Шьямананд Джалан
Шьямананд Джалан | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 24 мая 2010 г. | (76 лет)
Альма-матер | Шотландский церковный колледж, Калькутта |
Род занятий | театральный режиссер, актер |
Годы активности | 1949–2009 |
Организация | Заместитель председателя Сангит Натак Академи (1999–2004 гг.) |
Известный | Основатель-постановщик «Падатик» (1972). театральной группы |
Шьямананд Джалан (13 января 1934 - 24 мая 2010) был Калькутты из индийским театральным режиссером и актером . Ему приписывают период возрождения современного индийского театра и особенно театра хинди в Калькутте с 1960-х по 1980-е годы. Он был первым, кто исполнил модернистского Мохана Ракеша , начиная с «Ашад Ка Эк Дин» («Один день в Ашаде») в 1960 году. [ 1 ] и в последующие годы преодолел разрыв между хинди-театром и бенгальским театром , поставив на хинди постановки произведений бенгальских драматургов, таких как Бадала Сиркара » «Эвам Индраджит (1968) и «Пагла Гора» (1971), что, в свою очередь, познакомило Сиркара с остальными театрами. страна. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 2005 году он снял свой первый и единственный фильм «Eashwar Mime Co.» , который представлял собой экранизацию Дибьенду Палита рассказа «Мухабхиной » Виджая Тендулкара . [ 4 ]
В качестве актера театральных постановок он появился в роли дона в фильме Роланда Иоффе 1992 года «Город радости» . Он также работал с режиссерами параллельного кино . Он играл в Мринала Сена телесериале «Тасвир Апни Апни» , а затем в «Арохане» Шьяма Бенегала , «Кахан Кахан Се Гузар Гая » М.С. Сатью и «Чох » (1982) Утпаленду Чакрабарти .
Он стал соучредителем театральной группы Анамика в 1955 году, импресарио организации Анамика Кала Сангам в 1967 году, а позже, в 1972 году, он покинул Анамику, чтобы сформировать свою собственную театральную группу Падатик , директором которой он оставался до конца своей жизни; Танцевальный центр Padatik был открыт в 1989 году как школа классического и современного танца в Калькутте. В 1972 году он получил премию Сангит Натак Академи за режиссуру, присуждаемую Сангит Натак Академи , Национальной академией музыки, танца и драмы Индии. [ 5 ] а позже оставался заместителем председателя Академии (1999–2004). [ 6 ] [ 7 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ишвари Прасада Джалана из Калькутты Родился в Музаффарпуре, штат Бихар, в семье марвари , который по профессии был адвокатом, а позже обратился к политике. [ 8 ] [ 9 ] Джалан учился в Шотландском церковном колледже и Калькуттского университета был членом Студенческого конгресса Буррабазара . [ 6 ] [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера и годы Анамики
[ редактировать ]Джалан начал свою карьеру в качестве юриста, а затем возглавил юридическую фирму в Калькутте, одновременно работая и театральным актером, и режиссером. [ нужна ссылка ]
Он начал свою актерскую карьеру с пьесы «Ная самадж» в 1949 году, за ней последовала «Самасья» (1951) в постановке Таруна Роя в 1951 году. Он поставил свою пьесу « Эк Тхи Раджкумари» (1953), детскую пьесу, написанную Роем, на хинди. За этим последовали «Конарк» (1954) Джагдиша Чандры Матура и «Чандрагупта» (1955) Сета Говинда Даса. Он продолжал играть в большинстве своих пьес, иногда играя главную роль, даже в более поздние годы. [ нужна ссылка ]
Он был первым театральным режиссером, признавшим пьесы Мохана Ракеша , когда он поставил свой «Ашад Ка Эк Дин» («Один день в Ашаде») в 1960 году. [ 1 ] [ 2 ] конкурс, организованный Академией Сангит Натак в 1959 году, вскоре стал первой современной пьесой на хинди. Это также была прорывная пьеса для Джалана, поскольку он впервые смог продемонстрировать глубокое исследование сложности человеческого существования, получив признание критиков. [ 10 ] Впоследствии он поставил «Лехрон Ке Раджханс» («Лебеди волн») в 1966 году и «Адхе Адхуре» («Дом на полпути») (1970), где он и его жена Четна сыграли главные роли. Его постановки на хинди передали волшебный реализм произведений бенгальского драматурга Бадала Сиркара « Эвам Индраджит» (1968), «Пагла Гора» («Бешеная лошадь») в 1971 году и привлекли к Сиркару внимание всей страны. Он одинаково умел обращаться с суровым реализмом в Виджая Тендулкара » маратхи драматурга «Сахарам Биндер и «Хамош Адалат Джари Хай» (хинди-версия « Шантата! Корт Чалу Аахе »), Панчи Айсе Аате Хайн («Так прибудут птицы») из его « Аши Пакхаре Йети » на маратхи. в 1971 году, Гидхаде (Стервятники) в 1973 году и Каньядан (1987). [ 4 ]
Среди других его пьес - « Каува Чала Ханс ки Чал» » (Страус) Гяндева Агнихотри , « Шутурмург (1967) и постановка « » румынского драматурга Михаила Себастьяна в Последние новости роли Chhapte chhapte («Собирается в печать») в 1963 году в формате арены.
