Мишары говорят на западном диалекте татарского языка и, как и татарское большинство, исповедуют суннитский ислам . Они по крайней мере частично имеют отличный от казанских татар этногенез, хотя многие различия с тех пор исчезли. Различные версии об их происхождении существуют и по сей день, но большинство исследователей связывают их предков с населением Золотой Орды . Говорят, что мишарский диалект «достоверно близок» к древнему кыпчакскому тюркскому языку .
По переписи 1897 года их общая численность составила 622,6 тыс. человек. С тех пор оценки сильно разнятся, поскольку их часто идентифицируют просто как татар .
, или юрта. Мещерская Мещера [ 6 ] ) — название, используемое русскими для определенных территорий, где жили предки мишарей. Впервые упоминается в Золотой Орде, а затем в Касымском ханстве . Мещера также является древним финно-угорским племенем, хотя утверждается, что изначально оно было тюркским. [ 7 ] [ 8 ]
Лингвист Дж. Дж. Миккола предположил, что название могло произойти от реконструированного мордовского слова ḿeškär, что означает «пчеловод». [ 9 ] Также предполагалась его связь с протовенгерскими мадьярами (мазхар, мишар). [ 7 ]
Мишари, живущие отдельно от казанских татар, мишарами себя не называют, они считают себя просто татарами . Татарский тюрколог начала XIX века Ахмаров считал, что название «Мишар» имеет географический характер и происходит от исторической области Мещера. [ 10 ] «Мишар», скорее всего, происходит от казанских татар. Раньше в русских источниках они были известны как мещеряки (мещеряки). [ 11 ] [ 12 ] По переписи 1926 года 200 000 человек назвали себя «мишарами». Татарское название происходит со времен Золотой Орды, когда феодальная знать использовала его для обозначения своего населения. Позже русские феодалы и царское это имя стали использовать правительство, хотя многие из них все еще называли себя мёзельманами . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
В 2006 году, судя по единственному интервью, проведенному в этнически разнообразном чувашском селе, Мишары считали ислам центральным элементом своей идентичности; они заявили, что кряшены , татары-христиане, вообще не были татарами. Сами они идентифицировались как «татары», а термин «мишар» появился только после неоднократных допросов. [ 17 ]
Мишари — вторая основная подгруппа волжских татар , вторая — казанские татары. Они различаются главным образом местом проживания и диалектом, хотя мишари также имеют хотя бы частично отличный этногенез от казанских татар.
По мнению Р.Г. Мухамедовой, мишарские татары являются этническими родственниками казанских татар, потомками кипчаков, некоторые из которых могут иметь древневенгерское происхождение. [ 18 ] Мухамедова представила, что «роль кипчаков в формировании мишарей была несколько большей, чем в формировании казанских татар». [ 7 ] По словам Аллена Дж. Франка, мишарские татары «имеют тот же язык и религию, что и казанские татары, но отличаются от них своей этнической и политической историей». Он подчеркивает «давнюю связь Мишаря с российским государством». [ 19 ]
Евфимий Александрович Малов, миссионер, действовавший в Казани, в своем сочинении 1885 года сравнил две рассматриваемые группы следующим образом: «У мишарских татар бороды более густые, они не выставляют напоказ свою одежду. Они говорят громко, как бы кричат: и добавить в свою речь русские выражения». [ 20 ] Мулла по имени Ахсан из села Ендович, опрошенный Маловым, рассказал, что они родом из Касимова и отличаются от казанских татар языком и обычаями. [ 21 ]
По мере сближения мишарских и казанских татар в результате миграции различия между ними уменьшились. [ 22 ]
Формирование отряда происходило в лесостепной зоне на западном берегу реки Сура , по притокам Оки . Отдельные группы кочевников начали переселяться в эту область, населенную финскими народами, в начале XI века. Во времена Золотой Орды переселились в этот регион и основали , кипчаки например, Темниковскую, Наровчатскую, Шацкую и Кадомскую крепости. После ослабления Золотой Орды они стали подданными России, которые обрабатывали землю и платили ясак или несли военную службу. [ 23 ]
