Джон Баптист Палумба

Джованни Баттиста Палумба , также известный как Мастер IB с птицей (или Птицей и т. д.), был итальянским гравёром, работавшим в начале 16 века, делавшим как гравюры , так и гравюры на дереве ; Обычно ему приписывают 14 и 11 из них соответственно. [1] Судя по всему, он приехал из северной Италии, но позже работал в Риме. [2] Он специализировался на предметах классической мифологии. [3] а также неизбежные религиозные темы. Несмотря на его относительно небольшую работу, он был утонченным художником, чей стиль претерпел ряд влияний и изменений, отражающих понимание течений в художественном стиле в начале Высокого Возрождения . [4] Подписанные гравюры обычно датируются примерно 1500–1511 гг. [5]
Его прежнее имя происходит от монограммы, которой подписано большинство его гравюр: инициалов IB, за которыми следует небольшое изображение птицы, похожей на голубя . Итальянское слово palumbo означает «голубь» (латинское название обыкновенного лесного голубя — Columba palumbus ), а на латыни инициал Джованни («Джон» на английском языке) — I , то есть Йоханнес . [6] Его не следует путать с Мастером IB, немецким гравером, работавшим в Нюрнберге ок. 1523–1530.

Ему также приписывают различные гравюры на дереве для книжных иллюстраций как до, так и после 1500-х годов, хотя все они отвергаются некоторыми, и его обычно считают автором рисунка в Британском музее, связанного с его гравюрой Леды и Лебедь со своими детьми .
Идентификация и известные биографические факты
[ редактировать ]Мастер ИБ с птицей был давно известен и внесен в каталог Барча . В 18 веке известный коллекционер гравюр Пьер-Жан Мариетт уже предположил, что монограмма скрывает имя с птичьим значением, такое как «Жоаннес Баптиста Палумбус». [8] а в 1923 году Артур Майгер Хинд предположил: «Многие думают о Пассери [воробей] или Уччелло [птица] как о возможных фамилиях». [9] В 19 веке художник из Модены по имени Джованни Баттиста дель Порто многие считали Мастером ИБ с птицей. В 1930-х годах Джеймс Байам Шоу, опубликовавший гравюры, подумал, что это может быть Якопо Рипанда , известный как художник и дизайнер антикварных гравюр из Болоньи , который смешался с римской гуманистической средой, которую отражают гравюры; Рипанда — итальянское название водоплавающей птицы. [10]
- Примеры монограммы
- Похищение Европы , см. ниже.
- Персонификация цыгана см. ниже.
- Леда и Лебедь с детьми см. ниже.

Вопрос был решен в 1936 году, когда Аугусто Кампана опубликовал глоссу в рукописи стихов Евангелисты Мадделени деи Капподиферро в Библиотеке Ватикана , в которой Палумба идентифицировался, ссылаясь на его гравюру « Леда и лебедь» , и эта идентификация теперь общепринята. [11] Кампана датировал эпиграмму на Леде 1503 годом, основываясь на последовательности в рукописи, но Конрад Оберхубер приводит доводы в пользу даты около 1508–1510 годов, основываясь на стиле самой гравюры и ее близости к датируемым гравюрам того периода Маркантонио. Раймонди . [12]
Отождествление Мастера ИБ с Птицей с Палумбой почти не принесло дополнительных биографических сведений, так как других документальных записей с этим именем нет. [13] В той же рукописи Ватикана Палумба приписывает нарисованный портрет сицилийского слуги, возможно, кардинала Джованни Колонны (1456–1508). Пьетро Паоло Палумба, опубликовавший в Риме гравюры, датированные 1559 и 1584 годами, называет себя «преемником Палумба Палумби». [14]
Экстраполируя стилистические влияния, видимые в гравюрах, можно предположить, что он имел опыт работы в Милане или Болонье или рядом с ними, при этом некоторые утверждают, что неподписанные книжные иллюстрации, гравюры на дереве, опубликованные там или в Салуццо между 1490 и 1503 годами, принадлежат ему. [15] Хинд считал, что одна ранняя гравюра «на фоне, напоминающем чернь , предполагает образование ювелира » и что «кажется опрометчивым догматизировать местонахождение столь эклектичного духа» [16] Ювелирное дело было обычным делом для граверов, поскольку эта техника впервые использовалась при работе с металлом и составляла часть их обычного обучения. За этим ранним периодом примерно в 1503 году последовал переезд в Рим; на одном гравюре изображены некоторые «капризы природы», о которых было известно здесь в 1503 году. [17] Предполагаемые даты его независимых гравюр заканчиваются примерно 1510 годом. [18] хотя портреты в Illustrium Imagines были бы сделаны несколькими годами позже, если бы они принадлежали ему.

