Мишарные татары
Мишари, мишари татары, татары
Татары, Татары, Татары | |
---|---|
Общая численность населения | |
ок. 2,3 миллиона (или 1/3 татар Поволжья ) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия : | 1,5–2,3 миллиона [ 1 ] |
Языки | |
Мишарский татарского русского , диалект | |
Религия | |
Суннитский ислам [ 2 ] [ 3 ] | |
Родственные этнические группы | |
Казанские татары , кряшены |
Мишарские татары (эндонимы: мишэрлэр, мишэр татарлары, мишарлер, мишар татарлары ), ранее известные как мещеряки (мещеряки), являются второй по численности подгруппой волжских татар — казанскими татарами. Традиционно они населяли среднее и западное побережье Волги , включая нынешнюю Мордовию , Татарстан , Башкортостан , Рязанскую , Пензенскую , Ульяновскую , Оренбургскую , Нижегородскую и Самарскую области России . впоследствии переехали в Москву. Многие из них [ 4 ] Мишары также составляют большинство финских татар и татар, живущих в других Северной Европы и Балтии . странах [ 5 ]
Мишары говорят на западном диалекте татарского языка и, как и татарское большинство, исповедуют суннитский ислам . Они по крайней мере частично имеют отличный от казанских татар этногенез, хотя многие различия с тех пор исчезли. Различные версии об их происхождении существуют и по сей день, но большинство исследователей связывают их предков с населением Золотой Орды . Говорят, что мишарский диалект «достоверно близок» к древнему кыпчакскому тюркскому языку .
По переписи 1897 года их общая численность составила 622,6 тыс. человек. С тех пор оценки сильно разнятся, поскольку их часто идентифицируют просто как татар .
Этимология
[ редактировать ], или юрта. Мещерская Мещера [ 6 ] ) — название, используемое русскими для определенных территорий, где жили предки мишарей. Впервые упоминается в Золотой Орде, а затем в Касымском ханстве . Мещера также является древним финно-угорским племенем, хотя утверждается, что изначально оно было тюркским. [ 7 ] [ 8 ]
Лингвист Дж. Дж. Миккола предположил, что название могло произойти от реконструированного мордовского слова ḿeškär, что означает «пчеловод». [ 9 ] Также предполагалась его связь с протовенгерскими мадьярами (мазхар, мишар). [ 7 ]
Мишари, живущие отдельно от казанских татар, мишарами себя не называют, они считают себя просто татарами . Татарский тюрколог начала XIX века Ахмаров считал, что название «Мишар» имеет географический характер и происходит от исторической области Мещера. [ 10 ] «Мишар», скорее всего, происходит от казанских татар. Раньше в русских источниках они были известны как мещеряки (мещеряки). [ 11 ] [ 12 ] По переписи 1926 года 200 000 человек назвали себя «мишарами». Татарское название происходит со времен Золотой Орды, когда феодальная знать использовала его для обозначения своего населения. Позже русские феодалы и царское это имя стали использовать правительство, хотя многие из них все еще называли себя мёзельманами . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
В 2006 году, судя по единственному интервью, проведенному в этнически разнообразном чувашском селе, Мишары считали ислам центральным элементом своей идентичности; они заявили, что кряшены , татары-христиане, вообще не были татарами. Сами они идентифицировались как «татары», а термин «мишар» появился только после неоднократных допросов. [ 17 ]
Мишари как волжские татары
[ редактировать ]Мишари — вторая основная подгруппа волжских татар , вторая — казанские татары. Они различаются главным образом местом проживания и диалектом, хотя мишари также имеют хотя бы частично отличный этногенез от казанских татар.