Этнический характер мишарей в основном окончательно сформировался в 1400–1500 годах в Касимском ханстве , хотя Темниковское княжество . важным фактором называют и [ 24 ] После волн миграции с конца 1500-х по 1700-е годы они расселились преимущественно на правобережье Волги и Урала. Расширение контактов с казанскими татарами еще больше сблизило эти две группы, и, таким образом, родилась «татарская нация»; в конечном итоге заменяя ранее использовавшиеся региональные названия. [ 25 ] [ 22 ]
Историк Алимжан Орлов считает мишаров Нижегородской области "настоящими мишарами". Г. Ахмаров сообщает, что мишари прибыли в Новгород в начале 1600-х годов, хотя некоторые из них, возможно, уже были на этой территории раньше; Татары, называвшие себя мещеряками, расселились по пустыням восточной части края еще до взятия Казани (1552 г.). В остальных текстах они вспоминают «с великой тоской о счастливой жизни своих предков в Казанском ханстве». [ 8 ] [ 21 ]
Такие исследователи, как Вельяминов-Зернов, Радлов и Можаровский, считали, что мишарские татары произошли от «татаризированного» финно-угорского племени мещера. [ 27 ] [ 21 ] М. Зекиев, Г. Ахмаров и А. Орлов оспаривают эту идею. Зекиев говорит: «Если эта теория (Мещера) окажется верной, то у татар должны быть явные следы финно-угорских племен, но их нет вовсе». [ 28 ] [ 29 ] По мнению историка Дамира Хайретдинова, генетические исследования, похоже, также противоречат этой теории. [ 7 ]
Теория А. Орлова тогда такова: Предки мишарских татар образованы половцами и мещерами. Однако Орлов отрицает финское происхождение этого племени. Он считает, что Мещера всегда была тюркским племенем (половцами), которое Иваном Грозным называлось марийцами/черемисами . Орлов утверждает, что мишары происходят из «древней Мещеры», впервые упоминаемой в Золотой Орде. Он также предполагает, что эти тюркские мещеры в значительной степени составляли донское казачество , также предположительно известное как «мещёрские казаки», еще до времен Касимского ханства. А. Гордеев связывает формирование казачества с Золотой Ордой, а Татишев установил связь между «мещерскими татарами» и донскими казаками. Карамзин , по его словам, писал следующее: «Казаки — это просто мещёрские татары». Орлов также утверждает, что не все предки нижегородских мишарей происходят из Мещеры, скорее, одних можно проследить до Волжской Булгарии , других - до Сибири . [ 8 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 28 ] [ 33 ]
Существует также венгерская теория. Брат Юлиан описывает восточных венгров, которых он нашел в Башкирии в 1235 году. Они говорили с ним по-венгерски , и их язык оставался взаимопонятным. Некоторые учёные XIX-XX веков, исходя из эквивалентности тюркского этнонима Маджар (варианты: Майгар, Моджар, Мишар, Мочар) венгерскому самоназванию Мадьяр, ассоциировали их с венгероязычными мадьярами и пришли к выводу, что тюркско- говорящие мишары образовались в результате тюркизации тех венгров, которые остались в регионе после ухода основной их части на Запад в VIII веке. [ 34 ] [ 35 ] Смена мадьяр>можар естественна для венгерской фонологии и такая форма этнонима использовалась до перехода к татарскому в 15-16 веках. [ 36 ] этнических топонимов можар, маджар . Об этом свидетельствует существование на востоке Карпатского региона [ 37 ] О наличии раннесредневековой венгерской культуры свидетельствуют археологические находки в Волго-Уральском регионе. [ 38 ] Влияние венгерского языка привело к образованию в мордовских языках определенного спряжения , которое встречается только в угорских языках. Средневековые венгерские заимствования встречаются в волжско-булгарском и мордовском языках. [ 39 ] Этнолог Р. Г. Кузеев говорит, что мишари по своему происхождению «восходят к одному из древних угорских племен мадьярского союза», а сам этот этноним «имеет угорско-мадьярскую основу». [ 7 ]
Нахождение предков мишарских татар в составе Золотой Орды так или иначе объединяет исследователей. Центр ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе утверждает, что Мишари, скорее всего, происходят от кипчаков Золотой Орды, поселившихся на западном берегу Волги. [ 40 ] Хайретдинов: «Мещерская юрта считалась неотъемлемой частью Золотой Орды, и не только в ее столице Сарае, но и в Крыму и в других местах». [ 7 ] Радлов отметил, что мишаро-татарский диалект — один из наиболее близких к половецкому языку, используемому в Codex Cumanicus . [ 41 ] Лейцингер назвал их диалект «достоверно близким» к древнему кыпчакскому. [ 42 ]
