еврейский нос
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Еврейский нос , или еврейский нос , [1] это антисемитский этнический стереотип [2] имеется в виду крючковатый нос с выпуклой переносицей и загнутым вниз кончиком носа . [3] Оно было названо враждебной карикатурой на евреев середины XIII века в Европе и с тех пор стало определяющим и устойчивым элементом общего еврейского стереотипа во всем мире. [4] [5] также приняли его В наше время евреи как часть своей идентичности, несмотря на исторический антисемитизм .
Исследования показали, что дизайн носа, очерченный этим этническим стереотипом, наиболее распространен среди людей, живущих в Средиземноморском бассейне . [6] и что этот нос гораздо менее распространен среди современных евреев, чем широко распространено мнение. [7] [8] [9]
В некоторых еврейских общинах, например, в Соединенных Штатах , так называемый «еврейский нос» стал фактически «восстановлен» некоторыми евреями как определяющая характеристика их еврейской идентичности . [10] [11] при этом общее еврейское отношение к этой черте изменилось с преимущественно негативного на преимущественно позитивное с 1950-х годов. [12]
Восприятия
[ редактировать ]Роберт Нокс , анатом XVIII века, описал предполагаемый еврейский нос как «большой, массивный, булавовидный, крючковатый нос». [4] Другой анатом, Джером Вебстер, описал его в 1914 году как имеющий «очень небольшой горб, несколько широкий на кончике и кончик загибается вниз». [4]
В 19 веке еврейский фольклорист Джозеф Джейкобс писал: «Любопытный эксперимент иллюстрирует важность ноздри для еврейского выражения лица. Художники говорят нам, что лучший способ сделать карикатуру на еврейский нос — это написать цифру 6 с помощью длинный хвост (рис. 1); теперь уберите виток, как на рис. 2, и большая часть еврейства исчезнет полностью, когда мы нарисуем продолжение горизонтально, как на рис. 3. Итак, мы можем сделать вывод относительно Еврейский нос, что именно еврейская ноздря, а не сам нос, формирует характерное еврейское выражение лица». [13]
Статистические данные, приведенные в главе «Нос» Еврейской энциклопедии (1901–1905) Джозефом Джейкобсом и Морисом Фишбергом, показывают, что, вопреки стереотипу, «еврейский», или крючковатый, нос с одинаковой частотой встречается у людей Еврейское происхождение, как оно характерно для неевреев из Средиземноморского региона в целом. Данные, собранные Джейкобсом и Фишбергом, показали, что этот тип носа встречается у меньшинства евреев (20–30%) и что подавляющее большинство имеют прямой нос. [5] В 1914 году Фишберг исследовал носы 4000 евреев Нью-Йорка и обнаружил, что только 14% из них можно назвать либо орлиными, либо крючковатыми. [14] В 1906 году Феликс фон Лушан предположил, что изогнутый нос у евреев не является « семитской » чертой, а является следствием смешения с « хеттами » в Малой Азии , отмечая, что другие расы с хеттской кровью, например армяне , у них похожие носы. [5] Той же теории придерживался в 1910 году Хьюстон Стюарт Чемберлен , писатель- расист , чьи идеи о расовой неполноценности евреев повлияли на развитие фашизма. [15]
