Тамплиеры (секта радикальных пиетистов)
Немецкое общество темплеров , также известное как Темплеры , — это радикальная пиетистская группа, возникшая в Германии в середине девятнадцатого века. Два ее основателя, Кристоф Хоффманн и Георг Давид Хардегг, прибыли в Хайфу, Палестина, в октябре 1868 года со своими семьями и несколько товарищей-темплиеров, чтобы основать колонию. [1] [2] Богословие темплеров уходит корнями в наследие предыдущих столетий, в течение которых различные христианские группы пытались создать совершенную христианскую религию в рамках подготовки к обещанному возвращению Христа . [3] Движение было основано Кристофом Хоффманом [1815-1885], который считал, что спасение человечества заключается в объединении народа Божьего в христианскую общину. Он также верил, что второе пришествие Христа неизбежно и что, согласно библейскому пророчеству, оно произойдет в Иерусалиме, где народ Божий должен был собраться как символ восстановления храма.
Мышление Хоффмана было вдохновлено христианской общиной I века и основано на Евангелии от Матфея в отношении пророчеств Ветхого Завета и их связи с пришествием Иисуса Христа. Гофман также считал, что эти «пророчества касались главным образом основания Царства Божия на земле». [4]
Решая, где следует основать христианскую общину, Хоффманн писал: «Я провел специальное исследование, чтобы выяснить, был ли указан центр в пророчествах. Я обнаружил, что некоторые Пророки объявляли Иерусалим центром. Другие упоминали Израиль, то есть Палестина должна стать внешним проявлением Царства Божьего на этой земле. В пророчествах подчеркивается важность объединения и собирания народа Божьего. Это ответственность тех, кто желает трудиться ради спасения человечества. Я верю в это всем своим сердцем – это Царство Божие имеет не только духовное, но и дополнительное, временное значение. Например, в христианском государстве, Царстве Божием, нищета и голод среди бедных людей после неурожая. Царство Божие – счастливое государство. Это подчеркивается во всех библейских пророчествах и должно существовать для всех людей. Пророки указывают на Иерусалим как на Центр Царства Божьего, счастливого государства!» [4]
Этимология
[ редактировать ]Слово «темплер» происходит от концепции христианской общины, описанной в Новом Завете , см. 1 Коринфянам 3:16 и 1 Петра 2:5 , где каждый человек и община рассматриваются как храмы, в которых обитает Божий дух. [5] нет Никакой связи со средневековыми тамплиерами .
История
[ редактировать ]Кристоф Хоффманн встретил Георга Давида Хардегга (1812–1879) в 1849 году. Они стали друзьями и партнерами, и в 1853 году Хардегг принял мечту Гофмана о христианском государстве. Первоначально Движение Темплеров/Храмовое Общество было известно как «Друзья Иерусалима», и именно в 1855 году Хоффманн разместил заявление в их регулярном издании Sentinel, заявив о своем намерении установить образ жизни, основанный на Слове Божьем. ; он также заявил, что обращение всего мира [это цель объединения народа Божьего] произойдет только после второго пришествия Христа. [6]
В 1856 году Хоффманн и Хардегг переехали со своими семьями и другими «друзьями Иерусалима» в Киршенхардтхоф, ранее входивший в большое поместье в Хохберге, недалеко от Людвигсберга . Здесь они создали процветающую общину, пережили разрушительную эпидемию брюшного тифа, начали планировать переезд в Палестину и изменили свое название на Храмовое общество. [7]
В то время как лютеранская государственная церковь в Вюртемберге осуждала тамплиеров и боролась с ними как с отступниками, позиция прусских протестантов была несколько мягче. Их поселение на Святой Земле нашло горячую поддержку со стороны Вильгельма Гофмана (1806–1873), который не был отступником от официальной церкви, как его младший брат Кристоф. Через Вильгельма Гофман смог встретиться с Фридрихом Вильгельмом IV Прусским в Берлине, но, несмотря на первоначальное предложение Фридриха «послать комиссию для помощи Обществу темплеров», он, как сообщается, сказал Вильгельму: «Немыслимо, чтобы я идентифицирую себя с этими людьми». Несмотря на эту неудачу, Гофман писал: «Мы не оставили надежду на выздоровление короля Пруссии», но, к сожалению, Фридрих заболел, и его «болезнь помешала ему предложить какую-либо поддержку темплерам». [8]
Не обращая внимания на возражения со стороны Евангелической государственной церкви и католического сектора, а также на отставку некоторых членов Общества, Хоффманн и Хардегг 9 февраля 1858 года отправились в ознакомительную поездку в Палестину вместе с агрономом Дж. Бубеком. Они прибыли в Яффо 14 марта 1858 года и посетили Иерусалим , Вифлеем, Беэр-Шеву, Назарет, Акко, Хайфу (в то время Каифа) и Тверию, прежде чем вернуться домой. [9]
