Проспективная память — это форма памяти, которая включает в себя запоминание о выполнении запланированного действия или вспоминании запланированного намерения в какой-то момент в будущем. [1] Задачи на проспективную память распространены в повседневной жизни и варьируются от относительно простых до экстремальных ситуаций, требующих жизни и смерти. [2] Примеры простых задач: не забыть надеть колпачок с зубной пастой , не забыть ответить на электронное письмо или не забыть вернуть взятый напрокат фильм . Примеры очень важных ситуаций включают в себя ситуацию, когда пациент не забывает принять лекарство или пилот не забывает выполнить определенные процедуры безопасности во время полета.
В отличие от проспективной памяти, ретроспективная память предполагает запоминание людей , событий или слов , которые встречались в прошлом. [3] В то время как ретроспективная память требует только воспоминания прошлых событий, проспективная память требует применения ретроспективной памяти в момент, который еще не произошел. [ нужна ссылка ] Таким образом, проспективная память считается формой «памяти о будущем».
Ретроспективная память включает в себя память о том, что мы знаем, содержащую информационный контент; Проспективная память фокусируется на том, когда действовать, а не на информационном содержании. [4] Есть некоторые свидетельства, демонстрирующие роль ретроспективной памяти в успешном выполнении проспективной памяти, но эта роль кажется относительно небольшой. [5]
Существует два типа проспективной памяти: проспективная память, основанная на событиях, и проспективная память, основанная на времени . [2] Перспективная память, основанная на событиях, предполагает запоминание выполнения определенных действий при возникновении определенных обстоятельств. Например, проезжая мимо местной библиотеки, можно вспомнить о необходимости вернуть просроченную книгу . Перспективная память, основанная на времени, предполагает запоминание выполнения действия в определенный момент времени. [1] Например, тот факт, что сейчас 22:00, служит сигналом к просмотру любимого телешоу .
Исследования, проведенные Sellen et al. (1997) сравнили сигналы, основанные на событиях и времени, при выполнении предполагаемых задач на запоминание. [6] Экспериментаторы давали участникам место (подсказка, основанная на событии) и время (подсказка, основанная на времени), и им предлагалось нажимать кнопку каждый раз, когда эти подсказки появлялись во время исследования. [6] Было обнаружено, что производительность при выполнении задач, основанных на событиях, была выше, чем при выполнении задач, основанных на времени, даже когда участникам требовалось больше времени на обдумывание своих ответов. Разница в выполнении задач между двумя типами проспективной памяти предполагает, что предполагаемое действие лучше запускалось внешними сигналами задачи, основанной на событии, чем внутренними сигналами задачи, основанной на времени. [6] Внешние сигналы, в отличие от внутренних, действуют как подсказки для повышения производительности, упрощая выполнение задач, основанных на событиях.
проспективной памяти, основанной на событиях: немедленное исполнение или исполнение отложенное Типы
МакДэниел и др. (2004) дополнительно разделили проспективную память, основанную на событиях, на задачи с немедленным выполнением и задачи с отложенным выполнением. [5] Задачи с немедленным выполнением предполагают реакцию, как только будет замечен конкретный сигнал, тогда как задачи с отложенным выполнением предполагают задержки между восприятием соответствующего сигнала и выполнением намеченного действия. Задачи с отложенным выполнением чаще возникают в реальной жизни, когда обстоятельства ситуации не позволяют промежуточных действий после того, как сигнал был воспринят. Исследование было проведено McDaniel et al. (2004), в котором участники выполняли задания, связанные с различными задержками и перерывами между сигналами и реакциями. [5] Было продемонстрировано, что правильная работа ухудшалась, когда во время выполнения задачи происходила задержка или перерыв. Однако далее было показано, что использование напоминаний для участников устраняло последствия задачи по прерыванию. [5]
Проспективная память привлекла широкое внимание, когда Ульрик Нейссер включил статью, представленную Джоном А. Мичемом на собрании Американской психологической ассоциации в Чикаго в 1975 году, в свою отредактированную книгу 1982 года « Наблюдаемая память: воспоминания в естественных контекстах» . [7] [8] Ранее эта статья и три другие статьи Мичема не получили особого внимания. [9] [10] [11] Мичем определил проспективную память как информацию, имеющую значение для действий, которые необходимо выполнить в будущем, например, остановку в магазине по дороге домой, и отличал ее от ретроспективной памяти, связанной исключительно с вспоминанием информации из прошлого. Мичем был первым, кто ввел это различие вместе с термином «проспективная память» . [12]
Существует большой интерес к возможным механизмам и ресурсам, лежащим в основе работы проспективной памяти.
Теория подготовительного внимания и памяти ( PAM )
Теория подготовительного внимания и памяти (PAM) предлагает два типа процессов, участвующих в успешной предполагаемой работе памяти. [1] Первый компонент этой теории включает процесс мониторинга, который начинается, когда человек формирует намерение , которое затем поддерживается до тех пор, пока оно не будет выполнено. Этот компонент мониторинга включает в себя трудоемкий процесс, аналогичный тем, которые используются при поддержании внимания, поскольку существует потребность в сохранении и поддержании намерения в памяти. Второй компонент предполагает использование элементов процессов ретроспективной памяти . [13] Эти элементы используются для того, чтобы отличить желаемое предполагаемое намерение воспоминания от нежелательных мыслей, пытаясь сосредоточиться на цели, а не на других окружающих ее вариантах. Ретроспективная память также используется для запоминания конкретно того, какое намерение предполагается выполнить в будущем, а процесс мониторинга необходим для того, чтобы иметь возможность вспомнить о необходимости выполнения этого действия в правильном состоянии или времени . [13]
Согласно этой теории, проспективная память должна улучшаться, когда желаемой задаче уделяется все внимание, а не когда внимание распределяется между несколькими задачами. Исследование, проведенное McDaniel et al. (1998) попытались доказать, что предполагаемая производительность памяти лучше при выполнении целенаправленных задач, чем при выполнении задач, где внимание разделено. [14] Испытуемые выполняли проспективную задачу на запоминание либо в состоянии, когда было уделено полное внимание, либо в состоянии, когда внимание было разделено на другие задачи. Результаты соответствовали теории PAM и показали, что предполагаемая производительность памяти участников была лучше при полном внимании. [14]
Однако существует большой скептицизм по поводу того, что довольно сложные механизмы теории PAM необходимы для всех, иногда обыденных, перспективных задач по запоминанию. В исследовании Риза и Черри (2002) участники сформировали намерение действовать в будущем, но были прерваны, прежде чем действовать в соответствии со своим намерением, когда сигнал присутствовал. Когда участников спросили, что они думали в момент прерывания, только 2% сообщили, что они думали об первоначальном намерении. [15] Это продемонстрировало свидетельство против теории PAM, согласно которой существует постоянное поддержание с момента формирования намерения до его реализации в правильных обстоятельствах.
