонардо. [1] Он сделан из цельного куска орехового дерева; [16] [1] Леонардо рекомендовал, [17] и предпочитает ореховое дерево, [18] обычно не использовали его хотя другие художники Ломбардии . [19] Древесина тонкая (около 4–5 миллиметров (0,16–0,20 дюйма)) [14] и, скорее всего, изготовлен из того же дерева, что и древесина его более позднего портрета «Красавица Ферроньер» . [1] «Дама с горностаем» также связана с «Прекрасной Ферроньерой» , а также с более ранним «Портретом музыканта» Леонардо из-за трех картин, включающих черный фон. [9]
Хотя есть несколько участков с незначительными повреждениями, историк искусства Франк Цёлльнер настаивает, что работа находится в «очень хорошем состоянии… подобно так же хорошо сохранившейся Моне Лизе ». [1] Однако такая оценка была проведена относительно недавно, поскольку ранее считалось, что работа была значительно повреждена и перекрашена. [20] Пропаганда такого анализа во многом началась с историка искусства Кеннета Кларка . [20] который утверждал в 1961 году, что вся левая часть фигуры, а также фон были перекрашены. [21] Такие ученые, как Адольфо Вентури , Анджела Оттино делла Кьеза и Джек Вассерман, выдвинули эту идею; [20] однако технический анализ 1992 года, проведенный в Национальной галерее искусств под руководством Дэвида Булла, подтвердил, что ущерб ограничился фоном. [14] В частности, фон, вероятно, изначально был голубовато-серым, [1] закрашен черным в середине 18 века. [20] Вероятно, в это же время была добавлена и подпись ЛЕОНАРД Д'АВИНЧИ в верхнем левом углу. [1] Также имеется небольшая закраска рта и носа; некоторые историки искусства предполагают, что Эжен Делакруа был ответственен за перекраску на заднем плане и в других местах. [20] Также ошибочно полагали, что фон изначально включал в себя окно. [1] Это было предложено Казимежем Квятковским , который в 1955 году руководил рентгеновскими испытаниями в Варшавских лабораториях и объяснил, что некоторые пятна на правом заднем плане являются остатками окна. [20] [n 2] Такой вывод был опровергнут Буллом, Пьетро К. Марани и другими. [1] [20] В свете этой редакции (основной ущерб был перекрашен на заднем плане) историк искусства Мартин Кемп отметил, что «картина находится в гораздо лучшем состоянии, чем предполагают стандартные отчеты, и дает самое четкое представление о недавно блестящем качестве живописи Леонардо». во время его пребывания при дворе Сфорца в Милане». [20]
Леди [ править ]
Субъект был идентифицирован с достаточной уверенностью как Сесилия Галлерани , любовница миланского работодателя Леонардо, Людовико Сфорца . [22] Она смотрит влево, на что-то за кадром, в сторону света, где, по предположению биографа Уолтера Айзексона, находится Людовико. [23] После свадьбы Изабеллы Арагонской, герцогини Миланской , и Джана Галеаццо Сфорца ее платье в испанском стиле стало особенно модным. [12] Через левое плечо у нее надета шелковая сберния , хотя Леонардо упростил традиционную манеру ношения — когда она накинулась на оба плеча — потенциально, чтобы избежать слишком большого усложнения различных элементов картины. [12] платья видна богато вышитая золотая лента На ее правом плече поверх бархатного . [12] И снова Леонардо упростил дизайн, прикрыв левое плечо сбернией , чтобы не отвлекать внимание от детализированной головы животного. [12] Ее прическа, известная как коаззона , гладко прилегает к голове с двумя полосами, завязанными по обе стороны лица, и длинной косой сзади. Ее волосы удерживается тонкой газовой вуалью с тканой каймой из золотых нитей, черной лентой и чехлом поверх косы. [24] [25]
Как и во многих картинах Леонардо, композиция представляет собой пирамидальную спираль, и натурщица поймана в движении поворота влево, что отражает всю пожизненную озабоченность Леонардо динамикой движения. [26] Портрет в профиль в три четверти был одним из многих его нововведений. Придворный поэт Иль Моро, Бернардо Беллинчиони , был первым, кто предположил, что Сесилия стояла так, как будто слушала невидимого говорящего. [27] Эта работа, в частности, демонстрирует мастерство Леонардо в изображении человеческих форм. Художник изобразил вытянутую руку Сесилии со множеством деталей, включая форму каждого ногтя, линии вокруг костяшек пальцев и даже то, как двигалось сухожилие ее согнутого пальца при сгибании. [25]
