Влахи Сербии
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
21 013 (перепись 2022 г.) [1] 150 000–300 000 (неофициальные оценки) [2] [3] [4] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Восточная Сербия | |
Языки | |
румынский и сербский | |
Религия | |
Преимущественно восточно-православные | |
Родственные этнические группы | |
Румыны в Сербии |
Влахи группа населения , ( румынский : rumâń ; сербский : власи / власи ) — румыноязычная проживающая в восточной Сербии , главным образом в долине Тимок . Для них характерна культура, сохранившая архаичные и древние элементы в таких вопросах, как язык и обычаи. Их этническая принадлежность вызывает большие споры: некоторые считают влахов независимой этнической группой, а другие считают их частью румын .
История
[ редактировать ]« Влах » — слово германского происхождения, первоначально использовавшееся германскими племенами для обозначения римлян . Позже оно будет принято Византийской империей , Османской империей и практически всеми славянами для обозначения романских языков, говорящих на Балканах , которые остались после различных миграций в этот регион. Эти народы никогда не называли себя «валахами», а называли себя неким вариантом «римлян». Сегодня существует несколько народов, которые до сих пор обычно называют влахами, в том числе влахи восточной Сербии. [5]
Существуют гипотезы об автохтонном происхождении валахов на территории их нынешнего проживания. Среди исследователей, продвигавших эту идею, — исследователь Атанаси Попович , уроженец этого района. [6] Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что влахи восточной Сербии происходят из территорий современной Румынии и поселились на землях, на которых они живут сегодня, в результате миграций XVIII и XIX веков. [6] [7] Эти миграции произошли из-за тяжелых условий жизни в Венгрии , Молдавии и Валахии . [8] Сильные миграции были зафиксированы между 1718 и 1739 годами после австро-турецкой войны 1716–1718 годов ; в это время восточная Сербия была частью Баната Темешвар . Миграции в восточную Сербию продолжались и после этого периода, хотя и в меньших масштабах. [6] Точнее, миграции были зафиксированы в периоды 1723–1725, 1733–1734, 1818 и 1834 годов. Они были направлены в поселения Йошаница , Креполин , Лазница ( Лазница ), Осаница , Рибаре , Суви До , Вуковац , Жагубица ( Ягубица) . или Ягобица ). Эти миграции увеличили количество домов в районе гор Хомолье (сербский: Homoљске планине / Homoljske planine ; румынский: Munții Homolie или Munții Homoliei ) с 80 в 1718 году до 155 в 1733 году. Кроме того, две последние волны привели к основанию. населенных пунктов Близнак , Брезница , Изварица , Ясиково , Крупая , Милановац и Сиге . По месту происхождения этих новых мигрантов валахи восточной Сербии делились на унгуренов (происходивших из Венгерского королевства, точнее, из собственно Баната и Трансильвании ) и цэрани (происходивших из Молдавии и Валахии). [8] Влахи до сих пор делятся на эти две группы в зависимости от румынского диалекта , на котором они говорят; банатским , Речь унгуренов тесно связана с румынским диалектом тогда как диалект цэрани ближе к валашскому . В диалектном отношении существуют две другие группы влахов, мунтени и буфани , но они в значительной степени ассимилировались с первыми двумя. [6]

До объединения Молдавии и Валахии в 1859 году валахи в восточной Сербии официально назывались « румынами ». [9] С другой стороны, страна Валахия (название которой произошло от слова «Влах»), [10] был известен на сербском языке как Влашка / Vlaška . Более того, в этнографических исследованиях XIX или начала XX века валахи восточной Сербии бесспорно считались румынами. Однако после 1859 года и образования первого современного румынского государства эта практика была отменена: название «Влах» было навязано сообществу восточной Сербии, чтобы устранить сходство с румынами; это усилилось после создания Югославии . [11]
Согласно статье Ивана Миладиновича в « Вечерне новости» , в конце 1946 года югославских партизан лидер Иосип Броз Тито представил предложение разрешить Румынии аннексировать населенные валахами территории в восточной Сербии, поскольку «румынские товарищи Георгиу-Дей и Ана Паукер , думают, что это их люди и их территория»; Секретарь ЦК Коммунистической партии Сербии Благое Нешкович выразил бы решительное несогласие с этим предложением. [12]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Влахи говорят на группе архаичных румынских разновидностей, известных в Сербии как «влахи». Румынский язык не используется в местной администрации, даже в тех местностях, где представители меньшинства составляют более 15% населения, где это разрешено сербским законодательством. [13] В основном это связано с нехваткой учителей и с тем, что влахский язык скорее устный, чем письменный. С 2012 года постоянно предпринимаются усилия по стандартизации влаха в письменной форме, и в школах началось преподавание влаха. В