Контекстно-зависимая память
В психологии контекстно-зависимая память — это улучшенное запоминание конкретных эпизодов или информации, когда контекст , присутствующий при кодировании и извлечении, один и тот же. Проще говоря, «когда события представлены в памяти, контекстная информация хранится вместе с объектами памяти; поэтому контекст может указывать на воспоминания, содержащие эту контекстную информацию». [1] Один особенно распространенный пример зависимости от контекста на работе возникает, когда человек потерял какой-либо предмет (например, ключи от машины) в неизвестном месте. Обычно люди пытаются систематически «проследить свои шаги», чтобы определить все возможные места, где может находиться предмет. Учитывая роль, которую контекст играет в определении воспоминания, совсем не удивительно, что люди часто довольно легко обнаруживают потерянный предмет, вернувшись в правильный контекст. Эта концепция тесно связана с принципом специфичности кодирования .
Этот пример лучше всего описывает концепцию контекстно-зависимого забывания. Тем не менее, в исследовательской литературе по контекстно-зависимой памяти описывается ряд различных типов контекстной информации, которые могут влиять на запоминание, такие как контекстно-зависимая память окружающей среды, зависимое от состояния обучение , когнитивная контекстно-зависимая память и память, соответствующая настроению. [2] Исследования также показали, что контекстная зависимость может играть важную роль во многих ситуациях, таких как запоминание изученного материала или события, произошедшие после употребления алкоголя или других наркотиков .
История [ править ]
Ранние исследования
Некоторые из самых ранних Исследования на эту тему проводились исследователями в 1930-х годах, которые анализировали, как изменения контекста влияют на память человека на бессмысленные слоги . [3] [4] Эти ранние исследования не смогли продемонстрировать эффект контекстно-зависимой памяти. Столь незначительные результаты стимулировали разработку новых методов, таких как парадигма ретроактивной интерференции , для анализа влияния контекста на память. К 1950-м годам этот метод использовался для демонстрации влияния контекстной информации на воспоминания. [5] Однако обоснованность использования этой конкретной парадигмы подвергается сомнению. [6] Действительно, большая часть ранней литературы по этой теме не смогла предоставить убедительных доказательств какого-либо контекстно-зависимого воздействия на память.
К концу 1970-х годов в литературе появляются многочисленные успешные демонстрации контекстно-зависимого эффекта. Еще в 1971 году Дженсен и др. обнаружили доказательства, которые противоречили предыдущим выводам, продемонстрировав контекстно-зависимое влияние на память бессмысленных слогов. [7] Примерно в то же время Эндел Талвинг и Дональд Томпсон предложили свой весьма влиятельный « принцип специфичности кодирования », который обеспечил первую основу для понимания того, как контекстная информация влияет на память и воспроизведение . [8] В 1975 году вопрос о том, влияет ли контекстная информация на воспоминания, был широко исследован после публикации статьи Годдена и Баддели, подробно описывающей известное «исследование дайвинга». [9] За несколько лет до публикации этого исследования исследователи продемонстрировали, что память глубоководных дайверов о событиях, свидетелями которых они стали, ухудшалась после всплытия на поверхность. [10] В своей статье 1975 года авторы отмечают, что этот случайный результат сразу же указывает на возможное влияние контекстуальной среды (нахождение под водой) на припоминание. [9] Чтобы проверить эту гипотезу, Годден и Бэддели попросили дайверов выучить и вспомнить списки слов в двух разных средах; под водой и на суше. Их результаты показали, что память на списки слов, выученных под водой, была лучше, когда сеансы запоминания происходили и под водой, и что существовал конгруэнтный эффект для слов, выученных и воспроизведенных на суше. В упрощенной форме: изменение контекста между кодированием и извлечением уменьшило способность дайверов вспоминать выученные слова. Публикация этого исследования, вероятно, положила начало нынешнему синтезу контекстно-зависимой памяти, как ее изучают сегодня психологи. [2]
Теоретическая основа [ править ]
Считается, что ряд факторов влияет на то, как контекстная информация взаимодействует с воспоминаниями. Например, метаанализ литературы по контекстно-зависимой памяти, проведенный Смитом и Велой. [11] предположил, что в случаях, когда контекстная информация не особенно заметна, контекстно-зависимое воздействие на память снижается. Аналогичным образом, этот метаанализ предполагает, что восстановление контекста может быть достигнуто не только путем физического возвращения в среду кодирования, но и путем мысленной визуализации этой среды. В этом исследовании рассматривалась только зависимость от контекста окружающей среды.