Римская статуя, изображающая фигуру с ястребиным носом, находящаяся в коллекции глиптотека Нью-Карлсберг в Копенгагене и приобретенная в 1891 году у принцессы Пьомбино , не имела надписи на латыни, идентифицирующей предмет, но была представлена музеем в 1925 году как Иосиф Флавий , идентификация защищена. Роберт Эйслер . Основанием для вывода Эйслера было просто то, что в заметке Евсевия говорилось, что Иосиф Флавий, самый известный еврей своего времени, приказал воздвигнуть статую в свою честь, и этот бюст, по его мнению, соответствовал «кривому», «сломанному»» Еврейский нос» в отличие от классического римского носа с горбинкой . Идентификация до сих пор широко используется в Интернете, несмотря на то, что современные ученые категорически отвергают это утверждение. [16] [17] [18] [19] Евреи в древнем ближневосточном искусстве, как и другие народы, хананеи например , жившие к западу от Ассирийской империи , имеют прямые выступающие носы. [16] [17]
История
[ редактировать ]Историк искусства Сара Липтон прослеживает связь крючковатого носа с евреями с 13 века. [20] До этого времени изображения евреев в искусстве и иконографии не имели особых черт лица. «Однако к концу тринадцатого века движение к реализму в искусстве и возросший интерес к физиогномике побудили художников к разработке визуальных признаков этнической принадлежности. Диапазон черт, приписываемых евреям, объединился в одно довольно узко истолкованное, одновременно гротескное и натуралистическое лицо, и родилась еврейская карикатура с крючковатым носом и заостренной бородой». [20]
Хотя крючковатый нос стал ассоциироваться с евреями в 13 веке, стереотип о еврейском носе прочно утвердился в сознании европейцев лишь несколько столетий спустя. Одним из первых его литературных применений является Франсиско де Кеведо произведение « A un hombre de gran nariz» («Человеку с большим носом»), написанное против его поэтического соперника Луиса де Гонгоры . Цель его сонета заключалась в том, чтобы высмеять своего соперника, предположив, что его большой нос является доказательством того, что он не «чистокровный испанец», а потомок конверсос , евреев, которые обратились в католицизм, чтобы избежать изгнания. В частности, ссылка на una narizsayón y scriba ( по-испански «нос палача и писца») злонамеренно связывает такой нос с фарисеями и книжниками, ответственными за смерть Христа согласно Новому Завету. [21] [22] В своей «Истории Индии» ( 1653 г.) Франсиско Лопес де Гомара отстаивал тезис о том, что коренное население Америки, должно быть, произошло от израильтян, которые десятилетием ранее Антонио де Монтесинос/Аарон Леви утверждали, что они были потерянными колена Израиля, ссылаясь на размер их носов. [23]
Джордж Моссе , описывая негативные стереотипы о различных частях еврейского тела, писал: «Так называемый еврейский нос, загнутый вверху, выступающий, как ястреб, из лица, существовал уже как карикатура в шестнадцатом веке […] Однако в качестве так называемой еврейской торговой марки прочно утвердился только к середине восемнадцатого века и вскоре стал контрастом для прямого носа греческой красоты». [24]
Горбатый нос стал ключевым элементом антисемитской нацистской пропаганды . «Еврея легче всего отличить по носу», — писал нацистский пропагандист Юлиус Штрайхер в детской сказке . «Еврейский нос согнут на кончике. Он выглядит как цифра шесть. Мы называем его « еврейской шестеркой ». У многих язычников также носы загнуты вверх, а не вниз. Такой нос — крючковатый или орлиный. Он совсем не похож на еврейский нос». [25]
По словам писательницы Наоми Зевелофф, «в довоенном Берлине, где впервые была разработана современная пластика носа, евреи искали процедуру, чтобы скрыть свою этническую принадлежность». [26] Изобретатель ринопластики имел Жак Жозеф «большую еврейскую клиентуру, искавшую пластику носа, которая позволила бы им сойти за неевреев в Берлине», писал Зевелофф.
