Jump to content

Фестиваль

Тамаша ( маратхи : तमाशा ) — традиционная форма театра маратхи , часто с пением и танцами, широко исполняемая местными или путешествующими театральными группами в штате Махараштра , Индия . [1] Это также было предметом нескольких фильмов на языке маратхи . некоторые фильмы на хинди также включали песни на тему Тамаши, известные как Лаванис В прошлом .

Традиционная тамаша находится под влиянием многих форм индийского искусства и опирается на такие разнообразные традиции, как кавели , газели , танец катхак , дашаватара , лалит и киртан . Существует два типа Тамаши: дхолки бхаари и более старая форма, сангит баари, которая содержит больше танца и музыки, чем драмы. В Махараштре группы Колхати традиционно ассоциируются с исполнением Тамаши. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Слово «Тамаша» заимствовано из персидского языка , который, в свою очередь, заимствован из арабского языка , [3] что означает шоу или какое-то театральное развлечение. [2] Это слово распространилось на армянский , хинди , урду и маратхи и означает «развлечение» или «игра». На армянском языке «Делать Тамашу» означает «Следить за интересным процессом или развлечением». В разговорной речи это слово стало обозначать волнение, любую деятельность или зрелище, сопровождающееся суетой и волнением. [3] иногда в смысле «буря в стакане воды».

Происхождение и ранние годы

[ редактировать ]

Регион Махараштра имеет давнюю театральную традицию, одно из ранних упоминаний было найдено в пещерных надписях в Нашике I века Сатаваханы Гаутами Балашри, матери правителя Гаутамипутраса Сатакарни . В надписи упоминается, что он организовал Утсаву и Самаджу, устраивая театральные развлечения для своих подданных. [4]

Тамаша приобрела отчетливую форму в конце пешва периода империи маратхов , в 18 веке. [4] и включил элементы более старых традиционных форм, таких как Дасаватар, Гондал, Киртан и Вагья-мурали, часть Кхандоба Бхакти Гит, среди поклоняющихся местному богу Кхандоба . [5]

В Махараштре есть два типа тамаши: первый — дхолаки фадча тамаша, а другой — сангит баарича тамаша. Дхолаки Фадча тамаша – это целостное искусство, включающее в себя песню, танец и театр. Сейчас в Махараштре есть всего от 18 до 20 постоянных вечеринок тамаша. Каждый тамаша-мандал выполняется примерно 210 дней по всей Махараштре, а также в некоторых приграничных деревнях Карнатаки и Гуджарата.

Традиционный формат Тамаши состоял из танцующих мальчиков, известных как Накья , которые также играли женские роли, поэта-композитора, известного как Шахир , который играл традиционную роль Сутрадхара, или шута, известного как Сонгадья , который вел представление. Однако со временем в Тамаше стали принимать участие и женщины. [6] Театр маратхи зародился в 1843 году, и в последующие годы Тамаша, состоявшая в основном из пения и танцев, расширила свой тематический репертуар и добавила к нему небольшие драматические и юмористические сценки, известные как Ваг Натья . Они были либо в прозе, либо представляли собой длинные повествовательные стихотворения, исполняемые Шахиром вместе с его хором, а актеры импровизировали свои строки. Популярными композиторами вагов того времени были Патте Бапурао и Даттоба Сали, а один из их известных вагов, «Гадхаваче лагна» («Женитьба осла»), был популяризирован художником тамаша Даду Идурикаром. Вскоре известные писатели-маратхи начали писать «Ваги» для трупп Тамаша. [6] Локшахир Башир Момин Каватекар [7] много писал для таких знаменитых трупп Тамаша, как Датта Махадик Пунекар, Рагувир Хедкар, Калу Балу Кавалапуркар, Сурекха Пунекар. Момин Каватекар написал короткие драмы, основанные на преобладающих ситуациях, проблемах и темах, которые включают распространение общественной осведомленности о различных проблемах, таких как СПИД, приданое, образование.

