Jump to content

Банатские швабы

Банатские швабы
Немецкий : Банатские швабы
Герб банатских швабов (в составе дунайских швабов)
Регионы со значительной численностью населения
Банат (юго-запад Румынии)
Языки
немецкий
банат-швабским диалектом , местным типом швабского диалекта )
Религия
Прежде всего католицизм
Родственные этнические группы
Немцы ( особенно швабы и дунайские швабы соответственно )

Родом из юго-запада современной Румынии.

Банатские швабы этническое немецкое население бывшего Венгерского королевства в Центральной и Юго-Восточной Европе , часть дунайских швабов и немцев Румынии . Австрийской империи Они эмигрировали в 18 веке в то, что тогда называлось Банатом провинции Темешвар , позже включенной в Габсбургское королевство Венгрия , провинцию, которая осталась малонаселенной из-за войн с Османской империей . В конце Первой мировой войны в 1918 году швабское меньшинство работало над созданием независимой многоэтнической Банатской республики ; однако провинция была разделена Версальским договором 1919 года и Трианонским договором 1920 года. Большая часть была аннексирована Румынией, меньшая часть - Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Югославия), а небольшая часть - Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Югославия ). регион вокруг Сегеда оставался частью Венгрии.

После Второй мировой войны большинство банатских швабов были изгнаны на Запад Советским Союзом и его дочерними предприятиями, а после 1990 года и распада Советского Союза и его республик многие из оставшихся уехали по экономическим и эмоциональным причинам.

Банат и дунайские швабы

[ редактировать ]

Колонисты Баната часто группируются с другими немецкоязычными этническими группами в этом районе под названием дунайские швабы . Помимо Баната, эти группы жили в соседней западной Бачке в Воеводине , Сербия, в Швабской Турции (современная южная Венгрия), в Славонии (современная Хорватия) и в Сату-Маре , Румыния. Все эти территории находились в Венгерском королевстве под властью Австрии , когда Корона вербовала немецких иммигрантов, особенно фермеров. Он хотел заселить земли, недавно восстановленные после турецкой оккупации, и возродить сельское хозяйство в районе, который часто подвергался войнам.

Происхождение и набор

[ редактировать ]
Традиционно немецкие (саксонские или швабские) территории в Банате и Трансильвании.

Австрийские императоры в 18 веке поощряли иммигрантов селиться в Банате, чтобы заново заселить приграничную провинцию, граничащую с Турецкой империей, и добавить этнических европейских христиан к населению недавно оккупированного региона. Немцам предложили бесплатную землю и привилегию сохранить свой язык и религию. Корона искала иммигрантов -католиков , а также итальянских и испанских колонистов, приехавших в этот регион. [1] Большинство немецких поселенцев прибыли из Эльзас-Лотарингии , Австрии, Баварии , Франконии и Пфальца . Небольшую группу можно проследить до Средней Германии . Однако сравнительно немногие прибыли из швабских регионов того, что тогда было известно как Дальняя Австрия . Непонятно, как группа получила название «банатские швабы» , но, вероятно, это потому, что большинство из них зарегистрировалось и прибыло из швабского города Ульм . Их перевезли на «Ульмер Шахтельн» (баржах) вниз по Дунаю в Будапешт или Белград , откуда они отправились пешком к своим новым домам.

Колонистами обычно были младшие сыновья бедных фермерских семей, у которых было мало шансов на успех дома. При Марии Терезии они получили финансовую поддержку и долгосрочные налоговые льготы. Многие из первых иммигрантов никогда не были женаты, поскольку среди них путешествовало мало немецких женщин. Ремесленников поощряли финансово, как и учителей, врачей и других специалистов. На протяжении десятилетий и более немецкий язык, на котором говорили эти колонисты, отделился от немецкого языка, развивавшегося в Германии, особенно после ее объединения. Он стал известен как донау-швабский, архаичная форма языка.

Выходцы из франкоязычных или лингвистически смешанных коммун Лотарингии сохраняли французский язык (обозначенный как Banat French или Français du Banat ), а также отдельную этническую идентичность на протяжении нескольких поколений. [2]

Начиная с 1893 года из-за политики мадьяризации националистического Венгерского государства часть банатских швабов стала переселяться в Болгарию, где поселилась в селе Бардарски Геран Врацкой губернии , основанном ранее банатскими болгарами . Их число в конечном итоге превысило 90 семей. В 1929 году из-за разногласий с болгарскими католиками они построили отдельную римско-католическую церковь. Некоторые из этих немецкоязычных семей позже переехали в Царев-Брод , Шуменская область, вместе с горсткой банатских болгарских семей, которые переехали в другую банатскую болгарскую деревню, Гостиля , Плевенская область .

