Jump to content

Телескопический эффект

В когнитивной психологии эффект телескопирования (или предвзятость телескопирования ) относится к временному смещению события, при котором люди воспринимают недавние события как более отдаленные, чем они есть на самом деле, а отдаленные события как более недавние, чем они есть на самом деле. [1] Первое известно как телескопирование назад или расширение во времени , а второе — как телескопирование вперед . [1]

Приблизительные временные рамки, в которых события переключаются с смещения назад во времени на вперед во времени, составляют три года, при этом о событиях, произошедших на три года в прошлом, с одинаковой вероятностью будет сообщаться как с смещением телескопа вперед, так и с смещением телескопа назад. [1] Хотя телескопирование происходит как в прямом, так и в обратном направлении, в целом его эффект заключается в увеличении количества событий, о которых сообщалось слишком недавно. [2] Этот конечный эффект в прямом направлении обусловлен тем, что силы, ухудшающие память, такие как отсутствие заметности , также ухудшают восприятие времени . [2]

Телескопирование приводит к завышению частоты событий. [3] Такое завышение данных происходит потому, что участники включают события за пределами указанного периода: либо события, которые слишком недавние для целевого периода времени (обратное телескопирование), либо события, которые слишком старые для целевого периода времени (прямое телескопирование). [3]

Происхождение термина

[ редактировать ]

Оригинальную работу по телескопированию обычно приписывают статье Нетера и Джозефа Ваксберга , опубликованной в 1964 году в Журнале Американской статистической ассоциации . [4] Термин «телескопирование» происходит от идеи, что время кажется сжимающимся к настоящему, так же, как кажется, что расстояние до объектов сокращается, когда они рассматриваются в телескоп. [4]

Реальный пример

[ редактировать ]

Реальным примером телескопического эффекта является случай Ферди Эльзаса , печально известного похитителя и убийцы из Нидерландов. [5] Когда его выпустили из тюрьмы, большая часть населения не поверила, что он пробыл в тюрьме достаточно долго. [5] Из-за телескопирования вперед люди думали, что приговор Ферди Эльзасу начался позже, чем это было на самом деле. [5] Телескопирование имеет важные практические применения, особенно в обзорных исследованиях. Маркетинговые фирмы часто используют опросы, чтобы узнать, когда потребители в последний раз покупали продукт, а государственные учреждения часто используют опросы, чтобы получить информацию о злоупотреблении наркотиками или о виктимологии . [6] Телескопирование может искажать ответы на эти вопросы. [6]

Методы обучения

[ редактировать ]

Телескопирование изучается в психологии, когда участников просят вспомнить даты или оценить недавность личного события. [6] Другая часто используемая процедура называется процедурой дневника, при которой участники записывают личные события в дневник каждый день в течение нескольких месяцев. [7] После заполнения дневника участников просят датировать события и оценить, насколько хорошо они их помнят. [7] Затем их воспоминания сравниваются с фактическими датами и деталями событий, чтобы определить, имело ли место телескопирование. [7]

Модели и другие пояснения

[ редактировать ]

Исследователи изучили возможные причины возникновения телескопического эффекта. Они предложили следующие гипотезы и модели. В настоящее время предпочтение отдается двум моделям: ассоциативной и граничной. [8]

Гипотеза доступности

[ редактировать ]

Браун, Рипс и Шевелл создали гипотезу доступности. [9] Эта гипотеза утверждает, что даты оцениваются, а не вспоминаются, и эти оценки основаны на том, что запомнилось о событии. [9] Люди используют то, насколько подробно они помнят о событии, чтобы сделать вывод, как давно это событие произошло. [6] Поэтому о памятных событиях следует вспоминать как произошедшие недавно. [9] Поскольку эти памятные события вспоминаются как произошедшие совсем недавно, обычно люди переоценивают новизну событий, и происходит телескопирование вперед. [9] Например, когда людей просят оценить даты расстрела Рональда Рейгана и Папы Иоанна Павла II, произошедшего в одном и том же году, они обычно полагают, что расстрел Рональда Рейгана произошел совсем недавно. [10] Расстрел Рональда Рейгана обычно является более запоминающимся событием и получил более широкую огласку, поэтому воспоминания об этом событии были более доступны для участников, что указывает на то, что доступность играет роль в датировке событий. [10] Однако эти результаты не всегда повторяются, а иногда наблюдается обратное. [9] По этой причине были представлены другие объяснения телескопирования.

