Аляскинские креолы
Креолы Аляски ( Russian ) | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Религия | |
Преимущественно русские православные | |
Родственные этнические группы | |
Эскимосы , сибиряки , сибирские юпики , аляскинские юпики , алеуты , русские американцы |
Аляскинские креолы ( русский : Креолы Аляски , латинизированный : Креолы Аляски ) — русская этническая группа на Аляске . [1] Они происходят от граждан колониальной Аляски , известных как русские креолы ( русский : Креолы , латинизированный : Креолы ). Как этническая группа, их предки в основном имеют сибирско-русское , алеутское , юпикское , эскимосское и другие коренные жители Аляски . [2] [3]
Русская Аляска
[ редактировать ]

На Русской Аляске термин «креол» не был расовой категорией, а скорее обозначал «колониального гражданина» в Российской империи . Креолы составляли на Аляске привилегированный класс, который мог служить в российской армии, имел бесплатное образование, оплачиваемое колониальным правительством, и имел возможность социальной мобильности как на колониальной Аляске, так и в Российской империи. [3]
Креолы играли важную роль на русской Аляске, управляя колониальными форпостами и основывая новые русские креольские города. Их профессии были самыми разнообразными: это были учителя, священнослужители, мореплаватели, картографы, командиры кораблей, миссионеры, охотники, переводчики, администраторы и художники. Креолы занимали почетное и респектабельное положение на колониальной Аляске. [3] [4]
Хотя многие креолы изначально были потомками сибирско-российских промышленников (пограничников), которые женились на коренных женщинах Аляски, колониальное правительство Аляски позволило всем уроженцам Аляски стать креолами, если они присягнули на верность правительству Аляски, таким образом став натурализованными гражданами. Быть креолкой — это вопрос образования, духа, душевного состояния и самоидентификации. [5]
Креолы были освобождены от налогов императорской России, если они оставались и жили дома на колониальной Аляске; они были гражданами различных креольских городов, таких как столица Аляски Новый Архангельск (ныне Ситка, Аляска ). Креолы Аляски и туземцы были неразличимы, за исключением того, что креолы чаще одевались в русском стиле. [5]
Коренные жители Аляски, стремящиеся к бесплатному образованию, и креолы, уроженцы Аляски, имели доступ к бесплатному образованию со стороны колониального правительства; в обмен на бесплатное образование колониальное правительство требовало от них прохождения обязательной государственной и военной службы сроком не менее десяти лет. [3] [5]
Общество
[ редактировать ]

Развитие искусства, архитектуры и музыки в российский период сочетало традиционные методы коренных народов Аляски с древнерусской культурой, заимствованной из Византийской церкви . Межкультурные заимствования были характерной чертой того периода; Примером такого межкультурного заимствования было празднование Рождества на Аляске, включающее традиционные представления в масках. [6]
Русское общество Аляски характеризовалось многоязычием и мультикультурализмом. Обычно использовались три языка: церковнославянский использовался для религии; в служебных и образовательных целях русский язык использовался ; Родные языки Аляски использовались в разговорных целях. Конкретное использование каждого языка зависело от региона Аляски; во многих регионах колониальной Аляски на русском говорили как на разговорном языке так же, как на языках коренных жителей Аляски, а на языках коренных народов Аляски говорили во время богослужений, литургии и песен. [6]
Креолы Аляски говорили на русском и на своем местном родном языке Аляски; они умели читать и писать и то, и другое. [ нужна ссылка ] Креолы также сохранили традиции коренных жителей Аляски и продолжили местные методы охоты с использованием традиционного оружия. [3] [4]
После покупки Аляски многоязычное и многокультурное общество Аляски продолжалось; Английский язык становился все более важным по мере того, как все больше американцев иммигрировали на Аляску. Например, в 1898 году Владимир Модестов, священник Русской церкви, взял креольского мальчика по имени Яков Орлов в Сан-Франциско, чтобы улучшить его русский язык и выучить английский язык; Модестов отметил, что английский «становится необходимым даже на севере Аляски». [6]
Научные достижения
[ редактировать ]
Креолы Аляски внесли значительный вклад в мировую науку, особенно в области гидрографии, географии и картографии. Американцы безоговорочно признали российские научные достижения и достижения Аляски за годы, последовавшие за продажей Аляски. Американские исследователи на Аляске использовали большое количество русских научных работ Аляски и представили их международному сообществу. [7]
Правительство колониальной Аляски часто собирало географические данные посредством экспедиций под руководством креольских ученых и командиров кораблей. Креольские исследователи также совершали экспедиции во внутренние районы Аляски, чтобы связаться и торговать с неконтактными местными племенами, а также познакомить их с христианством. Русские исследования Аляски добились больших успехов в 1820-х и 1840-х годах, например, экспедиции Васильева (1829 г.), Глазунова (1833 г.), Ивана Малахова (1832–1839) и Загокина (1842–1844). [7]
Креольский печатник и житель Нового Архангельска Тебенхов в 1852 году собрал все данные этих экспедиций в научный атлас «Атлас северо-западных берегов Америки». Атлас Тебенхова служил навигационным пособием при плавании по территории Аляски и позволял стал основой американской картографии на Аляске на протяжении десятилетий после продажи Аляски. [7]
Продажа Аляски, 1867 г.