По мнению Р.Г. Мухамедовой, мишарские татары являются этническими родственниками казанских татар, потомками кипчаков, некоторые из которых могут иметь древневенгерское происхождение. [ 18 ] Мухамедова представила, что «роль кипчаков в формировании мишарей была несколько большей, чем в формировании казанских татар». [ 7 ] По словам Аллена Дж. Франка, мишарские татары «имеют тот же язык и религию, что и казанские татары, но отличаются от них своей этнической и политической историей». Он подчеркивает «давнюю связь Мишаря с российским государством». [ 19 ]
Евфимий Александрович Малов, миссионер, действовавший в Казани, в своем сочинении 1885 года сравнил две рассматриваемые группы следующим образом: «У мишарских татар бороды более густые, они не выставляют напоказ свою одежду. Они говорят громко, как бы кричат: и добавить в свою речь русские выражения». [ 20 ] Мулла по имени Ахсан из села Ендович, опрошенный Маловым, рассказал, что они родом из Касимова и отличаются от казанских татар языком и обычаями. [ 21 ]
По мере сближения мишарских и казанских татар в результате миграции различия между ними уменьшились. [ 22 ]
История
[ редактировать ]Региональное формирование
[ редактировать ]Формирование отряда происходило в лесостепной зоне на западном берегу реки Сура , по притокам Оки . Отдельные группы кочевников начали переселяться в эту область, населенную финскими народами, в начале XI века. Во времена Золотой Орды переселились в этот регион и основали , кипчаки например, Темниковскую, Наровчатскую, Шацкую и Кадомскую крепости. После ослабления Золотой Орды они стали подданными России, которые обрабатывали землю и платили ясак или несли военную службу. [ 23 ]
Этнический характер мишарей в основном окончательно сформировался в 1400–1500 годах в Касимском ханстве , хотя Темниковское княжество . важным фактором называют и [ 24 ] После волн миграции с конца 1500-х по 1700-е годы они расселились преимущественно на правобережье Волги и Урала. Расширение контактов с казанскими татарами еще больше сблизило эти две группы, и, таким образом, родилась «татарская нация»; в конечном итоге заменяя ранее использовавшиеся региональные названия. [ 25 ] [ 22 ]
Историк Алимжан Орлов считает мишаров Нижегородской области "настоящими мишарами". Г. Ахмаров сообщает, что мишари прибыли в Новгород в начале 1600-х годов, хотя некоторые из них, возможно, уже были на этой территории раньше; Татары, называвшие себя мещеряками, расселились по пустыням восточной части края еще до взятия Казани (1552 г.). В остальных текстах они вспоминают «с великой тоской о счастливой жизни своих предков в Казанском ханстве». [ 8 ] [ 21 ]
Предки
[ редактировать ]Происхождение мишарских татар на протяжении многих лет остается предметом споров. [ 26 ] Однако обычно воспитываются одни и те же древние племена; Буртасы , булгары , хазары , кипчаки/половцы и угорские мадьяры. [ 7 ]
Такие исследователи, как Вельяминов-Зернов, Радлов и Можаровский, считали, что мишарские татары произошли от «татаризированного» финно-угорского племени мещера. [ 27 ] [ 21 ] М. Зекиев, Г. Ахмаров и А. Орлов оспаривают эту идею. Зекиев говорит: «Если эта теория (Мещера) окажется верной, то у татар должны быть явные следы финно-угорских племен, но их нет вовсе». [ 28 ] [ 29 ] По мнению историка Дамира Хайретдинова, генетические исследования, похоже, также противоречат этой теории. [ 7 ]
Теория А. Орлова тогда такова: Предки мишарских татар образованы половцами и мещерами. Однако Орлов отрицает финское происхождение этого племени. Он считает, что Мещера всегда была тюркским племенем (половцами), которое Иваном Грозным называлось марийцами/черемисами . Орлов утверждает, что мишары происходят из «древней Мещеры», впервые упоминаемой в Золотой Орде. Он также предполагает, что эти тюркские мещеры в значительной степени составляли донское казачество , также предположительно известное как «мещёрские казаки», еще до времен Касимского ханства. А. Гордеев связывает формирование казачества с Золотой Ордой, а Татишев установил связь между «мещерскими татарами» и донскими казаками. Карамзин , по его словам, писал следующее: «Казаки — это просто мещёрские татары». Орлов также утверждает, что не все предки нижегородских мишарей происходят из Мещеры, скорее, одних можно проследить до Волжской Булгарии , других - до Сибири . [ 8 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 28 ] [ 33 ]