Между 1941 и 1943 годами 2150 этнических немецких болгарских граждан были переселены в Германию в рамках политики Гитлера « Хайм в Рейхе» . В их число входили 164 банатских шваба из Бардарского Герана и 33 из Гостилии.

Банатские швабы 1920–1944 гг.

[ редактировать ]
Республика Банатия, предложенная банатскими швабами на Парижской мирной конференции в 1920 году.

Крах австро-венгерского правления и его замена румынским правлением над Банатом после Первой мировой войны принесли некоторые преимущества. В конце 19 века Венгрия пережила период быстрой мадьяризации , во время которого она пыталась ассимилировать все свои меньшинства. Школы должны были преподавать только на венгерском языке.

Под властью Румынии впервые с 1868 года банатские швабы снова могли иметь немецкоязычные школы. Культура банат-швабов процветала. [3] действовал немецкоязычный театр В Тимишоаре , а по всему Банату были созданы немецкоязычные газеты. В 1921 году было основано культурное объединение под названием «Verband der Deutschen in Rumaenien» (Союз немцев в Румынии). [1]

Однако в экономическом плане дела шли не очень хорошо. Крах Уолл-стрит и последовавший за ним финансовый кризис Великой депрессии 1930-х годов сильно ударили по Банату. Многие швабы уехали на заработки в Аргентину, Бразилию и США и никогда не вернулись.

После 1933 года нацистская партия приобрела некоторое влияние среди этнических немцев Восточной Европы , включая банатских швабов. Во время Второй мировой войны многие этнические немцы были призваны в румынскую армию и служили на Восточном фронте . После 1943 года германо-румынский договор позволил им вместо этого служить в Вермахте без необходимости отказываться от румынского гражданства. Первоначально некоторых из них фактически заставили служить в 7-й добровольческой горнострелковой дивизии СС «Принц Ойген» , опасаясь санкций против их семей, если они откажутся. После августа 1941 года нацистская Германия ввела принудительный призыв банатских швабов в СС . К концу войны некоторые банатские швабы открыто выступили против нацистов, которые в отместку публично казнили группу из них в Джимболии (Хацфельд).

Банатские швабы, служившие в дивизии «Принц Ойген», получили известность из-за военных преступлений дивизии против евреев и сербов в период Баната (1941–1944) . Они стали отчужденными, и им не доверяли их соседи, не принадлежащие к Банатской Швабии.

Жизнь после 1944 года

[ редактировать ]

Королевство Румыния , бывший союзник нацистской Германии, присоединилось к союзникам 23 августа 1944 года. В одночасье все банатские швабы в Румынии стали рассматриваться как потенциальные враги государства. Приближение Красной Армии вызвало поток беженцев, бежавших в безопасное место гитлеровской Германии.

К январю 1945 года Румыния оказалась полностью под советским контролем. В начале 1945 года по приказу Сталина многие банатские швабы были высланы или депортированы в принудительные трудовые лагеря на территории Советского Союза , где тысячи из них умерли. [ нужна ссылка ] У тех, кто остался, была конфискована земля и они потеряли право собственности на свои дома (частично возвращенные в 1950-е годы), а те, кто бежал, также потеряли гражданство. В 1951 году более тысячи банатских швабов были перемещены в Бараганскую степь на юго-востоке Румынии, где они основали новые деревни. Почти всем наконец разрешили вернуться домой в 1956 году, но некоторых насильно интернировали до 1963 года.

Некоторым швабским семьям из румынского и югославского Баната удалось бежать в Германию сразу после войны. помог Другим премьер-министр Франции Роберт Шуман обосноваться во Франции как Français du Banat . [2]

Однако в 1960-е годы политическая атмосфера смягчилась. Политика лишения избирательных прав и лишения прав предполагаемых нацистских пособников среди немецкоязычного меньшинства закончилась. Банатским швабам были предоставлены полные права румынского гражданства. Тем не менее, многие банатские швабы предпочли использовать более мягкие условия для эмиграции в Германию, поскольку они больше не доверяли обещаниям коммунистического правительства Румынии. Аналогичное решение приняли трансильванские саксы , жившие в регионе со времен Средневековья. Хотя швабские семьи дунайских и банатских швабов жили там на протяжении десяти или более поколений и их культура развивалась совсем не так, как в Германии, они больше не чувствовали себя в безопасности.

Мемориал в Карлсруэ , Германия, реиммигрантам из Биледа , Румыния.