то время как стандартный письменный язык валахов находится в стадии разработки, Совет валахов в Сербии в 2006 году обсудил использование сербского языка в качестве официального языка и румынского языка в качестве литературного языка. Это предложение совета было подтверждено в документе, выпущенном им в 2010 году, в котором одобрялось использование сербского языка в то время, когда влахская письменность развивалась. В 2012 году совет решил принять предложение о письменном и устном влахе и начал работать над его стандартизацией. [14] Согласно сербской переписи 2011 года, из 35 330 человек, идентифицировавших себя как влахи, 28 918 заявили, что говорят на влахском языке, а 186 - на румынском. Из 43 095 человек, заявивших, что их родным языком является влахский, 28 918 указали свою этническую принадлежность как влахскую, 12 156 - как сербскую, 67 - как румынскую, 174 - как другую, 1 150 - не заявивших и 266 - неизвестных. [15] По данным сербской переписи 2011 года, в южной и восточной Сербии, где было сконцентрировано население валахской идентичности, проживало 32 873 человека валахской идентичности и 2 073 человека румынской идентичности. [16]
Религия
[ редактировать ]Румынская православная церковь в Малайнице , построенная в 2004 году, является первой румынской церковью в восточной Сербии. До его строительства румынам Восточной Сербии не разрешалось слушать богослужения на родном языке. [17] [18] [19] Большинство влахов Восточной Сербии — православные христиане , принадлежавшие к Сербской Православной Церкви с XIX века. Ситуация изменилась 24 марта 2009 года, когда Сербия признала власть Румынской православной церкви в Восточной Сербии и конфессиональные права валахов. [20]
Сербский закон о религиозных организациях 2006 года не признавал Румынскую православную церковь в качестве традиционной церкви, поскольку она получила разрешение от Сербской церкви действовать только на территории Воеводины, но не в Восточной Сербии . [13] В Малайнице валахский священник, принадлежащий Румынской православной церкви, столкнулся с намеренно воздвигнутыми административными барьерами, когда пытался построить церковь. [13] [21]
Влахская магия
[ редактировать ]![]() | Было предложено разделить этот раздел на другую статью под названием «Влахская магия» . ( Обсудить ) (Октябрь 2023 г.) |
Относительная изоляция валахов позволила выжить различным дохристианским религиозным обычаям и верованиям, которые не одобрялись Православной церковью. Влахские магические ритуалы хорошо известны в современной Сербии. Влахи празднуют оспац ( госпитий на латыни), называемый по-сербски празник или слава . Обычаи валахов очень похожи на обычаи Южной Румынии ( Валахии ). [22]
Идентичность и этническая классификация
[ редактировать ]Идентичность и этническая классификация Тимок Влахов вызывают большие споры. Правительство Сербии считает Тимок Влахов отдельной и независимой группой и отвергает любое отождествление с румынами, ссылаясь на результаты переписи населения и их право идентифицировать себя с меньшинством по своему выбору. С другой стороны, позиция румынского правительства заключается в том, что Тимок-Влахи - это просто румыны, что раскол на «румынскую» и «влахскую» идентичности является искусственным и что Сербия не смогла защитить права румынского меньшинства. [23]
Эти споры происходят и между самими Тимок Влахами. Выделяются две основные группы: «антирумынская» группа и еще одна «прорумынская» группа. Первый считает Сербию родиной тимок влахов и отвергает любую связь с Румынией, тогда как второй связывает тимок влахов и румынский язык через такие элементы, как язык, и часто считает Румынию родиной тимок влахов, хотя оба согласны с необходимостью чтобы сербское правительство сделало больше для защиты Тимок Влахов. [24]
Ситуация внутри Национального совета влахского национального меньшинства особенно напряжена. В 2009 году во время интервью сербской газете « Политика » Живослав Лазич, президент совета и мэр Велико Градиште ( Gădištea Mare ), назвал усилия «некоторых в Сербии» доказать, что румыны и Тимок Влахи являются отдельное меньшинство как «ксенофобское». Он также утверждал, что заявления о румынизации тимок влахов Румынией исходят от людей, чьей настоящей целью является ассимиляция тимок влахов. [25] В 2010 году, незадолго до первых выборов в состав Влахского национального совета, валахский политик Милетич Михайлович обвинил совет в прорумынской ориентации и в том, что его главной целью является «передача» валахов румынам, добавив, что Сербия Родина валахов. [26] Новый совет, избранный в 2010 году, занял антирумынскую позицию. В 2012 году новый президент Радиша Драгоевич заявила, что «никто не имеет права просить влахов объявить себя румынами», что «влахи считают Сербию своей родиной» и что «у нас нет ни возражений, ни каких-либо оснований обращаться к Румынии». , и у Румынии нет никаких оснований предъявлять какие-либо требования от нашего имени». По словам самого Драгоевича, из 23 членов, соответствующих совету Тимок Влахов, только четверо были прорумынскими. [27] В 2018 году был избран новый совет влахов, и коалиция влахов за Сербию получила 22 из 23 мест. Драгоевич, президент влахского совета и член коалиции, прокомментировал, что их результат был обусловлен тем, что прорумынские влахские политические формирования либо бойкотировали выборы, либо вместо этого баллотировались на выборах в Национальный совет румынского национального меньшинства . [28]