Дальнейшие исследования, проведенные Эйнштейном и МакДэниелом в 1990 году, показали, что испытуемые, выполнявшие проспективные задания на запоминание, сообщали, что их намерение часто «всплывало» в уме, вместо того, чтобы постоянно контролироваться и сознательно поддерживаться. [16] В том же духе в 2000 году была предложена теория, названная рефлексивно-ассоциативной теорией , которая утверждает, что, когда люди создают намерение для предполагаемой задачи на запоминание, они устанавливают связь между целевым сигналом и предполагаемым действием. Позже, когда возникает целевой сигнал, автоматическая система ассоциативной памяти запускает воспроизведение запланированного действия и возвращает его в сознательное осознание. [17] Следовательно, пока возникает целевой сигнал, ранее созданная ассоциация будет инициировать воспроизведение намеченного действия, независимо от того, находится ли намерение в сознании.
Другая теория, которая использовалась для объяснения механизмов проспективной памяти, — это модель нескольких процессов, предложенная МакДэниелом и Эйнштейном (2005). [18] Эта теория утверждает, что проспективное извлечение памяти не всегда требует активного процесса мониторинга, но может происходить спонтанно (т. е. появление сигнала может вызвать извлечение намерения, даже если не задействованы никакие подготовительные процессы внимания). Следовательно, для успешного проспективного запоминания можно использовать несколько процессов. Кроме того, считалось, что было бы неадекватно полагаться исключительно на активный мониторинг, поскольку он требует большого количества ресурсов внимания. Это потенциально может помешать другим формам обработки, необходимым для различных задач в течение интервала хранения. [18]
Сигналы проспективной памяти приведут к спонтанному извлечению намерения, когда будет выполнено хотя бы одно из четырех условий: сигнал и целевое действие тесно связаны друг с другом, сигнал заметен, другие процессы, выполняемые в период между сигналом и действием предполагаемая задача запоминания направляет внимание на соответствующие функции сигнала (например, соответствующую задаче обработку ), или предполагаемое действие является простым. Дальнейшие исследования показали, что, хотя многие аспекты предполагаемых задач на запоминание являются автоматическими, они требуют небольшого объема обработки. [19] Эксперимент, проведенный Эйнштейном и др. (2005) обнаружили, что некоторые участники медленнее выполняли задание-заполнитель при одновременном выполнении предполагаемого задания на запоминание. [19] Несмотря на то, что некоторые участники не участвовали в активном мониторинге, они показали почти одинаковый уровень успеха в выполнении задачи, продемонстрировав использование нескольких процессов для прогнозируемой производительности памяти.
Вид лобной доли (красный) в левом полушарии головного мозга.
Поскольку проспективная память предполагает запоминание и выполнение намерения, она требует эпизодической памяти , декларативной памяти и ретроспективной памяти, за которыми следуют контролирующие исполнительные функции. [20] Все они контролируются лобной долей , расположенной в передней части полушария головного мозга. [20] [21]
Исследования с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) фиксируют небольшое увеличение притока крови к лобной доле у участников, выполняющих проспективные задачи на память, включающие запоминание запланированного действия, одновременно выполняя другие задачи. [22] [23] [24] Во время этих процедур места активации мозга включают префронтальную кору , в частности правую дорсолатеральную, вентролатеральную и медиальную области, а также срединную лобную долю. Префронтальная кора отвечает за удержание намерения в сознании и подавление других внутренних мыслей. [23] Срединная лобная доля удерживает внимание на запланированном действии, а не на других задачах. [22]
Префронтальная кора задействована в основном в проспективной памяти, основанной на событиях, а не на временной. [25] Ченг и др. (2008) [25] участники с поражениями в префронтальной коре выполняли задачи на проспективную память, основанную на событиях и времени. Они обнаружили, что производительность ухудшалась в задачах, основанных на событиях, которые используют сигналы событий для запуска намерений, но не в задачах, основанных на времени, которые используют сигналы времени для запуска намерений.
Другие исследования поражений также показали использование лобной доли для запоминания и сосредоточения внимания на намерениях. Берджесс и др. (2000) изучали пациентов с поражениями областей лобной доли, таких как зона Бродмана 10 , и обнаружили, что эти пациенты не могли следовать инструкциям и переключать внимание во время проспективных задач на запоминание. [26]
Вид теменной доли (красный) в левом полушарии головного мозга.
Теменная доля обычно участвует в обработке сенсорной информации и расположена в верхней области мозга. [20]
Для проспективной памяти теменная доля важна для распознавания сигналов, которые запускают запланированное действие, особенно когда сигналы являются визуальными или пространственными. [20] [24] Теменная доля также отвечает за удержание внимания на предполагаемом действии и подавление других действий во время выполнения. [27] Исследования с использованием ПЭТ показали, что теменная доля активируется, когда участники выполняют задачи на проспективную память, включающие визуальную информацию, например запоминание ряда чисел. [28] [29] Активация теменной доли также очевидна в исследованиях с использованием магнитоэнцефалографии (МЭГ), которая отслеживает электрическую активность мозга. [20]
Харрингтон и др. (1998) обнаружили, что нейронные области, от нижней теменной коры до лобных извилин, участвуют во временном мониторинге во время задач на проспективную память, основанную на времени. [30] Пациенты с повреждением этих областей мозга испытывали трудности с оценкой продолжительности и частоты предъявляемых слуховых тонов. Отслеживание информации с течением времени важно для перспективной памяти, запоминания намерений действовать в будущем.
Большая часть лимбической системы , которая содержит примитивные структуры мозга, связанные с эмоциями и мотивацией, участвует в памяти. [21] [31]
Гиппокамп
Вид гиппокампа (красный) в левом и правом полушариях головного мозга. Гиппокамп . расположен в медиальной височной доле и играет важную роль в восстановлении памяти При проспективной памяти гиппокамп отвечает за поиск предполагаемого действия среди других воспоминаний. [20] Исследования с использованием ПЭТ показывают активацию гиппокампа во время проспективных задач на память, основанных на событиях и времени.
Адда и др. (2008) оценивали пациентов с эпизодическими нарушениями памяти вследствие эпилепсии, связанной с мезиальным височным склерозом . [21] У пациентов с этим расстройством наблюдаются повреждения медиальной височной доли и гиппокампа. Их производительность при выполнении задач на перспективную память как на основе событий, так и на основе времени была значительно ухудшена. Их проспективная эффективность памяти также была хуже, чем у контрольной группы после немедленной, 30-минутной и семидневной задержки, но была особенно заметна после длительных задержек, поскольку пациенты не могли сохранять информацию в течение длительных периодов времени. Пациенты также страдали от скорости обработки информации, игнорирования отвлекающих факторов и эпизодической памяти.
