Фестиваль
Тамаша ( маратхи : तमाशा ) — традиционная форма театра маратхи , часто с пением и танцами, широко исполняемая местными или путешествующими театральными группами в штате Махараштра , Индия . [1] Это также было предметом нескольких фильмов на языке маратхи . некоторые фильмы на хинди также включали песни на тему Тамаши, известные как Лаванис В прошлом .
Традиционная тамаша находится под влиянием многих форм индийского искусства и опирается на такие разнообразные традиции, как кавели , газели , танец катхак , дашаватара , лалит и киртан . Существует два типа Тамаши: дхолки бхаари и более старая форма, сангит баари, которая содержит больше танца и музыки, чем драмы. В Махараштре группы Колхати традиционно ассоциируются с исполнением Тамаши. [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово «Тамаша» заимствовано из персидского языка , который, в свою очередь, заимствован из арабского языка , [3] что означает шоу или какое-то театральное развлечение. [2] Это слово распространилось на армянский , хинди , урду и маратхи и означает «развлечение» или «игра». На армянском языке «Делать Тамашу» означает «Следить за интересным процессом или развлечением». В разговорной речи это слово стало обозначать волнение, любую деятельность или зрелище, сопровождающееся суетой и волнением. [3] иногда в смысле «буря в стакане воды».
История
[ редактировать ]Происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Регион Махараштра имеет давнюю театральную традицию, одно из ранних упоминаний было найдено в пещерных надписях в Нашике I века Сатаваханы Гаутами Балашри, матери правителя Гаутамипутраса Сатакарни . В надписи упоминается, что он организовал Утсаву и Самаджу, устраивая театральные развлечения для своих подданных. [4]
Тамаша приобрела отчетливую форму в конце пешва периода империи маратхов , в 18 веке. [4] и включил элементы более старых традиционных форм, таких как Дасаватар, Гондал, Киртан и Вагья-мурали, часть Кхандоба Бхакти Гит, среди поклоняющихся местному богу Кхандоба . [5]
В Махараштре есть два типа тамаши: первый — дхолаки фадча тамаша, а другой — сангит баарича тамаша. Дхолаки Фадча тамаша – это целостное искусство, включающее в себя песню, танец и театр. Сейчас в Махараштре есть всего от 18 до 20 постоянных вечеринок тамаша. Каждый тамаша-мандал выполняется примерно 210 дней по всей Махараштре, а также в некоторых приграничных деревнях Карнатаки и Гуджарата.
Традиционный формат Тамаши состоял из танцующих мальчиков, известных как Накья , которые также играли женские роли, поэта-композитора, известного как Шахир , который играл традиционную роль Сутрадхара, или шута, известного как Сонгадья , который вел представление. Однако со временем в Тамаше стали принимать участие и женщины. [6] Театр маратхи зародился в 1843 году, и в последующие годы Тамаша, состоявшая в основном из пения и танцев, расширила свой тематический репертуар и добавила к нему небольшие драматические и юмористические сценки, известные как Ваг Натья . Они были либо в прозе, либо представляли собой длинные повествовательные стихотворения, исполняемые Шахиром вместе с его хором, а актеры импровизировали свои строки. Популярными композиторами вагов того времени были Патте Бапурао и Даттоба Сали, а один из их известных вагов, «Гадхаваче лагна» («Женитьба осла»), был популяризирован художником тамаша Даду Идурикаром. Вскоре известные писатели-маратхи начали писать «Ваги» для трупп Тамаша. [6] Локшахир Башир Момин Каватекар [7] много писал для таких знаменитых трупп Тамаша, как Датта Махадик Пунекар, Рагувир Хедкар, Калу Балу Кавалапуркар, Сурекха Пунекар. Момин Каватекар написал короткие драмы, основанные на преобладающих ситуациях, проблемах и темах, которые включают распространение общественной осведомленности о различных проблемах, таких как СПИД, приданое, образование.
