Банатские швабы
Немецкий : Банатские швабы ![]() | |
---|---|
![]() Герб банатских швабов (в составе дунайских швабов) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
немецкий (с банат-швабским диалектом , местным типом швабского диалекта ) | |
Религия | |
Прежде всего католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Немцы ( особенно швабы и дунайские швабы соответственно ) | |
Родом из юго-запада современной Румынии. |
Банатские швабы — этническое немецкое население бывшего Венгерского королевства в Центральной и Юго-Восточной Европе , часть дунайских швабов и немцев Румынии . Австрийской империи Они эмигрировали в 18 веке в то, что тогда называлось Банатом провинции Темешвар , позже включенной в Габсбургское королевство Венгрия , провинцию, которая осталась малонаселенной из-за войн с Османской империей . В конце Первой мировой войны в 1918 году швабское меньшинство работало над созданием независимой многоэтнической Банатской республики ; однако провинция была разделена Версальским договором 1919 года и Трианонским договором 1920 года. Большая часть была аннексирована Румынией, меньшая часть - Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Югославия), а небольшая часть - Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Югославия ). регион вокруг Сегеда оставался частью Венгрии.
После Второй мировой войны большинство банатских швабов были изгнаны на Запад Советским Союзом и его дочерними предприятиями, а после 1990 года и распада Советского Союза и его республик многие из оставшихся уехали по экономическим и эмоциональным причинам.
Банат и дунайские швабы
[ редактировать ]Колонисты Баната часто группируются с другими немецкоязычными этническими группами в этом районе под названием дунайские швабы . Помимо Баната, эти группы жили в соседней западной Бачке в Воеводине , Сербия, в Швабской Турции (современная южная Венгрия), в Славонии (современная Хорватия) и в Сату-Маре , Румыния. Все эти территории находились в Венгерском королевстве под властью Австрии , когда Корона вербовала немецких иммигрантов, особенно фермеров. Он хотел заселить земли, недавно восстановленные после турецкой оккупации, и возродить сельское хозяйство в районе, который часто подвергался войнам.
Происхождение и набор
[ редактировать ]
Австрийские императоры в 18 веке поощряли иммигрантов селиться в Банате, чтобы заново заселить приграничную провинцию, граничащую с Турецкой империей, и добавить этнических европейских христиан к населению недавно оккупированного региона. Немцам предложили бесплатную землю и привилегию сохранить свой язык и религию. Корона искала иммигрантов -католиков , а также итальянских и испанских колонистов, приехавших в этот регион. [1] Большинство немецких поселенцев прибыли из Эльзас-Лотарингии , Австрии, Баварии , Франконии и Пфальца . Небольшую группу можно проследить до Средней Германии . Однако сравнительно немногие прибыли из швабских регионов того, что тогда было известно как Дальняя Австрия . Непонятно, как группа получила название «банатские швабы» , но, вероятно, это потому, что большинство из них зарегистрировалось и прибыло из швабского города Ульм . Их перевезли на «Ульмер Шахтельн» (баржах) вниз по Дунаю в Будапешт или Белград , откуда они отправились пешком к своим новым домам.
Колонистами обычно были младшие сыновья бедных фермерских семей, у которых было мало шансов на успех дома. При Марии Терезии они получили финансовую поддержку и долгосрочные налоговые льготы. Многие из первых иммигрантов никогда не были женаты, поскольку среди них путешествовало мало немецких женщин. Ремесленников поощряли финансово, как и учителей, врачей и других специалистов. На протяжении десятилетий и более немецкий язык, на котором говорили эти колонисты, отделился от немецкого языка, развивавшегося в Германии, особенно после ее объединения. Он стал известен как донау-швабский, архаичная форма языка.
