Jump to content

Джатра (театр)

Театрализованное представление Джатра

Джатра (происхождение: Ятра означает шествие или путешествие , что на санскрите ) [1] — популярный народный театр в форме бенгальского театра , распространенный в большинстве бенгальскоязычных регионов Индийского субконтинента , включая Бангладеш и индийские штаты Западная Бенгалия , Ассам , Одиша и Трипура. [1] [2] [3] [4] , насчитывалось около 55 трупп Читпур По состоянию на 2005 год в старом районе Калькутты Джатра, -роуд , и в целом «джатра» представляет собой индустрию с оборотом 21 миллион долларов в год, которая выступает почти на 4000 сценах только в Западной Бенгалии. [5] где в 2001 году в более чем 300 компаниях работало более 20 000 человек, что больше, чем в местной киноиндустрии и городском театре. [6]

Слово джатра означает путешествие или путешествие. Происхождение джатры , по сути, формы музыкального театра, традиционно связывают с возникновением Шри Чайтаньи , движения Бхакти в котором Чайтанья сам играл Рукмини в спектакле « Рукмини Харан» («Похищение очаровательной Рукмини») из . жизни Кришны история, первое определенное представление этого театрального зрелища. Представление, продолжавшееся всю ночь в 1507 году нашей эры, [7] было описано в «Чайтанья-Бхагавате» Чайтаньи, , житии написанном учеником Вриндавана Даса Тхакура . [8] Хотя есть свидетельства существования формы пения под названием «чарья», которая была популярна между 9 и 12 веками в Бенгалии, которая существовала в Одише одновременно как популярная форма «чарья падас». [9] Представления Джатры напоминают Наутанки в Уттар-Прадеше , Тамашу в Махараштре и Бхавай в Гуджарате .

Хотя его родиной является религиозный ландшафт, изобилующий различными движениями бхакти в индуизме , к концу 19-го века он был заменен морально-дидактическим содержанием и в конечном итоге стал светским, когда он получил доступ в городские театры авансцены во время Бенгальского Возрождения . Выживание этой формы в течение такого обширного периода быстро меняющейся социальной среды при одновременном обслуживании гетерогенной аудитории объясняется ее врожденной податливостью и способностью адаптироваться к меняющейся социальной динамике, благодаря чему она остается не только актуальной и живой, но и процветает. [10]

Джатра выступления

[ редактировать ]
Плакаты Джатры в Калькутте , уникальный образец местного поп-арта

Джатры обычно представляют собой эпические четырехчасовые пьесы, которым предшествует музыкальный концерт, часто длящийся час, используемый для привлечения публики. Само драматическое представление представляет собой обильно перемежающиеся драматические монологи, песни и дуэтные танцевальные номера на народные мелодии, которые часто служат переходами между сценами, а иногда и обозначают завершение действия. Спектакли Джатры обычно разыгрываются на открытых со всех сторон сценах на открытых аренах. На сцене часто было минимальное количество мебели или реквизита или вообще не было их, она скорее рассматривалась как нейтральное пространство, которому можно было придать значение, соответствующее сцене. Эта техника продолжалась даже тогда, когда джатра начала исполняться в театрах авансцены . Декорации, реквизит и освещение появились намного позже, когда в конце 19 века он начал взаимодействовать с западным театром, когда городская образованная молодежь начала присоединяться к традиции джатры . [2]