Модель конвейерной ленты

[ редактировать ]
На этом изображении изображена конвейерная модель эффекта телескопирования, которая предполагает, что, когда событие забывается, более ранние события вспоминаются как произошедшие совсем недавно.

Томпсон и др. использовал конвейерную модель памяти для объяснения телескопирования вперед. [6] Предполагается, что события хранятся в том порядке, в котором они происходят. [6] Когда люди пытаются вспомнить дату какого-либо события, они последовательно просматривают память в обратном направлении. [6] Поскольку в этой модели события запоминаются только по порядку или по времени между событиями, если событие забыто, предыдущие события вспоминаются так, как если бы они произошли совсем недавно, и происходит прямое телескопирование. [6] Другой способ интерпретации этой теории заключается в том, что люди оценивают даты событий на основе количества личных событий, произошедших после целевого события. [9] Поскольку люди недооценивают потерю памяти в течение длительных периодов времени, целевые события переносят ближе к настоящему. [9] Хотя эта модель объясняет телескопирование вперед, она не объясняет телескопирование назад.

Угадывание

[ редактировать ]

Некоторые психологи предполагают, что телескопирование происходит потому, что люди угадывают дату какого-либо события. Согласно этой теории, если человек не уверен в дате, он минимизирует вероятность ошибки, перенося события ближе к середине периода. [9] Однако телескопирование происходит с одинаковой частотой, если события запоминаются хорошо или плохо запоминаются. [11] Следовательно, догадки не являются полным объяснением телескопирования, и, вероятно, за это отвечает другая из этих моделей.

Граничная модель

[ редактировать ]

Рубин и Бэддли создали граничную модель, объясняющую телескопирование. Когда люди встречаются с событиями, они часто получают информацию за ограниченный период, например год или отпуск. [12] Эта модель предполагает, что события не выходят за пределы границ этого периода, поэтому ошибки датировки могут смещаться только к середине границы, и что, поскольку недавние события датируются более точно, прямое телескопирование имеет более сильный эффект. [11] Он постулирует, что без границ оценка будет несмещенной. [13]

Это изображение объясняет граничную модель телескопического эффекта. Граничная модель утверждает, что телескопирование является результатом ошибок датировки, приближающихся к середине ограниченного периода.

Есть некоторые свидетельства против граничной модели. В исследовании Ли и Брауна, проведенном в 2004 году, изучалось, как четыре разные группы датировали новостные события в разных условиях. [8] Они обнаружили, что различные границы не влияли на оценку даты, а существование границы не влияло на оценку даты. [8] Это исследование предполагает, что телескопирование связано не только с границами.

Ассоциативная модель

[ редактировать ]

Саймон Кемп предложил ассоциативную модель для объяснения телескопирования без использования границ. [14] Кемп утверждал, что люди используют стратегию ассоциации, которая связывает целевые события с другими событиями, для которых доступна информация о датировке. [14] По мнению Кемпа, эта ассоциация приводит к регрессии к среднему значению известных дат. [14] Этот подход предполагает, что дата события определяется с использованием воспоминаний о других подобных событиях, что способность вспомнить соответствующую информацию со временем уменьшается и что связанное событие с большей вероятностью будет более поздним, чем фактическое событие, поскольку способность извлекать информацию уменьшает сверхурочную работу. [13]

Разновидностью этой теории является модель -прототип . Эта модель утверждает, что прототипы могут помочь в процессе датирования событий. Событие-прототип — это общее событие. Например, конкретным событием может быть убийство Джона Ф. Кеннеди , а прототипом события может быть убийство мирового лидера. [15] Люди могут использовать связанные события-прототипы, чтобы вспомнить события так же, как они используют обычные события.

Хотя модель-прототип основана на общих событиях, а ассоциативная модель — на реальных событиях, обе модели были подтверждены в экспериментах. [15] Участники хуже оценивают даты событий, если им приходится датировать события спонтанно, без использования контекста или связанных с ними событий, а оценки событий по прототипу напоминают события, оцененные спонтанно. [15] Ассоциативная модель не предсказывает, что произойдет, если человек никогда не слышал о событии, и не может предсказать, какого рода предвзятость произойдет в отношении этих ответов. [13] Следовательно, ассоциативная модель, как и модель граничного эффекта, не может объяснить все аспекты телескопирования, но может объяснить новые аспекты телескопирования.

