Августовский канал
Августовский канал Польский : Августовский канал Белорусский : канал Август | |
---|---|
Августовский канал в Августове | |
Технические характеристики | |
Длина | 101,2 км (62,9 миль) |
Замки | 18 |
Статус | Открыть |
Навигационный орган | Региональное управление водного хозяйства в Белостоке (RZGW Białystok) |
История | |
Главный инженер | Игнаций Прондзинский |
Другой инженер(ы) | Ян Хшчиэль де Гранвиль Маллетски Ян Павел Лелевель |
Строительство началось | 1823 |
Дата завершения | 1839 |
География | |
Начальная точка | Река Бебжа вблизи Дембово , Польша |
Конечная точка | Ищем реку поблизости Сапоцкин , Беларусь |
Подключается к | Bystry Canal |
![]() |
Августовский канал ( польский : Kanał Augustowski , [ˈkanau̯ au̯ɡusˈtɔfski ] , белорусский : Аўгустоўскі канал , латинизированный : Aŭhustoŭski kanal ) — трансграничный канал, построенный Конгрессом Королевства Польского в 19 веке в Августовском воеводстве (современное Подляское воеводство) . Воеводство северо-восточной Польши и Гродненская область западной Белоруссии). С момента постройки канал описывался экспертами как технологическое чудо, а многочисленные шлюзы придавали ему эстетическую привлекательность.
Это был первый канал на высшем уровне в Центральной Европе, который обеспечивал прямую связь между двумя крупными реками: рекой Висла через реку Бебжа – приток реки Нарев и реку Неман через ее приток – реку Чарна Ганча . Обеспечивал сообщение с Черным морем на юге через Огинский канал , реку Даугаву , Березинский канал и реку Днепр . Он использует послеледниковую русловую впадину, образующую цепь Августовских озер, а также долины рек Бебжи, Нетты, Чарной Ганчи и Немана, что позволило идеально интегрировать канал с окружающими элементами природной среды. среда.
Причины строительства Августовского канала были как политическими, так и экономическими. В 1821 году Пруссия ввела репрессивно высокие таможенные пошлины на транзит товаров Российской империи через свою территорию, что затруднило доступ торговцев к балтийским морским портам через реку Висла. В 1822 году Конгресс Польши получил меры торговой автономии от таможенной территории Российской империи. В 1823–1839 годах был построен водный путь в обход территории Пруссии, который в конечном итоге должен был связать через Виндавский канал центр контролируемой Россией Конгресса Польши с балтийским морским портом Вентспилс губернии в Курляндской . От этой цели отказались из-за волнений, вызванных ноябрьским восстанием 1830–1831 годов против России и пересмотром торговых соглашений с Пруссией.
Завершенная часть Августовского канала оставалась внутренним водным путем местного значения, используемым для коммерческого судоходства и перевозки древесины на реки Висла и Неман и обратно, пока не стала устаревшей из-за региональной железнодорожной сети.