Его постановка продемонстрировала его уважение к сценарию, поскольку он не изменил ни слова, и в течение года он начал совместный подход к своим постановкам с драматургом, что стало новой тенденцией в индийском театре. Он часто приглашал на репетиции драматургов, Мохан Ракеш, который скептически относился к чрезмерному режиссерскому влиянию на целостность спектакля, провел с группой три недели в Калькутте перед постановкой « Лерона Ке Раджханса» в 1966 году и даже несколько раз переписывал третий акт, завершил за два дня до премьеры спектакля и еще раз отредактировал его перед публикацией в конце 1966 года. [ 11 ] [ 12 ] и со временем это стало одним из важных продуктивных отношений драматурга и режиссера в индийском театре. [ 13 ] Работая над Evam Indrajit, он активно сотрудничал с Сиркаром. [ 14 ]
, он стал соучредителем театральной группы «Анамика» В 1955 году вместе с Пратибхой Аггарвалом, писателем на хинди и правнучкой Бхартенду Харишчандры , которая сыграла новаторскую роль в возрождении театра на хинди. [ 2 ] и оставался с ним до 1972 года, и за этот период он создал большую аудиторию для театра на хинди, говорящего на бенгали в Калькутте. В то время Уша Гангули из «Рангакарми » был всего лишь другим режиссером, активно участвовавшим в театре хинди в городе, так же, как Сатьядев Дубей был в Бомбее. [ 15 ] [ 16 ]
Падатик
[ редактировать ]В 1967 году он стал соучредителем института импресарио Анамика Кала Сангам . [ 17 ] Впоследствии вместе со своей женой Четаной Джалан, известной танцовщицей и актрисой театра Катхак, и актером Кулбхушаном Харбандой , он покинул Анамику в 1971 году и в 1972 году основал театральную группу Падатик (буквально пехотинец), директором-основателем которой он был. . Это дало ему возможность обратиться к более смелым темам, например, в пьесах Виджая Тендукара. Гидхаде («Стервятники») (1973) и Сахарам Биндер (1979), а также Махашветы Деви ( «Хазар Чаураси Ки Ма» Мать 1084 года) (1978) в своем новом проекте он вышел за рамки индийского модернизма и экспериментализма. В последующие годы Падатик начал приглашать сторонних режиссеров, таких как Ранджит Капур, Сатьядев Дубей, Бенневиц, Раджиндер Нат и Родни Мэрриот, и вскоре группа ставила три постановки в год. [ 1 ] [ 6 ] [ 16 ] Со временем драматическая речь и театральность стали отличительной чертой пьес Падатика, и в первую очередь « Эвам Индраджит» («И Индраджит») Бадала Сирчара запомнилась своими стилизованными движениями и речью. [ 18 ]
Вместе со своей женой он основал танцевальную школу Padatik в Калькутте, где обучают как классическому, так и современному танцу. [ 19 ] Он также на протяжении многих лет оставался связанным с Натья Шодх Састан Калькутта, архивом индийского театра. Задолго до того, как начались фестивали, финансируемые государством, в марте 1977 года в Калькутте он организовал первый фестиваль исполнительских искусств, «Фестиваль Чхау», объединивший три формы танца Чхау , то есть Серайкелла, Маюрбандж и Пурулия, на одной платформе. Падатик также организовал семинары по танцу, лекции гуру индийского танца, включая Келучарана Мохапатру, Вемпати Чинна Сатьям, Гуру Бипина Сингха, Бирджу Махараджа, а также организовал три крупные международные конференции по театру, танцам и боевым искусствам, на которых присутствовали такие театральные деятели, как Питер Брук. , Эухенио Барба , Тадаси Судзуки , Рихард Шехнер , Анна Халприн и ведущие театральные режиссеры и актеры со всей Индии приняли участие. [ 20 ] [ 21 ]