6 августа 1868 года Хоффманн, Хардегг, их семьи и группа других тамплиеров наконец покинули Германию и направились в Палестину, приземлившись в Хайфе 30 октября, приняв решение не только «оговорить количество темплеров и время их миграции». в Палестину, но и какие профессии и навыки требовались». [10] Они уже пришли к выводу, что базироваться в Иерусалиме нецелесообразно, и планировали поселиться поблизости, недалеко от Назарета , но во время путешествия им посоветовали, что Хайфа будет более подходящей из-за ее хорошей гавани и климата. [11]
Раннее поселение в Палестине
[ редактировать ]Хоффманн и Хардегг купили землю у подножия горы Кармель и основали там колонию в 1868 году. В то время Хайфы население составляло 4000 человек. Сегодня храмовникам приписывают содействие развитию города. Колонисты построили привлекательную главную улицу, которая очень понравилась местным жителям. Он был шириной 30 метров и с обеих сторон засажен деревьями. Дома, спроектированные архитектором Якобом Шумахером , были построены из камня, с крышами из красной черепицы вместо плоских или куполообразных крыш, распространенных в этом регионе. Тяжелый труд, суровый климат и эпидемии унесли жизни многих людей, прежде чем колония стала самостоятельной. Хардегг остался в Хайфе, а Хоффманн основал другие колонии.
В том же году Бахаулла , пророк-основатель Веры Бахаи , прибыл в регион Хайфа-Акка в качестве узника Османской империи. Спустя годы, после освобождения из строгого заключения, он несколько раз посетил колонию темплеров на горе Кармель и написал письмо Хардеггу. [12] Он попросил своего сына Абдул-Баха построить на дороге, ведущей к колонии Темплер (проспект Кармель), но на полпути к горе, храм предшественнику религии (который был известен как «Баб»). ). [13] Соединение зданий Темплера и Храма стало самой значимой достопримечательностью современного города Хайфы.
Хоффман основал колонии в Яффо Год спустя , а два года спустя, в 1871 году, третью колонию в Сароне , как первую сельскохозяйственную колонию Темплеров, по дороге из Яффо в Наблус . В 1873 году четвертая колония была основана в долине Рефаим за пределами . Старого города Иерусалима
Апельсины колонии первыми имели марку « Яффский апельсин », одну из наиболее известных сельскохозяйственных марок в Европе, которая и по сей день используется для продажи израильских апельсинов.
Темплеры наладили регулярное автобусное сообщение между Хайфой и другими городами, способствуя развитию туристической индустрии страны, и внесли важный вклад в дорожное строительство.
Колонии темплеров
[ редактировать ]После визита в 1898 году кайзера Германии Вильгельма II общества по развитию немецких поселений в Палестине один из спутников кайзера, полковник Йозеф Фрайхерр фон Эльрихсхаузен, инициировал создание в Штутгарте . Это позволило поселенцам приобретать землю для новых поселений, предлагая им кредиты под низкие проценты.
Вторая волна поселенцев-первопроходцев основала Вильгельму (ныне Бней Атарот ) в 1902 году недалеко от Лода (1903 год), недалеко от первоначальной колонии Яффо , за которым последовали Вифлеем Галилейский (1906 год) и Вальдхайм (ныне Алоней Абба ) в 1907 году. Сообщество темплеров в Палестине насчитывало 2000 человек. [14]
В июле и августе 1918 года британцы отправили 850 темплеров в лагерь для интернированных в Хелуане недалеко от Каира в Египте . В апреле 1920 года 350 из этих интернированных были депортированы в Германию. Вся собственность темплеров вражеской национальности (за исключением собственности нескольких среди них граждан США) была взята на государственную опеку. С созданием регулярной британской администрации в 1918 году Эдвард Кейт-Роуч стал государственным хранителем вражеской собственности в Палестине , который сдавал собственность в аренду и собирал арендную плату. [15]
В апреле 1920 года союзники собрались на конференции в Сан-Ремо и договорились о британском правлении в Палестине, после чего 1 июля 1920 года последовало официальное учреждение гражданской администрации. [16] С этого момента Кейт-Роуч передавал собранную арендную плату за имущество, находящееся под опекой, фактическим владельцам. [16] 29 июня 1920 года министр иностранных дел Великобритании лорд Керзон сообщил британской верхней палате , что Великобритания в принципе согласна на их возвращение в Палестину.
