Канал Штекниц
Канал Штекниц | |
---|---|
Технические характеристики | |
Длина | 60 миль (97 км) (Искусственный сегмент протянулся на 11,5 километров (7,1 мили)) |
Замки | 17 (изначально 13) |
Максимальная высота над уровнем моря | 56 футов (17 м) |
Статус | заменен каналом Эльба-Любек |
История | |
Дата акта | 1390 |
Строительство началось | 1391 |
Дата завершения | 1398 |
Дата закрытия | 1893 |
География | |
Начальная точка | Лауэнбург ( Эльба ) |
Конечная точка | Любек ( Траве ) |
Канал Штекниц ( нем . Stecknitzfahrt ) был искусственным водным путем на севере Германии , который соединял Лауэнбург и Любек на Старом соляном пути , соединяя крошечные реки Штекниц (приток Траве ) и Дельвенау (приток Эльбы ), таким образом устанавливая внутренний водный путь через водораздел из Северного моря в Балтийское море . Канал Штекниц, построенный между 1391 и 1398 годами, был первым европейским каналом на высшем уровне и одним из первых искусственных водных путей в Европе. [1] В 1890-х годах канал был заменен расширенным и выпрямленным водным путем, названным каналом Эльба-Любек , который включает в себя часть водотока канала Штекниц. [2]
Первоначальный искусственный канал имел глубину 0,85 метра (33 дюйма) и ширину 7,5 метра (25 футов); искусственный участок протянулся на 11,5 километров (7,1 мили), а общая длина составила 97 километров (60 миль), включая реки, которые он соединял. Канал включал семнадцать деревянных шлюзов (из которых до сих пор существует Palmschleuse в Лауэнбурге), которые управляли разницей высот в 13 метров (43 фута) между его конечными точками и самой высокой центральной частью, Дельвенауграбеном . [3]
История
[ редактировать ]В средние века торговля между Северным и Балтийским морями резко выросла, но морское путешествие через Эресунн , которое с тринадцатого века приобретало все большее значение для коммерческого судоходства, было трудоемким и опасным. Поэтому возникающий ганзейский город Любек и Эрик IV Саксен-Лауэнбургский договорились в 1390 году сотрудничать в строительстве искусственного канала между Эльбой и Балтийским морем. [4] Строительство канала началось в 1391 году; тридцать барж с первой партией соли из Люнебурга достигли Любека 22 июля 1398 года. [1]
Канал Штекниц вскоре заменил существующую сухопутную дорогу и стал основным транспортным средством для люнебургской соли на Старом соляном пути . В Любеке соль хранилась на огромных соляных складах , а затем переправлялась на океанские суда для экспорта по всему Балтийскому региону. В обратном направлении баржи «Штекниц» перевозили из Любека крупу , пушнину , селедку , золу , лес и другие товары, которые перегружались в Лауэнбурге и переправлялись вниз по Эльбе в Гамбург . Позже уголь , торф , кирпич , известняк и гравий к грузу добавились . Значение канала было наибольшим в годы, когда Эресунн был закрыт для торговых судов из-за споров по поводу звуковых сборов и иностранного судоходства. [5]
В пятнадцатом веке движение достигло пика: каждый год по каналу проходило более 3000 партий соли общим весом более 30 000 тонн. К семнадцатому веку это число сократилось до 400–600 партий (от 5 000 до 7 000 тонн). В 1789 году было еще шестьдесят четыре партии с примерно 680 тоннами соли. Планы строительства нового канала Балтийско-Северное море были предложены еще в семнадцатом веке, но ни один из них не был реализован до конца девятнадцатого века, когда новый канал Эльба-Любек был построен с использованием частей старого маршрута канала Штекниц. [6] На протяжении пятисот лет канал использовался для перевозки «белого золота» и других товаров; сегодня шлюз Пальмшляйзе в Лауэнбурге является одной из последних сохранившихся частей бывшего канала, сохранившихся как исторический памятник. [7]
Технология
[ редактировать ]Канал Штекниц состоял из 11,5-километрового (7,1 миль) искусственного водного пути ( Дельвенауграбен текущую на север, ), соединяющего две второстепенные реки: Штекниц, текущую на юг и Дельвенау, . Сама искусственная траншея имела глубину около 85 сантиметров (33 дюйма) и ширину 7,5 метров (25 футов). [3] хотя между 1821 и 1823 годами он был увеличен до глубины 144 сантиметров (57 дюймов) и ширины 12 метров (39 футов). За пределами искусственного участка канал следовал извилистым естественным водотокам двух рек; в результате полный путь от Лауэнбурга до Любека растянулся на расстояние 97 километров (60 миль), хотя расстояние по прямой между двумя городами составляет всего 55 километров (34 мили). Путешествие по каналу зачастую длилось две недели и дольше из-за количества и примитивной конструкции шлюзов, а также сложности буксировки. [6]
Изначально на канале было тринадцать шлюзов , а в ходе последующей реконструкции их число увеличилось до семнадцати. с одним затвором, Первоначально большинство из них представляли собой шлюзы встроенные в плотины (обычно расположенные ниже устья притока), где вода перекрывалась плотинами до тех пор, пока баржа не была готова пройти вниз по реке. [2] В Лауэнбурге первоначальный курс включал один камерный шлюз ( Palmschleuse ) из-за водяной мельницы , работа которой была бы невозможна из-за затвора. На протяжении всего существования канала последующие шлюзы постепенно превращались в камерные шлюзы до 17 века.
