Наутанки
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2019 г. ) |

Наутанки — одна из самых популярных форм народного исполнения в Южной Азии , особенно в северной Индии . До появления Болливуда (киноиндустрии на хинди) «Наутанки» была крупнейшим средством развлечения в деревнях и городах северной Индии. Богатые музыкальные композиции и юмористические, занимательные сюжеты «Наутанков» оказывают сильное влияние на воображение сельских жителей. Даже после распространения средств массовой информации (таких как телевидение, DVD и онлайн-трансляции) на лучших представлениях «Наутанки» можно увидеть толпу от 10 до 15 тысяч человек. Истоки Наутанки лежат в традициях музыкальных театров Саангит, Бхагат и Сванг в Северной Индии. Один саангит по имени Саангит Рани Наутанки Ка стал настолько популярным, что весь жанр стал называться Наутанки. Наутанки наиболее известен в штатах Уттар-Прадеш , Раджастан , Мадхья-Прадеш , Харьяна и Бихар .
Спектакли
[ редактировать ]Спектакли «Наутанки» — это оперы, основанные на популярной народной теме, основанной на романтических сказках, мифологии или биографиях местных героев. Представление часто перемежается отдельными песнями, танцами и сценками, которые служат перерывами и комическим развлечением для зрителей. [1] Зрители иногда используют перерывы, чтобы сходить в туалет или забрать еду из дома или близлежащих магазинов. Спектакли «Наутанки» предполагают активное участие публики. Например, члены сообщества обеспечивают материально-техническую поддержку, финансовую поддержку и талантливых актеров для спектаклей «Наутанки». Зрители выбирают, какой сценарий будет исполняться, и часто вмешиваются во время выступления, требуя повторения песни или сценки.

Выступления «Наутанки» могут проходить на любом открытом пространстве в деревне или вокруг нее, где могут разместиться сотни или тысячи зрителей. Иногда это пространство предоставляет село Чаупал (сельский общественный центр). В других случаях площадка местной школы становится местом выступления. Сцена «Наутанки» возвышается над землей и состоит из деревянных кроваток (обычно предоставленных местными жителями). Еще несколько десятилетий назад в индийских деревнях не было электричества, поэтому свет обеспечивали либо большие фонари, либо Петромакс (устройство, работающее на керосине).
Удовольствие «Наутанки» заключается в напряженном сладкозвучном диалоге двух-трех исполнителей; иногда используется припев.
Традиционные представления «Наутанки» обычно начинаются поздно вечером, часто около 22:00, и продолжаются всю ночь до восхода солнца следующего утра (всего 8–10 часов). Антракта в спектаклях «Наутанки» нет.
Репертуар
[ редактировать ]Репертуар традиционных наутанков варьируется от мифологических и народных сказок до рассказов о современных героях. Например, в то время как пьесы Наутанки, такие как «Сатья - Харишчандра» и «Бхакт Морадхвадж» , основаны на мифологических темах, «Индал Харан» и «Пуранмал» возникли из фольклора. В первой половине 20-го века современные настроения против британского правления и феодальных землевладельцев нашли выражение в Наутанкисах, таких как Султана Даку , Джаллианвала Баг и Амар Сингх Ратхор .
За последние четыре десятилетия Пандит Рамдаял Шарма (известный маэстро Наутанки), а позднее доктор Девендра Шарма стали соавторами многих новых Наутанки. Эти новые «Наутанки» сосредоточены на современных социальных посланиях, таких как здоровье, ВИЧ / СПИД, расширение прав и возможностей женщин, приданое, иммиграция и планирование семьи. Они имеют гораздо меньшую продолжительность — около двух часов. Это сделано для того, чтобы дать зрителям возможность посмотреть спектакли во время перерыва в повседневной жизни. Эти современные «Наутанки» широко исполнялись в Индии и Америке и пользовались оглушительной популярностью.
Некоторые популярные традиционные Наутанки - это Сях-Пош (Пак Мохаббат) , Султана Даку , Индал Харан , Амар Сингх Ратхор , Бхакт Пуранмал и Харишчандра-Тарамати . Некоторые популярные современные из них — «Миссия Сухани» , «Субах ка Бхула» , «Бехкаани и Мускаани» , а также «Бети ка Бьях» (все эти современные «Наутанки» написаны Пандитом Рамом Даялом Шармой).
Исполнители
[ редактировать ]Некоторые известные исполнители: Гокул Корея, Гассо, Рам Сваруп Шарма из Самай-Кхеры, Манохар Лал Шарма. и Гирирадж Прасад из округа Каман Бхаратпур, Пандит Рам Даял Шарма, [2] Чунни Лал, Пуран Лал Шарма, Амарнатх, Гулаб Бай и Кришна Кумари.
За границей
[ редактировать ]В 2002 году Наутанки был представлен в Америке доктором Девендрой Шармой, художником Наутанки, певцом, писателем, режиссером и исследователем коммуникации и перформанса. Участники постановок Шармы — инженеры, врачи и другие представители индийской диаспоры, проживающие в Америке, которым предоставляется редкая возможность приобщиться к своим культурным корням. В то же время эти выступления познакомили другие общины Америки с индийской культурой.
Одним из таких «Наутанки» является «Миссия Сухани» , оригинальная книга «Наутанки», написанная в соавторстве с Шармой и Пандитом Рамом Даялом Шармой и освещающая современную и противоречивую социальную проблему, касающуюся индейцев и индийских иммигрантов в Америке. В нем критически рассматривается феномен некоторых индийских мужчин, которые приезжают в Америку учиться или работать, но возвращаются в Индию и женятся — либо из-за давления родителей, либо ради получения большого приданого (деньги, передаваемые семье жениха со стороны невесты). Многие из этих мужчин оставляют своих жен в Индии и никогда не привозят их в Америку, где у них часто есть еще одна жена или подруга. Одним из уникальных аспектов этого «Наутанки» является то, что он двуязычный (хинди и английский). Это защищает традиционные оперные и художественные элементы «Наутанков», одновременно эффективно донося историю и современные социальные проблемы до разнообразной аудитории. «Наутанки», такие как «Миссия Сухани», затрагивающие глобальные социальные проблемы, помогают «Наутанки» информировать «Наутанки» о возникающих проблемах в Индии и во всем мире.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Девендра Шарма Фольклорный оперный ансамбль Наутанки и Девендра Шарма» . Фонд Хьюлетта . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «Награда Падмашри артисту Наутанки из Бхаратпура Рамдайалу Шарме принесла славу штату» . Zee News (на хинди) . Проверено 20 апреля 2022 г.
- Кэтрин Хансен (1991). Площадка для игры: Театр Наутанки Северной Индии . Издательство Калифорнийского университета. п. 354. ИСБН 9780520910881 .
- Рамнараян Агравал (1976). Саангит: Эк Лок Натья. Раджпал и сыновья. Дели
- Девендра Шарма (2006). Исполнение «Наутанки»: популярные общественные фольклорные выступления как площадка для диалога и социальных перемен. Университет Огайо.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.devnautanki.com