Такое же нарушение проспективной памяти наблюдается и у пациентов с поражением гиппокампа. Повреждение левого гиппокампа оказывает худшее влияние на проспективную память, чем повреждение правого гиппокампа. [21] Хотя гиппокамп в целом может участвовать в проспективной памяти, левая сторона играет более доминирующую роль. Это показывает сложность мозга, и необходимы дополнительные исследования для дальнейшего понимания роли каждого отдела.
Парагиппокампальная область
Вид парагиппокампальной извилины (красный) в левом полушарии головного мозга. Парагиппокампальная извилина окружает гиппокамп. Сенсорная информация проходит из корковых областей через парагиппокампальную извилину в гиппокамп. [32] Парагиппокампальная извилина активируется во время проспективных задач на запоминание, как показано Kondo et al. (2010), которые использовали диффузионно-тензорную магнитно-резонансную томографию, чтобы отслеживать количество потока воды в мозге. [27] Считается, что эта область играет роль в распознавании сигналов, которые запускают выполнение намеченных действий.
Исследования с использованием ПЭТ пришли к тем же выводам относительно использования парагиппокампальной извилины для проспективной памяти. [22] [33] Парагиппокампальная извилина активируется в парно-ассоциативных задачах на проспективную память, в которых участники должны выучить пару слов и быть в состоянии запомнить половину пары слов в последующих испытаниях. Предполагается, что парагиппокампальная извилина дополнительно участвует в отслеживании новизны предъявляемых стимулов. [22] Если не следить должным образом, новые стимулы могут отвлекать во время попыток запомнить намерения на будущее.
Таламус Вид таламуса (красный) в левом и правом полушариях головного мозга.
Таламус также расположен рядом с гиппокампом. Он передает сенсорную информацию между областями коры головного мозга, опосредуя реакции клеток и требования внимания. [34] Во время успешных задач на проспективную память ПЭТ показывает, что таламус активируется, когда сигналы намерения предъявляются и выполняются. [23] Никакая активность не отображается в условиях, когда участники ожидают появления сигналов. Поэтому вполне вероятно, что таламус помогает сохранять намерения и исполнять намерения только в подходящее время. [24]
Передняя и задняя поясная извилина Вид поясной извилины (красный) в левом полушарии головного мозга.
Поясная извилина — еще одна структура, связанная с гиппокампом. Его роль в функции памяти заключается в передаче информации между гиппокампом и областями коры. [35] Передняя и задняя поясная извилина участвуют в планировании и создании намерений, которые являются начальными этапами проспективной памяти. [27] Поражения левой передней поясной извилины приводят к невозможности вспомнить намерения, особенно после задержки, которая необходима для более поздних стадий проспективной памяти. [26]
Методы проверки проспективной памяти требуют различия между ретроспективной памятью, которая запоминает информацию, и проспективной памятью, которая запоминает информацию на будущее. Проспективная память требует ретроспективной памяти, поскольку человек должен запомнить саму информацию, чтобы действовать в будущем. [15] Например, чтобы не забыть купить продукты после работы (проспективная память), требуется способность запоминать, какие продукты необходимы (ретроспективная память). Хотя проспективная память и ретроспективная память связаны, они различимы. Это дает возможность разделить эти два процесса во время тестов.
Многие ранние методы измерения памяти не учитывали различия между проспективной и ретроспективной памятью. [36] Например, опросник когнитивных неудач, созданный Бродбентом и др. (1982) состоит из 25 вопросов, из которых только два касаются проспективной памяти. Опросник повседневной памяти, созданный Сандерлендом и др. (1984) содержит 18 вопросов, из которых только три относятся к предполагаемой памяти.
Опросник проспективной и ретроспективной памяти (PRMQ)
Опросник проспективной и ретроспективной памяти (PRMQ) был разработан Смитом и соавт. (2000) [37] для измерения самоотчетов о проспективной и ретроспективной памяти у пациентов с болезнью Альцгеймера. Это анкета, состоящая из 16 пунктов; в котором участники ранжировали частоту возникновения нарушений памяти по 5-балльной шкале (очень часто, довольно часто, иногда, редко и никогда). PRMQ в равной степени оценивает три переменные: проспективную и ретроспективную память, кратковременную память и долговременную память , а также память с самоподсказкой и памятью под воздействием окружающей среды. [38]
Поскольку PRMQ опирается на самоотчеты, он ограничен тем, как участники интерпретируют вопросы, как участники воспринимают силу своей собственной памяти и готовностью участников быть правдивыми.
PRMQ зарекомендовал себя как надежный и точный метод тестирования памяти. Он был оценен по сравнению с 10 другими конкурирующими моделями. [36] и используется для различных демографических групп, включая пол, образование, экономический статус, возраст и страну происхождения. [39]
Во многих исследованиях использовались версии PRMQ с момента его создания. Например, исследование Crawford et al. (2003) [36] использовали PRMQ для проверки памяти выборки взрослого населения в возрасте от 17 до 94 лет. Многие вопросы используются для проверки всех возможных комбинаций различных типов памяти, оцениваемых с помощью PRMQ. Например, такие вопросы, как «Решаете ли вы сделать что-то через несколько минут, а потом забываете это сделать?» оценивали проспективную память, кратковременную память и память на самообращение. Такие вопросы, как «Повторяете ли вы одну и ту же историю одному и тому же человеку в разных случаях?» оценивали ретроспективную память, долговременную память и память, обусловленную воздействием окружающей среды.
Задачи на проспективную память можно использовать различными способами для оценки проспективной памяти. Во-первых, результаты этих задач могут напрямую оценить предполагаемую память. Кроме того, эти задачи можно выполнять, пока экспериментаторы используют ПЭТ, магнитно-резонансную томографию (МРТ) или МЭГ для мониторинга активации мозга. Наконец, за этими задачами могут последовать опросники о предполагаемой памяти. Сочетание различных оценок может подтвердить или опровергнуть экспериментальные данные, гарантируя точность выводов о проспективной памяти. Все задачи могут оценивать отдельные этапы проспективной памяти, такие как формирование или выполнение намерения, или получать доступ к проспективной памяти в целом, рассматривая общую производительность.
Перспективные задачи памяти на основе событий
В задачах на перспективную память, основанных на событиях, участников просят не забывать выполнять задачу, когда на это указывает соответствующая информация. Существует множество возможных типов задач, основанных на событиях. Например, Раскин (2009) [40] попросили участников подписать свое имя, когда им дали красную ручку, а Adda et al. (2008) [21] попросил участников не забыть попросить вернуть личные вещи в конце эксперимента.