Кроме того, другие психологические конструкции предполагают дополнительные ограничения на то, как контекст может влиять на память. Например, система мониторинга источников Джонсона и др. предполагает, что способность человека помнить источник эпизода будет влиять на вероятность того, что это воспоминание будет воспроизведено. [12] Следовательно, в случае контекстно-зависимой памяти эта концепция предполагает, что влияние контекста на память также может быть ограничено когнитивными факторами, такими как способность людей различать отдельные контексты.
Контекст может относиться к внутреннему контексту, имеющему отношение к состоянию ума во время кодирования воспоминаний, или к временному контексту, который относится к времени, когда воспоминание было закодировано, в дополнение к внешнему контексту или физическому и ситуативному окружению. Все эти типы контекста включены в качестве значений в так называемые векторы контекста, векторные представления нескольких атрибутов контекста, используемые во многих теориях памяти припоминания и узнавания.
В теории суммарного подобия использование матрицы памяти включает контекст в качестве атрибута в векторе памяти. Другие атрибуты памяти составляют остальную часть матричного представления конкретного элемента памяти в модели массива для ассоциации. [13] Теория суммарного подобия объясняет, что выполняется поиск в теоретической матрице памяти и выбирается представление памяти с наибольшим суммарным сходством всех векторов памяти с исследуемым элементом. [14] Контекст играет большую роль в этом поиске, особенно если более поздние элементы в матрице памяти имеют более близкие контексты.
Структура абсолютного подобия также использует контекст как важный фактор при определении того, насколько близко совпадают пробный вектор и вектор памяти. Контекстный дрейф можно рассматривать как случайное блуждание с одной единицей или шагом в случайном блуждании для каждого элемента, хранящегося в памяти. Случайное блуждание может происходить в любом направлении и отражает постепенно меняющийся физический или мысленный контекст кодирования. Структура абсолютного сходства определяет, достаточно ли элемент проверки похож на вектор, хранящийся в памяти, с помощью порогового значения. Только те, у кого сходство превышает порог C, считаются похожими. Контекст играет большую роль в этом суждении из-за возможности того, что пробный элемент может быть сопоставлен с вектором памяти с очень похожим контекстом, а не с самим соответствующим элементом.
Контекстные эффекты различаются в зависимости от типа выполняемой задачи. Согласно исследованию Godden & Baddeley, [15] [16] Влияние изменения контекста на восстановление памяти гораздо сильнее в задачах на припоминание, чем в задачах на распознавание. Это означает, что подобный контекст вызывает большее вспоминание, чем узнавание.
Нейроанатомия [ править ]


Считается, что ряд нейроанатомических структур играют роль в контекстно-зависимой памяти. К ним относятся гиппокамп и префронтальная кора . [17] Например, функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) использовалась для демонстрации повышенной активации гиппокампа, когда контекстная информация совпадает от кодирования до извлечения, что позволяет предположить, что гиппокамп может играть важную роль в опосредовании контекстно-зависимых процессов памяти. [18] Калиш и др. обеспечить дополнительную поддержку этой роли, продемонстрировав, что контекстно-зависимая память угасания коррелирует с активацией как в гиппокампе, так и в вентромедиальной префронтальной коре. [19] Аналогично, эксперимент Wagner et al. использование фМРТ продемонстрировало, что активация правой префронтальной коры зависит от контекстной информации. [20] Авторы этого исследования предполагают, что дифференциальная активация префронтальной коры происходит потому, что разные контексты требуют уникальных процессов попытки извлечения информации. Другими словами, в зависимости от контекста поиска участники использовали разные стратегии для вспоминания информации. В целом, закономерности активации гиппокампа и префронтальной коры после изменений контекстной информации позволяют предположить, что эти области мозга играют важную роль в контекстно-зависимой памяти.