Актерский состав преимущественно мужской, участники которого исполняют и женские роли, хотя с XIX века к актерскому составу стали присоединяться женщины-актеры. Актеры часто присоединялись к труппам в молодом возрасте, продвигались вверх по иерархии ролей, стремятся к виртуозной игре, и их оценивают по вокальному мастерству, поскольку это определяет их способность захватить большую аудиторию громкими диалогами и импровизированными диалогами. . Современная версия джатры включает громкую музыку, резкое освещение и драматический реквизит, который разыгрывается на гигантских открытых сценах, а актеры нанимаются на сезон по письменным контрактам. Иногда вокруг сцены строят пандусы и используют их для создания драматических эффектов, как в Кабуки пьесах . Джатры часто очень мелодраматичны, с сильно стилизованной подачей и преувеличенными жестами и речами. Музыка является ключевым элементом джатры , ее подбору уделяется большое внимание, создаются и включаются популярные мелодии. Музыканты сидят по обе стороны сцены, неся Дхолака , пахаваджа. , фисгармония, табла , флейта, цимбалы, трубы, бехала (скрипка) и кларнет — все это используется для усиления общего драматического эффекта и без того бешеных представлений, плюс большая часть пения исполняется самими актерами. Многие песни были основаны на классических рагах . [11] Типовым персонажем, уникальным для джатры и являющимся частью большинства представлений джатры даже сегодня, является аллегорическая фигура по имени Бибек или Вивек (Совесть); он выполняет функцию морального хранителя, комментируя действия актеров и их последствия, иногда развивает чувства разных персонажей и часто выходит на сцену без предупреждения и представляет альтернативную или философскую точку зрения, и все это делается посредством пения. то, что делает хор в греческой трагедии . Как и Совесть, персонаж по имени Нияти (Судьба), которого часто играет женщина, комментируя сцену, предсказывает или предупреждает актеров о надвигающихся опасностях. Еще одной отличительной особенностью джатры является то, что пьесы начинаются с кульминации, приема, используемого для привлечения внимания публики. [2] [12] [13] Сезон джатры начинается осенью, примерно в сентябре, около Дурга Пуджи , начала сезона сбора урожая, когда странствующая труппа отправляется во внутренние сельские районы, и заканчивается до наступления сезона дождей и начала сезона посадки, примерно в июне. Выступления джатр являются обычным явлением после праздников и религиозных мероприятий, церемоний в традиционных домах и ярмарок по всему региону, куда эти труппы приглашаются заранее. [14]

Недавнее происхождение джатры можно проследить до подъема вайшнавизма и движения бхакти , особенно в кришнаизме , в 16 веке, движимого приходом мистика Чайтаньи Махапрабху . Кришна -джатра возникла благодаря религиозному пению и танцам последователей движения Кришна-бхакти, вдохновленным Раслилой и драматической поэзией, такой как «Гита Говинда», написанная Джаядевой в 12 веке, и Шрикришна киртан» Чандидаса « в 15 веке. Историки также упоминают о существовании «Ната Гиты» , оперной народной драмы средневековой Бенгалии, наполненной пением, танцами и музыкой без диалогов, которая послужила ранней моделью Кришна Джатры . [7]

В эпоху, когда в Бенгалии не было театров или стационарных сцен, джатра развилась в джатры или религиозные шествия (ятры) преданных, которые перемещались из одного места в другое, распевая и танцуя под мелодии киртана или религиозных песен, часто среди них были художники, искусные в пении и танцах, которые часто разыгрывали сцены из мифологии. Позже эти труппы нашли место на движущихся картинах , которые стали частью процессий, организуемых в особых случаях, таких как Ратха Ятра . Постепенно эти небольшие пьесы стали разыгрываться и в конце шествий, и на открытых аренах, известных как асар по-бенгальски, окруженных людьми со всех сторон. Со временем эти сцены под открытым небом стали основой этих пьес, хотя название осталось за жанром; и по мере своего развития он впитал в себя все распространенные народные традиции музыки, танца и пения, будь то Джумур, Гамбхира, Гаджанган или Панчали, чтобы создать новый образец народного театра в ближайшие столетия. [15] [16]

Актер - джатра готовится к выступлению « Сандербанс» .

После Чайтаньи его последователи, такие как Рамананда Рай и Рупа Госвами, писали пьесы, основанные на жизни Шри Кришны, и многие из них также получили королевское покровительство, например, от царя Пури Пратапрудрадевы, что помогло этой форме развиваться дальше. Постепенно это переросло в постановки традиционных мифологических пьес с сюжетами о Раме ( Рам-джатра ), Сите, Кришне и Шиве ( Шив-джатра ), взятыми из Рамаяна , Махабхараты , Пуран , различных исторических сказок и фольклора. Вскоре эта форма была принята приверженцами других культов Бхакти, например, преданные Чанди привели «Чанди Мангал» , повествовательную поэму Мукунды Чакраварти, чтобы положить начало Чанди Джатре , миф о Бехуле породил Бхасан Джатру , а миф о змее Манаса принял форму Бисахара Ятра [17] [18]

