Суйские люди
Общая численность населения | |
---|---|
430 000 (оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай ( Гуйчжоу , Гуанси ); Вьетнам | |
Языки | |
Мандаринский китайский , Суй | |
Религия | |
буддизм , даосизм |
Народ Суй ( китайский : 水族 ; пиньинь : Шуцзу ; автоним : ai33 sui33 [ 1 ] ), также пишется как народ шуй — этническая группа , проживающая в основном в Гуйчжоу провинции , Китай . Они считаются одной из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой .
История
[ редактировать ]Суй происходят от древнего народа байюэ , населявшего южный Китай до династии Хань (Wei 2003:viii). Название «Суй», что в переводе с китайского означает «вода», было принято во времена династии Мин .
Демография
[ редактировать ]Сегодня 93% всех суйцев (322 000 человек) проживают в Гуйчжоу , Китай , причем 63% [ 2 ] из них проживают в Санду-Шуйском автономном уезде . На юге 10 000 суй живут вокруг деревни Индун в округе Жуншуй , Гуанси (Эдмондсон, 2008). Небольшие группы народа суй также проживают в уездах Фуян и Илян провинции Юньнань . проживает 120 суй Туен Куанг Кроме того, в районе Хонг Куанг провинции на севере Вьетнама , которые являются потомками народа суй, покинувшего округ Санду 8 поколений назад (Wei 2003:vii).
Язык
[ редактировать ]Суи говорят на кра-дайском языке , входящем в состав кам-суйских языков .
Общество
[ редактировать ]Суй организованы вокруг семейных кланов . В деревнях обычно проживает несколько сотен жителей, большинство из которых имеют одну и ту же фамилию (Wei 2003:ix).
Традиционные суйские дома обычно строятся из ели или сосны, хотя сегодня дома все чаще строятся из кирпича. Существует три основных типа традиционного жилья Суй (Wei 2003:ix):
- ɣaan2 faaŋ1 (китайский: ganlan mulou ) – двух- или трехэтажный дом на сваях ганлан. Второй этаж используется под жилые помещения, тогда как первый этаж используется в основном как конюшня и складское помещение.
- ɣaan2 hum5 – Одноэтажный наземный дом.
- Двухуровневый дом - здание с «висячими ногами», называемое по-китайски дяоцзяолоу . Эти дома построены на склонах холмов, с более длинными колоннами, поддерживающими обращенную вниз сторону дома, и называются «висячими домами» (дяоцзяо), поскольку колонны, поддерживающие дом, иногда располагаются за пределами стен.
Если женщина овдовела, она три года покрывает волосы тканью белого цвета. У Суй есть лунный календарь, который начинается в девятом лунном месяце. Их похороны представляют собой сложные и длительные церемонии, во время которых приносятся в жертву животные в честь умерших. За исключением рыбы, жители деревни Суй обычно воздерживаются от употребления мяса после смерти человека (Wei 2003:xvi).
Кухня
[ редактировать ]Основной пищей народа Суй является клейкий рис . Дополнительные зерна и клубнеплоды включают кукурузу, пшеницу, ячмень, просо и сладкий картофель. Рис либо готовят на пару в бамбуковой пароварке, либо готовят в закрытой кастрюле на слабом огне. Популярные блюда на основе риса включают ʔjut7 (по-китайски: цзунцзы) и вареный клейкий рис с хризантемой и воздушный рис (Wei 2003:xiv). Суйские женщины также дарят родственникам клейкий рис, когда навещают их.
Рыба – один из важнейших источников пищи. Как и народность донг , многие суи выращивают карпов в деревенских прудах (Wei 2003:xiv). Популярное блюдо, которое едят летом, — это своего рода кислый бульон, называемый lu5 hum3 . Семьи суй также регулярно держат общие горячие котлы. Также популярны копченая рыба ( hum3 Mom6 ), копченое мясо ( hum3 naan4 ) и мясо поросят. Рисовый спиртной напиток популярен среди суй, его также употребляют во время свадеб, похорон, фестивалей и мероприятий по строительству зданий. Суй также славятся своим вином Цзюцянь.
Фестивали
[ редактировать ]Фестивали включают (Wei 2003:xix):
- tsjə1 twə3 (фестиваль Дуань) – этот праздник урожая похож на китайский Новый год . Он проводится примерно с сентября (начало Суйского Нового года) по ноябрь (второй месяц Суйского календаря). Мясо домашнего скота не едят в канун Суйского Нового года ( hət7 ). В Новый год ( ʁaai3 ) устраиваются антифонные хоры, скачки и другие празднества. Поскольку в разных районах Суй празднуют Дуань в разное время, этот фестиваль фактически длится более двух месяцев, когда празднества из разных мест объединяются. Всего в следующих местах отмечают пять разных Дуаней (Wei 2003:xx).