Экологическая [ править ]
Память, зависящая от контекста окружающей среды , по определению Смита, относится к явлению, при котором контекст окружающей среды влияет на когнитивную обработку. [21] Как упоминалось ранее, новаторская работа по памяти, зависящей от контекста окружающей среды, была проведена Годденом и Баддели в 1975 году. Их работа изучала воспоминания глубоководных ныряльщиков на суше и под водой. Более раннее исследование Бэддели показало, что холодная подводная среда может вызвать сильную зависимость от контекста у глубоководных дайверов. [2] Они провели эксперимент, в ходе которого дайверов помещали под воду или на пляж и слушали заранее записанный список из 36 несвязанных двух- и трехсложных слов. [9] После прослушивания списка слов их тестировали на запоминание слов либо в той же среде, в которой они тестировались, либо в альтернативной среде. [2] Результаты ясно показали, что слова, выученные под водой, лучше всего запоминаются под водой, а слова, выученные на суше, лучше всего запоминаются на суше. [9]
восстановления Эффект окружающей среды
Наиболее часто исследуемой областью контекстно-зависимой памяти окружающей среды является феномен эффекта восстановления окружающей среды. Этот эффект возникает, когда восстановление (то есть повторное посещение) контекста окружающей среды действует как сигнал для прошлых воспоминаний, связанных с этим конкретным контекстом окружающей среды. [21] Обычно в этой ситуации вспоминаются воспоминания, которые, по мнению субъекта, они забыли, и только когда человек снова посещает этот контекст окружающей среды, он вспоминает эти воспоминания. Степень проявления этого эффекта варьируется в зависимости от ряда факторов и может быть отнесена к двум типам эффектов восстановления: долгосрочным и краткосрочным.
Долгосрочные эффекты восстановления
Эффекты контекстно-зависимой памяти окружающей среды положительно коррелируют с длительностью времени между начальным кодированием и извлечением воспоминаний, так что эти эффекты усиливаются с увеличением продолжительности между кодированием и извлечением. [2] Эта корреляция может помочь объяснить «наводнение» воспоминаний, которое испытывает человек после возвращения в предыдущее место жительства или в школу после длительного периода отсутствия. [2] Этот распространенный пример долгосрочного эффекта восстановления может возникнуть по ряду причин. Например, длительное проживание в определенном месте, вероятно, увеличит объем контекстной информации об окружающей среде, которая закодирована в памяти. Когда человек переезжает в новое место с другой контекстной информацией, запоминание и воспроизведение информации из этой новой среды может помешать старым воспоминаниям и привести к «забыванию». Однако при возвращении в прежнее место наличие контекстной информации «реактивирует» эти старые воспоминания, позволяя вспомнить их даже после многих лет отсутствия. [21]
Еще одним примером долгосрочного эффекта восстановления является возрождение воспоминаний о войне у ветеранов и военнопленных. Известно, что по возвращении на старые поля сражений многие из этих людей восстанавливают трагические воспоминания о жизни во время войны. Аналогичный эффект может возникнуть, когда такие люди смотрят телевизионные документальные фильмы о войне и трансляции сражений, эффект, приписываемый обобщению контекстуальных сигналов, связанных с войной. [21] Важно отметить, что из-за травмы, связанной с некоторыми из их переживаний, воспоминания об этих прошлых воспоминаниях о войне, как сообщается, побудили многих ветеранов обратиться за психиатрической помощью после воздействия этой контекстуальной информации. [21]
Краткосрочные эффекты восстановления
Кратковременное забывание, например, забывание того, что вы хотели взять с кухни после того, как встали из-за стола, часто встречается в повседневной жизни. Обычно забытое можно вспомнить снова, вернувшись к контексту, в котором началось событие. [21] Например, представьте, что вы сидите за столом и решаете, что хотите выпить на кухне. Попав на кухню, ты совершенно забываешь, чего ты там хотел. Если вы вернетесь к своему столу, вы, скорее всего, вспомните, чего хотели от кухни.