История
[ редактировать ]
Строительство и эксплуатация (1821–1850)
[ редактировать ]Причины строительства Августовского канала были как политическими, так и экономическими. [ 1 ] В 1821 году Пруссия ввела репрессивно высокие таможенные пошлины на транзит товаров Российской империи через свою территорию, фактически затруднив доступ к своим морским портам торговцам, работавшим за пределами прусской территории. [ 2 ] [ 3 ] В 1822 году Царству Польскому была предоставлена торговая автономия от таможенной территории Российской империи. [ 4 ] Идея польского министра экономики Францишека Ксавери Друцкого-Любецкого заключалась в том, чтобы сделать новый торговый путь независимым от прусского морского порта Данциг (Гданьск). [ 5 ]
В августе 1822 года Друцкий-Любецкий издал приказ о планировании водного пути от рек Нарев и Бебжа до реки Неман и затем до устья реки Виндау в Балтийском море. Полевые исследования по соединению бассейнов Немана и Вислы были начаты с разрешения Министерства путей сообщения России в 1823 году. Русскую полевой отряд возглавляли подполковник Ризе из Корпуса инженеров транспорта и подполковник Игнаций Прондзинский из Главное квартирмейстерское управление Войска Польского. Риз и Прадзиньский встретились в Гродно 28 июня 1823 года. Подполковник Прадзиньский и четыре офицера инженерного корпуса провели топографическую съемку на территории Польши, сосредоточив внимание главным образом на озерах вблизи Августова и реке Черной Ганче. В то же время группа Риза работала на реке Бебжа и небольших речках Лососна, Татарка и Полилия. [ 6 ]
В 1823–1839 годах был построен водный путь по проекту генерала Игнация Прондзинского , французского генерала и инженера Яна Хшциеля де Гранвиля Маллецкого и генерала Яна Павла Лелевеля, включая здания и гидротехнические сооружения, который должен был обойти территорию Пруссии и связать центр королевства . Польши с балтийским морским портом Вентспилс ( польск . Windawa ). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Здание последней «виндавской» секции. [ 8 ] [ 11 ] водный путь ( Виндавский канал ), который должен был соединить новый торговый путь с Вентспилсом, был заброшен из-за волнений, вызванных ноябрьским восстанием 1830–1831 годов против России и пересмотром торговых соглашений с Пруссией. [ 8 ] [ 10 ]
Упадок и заброшенность (1850–1920)
[ редактировать ]Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железной дорогой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно стал приходить в упадок, с 1852 года по нему плавали только лесные товары, а с середины 1860-х годов русло канала было забито. [ 8 ]
Возрождение и разрушение (1920–1945)
[ редактировать ]Первая мировая война и польско-советская война нанесли каналу некоторый ущерб, но он был восстановлен Второй Польской республикой в начале 1920-х годов . В период между мировыми войнами канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставлявший отличные возможности для занятий спортом каноистам, морякам и яхтсменам. Вторая мировая война привела к разрушению ряда шлюзов и плотин канала. Во время Второй мировой войны немецкие войска взорвали три шлюза, около десятка мостов и восемь плотин. [ 9 ] После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена. [ 9 ]
Разделение и реконструкция (1950–2005)
[ редактировать ]Послевоенная перекройка восточной границы Польши (см. Линию Керзона) оказала значительное влияние на канал. По Пограничному соглашению между Польшей и СССР от 16 августа 1945 года участок границы Польско - Белорусской ССР был прочерчен по оси Куржинецкого шлюза и далее по оси канала еще на 3,5 километра (2,2 мили). В 1950-х годах Польская Народная Республика восстановила канал от начала Безбры до шлюза Тартак, оставшаяся часть в Польше осталась бездействующей после ущерба, нанесенного Второй мировой войной. [ 9 ] СССР ремонт не проводил на участке канала в пределах Белорусской ССР . [ 9 ] Белорусская часть канала с момента перегородки превратилась в уникальную экосистему, в 1970 году Сапоцкий биологический заповедник . для сохранения территории был создан [ 12 ]