Другие объяснения

[ редактировать ]

Эвристика

Некоторые психологи предполагают, что ошибки телескопирования происходят из-за эвристики, используемой для ответа на вопросы о датировке и частоте. На вопросы о частоте люди часто отвечают такими фразами, как «все время» и «каждый день», и поэтому не учитывают исключений. [6] В зависимости от рассматриваемых событий это может привести к завышенной или заниженной оценке возникновения события и быть воспринято как телескопирование. [6] Это завышение данных является результатом телескопирования, поскольку телескопирование заставляет участников включать события за пределами периода. [3] Следовательно, эвристика может быть ответственна за некоторые ошибки телескопирования.

Характеристики спроса

Другие психологи полагают, что ошибки телескопирования, о которых сообщалось в исследованиях, вызваны не феноменом памяти, а требуют характеристик. Ответы на вопросы о частоте такого поведения могут быть предвзятыми из-за особенностей спроса. Респонденты могут предоставить слишком много информации, а не слишком мало, поскольку они пытаются предоставить как можно больше полезной информации и, следовательно, завышают частоту событий. Некоторые исследователи воспринимают это завышение отчетности как телескопирование, поскольку люди включают события за пределами заданного периода, но завышение отчетности может быть связано с характеристиками спроса на исследование. Характеристики спроса могут объяснить появление телескопирования вперед, но не могут объяснить телескопирование назад и не могут объяснить неточное припоминание дат, когда респонденты не убеждены в том, что определенный ответ желателен. [6]

Модификаторы эффекта

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Психологи изучали эффект телескопирования у детей, поскольку развитие человека может оказать существенное влияние на его память. Телескопирование встречается в любом возрасте, но в разной степени. Дети старшего возраста имеют большую склонность к телескопированию более ранних воспоминаний и более слабую тенденцию к телескопированию недавних воспоминаний, чем дети младшего возраста. Ошибки телескопирования детей происходят в их самых ранних воспоминаниях. Это открытие важно, потому что оно, вероятно, происходит и со взрослыми, и поэтому самые ранние воспоминания людей считаются более поздними, чем они есть на самом деле. Это открытие указывает на то, что самые ранние воспоминания, описанные в литературе по детской амнезии, следует подвергать сомнению, поскольку они могли возникнуть раньше, чем о них сообщается. [16]

Многие пожилые люди утверждают, что с возрастом время ускоряется, что можно объяснить телескопированием вперед. [14] Поскольку прямое телескопирование заставляет людей недооценивать количество времени, прошедшее с момента события, людям может казаться, что время пролетело быстро, когда они обнаруживают истинное количество времени, прошедшее с момента этого события. [14] Это объяснение является одной из причин того, почему люди воспринимают время как более быстрое с возрастом, но оно не учитывает изменения в степени телескопирования, происходящие с возрастом. Лучше всего люди точно определяют даты в возрасте 35–50 лет. [14] Участники в возрасте 60 лет и старше демонстрируют снижение степени прямого телескопирования и склонны датировать события слишком отдаленно, а не слишком недавно. [14] Ощущение ускорения времени может быть вызвано тем фактом, что время субъективно длиннее, и поэтому люди предполагают, что время должно идти быстрее. [5]

Минимизация эффекта

[ редактировать ]

То, как сформулирован вопрос, является важным фактором в минимизации телескопического эффекта. Если вопрос четко определяет интересующий период времени, ошибки телескопирования уменьшатся. [6] Кроме того, если вопрос более конкретен или сложен, он требует более реконструктивных процессов ; следовательно, ответы на эти вопросы будут включать меньше телескопирования. [17]

Нетер и Ваксберг также разработали процедуру, называемую ограниченным отзывом, чтобы уменьшить эффект телескопирования. В ходе предварительных интервью участников спрашивают о событиях, а затем, в последующих интервью, участникам напоминают об этих событиях и затем спрашивают о дополнительных событиях. Одним из ограничений этого процесса является то, что он требует, чтобы информация, полученная в ходе предварительных собеседований, была правильной. [2]

