Гебре Мескель Лалибела
Лалибела есть | |||||
---|---|---|---|---|---|
Негус | |||||
Король династии Загве | |||||
Царствование | 1181–1221 | ||||
Предшественник | Кедус Харбе | ||||
Преемник | Наакуэто Лааб | ||||
Рожденный | 1162 Роха , Ласта | ||||
Умер | 1221 | ||||
Похороны | Церковь Бет Голгофа, Лалибела, Эфиопия | ||||
Супруг | Маскаль Кибра | ||||
Проблема | Yetbarak Джудит [1] | ||||
| |||||
Династия | Династия Загве | ||||
Отец | Ян Сейюм | ||||
Религия | Эфиопский православный христианин |
Гебре Мескель Лалибела | |
---|---|
Почитается в | Эфиопская православная церковь Тевахедо |
Главный храм | Бете, Церковь Голгофы, Лалибела , Эфиопия |
Праздник | 19 июня |
Лалибела ( Ge'ez : Lalibela ), царственное имя Гебре Мескель (Ge'ez: Gebre Meskel , романизированное: gäbrä Mäsqäl , букв. «Слуга Креста»), был королем династии Загве , правившим с 1181 по [2] : 22 [3] : 56н Он был сыном Яна Сейума и братом Кедуса Харбе . Возможно, самый известный монарх Загве, он считается покровителем одноименных монолитных, высеченных в скале церквей Лалибелы . он почитается как святой Эфиопской православной церковью Тевахедо . 19 июня [4]
Биография
[ редактировать ]Жизнь Лалибелы записана в его « житии Гадла Лалибела» . Согласно источнику, король Лалибела родился в 1162 году в городе Роха (позже он был переименован в Лалибелу в его честь). Он был сыном Яна Сейюма, губернатора Бугны в провинции Ласта . Его мать звали Кирверна, она была горничной на службе у Яна Сейюма. Когда она забеременела от него, Ян Сейюм разозлился, и Кирверна решила бежать в место под названием Роха, где она родила Лалибелу. Говорят, что при его рождении его окружил рой пчел, что его мать восприняла как знак его будущей силы. Соответственно, его назвали «Лалибела», что в Старом Агау означает «пчелы признают его суверенитет» . Из-за этого пророчества он в конечном итоге был вынужден покинуть страну из-за враждебности своего дяди Татадима и его брата Кедуса Харбе, который был законным правителем. Он уехал в Иерусалим , где оставался много лет, а по возвращении в Эфиопию женился на Мескеле Кибре. Однако, поскольку Харбе намеревался убить его, он снова был вынужден бежать из Ласта с женой. [5]
Приход к власти
[ редактировать ]В конечном итоге Лалибела все-таки захватил трон, но неизвестно, как ему удалось этого добиться. Его Гадла не объясняет, как он пришел к власти. [6] [7] Поскольку Лалибела пришел к власти еще при жизни своего брата, Таддессе Тамрат подозревает, что он захватил корону силой оружия. [8]
Согласно хронике из Годжама , столкнувшись с продолжающимися преследованиями со стороны Харбе, Лалибела вступил в союз с амхарами , пообещав им ключевые позиции в случае успеха. Говорят, что обрадованные этим обещанием амхары объединили с ним свои силы. В ответ Харбе сплотил вокруг себя семь кланов народа агав . В решающей битве Лалибела полностью одержал победу и сумел захватить трон. Затем в хронике говорится, что Лалибела изгнал агавов из Ласты и позволил амхарам поселиться в этом районе. Отсюда и амхарская пословица: «Амхара поселилась, Агав изгнан». [9] [10]
Царствование
[ редактировать ]Говорят, что Лалибела увидел Иерусалим в видении, а затем попытался построить новый Иерусалим в качестве своей столицы в ответ на захват старого Иерусалима мусульманскими войсками во главе с Саладином в 1187 году. Таким образом, многие черты города Лалибела имеют библейское происхождение. названия , включая реку города, известную как река Иордан (амхарский: ዮርዳኖስ ወንዝ , латинизированный: Yordanos Wenz ). Город оставался столицей Эфиопии с конца 12 по 13 век.