Есть также доказательства того, что наша жизнь и воспоминания могут быть разделены окружающей средой. Разные условия, такие как дом, рабочее место, ресторан или театр, связаны с разными воспоминаниями и, кстати, с разными ролями. [21] Это означает, что окружение сигнализирует о воспоминаниях, ситуациях и даже личных ролях, специфичных для контекста, в котором человек находится в любой момент времени.
Яркая гипотеза [ править ]
Гипотеза затмения — это явление, при котором контекстные эффекты отсутствуют в результате того, что другой сигнал (сигнал предмета) подавляет более слабый сигнал при извлечении. Это «затмение» также может происходить для подсказок предметов из-за более сильных контекстных подсказок. [22] В его основе лежит идея о том, что небесное тело труднее увидеть, когда его закрывает полнолуние. Аналогичным образом, случайное кодирование контекстно-зависимых сигналов окружающей среды может быть полностью «затмеваемо», когда доступны лучшие сигналы. Однако эти случайно закодированные сигналы окружающей среды можно использовать для вызова памяти, если при кодировании не присутствуют более сильные сигналы. Сигнал можно считать «лучшим» просто потому, что он был более глубоко обработан, повторялся чаще или с ним ассоциировалось меньше элементов. [21] Например, исследование Стоука и Леви показало, что контекстно-зависимая память окружающей среды снижает эффект в тестах на запоминание слов, если слова встроены в значимый текст. [21] Это связано с тем, что осмысленные тексты лучше сохраняются в памяти и более глубоко обрабатываются.
Обучение, состояния зависящее от
Обучение, зависящее от состояния, означает обнаружение того, что люди запоминают больше информации, когда их физиологическое состояние одинаково при кодировании и извлечении. [23] Например, люди, которые подвергаются алкогольному опьянению во время кодирования информации, вспоминают значительно больше, когда они также находятся в состоянии алкогольного опьянения во время извлечения информации, по сравнению с теми, чье алкогольное состояние различается от кодирования к извлечению. [24] Этот эффект обучения, зависящий от состояния, был показан в исследованиях как на людях, так и на животных. [24] [25] Зависимый от состояния эффект также был распространен на различные лекарства, включая морфин, [25] сигареты, [26] скополамин, [23] и оксид азота. [27]
Однако важно отметить, что некоторые наркотические состояния ухудшают обучение. Например, исследование, проведенное Гарри, показало, что, несмотря на зависящий от состояния эффект, связанный с легким употреблением марихуаны, люди, курящие марихуану, обучались медленнее, чем люди в группе плацебо. [28] Точнее, людям, которые употребляли марихуану как на этапе кодирования, так и на этапе извлечения, удалось выучить материал в среднем за 10 испытаний, тогда как людям, которые находились в состоянии плацебо на обеих фазах, выучили один и тот же материал в среднем только за 5,6 испытаний.
Состояние как контекстуальный сигнал [ править ]
Предварительное объяснение воспоминания, зависящего от состояния, — это использование физиологического состояния в качестве контекстуального сигнала . [29] Результаты конвергентных исследований показали, что в задачах, где контекстуальные подсказки не предоставляются, внутренние состояния могут служить контекстными подсказками. Следовательно, люди, находящиеся в определенном наркотическом состоянии во время кодирования, могут использовать это состояние как сигнал для извлечения информации. Напротив, когда информация кодируется и извлекается в разных состояниях, у людей нет подсказок , которые могли бы помочь им вспомнить информацию, что приводит к снижению производительности. Эйх предоставляет дополнительные доказательства этой теории, демонстрируя, что введение дополнительных контекстуальных сигналов устраняет эффект зависимости от состояния. [29] Если предоставляется сигнал, такой как звук или изображение, чтобы напомнить людям о том, что они закодировали, им больше не требуется, чтобы состояние вызывало запрос на извлечение. В этом случае участники действуют одинаково, независимо от состояний кодирования и извлечения. По мнению Эйха, полное отсутствие каких-либо других наблюдаемых напоминаний имеет решающее значение для демонстрации зависимых от состояния эффектов сигналов.