В 1965 году Николае Чаушеску к власти в Румынии пришел . Сначала он открыл страну Западу, но к концу 1970-х годов стал ультранационалистом и противником всех этнических меньшинств. При его правлении любой банатский шваб, решивший эмигрировать, должен был заплатить награду в размере более тысячи марок (в зависимости от возраста и образования) за получение постоянной эмиграционной визы. Тем не менее, тысячи банатских швабов уезжали каждый год вплоть до 1980-х годов. Экономический кризис коммунистического государства, а также слухи о проекте разрушения деревень заставили около 200 000 человек бежать из Румынии. [1]

После падения Чаушеску в 1989 году и воссоединения Германии в 1990 году почти все оставшиеся банатские немцы в Румынии уехали в Германию. Как следствие, этническое немецкое население в Румынии значительно сократилось. Некоторые возвращаются, в основном это предприниматели с экономическими амбициями, поддерживаемыми немецкими безвозвратными грантами на проекты развития за пределами Германии. У некоторых бывших банатских швабов теперь вновь появилось желание вернуться в свой давний дом, но большинству из них пришлось продать свою собственность, когда они уехали, и у них нет дома, куда можно было бы вернуться.

Из 750 000 этнических немцев, когда-то живших в Румынии, сегодня осталось менее одной десятой этого числа. Только в городах с большим населением все еще существует немецкая культурная жизнь, чему обычно способствуют непрерывные государственные субсидии Румынии и помощь этнических румын. Тем не менее, Allgemeine Deutsche Zeitung является процветающей еженедельной газетой, а Немецкий государственный театр в Тимишоаре ( Deutsches Staatstheater Temeswar ), субсидируемый румынским правительством, проводит постоянные театральные представления. В Тимишоаре и Араде есть начальные и средние школы с немецким языком обучения, которые посещают в основном румынские учащиеся. Остальные этнические немцы (включая банатских швабов) в Румынии представлены в политике DFDR или Demokratisches Forum der Deutschen in Rumänien ( Демократический форум немцев в Румынии ).

Югославия

[ редактировать ]

В то время как швабы из других районов Югославии бежали или были изгнаны, судьба швабов Баната и Бачки сложилась гораздо менее удачно. Из-за высокого уровня призыва в армию в селах оставались в основном женщины, дети и старики, которые не хотели или не могли бежать. Ближе к концу войны все швабы, подозреваемые в связях с нацистской военной администрацией, были помещены во временные лагеря для интернированных. Многие были подвергнуты пыткам, и по меньшей мере 5800 человек были убиты. Других использовали в качестве принудительного труда. После Рождества 1944 года около 30 000 молодых людей, в основном женщин, были отправлены в трудовые лагеря на территории Советского Союза поездом в сопровождении коммунистических партизан. [4]

В рамках аграрной реформы партизанские семьи — в основном мигранты из раздираемой войной Боснии , Лики и Черногории — захватили конфискованные швабские фермы и дома. В марте 1945 года выжившие швабы были помещены в гетто в «деревенские лагеря», которые выжившие позже назвали «лагерями смерти», где уровень смертности достигал 50%. [4]

Самый печально известный лагерь находился в Кничанине (бывший Рудольфсгнад), где погибло от 11 000 до 12 500 швабов. [5] Ситуация улучшилась в 1947 году, когда в лагеря поступила иностранная гуманитарная помощь, а их режим работы был ослаблен. Лагерная система была закрыта в марте 1948 года, а выжившие заключенные были призваны на принудительные работы в армию или на промышленность. Их бегство также обычно терпели. К концу 1950-х годов около 300 000 югославских швабов сумели эмигрировать в западные страны, включая США. [4]

Согласно исследованию, проведенному в 1961 году немецким историком Гансом-Ульрихом Велером , позже поддержанным немецкими эмигрантскими организациями, по меньшей мере 7200 швабов были казнены партизанами, около 2000 депортированы в Советский Союз и примерно 48000 умерли в трудовых лагерях. Около 16,8% швабов Югославии погибли во время и после войны. [6]

Сербская перепись 2002 года зафиксировала только 3901 немца в Сербии , 3154 из которых проживали в провинции Воеводина . [7] [8] В декабре 2007 года оставшиеся швабы сформировали свой собственный совет меньшинства в Нови-Саде , набрав необходимые 3000 подписей избирателей. Президент Андреас Бигермейер заявил, что совет сосредоточится на реституции собственности, а также на обозначении массовых могил и мест лагерей. По его оценкам, общее количество оставшихся дунайских швабов в Сербии и их потомков составляет от 5000 до 8000 человек. [9]

В Венгрии осталось менее 62 000 дунайских швабов. [10] но у них есть политическое представительство. Изгнание швабского меньшинства из Венгрии коммунистическим правительством под диктовку Советского Союза произошло между 1945 и 1948 годами. В результате многие ассимилировались и изменили свою этническую принадлежность, став мадьярами в Венгрии, а также в Югославии и Румынии.