Задачи на перспективную память, основанные на времени
В задачах на перспективную память, основанных на времени, участников просят не забыть выполнить задачу в определенный момент времени. Существует также множество возможных типов задач, основанных на времени. Например, Ченг и др. (2008) [25] попросили участников проверять часы каждые пять минут во время письменного теста, а Adda et al. (2008) [21] попросил участников напомнить экспериментатору о необходимости оплатить счет вовремя.
Стандартизированные тесты
Стандартизированные тесты были созданы для единообразного тестирования предполагаемой памяти и могут одновременно включать в себя различные задачи, основанные на событиях и времени. Экспериментаторы могут проверить проспективную память, заставляя людей выполнять задачи по порядку, выполнять задачи по порядку, но с перерывами, и выполнять несколько задач одновременно.
Типичный стандартизированный тест может включать следующие пять этапов: [41]
1) Участникам даются инструкции по текущему заданию и разрешается практиковаться.
2) Участникам даются инструкции по другому заданию, связанному с предполагаемой памятью.
3) Остальные действия участники выполняют во время задержки между сформированным намерением и предъявлением целевой реплики.
4) Участников повторно знакомят с первой текущей задачей, не напоминая о предполагаемой задаче на запоминание.
5) Целевой сигнал предъявляется во время текущего задания, а память участников оценивается по тому, сколько раз они вспоминают о выполнении намеченного действия из предполагаемого задания на запоминание.
Стандартизированные тесты, такие как Кембриджский проспективный тест памяти (CAMPROMT). [42] или проверочный тест «Память намерений» (MIST) [40] представляют собой письменные тесты, в которых участники выполняют задания, основанные на событиях и времени, одновременно выполняя отвлекающие задачи, такие как поиск слова. Участникам даются устные и письменные инструкции, и им разрешается использовать такие стратегии, как ведение заметок, чтобы улучшить память. Их производительность оценивается по шкале от 1 до 18, где 18 соответствует самой высокой предполагаемой производительности памяти.
Технологические оценки были созданы для того, чтобы более точно оценить проспективную память путем объединения реальных жизненных намерений с экспериментальным контролем.
Виртуальная реальность
В виртуальной реальности участники выполняют предполагаемые задачи по запоминанию в виртуальном мире на компьютере. Экспериментаторы могут создавать задачи, основанные на событиях, например, не забыть пометить коробки как хрупкие перед перемещением, или задачи, основанные на времени, например позволить перевозчику войти в дом через пять минут. [43] Все задачи включают в себя повседневные и другие действия из реальной жизни, которые зависят от некоторых аспектов предполагаемой памяти.
Проспективная видеопроцедура запоминания (PRVP)
В процедуре предполагаемого запоминания видео (PRVP) участникам сообщают, что они получат задания, которые необходимо выполнить во время просмотра видео на экране телевизора. [44] Им выдается лист ответов, чтобы записывать детали заданий, когда в видеоролике появляются соответствующие подсказки. В определенный момент дается отвлекающее задание, чтобы проверить предполагаемую память. Титов и Найт (2001) [44] использовали PRVP с видео, состоящим из пешехода, идущего по торговому району, и требовали от участников принять решение о том, покупать ли определенные товары, как если бы они были пешеходами. Покупки требуют множества предполагаемых намерений памяти, таких как запоминание того, какие предметы необходимы и какие товары можно купить в другой день.
Растет количество исследований влияния возраста на проспективную память, в которых типичные исследования сравнивают группы людей разного возраста. Исследование Смита и др. (2010), сравнивая проспективную память, основанную на событиях, у школьников (7–10 лет) и молодых людей, обнаружили, что у взрослых память лучше. [45] Другое исследование Квавилашвили и соавт. (2009) сравнивали временную проспективную память у молодых людей (от 18 до 30 лет), молодых и пожилых людей (от 60 до 75 лет) и пожилых людей (от 76 до 90 лет). старики) показали, что молодые люди показали лучшие результаты. [46] Проспективная память, основанная на событиях, была дополнительно сравнена между молодыми и старыми и старыми взрослыми, и результаты показали, что молодые и пожилые люди работали лучше, чем пожилые. [47] Эти исследования показали, что проспективная память постоянно улучшается с детства до юношеского возраста, но ухудшение начинается в более позднем взрослом возрасте.
Исследование, сравнивающее проспективную память непсихотических родственников первой степени родства пациентов с шизофренией и участников контрольной группы, показало, что родственники значительно хуже справлялись с задачами на проспективную память, основанными на времени и событиях. [48] [49] Поскольку шизофрения имеет наследственный компонент, это позволяет предположить, что генетика может играть роль в влиянии на проспективную память.
Исследования показывают неоднозначные данные о влиянии курения на проспективную память, но больше доказательств говорят в пользу того, что курение ухудшает проспективную память. Результаты самооценки, такие как опросник проспективной и ретроспективной памяти (PRMQ), не выявили различий между курильщиками и некурящими; однако результаты предполагаемых задач на память показали иное. Задания более объективны, поскольку устраняют субъективные предубеждения, которые могут возникнуть при проведении PRMQ. Исследование Heffernan et al. (2010) [50] предположили, что постоянное курение связано с предполагаемым ухудшением памяти, а влияние никотина на долгосрочную проспективную память может зависеть от дозы. [51] Увеличение количества курения приводит к ухудшению предполагаемых показателей памяти.
Алкоголь
Чрезмерно пьющие сами сообщали о большем дефиците как краткосрочной, так и долгосрочной перспективной памяти по вопросам PRMQ. [52] У хронических злоупотребителей алкоголя наблюдались нарушения производительности при выполнении задач, включая изучение списков слов, краткосрочную и долговременную логическую память, общую рабочую память и абстрактное мышление. [53] Исследования также выявили влияние пьянства на повседневную перспективную память у подростков. Пьющие и непьющие участвовали в двух проспективных подшкалах памяти PRMQ. [52] В дополнение к анкетам для проверки объективного измерения проспективной памяти использовалась видеопроцедура проспективного запоминания (PRVP). Было показано, что увеличение количества потребляемого алкоголя в неделю коррелирует с ухудшением показателей проспективной памяти по PRVP, что иллюстрирует разрушительное воздействие чрезмерного употребления алкоголя на повседневную проспективную память у подростков.