(тогда Бомбей) начала развиваться текстильная промышленность Когда в 19 веке в Мумбаи , сюда в больших количествах мигрировали рабочие из сельских районов. Вскоре поступил и их театр, первоначально в город для выступлений приглашались сельские труппы тамашей. Хотя позже процветали многочисленные местные компании по производству тамаши, которым покровительствовали рабочие мельниц, живущие в Гиргауме . [8]

Традиционные практикующие тамашу были выходцами из таких каст, как Колхати, Махар, Манг и Бхату из сельских районов Махараштры, называемых низкими кастами в индийской кастовой системе . Таким образом, в конце 19 века религиозные реформаторы использовали тамашу для критики кастовой системы региона. [9] В тот же период Сатьяшодхак Самадж, основанный Джьотирао Пхуле, начал организовывать Сатьяшодхаки джалса , который использовал традицию тамаша в своем политическом и реформистском театре, который представлял собой объединение тамаши на авансцене и уличного театра . [10]

Правительство Махараштры учредило ежегодную премию в память покойного Витхабаи Нараянгавкара за заслуги перед жизнью для тех, кто внес большой вклад в сохранение и распространение искусства тамаша. Награда вручается с 2006 года, ее лауреатами являются Кантабай Сатаркар, Васант Авсарикар, Сулочана Налаваде, Харибхау Бадхе, Мангала Бансоде, Садху Патсуте, Анкуш Кхаде, Прабха Шиванекар, Бхима Сангавикар, Гангарам Каватекар, Радхабай Ходе Нашиккар, Мадукар Нерале. . В 2018 году Локшахир Башир Момин Каватекар был удостоен этой награды за его пожизненный вклад в область Тамаши посредством его плодовитых лавани и вагов. [11] Народная артистка Гулаб бай Сангамнеркар была выбрана на премию в 2019 году. [12]

Пост-независимость

[ редактировать ]

Возникновение современного театрального движения маратхи в эпоху после обретения независимости, которое представляло собой в основном «литературную драму» с западной идиомой, тамаша, как и другие распространенные формы театра коренных народов, такие как джатра в Одише и бхаваи в Гуджарате , также считалось «униженным». , даже «коррупционный», хотя его относят к «народной» форме. [13] Отказ городской аудитории среднего класса от традиционных форм приводит к нарушению театральных традиций, а также создает разрыв между городским и сельским театром, поскольку тамаша продолжала процветать в городских районах. [14]

В 2002 году в штате было 450 трупп тамаша, в которых работало около 10 000 артистов. [15]

Основные элементы тамаши, такие как громкий юмор, наводящие на размышления тексты и танцевальные номера, оказали влияние на развитие идиомы Болливуда , базирующейся в Мумбаи. Даже сегодня массовое кино или фильмы Масала с их впечатляющими танцевальными номерами, теперь известными как номера позиций , и юмористическими эпизодами остаются в основном развлекательными. [16]

На протяжении многих лет некоторые современные театральные деятели включали в свои пьесы традиционные формы, такие как тамаша и дашаватар. В 1970-х годах, во время расцвета современного театра маратхи, форма тамаша использовалась в качестве повествовательного приема и стиля в нескольких известных пьесах, таких как «Гаширам Котвал» Виджая Тендулкара , Виджая Мехты маратхи-адаптация Бертольта Брехта » « Хорошей женщины из Сецуана в роли Деваджин. Каруна Кели (1972) и «Кавказский меловой круг» в роли Аджаба Ньяя Вартулачи (1974), Дешпанде » П.Л. «Подростковая пайшача Тамаша (1978), экранизация «Трёхгрошовой оперы» Брехта . [17] [18]

[ редактировать ]

Действие популярного фильма на языке маратхи 1972 года « Пинджра» режиссера В. Шантарама с Шрирамом Лагу и Сандхья в главных ролях происходило в музыкальном театре Тамаша. [19] Помимо других фильмов на маратхи, снятых по Тамаше, входят « Сангте Айка» (1959) режиссера Ананда Мане с Джайшри Гадкаром в главной роли , «Саваал Маджха Айка!» (1964) Ананта Мане с Джайшри Гадкаром в главной роли, Эк Хота Видушак (1992) Джаббара Пателя , Натаранг (2010) Рави Джадхава и Тамаша - Хач Кхел Удья Пунха (2011) Милинда Педнекара. [20]

В многоязычном документальном фильме 2006 года « Тихие гунгрусы » прослеживается происхождение Тамаши в период пешва до ее современной формы, где эта форма конкурирует с современными развлекательными средствами. [21]

На языке маратхи написано множество книг, в которых рассматривается Тамаша как искусство, его проблема, художники и их вклад. Несколько известных книг: «Тамаша-Кала аани Дживан» доктора Чанданшиве, «Вагсамрадни Кантабай Сатаркар» доктора Хедлекара, «Калавантанчья Аатхавани». [22] Б.К. Момина Каватекара, «Габхулалеля Чандрабанат» (вымышленная история любви) Вишваса Патила , «Тмашатил Сонгадья» Б.С. Шинде, «Тамшатил Стри Калавант-Дживан аани Самасья» доктора К. Садхана Бураде и «Тамаша Локрангабхуми» Рустума АчалХамба.

