Кристбургский мирный договор
( Кристбургский мирный договор современный Дзержгон в Польше ) — мирный договор, подписанный 2 февраля 1249 года между языческими прусскими кланами , представленными папским легатом , и Тевтонскими рыцарями . Его часто называют окончанием Первого прусского восстания . [ 1 ] но его не соблюдали и не применяли на практике, особенно после битвы при Крюкене в ноябре 1249 года, когда пруссаки убили и замучили до смерти 54 сдавшихся рыцаря. [ 2 ] Договор гарантировал личные права всем пруссакам, принявшим христианство, но не способствовал установлению мира, поскольку многие пруссаки не желали переходить, а рыцари поклялись искоренить язычество. [ 1 ] Это один из немногих документов того периода, полностью сохранившихся до наших дней. Он дает полезную информацию о жизни и религиозной напряженности в языческой Пруссии . Он также предлагает небольшой взгляд на прусскую мифологию и традиции.
Фон
[ редактировать ]В 1230 году Тевтонские рыцари, римско-католический религиозный орден , поселились в Хелмненской земле и начали свой крестовый поход против язычников-пруссаков . К 1241 году пять из семи крупнейших прусских кланов сдались рыцарям. [ 3 ] Затем вспыхнуло Первое восстание. Пруссаки заключили союз со Свентопелком II Померанским , польским герцогом, который поссорился с рыцарями из-за престолонаследия в Померании . Поначалу повстанцы добились успеха, и у рыцарей осталось всего пять самых сильных замков. [ 4 ] Однако Свентопелк проиграл несколько сражений и был вынужден заключить мир. Значительное подкрепление, поощряемое Папой, прибыло из Германии, чтобы помочь рыцарям, и в конечном итоге восстание было подавлено.
К 1246 году папа Иннокентий IV назначил своего капеллана Якова Льежского, будущего папу Урбана IV , выступить посредником в конфликте и заключить мирный договор. Однако ему не удалось многого добиться до 1248 года. В сентябре Свентопелк согласился на перемирие и подписал окончательный мирный договор 24 ноября 1248 года. Пруссакам, оставшимся без своего самого большого сторонника, пришлось согласиться на переговоры. Поскольку папа считал себя сюзереном пруссаков , его легат подписал договор от своего имени и от имени пруссаков. [ 2 ] Хотя с договором согласились только помесанцы , он был подписан также от имени варминцев и натангийцев . [ 2 ] Договор был подписан в Кристбурге (ныне Дзержгонь ), который рыцари построили на месте крупной помезанской крепости, которую они захватили в канун Рождества 1247 года. [ 5 ]
Условия
[ редактировать ]В преамбуле подчеркивалось, что Тевтонские рыцари нарушили свои обещания, данные предыдущим Папам, уважать новообращенных местных жителей и гарантировать их свободу. [ 1 ] Договор не касался политической ситуации, а лишь гарантировал личные права новообращенных и требовал от них принятия христианства. Они могли наследовать, приобретать и обменивать недвижимое и движимое имущество . Продажа недвижимости была возможна только между людьми одной национальности, но рыцари имели право на часть выручки. [ 2 ] Это положение пыталось предотвратить бегство продавца к врагам. Имущество можно было завещать не только сыновьям, как и раньше, но и дочерям и другим родственникам. То внимание, которое уделялось правам собственности, позволяет предположить, что рыцари часто их нарушали. [ 6 ] Обращенным также обещали возможность стать священниками или монахами, а люди благородного происхождения могли даже надеяться стать рыцарями , настоящими братьями Тевтонских рыцарей. [ 2 ] Согласно польскому законодательству новообращенные также имели право подавать иски и отвечать в светских и религиозных судах. Права гарантировались лишь до тех пор, пока человек соблюдал христианские обряды и не совершал греха. [ 2 ] что обеспечивало достаточную возможность злоупотреблений со стороны рыцарей. [ 6 ]
Пруссакам было запрещено жениться более чем на одной жене , и законным был только брак с надлежащей христианской церемонией в церкви. Продажа или покупка замужних женщин была запрещена, как и женитьба на мачехах, невестках или женах умерших родственников в течение четырех поколений. [ 1 ] Некоторые другие языческие ритуалы были категорически запрещены: поклонение Курче, богу урожая и зерна; содержание языческих жрецов ( Tulissones vel Ligaschones ), выполнявших на похоронах определенные ритуалы; кремация умерших вместе с лошадьми, людьми, оружием или любым другим имуществом. [ 7 ]
Пруссаки должны были в течение полугода построить и снабдить землей, скотом и другими предметами первой необходимости тринадцать церквей в Помезании, шесть в Вармии и три в Натангии. [ 1 ] Церкви должны были быть настолько красивыми, чтобы язычники предпочитали молиться внутри них, а не в лесах. Пруссаки также были обязаны платить ежегодную десятину зерном и участвовать в тевтонских кампаниях, вооружившись собственным оружием и обеспечивая себя продовольствием. [ 2 ] Союзы против рыцарей были запрещены.
Последствия
[ редактировать ]Поскольку договор не учитывал нужды тех, кто не хотел переходить в другую веру, вскоре снова вспыхнули боевые действия. В ноябре 1249 года Тевтонские рыцари потерпели крупное поражение при Крюкене , что принесло пруссакам репутацию нецивилизованного народа, не имеющего чести. Последовали дальнейшие бои, и Свентопелк предложил свою помощь. Война закончилась в 1253 году, и некоторые называют эту дату концом Первого восстания. [ 8 ] Затем договор был заменен и остался лишь как интересный исторический документ. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Симас Сузиеделис, изд. (1970–78). Кристбургский договор. Литовская энциклопедия . Том. И. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 513–14. LCCN 74-114275 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Йонинас, Игнас (1937). «Кристбургский мир». В Вацловасе Биржишке (ред.). Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. 5. Каунас: Фонд прессы. стр. 459–464.
- ^ Куликаускас, Гедиминас (2002). «Развитие орденов в XIII-XIV веках» . Родная история. С 7 по 12 класс (на литовском языке). Вильнюс: Электронное издательство. ISBN 9986-9216-9-4 . Архивировано из оригинала 3 марта 2008 г. Проверено 9 июля 2007 г.
- ^ Урбан, Уильям (2000). Прусский крестовый поход (2-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Литовский центр исследований и исследований. стр. 198–199. ISBN 0-929700-28-7 .
- ^ Урбан, Уильям. Прусский крестовый поход , 228.
- ^ Перейти обратно: а б Урбан, Уильям. Прусский крестовый поход , 232–33.
- ^ Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. стр. 327–28. ISBN 963-9116-42-4 .
- ^ Дельбрюк, Ганс (1990). История военного искусства . Издательство Университета Небраски. п. 379. ИСБН 0-8032-6585-9 . Проверено 3 июля 2007 г.