Лига Наций узаконила британскую администрацию и опеку, предоставив Великобритании мандат в 1922 году, который Турция , преемница Османской империи, окончательно ратифицировала Лозаннским договором , подписанным 24 июля 1923 года и вступившим в силу 5 августа 1925 года. [17] Таким образом, государственная опека закончилась в том же году, и предыдущие владельцы получили полностью защищенное юридическое положение собственников. [18]
Правительство Мандата и Государственный хранитель вражеской собственности выплатили им 50% компенсацию за военные потери скота и другого имущества. Банк Общества Храма, образованный в 1925 году с головным офисом в Яффе и филиалами в Хайфе и Иерусалиме, стал одним из ведущих кредитных учреждений Палестины. [19]
Третий Рейх
[ редактировать ]После прихода к власти нацистов в Германии правительство нового Рейха оптимизировало внешнюю политику в соответствии с нацистскими идеалами, особенно используя финансовое давление. Акцент нацистов был сделан на создании образа, согласно которому Германия и немецкость равны нацизму . Таким образом, все ненацистские аспекты немецкой культуры и идентичности подвергались дискриминации как антинемецкие. Все международные школы немецкого языка, субсидированные или полностью финансируемые из государственных средств, были обязаны пересмотреть свои образовательные программы и нанимать исключительно учителей, связанных с нацистской партией. Учителей в Вифлееме финансировало правительство Рейха, поэтому нацистские учителя и там взяли на себя работу.
В 1933 году функционеры Темплеров и другие немцы-неевреи, живущие в Палестине, безуспешно обратились к Паулю фон Гинденбургу и Министерству иностранных дел с просьбой не использовать символы свастики для немецких учреждений. Некоторые немцы-неевреи из Палестины умоляли правительство Рейха отказаться от плана бойкота магазинов немцев-евреев 1 апреля 1933 года. [20] Некоторые темплеры были зачислены в немецкую армию. К 1938 году 17% темплеров в Палестине были членами нацистской партии. По словам историка Йосси Бен-Арци, «представители молодого поколения в некоторой степени оторвались от наивных религиозных убеждений и были более восприимчивы к нацистскому немецкому национализму. Старшие пытались с ним бороться». [21]
В начале Второй мировой войны колонисты с немецким гражданством были схвачены британцами и отправлены вместе с итальянскими и венгерскими вражескими иностранцами в для интернированных лагеря в Вальдхайме и Вифлееме Галилейском . [22] 31 июля 1941 года 661 темплер и другие немцы в Палестине были депортированы в Австралию через Египет, в результате чего 345 человек остались в Палестине. [23]
В 1939 году, в начале Второй мировой войны, британские власти объявили Темплеров вражескими гражданами , поместили их под арест и депортировали многих из них в Австралию . [22] Во время войны британское правительство выступило посредником в обмене около 1000 темплеров на 550 евреев, находящихся под контролем Германии. «Обмен, подчеркивает Бауэр, был обусловлен прежде всего британскими и немецкими интересами: точно так же, как британцы хотели вывести немцев, Германия была рада возможности избавиться от еще нескольких сотен евреев. Состоялось три обмена: один в 1941 году, один в 1942 году и последний в 1944 году. Всего было обменено всего 480 человек, темплеров и других немцев, проживающих в Палестине». [ нужна ссылка ]
После своего основания Государство Израиль – со свежими воспоминаниями о Холокосте – было непреклонно не позволяло этническим немцам из общины, выражавшей пронацистские симпатии, оставаться на своей территории или возвращаться на нее. 12 марта 1946 года группа сионистской Хаганы убила лидера общины Готхильфа Вагнера. Позже еще четыре члена секты были убиты с целью изгнания группы из Палестины. [24] Бывшие колонии Темплеров были переселены евреями. [ нужна ссылка ]
В 1962 году Государство Израиль выплатило 54 миллиона немецких марок в качестве компенсации владельцам собственности, активы которых были национализированы. [22] Сарона была включена в Тель-Авив , часть ее стала комплексом Министерства обороны Израиля и штаб-квартиры высшего командования ЦАХАЛа , а в другой части разместились различные гражданские офисы израильского правительства, используя оригинальные немецкие дома. В начале 21 века гражданские учреждения были эвакуированы, а территория была тщательно отремонтирована, превратившись в пешеходную торгово-развлекательную зону. [ нужна ссылка ]
Хронология Храмового общества
[ редактировать ]- (1815–1885) и другими на юго-западе Германии было основано Храмовое общество 1861 г. Кристофом Хоффманом после раскола с Евангелическо-лютеранской церковью в Вюртемберге (10.07.1859) из-за догматических ритуалов. Обсуждались планы переезда в Палестину.