Существует также венгерская теория. Брат Юлиан описывает восточных венгров, которых он нашел в Башкирии в 1235 году. Они говорили с ним по-венгерски , и их язык оставался взаимопонятным. Некоторые учёные XIX-XX веков, исходя из эквивалентности тюркского этнонима Маджар (варианты: Майгар, Моджар, Мишар, Мочар) венгерскому самоназванию Мадьяр, ассоциировали их с венгероязычными мадьярами и пришли к выводу, что тюркско- говорящие мишары образовались в результате тюркизации тех венгров, которые остались в регионе после ухода основной их части на Запад в VIII веке. [ 34 ] [ 35 ] Смена мадьяр>можар естественна для венгерской фонологии и такая форма этнонима использовалась до перехода к татарскому в 15-16 веках. [ 36 ] этнических топонимов можар, маджар . Об этом свидетельствует существование на востоке Карпатского региона [ 37 ] О наличии раннесредневековой венгерской культуры свидетельствуют археологические находки в Волго-Уральском регионе. [ 38 ] Влияние венгерского языка привело к образованию в мордовских языках определенного спряжения , которое встречается только в угорских языках. Средневековые венгерские заимствования встречаются в волжско-булгарском и мордовском языках. [ 39 ] Этнолог Р. Г. Кузеев говорит, что мишари по своему происхождению «восходят к одному из древних угорских племен мадьярского союза», а сам этот этноним «имеет угорско-мадьярскую основу». [ 7 ]
Нахождение предков мишарских татар в составе Золотой Орды так или иначе объединяет исследователей. Центр ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе утверждает, что Мишари, скорее всего, происходят от кипчаков Золотой Орды, поселившихся на западном берегу Волги. [ 40 ] Хайретдинов: «Мещерская юрта считалась неотъемлемой частью Золотой Орды, и не только в ее столице Сарае, но и в Крыму и в других местах». [ 7 ] Радлов отметил, что мишаро-татарский диалект — один из наиболее близких к половецкому языку, используемому в Codex Cumanicus . [ 41 ] Лейцингер назвал их диалект «достоверно близким» к древнему кыпчакскому. [ 42 ]
Культура
[ редактировать ]Как и татарское большинство, мишары также являются мусульманами-суннитами . [ 17 ]
Мишари говорят на западном диалекте татарского языка. ( Мишарский диалект ). Далее он делится на несколько местных диалектов. Для западного диалекта характерно отсутствие лабиализованного [ɒ] и увулярного [q] и [ʁ], встречающихся в среднетатарском диалекте. В некоторых местных диалектах есть аффриката [tʃ], в других [ts]. Письменный татарский язык (т.е. казанский диалект) образовался в результате смешения центральных и западных диалектов. Говорят, что мишарский диалект, особенно в районе Сергача, очень похож на древние кыпчакские языки . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Некоторые лингвисты ( Радлов , Самойлович ) считают, что мишар татарский принадлежит к кипчакско-половцевой группе, а не к кипчакско-булгарской группе. [ 47 ] Хайретдинов: «Мишарский диалект по многим фонетическим и особенно морфологическим признакам несравненно ближе к кыпчакскому языку, чем другие языки кипчакской подгруппы». [ 7 ]
В материалах второй половины XVIII века о мишарском диалекте имеются упоминания о исчезнувшем с тех пор касимовском диалекте, и особенно о Кадомском районе. Появляются и русские заимствования. [ 21 ]
Г. Н. Ахмаров заметил сходство мишарской и казахской культур в национальной одежде женщин и в древних кыпчакских словах, которые не встречаются в казанско-татарском диалекте, но находятся в центре у казахов, а также сибирских татар и алтайцев. люди . [ 21 ]
Русские и мордовские влияния наблюдаются в мишарской архитектуре, домостроении и отделке помещений. Мишарные сказки часто содержат признаки язычества и множество животных мотивов. Социальная сатира также пользовалась популярностью. Обычно он нацелен на богатых и духовных лидеров. Народная поэзия задумчива, о родном крае и несчастных человеческих судьбах. Свадебные песни мишарей очень похожи на песни чувашей . По мнению Орлова, мишары напоминают караимов и балкарцев своим языком, традиционной едой, названием дней недели. пишет А. Самойлович; «Индивидуальная система названий дней недели наблюдается на широком пространстве, от мещеряков Сергачского района Нижегородской губернии до тюрков Анатолии и Балканского полуострова». [ 48 ] [ 49 ] [ 21 ] [ 29 ]