По решению министра культуры и искусства Польши от 21 декабря 1968 года Августовский канал на участке от Августова до государственной границы с инфраструктурой – шлюзами, плотинами, мостами, жилищными банками, службами по эксплуатации зданий, окружающей средой, ландшафтом и завод — объявлен памятником техники I класса. [ 9 ] Затем, 9 февраля 1979 года, решением воеводы вся длина Сувалкского Августовского канала была внесена в реестр памятников. [ 9 ]
Заветный статус (2005 – настоящее время)
[ редактировать ]8 июня 2005 г. на основании Постановления Совета Министров от 22 мая 2005 г. № 125/2005 заключено «Соглашение между Правительством Польской Республики и Правительством Республики Беларусь о реконструкции участка границы по Августовскому каналу». ." [ 9 ] Целью проекта было восстановление канала до работоспособного для туристов состояния, обеспечение рационального управления водными ресурсами в долине реки Черная Ханьча и восстановление естественной экосистемы водного пути. [ 9 ] Еще одним событием является признание Августовского канала памятником истории — Распоряжение Президента Польши от 15 апреля 2007 г. (Dz. U. Nr 86 поз. 572). [ 9 ] В настоящее время канал является заповедно-охранной зоной, предложенной Польшей и Беларусью для включения в всемирного наследия ЮНЕСКО Список . [ 13 ]
География
[ редактировать ]
Канал использует послеледниковую депрессию и многочисленные долины Мазурского поозерья , образовавшиеся в результате плейстоцена ледникового периода . Многие из окружающих холмов являются частями морен , а многие озера представляют собой моренные запруды . Он расположен в длинной природной цепи Августовских озер и прилегающих рек. [ 14 ] Качество ландшафта позволило идеально интегрировать канал в окружающую среду на его длине 101,20 км. Площадь водораздела канала на польской стороне границы составляет 74,25 км2. 2 и с белорусской стороны - 8,42 км. 2 всего 82,67 км 2 . [ 14 ]
Канал соединяет семь естественных моренных озер : Нецко, Бяле, Студзеничне, Орле, Паниево, Кшиве и Микашево; и 11 рек: Бебжа , Нетта , Чарна Ганьча , Клоновница, Пласка (Суха Речка, Сервянка), Микашувка, Перкуция, Шламица , Волкушанка, Остажанка и Неман. [ 14 ] Естественные водные пути соединены между собой выемками и гидротехническими сооружениями со шлюзами и плотинами , в том числе бечевниками по берегу канала и системой дорог, мостов и зданий. [ 14 ] Резерв воды, питающей канал, обеспечивается за пределами буферной зоны озерами Сайно, Сервы и Вигры , расположенными в границах охраняемой территории. Шесть исторических шлюзов : Пшевенж, Панево, Перкуч, Соснувек, Тартак и Кудринки, легко доступны по зеленой тропе, используемой туристами и велосипедистами. [ 14 ]
Экономика
[ редактировать ]
После завершения строительства Августовский канал оставался внутренним водным путем местного значения, который использовался для коммерческого судоходства и перевозки древесины на реки Висла и Неман и обратно . [ 9 ] По каналу перевозили муку, соль, зерно, мел, гипс и т. д. В Августове был построен большой порт и несколько буксирных путей для лошадей, которые тянули баржи вверх по течению. Канал был рассчитан на проход судов длиной до 40 м, шириной до 5 м и способен перевозить до 10 тонн груза. [ 8 ]
Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железной дорогой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно стал приходить в упадок, с 1852 года по нему плавали только лесные товары, а с середины 1860-х годов русло канала было забито. [ 8 ]
С конца 1920-х годов канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставлявший отличные возможности для занятий спортом каноистам, морякам и яхтсменам. [ 9 ] После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена. [ 9 ]
В настоящее время канал предлагает множество достопримечательностей и туристических достопримечательностей. Его непревзойденная красота обусловлена природными качествами ландшафта с хвойными лесами и озерами, особенно вокруг рек Бебжи и Нетты, и проходит через Августовскую пущу с запада на восток. [ 15 ] Самая большая достопримечательность — плавание по водному пути на каяке, каноэ, рыбацкой лодке или моторной лодке. [ 15 ] Часть канала и Августовские озера можно также посетить на пассажирском судне. [ 16 ]