Когнитивный [ править ]
Язык общения [ править ]
Когнитивная контекстно-зависимая память — это улучшенное запоминание информации, которая кодируется и извлекается в одном и том же когнитивном состоянии. [2] Самый яркий пример когнитивного контекстно-зависимого эффекта был продемонстрирован в исследованиях опытных двуязычных носителей, поскольку было высказано предположение, что разные языки обеспечивают разный когнитивный контекст. Было показано, что как автобиографические , так и семантические воспоминания лучше запоминаются, если для кодирования и извлечения используется один и тот же язык. В частности, Мэриан и Нейссер изучали этот эффект у русских иммигрантов в США, изучая автобиографическую память. [30] В этом исследовании участников попросили вспомнить конкретные автобиографические воспоминания в ответ на словесные подсказки. Меняя язык интервью (русский или английский) и языковые словесные реплики, можно было изменить, какие автобиографические воспоминания вспоминаются. Важно отметить, что интервью и словесные подсказки на русском языке побудили участников вспомнить воспоминания, которые произошли на этом языке.
Мацумото и Стэнли обнаружили аналогичный эффект у американских студентов японского происхождения. В частности, они продемонстрировали, что ключевые слова, написанные на японском языке, с большей вероятностью, чем английские, вызывают воспоминания о прошлом опыте участников в Японии. [31] Другие исследования показали аналогичные результаты для билингвов, владеющих испанским и английским языками. [32] и на польском и датском языках. [33] Однако в этих исследованиях использовался другой экспериментальный план, который не демонстрирует причинного эффекта. Кроме того, Мэриан и Фози обнаружили влияние языка на запоминание семантической информации в исследованиях испанско-английских билингвов. [34] В частности, они показывают, что точность и время реакции при воспроизведении академической информации улучшаются, когда язык кодирования и поиска аналогичен. Однако они также предполагают, что этот эффект частично зависит от владения языком участниками (т. е. у плохо говорящих по-английски не наблюдалось улучшения результатов, когда английский использовался как для кодирования, так и для поиска).
«Мотивационное состояние» [ править ]
Также было высказано предположение, что изменения в «мотивационном состоянии» между кодированием и извлечением могут повлиять на воспроизведение событий в памяти. В исследовании Woike et al. [35] Участникам было предложено прочитать истории с различным мотивационным контекстом и вспомнить конкретную информацию из этих историй. Авторы обнаружили, что воспоминания были смещены в сторону историй, содержащих информацию, которая соответствовала собственному мотивационному состоянию участников. Другое исследование Woike et al. обеспечивает более прямое изучение контекстной зависимости путем проверки влияния мотивационных контекстных сигналов на вспоминание определенных пар слов. [36] В частности, авторы продемонстрировали, что связывание пар слов с сигналами достижения создает мотивационный контекст, который увеличивает память на эти пары слов. В частности, в этом исследовании в качестве контроля используются нейтральные мотивационные сигналы. Эти нейтральные сигналы не привели к аналогичному улучшению запоминания пар слов.
, соответствующая и зависящая настроения от Память
Одним из часто сообщаемых явлений является то, что когда люди находятся в «плохом настроении», они обычно вспоминают больше плохих вещей, которые с ними случались, и оценивают эпизоды своей жизни более негативно, чем обычно. Было высказано предположение, что этот эффект возникает потому, что настроение человека в любой момент времени оказывает сильное влияние на то, какие аспекты его окружения кажутся наиболее важными. Это влияет на то, что они помнят о прошлом и что они кодируют о настоящем. [37] Этот конкретный эффект называется памятью, соответствующей настроению и зависимой от настроения.