Выходцы из франкоязычных или лингвистически смешанных коммун Лотарингии сохраняли французский язык (обозначенный как Banat French или Français du Banat ), а также отдельную этническую идентичность на протяжении нескольких поколений. [2]
Начиная с 1893 года из-за политики мадьяризации националистического Венгерского государства часть банатских швабов стала переселяться в Болгарию, где поселилась в селе Бардарски Геран Врацкой губернии , основанном ранее банатскими болгарами . Их число в конечном итоге превысило 90 семей. В 1929 году из-за разногласий с болгарскими католиками они построили отдельную римско-католическую церковь. Некоторые из этих немецкоязычных семей позже переехали в Царев-Брод , Шуменская область, вместе с горсткой банатских болгарских семей, которые переехали в другую банатскую болгарскую деревню, Гостиля , Плевенская область .
Между 1941 и 1943 годами 2150 этнических немецких болгарских граждан были переселены в Германию в рамках политики Гитлера « Хайм в Рейхе» . В их число входили 164 банатских шваба из Бардарского Герана и 33 из Гостилии.
Банатские швабы 1920–1944 гг.
[ редактировать ]
Крах австро-венгерского правления и его замена румынским правлением над Банатом после Первой мировой войны принесли некоторые преимущества. В конце 19 века Венгрия пережила период быстрой мадьяризации , во время которого она пыталась ассимилировать все свои меньшинства. Школы должны были преподавать только на венгерском языке.
Под властью Румынии впервые с 1868 года банатские швабы снова могли иметь немецкоязычные школы. Культура банат-швабов процветала. [3] действовал немецкоязычный театр В Тимишоаре , а по всему Банату были созданы немецкоязычные газеты. В 1921 году было основано культурное объединение под названием «Verband der Deutschen in Rumaenien» (Союз немцев в Румынии). [1]
Однако в экономическом плане дела шли не очень хорошо. Крах Уолл-стрит и последовавший за ним финансовый кризис Великой депрессии 1930-х годов сильно ударили по Банату. Многие швабы уехали на заработки в Аргентину, Бразилию и США и никогда не вернулись.
После 1933 года нацистская партия приобрела некоторое влияние среди этнических немцев Восточной Европы , включая банатских швабов. Во время Второй мировой войны многие этнические немцы были призваны в румынскую армию и служили на Восточном фронте . После 1943 года германо-румынский договор позволил им вместо этого служить в Вермахте без необходимости отказываться от румынского гражданства. Первоначально некоторых из них фактически заставили служить в 7-й добровольческой горнострелковой дивизии СС «Принц Ойген» , опасаясь санкций против их семей, если они откажутся. После августа 1941 года нацистская Германия ввела принудительный призыв банатских швабов в СС . К концу войны некоторые банатские швабы открыто выступили против нацистов, которые в отместку публично казнили группу из них в Джимболии (Хацфельд).
Банатские швабы, служившие в дивизии «Принц Ойген», получили известность из-за военных преступлений дивизии против евреев и сербов в период Баната (1941–1944) . Они стали отчужденными, и им не доверяли их соседи, не принадлежащие к Банатской Швабии.
Жизнь после 1944 года
[ редактировать ]Румыния
[ редактировать ]Королевство Румыния , бывший союзник нацистской Германии, присоединилось к союзникам 23 августа 1944 года. В одночасье все банатские швабы в Румынии стали рассматриваться как потенциальные враги государства. Приближение Красной Армии вызвало поток беженцев, бежавших в безопасное место гитлеровской Германии.
К январю 1945 года Румыния оказалась полностью под советским контролем. В начале 1945 года по приказу Сталина многие банатские швабы были высланы или депортированы в принудительные трудовые лагеря на территории Советского Союза , где тысячи из них умерли. [ нужна ссылка ] У тех, кто остался, была конфискована земля и они потеряли право собственности на свои дома (частично возвращенные в 1950-е годы), а те, кто бежал, также потеряли гражданство. В 1951 году более тысячи банатских швабов были перемещены в Бараганскую степь на юго-востоке Румынии, где они основали новые деревни. Почти всем наконец разрешили вернуться домой в 1956 году, но некоторых насильно интернировали до 1963 года.
