Канал высшего уровня
Канал на уровне вершины, иногда называемый «водораздельным каналом» или просто «каналом на вершине», представляет собой искусственный водный путь, соединяющий две отдельные речные долины. Этот термин относится к каналу, который поднимается, пересекает вершину, а затем падает на другую сторону. [1]
Как правило, каналы на высшем уровне включают в себя вершинный фунт , ровный участок воды в самой высокой части канала, обычно ограниченный шлюзами, которые не позволяют воде течь вниз по течению в любом направлении. Поскольку вода вытекает, когда шлюзы открываются для пропуска лодок, на вершинном пруду должен быть запас воды.
Напротив, латеральный канал имеет только непрерывное падение. [1]
Каналы высшего уровня были важным шагом в расширении транспортных систем до развития железных дорог и современных автомагистралей. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Первым каналом, соединившим реки через водораздел, был канал Линцю («Волшебный канал») в Китае, который соединял реки Сян и Ли для военного транспорта. Строительство началось в 223 году до нашей эры, а канал начал использоваться к 214 году до нашей эры. [2] Линьцюй перевозил лодки и баржи по вершине высотой 30 метров на высоте 210 метров, соединяя водораздел реки Янцзы с водоразделом Жемчужной реки. Линцю способствовал объединению и созданию Китая при его первом императоре Цинь Ши Хуанди.
Вторым китайским каналом высшего уровня был Большой канал Китая . [3] Это было начато в 4 веке до нашей эры с крупными расширениями в 329 году нашей эры. Но это было изменение маршрута канала в 1280-х годах, чтобы сократить сообщение с новой столицей Пекином в начале династии Юань , пересекая реки Янцзы и Хуанхэ . что сделало его каналом высшего уровня. В современную эпоху он оставался самым длинным каналом в мире длиной 1145 миль (1843 км).
В Европе первым каналом высшего уровня был канал Штекниц (1390–1398) в Германии, который соединял реку Штекниц с Дельвенау , притоком Эльбы , как часть Старого соляного пути . Он использовал пятнадцать стоек и имел высоту 13 километров (8,1 мили); мельники открывали замки только через день.
Первым каналом на вершине, в котором использовались фунтовые шлюзы, был канал Бриар во Франции, строительство которого было завершено в 1642 году. Этот 55-километровый (34 мили) канал соединил долину Луары с долиной Сены , чтобы доставить сельскохозяйственную продукцию Луары в Париж. Во многих отношениях он является прародителем всех современных каналов высокого уровня, питающихся из его водохранилища Этан-де-ла-Газонн . [4]
Одним из величайших инженерных достижений 17-го века стал Канал дю Миди на юге Франции, открытый в 1684 году, соединяющий Гаронну , впадающую в Атлантический океан, с Этанг-де-Тау , ведущим в Средиземное море . Его длина в 240 километров (150 миль) поднимается на 62,8 метра (206 футов) на западном конце и опускается на 190 метров (620 футов) на востоке через 103 шлюза, один туннель и три основных акведука. Чтобы решить проблему водоснабжения, инженер Пьер-Поль Рике построил крупную плотину в Черных горах и построил питающий канал длиной примерно 40 километров (25 миль). [4]
Крупная сеть каналов высшего уровня 18-го и 19-го уровня в Англии, Франции и других европейских странах способствовала промышленной революции.
Список основных каналов высшего уровня по континентам
[ редактировать ]Азия
[ редактировать ]- Китай
Европа
[ редактировать ]Франция
Германия
Англия
- Канал Трент и Мерси
- Лидс и Ливерпульский канал
- Канал Гранд Юнион
- Канал Кеннет и Эйвон
- Рочдейл-канал
- Узкий канал Хаддерсфилда
- Оксфордский канал
Северная Ирландия
Шотландия
Польша
Россия
Швеция
Северная Америка
[ редактировать ]Соединенные Штаты
Канада
Панама
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Каналы и внутренние водные пути» . Британская энциклопедия . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ [Нидхэм, Джозеф и Ван Лин Наука и цивилизация в Китае , Часть 3 «Гражданское строительство и мореплавание» тома IV «Физика и физические технологии» (Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1971) Номер карточки Библиотеки Конгресса 54-4723, стр. 299 и фф]
- ↑ Список памятников международных каналов. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Ролт, LTC (1973). От моря до моря . Издательство Университета Огайо. ISBN 9780713904710 .