настроению соответствующая , Память
Память, соответствующая настроению, была продемонстрирована тем фактом, что эмоциональный материал запоминается более надежно в тех настроениях, которые соответствуют эмоциональному содержанию этих воспоминаний. [37] Например, когда человек чувствует депрессию, вполне типично помнить больше о негативных событиях своего прошлого, чем о позитивных событиях. Следовательно, эффект памяти соответствия настроению означает лучшее запоминание информации, содержащейся в опыте, который соответствует текущему эмоциональному состоянию человека. Было обнаружено, что этот эффект имеет место как для счастливых, так и для грустных воспоминаний. В частности, счастливые люди запоминают больше радостной, чем грустной информации, тогда как грустные люди лучше запоминают грустную, чем радостную информацию. [38] Смещение памяти, соответствующее настроению, было обнаружено для явных, но не неявных задач на запоминание. [39] это предполагает, что память, соответствующая настроению, требует осознания собственного состояния настроения. [40] У женщин также чаще встречается память, соответствующая настроению, возможно, из-за предположительно большей осведомленности о настроении. [40] Дополнительные доказательства существования памяти, соответствующей настроению, получены в исследованиях, демонстрирующих изменение воспоминаний после экспериментально вызванных изменений настроения с помощью наркотиков. [41] Кроме того, было обнаружено, что смещение памяти в эксплицитной памяти, соответствующее настроению, специфично для информации, соответствующей негативному настроению, а не для всей негативной информации. [39] Исследования клинической депрессии продемонстрировали совпадающие результаты. [38]
Память, настроения зависящая от
Зависимость от настроения — это облегчение памяти, когда настроение при извлечении соответствует настроению при кодировании. [37] Таким образом, вероятность вспомнить событие выше, когда настроения кодирования и воспоминания совпадают, чем когда они не совпадают. [42] Однако кажется, что только подлинное настроение способно вызывать такие зависящие от настроения эффекты. [43] Также было обнаружено, что события, возникающие в результате внутренних психических операций, таких как рассуждения, воображение и мышление, больше связаны с текущим настроением человека, чем те, которые исходят из внешних источников. Это делает первые события менее вероятными, чем внешние события, которые будут вспоминаться после изменения состояния настроения. [44] Важно отметить, что эта роль эмоционального состояния в воспоминании предполагает потенциальный механизм улучшения восстановления прошлых воспоминаний.
Контекстно-зависимое забывание [ править ]
Большой объем исследований показал, что производительность памяти снижается, когда индивидуальная среда кодирования и извлечения различается, чем если бы эти две среды были одинаковыми. Этот эффект известен как контекстно-зависимое забывание. [45] В результате был создан ряд методов с целью уменьшения контекстно-зависимого забывания, связанного с сигналами окружающей среды.
Техника контекстного вызова [ править ]
Одной из стратегий преодоления контекстно-зависимого забывания является техника контекстного вспоминания. Этот метод предполагает сознательное создание старых сигналов окружающей среды по памяти, а не физическое восстановление среды, на которую они направлены. [46] Например, если человек изучал материал в классе, где парты были расположены рядами, он мог визуализировать это конкретное расположение на более позднем этапе тестирования в новой среде (т. е. с партами, расположенными по кругу). В исследовании, проведенном Смитом в 1979 году, участники, которые использовали эту технику во время тестирования в новой комнате, смогли вспомнить столько же слов, сколько участники, которые тестировались в исходной учебной комнате. [47] Участники, которых тестировали в новой комнате, где не использовалась эта техника, продемонстрировали типичное контекстно-зависимое забывание, вспомнив только две трети слов, которые вспомнили другие группы. [46] Таким образом, эффекты контекстно-зависимого забывания можно уменьшить за счет визуализации учебной среды без полного восстановления. [47] Однако этот метод полезен и успешен только тогда, когда контекст обучения легко запомнить. [46]
множественного контекста обучения Техника
Метод множественного контекста обучения — еще одна стратегия, предложенная Смитом для борьбы с контекстно-зависимым забыванием. Этот метод предполагает представление подмножеств учебного материала в нескольких контекстах, а не представление их всех в одной и той же среде. [46] При бесплатном тесте на запоминание в новой комнате участники, обучавшиеся в нескольких комнатах, вспомнили больше слов, чем участники, обучавшиеся только в одной комнате. [46] Смит предполагает, что, когда у людей есть дополнительные сигналы окружающей среды, их работоспособность будет устойчивой, поскольку вероятность того, что все сигналы будут забыты, меньше.