Но этот негативный взгляд на еврейский нос разделяли не все евреи; Еврейские каббалистические тексты считают большой нос признаком характера. В своей книге «Тайны лица» ( иврит : חכמת הפרצוף ) каббалистический раввин Аарон Лейб Биска написал в 1888 году, что у евреев «орлиный нос». «Нос, изогнутый вниз […] с небольшой горбинкой посередине, свидетельствует о характере, стремящемся открыть секреты мудрости, который должен управлять справедливо, быть милосердным по натуре, радостным, мудрым и проницательным». [27]
Среди тех, кто хотел сделать операцию по уменьшению носа, были многие американские еврейские киноактрисы 1920-1950-х годов. «Смена имени для еврейских мужчин — это то же самое, что исправление носа для еврейских женщин, — это способ пройти мимо ». [28] пишет историк кино Патрисия Эренс. Одной из актрис, перенесших операцию, была Фанни Брайс , что вдохновило комментатора Дороти Паркер прокомментировать, что она «отрезала себе нос, чтобы насолить своей расовой принадлежности». [29] По словам Эренса, эта мода закончилась на Барбре Стрейзанд , нос которой является визитной карточкой. [30] В 1977 году Стрейзанд рассказала журналу Playboy : «Когда я была маленькой, все говорили: «Ты собираешься сделать нос?» Это было похоже на причуду: каждую неделю все еврейские девочки в средней школе Эразмус-Холл делали себе совершенно хорошие носы и сводили их на нет. Первое, что кто-то сделал бы, это отрезал бы мне шишку. мне нравится моя шишка, я бы ее не отрезал». [31]
«По мере того, как евреи ассимилировались с американским мейнстримом в 1950-х и 60-х годах, пластика носа стала обрядом посвящения для еврейских подростков, которые хотели выглядеть более арийскими », - пишет Зевелофф. К 2014 году количество операций по ринопластике сократилось на 44 процента, и «во многих случаях эта процедура мало влияет на […] религиозную принадлежность». [26] [ нужны разъяснения ]
В западной нееврейской литературе и кино
[ редактировать ]В книге «Американская сцена» (1905) Генри Джеймс сослался на этот стереотип в описании еврейских трущоб в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка , сравнив евреев с «желтоватым аквариумом [с] бесчисленными рыбами с чрезмерно развитым хоботком ». [32] Стереотип еврейского носа был распространенным мотивом в творчестве Томаса Манна , который описывал его как «слишком плоский, мясистый, прижатый». Например, в своем романе 1909 года «Королевское Высочество » Манн выдумывает еврейского врача Саммета, чей нос, как описано, выдает его происхождение, будучи «слишком широким внизу». [33] В «Великом Гэтсби » (1925) Ф. Скотт Фицджеральд в изображении гангстера Мейера Вольфшейма (также Вольфшима) сосредоточил внимание на его «выразительном носе», который Фицджеральд позже отрицал как антисемитский, несмотря на то, что в частном порядке выражал «предвзятость к евреям и другим этническим меньшинствам». … в 1930-е годы». [34] В фильме «И восходит солнце» (1926) персонаж Эрнеста Хемингуэя Роберт Кон ломает нос во время бокса в Принстонском университете , и этот инцидент «определенно улучшил его нос». Это изменение символизирует предполагаемые жертвы, необходимые для того, чтобы вписаться в преимущественно англосаксонскую группу сверстников в университете с ярко выраженной антисемитской атмосферой. [35]
В фильме Пола Томаса Андерсона 2021 года «Пицца с солодкой » нос главной роли Аланы Кейн, которую играет Алана Хаим , упоминается директором по кастингу ( Гарриет Сэнсом Харрис ), который также подчеркивает ее сексуальность и спрашивает, будет ли она играть топлесс роли. В другой сцене продюсер Джон Питерс ( Брэдли Купер ) хвастается тем, что Барбра Стрейзанд является его девушкой, и впоследствии демонстрирует интерес к Алане - как и большинство других мужчин в этом фильме, наиболее заметная главная роль - Гэри Валентайн ( Купер Хоффман ). Это было прокомментировано как фильм, запечатлевший «момент, когда поп-культура наконец начала видеть еврейских женщин красивыми». [36]
В фильме 2022 года « Все повсюду и сразу » персонаж «Мама-собака Дебби», которого сыграла еврейская актриса Дженни Слейт , изначально назывался «Большой Нос». Название фильма для цифрового выпуска было изменено после критики из-за его связи с еврейскими стереотипами и антисемитизмом . [37]
В еврейской литературе и кино
[ редактировать ]Генрих Гейне в своих «Термах Лукки» создает сатирический портрет еврейского выскочки Гумпеля, пытающегося под ложными аристократическими предлогами втереться в высшее общество, ожидая, пока Бог вернет евреев на их исконную родину. Проблема в его носе, который настолько длинный, что почти высовывает глаза рассказчика, когда они встречаются. В конечном итоге Бог должен выполнить свое обещание вернуться в Израиль, размышляет рассказчик:
обещание, которое водило их за нос уже две тысячи лет. Может быть, именно ведение за нос является причиной того, что их носы стали такими длинными? Или эти длинные носы — своего рода униформа, по которой божественный старый царь Иегова узнает своих дворцовых стражников, даже когда они дезертировали? [38] [39]
В американской еврейской литературе и кино еврейский нос был определяющей характеристикой – к лучшему или к худшему – американской еврейской идентичности. «Нос — это […] физический символ инаковости, особенно для евреев», — как отмечают Филип Рот и другие художники, — пишет литературный критик Рой Голдблатт. [10] Большие носы у евреев, маленькие носы у неевреев и частое появление ринопластики «как инструмента (попытки) американизации» — все это в еврейской литературе показывает «особое значение, придаваемое носу как фактору, отмечающему инаковость человека». Евреи – исторически, в печати, на сцене и на экране», – пишет Голдблатт.