Некоторым швабским семьям из румынского и югославского Баната удалось бежать в Германию сразу после войны. помог Другим премьер-министр Франции Роберт Шуман обосноваться во Франции как Français du Banat . [2]
Однако в 1960-е годы политическая атмосфера смягчилась. Политика лишения избирательных прав и лишения прав предполагаемых нацистских пособников среди немецкоязычного меньшинства закончилась. Банатским швабам были предоставлены полные права румынского гражданства. Тем не менее, многие банатские швабы предпочли использовать более мягкие условия для эмиграции в Германию, поскольку они больше не доверяли обещаниям коммунистического правительства Румынии. Аналогичное решение приняли трансильванские саксы , жившие в регионе со времен Средневековья. Хотя швабские семьи дунайских и банатских швабов жили там на протяжении десяти или более поколений и их культура развивалась совсем не так, как в Германии, они больше не чувствовали себя в безопасности.

В 1965 году Николае Чаушеску к власти в Румынии пришел . Сначала он открыл страну Западу, но к концу 1970-х годов стал ультранационалистом и противником всех этнических меньшинств. При его правлении любой банатский шваб, решивший эмигрировать, должен был заплатить награду в размере более тысячи марок (в зависимости от возраста и образования) за получение постоянной эмиграционной визы. Тем не менее, тысячи банатских швабов уезжали каждый год вплоть до 1980-х годов. Экономический кризис коммунистического государства, а также слухи о проекте разрушения деревень заставили около 200 000 человек бежать из Румынии. [1]
После падения Чаушеску в 1989 году и воссоединения Германии в 1990 году почти все оставшиеся банатские немцы в Румынии уехали в Германию. Как следствие, этническое немецкое население в Румынии значительно сократилось. Некоторые возвращаются, в основном это предприниматели с экономическими амбициями, поддерживаемыми немецкими безвозвратными грантами на проекты развития за пределами Германии. У некоторых бывших банатских швабов теперь вновь появилось желание вернуться в свой давний дом, но большинству из них пришлось продать свою собственность, когда они уехали, и у них нет дома, куда можно было бы вернуться.
Из 750 000 этнических немцев, когда-то живших в Румынии, сегодня осталось менее одной десятой этого числа. Только в городах с большим населением все еще существует немецкая культурная жизнь, чему обычно способствуют непрерывные государственные субсидии Румынии и помощь этнических румын. Тем не менее, Allgemeine Deutsche Zeitung является процветающей еженедельной газетой, а Немецкий государственный театр в Тимишоаре ( Deutsches Staatstheater Temeswar ), субсидируемый румынским правительством, проводит постоянные театральные представления. В Тимишоаре и Араде есть начальные и средние школы с немецким языком обучения, которые посещают в основном румынские учащиеся. Остальные этнические немцы (включая банатских швабов) в Румынии представлены в политике DFDR или Demokratisches Forum der Deutschen in Rumänien ( Демократический форум немцев в Румынии ).