- Центром нового движения с 1856 года был Киршенхардтхоф , где в июле того же года были сданы в эксплуатацию общественный зал и школа. Поселок состоял из девяти объектов площадью около 5 га каждый. В нем могли разместиться максимум 132 жителя.
- Попытки нетерпеливых членов самостоятельно поселиться в Палестине в 1867 году, в Самунии , имели трагические последствия: из 25 человек в группе 15 умерли в течение года, 7 в Меджеделе и 8 в Самунии.
- 1868 Начало тщательно спланированной миграции тамплиеров в Святую Землю , входившую в то время в состав Османской империи . В 1869 году начинается строительство первого дома в Хайфе, общественного зала ( Gemeindehaus ). За многие годы в ряде мест, включая Хайфу , Яффо и Иерусалим , были созданы городские и сельские поселения с общественными домами и школами, коммерческими, торговыми, сельскохозяйственными и транспортными предприятиями.
- Верования и идеи тамплиеров также распространились на немецких меннонитов из русского поселения Молочна, где Иоганн Ланге, бывший студент из Вюртемберга, после многих лет ожесточенных споров сформировал общину Темпельхоф в Гнаденфельде. [25]
- Раскол в Храмовом обществе в 1874 году: треть членов вышла из состава и основала Храмовую ассоциацию (Tempelverein) в 1878 году, позже присоединившись к Евангелической государственной церкви старых провинций Пруссии.
- 1875 г. Публикация книги Кристофа Хоффмана «Запад и Восток, часть 1». Английский перевод 1995 г. «Храмовое общество и его поселения на Святой Земле». ISBN 0-9597489-4-6 , Запад и Восток, Часть 1 .
- 1921 Темплеры, которые были интернированы в Хелуане , Египет, ближе к концу Первой мировой войны, вернулись в свои поселения в Палестине, которая теперь находится под британским мандатом . Вскоре поселения снова процветали.
- 1939 г. Немецкие темплеры были интернированы в Палестине в начале Второй мировой войны.
- 1941 Более 500 храмовников из Палестины были перевезены в Австралию, где интернирование продолжалось в Татуре , штат Виктория, до 1946-1947 годов. В декабре 65 человек принимают участие в программе обмена из Палестины в Германию.
- 1942 г. В ноябре 302 человека принимают участие в программе обмена из Палестины в Германию.
- 1944 г. В июле 112 человек принимают участие в программе обмена из Палестины в Германию.
- 1948 Образование Государства Израиль . Храмовники не могут туда вернуться, оставшимся пришлось уйти. [26] По состоянию на 2010 год [update] большинство из них живут в Австралии и Германии. [27]
Храмовое общество Австралии
[ редактировать ]- 1948-50 Австралийские темплеры объединяются вокруг Мельбурна , Сиднея и Аделаиды . За прошедшие годы церковные залы и общественные центры были созданы в Боронии , Бэйсуотере и Бентли в Мельбурне, Медоубэнке в Сиднее и в Танунде недалеко от Аделаиды.
- 1950 г. Образование Храмового общества Австралии с доктором Ричардом Хоффманном в качестве регионального главы.
- 1970 г. Австралийский и немецкий регионы храмовников официально объединились путем назначения доктора Р.О. Хоффмана президентом Общества храмовников.