Голдблатт приводит многочисленные примеры еврейских писателей, обсуждающих еврейский нос. Как пишет Филип Рот в «Жалобе Портного» , « Гои — это люди, для которых Нат «Кинг» Коул каждое Рождество поет: «Каштаны жарятся на открытом огне, Джек Фрост кусает тебя за нос» […] «Нет, нет, это их носы, о которых он говорит, не его плоский черный или мой длинный неровный нос, а те крошечные чудеса без переносицы, чьи ноздри автоматически направлены на север при рождении». [10]
Джошуа Луис Мосс приводит Вуди Аллена фильм «Спящий » как еще один пример еврейского носа как элемента американской еврейской идентичности. [11] «Исторические и этнорелигиозные связи становятся ощутимыми в главном структурирующем комедийном мотиве фильма, одном из центральных образов антисемитизма двадцатого века: спорный пейзаж еврейского носа […] Шутки о носе повторяются на протяжении всего фильма как в диалогах, так и в диалогах. зрительные приколы». Например, в одной из сцен два робота с невероятно большими носами говорят с сильным идишским акцентом. В другой сцене Аллен убивает диктатора в фильме, швырнув явно нееврейского вида нос тирана под каток.
В то время как большие носы считаются признаком еврейства, еврейские авторы считают маленькие носы признаком язычника. «Ни манера речи Сарры, ни ее манеры не были похожи на дочь Израиля. Внезапно они вспомнили, что она не похожа на еврейку: у нее курносый нос, высокие скулы, зубы странно белые […] в отличие от тех, что встречаются у Евреи», — пишет Исаак Башевис Зингер в романе «Раб» . [40] «Разве ты не знаешь, что это за девушка, которая спит рядом с тобой? Просто посмотри на этот нос». — Какой нос? «В том-то и дело, что его почти нет […] Чмо , это настоящий Маккой Филип ! ( нееврейка )», — пишет Рот в «Жалобе Портного» . [41] «Мы начинали с короткими бородами и прямыми носами — вы можете посмотреть на настенные росписи — и кто знает? С немного другим генетическим разрывом в наших странствиях и совокуплениях мы все могли бы быть сегодня такими же блондинками и великолепными, как датские школьники», — пишет Джозеф Хеллер в фильме «Бог знает» . [42]
Бернис Шранк отмечает, что отношение евреев к еврейскому носу изменилось с негативного в 1950-х годах на позитивное сегодня. «Переход от неприемлемости к приемлемости основан на все более успешном вызове американскому мифу о плавильном котле с помощью политики этнических различий». [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сандер Гилман , Любовь + брак: и другие эссе о представлении различий, Stanford University Press, 1998. с. 180.
- ^ Шренк, Бернис (2007), « Отрезаем себе нос назло своей расе»: еврейские стереотипы, образы СМИ, культурная гибридность», Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики , 25 (4): 18, doi : 10.1353/sho .2007.0121 , S2CID 36457835 .
- ^ Патай, Рафаэль (1989), Миф о еврейской расе , издательство Wayne University Press, стр. 208, ISBN 978-0-8143-1948-2 .
- ^ Jump up to: а б с Премингер, Бет (2001), «Еврейский нос» и пластическая хирургия: истоки и последствия», Журнал Американской медицинской ассоциации , 286 (17): 2161, номер документа : 10.1001/jama.286.17.2161-JMS1107-5- 1 .
- ^ Jump up to: а б с Джейкобс, Джозеф; Фишберг, Морис (1906), «Нос» , Еврейская энциклопедия .