Инфраструктура канала
[ редактировать ]Августовский канал был первым каналом на высшем уровне в Центральной Европе, который обеспечивал прямую связь между двумя крупными реками: рекой Вислой через реку Бебжа – приток реки Нарев и реку Неман через ее приток – реку Чарна Ганча . и он обеспечивал связь с Черным морем на юге через Огинский канал , реку Даугаву , Березинский канал и реку Днепр . С момента постройки канал описывался экспертами как технологическое чудо, а многочисленные шлюзы придавали ему эстетическую привлекательность. [ 17 ]
Августовский канал, состоящий из 18 шлюзов и 22 шлюзов, разделен на два больших участка: западный — от слияния Бебжанского шлюза Августа (0,0 – 32,50 км); и восточный участок — от шлюза до шлюза Немново Августа Беларусь (32,50 – 101,20 км). [ 14 ] [ 17 ] [ 18 ]
Водораздел реки Висла
[ редактировать ]Река Бебжа до Августовского шлюза (0,0 – 32,50 км)
Августовский канал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Западная половина
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Километр | Описание | Координаты |
---|---|---|
0.0 | Старт у реки Бебжи (84,2 км от истока реки). [ 7 ] [ 9 ] | |
0.35–10.95 | Канализированная река Нетта [ 7 ] [ 9 ] | |
0.35 | Дембовский шлюз и плотина [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 36'36 "N 22 ° 55'48" E / 53,609978 ° N 22,930051 ° E |
10.95–32.50 | Боковой канал, параллельный реке Нетта [ 7 ] [ 9 ] | |
13.20 | Сосновский замок . Плотина для сброса лишней воды с участка Сосново-Борки в реку Нетта [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 42'01 ″ с.ш. 22 ° 55'34 ″ в.д. / 53,700272 ° с.ш. 22,926201 ° в.д. |
19.25 | Замок Борки [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 45'18 "N 22 ° 54'54" E / 53,755095 ° N 22,915075 ° E |
19.35 | Плотина для сброса избыточной воды с участка Борки-Бялобжеги в реку Нетта [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 45'23 "N 22 ° 54'54" E / 53,756433 ° N 22,915033 ° E |
24.80 | Плотина для сброса избыточной воды с участка Борки-Бялобжеги в реку Нетта [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 47'48 "N 22 ° 56'43" E / 53,796686 ° N 22,945384 ° E |
26.60 | Канал проходит через деревню Бялобжеги , плотина для сброса избыточной воды с участка Борки-Бялобжеги в реку Нетта. [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 48'17 "N 22 ° 57'59" E / 53,804657 ° N 22,96637 ° E |
27.10 | Бялобжегский шлюз [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 48'25 "N 22 ° 58'07" E / 53,806976 ° N 22,968698 ° E |
27.60 | Плотина для сброса избыточной воды с участка Бялобжеги-Августов в озеро Сайно [ 7 ] [ 9 ] | |
32.50 | Августовский шлюз и Августовская плотина. Плотина контролирует сток из озера Нецко в озеро Сайна через Быстрый канал ( польский : Kanał Bystry ). Целью является создание резервного хранилища воды для снабжения участка канала Августов-Дембово. [ 7 ] [ 9 ] | 53 ° 50'29 "с.ш. 22 ° 59'27" в.д. / 53,841365 ° с.ш. 22,990948 ° в.д. |
Водораздел реки Неман
[ редактировать ]Августовский шлюз до реки Неман (32,50 км – 101,20 км)
Признание
[ редактировать ]В настоящее время канал является заповедной зоной, предложенной Польшей и Беларусью для включения в всемирного наследия ЮНЕСКО Список . Этот объект был добавлен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО 30 января 2004 года в категории «Культура». [ 19 ]
Канал также был назван одним из официальных национальных исторических памятников Польши ( Pomnik historii ) по решению 16 мая 2007 года. Его список поддерживается Советом по национальному наследию Польши .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ фон Трейчке, Генрих (1916). Трейчке «История Германии девятнадцатого века» . Нью-Йорк: McBride Nast & Company. п. 497.
- ^ Ашкенази, Шимон (1921). Данциг и Польша . Лондон: Джордж Аллен и Анвин ЛТД. стр. 83–84 .
1821 г. Прусский тариф на Польшу.
- ^ Кон, Густав (1895). Наука финансов . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 397 .
Тарифы Пруссии 1821 г.