- Ванси в городе Дуюнь (Паньдун)
- Малиан, Лайу, Мяокао, Шуйдун в уезде Санду
- Тинпай, Хэнфэн, Хэйонг, Тяньсин в уездах Санду, Либо, Душан
- Чжунхэ, Дисян, Цзюцянь в уезде Санду
- Сандун, Шуйнянь, Синсян в уезде Санду.
- tsjə1 mau4 (фестиваль Мао). Этот четырехдневный фестиваль отмечают те, кто не празднует фестиваль Дуань. Это происходит после пересадки рассады риса на десятый месяц суйского календаря. День Мао отмечается в уезда Либо деревнях Шуйли, Яоцин, Шуйрао, Шуйпу и Юнкан . Во время этого фестиваля хоры в антифонном стиле поют традиционные суйские песни о любви. Однако по традиции замужним женщинам не разрешается выступать в хоре.
- tsjə1 tseŋ1 (весенний фестиваль) – этот фестиваль особенно развит в районах уезда Санду, таких как Баннань, Шуймэй, Янгун, Чжоуцинь и Янъань. Однако в этих деревнях не отмечаются ни фестивали Дуань, ни праздник Мао.
- su3 njen2 hi5 (маленький суйский новогодний фестиваль)
- tsjə1 ʔau4 hmai5 (фестиваль «ешь новый рис»)
- Лююэлю («шесть месяцев шесть дней», или фестиваль 6 июня)
- фестиваль si3 ming2 (Цинмин)
- Дуаньу
- суп8 привет5
Во время фестивалей часто играют в бронзовый барабан, и для этих фестивалей типичны пение, танцы, забой скота для еды и благодарность предкам семьи (Wei 2003: xxii).
Религия
[ редактировать ]Суй в основном многобожники и также практикуют поклонение предкам. Шаманов традиционно нанимали для совершения молитв и жертвоприношений в домах больных или близких к смерти. В религии Суй насчитывается более 900 призраков и богов, которые могут принести как удачу, так и несчастье (Wei 2003:xxii). Некоторые божества и легендарные фигуры также заимствованы из китайской народной религии .
У народа Суй существует множество табу и суеверий, таких как (Wei 2003:xxiv-xxv):
- Во время первого грома начала весеннего сезона землю три дня нельзя пахать. Нарушение этого табу разозлило бы бога грома, что привело бы к аномальным дождям.
- Не следует произносить клятвы при посеве семян, чтобы не повредить урожай.
- не В люшенг следует играть после того, как семена посеяны в начале весны, иначе семена могут позже улететь.
- В первое утро праздника Дуань, как и накануне вечером, нельзя есть мясо наземных животных. Нарушение этого табу рассматривается как неуважение к предкам и приведет к уменьшению числа потомков.
- Собак нельзя убивать в дни фестивалей.
- В первый день Праздника Весны нельзя убираться в домах, готовить еду и стричь волосы. Вместо этого съедаются новогодние остатки.
- Во время свадебного кортежа невезение может обернуться для пары, если процессия случайно наткнется на гроб (пара может скоро умереть), птицу, перебегающую дорогу (пара может скоро заболеть), гром (необходимо пригласить колдуна, чтобы изгнать призраков). , или беременная женщина (невеста будет бесплодна).
- Вдовы, вышедшие повторно замуж, не могут вернуться в деревни своих бывших мужей и не могут посещать дома своих родителей в течение всего года, иначе деревня ее родителей не будет процветать.
- Беременные женщины не могут рожать детей в деревнях своих родителей, иначе пострадает семья и скот ее родителей.
- Если после рождения ребенка женщина посетит деревню или дом другого человека, этот человек заболеет.
- Члены клана не могут есть мясо наземных животных после смерти одного из старейшин. Одежда и личные вещи умершего старейшины не могут упасть на землю, а вещей у него должно быть нечетное количество.
- Людям, родившимся в один день с недавно умершим, не следует навещать его, иначе умершие могут унести их души в могилу.
- Не следует произносить имена, когда хоронят людей, иначе мертвые могут забрать их душу.
- После смерти самца забивать свиноматок или коров нельзя. После смерти самки убивать лошадей или быков нельзя.
- Беременных женщин и младенцев не следует хоронить в местах, где много солнечного света.