[ редактировать ]
Когда Соединенные Штаты Америки приобрели Аляску у Российской империи в 1867 году, креолы лишились избирательных прав. Американцы с презрением смотрели на креолов, потому что термин «креол» ассоциировался у них со значением «смешанной расы». [8] [3]
В Новом Архангельске (Ситка), после того как колониальное правительство передало суверенитет американским войскам, креолы города были поражены американскими солдатами. Креольские чиновники, фермеры и служащие открыли свои дома американцам с полным русским гостеприимством; во многих случаях американцы совершали грабежи и нападения на креолов в одночасье. Креолы Ситки в конечном итоге были вынуждены запереть свои двери от американцев и ждать до восхода солнца. [8]
Потеряв свой социальный статус под правлением Америки, креолы Аляски начали вспоминать колониальный период Аляски как золотой век своей цивилизации. [5]
Конфискация собственности федеральным правительством
[ редактировать ]В Договоре о уступке Аляски креолам Аляски гарантировался выбор: либо стать американскими гражданами с полной защитой собственности и свободы, либо эмигрировать на территорию России. Американцы проигнорировали гарантии для большинства креолов; была полностью защищена только собственность Русской Православной Церкви и ее законные права. [7]
Американское правительство выдало гарантийные сертификаты только 20 креолам Аляски. В тот час, когда произошла передача Аляски, жители Аляски потеряли все права на свою землю и собственность. Некоторые креолы были внесены в реестр, в котором упоминалось, что они владеют домом, но потеряли все права на свою землю. Вся собственность на острове Кадьяк была немедленно передана федеральному правительству США . [7]
Передача собственности на Аляске была осуществлена быстро и жестко. Бригадный генерал США Дэвис, курировавший передачу на острове Бараноф , заметил: «Русские поспешили расчистить все здания, предназначенные для передачи американскому правительству. Этот быстрый отказ от лучших жилищ причинил значительные неудобства главному администратору и тем людям, которые пришлось покинуть свои дома из-за местной дождливой погоды, большинство из них перебралось на корабли». [7]
Тлинкитский вождь острова Бараноф, ставший свидетелем передачи собственности, гневно заметил: «Мы действительно разрешили русским управлять островом, но у нас нет намерения отдавать его любому встречному». [7]
Американская Аляска
[ редактировать ]

Колониальное правительство Аляски выделило три года на транспортировку всех российских подданных, желающих остаться в составе Российской империи. Затем американское правительство начало программу американизации креолов и коренных жителей Аляски. Они открыли английские школы и начали процесс американизации на Аляске. [7] [9]
Мы, нижеподписавшиеся, граждане Соединенных Штатов, настоящим обязуемся выделить из доходов Аляски в Казначейство сумму в 50 000 долларов на создание школ для обучения коренного населения и креолов Аляски английскому языку. общие отрасли английского образования, принципы республиканского правительства и такие промышленные занятия, которые могут показаться наиболее приспособленными к их обстоятельствам. [9]
Не все русские с Аляски, которые хотели уехать, могли воспользоваться трехлетним льготным периодом для эвакуации с Аляски; в 1869 году, всего через два года после продажи Аляски, колониальное правительство Аляски утратило все права действовать на Аляске и было вынуждено полностью отказаться от креолов без какой-либо государственной поддержки. [7]
Принудительный труд и предоставление избирательных прав
[ редактировать ]Лишенные гражданских прав креолы были вынуждены работать под военным руководством США, назначенным федеральным правительством , и их положение становилось все более отчаянным. Американский наблюдатель зафиксировал это отчаяние: «Как это часто бывает при таких суровых системах, люди теряют всякое чувство ответственности за себя, которое у них было раньше, их интеллектуальные силы все больше атрофируются, и они впадают в состояние животной апатии, зная все слишком хорошо, что они получат свой кусок хлеба насущного и больше ничего не приобретут в будущем, как бы они ни старались работать». [7]