Каннабис
Каннабис — широко используемый рекреационный наркотик, полученный из растения Cannabis sativa . Препарат нацелен на центральную нервную систему и связан с когнитивными нарушениями, такими как дефицит принятия решений , обучения и скорости обработки информации. [54] Чаще всего пользователи сообщают о дефиците, связанном с производительностью памяти. Исследование Бартоломью и др. (2010) было проведено с использованием PRMQ и задачи на перспективную память на основе видео для тестирования потребителей и непотребителей каннабиса. [54] Потребители каннабиса показали значительно худшие результаты как в PRMQ, так и в тесте на проспективную память на основе видео, что позволяет предположить, что каннабис отрицательно влияет на проспективную память.
Экстази и метамфетамин
Экстази : Перспективная работа памяти чувствительна к регулярному и даже умеренному употреблению экстази. [55] Потребители экстази испытывают общие проблемы с предполагаемой памятью [2]
Метамфетамин – это наркотик, которым широко злоупотребляют, широко известный как «кристаллический метамфетамин», и известно, что его хроническое употребление вызывает когнитивные нарушения. [56] [2] Те же исследователи, изучающие влияние употребления экстази на проспективную память, обнаружили параллельное воздействие метамфетамина. [56] Нарушения проспективной памяти все еще заметны у бывших потребителей наркотиков, которые не принимали наркотики в среднем шесть лет.
Многие заболевания и расстройства отрицательно влияют на проспективную память, а также на исходную память, распознавание предметов и память временного порядка. [57] Последствия варьируются от легких когнитивных нарушений до более пагубных нарушений, таких как ранняя деменция . [58]
Серповидно-клеточная анемия
Серповидно-клеточная анемия (СКБ) — аутосомно-рецессивное генетическое заболевание крови, которое приводит к изменениям формы эритроцитов . [59] ВСС может не только повлиять на иммунную систему, но и привести к осложнениям с памятью. У детей с СКА наблюдаются нарушения проспективной памяти, основанной на событиях. [60] У них могут возникнуть проблемы с аспектами повседневной жизни, требующими проспективной памяти, например, с забыванием сделать домашнее задание, даже когда рядом находится школьный портфель. Что еще более важно, с болезнью труднее справиться, поскольку они могут забыть о том, когда нужно принять лекарство или пойти на прием к врачу. Эти эффекты могут сохраняться и во взрослом возрасте.
болезнь Паркинсона
Пациенты с ранней стадией болезни Паркинсона страдают от достаточно большого количества предполагаемых нарушений памяти, которые могут повлиять на них в повседневной жизни. [61] У этих пациентов наблюдаются нарушения в использовании стратегий внутреннего внимания, необходимых для воспроизведения намерения. Болезнь Паркинсона приводит к ухудшению производительности при выполнении проспективных задач на запоминание, основанных на времени, а не на событиях. [62] Например, пациенты могут забыть принять лекарство в определенное время дня, но вероятность того, что они забудут принять лекарство, снижается, если они видят бутылку с лекарством.
Шизофрения
шизофрения Было показано, что приводит к генерализованным проблемам с проспективной памятью, а также связана с нарушениями ретроспективной памяти и исполнительных функций. Некоторые исследования показали, что ретроспективных нарушений памяти недостаточно, чтобы вызвать проспективные нарушения памяти, наблюдаемые у пациентов с шизофренией. [63] Таким образом, шизофрения приводит к первичному дефициту проспективной памяти, что приводит к плохой производительности как при выполнении задач на проспективную память, основанных на событиях, так и на времени. [64] Лечение шизофрении включает использование лекарств и терапевтических методов, таких как когнитивно-поведенческая терапия . Проспективная память чрезвычайно важна для этих методов управления, поскольку забвение приема лекарств или назначения терапии может привести к повторному появлению симптомов шизофрении, таких как галлюцинации, дезорганизованная речь и паранойя.
Рассеянный склероз
Рассеянный склероз – воспалительное заболевание, которое приводит к демиелинизации всей центральной нервной системы. [65] Связь между местом демиелинизации и когнитивными нарушениями не установлена. Ретроспективная память тщательно изучалась, и известно, что рассеянный склероз отрицательно влияет на нее. Однако исследование Rendell et al. (2006) [66] показали, что проспективная недостаточность памяти не полностью связана с недостаточностью ретроспективной памяти и что рассеянный склероз может привести к генерализованным проспективным нарушениям памяти.
Влияние беременности на проспективную память все еще изучается. Ренделл и др. (2008) [67] проверил проспективную память 20 беременных женщин в лаборатории. Не было обнаружено существенных различий между беременными и небеременными женщинами при выполнении задач на проспективное запоминание, основанных на событиях, но были явные препятствия в выполнении беременными женщинами задач на проспективное запоминание, основанных на времени, таких как крайние сроки выполнения работы. Беременные женщины чаще запоминают намерение после того, как сигнал уже пройден. Кроме того, было обнаружено, что женщины, прошедшие тестирование через несколько месяцев после родов, полностью забыли свои намерения. Оба этих результата могут быть связаны со стрессом, возникающим во время беременности или воспитания детей, а также с недостатком сна.
Было показано, что эмоциональные целевые сигналы устраняют возрастные различия в предполагаемой памяти. Участники постарше запоминали эмоциональные сигналы предполагаемой памяти лучше, чем нейтральные сигналы. Независимо от того, являются ли сигналы положительными или отрицательными, сильная эмоциональная привязанность делает сигнал более актуальным и его легче запомнить. Альтгассен и др. предположили, что миндалевидное тело и гиппокамп могут играть роль в этом эмоционально усиленном эффекте памяти. [68]
В исследовании Клигеля и др. (2008), [69] было показано, что мотивационное состояние влияет на успеваемость в двух возрастных группах (трехлетних и пятилетних), выполняющих одну и ту же задачу на проспективное запоминание. Не было никакой разницы для двух возрастных групп, когда мотивация была высокой, но производительность трехлетних детей снижалась, когда мотивация была низкой. Если человек считает задачу неважной или испытывает усталость, у него не будет мотивации запоминать намерение. Меньше внимания будет уделяться соответствующим сигналам, и воспоминание с большей вероятностью будет забыто. Следовательно, проспективную память можно улучшить, избегая состояний низкой мотивации.
Различные исследования показали, что 50–80% всех повседневных воспоминаний, по крайней мере частично, связаны с проспективной памятью. [70] Проспективная память имеет решающее значение для нормального функционирования, поскольку люди формируют будущие намерения и не забывают ежедневно выполнять прошлые намерения. Многочисленные аспекты повседневной жизни требуют проспективной памяти: от обычных действий, таких как запоминание, где встретиться с другом, до более важных задач, таких как запоминание, в какое время принимать лекарства.