Временные рамки человека также связаны с количеством совершаемых им телескопических ошибок. По мере того как временные рамки человека становятся более сложными, у него появляется больше ориентиров, от которых можно датировать события, и он совершает меньше ошибок телескопирования. [1]

Подразумеваемое

[ редактировать ]

Употребление психоактивных веществ

[ редактировать ]

Телескопический эффект актуален для таких видов поведения, как курение и употребление алкоголя, особенно когда они проявляются рано. Исследования телескопического эффекта изучали возраст начала курения , употребления алкоголя и наркотиков. Телескопирование вперед было обнаружено в указанном возрасте начала употребления сигарет и в указанном возрасте начала ежедневного курения. [18] Таким образом, люди могут быть ошибочно отнесены к людям с поздним началом употребления наркотиков, тогда как на самом деле у них было раннее начало употребления наркотиков. [18] Прямое изучение рискованного поведения может оказаться проблематичным при наблюдении за пациентами на предмет проблем, связанных с ранним употреблением наркотиков, поскольку, если они неправильно классифицированы, их невозможно будет правильно контролировать. [18] Тот же эффект телескопирования вперед наблюдается при употреблении марихуаны , алкоголя и тяжелых наркотиков. [19] Последствия телескопирования вперед на такое поведение аналогичны последствиям курения. [19]

В Соединенных Штатах в 1950-х годах телескопический эффект наблюдался у женщин, принимавших участие в программах лечения от алкоголизма, с более коротким стажем, чем у их коллег-мужчин, но с симптомами такой же серьезности. [20] Прямое телескопирование истории употребления алкоголя все еще распространено и сегодня и с тех пор наблюдается при злоупотреблении опиатами и патологической азартной игре . [20] Для объяснения этого эффекта было предложено несколько теорий, хотя точный механизм остается неясным. [21]

Маркетинг

[ редактировать ]