Сегодня среди некоторых членов Тимок Влахов наблюдается движение за присоединение к Румынии и идентификацию себя как часть румынской идентичности в Сербии. [29] По состоянию на 2009 год примерно от двух до трех тысяч Тимок Влахов посещали средние школы и университеты Румынии. Было сказано, что сербская политическая элита может опасаться, что часть из них может вернуться в Сербию с румынским национальным сознанием, которое может повлиять на остальную часть Тимок Влахов. [25] Ассоциация влахов Сербии (серб. Zajednica Vlaha Srbija / Заједница Влаха Србије Этим выделяется , ZVS). ZVS выдвинул такие утверждения, как то, что Румыния является родиной тимок-влахов, что они говорят по-румынски и что Сербия пытается ассимилировать влахов, называя их таким образом, чтобы отделить их от румынской нации. Влахская национальная партия — влахская политическая партия в Сербии, возглавляемая Предрагом Балашевичем . Партия утверждает, что Сербия пытается манипулировать культурой и историей валахов и навязать им «историческую культурную конструкцию». Он также объединяет тимок влахов с румынами из Румынии в одну группу. Timoc Press — еще одна прорумынская организация в долине Тимок, финансируемая Департаментом по делам румын повсюду румынского правительства, которая считает тимок-влахов и румын единой нацией, первая из которых ассимилируется сербами. Несмотря на это, существуют антирумынские организации. Примером может служить Влахская Демократическая партия (VDS), президент которой в 2012 году Синиша Целойевич заявил, что «Влахи Сербии не являются и никогда не будут членами румынского национального меньшинства», к которому, как утверждает Румыния, относятся группы за пределами ее границ. укрепить их историческую преемственность и национальную идентичность, и что Румыния пользуется отсутствием прав меньшинств, чтобы Тимок Влахи «проникли» в их среду. Селоевич был членом Влахского национального совета. [30]
Юридический статус
[ редактировать ]
Этноним румыны и община румыны дин Сарбие , [31] переводится на английский как «румыны из Сербии». [32] Они также известны на румынском языке как валахи из Сербии или румыны из Тимока . [33] Хотя этнографически и лингвистически они связаны с румынами, внутри влахской общины существуют разногласия по поводу того, принадлежат ли они к румынской нации и следует ли их меньшинство объединять с румынским меньшинством в Воеводине. [13]
В румынско - югославском соглашении от 4 ноября 2002 г. югославские власти согласились признать румынскую идентичность валахского населения в Центральной Сербии. [34] но соглашение не было выполнено. [35] В апреле 2005 года 23 депутата Совета Европы , представители Венгрии , Грузии , Литвы , Румынии , Молдовы , Эстонии , Армении , Азербайджана , Дании и Болгарии протестовали против обращения Сербии с этим населением. [36]
Сенат Румынии отложил ратификацию кандидатуры Сербии на членство в Европейском Союзе до тех пор, пока не будет выяснен правовой статус и права меньшинства румынского (валахского) населения в Сербии. [37] [38]
Предраг Балашевич, президент влахской партии Сербии, обвинил правительство в ассимиляции за счет использования национальной влахской организации против интересов этого меньшинства в Сербии. [39]
С 2010 года Влахский национальный совет Сербии возглавляют члены ведущих сербских партий ( Демократическая партия и Социалистическая партия ), большинство из которых являются этническими сербами, не имеющими никакого отношения к влахскому/румынскому меньшинству. [40] Радиша Драгоевич, нынешний президент Влахского национального совета Сербии, заявила, что никто не имеет права просить влахское меньшинство в Сербии идентифицировать себя как румын или накладывать вето на что-либо. [41] В ответ на заявление г-на Драгоевича культурные организации Ariadnae Filum , Ассоциация культуры влахов-румын Сербии , Ассоциация румын-валахов «Траян» , Общество культуры, языка и религии влахов-румын Поморавли , Ассоциация за традиции и культуру влахов «Дунай» , Центр сельского развития – Влахская культурная инициатива Сербии и Влахская партия Сербии выразили протест и заявили, что это ложь. [42] [43]
Согласно соглашению 2012 года между Румынией и Сербией, члены влахской общины, решившие объявить себя румынами, будут иметь доступ к образованию, средствам массовой информации и религии на румынском языке. [44]
Известные люди
[ редактировать ]- Боян Александрович , румынский православный священник из долины Тимок.