Югославия
[ редактировать ]В то время как швабы из других районов Югославии бежали или были изгнаны, судьба швабов Баната и Бачки сложилась гораздо менее удачно. Из-за высокого уровня призыва в армию в селах оставались в основном женщины, дети и старики, которые не хотели или не могли бежать. Ближе к концу войны все швабы, подозреваемые в связях с нацистской военной администрацией, были помещены во временные лагеря для интернированных. Многие были подвергнуты пыткам, и по меньшей мере 5800 человек были убиты. Других использовали в качестве принудительного труда. После Рождества 1944 года около 30 000 молодых людей, в основном женщин, были отправлены в трудовые лагеря на территории Советского Союза поездом в сопровождении коммунистических партизан. [4]
В рамках аграрной реформы партизанские семьи — в основном мигранты из раздираемой войной Боснии , Лики и Черногории — захватили конфискованные швабские фермы и дома. В марте 1945 года выжившие швабы были помещены в гетто в «деревенские лагеря», которые выжившие позже назвали «лагерями смерти», где уровень смертности достигал 50%. [4]
Самый печально известный лагерь находился в Кничанине (бывший Рудольфсгнад), где погибло от 11 000 до 12 500 швабов. [5] Ситуация улучшилась в 1947 году, когда в лагеря поступила иностранная гуманитарная помощь, а их режим работы был ослаблен. Лагерная система была закрыта в марте 1948 года, а выжившие заключенные были призваны на принудительные работы в армию или на промышленность. Их бегство также обычно терпели. К концу 1950-х годов около 300 000 югославских швабов сумели эмигрировать в западные страны, включая США. [4]
Согласно исследованию, проведенному в 1961 году немецким историком Гансом-Ульрихом Велером , позже поддержанным немецкими эмигрантскими организациями, по меньшей мере 7200 швабов были казнены партизанами, около 2000 депортированы в Советский Союз и примерно 48000 умерли в трудовых лагерях. Около 16,8% швабов Югославии погибли во время и после войны. [6]
Сербская перепись 2002 года зафиксировала только 3901 немца в Сербии , 3154 из которых проживали в провинции Воеводина . [7] [8] В декабре 2007 года оставшиеся швабы сформировали свой собственный совет меньшинства в Нови-Саде , набрав необходимые 3000 подписей избирателей. Президент Андреас Бигермейер заявил, что совет сосредоточится на реституции собственности, а также на обозначении массовых могил и мест лагерей. По его оценкам, общее количество оставшихся дунайских швабов в Сербии и их потомков составляет от 5000 до 8000 человек. [9]
Венгрия
[ редактировать ]В Венгрии осталось менее 62 000 дунайских швабов. [10] но у них есть политическое представительство. Изгнание швабского меньшинства из Венгрии коммунистическим правительством под диктовку Советского Союза произошло между 1945 и 1948 годами. В результате многие ассимилировались и изменили свою этническую принадлежность, став мадьярами в Венгрии, а также в Югославии и Румынии.
Швабы в эмиграции
[ редактировать ]Банатские швабы, эмигрировавшие в Германию, в целом хорошо интегрированы в общество, в котором они живут. Контакты они поддерживают через культурные организации ( Landsmannschaften ). В Вене и на юге Германии, где сейчас проживает большинство банатских швабов, некоторые сохраняют свои обычаи и диалект и предлагают поддержку тем, кто остается в Румынии. [ нужна ссылка ]
Банатские швабы в Соединенных Штатах, чьи предки эмигрировали начиная с 1950-х годов, также сформировали общественные ассоциации, в том числе одну в столичном районе Нью-Йорка. [11] один в районе Детройта, [12] и один в районе Цинциннати. [13]
Другие создали онлайн-сообщества, такие как Donauschwaben Villages Helping Hands, некоммерческую организацию, целью которой является сохранение дунайско-швабского наследия и объединение семей и родственников с их предками.
Мадьяризированные швабы
[ редактировать ]Сегодня и столетия назад в Венгерском королевстве немцы, швабы и саксы (немцы-лютеране) смешали кровь с мадьярами. Примерно один дедушка и бабушка современного мадьяра имеют немецкое происхождение; столетия назад это казалось скорее правилом, чем исключением.Границы размыты, и известные личности заявляют, что принадлежат к этим двум этническим группам, а иногда даже больше. Например, композитор Франц Шмидт по виду был австро-немцем, но был на 3/4 мадьяром. У Яноша Кадара был отец (Крейзингер), у которого были в основном немецкие предки. У Сесиль Тормей , автора, был отец, которого первоначально звали Шпигель, и предки которого были в основном швабскими.
Люди
[ редактировать ]- Геза фон Чиффра , кинорежиссер
- Хельмут Дукадам , футбольный вратарь, обладатель Кубка европейских чемпионов и действующий рекордсмен по количеству отраженных пенальти в серии пенальти.