Недавнее исследование выдвигает на передний план и поддерживает еще одну, до сих пор мало изученную гипотезу: героический характер Катерины Сфорца , львицы Романьи, предлагается в качестве модели этого аллегорического изображения, в котором душевная сила и красота, приписываемые Амазонки в мифологии. [28] [29]
Горностай [ править ]

Животное, покоящееся на руках Сесилии, обычно называют горностаем . Комментаторы отметили, что он слишком велик, чтобы быть настоящим горностаем. [30] но его размер объясняется тем, что он носит в значительной степени символический характер. Историк искусства Люк Сайсон отмечает, что «натурализм здесь не главное; Леонардо создал мифического зверя, состоящего из нескольких животных, которых он нарисовал в это время». [10] Существует несколько интерпретаций значения горностая, и они часто используются в сочетании друг с другом. [30] [31] [32] Горностай в своей зимней шубе был традиционным символом чистоты и умеренности. [10] Считалось, что он скорее встретит смерть, чем испачкает свою белую шерсть. [32]
В старости Леонардо составил бестиарий , в котором записал: «Горностай из умеренности питается никогда не иначе как один раз в день, и он скорее отдаст себя в плен охотникам, чем убежит в грязной берлоге, чтобы не запятнать себя». его чистота». [33] Эту же мысль он повторяет и в другой заметке: «Умеренность обуздывает все пороки. Горностай предпочитает умереть, чем испачкаться». [34] Рисунок Леонардо пером и тушью ок. На картине 1490 года, хранящейся в музее Фицуильяма в Кембридже, изображен горностай, олицетворяющий эти идеалы, сдавшийся охотнику. [9] Также было отмечено, что горностай имел личное значение для Людовико Сфорца, поскольку он использовал его в качестве личной эмблемы, будучи назначенным Фердинандом I членом Ордена Горностая в 1488 году. [32] В качестве альтернативы, горностай может быть игрой слов на фамилии Сесилии: древнегреческий термин, обозначающий горностая или другие виды животных, похожих на ласку, - гале ( γαλῆ ) или гале ( γαλέη ). [31] Подобные аллюзии были особенно популярны в культуре Возрождения; [30] Сам Леонардо сделал нечто подобное в своей более ранней работе « Джиневра де Бенчи» , когда окружил Джиневру можжевеловым деревом , или «джинепро» по-итальянски. [35] Кристина Мочульска предполагает, что горностай соответствует значению горностая или ласки в классической литературе, где он связан с беременностью, иногда как животное, защищающее беременных женщин. Примерно во время создания картины было известно, что Сесилия беременна внебрачным сыном Людовико. [1]
Атрибуция [ править ]
Лишь в 20 веке ученые признали « Даму с горностаем» произведением Леонардо. [1] Атрибуция обусловлена стилем светотени , сложной деталью и типичным для Леонардо «созерцательным тоном». [36]
Знакомство [ править ]
«Даму с горностаем» можно с уверенностью отнести к первому миланскому периоду творчества Леонардо ( ок. 1482–1499 ). [37] В частности, ученые датируют картину 1489–1491 гг. [n 3]
Предыстория [ править ]
Исторический контекст [ править ]

В некоторой степени картина включает в себя традиционные черты итальянской портретной живописи 1430-1440-х годов; [10] окраска, например, особенно напоминает флорентийскую традицию кватроченто . [21]
Комиссия [ править ]
Натурщица была с достаточной уверенностью идентифицирована как Сесилия Галлерани, любовница работодателя Леонардо, Людовико Сфорца . [n 4]