Палумба также был предложен в качестве автора длинной серии воображаемых портретов в профиль известных людей в Андреа Фульвио » « Illustrium Imagines (1517 г.), хотя эта идея была отвергнута другими авторами. [19] Кампана предложил его как автора других книжных иллюстраций гравюр на дереве, опубликованных в Венеции и Сиене между 1521 и 1524 годами, хотя А. М. Хинд не согласился. Оберхубер заключает: «Кажется очевидным, по крайней мере, что примерно после 1510–1511 годов производство отдельных гравюр и гравюр на дереве Палумбой прекращается». [20]
Рисунок Леды и Лебедя с детьми в Британском музее приписывался Джорджоне , Содоме и «Анониму: Миланская школа», прежде чем приписывание Хинд Палумбе было общепринятым. Композиция очень похожа на гравюру того же сюжета (обратно), как по стилю, так и по настроению, хотя фон и мелкие детали в позах фигур различны. [21]
Принты и стиль
[ редактировать ]В этот период граверы обычно обрабатывали пластины по своим рисункам, и предполагается, что Палумба делал то же самое. И наоборот, как и многие или большинство дизайнеров гравюр на дереве, он, вероятно, не резал блоки сам; на некоторых из его гравюр на дереве есть другие инициалы, предположительно принадлежащие специалистам по резке блоков . [22] Похоже, он практиковал обе техники на протяжении всего периода гравюр с монограммами. [23] Есть единственная поздняя светотеневая гравюра Святого Себастьяна на дереве с одной линией и одним тональным блоком; для Италии это очень рано и «по-настоящему живописный» принт. [24]
Многие из гравюр, которые считаются относительно ранними, явно обязаны, особенно на пейзажном фоне, гравюрам Альбрехта Дюрера , особенно гравюрам последних пяти лет 15 века; они были широко распространены в северной Италии и оказали сильное и непосредственное влияние на многих гравёров. [25] Религиозные сюжеты в основном считаются ранними: гравюра « Распятие» на дереве имеет много общего с Андреа Солари картиной (ныне Лувр ), созданной в Милане в 1503 году. [26]
Помимо Дюрера, которого неизменно называют первым, упоминаются многие другие художники, оказавшие влияние: Андреа Мантенья , Николетто да Модена , Болонская школа в целом, Содома , Бальдассаре Перуцци , Франческо Франсия , [27] Маркантонио Раймонди , Андреа Соларио , венецианская скульптура, Чезаре да Сесто , Поллайуоло , Кристофано Робетта , Филиппино Липпи , Пинтуриккьо , Якопо Рипанда и Лука Синьорелли . [28] Оберхубер вторит Хинду, называя его «чрезвычайно эклектичным, но он всегда присваивает свои мотивы таким образом, что источники нелегко определить». [29] Его заимствования у Леонардо обсуждаются ниже. В свою очередь, Лео Стейнберг называет « Семью фавнов» самым ранним появлением мотива «подвешенной ноги» «в его канонической форме»; этот мотив, представляющий сексуальную близость, он прослеживает в более поздних работах Рафаэля и Микеланджело . [30]
Ряд гравюр следуют моде на изображение разновидностей гуманоидов классической мифологии в их семейной жизни, уже установленной Дюрером, Якопо де Барбари и другими. На отпечатках Палумбы изображены семейства тритонов , фавнов и сатиров , хотя на большинстве из них женщины и дети выглядят анатомически людьми. Эти и другие гравюры «отражают вкус к антиквариату, смешанный с чувством причудливого и деликатно прекрасного» Филиппино Липпи, Пинтуриккьо, Перуцци и Рипанды. [31] Его также интересуют трансформации Овидия два отпечатка Леды и другие отпечатки Европы : уносятся , а Актеон наполовину трансформируется.