Движение джатра часто постепенно переместилось в городские районы и даже принесло литературные произведения сельским массам, которые в то время были преимущественно неграмотными. Это означало, что сюжет, сюжетная линия и повествование оставались простыми и дидактическими . [19] Еще одним событием, произошедшим в XIX веке, стал отход от музыкального формата «Кришна-джатра» , поскольку были введены танцы, которые должны были стать основными в ближайшие годы, а прозаические диалоги и верлибрная речь вскоре вторглись в этот традиционный театральный формат, дав поднимитесь к Натун Джатре , или Новой Ятре. [7] [20] Еще одной новой тенденцией в джатре в этот период было введение светских тем в традиционно религиозном театре.

В начале 20-го века, с началом движения за независимость Индии , джатра, которая уже пережила свой художественный пик и пик популярности в предыдущем столетии, теперь снова развилась с изменением индийской среды. Он взял на себя политическую тематику и стал средством политической сатиры и протеста и назывался свадеси джатра . Он начал отражать рост социального и политического сознания и изображал самые разнообразные социальные темы: от движения Махатамы Ганди против неприкасаемости до движения ненасилия в ближайшие десятилетия, многие пьесы джатры противостоят колониалистским идеологиям, угнетению и восхваляют патриотов. были даже запрещены британцами. [12] Это было также время, когда коммунизм укоренялся в Бенгалии, и джатры все чаще инсценировали жизнь Ленина и изображали коммунистические идеологии и мысли. [6] Во время Второй мировой войны Ассоциация индийских народных театров (IPTA) использовала джатру , чтобы заручиться поддержкой Коммунистической партии среди союзников , когда Германия вторглась в Россию. Даже после войны такие известные режиссеры, как Утпал Датт, продолжали использовать элемент джатры в городском театре IPTA, как и Сомбху Митра со своей труппой Бохурупи . [21] Когда этот вид искусства вместе со своими исполнителями отправился в регион Трипура , он породил драму Кокборок среди говорящего на кокборок населения региона.

С подъемом западного театра в Бенгалии он приобрел темы политического протеста и социального радикализма и, наконец, потерял дурную славу в послевоенную эпоху, особенно после появления радио и телевидения и подъема престижной театральной индустрии, хотя и продолжался. существовать в сельской местности. Джатра осталась живой традицией музыкального театра, и некоторые из популярных песен джатры были записаны и стали популярными бенгальскими песнями, что еще раз расширило аудиторию, а сценарии старых джатр нашли свое отражение в книгах, а газеты начали резервировать место для джатры. обсуждения . [22]

Это возрождение, наблюдаемое в последние десятилетия, началось в начале 1960-х годов, когда различные театральные группы экспериментировали с формой джатры и начали привлекать серьезных покровителей театра наряду с официальным признанием. В 1961 году в Калькутте был организован первый фестиваль джатры , и с тех пор каждый год, а в 1968 году Фанибхусан Бидьябинод стал первым исполнителем джатры , получившим премию Сангит Натак Академи . Раньше большинство компаний- джатр принадлежало актерам-менеджерам или певцам, сегодня большинство из них принадлежат предприятиям и более склонны к коммерциализации, как по содержанию, так и по представлению. Даже сегодня стиль подачи в большинстве случаев по-прежнему вдохновлен региональными кинотеатрами и телевизионными сериалами, что часто отражается в рискованном содержании. [1] [2] [3] Тем не менее, в рамках жанра музыкального театра джатра остается весьма адаптируемой и быстро развивающейся формой. Некоторые джатры сегодня выбирают современные новостные события, такие как взрывы в Лондоне, 11 сентября или война в Ираке, а также освещают местные проблемы. Кроме того, поскольку постановки часто ставятся в течение месяца, что является явным преимуществом перед театром и кино, джатры остаются актуальными, опираясь на современные образы населения, например, когда Пхулан Деви стала печально известной в 80-х годах, пьеса, поставленная под тем же названием, приобрела огромную популярность. не говоря уже о больших доходах. [17]