Галлерани был членом большой семьи, которая не была ни богатой, ни знатной . Ее отец какое-то время служил при дворе герцога. На момент портрета ей было около шестнадцати лет, и она славилась своей красотой, ученостью и поэзией. [40] Примерно в шесть лет она вышла замуж за молодого дворянина из дома Висконти , но в 1487 году подала в суд на аннулирование брака по неизвестным причинам, и просьба была удовлетворена. Она стала любовницей герцога и родила ему сына даже после того, как он женился на Беатриче д'Эсте одиннадцатью годами ранее. [41] Беатрис была обещана герцогу, когда ей было всего пять лет, и вышла за него замуж, когда ей было шестнадцать, в 1491 году. Через несколько месяцев она обнаружила, что герцог все еще встречается с Галлерани, и вынудила герцога разорвать отношения, выдав ее замуж за графа. Людовико Карминати ди Брамбилла, также известный как Иль Бергамино. Молодожены переехали в Палаццо Карманьола в Милане. [42]
История [ править ]
Всегда было известно, что Леонардо написал портрет любовницы Людовико Сфорца. [37] Сесилия Галлерани, но « Дама с горностаем» оставалась неизвестной ученым почти до 20 века. [43] Картина была приобретена в Италии в 1798 году князем Адамом Георгием Чарторыйским , сыном Изабелы Чарторыйской Флемминг и князя Адама Казимира Чарторыйского , и включена в семейные коллекции Чарторыйских в Пулавах в 1800 году. Надпись в верхнем левом углу картины: ЛА БЕЛ ФЕРОНЬЕР. ЛЕОНАРД ДАВИНЧИ. , вероятно, был добавлен реставратором вскоре после прибытия в Польшу. [39] и до того, как фон был закрашен. [44] Чарторыйский ясно знал, что это Леонардо, хотя картина никогда не обсуждалась в печати; никаких записей о предыдущем владельце не существует. « Красавица Ферроньер» — это портрет Леонардо в Лувре, чья натурщица очень похожа на него; Чарторыйские считали этого натурщика тем самым. [45]

Картина широко путешествовала в XIX веке. Во время ноябрьского восстания 1830 года 84-летняя княгиня Чарторыйская спасла его перед вторгшейся русской армией, спрятала и отправила в 150 км на юг, во дворец Чарторыйских в Сеняве . [47] Вскоре после этого его перевели в место ссылки Чарторыйских в Париже, в отель «Ламбер» . Семья вернулась в Польшу в 1869 году и поселилась в Кракове . В бурные последствия немецкой оккупации Парижа в 1871 году и Коммуны семья привезла картину в Краков в 1876 году. [47] и музей открылся в 1878 году. Во время Первой мировой войны картина была перенесена в Gemäldegalerie Alte Meister. [48] в Дрездене на хранение, [49] вернувшись в Краков в 1920 году.
В 1939 году, предвидя немецкую оккупацию Польши, его снова перенесли в Сеняву. [47] но он был обнаружен и конфискован нацистами и отправлен в музей кайзера Фридриха в Берлине . В 1940 году генерал-губернатор Польши Ганс Франк увидел там картину и попросил вернуть ее в Краков, где она висела в его кабинете в Вавельском замке . В 1941 году оно было передано на склад других разграбленных произведений искусства в Бреслау . В 1943 году ее привезли обратно в Краков и выставили в Вавельском замке. [47] В конце Второй мировой войны он был обнаружен войсками союзников в загородном доме Франка в Шлирзее , Бавария , и был возвращен Польше в 1946 году. Он снова был выставлен на выставке в Музее Чарторыйских в Кракове. На протяжении середины-конца 20-го века эта работа путешествовала по миру больше, чем любая другая картина Леонардо: она выставлялась в Варшаве (1952), Москве (1972), Вашингтоне, округ Колумбия (1991/92), Мальмё (1993/94), Риме. /Милан (1998), Флоренция (1999). [1]
Работа оставалась выставленной в Музее Чарторыйских до тех пор, пока она не закрылась на реконструкцию в 2010 году. С мая 2017 по 2019 год она выставлялась в Национальном музее Кракова , недалеко от Старого города. Он вернулся в музей Чарторыйских для открытия музея 19 декабря 2019 года. [50]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Работа наиболее известна как « Дама с горностаем» ( итальянский : Dama con l'ermellino [ˈdaːma kon lermelˈliːno] ; польский : Dama z gronostajem ). Иногда его называют « Портретом Чечилии Галлерани» . [1] Портрет Неизвестной женщины , Дама с хорьком , [2] или Дама с куницей . [2]
- ↑ Сам Квятковский, однако, отметил, что они «возможно, были оставлены самим художником на заключительном этапе развития его работ и, как следствие, были стерты [закрашены] [...]». [20]
- ↑ Ученые датируют картину ок. 1489–1491 :
- Кемп (2019) : ок. 1491
- Марани (2003 , стр. 339): 1489–1490 гг.