Канал преодолел водораздел между Северным и Балтийским морями, его высота составила 17 метров (56 футов) над уровнем моря. [3] Чтобы обеспечить водой верхнюю часть канала, поток был отведен из Хорнбекера Мюленбаха . На севере канал спускался к Цигельзее у города Мельн , а затем соединялся со Штекницем серией из восьми шлюзов. Южный конец искусственного канала спускался к Дельвенау по лестнице из девяти шлюзов.
Баржи и баржи
[ редактировать ]Первоначальные соляные баржи имели размеры примерно 12 метров (39 футов) на 2,5 метра (8,2 фута) и осадку 40 сантиметров (16 дюймов) при полной загрузке примерно 7,5 тоннами соли, и на их изготовление требовалось не менее десяти дней. путешествие в одну сторону. [1] [2] При движении в гору или через камерные шлюзы баржи приходилось буксировать рабочими или животными, идущими по тропе на берегу канала. К 19 веку новые конструкции судов включали такелаж , устранявший необходимость буксировки (при достаточном ветре).
В Лауэнбурге и Любеке баржи были разгружены, а их содержимое перегружено на суда для экспорта по Эльбе и Траве. Баржам Штекница разрешалось владеть только одной баржей, поэтому они не могли получить большое богатство на торговле; в конечном итоге это обеспечило их зависимость от любекских торговцев солью, которые не были связаны такими ограничениями и накопили огромные состояния. Гильдия и ежегодно собирается в Крингельхёге , Stecknitzfahrer (барж Stecknitz) до сих пор существует в Любеке чтобы отпраздновать историю гильдии. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зумерчик, Джон; Дэнвер, Стивен Лоуренс (2010). Моря и водные пути мира: энциклопедия истории, использования и проблем . Том. 1. АВС-КЛИО . стр. 118, 121. ISBN. 9781851097111 . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, Майкл. «Канал Штекниц» . Британская энциклопедия . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Канал Штекниц» . Разговорный словарь Брокгауза (на немецком языке). Том 15 (14-е изд.). Лейпциг : FA Brockhaus AG . 1908. с. 273 . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Верманн, Карл Фридрих, изд. (24 июня 1390 г.). «№ 519 и 520». Уркунденбух города Любека (на немецком языке). Том. IV.
- ^ Доллингер, Филипп (2012). Ганзейский союз (на немецком языке) (6-е изд.). Крёнер Верлаг. п. 199. ИСБН 9783520371065 . Доллингер отмечает, что доходы от платы за проезд по каналам удвоились в 1428/29 году после закрытия Эресунна.
- ^ Jump up to: а б Кирби, Дэвид ; Хинкканен, Мерья-Лииза (2000). Балтийское и Северное моря . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . п. 72. ИСБН 9781136169540 . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Макнил, Ян (2002). Энциклопедия истории техники . Рутледж . ISBN 9781134981656 . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Мюллер, Вальтер (2002). Поездка Штекница (на немецком языке) (3-е изд.). Бюхен : Гедеке. ISBN 3-9802782-0-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бохарт, Уильям; Борнефельд, Кордула; Лопау, Кристиан (1998). «История путешествия Штекница 1398–1998». Специальные публикации Ассоциации Родины и Исторической ассоциации герцогства Лауэнбург (на немецком языке). 29 . Шварценбек : Курт Виебранц Верлаг. ISBN 3-921595-29-0 .
- Диттмер, Герман Карл (1860). Об участии Любека в Люнебургском солончаке (на немецком языке). Любек .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хагедорн, Бернхард (1915). «Развитие и организация соляного транспорта из Люнебурга в Любек в XVI и XVII веках». Журнал Ассоциации истории и античности Любека (на немецком языке). 17 :7–26.
- Мюллер, Вальтер; Хаппач-Казань, Кристель (1992). Канал Эльба-Любек. Мокрая соляная дорога (на немецком языке). Ноймюнстер : Wachholtz Verlag. ISBN 3-529-05317-1 .
- Пакхайзер, Майкл, изд. «Будущее за водой. 100 лет каналу Эльба-Любек». Каталоги музеев земли Шлезвиг-Гольштейн (на немецком языке). 54 . Любек : Издательство Steintor. ISBN 3-9801506-6-6 .
- Рёль, Хайнц; Бентин, Вольфганг (2003). Границы и пограничные камни (свободного) ганзейского города Любека (на немецком языке). Любек : Шмидт-Рёмхильд. стр. 229–231. ISBN 3-7950-0788-7 .
- Штольц, Герд (1995). «Малая история канала. От Штекницкого канала до Кильского канала. (Издано к 100-летию открытия Кильского канала 21 июня 1895 г.)». Маленькие книги Шлезвиг-Гольштейна (на немецком языке). 45 . Хайде : Книгоиздатель Бойенса. ISBN 3-8042-0672-7 .
- Уэллброк, Кай. «Канал Штекниц-Дельвенау - эксплуатация первого канала Европы с помощью камерных шлюзов?». Корреспондентское управление водными ресурсами (на немецком языке) (8/12): 425–429.
53 ° 39' с.ш., 10 ° 39' в.д. / 53,650 ° с.ш., 10,650 ° в.д.