Он также играл в бенгальских постановках, таких как «Туглак» (1972), бенгальская версия пьесы Гириша Карнада , исполненная Падатиком под его собственным руководством. [ 22 ] для Пашчимбанга Натья Уннаян Самити, в котором участвовали такие актеры театра, как Сомбху Митра , Дебабрата Дутта и Рудрапрасад Сенгупта . Ему приписывают не только возрождение хинди-театра в Калькутте, но и исполнение на хинди пьес бенгальских драматургов, таких как Сиркара » Бадала «Паагла Года и Эвам Индраджит , преодолев разрыв между североиндийским и бенгальским театрами. [ 3 ] В 1980 году он поставил Калидасы на сцене санскритскую пьесу « Абхиджнанашакунталам в роли Сакунталы » с лирическими танцевальными движениями Одисси . [ 23 ] и Г.П. Дешпанде политически окрашенная пьеса на маратхи «Уддхваста Дхармашала» («Человек в темные времена») в 1982 году.
Он переводил пьесы Генрика Ибсена, такие как «Джанта ка Шатру» ( «Враг народа ») в 1959 году, Брехта , «Раджа Лир» из Шекспира » «Короля Лира , а также Мольера и «Буржуазный джентльмен» « Школа жен» . [ 24 ] Он адаптировал Рабиндраната Тагора , Гаре Байре («Дом и снаружи») в 1961 году и инсценировал Махашветы Деви классический роман «Хазар Чурашир Ма» («Мать 1084 года») в роли Хазара Чаураси Ки Ма в 1978 году. Позже он работал вице-председателем Сангит. Натак Академи с 1999 по 2004 гг., [ 7 ] и в качестве председателя Катхак Кендра , Нью-Дели и Научного города , а также Промышленно-технологического музея Бирла (BITM), Калькутта. Он также был членом руководящего органа Национального совета научных музеев . [ 14 ] Он также поставил «Рамкатху Рам-Кахани» (1995) в исполнении танцоров танцевального центра Падатик под руководством Четны Джалана. [ 25 ]
В 2005 году он снял первый и единственный фильм «Eashwar Mime Co.» , экранизацию Дибьенду Палита « рассказа Мухабхиной » Виджая Тендулкара. В фильме рассказывается о путешествующей компании мимов, продающей продукцию, и о взглядах писателя на ее путешествие. В нем два главных героя Ашиш Видьярти играют роль владельца компании мимов, а Паван Малхотра - роль писателя. Хотя при его жизни он не был выпущен в рекламу, он был показан на Международном кинофестивале в Дурбане , фестивале «Три континента» и кинофестивале в Калькутте . [ 4 ] [ 26 ]
Спустя почти 42 года после того, как он впервые представил « Лерон Ке Раджханс » Мохана Ракеша , он представил новую версию в Бхарат Ранг Махотсав Национальной школы драмы в 2009 году, получив признание критиков. В брошюре к пьесе воспроизведены два письма: одно написано Джаланом с просьбой к драматургу дать разъяснения и указания, а во втором ответ Ракеша два месяца спустя, фактически после их обсуждений он переписал третий акт. [ 14 ] [ 27 ]
Он умер после продолжительной болезни в Калькутте 24 мая 2010 года, у него остались жена и шестеро детей. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]его фильма «Eashwar Mime Co.» , основанного на искусстве пантомимы Премьера в India Habitat Center , Нью-Дели. , состоялась 2 августа 2010 года [ 28 ] [ 29 ] после этого после специального показа 11 сентября 2010 года в театре Нандан в Калькутте фильм был коммерчески выпущен. [ 26 ] [ 30 ] В 2011 году Падатик учредил «Национальную молодежную театральную премию Шьямананда Джалана» за оригинальные сценарии индийских драматургов в возрасте от 18 до 25 лет. [ 31 ]