- ^ Вандич, Петр Стефан (1975). Земли разделенной Польши, 1795–1918 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 80. ИСБН 9780295953588 .
- ^ «ЗСО Пласка-канал» (на польском языке). Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ Ольга С. Романова, Вера А. Широкова, Надежда А. Озерова, Василий М. Чеснов, Алексей В. Собисевич Августовский канал как памятник гидравлики и объекты культурно-исторического туризма // Acta Geographica Silesiana, 2018. Vol. 31. № 3. С. 37–44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а «Канал Августовский» (на польском языке). kanaly.info. Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 года . Проверено 19 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мечислав, Якевич (2006). Литва: сентиментальное путешествие (на польском языке). Варшава.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот «Августовский канал — Региональное управление водного хозяйства в Варшаве (RZGW Варшава)» (на польском языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Русская торговля на Черном море» . Журнал банкиров : 500. Январь 1855 г.
- ^ Европейская война, том IV, июль – сентябрь 1915 г. Нью-Йорк: Компания New York Times. 1915. С. 1093, 1095.
- ^ Туристская энциклопедия Беларуси. Мн. Беларуская Энцыклапедыя, 2007. — 648с. (in Belarusian)
- ^ Предварительный список польских материалов, представленных в ЮНЕСКО.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Kanał Augustowski ОБЗОР — Региональное управление водного хозяйства в Варшаве (RZGW Варшава)» (на польском языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ПРИРОДА: ВОДА, ВОДА, ВОДА...» Министерство иностранных дел Польши . Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ «Августов и окрестности - туристический путеводитель» (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б М. Гавлицкий и М. Косиор-Казберук (2009). «Реставрация исторических гидротехнических бетонных сооружений». Конкретные решения : 153–155. дои : 10.1201/9780203864005.ch26 . ISBN 978-0-415-55082-6 .
- ^ «ГЕОНСЛЕДИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРАНИЦЫ – Перспективы устойчивого развития» (PDF) . 2007 . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Предварительный список ЮНЕСКО
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Предварительный список предложений Польши в ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО . Проверено 16 июля 2011 г.
- «Августовский канал в предварительном списке культурных ценностей ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО . Проверено 16 июля 2011 г.
- Августовский канал на сайте www.suwalszczyzna.pl. Архивировано 7 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- https://web.archive.org/web/20120322230834/http://www.warszawa.rzgw.gov.pl/lewe_menu-utrzymanie_wod_i_urzadzen_wodnych-wykaz_administrowanych_obiektow-kanal_augustowski.html?skipcheck (на польском языке)
- Михаловский, Анджей (1999). Курс канала на основе: Культурный ландшафт Августовского канала (на польском языке). Варшава. ISBN 978-83-85548-73-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Синяя книга Беларуси: Энциклика. / БелЭн; Ред.: Н.А. Дискотека и другие. — Мн.: БелЭн, 1994. (на белорусском языке).
- "Снимки на" Belarusian . in ) (
- «Исследование Августовского канала доступно на сайте Регионального управления водного хозяйства в Варшаве» (PDF) (на польском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2019 года.
- Батура, Ирена (1997). По Августовской земле: Путеводитель для туристов и отдыхающих (на польском языке). Сувалки: Издательство Ханьча. ISBN 978-83-904804-9-7 .
- Батура, Войцех; Бабблинг, Ян (2005). Августовский канал – шедевр человеческих рук и природы (на польском языке). Торунь: Видавництво Млотковский.
- Моравская-Цесельская, Елена. «175 лет Августовскому каналу». Водное хозяйство (1998 г. № 12 и 1999 г. № 1).
- «Канал Августовский» (на польском языке). kanaly.info. Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 года . Проверено 19 апреля 2011 г.
- Станислав Кониор, Канал Августовский, Гижицко, август 1997 г. (на польском языке)
53 ° 52' с.ш. 22 ° 58' в.д. / 53,867 ° с.ш. 22,967 ° в.д.