Несмотря на то, что мишары обладают множеством различных этнических черт, они (как и балкарцы) сегодня считаются одними из «чистейших представителей» древних кипчаков. Орлов утверждает: «Нижегородские татары являются одной из коренных татарских групп, сохраняющих преемственность кипчакско-тюркского языка, культуры и традиций». [ 48 ] [ 29 ]
А. Лейцингер считает, что в диалекте мишарей больше кипчакского языка, тогда как болгарское влияние, возможно, больше проявляется у казанских татар. [ 50 ]
Генетика
[ редактировать ]Генетический анализ показал, что средневековая элита венгерских завоевателей тесно связана с тюркскими группами Поволжья, особенно с волжскими татарами и башкирами , которые, согласно исследованию, могут быть смоделированы как ~50% манси , ~35% сарматы. подобные и ~15% хуннских/хуннуских . Предполагается, что событие примеси произошло в Южном Урале в 643–431 годах до нашей эры, что «согласуется с современными историческими отчетами, которые называли завоевателей тюрками ». [ 51 ]
Д. Хайретдинов: "Антропологически мишары в основном относятся к понтийскому типу европеоидной расы, который хорошо выражен у домонгольских булгар, современных карачаевцев , болгар Восточной Болгарии и некоторых венгров (более 60% мишарей). Светлый европеоидный тип (происходящий от сакалиба, упомянутого в арабских источниках, или от кипчаков) составляет около 20%. Уральский тип, наиболее характерный для финно-угорских народов Волго-Камья, у мишарей представлен меньше. чем все остальные группы татарской нации: 8-10%. Монголоидный тип в чистом виде не встречается». [ 7 ]
Хайретдинов также поднимает возможную теорию Ирана-Буртаса, когда обсуждает темную внешность мишарских татар. Н.Д. Русинов предположил, что некоторые гидронимы в южной и юго-восточной части Нижегородской области могут иметь иранское происхождение. [ 7 ]
Мишари и русские
[ редактировать ]По словам Лейцингера, мишари традиционно, возможно, несколько более «симпатичны» русским, чем казанские татары. Эти две группы жили рядом друг с другом, и поэтому мишары находились под их влиянием. В связи с этим казанские татары посчитали, может быть, снисходительно, что мишари «наполовину русские». Мишары, однако, не являются так называемыми «обрусевшими татарами», но по-прежнему сохраняют свой кипчакско-тюркский язык и суннитскую исламскую веру. [ 48 ]
Известно, что Мишари принимали участие в казачьем войске Стеньки Разина во время восстания 1670–1671 годов, а также, вероятно, в других революциях в Российской империи. В 1798-1865 годах они сформировали «Башкиро-мещерякское войско» (Башкиро-мещерякское войско), которое было нерегулярным формированием, но приняло участие, например, во вторжении французов в Россию . (1812). [ 52 ]
Орлов говорит, что «мещерские татары» входили в состав казачьего войска при завоевании Россией Сибири . Орлов также сделал простое заявление по этому поводу; «Предки Мишарей – донские казаки ». [ 30 ] [ 53 ]
В некоторых источниках мишари известны как «касимовские татары», так как они образовались именно там . Однако формирование, также известное как Касымские татары, со временем превратилось в отдельную татарскую группу; по мнению С. Ишхакова, «этнически переходная группа между казанскими татарами и мишарскими татарами». Касимовские татары принимали участие в взятии Казани и в войнах со Швецией при Иване Грозном. [ 54 ]
В 1400-1500-х годах татары Касимского ханства действовали представителями и переводчиками при русском дворе. [ 55 ]
Население
[ редактировать ]После Второй мировой войны оценки количества мишарей изменились; 300 000 – 2 000 000. Перепись осложнялась тем, что их иногда считали отдельной группой (мишари/мещеряки), а иногда и татарами вообще. Слияние с казанцами также способствовало делу. По переписи 1926 года насчитывалось 200 000 мишаров, но на самом деле считалось, что это число выше, потому что не все идентифицировали себя как мишары. В 1897 году численность «мишарей» составляла 622 600 человек. [ 56 ] [ 22 ]
Традиционно мишари населяли западный берег реки Волги . Большинство нижегородских мишарей в настоящее время проживают в Москве . [ 57 ]
Известные мишарские татары
[ редактировать ]- Аяз Ишаки (1878–1954) – ведущий деятель татарского национального движения.