- ^ Силбигер, Стив (2000), Еврейский феномен: семь ключей к непреходящему богатству народа , Longstreet Press, стр. 13, ISBN 978-1-56352-566-7 Социологи
доказали, что «еврейский нос» присущ евреям не более, чем народам Средиземноморья.
- ^ «НОС — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 31 мая 2024 г.
С другой стороны, некоторые авторы показывают, что эта форма носа не является характерно семитской, потому что современные семиты-неевреи, особенно такие, которые, как предполагается, сохраняли себя в чистом состоянии, как арабы-бедуины, не обладают этой характеристикой. нос вообще.
- ^ Хельмрайх, Уильям Б. (1982), То, что они говорят за вашей спиной: стереотипы и мифы, стоящие за ними , Transaction Publishers, стр. 36–37, ISBN 978-1-4128-3933-4 .
- ^ Холден, Гарольд Миллер (1950), Носы , World Publishing Company, стр. 69, hdl : 2027/uc1.b3426003 ,
Было проведено значительное исследование «еврейского» носа. Было обнаружено, что этот нос гораздо менее распространен среди евреев, чем принято считать. Более того, он наиболее распространен среди евреев, хотя он также распространен среди населения в целом, например, среди средиземноморских или баварских народов.
- ^ Jump up to: а б с Гойлдблатт, Рой (2003). «Так же ясно, как нос на вашем лице: нос как орган другого». Америкастудия/Американские исследования . 48 (4): 563–576. JSTOR 41157893 .
- ^ Jump up to: а б Джошуа Луи Мосс (2014), «Вуди Нееврей»: христианско-еврейское взаимодействие в фильмах Аллена» Винсента Брука и Марата Гринберга (редакторы), «Вуди о ржи: еврейство в фильмах и пьесах Вуди Аллена» . Издательство Университета Брандейса, стр. 100–122, ISBN 978-1-61168-479-7 .
- ^ Jump up to: а б Шранк, Бернис (лето 2007 г.). « Отрезать себе нос назло своей расе»: еврейские стереотипы, медиа-образы, культурная гибридность». Шофар . 25 (4): 18–42. дои : 10.1353/шо.2007.0121 . JSTOR 42944413 . S2CID 36457835 .
- ^ Джозеф Джейкобс , «О расовых характеристиках современных евреев», Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии , Vol. 15, 1886, с. 54
- ^ Силбигер, Стив (2000), Еврейский феномен: семь ключей к вечному богатству народа , Taylor Trade Publications, стр. 13, ISBN 978-1-56352-566-7 .
- ^ Чемберлен, Хьюстон Стюарт (1910). «Вход евреев в историю Запада» . Основы девятнадцатого века . Лондон: Джон Лейн, голова Бодли. п. 394. Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б П. Рот, «Выделение еврейства в древности», в книге Жан-Жака Обера, Жужсанны Вархейи (ред.), « Высокая задача». Написание социальной истории древнего мира: очерки в честь Уильяма В. Харриса, Уолтера де Грюйтера, 2005, стр. 37–58, с. 54.
- ^ Jump up to: а б Маген Броши, Хлеб, вино, стены и свитки, Bloomsbury Publishing, 2001, стр. 53–54.
- ^ Хорошо, Стивен (2013). «Как узнать еврея, когда его увидишь?». В Гринспуне, Леонард Дж. (ред.). Формирование евреев: одежда, культура и торговля . Издательство Университета Пердью. стр. 19–20. ISBN 978-1557536570 .
- ^ Бильде, Пер (2002). Иосиф Флавий, Между Иерусалимом и Римом: его жизнь, его дела и их значение . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. п. 60. ИСБН 1850750602 .
- ^ Jump up to: а б Липтон, Сара (14 ноября 2014 г.). «Изобретение еврейского носа» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Ли, Кристина Х. (2015), Тревога одинаковости в Испании раннего Нового времени , Manchester University Press, стр. 134–135 и далее, ISBN 978-1-78499-120-3 .
- ^ Пинедо, Хорхе Салаверт (11 октября 2023 г.), «Человеку с большим носом»: новый перевод (PDF) .