Маркетинговые фирмы часто используют данные опросов, чтобы оценить, когда потребители в следующий раз купят продукт. Ошибки телескопирования могут исказить эти оценки и привести к ошибочным маркетинговым кампаниям. Респонденты маркетинговых исследований часто неточно вспоминают период времени, когда они совершили последнюю покупку, и широко распространено прямое телескопирование. [6] Телескопирование назад также распространено и приводит к тому, что респонденты преувеличивают свое намерение купить заменяющий продукт, поскольку они недооценивают вероятность поломки своего продукта. [6] Телескопирование оказывает существенное влияние на исследования рынка и поэтому должно учитываться в маркетинговых стратегиях.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Янссен, Стив М.Дж.; Чесса, Антонио Г.; Мурре, Яап MJ (2006). «Память на время: как люди датируют события» . Память и познание . 34 (1): 138–147. дои : 10.3758/BF03193393 . ПМИД   16686113 .
  2. ^ Jump up to: а б с Национальный исследовательский совет (1984). Когнитивные аспекты методологии опроса: построение моста между дисциплинами . Вашингтон, округ Колумбия. стр. 119–125. CiteSeerX   10.1.1.972.2941 . дои : 10.17226/930 . hdl : 2027.42/55956 . ISBN  978-0-309-07784-2 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с Драайсма, Доуве; Померанцы, Эрика (2004). Почему жизнь ускоряется с возрастом: об автобиографической памяти . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 201–225 . ISBN  978-0-521-83424-7 .
  4. ^ Jump up to: а б Рубин, Дэвид С.; Бэддели, Алан Д. (1989). «Телескопирование — это не сжатие времени: модель» . Память и познание . 17 (6): 653–661. дои : 10.3758/BF03202626 . ПМИД   2811662 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Драайсма, Доуве; Померанцы, Эрика (2004). Почему жизнь ускоряется с возрастом: об автобиографической памяти . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83424-7 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Морвиц, Вики Г. (1997). «Кажется, что это было только вчера: природа и последствия ошибок телескопирования в маркетинговых исследованиях». Журнал потребительской психологии . 6 :1–29. дои : 10.1207/s15327663jcp0601_01 .
  7. ^ Jump up to: а б с Томпсон, Чарльз П.; Сковронски, Джон Дж.; Ларсен, Стин Ф.; Бетц, Эндрю Л. (1996). Автобиографическая память: вспоминать что и вспоминать когда . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. стр. 131–134. ISBN  978-0-8058-1514-6 .
  8. ^ Jump up to: а б с Коэн, Джиллиан; Конвей, Мартин, ред. (2008). Память в реальном мире (Обновленная ред.). Хов: Psychology Press. ISBN  978-1-84169-641-6 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кроули, Сьюзен Э.; Принг, Линда (2000). «Когда миссис Тэтчер ушла в отставку? Влияние старения на датировку публичных мероприятий». Память . 8 (2): 111–121. дои : 10.1080/096582100387650 . ПМИД   10829127 . S2CID   5817639 .
  10. ^ Jump up to: а б Браун, Норман Р.; Рипс, Лэнс Дж.; Шевелл, Стивен К. (1985). «Субъективные даты природных событий в очень долговременной памяти». Когнитивная психология . 17 (2): 139–177. дои : 10.1016/0010-0285(85)90006-4 . S2CID   54342018 .
  11. ^ Jump up to: а б Томпсон, Чарльз П.; Сковронски, Джон Дж.; Ли, Д. Джон (1988). «Телескопирование в датировании событий, происходящих в природе» . Память и познание . 16 (5): 461–468. дои : 10.3758/BF03214227 . ПМИД   3173095 .
  12. ^ Томпсон, Чарльз П., изд. (1998). Автобиографическая память: теоретические и прикладные перспективы (Перепечатка. Под ред.). Махва: Эрльбаум. ISBN  978-0-8058-2795-8 .
  13. ^ Jump up to: а б с Ли, Питер Джеймс; Браун, Норман Р. (2004). «Роль догадок и границ в предвзятости оценки дат» . Психономический бюллетень и обзор . 11 (4): 748–754. дои : 10.3758/BF03196630 . ПМИД   15581128 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фридман, Уильям Дж.; Янссен, Стив MJ (2010). «Старение и скорость времени». Акта Психологика . 134 (2): 130–141. дои : 10.1016/j.actpsy.2010.01.004 . ПМИД   20163781 . S2CID   31512074 .
  15. ^ Jump up to: а б с Кемп, Саймон (1996). «Ассоциация как причина предвзятости в свиданиях». Память . 4 (2): 131–1431. дои : 10.1080/096582196389004 . ПМИД   8697033 .
  16. ^ Ван, Ци; Петерсон, Кэрол ; Хоу, Юбо (1 октября 2010 г.). «Дети знакомятся с детскими воспоминаниями». Память . 18 (7): 754–762. дои : 10.1080/09658211.2010.508749 . ПМИД   20818575 . S2CID   23155893 .
  17. ^ Прохаска, Винсент; Браун, Норман Р.; Белли, Роберт Ф. (июль 1998 г.). «Телескопирование вперед: вопрос имеет значение». Память . 6 (4): 455–465. дои : 10.1080/741942604 . ПМИД   9829101 .
  18. ^ Jump up to: а б с Джонсон, Эрик О.; Шульц, Лонни (2005). «Прямая телескопическая ошибка в указанном возрасте начала: пример курения сигарет» . Международный журнал методов психиатрических исследований . 14 (3): 119–129. дои : 10.1002/mpr.2 . ПМЦ   6878269 . ПМИД   16389888 .
  19. ^ Jump up to: а б Голуб, Андрей; Джонсон, Брюс Д.; Лабуви, Эрик (2000). «Об исправлении ошибок в самоотчетах о возрасте первого употребления психоактивных веществ с помощью повторного перекрестного анализа» . Журнал количественной криминологии . 16 (1): 45–68. дои : 10.1023/А:1007573411129 . ПМЦ   3085261 . ПМИД   21544259 .
  20. ^ Jump up to: а б Романс, Сара Э .; Симан, Мэри В. (2006). Психическое здоровье женщин: подход, основанный на жизненном цикле . Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. п. 182. ИСБН  978-0-7817-5129-2 . Проверено 23 марта 2013 г.
  21. ^ Брэди, Кэтлин Т.; Назад, Сьюди Э.; Гринфилд, Шелли Ф. (2 апреля 2009 г.). Женщины и зависимость . Гилфорд Пресс. стр. 344–345 . ISBN  978-1-60623-403-7 . Проверено 23 марта 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dd5c81ae711d723591a7a887a8caecf__1722705180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/cf/8dd5c81ae711d723591a7a887a8caecf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Telescoping effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)