- Солнечные и лунные затмения, а также крики птиц суйцы не любят.
Население
[ редактировать ]Провинциальный уровень
[ редактировать ]- Распределение по провинциям
Область | Ну давай же | Процент |
---|---|---|
Гуйчжоу Провинция | 369,723 | 90.86% |
Гуанси- Чжуанская автономная провинция | 15,476 | 3.80% |
Юньнань Провинция | 12,533 | 3.08% |
Цзянсу Провинция | 2,775 | 0.68% |
Гуандун Провинция | 1,948 | 0.48% |
Чжэцзян Провинция | 1,421 | 0.38% |
В другом месте | 3,026 | 0.74% |
По округу
[ редактировать ]- Распределение Суй на уровне округа
(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает >0,5% населения Суй Китая.)
Литература
[ редактировать ]Устная литература Суй богата мифами, песнями и народными сказаниями. Список ниже взят из Wei (2003:xxvi).
- Древние мифы и песни
- Сотворение неба и земли
- Происхождение человечества
- Песня о создании людей, включающая борьбу людей, драконов и тигров.
- Зарождение новой жизни. Брат и сестра сажают тыкву, из которой прорастает новая жизнь.
- Легенды об отдельных людях
- Песня Пань Синьцзяня, богатого магната
- История Джинги
- Мужчина по имени Ню
- Бедный учитель
- Каменный конь, выстреливший в солнце
- Легенды об обычаях
- Происхождение фестиваля Дуань. Брат женится на своей младшей сестре, что положило начало фестивалю Дуань.
- Происхождение фестиваля Мао
- Посадка пихты вверх ногами
- Легенды о пейзажах
- Легенды о происхождении реки Дулюцзян
- Легенда о динозаврах и горе Юэлян (Луна)
- Люди говорят
- Происхождение бронзовых барабанов
- Виноградная девочка
- Почему тигр ненавидит буйвола и тигра
- Глаз и нога
- Песни связанные с жизнью
- Песня о создании хлопка
- Песня создания зерна
- Песня о производстве вина
- Песня о посадке деревьев
- Песня страданий
- Пользовательские песни
- Песня фестиваля Дуань
- Песня траура
- Песни о любви
- Девушка прекрасна, как парча
- Трудно скучать по тебе
- Сестра пойдет с братом вместе
- Поговорки и пение
- Журавль и ворона
- Воробей и дрозд
Отрывки из песен суй также можно найти в книге Фан-Гуэй Ли 1977 года «Шуйхуа яньцзю» («Исследование языка суй»).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диллер, Энтони, Джерольд А. Эдмондсон и Юнсянь Луо, ред. 2008. Тай-кадайские языки. Серия языковых семей Рутледж. Психология Пресс.
- ^ «Санду, единственный Шуйский автономный округ в стране, объявил, что он вырвался из бедности — Синьхуанет» . www.gz.xinhuanet.com Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
- Диллер, Энтони, Джерольд А. Эдмондсон и Юнсянь Луо, ред. 2008. Тай-кадайские языки. Серия языковых семей Рутледж. Психология Пресс.
- Эдмондсон, Джерольд А. и Дэвид Б. Солнит (редакторы). 1988. Сравнительный Кадай: лингвистические исследования за пределами Тай. Даллас, Техас: SIL.
- Эдмондсон, Джерольд А., Эслинг, Джон Х., Харрис, Джимми Г. и Вэй, Джеймс. 2004. Фонетическое исследование согласных и тонов Суй. Пн – Кхмерские исследования 34:47–66.
- Стэнфорд, Джеймс Н. 2009. «Есть еду нашего места»: Социолингвистическая лояльность в многодиалектных суйских деревнях. Язык в обществе 38(3):287–309.
- Стэнфорд, Джеймс Н. 2008. Социотонетический анализ контактов суйского диалекта. Языковые вариации и изменения 20(3):409-50.
- Стэнфорд, Джеймс Н. 2008. Освоение детского диалекта: новые взгляды на влияние родителей и сверстников. Журнал социолингвистики 12 (5): 567-96.
- Стэнфорд, Джеймс Н. 2007. Редупликация прилагательных Sui как поэтическая морфофонология. Журнал восточноазиатской лингвистики 16 (2): 87–111.
- Вэй Сюэцунь и Джерольд А. Эдмондсон. 2003. Суй (Шуй)-китайско-тайско-английский словарь. Салая, Таиланд: Университет Махидола.
- Чжан, Цзюньру, 1980. Шуйю Цзяньчжи [Очерк языка суй, Пекин: Минцзу иньша чанг].