Другие исследования, наряду с методом множественного контекста обучения, показали, что увеличение количества сигналов окружающей среды повысит эффективность запоминания у человека. [46] Теория перегрузки сигналов, предложенная Уоткинсом и Уоткинсом в 1975 году, объясняет, что эффективность сигнала окружающей среды будет снижаться, когда увеличивается количество предметов, с которыми он связан. [48] Следовательно, при наличии фиксированного количества элементов для вспоминания производительность увеличится, если увеличится и количество подсказок. [46] Эта теория фокусируется на одном из двух факторов, которые необходимо учитывать при определении эффективности нескольких сред обучения: разнообразии контекстуальных сигналов. Однако исследование, проведенное Джонсом в 1976 году, показывает, что для того, чтобы эта техника была полезной, сигналы должны использовать разные чувства. [49] Например, преимущества запоминания отсутствуют, если увеличивается только количество визуальных сигналов. С другой стороны, существует преимущество запоминания, когда различные сенсорные средства, такие как зрение, звук и запах, объединяются вместе. [50] Следовательно, это говорит о том, что использование нескольких сенсорных сред в качестве источников сигналов во время кодирования обеспечит преимущество в различных средах тестирования, где количество контекстных сигналов уменьшено.
Внимание [ править ]
Второй фактор, который следует учитывать при определении эффективности нескольких сред обучения, — это вероятность того, что человек даже будет использовать сигналы окружающей среды при воспоминании. Инструктирование испытуемых использовать самостоятельно генерируемые сигналы (т. е. технику контекстного вспоминания) улучшит запоминание для участников, тестируемых в другой среде. Однако люди не делают этого автоматически, когда обучение происходит в одном месте. [46] Следовательно, перемещая людей из комнаты в комнату, они могут уделять больше внимания сигналам окружающей среды. Смит утверждает, что и техника контекстного вспоминания, и техника множественного контекста обучения работают одинаково, поскольку оба метода заставляют людей обращать внимание и запоминать информацию об окружающей среде. [46]
В 2003 году Чу и др. продемонстрировали, что сознательные усилия и внимание важны для преодоления контекстно-зависимого забывания. Их исследования показали, что активная обработка контекста на этапе кодирования является важным фактором успешной работы. [45] Когда вы активно обращаете внимание на сигналы окружающей среды с целью использования такой техники, как техника контекстного вспоминания, между материалом и окружающей средой создаются более сильные ассоциации. [45] Однако, если человек не обращает активного внимания на сигналы окружающей среды на этапе кодирования, такие сигналы невозможно легко визуализировать на этапе воспроизведения, если присутствует новый контекст.
Окружающие и переносимые сигналы [ править ]
Слово «амбиент» определяется как полностью окружающее и всеохватывающее.