(тогда Бомбей) начала развиваться текстильная промышленность Когда в 19 веке в Мумбаи , сюда в больших количествах мигрировали рабочие из сельских районов. Вскоре поступил и их театр, первоначально в город для выступлений приглашались сельские труппы тамашей. Хотя позже процветали многочисленные местные компании по производству тамаши, которым покровительствовали рабочие мельниц, живущие в Гиргауме . [8]
Традиционные практикующие тамашу были выходцами из таких каст, как Колхати, Махар, Манг и Бхату из сельских районов Махараштры, называемых низкими кастами в индийской кастовой системе . Таким образом, в конце 19 века религиозные реформаторы использовали тамашу для критики кастовой системы региона. [9] В тот же период Сатьяшодхак Самадж, основанный Джьотирао Пхуле, начал организовывать Сатьяшодхаки джалса , который использовал традицию тамаша в своем политическом и реформистском театре, который представлял собой объединение тамаши на авансцене и уличного театра . [10]
Правительство Махараштры учредило ежегодную премию в память покойного Витхабаи Нараянгавкара за заслуги перед жизнью для тех, кто внес большой вклад в сохранение и распространение искусства тамаша. Награда вручается с 2006 года, ее лауреатами являются Кантабай Сатаркар, Васант Авсарикар, Сулочана Налаваде, Харибхау Бадхе, Мангала Бансоде, Садху Патсуте, Анкуш Кхаде, Прабха Шиванекар, Бхима Сангавикар, Гангарам Каватекар, Радхабай Ходе Нашиккар, Мадукар Нерале. . В 2018 году Локшахир Башир Момин Каватекар был удостоен этой награды за его пожизненный вклад в область Тамаши посредством его плодовитых лавани и вагов. [11] Народная артистка Гулаб бай Сангамнеркар была выбрана на премию в 2019 году. [12]
Пост-независимость
[ редактировать ]Возникновение современного театрального движения маратхи в эпоху после обретения независимости, которое представляло собой в основном «литературную драму» с западной идиомой, тамаша, как и другие распространенные формы театра коренных народов, такие как джатра в Одише и бхаваи в Гуджарате , также считалось «униженным». , даже «коррупционный», хотя его относят к «народной» форме. [13] Отказ городской аудитории среднего класса от традиционных форм приводит к нарушению театральных традиций, а также создает разрыв между городским и сельским театром, поскольку тамаша продолжала процветать в городских районах. [14]
В 2002 году в штате было 450 трупп тамаша, в которых работало около 10 000 артистов. [15]
Влияние
[ редактировать ]Основные элементы тамаши, такие как громкий юмор, наводящие на размышления тексты и танцевальные номера, оказали влияние на развитие идиомы Болливуда , базирующейся в Мумбаи. Даже сегодня массовое кино или фильмы Масала с их впечатляющими танцевальными номерами, теперь известными как номера позиций , и юмористическими эпизодами остаются в основном развлекательными. [16]
На протяжении многих лет некоторые современные театральные деятели включали в свои пьесы традиционные формы, такие как тамаша и дашаватар. В 1970-х годах, во время расцвета современного театра маратхи, форма тамаша использовалась в качестве повествовательного приема и стиля в нескольких известных пьесах, таких как «Гаширам Котвал» Виджая Тендулкара , Виджая Мехты маратхи-адаптация Бертольта Брехта » « Хорошей женщины из Сецуана в роли Деваджин. Каруна Кели (1972) и «Кавказский меловой круг» в роли Аджаба Ньяя Вартулачи (1974), Дешпанде » П.Л. «Подростковая пайшача Тамаша (1978), экранизация «Трёхгрошовой оперы» Брехта . [17] [18]
В популярной культуре
[ редактировать ]Действие популярного фильма на языке маратхи 1972 года « Пинджра» режиссера В. Шантарама с Шрирамом Лагу и Сандхья в главных ролях происходило в музыкальном театре Тамаша. [19] Помимо других фильмов на маратхи, снятых по Тамаше, входят « Сангте Айка» (1959) режиссера Ананда Мане с Джайшри Гадкаром в главной роли , «Саваал Маджха Айка!» (1964) Ананта Мане с Джайшри Гадкаром в главной роли, Эк Хота Видушак (1992) Джаббара Пателя , Натаранг (2010) Рави Джадхава и Тамаша - Хач Кхел Удья Пунха (2011) Милинда Педнекара. [20]
В многоязычном документальном фильме 2006 года « Тихие гунгрусы » прослеживается происхождение Тамаши в период пешва до ее современной формы, где эта форма конкурирует с современными развлекательными средствами. [21]
На языке маратхи написано множество книг, в которых рассматривается Тамаша как искусство, его проблема, художники и их вклад. Несколько известных книг: «Тамаша-Кала аани Дживан» доктора Чанданшиве, «Вагсамрадни Кантабай Сатаркар» доктора Хедлекара, «Калавантанчья Аатхавани». [22] Б.К. Момина Каватекара, «Габхулалеля Чандрабанат» (вымышленная история любви) Вишваса Патила , «Тмашатил Сонгадья» Б.С. Шинде, «Тамшатил Стри Калавант-Дживан аани Самасья» доктора К. Садхана Бураде и «Тамаша Локрангабхуми» Рустума АчалХамба.