Мишари говорят на западном диалекте татарского языка. ( Мишарский диалект ). Далее он делится на несколько местных диалектов. Для западного диалекта характерно отсутствие лабиализованного [ɒ] и увулярного [q] и [ʁ], встречающихся в среднетатарском диалекте. В некоторых местных диалектах есть аффриката [tʃ], в других [ts]. Письменный татарский язык (т.е. казанский диалект) образовался в результате смешения центральных и западных диалектов. Говорят, что мишарский диалект, особенно в районе Сергача, очень похож на древние кыпчакские языки . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Некоторые лингвисты ( Радлов , Самойлович ) считают, что мишар татарский принадлежит к кипчакско-половцевой группе, а не к кипчакско-булгарской группе. [ 47 ] Хайретдинов: «Мишарский диалект по многим фонетическим и особенно морфологическим признакам несравненно ближе к кыпчакскому языку, чем другие языки кипчакской подгруппы». [ 7 ]
В материалах второй половины XVIII века о мишарском диалекте имеются упоминания о исчезнувшем с тех пор касимовском диалекте, и особенно о Кадомском районе. Появляются и русские заимствования. [ 21 ]
Г. Н. Ахмаров заметил сходство мишарской и казахской культур в национальной одежде женщин и в древних кыпчакских словах, которые не встречаются в казанско-татарском диалекте, но находятся в центре у казахов, а также сибирских татар и алтайцев. люди . [ 21 ]
Русские и мордовские влияния наблюдаются в мишарской архитектуре, домостроении и отделке помещений. Мишарные сказки часто содержат признаки язычества и множество животных мотивов. Социальная сатира также пользовалась популярностью. Обычно он нацелен на богатых и духовных лидеров. Народная поэзия задумчива, о родном крае и несчастных человеческих судьбах. Свадебные песни мишарей очень похожи на песни чувашей . По мнению Орлова, мишары напоминают караимов и балкарцев своим языком, традиционной едой, названием дней недели. пишет А. Самойлович; «Индивидуальная система названий дней недели наблюдается на широком пространстве, от мещеряков Сергачского района Нижегородской губернии до тюрков Анатолии и Балканского полуострова». [ 48 ] [ 49 ] [ 21 ] [ 29 ]
Несмотря на то, что мишары обладают множеством различных этнических черт, они (как и балкарцы) сегодня считаются одними из «чистейших представителей» древних кипчаков. Орлов утверждает: «Нижегородские татары являются одной из коренных татарских групп, сохраняющих преемственность кипчакско-тюркского языка, культуры и традиций». [ 48 ] [ 29 ]
А. Лейцингер считает, что в диалекте мишарей больше кипчакского языка, тогда как болгарское влияние, возможно, больше проявляется у казанских татар. [ 50 ]
Генетический анализ показал, что средневековая элита венгерских завоевателей тесно связана с тюркскими группами Поволжья, особенно с волжскими татарами и башкирами , которые, согласно исследованию, могут быть смоделированы как ~50% манси , ~35% сарматы. подобные и ~15% хуннских/хуннуских . Предполагается, что событие примеси произошло в Южном Урале в 643–431 годах до нашей эры, что «согласуется с современными историческими отчетами, которые называли завоевателей тюрками ». [ 51 ]
Д. Хайретдинов: "Антропологически мишары в основном относятся к понтийскому типу европеоидной расы, который хорошо выражен у домонгольских булгар, современных карачаевцев , болгар Восточной Болгарии и некоторых венгров (более 60% мишарей). Светлый европеоидный тип (происходящий от сакалиба, упомянутого в арабских источниках, или от кипчаков) составляет около 20%. Уральский тип, наиболее характерный для финно-угорских народов Волго-Камья, у мишарей представлен меньше. чем все остальные группы татарской нации: 8-10%. Монголоидный тип в чистом виде не встречается». [ 7 ]
Хайретдинов также поднимает возможную теорию Ирана-Буртаса, когда обсуждает темную внешность мишарских татар. Н.Д. Русинов предположил, что некоторые гидронимы в южной и юго-восточной части Нижегородской области могут иметь иранское происхождение. [ 7 ]
Сухопутный капитан второго отделения Сергачского района П. В. Дмитриев (в центре) со своими подчиненными; Слева мишарские татары, справа русские. (конец 1800-х годов).