Существует сложная взаимосвязь между предполагаемой памятью и навыками управления временем , которые включают в себя составление списков, планирование действий и избегание перерывов. Исследования не выявили четких причинно-следственных связей между предполагаемой памятью и управлением временем, но наблюдалось множество устойчивых корреляций. Например, люди, которые сообщили о лучшей проспективной памяти согласно опроснику проспективной и ретроспективной памяти (PRMQ), также указали на более высокую вероятность установления целей и приоритетов и большей организованности. [71] Между предполагаемой памятью и управлением временем может существовать циклический эффект: лучшая память может привести к лучшей организации, а лучшая организация может в дальнейшем привести к лучшей памяти.
Авиационные диспетчеры часто заняты несколькими задачами одновременно, и при отказе предполагаемой памяти могут возникнуть опасные последствия. Во время катастрофы на взлетно-посадочной полосе Лос-Анджелеса в 1991 году диспетчер вышки в аэропорту забыл шаг в простой процедуре, что привело к тому, что два самолета столкнулись друг с другом, в результате чего погибло несколько пассажиров и членов экипажа. [72] Анализ более 1300 авиационных происшествий со смертельным исходом с 1950 по 2009 год показал, что большинство из них произошло из-за ошибки пилота: 50% - из-за ошибки пилота, 6% - из-за человеческой ошибки, не связанной с пилотом, 22% - из-за механических неисправностей, 12% - из-за плохой погоды. , 9% на саботаж и 1% на другие причины. [73]
Среда медсестры полна задач на перспективную память, основанных на событиях и времени. Простые задачи, такие как не забыть заказать лекарство или позвонить семье пациента и запомнить, когда пора сменить смену, — это лишь некоторые примеры того, как медсестра полагается на проспективную память. Удивительно, что было проведено не так много исследований о важности проспективной памяти у медсестер, поскольку они сталкиваются со многими опасными для жизни задачами. [74]
Проспективная память необходима, чтобы запомнить, когда следует принять оральные контрацептивы . Исследование, проведенное Мэттером и Мейером (2008). [75] показали, что женщины, которые сообщали о более высоких перспективных способностях к памяти, были более удовлетворены использованием пероральных контрацептивов и испытывали меньший уровень стресса. Благодаря лучшей памяти этим женщинам легче напоминать себе о необходимости приема противозачаточных средств в нужное время дня.
Благодаря развитию технологий смартфоны могут стать перспективными средствами памяти. Электронные календари очень полезны для задач на перспективную память, основанных на времени, а недавно было показано, что они также могут сигнализировать о задачах, основанных на событиях. iPhone, а также телефоны, использующие операционную систему Android, могут отслеживать местоположение пользователя с помощью системы глобального позиционирования телефона (GPS) и отправлять напоминания на основе текущего местоположения. [76] [77] Например, когда родитель находится рядом со школой своих детей, телефон может отправить им напоминание о том, что им следует забрать своих детей после школы.
Проспективная память участвует в управляющей модели познания того, как дети координируют свое внимание и реакцию на учебные задачи в школе. Уокер и Уокер показали, что ученики, способные наиболее точно настроить свою проспективную память для различных учебных задач по математике, естественным наукам и английскому языку, были более эффективными учениками, чем ученики, чья проспективная память была фиксированной или негибкой.
Попытки найти разыскиваемых или пропавших без вести людей с помощью систем общественного оповещения иногда используют тип проспективной памяти, основанной на событиях, называемый памятью предполагаемого человека. [78] В памяти потенциального человека фотография разыскиваемого или пропавшего без вести человека представляется публике с инструкциями сообщать властям о любых наблюдениях этого человека. Полевые эксперименты показывают, что память будущего человека часто бывает весьма плохой. [79]
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакДэниел, Массачусетс, и Эйнштейн, О.О. (2007). Проспективная память: обзор и синтез новой области . Сейдж Публикации Лтд.
^ Берджесс П., Шаллис Т. (1997). .Отношения между проспективной и ретроспективной памятью: нейропсихологические данные. Когнитивные модели памяти (249–256).
^ Баддели, А. (Ред.). (1997). Человеческая память: Теория и практика . Хоув, Великобритания: Psychology Press.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д МакДэниел М., Эйнштейн О., Грэм Т. и Ралл Э. (2004). Отсрочка исполнения намерений: Преодоление издержек прерываний. Прикладная когнитивная психология , 18. 533-547.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Селлен А.Дж., Луи Г., Харрис Дж.Э. и Уилкинс А.Дж. (1997). Что напоминает о намерениях? Исследование проспективной памяти in situ. Память , 4, 483-507.
^ Мичем, Дж. А., и Лейман, Б. (1975). Запоминание выполнения будущих действий. Доклад представлен на заседании Американской психологической ассоциации, Чикаго, сентябрь.
^ Мичем, Дж. А., и Лейман, Б. (1982). Запоминание выполнения будущих действий. В книге У. Нейсера (ред.) « Память отмечена: Воспоминание в естественных контекстах» . Сан-Франциско: Фриман. Стр. 327-336.
^ Мичем, Дж. А., и Сингер, Дж. (1977). Стимулирующие эффекты при проспективном запоминании. Журнал психологии , 97 , 191 197.
^ Мичем, Дж. А., и Коломбо, Дж. (1980). Внешние поисковые сигналы облегчают перспективное запоминание у детей. Журнал исследований в области образования , 73 , 299 301.
^ Мичем, Дж. А., и Кушнер, С. (1980). Тревога, предполагаемое припоминание и выполнение запланированных действий. Журнал общей психологии , 103 , 203–209.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит Р. и Байен У. (2004). Полиномиальная модель проспективной памяти, основанной на событиях. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 30. 756-777.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакДэниел М., Робинсон Б. и Эйнштейн П. (1998). Перспективное запоминание: процессы, управляемые восприятием или концептуально? Память и познание , 26, 121–134.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Риз, К.М., и Черри, К.Э. (2002). Влияние возраста, способностей и мониторинга памяти на предполагаемое выполнение задач на память. Старение, нейропсихология и познание , 9 (2), 98–113.
^ Эйнштейн, О.О., и МакДэниел, Массачусетс (1990). Нормальное старение и перспективная память. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 16, 717–726.