- Вернер Фрикер , президент Федерации футбола США, 1986–1990 гг.
- Франц Ксавер Каппус (1883–1966), писатель, поэт, редактор газеты; Райнер Мария Рильке ответил на его просьбу о совете « Письмами к молодому поэту» (1929).
- Стефан Йегер , художник
- Николаус Ленау , писатель
- Герта Мюллер , поэтесса, писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе 2009 года; ее книги посвящены жизни швабов в Чаушеску . Румынии
- Энтони Н. Мишель , американский инженер-педагог.
- Джонни Вайсмюллер (урожденный Иоганн Вайсмюллер), американский актер; Олимпийский чемпион по плаванию
- Майкл Дж. Вендл , американский инженер
- Стефан Хелл , со-лауреат Нобелевской премии по химии 2014 года «за разработку флуоресцентной микроскопии сверхразрешения»
- Зита Йоханн , австрийско-американская актриса ( «Мумия »)
Источники
[ редактировать ]- Информация в этой статье основана на немецком эквиваленте и переведена с него.
- Немецкоязычная Европа
- Банатские швабы в Болгарии: Нягулов, Благовест (1999). «Банацките булгари в Булгария». Банацките булгари: история на одну вредоносную общность во время времето на национальноте джуржави (на болгарском языке). София: Парадигма. ISBN 954-9536-13-0 .
- Тибериу Шаттелес, Евреи Тимишоары в исторической перспективе, Издательство «Hasefer», Бухарест, 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « История немецких поселений в Южной Венгрии» Сью Кларксон» . Архивировано из оригинала 4 февраля 1997 года . Проверено 20 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Смаранда Вултур, С Запада на Восток и с Востока на Запад: аватары идентичности французов Баната, Текст представлен на конференции по устной истории «Видимые, но немногочисленные: румынские миграционные движения», Париж, 2001 г.
- ^ * Иоганн Бём (историк) , Немцы в Румынии и Веймарской республике 1919-1933, (Иппесхайм, 1993) ISBN 3-928389-02-5
- ^ Jump up to: а б с Сретенович, Станислав и Праузер, Штеффен. «Изгнание немецкоязычного меньшинства из Югославии» (PDF) . Изгнание «немецких» общин из Восточной Европы в конце Второй мировой войны . Европейский университетский институт, Флоренция: 55. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г.
- ^ «Немцы Воеводины стремятся к моральной и культурной реабилитации» . Бета. Архивировано из оригинала 20 мая 2009 года.
- ^ Сретенович, Станислав и Праузер, Штеффен. «Изгнание немецкоязычного меньшинства из Югославии» (PDF) . Изгнание «немецких» общин из Восточной Европы в конце Второй мировой войны . Европейский университетский институт, Флоренция: 56. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г.
- ^ Лалош, Весела (5 сентября 2007 г.). «Сообщество более многочисленно, чем показано в списке» . Сегодня.
- ^ «Немцы создают национальный совет» . Голос общественности. 27 марта 2007 г.
- ^ «Немцы требуют от государства вернуть им конфискованное имущество» . Гражданский вестник. 16 декабря 2007 г.
- ^ Венгерская перепись по этническим группам, 2001 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine. Категория «немцы» включает в себя в основном, но не только, дунайских швабов.
- ^ «Нью-Йоркские дунайские швабы» .
- ^ «Культурный футбольный клуб Стерлинг Хайтс» . Карпатский клуб . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Цинциннати Дунайские швабы» . Цинциннати Дунайские швабы . 11 ноября 2019 г. . Проверено 16 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страновая команда Banat Swabians eV (на немецком языке)
- Семейные книги Баната (на английском, румынском, французском и немецком языках)
- Ресурсы о дунайских швабах (на английском, румынском и немецком языках)
- Культурные меньшинства в Румынии: дунайские швабы (на румынском и английском языках)
- Культурные меньшинства в Румынии: «австрийцы» (на румынском и английском языках)
- Руки помощи деревень Донаушвабен