Леда и лебедь (Леонардо)


История Леды и Лебедя была предметом двух композиций Леонардо да Винчи, примерно 1503–1510 годов. Ни одна из них не сохранилась в виде картин Леонардо, но существует ряд рисунков как его работы, так и копий маслом, особенно второй композиции, где стоит Леда .
Первая версия
[ редактировать ]Леонардо начал изучать в 1504 году картину, по-видимому, так и не созданную, изображающую Леду, сидящую на земле со своими детьми. Существуют три эскиза Леды Леонардо:
- Леда и лебедь , бумага, перо, тушь и размытый черный мел, 160 х 139 мм. 1503–1507, Коллекция Девоншира, Чатсуорт (на фото)
- Этюд для коленопреклоненной Леды , бумага, черный мел, перо, тушь, 126 х 109 см. 1503–1507, Музей Боймана Ван Бёнингена , Роттердам.
- Этюды «Леды и лошади» , бумага, черный мел, кисть и тушь, 1503–1507 гг., Королевская библиотека , Виндзор.
Было высказано предположение, что эскиз Леонардо Чатсуорта к «Леде и лебедю » (на фото), возможно, был вдохновлен Группой Лаокоона , древней скульптурой, обнаруженной в 1506 году: тело субъекта имеет аналогичный поворот; изгиб лебединой шеи напоминает гибкое тело змеи в руке Лаокоона; изнасилование Зевса вызывает сильную атаку змей; а ребенок рядом с коленом Леды похож на сына Лаокоона справа, у которого тоже сломано запястье. [1] Завершенная копия картины Стоящая на коленях Леда с детьми» Джампьетрино « хранится в Museumslandschaft Hessen Kassel , Gemäldegalerie Alte Meister , Кассель (ок. 1515/20, дерево, масло, 128 x 106 см).
Завершенная версия
[ редактировать ]
В 1508 году Леонардо написал другую композицию на тему, известную как «Леда и лебедь» , на которой была изображена обнаженная стоящая Леда, обнимающая лебедя, с двумя парами близнецов и их огромными разбитыми яичными скорлупами. Картина утеряна, вероятно, намеренно уничтожена, и в последний раз она была записана во французском королевском замке Фонтенбло в 1625 году Кассиано даль Поццо :
Стоящая фигура Леды, почти полностью обнаженной, с лебедем над ней и двумя яйцами, из разбитой скорлупы которых вылупляются четыре младенца. Эта работа, хотя и несколько суховата по стилю, изящно закончена, особенно в женской груди; а остальной пейзаж и растительный мир переданы с величайшей тщательностью. К сожалению, картина находится в плохом состоянии, поскольку она выполнена на трех длинных панелях, которые раскололись и откололи некоторое количество краски.
Картина известна по множеству копий, из которых самыми ранними, вероятно, являются « Спиридонская Леда» , возможно, написанная ассистентом студии и сейчас находящаяся в Уффици . [3] и работа Чезаре да Сесто в Уилтон-Хаусе в Англии. Другие копии Леонардески включают:
- Аноним, возможно, Фернандо Янез де ла Альмедина , Леда и Лебедь. Масло, панель, 51 5/8 х 30 дюймов (131,1 х 76,2 см). Художественный музей Филадельфии, США (ранее в коллекции Джона Дж. Джонсона, 1917 г.)
- Джампьетрино , Леда и лебедь , из собрания маркиза Гастингса.
- Джампьетрино, Венера и Амур , частное собрание, Милан.
- Венера и Амур , 16 век, масло, панель, Художественный музей Нового Орлеана , США
- Леда и лебедь , 16 век. Ранее в антикварном магазине в Лионе . Оригинал фотографии Жоржа Вермара хранится в Болонском университете.
Галерея
[ редактировать ]Исследования
[ редактировать ]- Этюд «Леды и лебедя» Леонардо, ок. 1504 [2]
- Этюд «Леды и лебедя» Леонардо, ок. 1504 [2]
- Этюд женской головы и прически к картине «Леда и лебедь» Леонардо , ок. 1506 [2]
Копии
[ редактировать ]- Леда и Лебедь , копия, приписываемая Иль Содоме , ок. 1510–1515. Дерево, темпера, Галерея Боргезе , Рим.
- Леда и лебедь , копия Чезаре да Сесто , 1515–1520 гг. Холст, масло, Уилтон-Хаус , Англия.
- Леда и лебедь , 16 век, масло, панель, Художественный музей Филадельфии, США.
- Венера и Амур Джампьетрино , . Частная коллекция, Милан.
- Джампьетрино. Леда и Лебедь . Из коллекции К. Гиббса, Лондон.
- Аллегория Венеры , Доменико Беккафуми (Доменико ди Джакомо ди Паче) или Лука Камбьязо? Музей искусств Нового Орлеана , США
См. также
[ редактировать ]- Список работ Леонардо да Винчи
- Джованни Баттиста Палумба , две гравюры которого одного и того же десятилетия параллельны, но не копируют Леонардо.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ↑ Рафаэль повторно использовал позу Леды для одной из фигур в своей «Афинской школе» . [2]
Цитаты
- ^ Джелберт, Ребекка: «Подражание мастерам?: Микеланджело и группа Лаокоона». Журнал Art Crime , выпуск 22 (осень/зима 2019), стр. 6 и 13, рис. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоллес, Роберт (1966). Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. стр. 127, 160, 161.
- ^ Фосси, Глория, стр. 402–3, Уффици: искусство, история, коллекции , Giunti Editore Firenze, Италия, 2004, ISBN 88-09-03676-X , 9788809036765 Книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Леонардо Да Винчи» . lairweb.org.nz .
- Мейер, Барбара Хохстетлер (1990). «Гипотетическая картина Леонардо «Леда и лебедь» ». Объявления Института истории искусств во Флоренции . 34 (3): 279–294. ISSN 0342-1201 . JSTOR 27653287 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Леонардо да Винчи: анатомические рисунки из Королевской библиотеки Виндзорского замка , полностью онлайн-каталог выставки в формате PDF из Метрополитен-музея, который содержит материалы о Леде и Лебеде (см. Указатель)