Вислинские немцы
Вислинские немцы ( нем . Weichseldeutsche ) — этнические немцы , поселившиеся на территории, которая после польского восстания 1863 года стала известна как Вислинский край. Эта территория, обозначенная так правящими русскими того времени, охватывала большую часть водораздела реки Висла (Weichsel по-немецки, Wisła по- польски ) центральной Польши вплоть до востока от Торуни (Торна).
История миграции [ править ]
Река Висла течет с юга на север по широкой восточной петле, простирающейся от Карпат до ее устья в Балтийском море недалеко от Гданьска (Данцига). Многие были приглашены немецкой и польской знатью, но большинство поселилось в городах и крупных поселках, которые часто управлялись в соответствии с формой, известной как немецкое городское право .
Немецкие поселения на заброшенных или пустующих землях в Куявии и Королевской Пруссии увеличивались, поскольку землевладельцы стремились повторно заселить свои земли после потерь в Великой Северной войне (1700–1721). [1] вверх по реке Висла в Плоцк , Вышогруд и далее продолжалась в период раздела Польши Пруссией Миграция , Австрией и Россией . Большая часть водораздела реки Вислы перешла под власть Пруссии в 1793 году и стала провинциями Южная Пруссия и Новая Восточная Пруссия .
Несмотря на кратковременное освобождение польских территорий Наполеоном ( когда этот регион был известен как Варшавское герцогство ) и несмотря на захват Россией после Парижского договора (1815 г.) , немецкая миграция в регион продолжалась на протяжении всего XIX века. . Они часто селились в существующих общинах, но также основали множество новых, так что к Первой мировой войне можно было задокументировать более 3000 деревень с немецкими жителями. [2]
Некоторые немецкие деревни в этом районе были идентифицированы прилагательным Niemiecki, что означает «немецкий» на польском языке (например, Kępa Niemiecka ). Это отличало немецкую деревню от другой, находящейся в том же районе, где жили поляки (польская деревня могла иметь прилагательное Polski (например, Kępa Polska ). После Второй мировой войны из-за антинемецких настроений это прилагательное обычно опускалось или заменялось. таким термином, как Нове (новый). Однако некоторые деревни даже сегодня сохраняют старый идентификатор.
Подавляющее большинство немцев в этом регионе были лютеранами . Хотя они сохранили явную германскую этническую принадлежность, традиции и язык, они часто адаптировали или перенимали польскую культуру и еду, а иногда и фамилии. Произошло ограниченное количество смешанных браков между культурами. [3] Большое количество этих немцев предпочло покинуть этот район во время наполеоновской оккупации, направляясь дальше на юг и восток, в Черноморские и Бессарабские регионы России. Третьи направились на восток, на Волынь, во время польских восстаний 1830-х и 1860-х годов . Помимо бегства от этих неурегулированных условий, последних привлекали также предложения земли, ставшие доступными в результате освобождения крепостных в России .
Значительное количество этих немцев Вислы (включая многих, кто провел поколение или более в Причерноморье , Бессарабии и Волыни) мигрировало в Северную Америку во второй половине 19-го и начале 20-го веков. Поскольку большинство из них были фермерами, они, как правило, стремились получить недорогую или практически бесплатную приусадебную землю на Среднем Западе, в равнинных штатах и в канадских прериях. Они, конечно, разбросаны и по другим регионам.
Те, кто остался в этом районе во время Второй мировой войны, были изгнаны на территорию Германии в соответствии с послевоенными соглашениями между союзными державами Великобритании, России и США. В некоторых случаях в Польше оставались этнические немцы, задержанные коммунистическими властями Польши для принудительных работ, а также некоторые этнические немцы, имевшие семейные связи с этническими поляками. Некоторые этнические немцы были захвачены советскими войсками и были вынуждены поселиться на востоке в Казахстане и Сибири. Они никогда не были репатриированы.
