Вефиль Генри Струсберг
Вефиль Генри Струсберг | |
---|---|
![]() Вефиль Генри Струсберг, ок. 1860 г. | |
Рожденный | Барух Хирш Штраусберг 20 ноября 1823 г. |
Умер | 31 мая 1884 г. | (60 лет)
Национальность | Германия |
Другие имена | Бартель Генрих Струсберг |
Занятие | Промышленник |
Супруг |
Мэри Энн Свон |
Вефиль Генри Струсберг (20 ноября 1823 - 31 мая 1884) был немецким еврейским промышленником и железнодорожным предпринимателем во время быстрого промышленного роста Германии в 19 веке. Он укрепил свое общественное положение строительством дворца Штрусберг в Берлине на Вильгельмштрассе , построенного в 1867–1868 годах по плану Августа Орта , который позже стал резиденцией британского посольства .
Жизнь
[ редактировать ]Барух Хирш Штраусберг родился в Нейденбурге (современная Нидзица, Польша) в провинции Восточная Пруссия . Он сменил свое имя на Бартель Генрих, когда учился в гимназии (средней школе) в Кенигсберге . После ранней смерти отца он переехал в Лондон в сентябре 1839 года, где первоначально жил с братом своей матери Питером Готтхаймером, который вместе со своим братом Лессером владел бизнесом по производству галантерейных товаров. Третий брат, Бертон Готтхаймер, также находился в Лондоне по тому же делу. Страусберг перевел свое имя на английский язык как «Вефиль Генри» и обратился в христианство. 13 марта 1845 года он женился на Мэри Энн Свон в церкви Святой Брайд на Флит-стрит .
В июле 1847 года Струсберг работал агентом в нескольких строительных обществах, и ему было поручено обрабатывать платежи членов. По какой-то причине он взял определенную сумму денег и забронировал билет в Америку, но это выяснилось, когда пароходу пришлось вернуться в Саутгемптон, загрузив не тот сорт угля. Страусберга судили, признали виновным и отбыли шесть месяцев тюремного заключения с каторжными работами. Через год после освобождения у Струсбергов родился первый сын, Вефиль Генри Джун; а в январе 1849 года они втроем отправились в США, вернувшись в апреле 1850 года. Осенью того же года у них родился второй сын Артур. К 1854 году Струсберг стал успешным издателем и журналистом, а также был менеджером страховой компании. В социальном плане он был членом Королевского географического общества .
К началу 1860-х годов он вернулся в Германию и начал вторую карьеру в качестве железнодорожного предпринимателя и промышленника. Имея хорошие контакты с правительством Пруссии и при поддержке британских финансистов, он получил лицензию на строительство Южно-Прусской железной дороги от Тильзита до Инстербурга в 1862 году, а затем в 1866/1867 году открылась железнодорожная линия Берлин-Гёрлиц . В 1868 году он также основал компании «Ганновер-Альтенбекен» и « Халле-Сорау-Губен». Струсберг нанял генеральных подрядчиков, ответственных за строительство железнодорожных линий, которым он платил пакетом акций в рассрочку в зависимости от хода строительства. Ему самому пришлось привлечь меньший капитал, в то время как акционеры Струсберга поначалу получали высокие прибыли, однако номинальная стоимость акций достигла сомнительных высот по сравнению с реальными затратами на строительство. В 1868 году он также приобрел чугунолитейный и машиностроительный завод Георга Эгесторфа в Ганновере , предшественника Hanomag , и управлял берлинским рынком крупного рогатого скота.
Струсберг был широко известен как справедливый и заботливый работодатель. С 1867 по 1871 год он был депутатом Северогерманского рейхстага от избирательного округа Кёнигсберг 9, включавшего также Алленштайн и Россель . [ 1 ] Хотя он был членом Прусской консервативной партии , он не входил ни в одну фракцию в рейхстаге. [ 2 ] В 1868 году он приобрел замок Мирошов ( Мирёшау ) и вотчину Збирог ( Сбиров ) в Богемии . Август Орт, которому было поручено построить свой городской дворец в Берлине, был любимым архитектором Струсберга, а также отвечал за входное здание Гёрлитцер-Банхоф и ремонтные работы в замке Збирог. В настоящее время замок является отелем и местом проведения конференций, где проводятся экскурсии по отреставрированному зданию. [ 3 ]
Его бизнес-империя начала приходить в упадок во время франко-прусской войны (1870–1871). Страусберг потерпел первую неудачу после того, как получил от Гогенцоллернов принца Карла Эйтеля Фридриха , правителя Румынских объединенных княжеств под именем Кароля I с 1866 года, лицензию на еще один проект железной дороги в обход судоходства по реке Дунай , в значительной степени контролируемой Австрией . Мировое соглашение с румынским правительством оказалось разорительным, поскольку Струсберг из-за ряда технических и финансовых трудностей не смог выполнить железнодорожные контракты. Ему пришлось уйти из Румынии с большими потерями, и в 1872 году он был вынужден ликвидироваться.