- Али Абдеразаков (1912–1992) - герой Великой Отечественной войны.
- Hamzya Bogdanov (1904–1983) - World War II hero
- Шамиль Тарпищев (1948 г.р.) - тренер по теннису.
- Руслан Чагаев (1978 г.р.) - боксер.
- Ильмир Хазетдинов (1991 г.р.) - прыгун с трамплина.
- Садек Абдулжалилов (1829–1886) – шейх, учёный, философ. [ 58 ]
- Бедретдин Алимов (1870–1937). [ 59 ] ) – первый имам Московской Соборной мечети. [ 60 ]
- Марат Башаров (1974 г.р.) – актер. [ 61 ]
- Хайдар Бигичев (1949–1998) – певец. [ 62 ]
- Diniyar Bilyaletdinov (b. 1985) – footballer [ 61 ]
- Зинэтула Билялетдинов (1955 г.р.) – хоккеист, тренер. [ 63 ]
- Хусейн Файзханов (1823–1866) – историк, филолог. [ 64 ]
- Лотфулла Фаттахов (1918–1981) – художник. [ 65 ]
- Рифат Фаттахов (1966 г.р.) – журналист, деятель культуры. [ 66 ]
- Marat Izmailov (b. 1982) – footballer [ 61 ]
- Алия Мустафина (1994 г.р.) – спортивная гимнастка. [ 67 ] (татарин отец)
- Алимжан Орлов (р. 1929) – историк. [ 68 ]
- Марат Сафин (1980 г.р.) – теннисист. [ 61 ]
- Abdulvakhid Suleymanov (1786–1862) – third mufti of Orenburg Muslim Spiritual Assembly [ 69 ]
- Rashid Vagapov (1908–1962) – singer [ 68 ]
- Мухаммед-Зариф Юнусов (1850–1914) – имам первой мусульманской общины Санкт-Петербурга. [ 70 ]
- Rinat Akhmetov (b. 1966) - businessman
Финские мишары
[ редактировать ]Татары в Финляндии — мишарские татары, предки которых происходили из деревень Нижегородской области . [ 71 ] Прозвище таких мишарей – «Нижгар»/Нижгарлар» (Нижгар/Нижгары). [ 72 ]
Проект посвящен нижегородским мишарам, которых историк Алимжан Орлов называет «чистыми мишарами». [ 8 ] Сайт tatargenealogy.ru , созданный Русланом Акметдиновым. [ 73 ]
См. также
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Лейтцингер, Антеро: Мишяарит — старая исламская община Финляндии . (Включает «Историю Яньяпара» Хасана Хамидуллы. Перевод и комментарии Фазиле Насретдина). Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN 952-9752-08-3 .
- Орлов Алимжан Мустафинович: Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы . Н. Новгород : Нижегородское издательство. там же, 2001. ISBN 5-8746-407-8 Ошибка параметра в {{ ISBN }}: длина , OCLC 54625854 (Архивная онлайн-версия)
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру, 2-е издание: этнические и национальные группы по всему миру , 2016, стр. 273
- ^ «Сельчук Üni̇versi̇tesi̇» . Архивировано из оригинала 31 января 2018 г. Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ Вовина, Олеся (сентябрь 2006 г.). «Ислам и создание сакрального пространства: татары-мишары в Чувашии» (PDF) . Религия, государство и общество . 34 (3). Рутледж . дои : 10.1080/09637490600819374 . ISSN 1465-3974 . S2CID 53454004 . Проверено 4 апреля 2019 г. .
- ^ Лейтцингер 1996, с. 6 (С. Ишхаков)
- ^ Ларссон, Горан (2009). Ислам в странах Северной Европы и Балтии . Рутледж. стр. 94, 103. ISBN. 978-0-415-48519-7 .