Аляскинские креолы в конечном итоге получили избирательные права. Ниже приводится высказывание губернатора Аляски в 1885 году о предоставлении избирательных прав креолам на Алеутских островах:
Самые одаренные креольские и алеутские мальчики тщательно обучались мореплаванию, кораблестроению и механическому искусству, а девочек обучали ведению домашнего хозяйства и, таким образом, были готовы стать женами. русские армейские и морские офицеры весьма значительных рангов, а также немалое число занимающих высокие посты на гражданской службе Империи, являются потомками креолов. Мои самые достоверные сведения заключаются в том, что алеуты — умный, умный и от природы умный народ, трудолюбивый и предусмотрительный, большая часть которого в большей или меньшей степени образована на русском языке и что они хорошо развиты в цивилизации. Об этом свидетельствует тот факт, что они живут в благоустроенных домах, отличаются нарядностью в одежде и являются, почти без исключения, набожными членами Русской Православной Церкви. Поэтому, что касается этих народов, я не колеблюсь в своем мнении относительно уважения, на которое они имеют справедливое право, политическое или иное. Они полностью компетентны, чтобы понимать и выполнять обязанности разумного гражданина. [2]
Язык
[ редактировать ]

Аляскинские креолы до сих пор говорят на аляскинском русском на острове Кадьяк и в деревне Нинильчик ( полуостров Кенай ), Аляска, где он изолирован от других разновидностей русского языка уже более века. [10]
Известные люди
[ редактировать ]- Лорен Леман , вице-губернатор Аляски
- Яков Нецветов (1802–1864), «просветитель Аляски», святой Русской Православной Церкви на Аляске.
- Петр Алеут (1800–1815), мученик и святой в некоторых юрисдикциях Восточной Православной Церкви.
- Кэтрин Дьяканофф Селлер (1884–1980), педагог
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баккер, Питер; Борхсениус, Финн; Левисен, Карстен; Сиппола, Эева М. (2017). Креольские исследования — филогенетические подходы . Издательство Джона Бенджамина. стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Губернатор Аляски (1885 г.). Доклад губернатора Аляски министру внутренних дел . п. 1027.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блэк, Лидия (2004). Русские на Аляске, 1732-1867 гг . Издательство Университета Аляски. стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б Олдрич, Роберт; Маккензи, Кирстен (2013). Рутледж История западных империй . Рутледж. п. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Хаакансон-младший, Свен Д.; Стеффиан, Эми Ф. (2009). Гиинакук как лицо: маски Сукпиака архипелага Кадьяк . Замок-музей Булонь-сюр-Мер. Издательство Университета Аляски. стр. 48–51.
- ^ Jump up to: а б с Иванов, Вячеслав Всеволодович (2004). Русская Православная Церковь Аляски и Алеутских островов и ее связь с индейскими традициями: попытка создания мультикультурного общества, 1794–1912 гг . Типография правительства США. стр. 28–30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Постников, Алексей; Фальк, Марвин (2015). Исследование и картографирование Аляски: эпоха Русской Америки, 1741–1867 гг . Издательство Университета Аляски. стр. 449–453, 459–460.
- ^ Jump up to: а б Типография правительства США (1900 г.). Сборник рассказов об исследованиях Аляски . Соединенные Штаты Америки. п. 204.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Соединенные Штаты. Бюро образования (1896 г.). Отчет комиссара по образованию министру внутренних дел за год... с сопроводительными документами . Типография правительства США. п. 1445.
- ^ Евгений Головко (2010) 143 года после Русской Америки: русский язык без русских. Доклад, прочитанный на конференции по Русской Америке 2010 г., Ситка, 20 августа 2010 г.