Его политические оппоненты, возглавляемые национал-либералом Эдуардом Ласкером , открыто осудили его методы финансирования и его связи с правительством штата, вынудив прусского министра торговли графа Иценплица уйти в отставку в 1873 году. Хотя Струсберг вышел из паники 1873 года невредимым, он был объявлен банкротом в 1875 году, когда Адольф фон Ганземан и Герсон фон Бляйхрёдер раскупили большую часть его железных дорог за небольшую часть их стоимости. [ 4 ] После бегства в Санкт-Петербург ему пришлось предстать перед судом в России по обвинению в мошеннических операциях с обналичиванием причитающихся векселей и выдачей кредитов в 1876 году. Он был депортирован и вернулся в Берлин, деля свое время между Лондоном и поместьем своего сына. зять в Бромберге , пытаясь провести социальную реабилитацию с помощью различных проектов и писать мемуары. [ 5 ]

Страусберг умер от сердечного приступа в Берлине в тяжелых экономических условиях. Его мавзолей сохранился на протестантском Старом кладбище Святого Матфея в районе Шёнеберг в Берлине.
Библиография
[ редактировать ]- Европейский железнодорожный король Бетель Генри Струсберг, Иоахим Борхарт, К. Х. Бек, Мюнхен, 1991 г., ISBN 3-406-35297-9
- Железнодорожный король Вефиля Генри Струсберг, Манфред Ульсен, Verlag der Nation, Берлин, 1987, ISBN 3-373-00003-3
- Железнодорожный король, или Румыния была в Линдене: Материалы по социальной истории рабочего жилья, Вольфганг Фойгт, AG SPAK, Мюнхен SPAK, 1982, ISBN 3-923126-15-8
- Локомотивы Hanomag, Лотар Шпильхофф, Podszun Motor Bücher, Берлин, 2004 г., ISBN 3-86133-352-X
- Железное королевство: взлет и падение Пруссии, 1600-1947, Кристофер Кларк, Аллен Лейн, Лондон, ISBN 0-7139-9466-5
- Взлет и падение «железнодорожного короля» Вефиля Генри Струсберг (№ 5 в серии «Миниатюры по истории, культуре и сохранению памятников Берлина»), Хорст Маутер, группа по сохранению памятников, культуре и истории столицы Берлина, Культурная Ассоциация ГДР, Берлин, 1981 г.
- «Удивительный доктор Страусберг», Ричард Хант, 2009 г. ISBN 978-0-9561604-0-9
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Рейхстаг Северо-Германской Конфедерации 1867-1870 гг. Исторические фотографии и биографический справочник , Бернд Хаунфельдер и Клаус Эрих Полльманн (сборник), Дюссельдорф: Droste Verlag, 1989, (= фотодокументы по истории парламентаризма и политических партий; т. 2), фото с. 323, краткая биография с. 475. ISBN 3-7700-5151-3
- ^ Фриц Шпехт и Пауль Швабе, Выборы в Рейхстаг с 1867 по 1903 год. Статистика выборов в Рейхстаг вместе с программами партий и списком избранных представителей , 2-е изд., Берлин: Карл Хейманн, 1904, с. 6. Нет ISBN.
- ^ «Замек Збирог » Добро пожаловать в замок Збирог» . Архивировано из оригинала 4 мая 2010 года . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Рот, Ральф и др. Город и железная дорога в Европе . Ashgate Publishing, 2003. По состоянию на 9 сентября 2010 г.
- ^
Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Строусберг, Вефиль Генри (Барух Хирш)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- 1823 рождения
- 1884 смерти
- Люди из Нидзицы
- Люди из Восточной Пруссии
- Немецкие евреи XIX века
- Переходит в христианство из иудаизма
- Немецкие железнодорожные предприниматели
- Эмигранты из Королевства Пруссия
- Иммигранты в Соединенное Королевство
- Британские железнодорожные предприниматели
- Благотворители XIX века
- Английские бизнесмены XIX века
- Бизнесмены из Королевства Пруссия