, Калькутта, была выпущена книга Шьямананд Джалан: иллюстрированная дань» Мадхучханды Чаттерджи « 4 декабря 2010 года в Рабиндра Садане , за которой последовали отрывки из некоторых пьес, поставленных им, поставленных актерами, которых он обучал, или организованных Анамикой Кала Сангамом и Падатиком. Также были представлены «Вспоминая Шьямананда» Раджиндера Натха, Самика Бандиопадхьяя, Пратибхи Агравала и других, а также дань уважения Падатика, а также был проведен пятый семинар под названием « Театр хинди Калькутты и Шьямананд Джалан» , за которым последовал показ отрывков из его произведений. [ 32 ]
На 13-м «Бхарат Ранг Махотсав» ежегодном театральном фестивале Национальной школы драмы ему был посвящен специальный раздел. 20 января 2011 года в Kamani Auditorium в Дели ретроспектива Падатика в постановке Виная Шармы представила отрывки из пяти пьес Шьямананда Джалана, демонстрируя по крайней мере одну репрезентативную работу из каждого десятилетия лет Падатика , включая Мадхави (2006). ), Рамката Рам-Кахани (1995), Адхей Адхурей (1983) и Сахарам Биндер (1978). [ 33 ] [ 34 ]
Производство
[ редактировать ]- Уан Тхи Раджкумари (1953)
- Конарк (1954)
- Чандрагупта (1955)
- Най хат (Новые руки) (1957)
- Джанта ка Шатру ( Враг народа ) (1959)
- Ашад Ка Эк Дин (Один день в Ашаде) (1960) [ 35 ]
- Гаре Бэр (Дом и снаружи) (1961)
- Chhapte chhapte (Собирается в печать) (1963)
- Лерон Ке Раджанс (Лебеди волн) (1966) [ 35 ]
- Шутурмург (Страус) (1967)
- Эвам Индраджит (Еще один Индраджит) (1968)
- Адхе Адхуре (Дом на полпути) (1970)
- Пагла Гора (Бешеная лошадь) (1971)
- Туглак (1972)
- Гидаде (Стервятники) (1973)
- Мать Хазара Чаураси (Мать 1084 г.) (1978)
- Sakharam Binder (1979)
- Сакунтала (1980)
- Панчи Айсе Аате Хайн (Так прилетают птицы) (1981)
- Уддхваста Дхармашала (Человек в темные времена) (1982)
- Каньядан (1987)
- Рамката Рам-Кахани (1995)
- Мадхави (2006)
- Лерон Ке Раджханс – Новая версия (2009)
- Эк Тха Джалан - Версия для лошади (2012)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Запечатлеть путешествие Джалана» . Индус . Ченнаи, Индия. 28 января 2011 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Аша Касбекар (2006). Поп-культура Индии!: СМИ, искусство и образ жизни . АВС-КЛИО. п. 73. ИСБН 1-85109-636-1 .
- ^ Jump up to: а б Трипати, Шайладжа (4 июня 2010 г.). «Вспоминая Джалана» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Не потеряно в переводе: бенгальский актер на хинди обращается к кино» . Индийский экспресс . 6 октября 2005 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «СНА: Список лауреатов Академии» . Академии Сангит Натак Официальный сайт . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с «Академия Сангит Натак, Нью-Дели: выражение соболезнования» . Академия Сангит Натак . 2010. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с «Выражаем соболезнования в связи со смертью Шьямананда Джалана» . Индус . Ченнаи, Индия. 26 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г.
- ^ «Интервью» . Мейнстрим . 33 (28–52). Н. Чакраварти: 28. 1995.
- ^ «Шьямананд Джалан: актер театра «Эминенет» Шьямананд Джалан мертв | Новости Калькутты — Times of India» . Таймс оф Индия . 25 мая 2010 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Габриэль Х. Коди; Эверт Спринчорн (2007). Колумбийская энциклопедия современной драмы, том 2 . Издательство Колумбийского университета . п. 1116. ИСБН 978-0-231-14424-7 .
