в Агиосорите



Панагия Агиосоритисса или Агиосоритисса (греч. Ἁγιοσορίτισσα) — это название типа иконы Марии , изображающей Марию без ребенка, слегка сбоку с обеими руками, поднятыми в молитве. Этот тип известен на латыни как Мария Адвоката .
Имена
[ редактировать ]Имена, использованные для иконы, «Агиосоритисса» и, по-русски, Халкопратиская (Халкократийская), происходят от церкви Святой Урны (греч. Ἁγία Σορός, в отношении урны, содержащей Пояс Богородицы ) в константинопольской . Халкопратии (греч Χαλκοπρατεῖα, «медный рынок») район. [ нужна ссылка ]
На английском языке этот тип также известен как Мадонна-Защитница (молитвенный жест, интерпретируемый как акт заступничества за верующих).
История
[ редактировать ]Название Ἁγιοσορίτισσα впервые встречается на византийских печатях XI века и, по всей видимости, отчеканено на монетах, изготовленных при Мануиле I Комнине ( годы правления 1143–1180 ).
Этот тип был широко распространен в Византийской империи и на Балканах, но в меньшей степени в России.
Примеры
[ редактировать ]Известно, что такая икона находилась в базилике Святого Димитрия в Фессалониках в VI веке, но была утеряна во время византийского иконоборчества .
Ранневизантийская икона (7 век?) сохранилась в церкви Санта-Мария-дель-Росарио на Монте-Марио в Риме. [ 1 ]
Мадонна ди Сант-Алессио в базилике Святых Бонифачо и Алексия на Авентинском холме в Риме также относится к этому типу.
Ранним русским примером является Боголюбовская Богородица (XII век). В церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата в Риме есть икона этого типа XIII века.
В сокровищнице Базилики Богоматери в Маастрихте доска XI века имеется украшенная эмалью мемориальная , предназначенная для реликвария , на которой изображено изображение Панагии Агиосоритиссы . Высококачественная эмаль очень красочна в оттенках синего, зеленого, красного, желтого и белого, подчеркнутых тщательно выверенными золотыми перегородчатыми узорами. Изделие было изготовлено в прекрасной императорской мастерской, находившейся в Константинополе. Черты лица Марии подчеркнуты золотыми перегородчатыми очертаниями. Она изображена в темно-синем мафорионе , со сложенными в молитве руками и лицом, обращенным к Иисусу. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ранее в Сан-Агата-ин -Трастевере , переехал в Сан-Систо-Веккьо и, следовательно, также известен как «Мадонна Сан-Систо», и, наконец, в Санта-Мария-дель-Росарио в 1931 году. [ нужна ссылка ]
- ^ Рэпсон, Люси Дж; Фолда, Ярослав (28 июля 2015 г.). Византийское искусство и итальянская панно: Богородица с младенцем Одигитрией и искусство хризографии . ISBN 9781107010239 .
Источники
[ редактировать ]
- O. E. Etingof, Агиосоритисса , Православная энциклопедия vol. 1 (2000), p. 254. (in Russian)
- Дэвид Латуд, «Святилище Богородицы Халкопратии», Echos d'Orient 23 (1924), 36–62.
- Томмазо Бертеле, «La Vergine aghiosoritissa в византийской нумизматике», Revue des études vizantines 16 (1958), 233f.
- М. Андалоро, "Заметки на иконографические темы Деисуса и Агиосоритиссы", Рив. Национального института археологии и истории искусств 17 (1970), 85–130.