- Предраг Балашевич , политик, защищающий идентификацию валахов как румын.
- Паун Эс Дурлич , этнолог
- Славолюб Гакович , этнолог
- Милетич Михайлович , политик
- Изворинка Милошевич , певица сербского и валахского фольклора
- Бранко Олар , один из самых известных певцов валахского фольклора из Восточной Сербии, родом из деревни Слатина недалеко от Бора.
- Станиша Паунович , известная валахская фольклорная певица, родом из Неготина , из Восточной Сербии. [45]
- Сафет Павлович , политик и мэр Жагубицы
- Душан Пырвулович , активист за права меньшинств валахов и их право на образование на румынском языке.
- Атанаси Попович , активист и исследователь
- Адам Пусложич , поэт, переводчик и писатель
См. также
[ редактировать ]- Румыны Сербии
- Влахи в средневековой Сербии
- Влахи Хорватии
- Арумыны в Сербии
- Румынский язык в Сербии
- Румыны в Болгарии
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Население по национальностям» Население по национальностям (на сербском языке). Статистическое управление Республики Сербия . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Сореску-Маринкович, Аннемари (2016). «Туманная диаспора: румынские женщины в Восточной Сербии» . Studia Universitatis Babes-Bolyai Социология . 61 (1): 43. doi : 10.1515/subbs-2016-0002 . hdl : 21.15107/rcub_dais_13892 .
- ^ Сореску-Маринкович, Аннемари; Хуцану, Моника (2019). «Идеология и репрезентация влахского румынского языка в Интернете: между лингвистическим активизмом и неактивным использованием языка» . Вестник Трансильванского университета Брашова: Серия IV: Филология и культурология . 12(61)(1):74. дои : 10.31926/бут.шт.2019.61.12.6 . hdl : 21.15107/rcub_dais_13918 .
- ^ Хинан, Патрик; Ламонтань, Моник, ред. (1999). Справочник по Центральной и Восточной Европе . Лондон: Фицрой Дирбон. п. 274. ИСБН 1-57958-089-0 .
- ^ Ивков-Джигурский и др . 2012 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б с д Хуцану и Сореску-Маринкович 2018 , стр. 2.
- ^ Манович 2014 , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б Ивков-Джигурский и др . 2012 , стр. 68.
- ^ Ивков-Джигурский и др . 2012 , с. 66.
- ^ Ивков-Джигурский и др . 2012 , с. 63.
- ^ Ивков-Джигурский и др . 2012 , стр. 66–67.
- ^ Миладинович, Иван (30 октября 2022 г.). «ПОЗЫЧНЫЕ СТРАНИЦЫ ХОРВАТСКОЙ ИСТОРИИ: Что связывает Косово, Метохию и Истрию и при чем тут Муссолини» . Вечерние новости (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а б с д «Положение национальных меньшинств в Воеводине и румынского этнического меньшинства в Сербии». Архивировано 23 января 2012 г. в Wayback Machine , в Совете Европы , 14 февраля 2008 г.
- ^ Влахское национальное меньшинство: демографические данные Влахское национальное меньшинство: демографические данные (PDF) (на сербском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2020 года . Проверено 30 ноября 2020 г. - черезfer.org.rs.
- ^ «Данные переписи населения — таблица Excel | Статистическое управление Республики Сербия» .