- ^ Дхарвадкер, с. 89
- ^ Симона Сони (2008). Современность санскрита . унив. Миннесота Пресс. п. 73. ИСБН 978-0-8166-4996-9 .
- ^ Дхарвадкер, с. 62
- ^ Jump up to: а б с д «Умер выдающийся театральный актер Шьямананд Джалан» . Таймс оф Индия . 25 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г.
- ^ Дхарвадкер, с. 440
- ^ Jump up to: а б «Калькутта, дом хинди-театра» . Индус . 29 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года.
- ^ «Профиль» . Сайт Анамика Кала Сангам. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года.
- ^ Стэнли Хохман, McGraw-Hill, Inc (1984). Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла: международный справочник, Том 3 . ВНР АГ. п. 44. ИСБН 0-07-079169-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дхарвадкер, с. 397
- ^ Сунил Котари (29 мая 2010 г.). «Дань: Шьямананд Джалан» . nartaki.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года.
- ^ Ричард Шехнер (1985). Между театром и антропологией . Издательство Пенсильванского университета. п. 74. ИСБН 0-8122-1225-8 .
- ^ Дхарвадкер, с. 245
- ^ Программа азиатского театра (Ассоциация театров университетов и колледжей); Проект Муза (1985). Азиатский театральный журнал . 2–3 . Издательство Гавайского университета: 217.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Дхарвадкер, с. 447
- ^ Реджинальд Мэсси (1999). Индийский танец катхак, прошлое, настоящее, будущее . Публикации Абхинава. п. 68. ИСБН 81-7017-374-4 .
- ^ Jump up to: а б «Специальный показ фильма Джалана» . Таймс оф Индия . 24 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2012 г.
- ^ «Чудо слов: беседа с старейшиной театра Шьяманандом Джаланом» . Индус . Ченнаи, Индия. 12 января 2009 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г.
- ^ «Padatik представляет премьеру фильма: Eashwar Mime Co» . narthaki.com. 25 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2011 г.
- ^ «Говорящая тишина» . Бизнес-стандарт . 11 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г.
- ^ «Тихая ярость» . Телеграф (Калькутта) . Калькутта, Индия. 19 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г.
- ^ «Аиша Наир получит театральную премию Джалан» . Индус . Ченнаи, Индия. 13 января 2011 г. Архивировано из оригинала 26 января 2011 г.
- ^ «ПАМЯТИ» . Телеграф (Калькутта) . Калькутта, Индия. 4 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г.
- ^ «Дели готовится к мегазимнему театральному фестивалю» . CNN-ИБН. 5 января 2011 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2011 г.
- ^ «Высокая честь для Шьямананда Джалана» . Индус . Ченнаи, Индия. 20 января 2011 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Дхарвадкер, с. 401
- Апарна Бхаргава Дхарвадкер (2005). Театры независимости: драма, теория и городское представление в Индии с 1947 года . Университет Айовы Пресс. ISBN 0-87745-961-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сушил Кумар Мукерджи (1982). История театров Калькутты, 1753–1980 гг . КП Багчи.
- Сангит Натак Академи (1989). Современный индийский театр: интервью с драматургами и режиссерами . Академия Сангит Натак. п. 74.
- Шьямананд Джалан: иллюстрированная дань Мадхучханде Чаттерджи. 2010.
- Вспоминая Шьямананда Раджиндер Натх, Самик Бандйопадхьяй, Пратибха Агравал и другие. 2010.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шьямананд Джалан на IMDb
- Падатик , Официальный сайт
- Шьямананда Джалан: Жизнь посредством театра
- «Чудо слов: беседа с старейшиной театра Шьяманандом Джаланом» . Индус . Ченнаи, Индия. 12 января 2009 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г.
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские актеры-мужчины
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- 1934 рождения
- 2010 смертей
- Выпускники Шотландского церковного колледжа
- Выпускники Калькуттского университета
- Актеры-мужчины из Калькутты
- Люди марвари
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Предприниматели
- Хинди театр
- Люди из Музаффарпура
- Актеры-мужчины из Бихара