Диана и Актеон

Миф о Диане и Актеоне можно найти в Овидия » «Метаморфозах . [ 1 ] В сказке рассказывается о судьбе молодого охотника по имени Актеон , который был внуком Кадма , и его встрече с целомудренной Артемидой , известной римлянам как Диана , богиня охоты. Последняя обнажена и наслаждается купанием в источнике с помощью эскорта нимф, когда на сцену невольно натыкается смертный мужчина. Нимфы вскрикивают от удивления и пытаются прикрыть Диану, которая в порыве смущенной ярости обливает водой Актеона. Он превращается в оленя с пятнистой шкурой и длинными рогами, лишается способности говорить и после этого в страхе убегает. Однако вскоре его собственные собаки выслеживают его и убивают, не узнав своего хозяина. [ 2 ]
Искусство
[ редактировать ]
Эта история стала очень популярной в эпоху Возрождения. Чаще всего показывалась сцена, в которой Актеон удивлял Диану, но иногда также показывали его трансформацию и смерть. Тициан написал первые две сцены в двух своих величайших поздних поэмах для Филиппа II Испанского : «Диана и Актеон» и «Смерть Актеона» . Последнее фактически показывает, что трансформация все еще продолжается; как и на многих изображениях, голова изображена трансформированной, но большая часть тела остается человеческой. Реже Актеон полностью преображается, когда его ловят собаки. История была популярна на итальянской майолике эпохи Возрождения .
В Мэтью Барни фильме «Редут» 2019 года, действие которого происходит в Пилообразных горах американского штата Айдахо , и сопровождающей его передвижной художественной выставке, происходящей в Художественной галерее Йельского университета, миф пересказывается художником и режиссером с помощью проспектов, созданных им самим. [ 3 ]
Миф о Диане и Актеоне также глубоко вдохновил французского режиссера театра и кино, писателя и художника Жана Мишеля Брюйера и его коллектив LFKs, которые сняли серию из 600 короткометражных и «средних» фильмов, интерактивную инсталляцию на 360° Si poteris narrare licet. («если вы можете говорить об этом, то вы можете это сделать») [ 4 ] в 2002 году — 3D-инсталляция на 360° «Рассеивание Сына» . [ 5 ] (с 2008 по 2016 год) и спектакль на открытом воздухе «Пасторальная жестокость» (2000), посвященный мифу о Диане и Актеоне.

Балет
[ редактировать ]Истоки Па-де-де Дианы и Актеона, дивертисмента , созданного для версии «Эсмеральды» 1935 года, лежат в двух более ранних балетных постановках. Первым из них был «Царь Кандавл» или «Король Кандавле» , премьера которого состоялась в 1868 году в Императорском Русском балете в Санкт-Петербурге. [ 6 ] На основе истории, рассказанной Геродотом в его «Истории», [ 7 ] этот четырехактный балет, поставленный Мариусом Петипа на музыку Чезаре Пуни , включал па-де-труа для танцоров, изображающих Диану, римскую богиню луны, охоты и целомудрия; Эндимион, прекрасный пастырь и сатир. В этом дивертисменте рассказывалось о поэтической встрече, в которой Диана (или Селена, другое имя богини луны) посмотрела сверху на спящего юношу, спустилась на землю, поцеловала его и влюбилась. [ 8 ] В постановке начала ХХ века Анна Павлова была среди тех, кто танцевал Диану, а Вацлав Нижинский выступил в роли Сатира. [ 9 ] В 1917 году Джордж Баланчин , тогда Баланчивадзе, с Лидией Ивановой в роли Дианы и Николаем Ефимовым в роли Эндимиона. роль Сатира также танцевал [ 10 ]
В 1886 году Петипа включил новое па-де-де , положенное на музыку Риккардо Дриго Пуни , в свою постановку «Эсмеральды» для Мариинского балета. [ 11 ] [ 12 ] как стал называться Имперский Русский балет. Это па-де-де было основано на греческом мифе об Артемиде (предшественнице римской Дианы) в ее аспекте девственной богини охоты и Актеоне, фиванском герое. Согласно «Метаморфозам» Овидия, Актеон на охоте наткнулся на Артемиду, когда она купалась в источнике. Возмущенная и смущенная тем, что он увидел ее обнаженной, она наказала его, лишив его дара речи и превратив в оленя с рогами и лохматой шерстью. В форме оленя он был растерзан собственными охотничьими собаками, а Артемида довела его до бешеной ярости.
В 1935 году Агриппина Ваганова поставила новую постановку «Эсмеральды» для Кировского балета в Ленинграде. [ 13 ] [ 14 ] как тогда назывались компания и город. Она создала новое, бравурное па-де-де для Дианы и Актеона, соединив имена скромной римской богини и незадачливого греческого охотника. в значительной степени отказалась от известной истории об Актеоне Она включила несколько эффектных «оленьих прыжков» для танцора, но при создании этого дивертисмента и вместо этого поставила восторженный танец для двух влюбленных на музыку Пуни. Диану считают прекрасной богиней луны и охоты, обычно одетой в тонкий красный хитон и с маленьким золотым бантиком; Актеон изображается сильным, красивым, смертным юношей, одетым в короткий хитон или набедренную повязку. На премьере Диану танцевала Галина Уланова, а Актеона – Вактанг Чабукиани. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Книга III, против 138 и далее .
- ^ Овидий. Метаморфозы , перевод А.Д. Мелвилла (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1986, 2003).
- ^ Фараго, Джейсон (21 марта 2019 г.). «Зажигалка: Мэтью Барни возвращается в школу и возвращается домой» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Что такое современное искусство? Терри Смит. 10 августа 2012 г. Издательство Чикагского университета. п. 173-81, 186
- ^ « Рассеяние Сына » . Фестиваль STRP в Эйндховене . Январь 2011.
- ^ Хорст Кеглер , Краткий Оксфордский словарь балета (Oxford University Press, 1976).
- ^ Геродот, Истории, перевод Робина Уотерфилда (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2008).
- ^ Томас Булфинч, Мифология Булфинча: Эпоха басен, под редакцией Нормы Лорре Гудрич (Нью-Йорк: Plume Books, 1995).
- ^ Бронислава Нижинская, Бронислава Нижинская: Ранние мемуары (Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1983).
- ^ Фонд Джорджа Баланчина, «Роли, исполняемые Баланчиным» в онлайн-каталоге Баланчина, http://balanchine.org . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ Линкольн Кирстейн, «Эсмеральда», в книге « Движение и метафора: четыре века балета» (Нью-Йорк: Питман, 1970).
- ^ Мариус Петипа, Дневники Мариуса Петипа, переведенные и отредактированные Линн Гарафола, «Исследования по истории танца», том. 3.1 (весна 1992 г.).
- ^ Vera Krasovskaya, Agrippina Iakovlevna Vaganova (Leningrad, 1989).
- ^ Кирштейн, «Эсмеральда» (1970).
- ^ «Па-де-де Дианы и Актеона», веб-сайт Американского театра балета, https://www.abt.org/ballet/diana-and-acteon/ . Проверено 10 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]