- 1972 г. Открытие дома для престарелых Темплер в Бэйсуотере.
- 1979 год. Дом престарелых Табулам, расположенный рядом с домом для престарелых Темплер, был основан как совместное предприятие с Австрало-немецким обществом благосостояния.
- 1981 г. В Бэйсуотере завершено строительство нового клуба молодежной группы и школьных помещений.
- 1986 г. Храмовники Германии и Австралии празднуют 125-летие Храмового общества.
- 1987 Сидней Темплеры получают места в Домах для престарелых Св. Хедвиг немецкой католической общины Св. Рафаэля в Блэктауне, Новый Южный Уэльс, открытых в 1989 году.
- 1988 Доктор Ричард Хоффманн уходит на пенсию. Дитрих Руфф избран новым президентом Храмового общества.
- 1990-е Новые инициативы: строительство жилых домов Темплеров в Бэйсуотере, Детский клуб, Австралийско-немецкий обмен темплерами, Кантри-викторианские группы темплеров.
- 2001/2 Дитрих Руфф уходит в отставку. Питер Ланге избран новым президентом Храмового общества.
- 2002 г. В общественном центре Бэйсуотер построена новая храмовая часовня. Обширная реконструкция ТТХА .
- Конституция TSA 2005 года была изменена, чтобы отразить образ жизни ее членов в Австралии. Это больше не общественная организация, а организация, состоящая из множества целевых групп и групп по интересам.
Храмовое общество в Германии
[ редактировать ]- 1949 После 10-летнего перерыва издание «Зала ожидания храма» в сентябре возобновляется . Циркуляр информирует участников.
- 1950 г. На Моцартштрассе 58 в Штутгарте открыт офис управления, где проводились собрания и религиозные службы. Треффпункт Моцартштрассе стал центром общественной деятельности.
- 1954 г., на общем собрании в сентябре предлагается пересмотр конституции 20-летней давности.
- 1962 г., 27 января была окончательно доработана и принята новая конституция, и было учреждено Tempelgesellschaft in Deutschland eV (TGD). Начался переезд в более просторное помещение.
- 1967 г. Официальное открытие нового общественного центра на Феликс-Дан-штрассе, Дегерлох.
- В 1970 году австралийский и немецкий регионы Темплер официально объединились благодаря назначению доктора Р.О. Хоффмана президентом общества.
- 1976 TGD присоединяется к Ассоциации свободного христианства.
Темплер и связанные с ним протестантские поселения в Палестине
[ редактировать ]В хронологическом порядке их создания:
- 1869-70: Немецкая колония Хайфа стала поселением смешанной конфессиональной принадлежности.
- 1869-70: Немецкая колония, Яффо.
- 1872: Сарона стала поселением смешанной конфессиональной принадлежности.
- 1874: Деноминация Храма претерпела раскол.
- 1878: Немецкая колония Иерусалим стала поселением смешанной конфессиональной принадлежности. Первые поселенцы в 1873 году стали колонией в 1878 году.
- 1886: Валгалла в Яффо, к северу от первой колонии.
- 1902: Вильгельма , моноконфессиональное поселение, состоящее только из колонистов Темплеров.
- 1906: Вифлеем Галилейский , моноконфессиональное поселение, состоящее только из колонистов-темплиеров.
- 1907: Вальдхайм , моноконфессиональное поселение, состоящее только из колонистов, связанных с протестантской церковью.
См. также
[ редактировать ]- Сарона — бывшая колония темплеров, ныне район Тель-Авива.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зауэр, Пол (1991). Святая Земля зовется . Мельбурн: Храмовое общество Австралии. п. 48.
- ^ Рэтлифф, Уолтер Р. (2010). Паломники на Шелковом пути: встреча мусульман и христиан в Хиве . Уолтер Рэтлифф. п. 75. ИСБН 978-1-60608-133-4 .
Движение темплеров возникло непосредственно из радикальных пиетистских кругов Германии.
- ^ Спэри Фокс, Кэролайн (2018). Ищу состояние рая. Оксфорд: Джордж Рональд. стр. Задняя обложка. ISBN 978-0-85398-613-3., Кэролайн (2018). В поисках Небесного состояния . Оксфорд: Джордж Рональд. стр. Задняя обложка. ISBN 978-0-85398-613-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Хоффманн, Кристоф. Иерусалимское путешествие . Штутгарт: Фонд Марии-Паулюса. п. 94.