^ МакДэниел, М., и Эйнштейн, Г. (2000). Стратегические и автоматические процессы перспективного извлечения памяти: многопроцессная структура. Прикладная когнитивная психология , 14, S127-S144.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйнштейн О. и МакДэниел М. (2005). Проспективная память: множественные процессы восстановления. Современные направления психологической науки , 14, 286–290.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйнштейн О., МакДэниел М., Томас Р., Мэйфилд С., Шанк Х., Моррисетт Н. и Бренейзер Дж. (2005). Множественные процессы при проспективном извлечении памяти: факторы, определяющие мониторинг по сравнению со спонтанным извлечением. Журнал экспериментальной психологии , 134.327-342.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мартин Т., МакДэниел М.А., Гайнн М.Дж., Хоук Дж.М., Вудрафф С.С., Биш Дж.П. и др. (2007). Области мозга и их динамика при проспективном восстановлении памяти: исследование МЭГ. Международный журнал психофизиологии , 64, 247–258.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Адда, CC, Кастро, LHM, Алем-Маре Силва, LC, де Манреза, MLG, и Кашиара, Р. (2008). Проспективная память и мезиальная височная эпилепсия, связанная со склерозом гиппокампа. Нейропсихология , 46, 1954–1964.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Окуда Дж., Фуджи Т., Ямадори А., Кавасима Р., Цукиура Т., Фукацу Р. и др. (1998). Участие префронтальной коры в проспективной памяти: данные ПЭТ-исследования на людях. Письма по неврологии , 253, 127–130.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берджесс, П.В., Скотт, С.К., и Фрит, CD (2003). Роль рострально-лобной коры (область 10) в проспективной памяти: латеральная и медиальная диссоциация. Нейропсихология , 41, 906–918.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берджесс П.В., Куэйл А. и Фрит CD (2001). Области мозга, участвующие в проспективной памяти, по данным позитронно-эмиссионной томографии. Нейропсихология , 39, 545–555.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ченг Х., Ван К., Си К., Ню К. и Фу К. (2008). Вовлечение префронтальной коры в проспективную память, основанную на событиях: данные пациентов с поражениями в префронтальной коре. Травма головного мозга , 22 (9), 697–704.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берджесс П.В., Вейч Э., де Лейси Костелло А. и Шаллис Т. (2000). Когнитивные и нейроанатомические корреляты многозадачности. Нейропсихология , 38, 848-863.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кондо К., Маруиси М., Уэно Х., Савада К., Хасимото Ю., Осита Т. и др. (2010). Патофизиология проспективного нарушения памяти после диффузного аксонального повреждения. Анализ симптомов поражения с использованием диффузионно-тензорной визуализации. BMC Neuroscience , 11, 147–154.
^ Коулл, Дж. Т., Фрит, К. Д., Фраковяк, RSJ, и Грасби, П. М. (1996). Лобно-теменная сеть для быстрой обработки визуальной информации: ПЭТ-исследование устойчивого внимания и рабочей памяти. Нейропсихоогия , 34(11), 1085-1095.
^ Пардо, СП, Фокс, PT, и Райхл, МЭ (1991). Локализация системы устойчивого внимания человека методом позитронно-эмиссионной томографии. Природа , 349, 61-65.
^ Харрингтон, Д.Л., Хааланд, Кентукки, и Найт, RT (1998). Корковые сети, лежащие в основе механизмов восприятия времени. Журнал неврологии , 18 (3), 1085–1095.
^ Леду, JE (1993). Системы эмоциональной памяти в мозге. Поведенческие исследования мозга , 58, 69–79.
^ Дикерсон, Британская Колумбия, и Эйхенбаум, Х. (2010). Система эпизодической памяти: нейроциркуляция и нарушения. Обзоры нейропсихофармакологии , 35, 86–104.
^ Долан, Р.Дж., и Флетчер, ПК (1997). Диссоциация префронтальной и гиппокампальной функции при кодировании эпизодической памяти. Природа , 388(7), 582-586.
^ Шерман, С.М., и Гильери, Р.В. (2002). Роль таламуса в потоке информации в кору головного мозга. Философские труды Королевского общества B , 357, 1695–1708.
^ Андреасен, Северная Каролина, О'Лири, Д.С., Чизадило, Т., Арндт, С., Резаи, К., Уоткинс, Г.Л. и др. (1995). ПЭТ-исследования памяти: новое и практикуемое свободное запоминание списков слов. Нейроизображение , 2, 296-305.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кроуфорд-младший, Смит Г., Мэйлор Э.А., Сала С.Д. и Логи Р.Х. (2003). Проспективный и ретроспективный опросник памяти (PRMQ): Нормативные данные и скрытая структура в большой доклинической выборке. Память , 11(3), 261-275.
^ Смит, Г., Сала, С.Д., Логи, Р.Х. и Мэйлор, Э.А. (2000). Проспективная и ретроспективная память при нормальном старении и деменции: анкетное исследование. Память , 8(5), 311-321.
^ Кроуфорд, младший, Генри, JD, Уорд, AL, и Блейк, J. (2006). Анкета проспективной и ретроспективной памяти (PRMQ): скрытая структура, нормативные данные и анализ несоответствий для прокси-рейтингов. Британский журнал клинической психологии , 45 (1), 83-104.
^ Пиуилино, округ Колумбия, Буэно, ОФА, Туфик, С., Биттенкур, ЛР, Сантос-Сильва, Р., Хачул, Х. и др. (2010). Проспективный и ретроспективный опросник памяти: популяционное исследование со случайной выборкой. Память , 18 (4), 413-426.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раскин, С.А. (2009). Скрининговый тест «Память намерений»: психометрические свойства и клинические данные. Мозговые нарушения , 10 (1), 23–33.
^ Эйнштейн, О.О., и МакДэниел, Массачусетс (2005). Проспективная память: множественные процессы восстановления. Современные направления психологической науки , 14 (6), 286–290.
^ Флеминг Дж., Райли Л., Гилл Х. и Галло М.Дж. (2008). Предикторы проспективной памяти у взрослых с черепно-мозговой травмой. Журнал Международного нейропсихологического общества , 14, 823–831.
^ Брукс, Б.М., Роуз, Ф.Д., Поттер, Дж., Джаявардена, С., и Морлинг, А. (2004). Оценка проспективной памяти пациентов, перенесших инсульт, с использованием виртуальной реальности. Травма головного мозга , 18 (4), 391–401.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Титов Н. и Найт Р.Г. (2001). Видео-процедура оценки предполагаемой памяти. Прикладная когнитивная психология , 15, 61–83.
^ Смит, Р.Э., Байен, У., Мартин, К. (2010). Когнитивные процессы, лежащие в основе перспективной памяти, основанной на событиях, у детей школьного возраста и молодых людей: формальное исследование, основанное на модели. Психология развития , 46(1), 230-244.
^ Квавилашвили Л., Корнброт Д.Е., Маш В. (2009) Дифференциальное влияние возраста на проспективные и ретроспективные задачи памяти у молодых, молодых и пожилых людей. Память , 17(2), 180-196.