Швабы в эмиграции

[ редактировать ]

Банатские швабы, эмигрировавшие в Германию, в целом хорошо интегрированы в общество, в котором они живут. Контакты они поддерживают через культурные организации ( Landsmannschaften ). В Вене и на юге Германии, где сейчас проживает большинство банатских швабов, некоторые сохраняют свои обычаи и диалект и предлагают поддержку тем, кто остается в Румынии. [ нужна ссылка ]

Банатские швабы в Соединенных Штатах, чьи предки эмигрировали начиная с 1950-х годов, также сформировали общественные ассоциации, в том числе одну в столичном районе Нью-Йорка. [11] один в районе Детройта, [12] и один в районе Цинциннати. [13]

Другие создали онлайн-сообщества, такие как Donauschwaben Villages Helping Hands, некоммерческую организацию, целью которой является сохранение дунайско-швабского наследия и объединение семей и родственников с их предками.

Мадьяризированные швабы

[ редактировать ]

Сегодня и столетия назад в Венгерском королевстве немцы, швабы и саксы (немцы-лютеране) смешали кровь с мадьярами. Примерно один дедушка и бабушка современного мадьяра имеют немецкое происхождение; столетия назад это казалось скорее правилом, чем исключением.Границы размыты, и известные личности заявляют, что принадлежат к этим двум этническим группам, а иногда даже больше. Например, композитор Франц Шмидт по виду был австро-немцем, но был на 3/4 мадьяром. У Яноша Кадара был отец (Крейзингер), у которого были в основном немецкие предки. У Сесиль Тормей , автора, был отец, которого первоначально звали Шпигель, и предки которого были в основном швабскими.

Источники

[ редактировать ]
  • Информация в этой статье основана на немецком эквиваленте и переведена с него.
  • Немецкоязычная Европа
  • Банатские швабы в Болгарии: Нягулов, Благовест (1999). «Банацките булгари в Булгария». Банацките булгари: история на одну вредоносную общность во время времето на национальноте джуржави (на болгарском языке). София: Парадигма. ISBN  954-9536-13-0 .
  • Тибериу Шаттелес, Евреи Тимишоары в исторической перспективе, Издательство «Hasefer», Бухарест, 2013 г.
  1. ^ Jump up to: а б с « История немецких поселений в Южной Венгрии» Сью Кларксон» . Архивировано из оригинала 4 февраля 1997 года . Проверено 20 сентября 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б Смаранда Вултур, С Запада на Восток и с Востока на Запад: аватары идентичности французов Баната, Текст представлен на конференции по устной истории «Видимые, но немногочисленные: румынские миграционные движения», Париж, 2001 г.
  3. ^ * Иоганн Бём (историк) , Немцы в Румынии и Веймарской республике 1919-1933, (Иппесхайм, 1993) ISBN   3-928389-02-5
  4. ^ Jump up to: а б с Сретенович, Станислав и Праузер, Штеффен. «Изгнание немецкоязычного меньшинства из Югославии» (PDF) . Изгнание «немецких» общин из Восточной Европы в конце Второй мировой войны . Европейский университетский институт, Флоренция: 55. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г.
  5. ^ «Немцы Воеводины стремятся к моральной и культурной реабилитации» . Бета. Архивировано из оригинала 20 мая 2009 года.
  6. ^ Сретенович, Станислав и Праузер, Штеффен. «Изгнание немецкоязычного меньшинства из Югославии» (PDF) . Изгнание «немецких» общин из Восточной Европы в конце Второй мировой войны . Европейский университетский институт, Флоренция: 56. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г.
  7. ^ Лалош, Весела (5 сентября 2007 г.). «Сообщество более многочисленно, чем показано в списке» . Сегодня.
  8. ^ «Немцы создают национальный совет» . Голос общественности. 27 марта 2007 г.
  9. ^ «Немцы требуют от государства вернуть им конфискованное имущество» . Гражданский вестник. 16 декабря 2007 г.
  10. ^ Венгерская перепись по этническим группам, 2001 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine. Категория «немцы» включает в себя в основном, но не только, дунайских швабов.
  11. ^ «Нью-Йоркские дунайские швабы» .
  12. ^ «Культурный футбольный клуб Стерлинг Хайтс» . Карпатский клуб . Проверено 16 июля 2023 г.
  13. ^ «Цинциннати Дунайские швабы» . Цинциннати Дунайские швабы . 11 ноября 2019 г. . Проверено 16 июля 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ac31de1aa687b89dc9e19f003588c29__1720390560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/29/2ac31de1aa687b89dc9e19f003588c29.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Banat Swabians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)