- ^ «Дом Мишара» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хайретдинов, Дамир (2017). «ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НИГЕРИЙСКИХ ТАТАР-МИШАРЕИ (IX – НАЧАЛО XX ВЕКА)» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Алимжан Орлов: Нижегородские татары – потомки древнего Мещера» .
- ^ Fasmer, Maks: Etimologitšeski slovar russkogo jazyka, tom 2 , p. 616, 630. Moskva: Progress, 1986.
- ^ Кадымовна, Салахова Эльмира (2016). «Проблема происхождения татар-мишареев и тептярей в творчестве Г. Н. Ахмарова» . Историческая этнология . 1 (2): 349–362. ISSN 2587-9286 .
- ^ Narody mira: Narody jevropeiskoi tšasti SSSR, II , p. 638. Moskva: Nauka, 1964.
- ^ Лейцингер 1996, стр. 33-34.
- ^ Narody jevropeiskoi tšasti SSSR II , s. 636. Moskva: Nauka, 1964.
- ^ Халиков А.Х. 1991: Татары, кто вы? Под редакцией на финском языке Юмаром Дахером и Лаури Котиниеми, с дополнениями автора. Абдулла Тукай Kulttuuriseura ry
- ^ «Мишари» .
- ^ Рорлих, Азаде-Айше (1986). «Отрывки из книги «Волжские татары: профиль национальной устойчивости» » .
- ^ Перейти обратно: а б Вовина, Олеся (2006). «Ислам и создание сакрального пространства: татары-мишары в Чувашии» (PDF) .
- ^ Лейтцингер 1996, с. 28
- ^ Фрэнк, Аллен Дж. (январь 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Лейтцингер 1996, с. 36
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Орлов, Алимжан. "Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы: Глава I. Поиск истоков: находки и проблемы" . Archived from the original on 2012-06-08.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бусы» .
- ^ Narody jevropeiskoi tšasti SSSR II , pp. 638, 640. Moskva: Nauka, 1964.
- ^ «Татары в Мордовии» .
- ^ Narody Rossii: entsiklopedija , p. 322. Moskva: Bolšaja Rossijskaja entsiklopedija, 1994. ISBN 5-85270-082-7 .
- ^ Салахова, Эльмира К. (2016). ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ И ТЕПТЯРЕЙ В ТРУДАХ Г.Н. АХМАРОВА [Происхождение мишарских татар и тептяров в творчестве Г. Н. Ахмарова] (PDF) . Историческая этнология . 1 (2). Казань : Бюджетное учреждение Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана: 349. ISSN 2619-1636 . Получено 4 апреля.
- ^ Лейцингер (Салават Исхаков) 1996, с. 7
- ^ Перейти обратно: а б М.З. Зекиев Мишеры, башкиры и их языки. Архивировано 8 апреля 2014 г. на Wayback Machine . В Журнале тюркологии 73–86 (на турецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Орлов, Алимжан. "Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы: Маджары и мещера – кипчакские племена" . Archived from the original on 2012-06-08.
- ^ Перейти обратно: а б Орлов, Алимжан. «Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы: Мещера – прародина нижегородских татар» . Архивировано из оригинала 8 июня 2012 г.
- ^ Орлов, Алимжан. "Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы: Заключение" . Archived from the original on 2012-06-08.
- ^ Рахимзянов Б. Р. Касимовское ханство (1445-1552): Очерки истории. — Казань: Татарское книжное издательство (Идель-пресс), 2009. — 208 с.
- ^ Орлов, А. М. «Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы» .
- ^ Мирфатых Закиев . (1995) ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАТАРСКОГО НАРОДА . В кн.: ТАТАРЫ: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ и ЯЗЫКА . Казань .
- ^ Кушкумбаев А.К. «По Преданиям древних они знают, что те венгры произошли от них…» К вопросу о восточных мадьярах. 3. NEMZETKÖZI KORAI MAGYARTÖRTÉNETI ÉS RÉGÉSZETIKONFERENCIA, Budapest 2018. ISBN 978-963-9987-35-7
- ^ Rastoropov, Aleksandr (2015). Issues of early ethnic history of the Hungarians-Magyars (in Russian). Povolzhskaya Arkheologiya. №1 (11). Kazan. p. 82.