- ^ См. таблицу «Население по этнической принадлежности и полу, по муниципалитетам и городам» на https://www.stat.gov.rs/en-us/oblasti/popis/popis-2011/popisni-podaci-eksel-tabele/.
- ^ «Ксенофобские действия против румын Тимок» . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Драско Дженович (9 сентября 2005 г.). «СЕРБИЯ: Румынский священник заплатит за официальное разрушение своей церкви» . F18Новости . Служба новостей Форума 18 . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Преступник веры из Валя Тимокулуй Боян Александрович, награжденный президентом Бэсеску» . РГН Пресс (на румынском языке). 2 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 г.
- ^ Мирон, Георгий (7 декабря 2009 г.). «Румынская церковь из Тимоца была признана Верховным судом Сербии» . Западный день (на румынском языке). Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ «Румынская церковь в Малаинице снова угрожает» , BBC Румыния , 16 сентября 2005 г.
- ^ Броднер, Ралука (17 июня 2009 г.). «Похоронные обычаи румын из Тимоца» . ZiarulLumina.ro (на румынском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года.
- ^ Манович 2014 , стр. 23–24.
- ^ Манович 2014 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Альбунович, Марко (17 мая 2009 г.). «Влахи Восточной Сербии – от ассимиляции к румынизации» . Политика (на сербском языке).
- ^ «Влахи присоединятся к румынам» . Новости (на сербском языке). 8 мая 2010 г.
- ^ Манович 2014 , стр. 24.
- ^ Бакович, Биляна (13 ноября 2018 г.). «Четыре года назад Влах, теперь румын» . Политика (на сербском языке).
- ^ Сореску Маринкович и др . 2021 , стр. 130.
- ^ Манович 2014 , стр. 25–26.
- ^ «Статут» . vdss-petrovac.com (на сербском языке). Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ «Одлука о промени седишта» . vdss-petrovac.com (на сербском языке). Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года.
- ^ К. Константе, Антон Галопентия (1943). Румыны из Тимоца: Румыны с Дуная, Тимоца и Моравы . с. 50.
Затем влахи Сербии трудолюбивы, трудолюбивы, бережливы и очень храбры в отношении порта и языка.
- ^ «Югославия признает принадлежность валахов из долины Тимок к румынскому меньшинству» . Правда (на румынском языке). 6 ноября 2002 г.
Соглашением о меньшинствах, подписанным в понедельник в Белграде президентами Ионом Илиеску и Воиславом Коштуницой, югославское государство признает право на принадлежность к румынскому меньшинству в Югославии из почти 120 000 влахов (неофициальная цифра). , которые живут в долине Тимок, в Восточной Сербии. Представители румын Югославии, учителя, журналисты, писатели поблагодарили главу государства за это соглашение с белградским правительством вчера в Панчево. Соглашение считается имеющим историческое значение для румын Валя Тимокулуй, которые со времен Иосипа Броз Тито живут без права на образование и религиозную жизнь на родном языке, практически не признаваясь как этническая группа. "Мы не будем поступать, как прежний режим, давайте назовем национальные меньшинства или сотрем другие меньшинства ластиком", - заявил Расим Ляич, сербский министр по делам меньшинств, на встрече президента с румынами из Югославии в Панчево. На данный момент югославское государство не признало законом статус валахов из долины Тимо, но отныне оно предоставит им право на этнический выбор, позволит в декабре создать Совет Представители Румынии примут участие в работе Смешанной румынско-югославской комиссии по мониторингу проблем сербского и румынского меньшинств в двух государствах. В Югославии проживают несколько сотен тысяч румын. Президент Ион Илиеску вчера пообещал проводить более активную политику в отношении румын за пределами границ: «У нас большие долги перед румынами, которые живут за пределами границ. Если говорить самокритично, мы не всегда выполняли свой долг. влияя на наши отношения с нашими соседями, мы были более сдержанны, более осторожны в поддержке дела румын из соседних государств на основе доброго взаимопонимания».
- ↑ Curierul Naţional, 25 января 2003 г. Архивировано 5 апреля 2012 г. в Wayback Machine : Даже соглашение между президентами Ионом Илиеску и Войславом Коштуницэ, подписанное в конце прошлого года, не соблюдается в том, что касается меньшинств, потому что жители Валя Тимокулуй, называемые влахами, не признаются меньшинствами, а только «этнической группой».