- ^ Всесторонняя история движения тамплиеров
- ^ Спэри Фокс, Кэролин (2018). В поисках Небесного состояния . Оксфорд: Джордж Рональд. п. 53.
- ^ Хоффманн, Кристоф. Иерусалимское путешествие . п. 106.
- ^ Спэри Фокс, Кэролайн (2018). В поисках Небесного состояния . Оксфорд: Джордж Рональд. стр. 60–61.
- ^ Хоффманн, Кристофер (1969). Иерусалимское путешествие . Штутгарт: Фонд Марии-Паулюса. п. 123.
- ^ Зауэр, Пол (1991). Святая Земля зовется . Мельбурн: Храмовое общество Австралии. п. 49.
- ^ Хоффманн, Кристофер (1968). Иерусалимское путешествие . Штутгарт: Фонд Марии-Паулюса. п. 136.
- ↑ Табличка Хардеггу (Lawh-i-Hirtík): Табличка Бахауллы лидеру храмовников Георгу Дэвиду Хардеггу .
- ^ Дверь надежды , Дэвид С. Руэ, стр. 189–193 и др. Джордж Рональд, издатель, 1983 г.
- ↑ Храмовники в Израиле и их место в местном обществе, Национальная библиотека Израиля (2017).
- ^ Франк Ферстер, Миссия на Святой Земле: Иерусалимская ассоциация в Берлине 1852-1945 , Гютерсло: Gütersloher Verlags-Haus Mohn, 1991, (Миссионные научные исследования; [NS], 25), стр. 138, ISBN 3-579-00245-7
- ^ Jump up to: а б Франк Ферстер, Миссия на Святой Земле: Иерусалимская ассоциация в Берлине 1852–1945 гг ., Гютерсло: Gütersloher Verlags-Haus Mohn, 1991, (Mission Science Research; [NS], 25), стр. 143, ISBN 3-579-00245-7
- ^ Роланд Лёффлер, «Конгрегации Иерусалимской ассоциации в Палестине в контексте текущих церковных и политических событий в период мандата», в: Посмотрите, мы поднимаемся в Иерусалим! Фестиваль к 150-летию Талиты Куми и Иерусалимской ассоциации , Альмут Нотнагл (редактор) от имени «Иерусалимской ассоциации» в рамках Berliner Missionswerk, Лейпциг: Evangelische Verlags-Anstalt, 2001, стр. 185–212, здесь, стр. 189 ( ISBN 3-374-01863-7 ) и Фрэнк Ферстер, Миссия на Святой Земле: Иерусалимская ассоциация в Берлине 1852–1945 , Гютерсло: Gütersloher Verlags-Haus Mohn, 1991, (Mission Science Research; [NS], 25), п. 150. ISBN 3-579-00245-7
- ^ Франк Ферстер, Миссия на Святой Земле: Иерусалимская ассоциация в Берлине 1852–1945 , Гютерсло: Gütersloher Verlags-Haus Mohn, 1991, (Mission Science Research; [NS], 25), стр. 17 и 150. ISBN 3-579-00245-7
- ↑ История Храмового общества. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Ральф Балке, Свастика на Святой Земле: Региональная группа НСДАП в Палестине , Эрфурт: Саттон, 2001, стр. 81. ISBN 3-89702-304-0 .
- ^ Нурит Вургафт и Ран Шапира, Обмен, спасающий жизни , Гаарец, 23 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Ади Шварц , Девять жизней кафе Лоренц , Гаарец , 20 января 2008 г.
- ^ Нахман Бен-Иегуда (1992). Политические убийства, совершенные евреями: риторический механизм правосудия . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-1165-6 .
- ^ Бергман, Ронен (30 января 2018 г.). Встань и убей первым: Тайная история целенаправленных убийств Израиля . 485: Случайный Дом.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Смит, К. Генри (1981). «История меннонитов» Смита . Переработано и дополнено Корнелиусом Краном. Ньютон, Канзас: Faith and Life Press. п. 282. ИСБН 0-87303-069-9 .
- ^ «Темплеры: немецкие поселенцы, оставившие свой след в Палестине» . Журнал BBC News . Би-би-си . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Вехи истории Храмового общества» (на немецком языке) . Проверено 13 июля 2013 г. Гугл перевод