  1. ^ Jump up to: а б с Джатра Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка , Питер Дж. Клаус, Сара Даймонд, Маргарет Энн Миллс. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, 2003 г. ISBN   0-415-93919-4 . Страница 307 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Джатра Кембриджский путеводитель по азиатскому театру Джеймса Р. Брэндона, Мартина Бэнхэма. Опубликовано издательством Кембриджского университета, 1997 г. ISBN   0-521-58822-7 . Стр. 89-91 .
  3. ^ Jump up to: а б Восточные регионы Мировая энциклопедия современного театра , Дон Рубин, Чуа Су Понг, Рави Чатурведи. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, 2001 г. ISBN  0-415-26087-6 . Page 133 .
  4. ^ Jatra Britannica.com .
  5. ^ Джатра 2 BBC News , 2005.
  6. ^ Jump up to: а б Индийский театр Ятра : театр происхождения, театр свободы , Ральф Ярроу. Опубликовано Рутледжем, 2001 г. ISBN  0-7007-1412-X . Page 84 .
  7. ^ Jump up to: а б с Джатра История индийского театра: Лока Ранья Панорама индийского народного театра Манохара Лакшмана Варадпанде. Опубликовано Abhinav Publications, 1987. ISBN   81-7017-278-0 . Страница 198 .
  8. ^ Джатра - Народный театр Индии Балванта Гарги
  9. ^ Джатра Национальный портал Индии .
  10. ^ Джатра Энциклопедия мировой музыки Garland , Элисон Арнольд. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, 2000 г. ISBN   0-8240-4946-2 . Страница 488 .
  11. ^ Танцевальная драма - Ятра- искусство Индии: архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец и ремесла , Кришна Чайтанья. Опубликовано Abhinav Publications, 1987. ISBN   81-7017-209-8 . стр. 79 .
  12. ^ Jump up to: а б Индия – Джатра Всемирная энциклопедия современного театра: Азиатско-Тихоокеанский регион Дона Рубина. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, 2001 г. ISBN   0-415-26087-6 . Стр. 133-134 .
  13. ^ Джатра, Бангладеш, Индия Действуя: Энциклопедия традиционной культуры , Бет Оснес, Сэм Гилл. Опубликовано ABC-CLIO, 2001 г. ISBN   0-87436-795-6 . Страница 164 .
  14. ^ Театральные формы Индии - Джатра. Архивировано 15 мая 2013 г. в Wayback Machine Центре культурных ресурсов и обучения , правительство. Индии . .(CCRT)
  15. ^ Ятра Энциклопедия индийской литературы Мохана Лала, разные. Опубликовано Сахитья Академи , 1992 г. ISBN   81-260-1221-8 . Страница 4634 .
  16. ^ История современной бенгальской литературы: девятнадцатый и двадцатый века. Аситкумар Бандиопадхьяя. Опубликовано Агентством современной книги, 1986 г. Стр. 125–126 .
  17. ^ Jump up to: а б Джатра История индийского театра: Лока Ранья Панорама индийского народного театра Манохара Лакшмана Варадпанде. Опубликовано Abhinav Publications, 1987. ISBN   81-7017-278-0 . Страница 197 .
  18. ^ Бхаттачарья, Асутош (1965). «Змей как народное божество в Бенгалии». Азиатское фольклористика . 24 (1): 10. дои : 10.2307/1177595 . JSTOR   1177595 . Основная бенгальская история о змеях или повествование о Чанде Садагаре в его различных формах ... была принята для народного развлечения: а именно, Бхасан Ятра, популярная драма;
  19. ^ Народный театр: Ятра
  20. ^ Джатры - Огненные драмы, завораживающие диалоги indiaprofile.com .
  21. ^ Джатра Поп-культура Индии!: СМИ, искусство и образ жизни , Аша Касбекар. Опубликовано ABC-CLIO, 2006 г. ISBN   1-85109-636-1 . Страница 44 .
  22. ^ Музыка восточной Индии: вокальная музыка на бенгали, ория, ассамском языке и манипури, с особым акцентом на бенгали , Сукумара Рай, опубликовано Firma KL Mukhopadhyay, 1973. Страница 58 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aec4601228524785306ab4ec40c6a23c__1715324220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/3c/aec4601228524785306ab4ec40c6a23c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jatra (theatre) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)