^ Шницшпан, К.М., Клигель, М. (2009)Воздействие возраста на предполагаемую производительность памяти у пожилых людей: парадоксальное влияние намерений реализации. Европейский журнал старения , 6, 147–155.
^ Ван, Ю., Чан, RCK, Цуй, Дж., Дэн, Ю., Хуан, Дж., Ли, Х. и др. Ян, К., Сюй, Т., Ма, З., Хун, X. , Ли З., Ши Х., Шум Д. (2010). Проспективная память у непсихотических родственников первой степени родства больных шизофренией. Психиатрические исследования , 179, 285–290.
^ Хеффернан, Т., О'Нил, Т., Мосс, М. (2010). Курение и повседневная перспективная память: сравнение самоотчетов и объективных методологий. Зависимость от наркотиков и алкоголя , 112, 234–238.
^ Хеффернан, Т., Линг, Дж., Пэррот, А.С., Бьюкенен, Т., Шоли. АБ (2005). Самооценка повседневных и перспективных способностей памяти курильщиков и некурящих: интернет-исследование. Зависимость от наркотиков и алкоголя , 78, 235–241.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеффернан Т., Кларк Р., Бартоломью Дж., Линг Дж., Стивенс С. (2010). Влияет ли пьянство подростков на их повседневную перспективную память? Зависимость от наркотиков и алкоголя , 109, 72-78.
^ Линг Дж., Лузакевич К., Хеффернан Т., Стивенс Р. (2010). Субъективные оценки предполагаемого дефицита памяти у хронических потребителей алкоголя. Психологические отчеты , 106 (3), 905–917.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартоломью Дж., Холройд С., Хеффернан Т. (2010). Влияет ли употребление каннабиса на проспективную память у молодых людей? Журнал психофармакологии , 24(2), 241-246.
^ Ренделл, П.Г., Грей, Ти.Дж., Генри, Дж.Д., Толан, А. (2007). Предполагаемое ухудшение памяти у потребителей «экстази» (МДМА). Психофармакология , 194, 497-504.
^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ренделл, П.Г., Мазур, М., Генри, Дж.Д. (2009)Перспективные нарушения памяти у бывших потребителей метамфетамина. Психофармакология , 203, 609-616.
^ Эджкомб, М.С., Ву, Э., Грили, Д.Р. (2009). Характеристика множественного дефицита памяти и его связи с повседневным функционированием у людей с легкими когнитивными нарушениями. Нейропсихология , 23(2), 168-177.
^ Томпсон, К., Генри, Дж.Д., Ренделл, П.Г., Уиталл, А., Бродати, Х. (2010). Проспективная функция памяти при легких когнитивных нарушениях и ранней деменции. Журнал Международного нейропсихологического общества , 16, 318-325.
^ Банн, HF (1997). Патогенез и лечение серповидноклеточной анемии. Медицинский журнал Новой Англии , 337, 762–769.
^ МакКоли, С.Р., Педроса, К. (2010). Перспективная память, основанная на событиях, у детей с серповидноклеточной анемией: эффект различимости сигналов. Детская нейропсихология , 16(3), 293-312.
^ Фостер, Э.Р., МакДэниел, М.А., Реповс, Г., Херши, Т. (2009). Проспективная память при болезни Паркинсона на основе лабораторных данных и ежедневных показателей самооценки. Нейропсихология , 23(3), 347-358.
^ Коста А., Пеппе А., Кальтаджироне К., Карлесимо Г. Предполагаемые нарушения памяти у людей с болезнью Паркинсона. Нейропсихология , 22(3), 283-292.
^ Генри, Дж. Д., Ренделл, П. Г., Клигель, М., Альтгассен, М. (2007). Проспективная память при шизофрении: первичное или вторичное нарушение? Исследования шизофрении , 95, 179–185.
^ Ван, Ю., Чан, RCK, Хун, X., Ма, Чжэн., Ян, Т., Го, Л., Ю, X., Ли, З., Юань, Ю., Гун, Q., Шум, Д. (2008). Проспективная память при шизофрении: дальнейшее выяснение природы нарушений. Исследования шизофрении , 105, 114–124.
^ Ринальди, Ф., Калабрезе, М., Гросси, П., Путенпарампил., Перини, П., Галло, П. (2010). Кортикальные поражения и когнитивные нарушения при рассеянном склерозе. Неврологические науки , 31, 235-237.
^ Ренделл, П.Г., Дженсен, Ф., Генри, Дж.Д. (2007). Проспективная память при рассеянном склерозе. Журнал Международного нейропсихологического общества , 13, 410–416.
^ Ренделл, П.Г., Генри, JD (2008). Функционирование проспективной памяти нарушается во время беременности и в послеродовом периоде. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии , 30 (8), 913-919.
^ Альтгассен, М., Филипс, Л.Х., Генри, Дж.Д., Ренделл, П.Г., Клигель, М. (2010). Эмоциональные целевые сигналы устраняют возрастные различия в предполагаемой памяти. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 63 (3), 1057–1064.
^ Клигель, М., Бранденбергер, М., Аберле, И. (2008). Влияние мотивационных стимулов на перспективную память у дошкольников. Европейский журнал психологии развития , 7 (2), 223-232.
^ Клигель, М., Мартин, М. (2010). Проспективное исследование памяти: почему оно актуально? Международный журнал психологии , 38 (4), 193–194.
^ Макан, Т., Гибсон, Дж. М., Каннингем, Дж. (2010). Не забудете ли вы прочитать эту статью позже, когда у вас будет время? Связь между проспективной памятью и тайм-менеджментом. Личность и индивидуальные различия , 48, 725–730.
^ Стоун, М., Дисмукс, К., Ремингтон, Р. (2001). Перспективная память в динамической среде: эффекты нагрузки, задержки и фонологической репетиции. Память , 9(3), 165-176.
^ Свобода Э., Ричардс Б., Полсинелли А., Гугер С. (2010). Теоретическая программа обучения использованию новых коммерческих технологий: применение к подростку с тяжелыми нарушениями памяти. Нейропсихологическая реабилитация , 20(4), 562-586.
^ Лампинен, Дж. М., Арнал, Дж. Д., и Хикс, Дж. Л. (2009). Перспективная память человека. В книге М. Келли (ред.) «Прикладная память». (стр. 167–184). Хауппож, штат Нью-Йорк: Нова.
^ Лампинен, Дж. М., Карри, К., и Эриксон, ВБ (2015). Память предполагаемого человека: роль самоэффективности, личного взаимодействия и множественных образов в распознавании разыскиваемых людей. Журнал полиции и криминальной психологии.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: cd074a63e2cc3fae447bb090106e0a1a__1714811280 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/1a/cd074a63e2cc3fae447bb090106e0a1a.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Prospective memory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)