влияния Голландские
В 16-17 веках поселенцы из Нидерландов и Фрисландии, часто меннониты самоуправляющиеся деревни , основали в Королевской Пруссии . Этот тип сельской организации стал известен как «Закон Олендера», а такие деревни назывались «Холендры» или «Олендры». Жителей этих деревень называли Оленджи , независимо от того, были ли они голландского, немецкого или другого происхождения. [4] В Мазовии существовало две меннонитские общины: одна в Вымысле Польском и одна в Дойч-Казуне . [5] Некоторые приверженцы меннонитов жили в близлежащих деревнях, где значительное большинство жителей составляли немцы-лютеране, такие как Сады или Свиняры , и между двумя религиозными группами были некоторые смешанные браки. Эти контакты, возможно, способствовали германизации этих меннонитов .
Генеалогия [ править ]
Записи лютеранских церквей (а также некоторых баптистских и моравских братьев), многие из которых относятся к концу 18 века, можно найти в Варшавских архивах и были микрофильмированы Библиотекой семейной истории СПД. Известные доступные лютеранские записи перечислены на сайте Общества немецкой генеалогии в Восточной Европе. [6] В некоторых местах сохранилось мало записей, если они вообще существуют, в первую очередь из-за их уничтожения во время Второй мировой войны. Там, где лютеранских церквей не существовало, или во времена до их существования, немцы были обязаны зарегистрироваться в римско-католической церкви.
См. также [ править ]
- Оленджи
- История немцев в России и Советском Союзе
- Переселение нацистско-советского населения
- Бегство и изгнание немцев из Польши во время и после Второй мировой войны
- Немецкое меньшинство в Польше
- Немецкий американец
Ссылки [ править ]
- ^ Кароль Цесельский, Поселение «Олендер» в Королевской Пруссии и Куявии в свете исследований расчетных договоров и материалов для истории Великой Польши и Померании, том IV, выпуск 2 (1958), стр. 226.
- ^ Немецкая колонизация в юго-восточной части Царства Польского в 1815-1915 гг.; Веслав Сладковский, Видавництво Люблинское
- ^ См. Смешанных браков не было? в верхнем течении Вислы
- ↑ Например, в 1715–1716 годах в приходских записях Плонково лютеранские немцы из деревень в усадьбе Качково Иновроцлавского уезда упоминались как представители «Olendrów Rojewskich», «Olendrów Kaczkowskich», «Glinskich Olęndrów» или «Jezuickich Holęndrów». См. микрофильм Библиотеки семейной истории № 2256803, позиция 1, кадры 5–26.
- ^ Ежи Шалыгин, Каталог Zabytkow Osadnictwa Holenderskiego Na Mazowszu (Варшава: DiG Wydawnictwo, 2004). Большая часть, но не весь, текста этой книги доступна в английском переводе по адресу: Каталог памятников голландской колонизации в Мазовии. К сожалению, в переводе термин Olęder был переведен на английский язык как «голландский». Иногда в англоязычном тексте создается впечатление, что автор имел в виду лиц, происходящих от поселенцев из Нидерландов или Фрисландии, тогда как на самом деле он имел в виду лиц (чаще всего этнических немцев), проживающих в деревнях, организованных по закону Олендера. Несмотря на эту проблему перевода, работа Шалыгина является отличным источником информации для многих деревень рассматриваемого региона.
- ^ Общество немецкой генеалогии в Восточной Европе - Lutheran Records
Внешние ссылки [ править ]
- История немцев Вислы и карта населенных пунктов по регионам
- Карта Брейера немецких поселений в центральной Польше.
- Общество немецкой генеалогии в Восточной Европе - с акцентом на Русскую Польшу и Волынь.
- Общество «Наследие немцев из России» Основное внимание уделяется регионам Черного моря и Бессарабии, но некоторая ограниченная помощь доступна и немцам Вислы.
- Карта немецко-российских поселений
- Справочник JewishGen Не только для еврейских деревень.