- ^ Саймон Шама , Принадлежность: История евреев, 1492-1900, The Bodley Head 2017, стр.209.
- ^ Мосс, Джордж (1998). Образ мужчины: создание современной мужественности . Издательство Оксфордского университета. пп . 81 . ISBN 9780190284381 .
- ^ Штрайхер, Юлиус (ок. 1939). «Как сказать еврею» . Research.calvin.edu . Из Der Giftpilz , антисемитской детской книги, изданной Юлиусом Штрайхером , издателем Der Stürmer . Перевод Рэндалла Биттверка, 1999 г., для Архива нацистской пропаганды Кальвина . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Зевелофф, Наоми (11 октября 2015 г.). «Как всеамериканская пластика носа изменилась» . Форвард . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Биска, раввин Аарон Лейб (1888). Тайны лица . Варшава, Польша. п. 18.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эренс, Патрисия (1984). Еврей в американском кино . Издательство Университета Индианы . п. 122. ИСБН 978-0-253-20493-6 .
- ^ Миллер, Нина (1999). Занимаясь любовью в современном стиле . Издательство Оксфордского университета. стр. 122 . ISBN 978-0-19-511604-5 .
- ^ Эренс, Патрисия (1984). Еврей в американском кино . Издательство Университета Индианы. п. 269. ИСБН 978-0-253-20493-6 .
- ^ «Архивы Барбры Стрейзанд | Ее профиль, нос» . barbra-archives.com . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Харалсон, Эрик Л; Джонсон, Кендалл (2009), Критический товарищ Генри Джеймса: литературный справочник о его жизни и творчестве , Infobase Publishing, стр. 434, ISBN 978-1-4381-1727-0 .
- ^ «Его нос, слишком приплюснутый к усам, указывал на его происхождение». Цитируется Яхье Эльсаге «Немецкие киноадаптации еврейских персонажей Томаса Манна», в книге Кристианы Шёнфельд, Германа Раше, « Процессы транспозиции: немецкая литература и кино», Родопи, 2007, стр. 133 и далее.
- ^ Мангам, Брайант (2013), Ф. Скотт Фицджеральд в контексте , Cambridge University Press, стр. 231, ISBN 978-1-107-00919-6 .
- ^ Маркус, Лиза (2008). «Могут ли евреи поступать в колледж?» . У Филлис Ласснер; Лара Трубовиц (ред.). Антисемитизм и философосемитизм в двадцатом и двадцать первом веках . Издательство Роузмонт. п. 141. ИСБН 9780874130294 .
- ^ Сильвер, Стивен (27 декабря 2021 г.). « «Солодковая пицца» отражает момент, когда поп-культура наконец начала видеть еврейских женщин красивыми» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Люсье, Жермен (4 мая 2022 г.). «Все везде и сразу сменит проблемный кредит на его цифровой выпуск» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 4 мая 2022 года . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ " Возможно, их носы стали такими длинными потому, что их так долго водили за нос? Или эти длинные носы - своего рода униформа, по которой Бог-Царь Иегова узнает своих старых телохранителей, даже если они дезертировали? » – Криста Штекер (ред.), Фотографии путешествий II. 1828–1831 , глава 2: Термы Лукки . Берлин: Академия, 1986, с. 77 .
- ^ SS Prawer , Еврейская комедия Гейне, Clarendon Press, Оксфорд (1983) 1985, стр. 132–133.
- ^ Певец Исаак Башевис (1988). Раб . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 234 . ISBN 978-0-374-50680-3 .
- ^ Рот, Филип. Жалоба Портного . п. 127.
- ^ Хеллер, Джозеф (1997). Бог знает . Саймон и Шустер. п. 31. ISBN 978-0-374-53254-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мелвин Коннер , Еврейское тело , 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миф о еврейском носе Шаррона Перл . Планшет (журнал) 08 февраля 2019 г.
- Понимание антисемитской истории стереотипа «крючковатого носа» Джереми Ульмана. Институт разнообразия СМИ 29 сентября 2020 г.
- Шноц . Типично! Клише евреев и других, выставка Еврейского музея в Берлине и Еврейского музея в Вене, 2008 г.