- ^ Шушарин, В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. Москва, 1997
- ^ Ольга В. Зеленцова Поясные украшения «венгерского» типа из могильников финноязычных народов Поволжья с правобережья Волги. 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАННЕЙ ВЕНГЕРСКОЙ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ, Будапешт 2018. ISBN 978-963-9987-35-7
- ^ Серебренников Б.А. Исторические загадки // Советское финноугроведение. –1984. – № 3. – Москва: Наука. – p. 69–72
- ^ Агнес Кефели: «Татарка» , Центр ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . [Опубликовано: среда, 11 января 2012 г.]
- ^ "Публикация ННР О языке куманов: По поводу издания куманского словаря" . books.e-heritage.ru . Retrieved 2023-06-19 .
- ^ Лейтцингер 1996, с. 41
- ^ Jazyki Rossijskoi Federatsii i sosednih gosudarstv. Tom 3, p. 68. Moskva: Nauka, 2005. ISBN 5-02-011237-2 .
- ^ Jazyki mira: Tjurkskije jazyki, p. 371. Moskva: Indrik, 1997. ISBN 5-85759-061-2 .
- ^ Бедретдин, Кадрие (ред.): Туган Тел - Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0 . (с. 265).
- ^ Лейтцингер 1996, с. 35-37
- ^ Махмутова Л. Т. Экспериментальное изучение тюркских диалектов: мишарский диалект татарского языка. — М.: Наука, 1978,
- ^ Перейти обратно: а б с Лейтцингер 1996, стр. 35-37.
- ^ Р. Г. Мухамедова "Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1972.
- ^ Лейтцингер 1996, с. 37
- ^ Кристо, Г. Венгерская история в девятом веке . ( Сегедская средневековая мастерская , 1996). Цитируется у Непарачки Э., Мароти З., Кальмара Т. и др. «Гаплогруппы Y-хромосомы у гуннов, аварцев и кочевых народов Карпатского бассейна, завоевавших венгерский период» . Научные отчеты 9 , 16569 (2019). два : 10.1038/s41598-019-53105-5
- ^ Лейцингер 1996, стр. 10 (Исхаков), 34 (Лейцингер)
- ^ «Нижегородские татары в XXI веке» .
- ^ Лейтцингер 1996, с. 8-9 (Салават Ишхаков)
- ^ Лейцингер 1996, стр. 8 (Исхаков), 35 (Лейцингер)
- ^ Лейтцингер 1996, с. 34
- ^ Лейтцингер 1996, с. 44
- ^ "Люди из Овечего Оврага" .
- ^ "Фамилия Алимов" .
- ^ "Ислам в Москве: энциклопедический словарь" .
- ^ Перейти обратно: а б с д "Четвертые "Фаизхановские чтения": первые итоги" . Archived from the original on 2009-07-01.
- ^ «Бигичев Гейдар Аббасович (1949-1998)» .
- ^ "Зинэтула Билялетдинов" .
- ^ "ХУСАИН ФАИЗХАНОВ" (PDF) .
- ^ Сафаров, Марат. «ЛОТФУЛЛА ФАТТАХОВ: К 100-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА» (PDF) .
- ^ "Рифат Фаттахов: "Состояние татарской эстрады – вопрос политической выживаемости нации" " . 2016.
- ^ "Алия Мустафина – 16-летняя чемпионка мира" . Archived from the original on 2012-02-01.
- ^ Перейти обратно: а б "Cвященные ветла и камень Тараташ (село Актуково)" .
- ^ "Габдулвахид Сулейманов - Вступительное слово" . Archived from the original on 2016-03-04.
- ^ "Юнусов Мухаммед-Зариф" .
- ^ Бедретдин, Кадрие (ред.): Туган Тел - Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. (предисловие)
- ^ «Кто такие нижегородские татары?» .
- ^ Акметдинов, Руслан. « Проекты по сохранению истории и культуры нижегородских татар» (на русском языке)» .