- ^ Парламентская ассамблея, 28 апреля 2005 г. Архивировано 30 декабря 2013 г. в Wayback Machine : Глубоко обеспокоены культурным положением так называемых «валахских» румын, проживающих в 154 этнических румынских населенных пунктах. 48 населенных пунктов со смешанным этническим составом между Дунаем, Тимок. и реки Морава, которые с 1833 года не могут пользоваться этническими правами в школах и церквях.
- ^ «Постоянное бюро Сената отложило голосование по ратификации Соглашения о вступлении Сербии в ЕС. Причина: права румын/валахов из Тимоца» . Румынские глобальные новости (на румынском языке). 26 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2011 г.
- ^ "Rumunija će blokirati kandidaturu?" . B92 (in Serbian). 23 February 2012.
- ^ Влахи обвиняют Сербию в ассимиляции - Правда. Архивировано 12 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Гика, Сорин (29 февраля 2012 г.). «Ложные влахи использовали против румын» . Правда (на румынском языке).
- ^ «Драгойевич: Влахи — не румыны» . Политика . 28 февраля 2012 г.
- ^ "Ne gurajte probleme pod tepih" . B92 (in Serbian). 29 February 2012.
- ^ «Влахи (не) бесправны в Сербии» . B92 (на сербском языке). 29 февраля 2012 г.
- ^ «Басеску: «Проблема Румунского «надуван» . B92 (на сербском языке). 2 марта 2012 г.
- ^ «Знаменитые волосы: Станиша Паунович» Знаменитые волосы: Станиша Паунович . Слово нации Реч народа (на сербском языке). 19 ноября 2018 года . Проверено 19 июня 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хуцану, Моника; Сореску-Маринкович, Аннемари (2018). «Системы письма и языковая самобытность валахской общины Восточной Сербии» . Диакрония (7): 1–14. дои : 10.17684/i7A106en .
- Ивков-Джигурский, Анжелия; Бабич, Ведрана; Драгин, Александра; Кошич, Кристина; Блешич, Ивана (2012). «Тайна влахской магии в сельской местности Сербии XXI века» . Восточноевропейская деревня . 18 (2012): 61–83. дои : 10.2478/v10130-012-0004-9 .
- Манович, Дайан (2014). Народная лингвистика и политизированный язык: введение образования на языках меньшинств для валахов в Сербии (PDF) (MA). Центрально-Европейский университет .
- Сореску Маринкович, Аннемари; Драгня, Михай; Каль, Теде; Нягулов, Благовест; Дайер, Дональд Л.; Костанцо, Анджело (2021). « На каком языке мы говорим?» Баяш на Балканах и образование на родном языке». Романоязычные Балканы: язык и политика идентичности . Исследования Брилла в области языка, познания и культуры. Том. 29. Издательство «Брилл» . стр. 207–232. дои : 10.1163/9789004456174_010 . ISBN 9789004452770 . S2CID 242757808 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Димитриевич-Руфу, Деян. Ритуал славы и воображение единства общины. Румыны Хомолье и сербы во Франции, Европейский обзор международной миграции. Полет. 16 №2. Фестивали и ритуалы в миграции. 2000, стр. 91-117.
- Драгич, Драгомир. Влахский культурный форум. Влахи или румыны из Восточной Сербии и «валахский вопрос» - вопросы и ответы; Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии, Белград, 2002 г.
- Фифор, Михай Виорел (2000), «Ассимиляция или аккультурация: создание идентичности в новой Европе. Случай влахов в Сербии», Культурная идентичность и этническая принадлежность в Центральной Европе , Краков: Ягеллонский университет
- Сореску-Маринкович, Аннемари. «Влахи Северо-Восточной Сербии: полевые работы и полевые методы сегодня». Симпозиумы–Тетради этнологии и антропологии. 2006.
- Сикимич, Биляна и Аннемари Сореску. «Концепция одиночества и смерти среди влахов северо-восточной Сербии». Симпозиумы–Тетради этнологии и антропологии. 2004.
- Маринкович, Аннемари Сореску. «Vorbarĭ Rumîńesk: Влахский онлайн-словарь». Philologica Jassyensia 8.1 (2012): 47–60.
- Ивков-Джигурский, Анжелия и др. «Тайна влахской магии в сельской местности Сербии XXI века». Деревня Восточной Европы 18 (2012): 61–83.
- Маринкович, Аннемари Сореску. «Народная культура румын Тимоца – попытка периодизации этнологических исследований». Philologica Jassyensia 2.1 (2006): 73–92.