Приблизительная хронология, предложенная Фридрихом Липпманом в статье 1894 года о гравюрах на дереве, осталась в значительной степени общепринятой, и Оберхубер довольствуется добавлением к ней гравюр. Отпечатки разделены на хронологические этапы или группы от А до Е. [32]
Его гравюры на дереве были описаны Марком Макдональдом как «одни из самых важных, созданных в Италии (Риме) в первые годы шестнадцатого века». [33] но большинство итальянских производителей самостоятельных гравюр (в отличие от книжных иллюстраций) предпочитали использовать гравюру. [34] Исключение составляет Тициан , который в эти годы экспериментировал с гравюрами на дереве (выполненными другими, но при его поддержке). Единственная связь между двумя художниками — необычный размер их гравюр на дереве. Вырезанная на цельном блоке картина размером 270 x 445 мм, Аталанта и Мелеагр, охотящиеся на калидонского вепря, представляет собой гравюру на дереве, граничащую с технической осуществимостью; в большинстве гравюр на дереве такого размера используется несколько блоков. Была мода, в основном в Германии, на еще более крупные гравюры на дереве, которые задумывались как фрески, либо приклеиваемые к стенам, либо крепящиеся на ткани, как китайские картины. [35]
- Распятие Христа , гравюра на дереве
- Благоразумие , или Предвидение , гравюра
- Похищение Европы , гравюра
- Диана и Актеон , гравюра на дереве.
- Семья фавнов, гравюра
- Вулканская ковка с Марсом, Венерой и Амуром, гравюра на дереве
- Мученичество Святого Себастьяна , гравюра
- Святой Иероним со львом
Леда и Леонардо
[ редактировать ]
Сюжет «Леда и лебедь» соответствовал вкусу Палумбы, и он гравировал его дважды; в то время это было модно, и многие художники создавали изображения. Первый сгруппирован в сцене D Липпмана, возможно, датируемый примерно 1508 годом, и изображает пару, с энтузиазмом занимающуюся любовью на фоне пейзажа. Вторая относится к этапу E, возможно, около 1510 года, и является одной из его последних и наиболее высоко оцененных гравюр. Рисунок Британского музея явно связан с гравюрой и «предположительно принадлежит руке Мастера И.Б.». [36]
Леда также была предметом забот Леонардо да Винчи , который также работал над «серией тем и вариаций на тему Леды и ее детей». [37] в центре двух композиций , примерно в период 1503–1510 гг.; в некоторых версиях обоих изображены дети. Ни одна из них не сохранилась в виде картин Леонардо, но существует ряд рисунков как его работы, так и копий маслом, особенно второй композиции, где стоит Леда. [38] Ни одна из композиций Палумбы не заимствована напрямую у Леонардо, но вторая «присвояет стилистические идеалы, созданные Леонардо». [39] и «в своей окончательной форме представляет собой гармоничное слияние Леонардо и Дюрера». [40] По словам Вазари , ученик Леонардо Чезаре да Сесто находился в Риме, вероятно, около 1508–1509 годов, что является одним из возможных путей очевидной осведомленности Палумбы о замыслах Леонардо. [41]
На рисунке фоном является группа деревьев и камней в стиле Дюрера, но на гравюре он заменен знаменитыми римскими руинами, известными как Храм Минервы Медики , на самом деле нимфеем , созданным в придуманной прибрежной обстановке. [42] На гравюре «обнаженная женская фигура в классическом стиле и сопровождающие ее путти [дети] выстраиваются в своего рода плотно сплетенную пирамидальную конфигурацию, повсеместно связанную с принципами итальянского дизайна Высокого Возрождения ». [43]
- Леда и Лебедь , гравюра
- Леда и Лебедь с детьми , гравюра
- Леонардо да Винчи , Этюд коленопреклонённой Леды , рисунок
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оберхубер, 440; Цукер, 74 года и примечание. Есть незначительные расхождения: оба из них отвергают гравюру Венеры и Купидона .
- ^ Цукер, 74–75.
- ^ Оберхубер, 442.
- ^ Хинд (1935), 440; Сахарная, 75
- ^ Оберхубер, 445; Цукер, 75 лет; В биографических подробностях БМ указано «1500–1520», а для отдельных гравюр – 1500–1510 или –1515.