- Сайсон и др. (2011 , стр. 111): гр. 1489–1490 гг.
- Цёлльнер (2019 , стр. 226): 1489/1490.
- ↑ Мартин Кемп заявляет, что «идентификация натурщицы на этой картине как Сесилии Галлерани достаточно надежна». [38] Дженис Шелл и Грациозо Сирони обсуждают развитие этой идентификации с тех пор, как она была впервые предложена в 1900 году. [39]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Цёлльнер 2019 , с. 226.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Оттино делла Кьеза 1967 , с. 101.
- ^ Палмер 2018 , с. 79.
- ^ «Дама да Винчи с горностаем среди «сокровищ» Польши – Событие – Culture.pl» . Культура.пл . Министерство культуры и национального наследия . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ «Польша заключила выгодную сделку на Леонардо да Винчи и другие произведения» . Новости Би-би-си . 29 декабря 2016 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Берендт, Джоанна (29 декабря 2016 г.). «Польша покупает коллекцию произведений искусства семьи Чарторыйских» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Леонардо да Винчи, 'Дама с горностаем' » . Национальный музей в Кракове (на польском языке). 2017 . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ стоило заплатить 100 миллионов евро «Почему за коллекцию с «Дамой с горностаем » ? Forbes.pl (на польском языке) . Проверено 17 января 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зёлльнер 2015 , с. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сайсон и др. 2011 , с. 113.
- ^ Педретти 2006 , с. 64.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сайсон и др. 2011 , с. 112.
- ^ Исааксон 2017 , с. 243.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Булл 1992а .
- ^ Bull 1992 , стр. 76 и далее.
- ^ Булл 1992 , с. 81.
- ^ Марани 2003 , с. 177.
- ^ Исааксон 2017 , с. 237.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Марани 2003 , с. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кларк 1961 , с. 54.
- ^ Кемп 2019 , с. 49.
- ^ Исааксон 2017 , с. 241.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 112–113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , стр. 243–244.
- ^ Палмер 2018 , с. 121.
- ^ Константино 2001 , с. 46.
- ^ Ксавье д'Эрувиль и Аврора Колье (2023). «Катерина Сфорца, львица Романьи, увековеченная Леонардо да Винчи в образе Дамы с горностаем?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ксавье д'Эрувиль и Аврора Колье (2023). «Миланский квест: «Великое произведение анонимного мастера итальянского Возрождения» » .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кемп 2019 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кларк 1961 , с. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Марани 2003 , с. 170.
- ^ Бек 1993 , с. 188. Бек добавляет: «художник оставил графическую запись в сопровождении своего письменного свидетельства — знаменитый «Портрет дамы с горностаем» (Коллекция Чарторыйских, Краков).
- ^ Бек 1993 , с. 191.
- ^ Зёлльнер 2015 , с. 20.
- ^ Веццози 1997 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сайсон и др. 2011 , с. 111.
- ^ Кемп, Мартин . «Дама с горностаем». Около 1492 года: Искусство в эпоху открытий . Вашингтон-Нью-Хейвен-Лондон. стр. 271f.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шелл и Сирони, 1992 год .
- ^ Борода 2018 , с. 26.
- ^ Кем была Сесилия Галлерани? Архивировано 1 октября 2018 г. в Wayback Machine , Барбара Фабьян и Пьетро К. Марани , заметки о выставке, 15 октября 1998 г.
- ^ Франческа Бонаццоли и Микеле Робекки, Портреты без масок: истории за лицами , Престель , Мюнхен, 2020. ISBN 9783791386201 , стр. 10–13.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 158.
- ^ Булл 1992 , с. 78.
- ^ Жигульский, Здзислав (2009). История Пулавских коллекций (на польском языке). Польша: Фонд князей Чарторыйских. стр. 198. ISBN. 9788391525050 .
- ^ «Архивы; Фотографии» . Фонд памятников мужчинам . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мучник 2003 .
- ^ «Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» » . Вавельский королевский замок . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года.
- ^ Стэнфорд 2011 .