По словам Лейцингера, мишари традиционно, возможно, несколько более «симпатичны» русским, чем казанские татары. Эти две группы жили рядом друг с другом, и поэтому мишары находились под их влиянием. В связи с этим казанские татары посчитали, может быть, снисходительно, что мишари «наполовину русские». Мишары, однако, не являются так называемыми «обрусевшими татарами», но по-прежнему сохраняют свой кипчакско-тюркский язык и суннитскую исламскую веру. [ 48 ]
Известно, что Мишари принимали участие в казачьем войске Стеньки Разина во время восстания 1670–1671 годов, а также, вероятно, в других революциях в Российской империи. В 1798-1865 годах они сформировали «Башкиро-мещерякское войско» (Башкиро-мещерякское войско), которое было нерегулярным формированием, но приняло участие, например, во вторжении французов в Россию . (1812). [ 52 ]
В некоторых источниках мишари известны как «касимовские татары», так как они образовались именно там . Однако формирование, также известное как Касымские татары, со временем превратилось в отдельную татарскую группу; по мнению С. Ишхакова, «этнически переходная группа между казанскими татарами и мишарскими татарами». Касимовские татары принимали участие в взятии Казани и в войнах со Швецией при Иване Грозном. [ 54 ]
В 1400-1500-х годах татары Касимского ханства действовали представителями и переводчиками при русском дворе. [ 55 ]
После Второй мировой войны оценки количества мишарей изменились; 300 000 – 2 000 000. Перепись осложнялась тем, что их иногда считали отдельной группой (мишари/мещеряки), а иногда и татарами вообще. Слияние с казанцами также способствовало делу. По переписи 1926 года насчитывалось 200 000 мишаров, но на самом деле считалось, что это число выше, потому что не все идентифицировали себя как мишары. В 1897 году численность «мишарей» составляла 622 600 человек. [ 56 ] [ 22 ]
Традиционно мишари населяли западный берег реки Волги . Большинство нижегородских мишарей в настоящее время проживают в Москве . [ 57 ]
Хусейн Файзханов (1823–1866), мишарский татарский историк, филолог и педагог. Аяз Ишаки (1878–1954) – ведущий деятель татарского национального движения.
Али Абдеразаков (1912–1992) - герой Великой Отечественной войны.
Минхачетдин Бедретдин, Айса Хакимкан и Ибрагим Терегул; Мишарные татары из Нижнего Новгорода, на снимке Финляндия, 1920 год.
Татары в Финляндии — мишарские татары, предки которых происходили из деревень Нижегородской области . [ 71 ] Прозвище таких мишарей – «Нижгар»/Нижгарлар» (Нижгар/Нижгары). [ 72 ]
Проект посвящен нижегородским мишарам, которых историк Алимжан Орлов называет «чистыми мишарами». [ 8 ] Сайт tatargenealogy.ru , созданный Русланом Акметдиновым. [ 73 ]
Лейтцингер, Антеро: Мишяарит — старая исламская община Финляндии . (Включает «Историю Яньяпара» Хасана Хамидуллы. Перевод и комментарии Фазиле Насретдина). Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN 952-9752-08-3 .
^ Narody jevropeiskoi tšasti SSSR II , s. 636. Moskva: Nauka, 1964.
^ Халиков А.Х. 1991: Татары, кто вы? Под редакцией на финском языке Юмаром Дахером и Лаури Котиниеми, с дополнениями автора. Абдулла Тукай Kulttuuriseura ry
^ Мирфатых Закиев . (1995) ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАТАРСКОГО НАРОДА . В кн.: ТАТАРЫ: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ и ЯЗЫКА . Казань .
^ Кушкумбаев А.К. «По Преданиям древних они знают, что те венгры произошли от них…» К вопросу о восточных мадьярах. 3. NEMZETKÖZI KORAI MAGYARTÖRTÉNETI ÉS RÉGÉSZETIKONFERENCIA, Budapest 2018. ISBN 978-963-9987-35-7
^ Шушарин, В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. Москва, 1997
^ Ольга В. Зеленцова Поясные украшения «венгерского» типа из могильников финноязычных народов Поволжья с правобережья Волги. 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАННЕЙ ВЕНГЕРСКОЙ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ, Будапешт 2018. ISBN 978-963-9987-35-7
^ Серебренников Б.А. Исторические загадки // Советское финноугроведение. –1984. – № 3. – Москва: Наука. – p. 69–72
^ Бедретдин, Кадрие (ред.): Туган Тел - Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0 . (с. 265).
1 Central Asian (i.e. Turkmeni, Afghani and Iranian) Turkmens, distinct from Levantine (i.e. Iraqi and Syrian) Turkmen/Turkoman minorities, who mostly adhere to an Ottoman-Turkish heritage and identity.
2 In traditional areas of Turkish settlement (i.e. former Ottoman territories).
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: ef612425e81a1184d8f9a4e9c5ed36d9__1722589500 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/d9/ef612425e81a1184d8f9a4e9c5ed36d9.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Mishar Tatars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)