Подробности о строительстве его 11 монолитных церквей в Лалибеле утеряны. В более поздней Гадла Лалибеле , житии короля, говорится, что он вырезал эти церкви из камня только с помощью ангелов . [11] Согласно рассказу португальского посольства в Эфиопии в 1520–1520 годах, записанному отцом Франсиско Альваресу и опубликованному в 1540 году, лалибелийские священники утверждали, что на строительство церквей ушло 24 года. [12]
Его главной царицей была Маскаль Кибра, о которой сохранилось мало преданий. Она убедила Абуна Михаила сделать епископом своего брата Хируна , и через несколько лет Абуна уехала из Эфиопии в Египет , жалуясь, что Хирун узурпировал его власть. [13] Другая традиция гласит, что она убедила короля Лалибелу отречься от престола в пользу своего племянника Наакуэто Лааба , но после 18 месяцев плохого правления его племянника она убедила Лалибелу вернуться на трон. Таддессе Тамрат подозревает, что конец правления Лалибелы на самом деле не был таким уж дружелюбным, и утверждает, что эта традиция маскирует краткую узурпацию Наакуэто Лааба, чье правление было прекращено сыном Лалибелы, Йетбараком . [14] Гетачью Меконнен приписывает ей строительство одной из высеченных в скале церквей Бет Абба Либанос в качестве памятника Лалибеле после его смерти. [15]
сохранилось значительное количество материалов, касающихся правления Лалибелы Хотя сохранилось мало письменных материалов о других королях Загве, помимо Гадлы Лалибелы . Посольство Александрийского Патриарха посетило двор Лалибелы около 1210 года и оставило отчет о нем, а также о Наакуэто Лаабе и Йетбараке. [16] Итальянский . ученый Карло Конти Россини также отредактировал и опубликовал несколько земельных грантов, сохранившихся со времен его правления [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том 1) . Лондон: Methuen & Co. 285.
- ^ Гетачью Меконнен Хасен, Волло, Ягер Дибаб (Аддис-Абеба: Нигд Матемия Бет, 1992)
- ^ Тамрат, Таддессе (1972). Церковь и государство в Эфиопии ISBN 0198216718 . ОЛ 4953606М .
- ^ «День Лалибелы в Лалибеле, посвященный смерти Святого Короля | Tesfa Tours» . www.tesfatours.com . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Хабле Селассие, Сергей. Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 265.
- ^ Панкхерст, Ричард. Эфиопские царские хроники . п. 9.
- ^ Хабле Селассие, Сергей. Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 265.
- ^ Таддессе Тамрат, с. 61.
- ^ Хабле Селассие, Сергей. Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 265.
- ^ Мохаммад Хасан, Оромо Эфиопии, стр.
- ^ Часть его Гадлы, описывающая строительство этих церквей, была переведена Ричардом К. П. Панкхерстом в его «Эфиопских королевских хрониках» (Аддис-Абеба: Oxford University Press), 1967.
- ^ CF Beckingham и GWB Huntingford (редакторы), Пресвитер Джон Индийский: истинное отношение к землям пресвитера Джона, рассказ о посольстве Португалии в Эфиопии в 1520 году, написанный отцом Франсиско Альваресом, Кембридж, опубликованный для Hakluyt Общество в Университетском издательстве, 1961, т. I. с. 227.
- ^ Таддессе Тамрат, стр. 107-1. 59ф.
- ^ Таддессе Тамрат, стр. 62 ф.
- ^ Гетачью Меконнен, с. 24.
- ^ Таддессе Тамрат, с. 62.
- ^ Их библиографию можно найти на Taddesse Tamrat, стр. 59.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ж. Перручон. Жизнь Лалибалы, короля Эфиопии: эфиопский текст и французский перевод . Париж, 1892 г. ( Интернет-версия на веб-сайте Gallica в Национальной библиотеке Франции )