- ^ «Краков вновь открывает музей Чарторыйских» . Thefirstnews.com . Проверено 17 января 2020 г.
Источники [ править ]
- Книги
- Борода, Ли (2018). 30-секундное великое искусство; От Мазаччо до Матисса: 50 произведений, изменивших наш взгляд на вещи . Айви Пресс. ISBN 9781782405528 .
- Кларк, Кеннет (1961). Леонардо да Винчи . Хармондсворт: Книги Пингвинов . OCLC 187223 .
- Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвин Классика мирового искусства. Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-14-008649-2 .
- Константино, Мария (2001). Леонардо . КНР. ISBN 9781856486163 .
- Исааксон, Уолтер (2017). Леонардо да Винчи . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-1-5011-3915-4 .
- Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк: Стерлинг . ISBN 978-1-4549-304-26 .
- Марани, Пьетро К. (2003) [2000]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5 .
- Палмер, Эллисон Ли (2018). Леонардо да Винчи: Справочник его жизни и творчества (Значительные фигуры мировой истории) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5381-1977-8 .
- Педретти, Карло (1982). Леонардо, исследование хронологии и стиля . Кембридж: ISBN Johnson Reprint Corp. 978-0-3844-5281-7 .
- Педретти, Карло (2006). Леонардо да Винчи . Суррей: Taj Books International. ISBN 978-1-8440-6036-8 .
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антони; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Лондон: Национальная галерея . ISBN 978-1-85709-491-6 .
- Веццози, Алессандро (1997). Леонардо да Винчи: Человек эпохи Возрождения . Новые горизонты . Перевод Бонфанте-Уоррена, Александры (под ред. английского перевода). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-30081-7 .
- Вассерман, Джек (1975). Леонардо да Винчи . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-0262-6 .
- Зёлльнер, Франк (2015). Леонардо (2-е изд.). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-0215-3 .
- Зёлльнер, Франк (2019) [2003]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Одеколон: Сумки. ISBN 978-3-8365-7625-3 .
- Журналы и статьи
- Бек, Джеймс (1993). «Сон Леонардо да Винчи». Искусство и история 14 (27): 185–198. дои : 10.2307/1483451 . JSTOR 1483451 .
- Браун, Дэвид Алан (1983). «Леонардо и идеализированный портрет в Милане». Арте Ломбарда . 64 (4): 102–116. JSTOR 43105426 .
- Булл, Дэвид (1992). «Два портрета Леонардо: «Жиневра де Бенчи» и «Дама с горностаем» ». Artibus et Historiae . 13 (25): 67–83. дои : 10.2307/1483457 . JSTOR 1483457 .
- Кемп, Мартин (февраль 1985 г.). «Леонардо да Винчи: наука и поэтический импульс». Журнал Королевского общества искусств . 133 (5343): 196–214. JSTOR 41373924 .
- Кемп, Мартин (2003). «Леонардо да Винчи» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T050401 . ISBN 9781884446054 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Шелл, Дженис; Сирони, Грациозо (1992). «Чесилия Галлерани: Дама Леонардо с горностаем». Искусство и история 13 (25): 47–66. дои : 10.2307/1483456 . JSTOR 1483456 .
- Онлайн
- Булл, Дэвид (1992a). «Леонардо: Дама с горностаем: Сохранение и научные исследования» . Художественные галереи. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 12 февраля 2009 г.
- Мучник, Сюзанна (1 апреля 2003 г.). «Интригующая история выживания» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 13 июля 2020 г.
- Стэнфорд, Питер (12 ноября 2011 г.). «Сможет ли «Дама с горностаем» превзойти «Мону Лизу» как любимую картину мира? . Лондон: Телеграф . Проверено 13 июля 2020 г.
- Уоллес, Марина; Кемп, Мартин . «Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем)» . Лондон: Университет искусств, Лондон . Проверено 22 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фабьян, Барбара; Марани, Пьетро К. (1998). Из Леонардо: Дама с горностаем [ Из Леонардо: Дама с горностаем ] (на итальянском языке). Милан: Сильвана. ISBN 978-88-8215-100-3 .
- Коллинсворт, Иден (2022). Что видел горностай: необыкновенное путешествие самого загадочного портрета Леонардо да Винчи . Нью-Йорк: Книги Даблдэй. ISBN 9780385546119 .
Внешние ссылки [ править ]