Тамаша на других языках

[ редактировать ]

Слово тамаша использовалось в названиях книг и пьес, в том числе « Джайпур Тамаша » и театральной труппы «Тамаша театральная труппа» .

  • На телугу и каннада языках тамаша означает «забавный». [23]
  • На языке суахили «тамаша» означает шоу или фестиваль.
  • На малаялам языке тамаша означает шутка.
  • На языке бенгальском тамаша (или в некоторых диалектах тамша ) означает шутку или безделье.
  • На чувашском языке «тамаша» означает огорчение или любопытство, привносит в диалог эффект изумления, а также означает веселье от глупой ситуации в театре или жизни.
  • На малайском языке «темасья» означает событие или фестиваль. [24]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Тамаша», Джеймс Р. Брэндон и Мартин Бэнхэм (редакторы), Кембриджский путеводитель по азиатскому театру , стр. 108–9.
  2. ^ Варадпанде, с. 167
  3. ^ Никакого старения в Индии: болезнь Альцгеймера, плохая семья и другие современные вещи Лоуренса Коэна («Загреб Тамаша»; стр. 15-18).
  4. ^ Jump up to: а б Варадпанде, с. 163
  5. ^ «Тамаша» . Натья Даршам Сангит Натак Академи. 2010. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 5 августа 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б Варадпанде, с. 170
  7. ^ Юнус Тамболи, [1] , «Сакал - ведущая ежедневная газета маратхи», 2 января 2019 г.
  8. ^ Гьян Пракаш (20 сентября 2010 г.). Мумбайские басни . Издательство Принстонского университета. стр. 208–. ISBN  978-1-4008-3594-2 . Проверено 5 августа 2013 г.
  9. ^ Дхарвадкер, с. 387
  10. ^ Дешпанде, с. 91
  11. ^ Тамашасамрадани Витхабай Нараянгаонкар объявил награду за заслуги перед жизнью Башир Камруддин Момин Янна , "Lokmat-Leading Marathi Daily News Paper", 2 января 2020 г.
  12. ^ [2] , "Sakal-Leading Marathi Daily News Paper", 24 июня 2020 г.
  13. ^ Дхарвадкер, с. 135
  14. ^ Дхарвадкер, с. 137
  15. ^ «Единственный в городе театр тамаша в руинах» . Таймс оф Индия . 3 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 г. Проверено 5 августа 2013 г.
  16. ^ Дайя Кишан Туссу (2007). Новости как развлечение: рост глобальной информационно-развлекательной сферы . Публикации SAGE. стр. 91–. ISBN  978-0-7619-6879-5 . Проверено 5 августа 2013 г.
  17. ^ Дхарвадкер, с. 368
  18. ^ Дхарвадкер, с. 314
  19. ^ «Немецкая связь» . Индийский экспресс . 15 января 2006 г. Проверено 3 августа 2013 г.
  20. ^ «Фильмы маратхи на основе тамаши» . Ежедневные новости и анализ . 12 февраля 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
  21. ^ «От пера к картине» . Индус . 26 мая 2007. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
  22. ^ Пракаш Хандж . «Полезные заметки о забытом искусстве», Локсатта, Мумбаи, опубликовано 10 декабря 2000 г.
  23. ^ Сьюзи Дж. Тару и Ке Лалита, Женщины, пишущие в Индии: с 600 г. до н.э. по настоящее время. Двадцатый век .
  24. ^ «Значение слова темася mykamus.com» . 30 сентября 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кантабай Сатаркар , биография Сантоша Хедлекара известного старшего художника тамаша Кантабая Сатаркара.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef2e1eefa4bd0e20c85d7e404b4dcb74__1720145400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/74/ef2e1eefa4bd0e20c85d7e404b4dcb74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tamasha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)