- ^ Оберхубер, 440; Ландау, 102
- ^ Макдональд, 112
- ^ Оберхубер, 440
- ^ Хинд (1923)
- ^ Оберхубер, 441; БМ; Ландау, 100; Хинд (1935), 439–440; Цукер, 74 года
- ^ Оберхубер, 440–441 - В рукописи даны прозвища различным персонажам, настоящие имена указаны в примечаниях на полях. Была эпиграмма «О Леде», напечатанная Даресом, с именем Палумбы на полях; БМ
- ^ Оберхубер, 441
- ^ Цукер, 74 года.
- ^ Оберхубер, 440
- ^ Оберхубер, 440–443.
- ^ Хинд, 1923, 60; печать
- ^ Оберхубер, 440
- ^ Оберхубер, 452.
- ^ «Нет ни единого письменного или печатного исходного материала, который связывал бы Джованни Баттисту Палумбу с портретами в Illustrium Imagines Андреа Фульвио. Нам остается вопрос, как историк искусства может связать аэрированный стиль Палумбы в больших картинах. с плотными черно-белыми схематичными портретами в Illustrium Imagines...", Нумизматический циркуляр Спинка, том 108, 2000 г.
- ^ Оберхубер, 445
- ^ Оберхубер, 450–453; Цукер, 75 лет; Британский музей, рисунок
- ^ Хинд (1935), 442
- ^ Оберхубер, 443–445.
- ^ Оберхубер, 444, цитируется; Хинд (1935), 442; Ландау, 150–153.
- ^ Оберхубер, 441–442, 446; Хинд (1935), 440; Макдональд, 110 лет; Цукер, 75 лет
- ^ Оберхубер, 442; Хинд (1935), 443; картина
- ^ Прайс (1923), 60; Цена (1935), 440
- ^ Оберхубер, 441–442.
- ^ Оберхубер, 442.
- ^ Стейнберг, Лео . «Флорентийская Пьета Микеланджело: недостающая нога». Художественный вестник , вып. 50, нет. 4, 1968, (стр. 343–353), с. 350, JSTOR .
- ^ Оберхубер, 442–443.
- ^ Оберхубер, 443–445.
- ^ Макдональд, 110
- ^ Энтони Гриффитс, Гравюры и эстампы , с. 20, 1996, British Museum Press, 2-е изд., ISBN 0-7141-2608-X
- ^ Ландау, 150, 231–237, 300.
- ^ Цукер, 74–75 (цитируется 75); Оберхубер, 444
- ^ Цукер, 75 лет.
- ^ Оберхубер, 450–451.
- ^ Оберхубер, 445 (цитируется), 450
- ^ Цукер, 75 лет.
- ^ Оберхубер, 450–451.
- ^ Цукер, 75 лет; Оберхубер, 452
- ^ Цукер, 75 лет.
Ссылки
[ редактировать ]
- «BM»: Британский музей, «Джованни Баттиста Палумба (Биографические подробности)».
- А. М. Хинд (1923), «История гравюры и офорта» , 1923, Houghton Mifflin Co., переиздано Dover Publications, 1963, ISBN 0-486-20954-7
- А. М. Хинд (1935), «Введение в историю гравюры по дереву» , том II, 1935, Houghton Mifflin Co., переиздано Dover Publications, 1963, ISBN 0-486-20953-9
- Ландау, Дэвид и Паршалл, Питер. Печать эпохи Возрождения , Йель, 1996 г., ISBN 0-300-06883-2
- Макдональд, Марк, Фердинанд Колумб, коллекционер эпохи Возрождения , 2005, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2644-9
- Оберхубер, Конрад, в: Джей А. Левинсон (редактор). Ранние итальянские гравюры из Национальной галереи искусств , Национальная галерея искусств, Вашингтон (Каталог), 1973, LOC 7379624.
- Цукер, Марк Дж., в К.Л. Спангеберге (редактор), Шесть веков мастер-принтов , Художественный музей Цинциннати, 1993, ISBN 0-931537-15-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. М. Хинд , «Ранняя итальянская гравюра», том V, 1948 (в каталоге 16 номеров)