Тамаша на других языках
[ редактировать ]Слово тамаша использовалось в названиях книг и пьес, в том числе « Джайпур Тамаша » и театральной труппы «Тамаша театральная труппа» .
- На телугу и каннада языках тамаша означает «забавный». [23]
- На языке суахили «тамаша» означает шоу или фестиваль.
- На малаялам языке тамаша означает шутка.
- На языке бенгальском тамаша (или в некоторых диалектах тамша ) означает шутку или безделье.
- На чувашском языке «тамаша» означает огорчение или любопытство, привносит в диалог эффект изумления, а также означает веселье от глупой ситуации в театре или жизни.
- На малайском языке «темасья» означает событие или фестиваль. [24]
См. также
[ редактировать ]- Лавани
- Мангала Бансодэ
- Дорогая госпожа Нараянгаонкар.
- Тихие Гунгрусы
- Пракаш Хандж
- Башир Момин Каватекар
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тамаша», Джеймс Р. Брэндон и Мартин Бэнхэм (редакторы), Кембриджский путеводитель по азиатскому театру , стр. 108–9.
- ^ Варадпанде, с. 167
- ^ Никакого старения в Индии: болезнь Альцгеймера, плохая семья и другие современные вещи Лоуренса Коэна («Загреб Тамаша»; стр. 15-18).
- ^ Jump up to: а б Варадпанде, с. 163
- ^ «Тамаша» . Натья Даршам Сангит Натак Академи. 2010. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Варадпанде, с. 170
- ^ Юнус Тамболи, [1] , «Сакал - ведущая ежедневная газета маратхи», 2 января 2019 г.
- ^ Гьян Пракаш (20 сентября 2010 г.). Мумбайские басни . Издательство Принстонского университета. стр. 208–. ISBN 978-1-4008-3594-2 . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Дхарвадкер, с. 387
- ^ Дешпанде, с. 91
- ^ Тамашасамрадани Витхабай Нараянгаонкар объявил награду за заслуги перед жизнью Башир Камруддин Момин Янна , "Lokmat-Leading Marathi Daily News Paper", 2 января 2020 г.
- ^ [2] , "Sakal-Leading Marathi Daily News Paper", 24 июня 2020 г.
- ^ Дхарвадкер, с. 135
- ^ Дхарвадкер, с. 137
- ^ «Единственный в городе театр тамаша в руинах» . Таймс оф Индия . 3 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 г. Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Дайя Кишан Туссу (2007). Новости как развлечение: рост глобальной информационно-развлекательной сферы . Публикации SAGE. стр. 91–. ISBN 978-0-7619-6879-5 . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Дхарвадкер, с. 368
- ^ Дхарвадкер, с. 314
- ^ «Немецкая связь» . Индийский экспресс . 15 января 2006 г. Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «Фильмы маратхи на основе тамаши» . Ежедневные новости и анализ . 12 февраля 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «От пера к картине» . Индус . 26 мая 2007. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Пракаш Хандж . «Полезные заметки о забытом искусстве», Локсатта, Мумбаи, опубликовано 10 декабря 2000 г.
- ^ Сьюзи Дж. Тару и Ке Лалита, Женщины, пишущие в Индии: с 600 г. до н.э. по настоящее время. Двадцатый век .
- ^ «Значение слова темася mykamus.com» . 30 сентября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- К. Р. Савант (1983). Тамаша: уникальный фольклорный театр Махараштры . Натья Шикшан Кендра.
- Манохар Лаксман Варадпанде (1992). История индийского театра . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-278-9 .
- Судханва Дешпанде (2007). Театр улиц: опыт Яны Нати Манч . Яна Натья Манч. стр. 91–. GGKEY:N5P26BGEAQ9.
- Апарна Бхаргава Дхарвадкер (2009). Театры независимости: драма, теория и городское представление в Индии с 1947 года . Университет Айовы Пресс. ISBN 978-1-58729-642-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кантабай Сатаркар , биография Сантоша Хедлекара известного старшего художника тамаша Кантабая Сатаркара.