Некоторые исследователи предположили, что окружающие сигналы, такие как запах и звук, помогают вспомнить, когда контекст обучения и контекст воспоминания различны. [50] Кроме того, эти сигналы полезны при вспоминании, поскольку их можно передавать другим лицам. Например, если музыка играет в комнате, где изучается материал, иногда можно перенести музыкальный источник в другую комнату, где будет проверяться материал. Этот феномен, который возникает, когда воспоминание или эмоция активируется песней, связанной с конкретным событием, демонстрирует эффективность звука (и запаха) в качестве полезных сигналов в отсутствие исходного контекста. [50] Использование передаваемых сигналов может быть полезно для людей, у которых возникают трудности с использованием техники контекстного вызова, поскольку им трудно создать мысленный образ исходной среды. Например, эта техника оказалась полезной для пациентов дома, которые пытаются воспроизвести навыки, полученные в больнице. [50]
- зависимое вымирание Контекстно
Под угасанием понимается потеря работоспособности после того, как условный раздражитель больше не сочетается с безусловным раздражителем . Это также может относиться к потере оперантного ответа , когда он больше не подкрепляется.Исследование, проведенное Бутоном (2002), показало, что вымирание — это не пример разучивания, а новый тип обучения, при котором результативность личности зависит от контекста. [51] Эффект обновления виден, когда участник сначала обусловлен в контексте (контекст А), а затем демонстрирует угасание в другом контексте (Б). Возвращение в контекст А может возобновить условный ответ. Эти данные показывают, что соответствующие реакции, лежащие в основе вымирания, могут быть связаны с контекстуальной информацией. [51] Следовательно, тот, кто находится в контексте, в котором он первоначально изучил материал, скорее всего, получит сигнал действовать так, как он был изначально приучен действовать. Если они находятся в контексте вымирания, то этот контекст, скорее всего, побудит их не реагировать. После исчезновения выученного страха Марен и его коллеги показали, что зависимость исчезновения от контекста опосредуется нейронами гиппокампа и префронтальной коры, проецирующимися в миндалевидное тело. [17] [52] [53]
применения Клинические
Угасание часто используется в клинической терапии, называемой экспозиционной терапией, для лечения таких расстройств, как фобии и тревога , а также для лечения наркотической зависимости . [54] Например, у человека, который учится ассоциировать змей с травмирующим событием, например, с укусом, может развиться фобия. В качестве лечения терапевт может выбрать подвергание человека воздействию змей при отсутствии какого-либо травмирующего события, что приведет к исчезновению неадаптивного поведения, связанного со страхом. Однако из-за того, что угашение является контекстно-зависимым процессом, оно может привести к рецидиву, как только пациент больше не находится в контексте угасания. [54] [55] В исследовании Кромбэга и Шахама крыс обучали самостоятельному введению смеси героина и кокаина с последующим двадцатидневным вымиранием. Половина крыс пережила вымирание в том же контексте, что и первоначальное самоуправление, а другая половина — в новом контексте. Крысы, вымершие в новом контексте, возобновили самостоятельное введение препарата значительно чаще, чем другие крысы, когда их вернули в исходный контекст. [56] Подобный эффект был показан при экспозиционной терапии человека при сильном страхе перед пауками. Участники, которых лечили путем вымирания, а затем тестировали в одном и том же контексте, боялись значительно меньше, чем участники, которых лечили и тестировали в других контекстах. Это показывает отсутствие возможности обобщения одного контекста на другой в экспозиционной терапии. [57] Следовательно, следует принять во внимание, что контекстная зависимость вымирания имеет решающее значение для успешного лечения. Чтобы добиться стабильного и эффективного исчезновения фобий, тревоги или употребления наркотиков, контекст исчезновения должен быть максимально похож на повседневные встречи с вызывающими эмоции сигналами, которые могут испытывать пациенты.
Приложения [ править ]

Согласно цитированной выше литературе, информация лучше запоминается, когда контекст совпадает с кодированием и поиском. Поэтому, когда человек учится, ему следует как можно лучше сопоставить контекст обучения с контекстом тестирования, чтобы оптимизировать объем материала, который будет вспоминаться. Эта идея стала очевидной в исследовании, проведенном Грантом и др. [58] В этом исследовании участников просили изучать значимую информацию как в тихих, так и в шумных условиях. После этого им задавались вопросы с коротким ответом и несколькими вариантами ответов по ранее изученному материалу, что способствовало как распознаванию, так и воспоминанию. Половина из них тестировалась в бесшумных условиях, а другая половина — в шумных. Участники, чей уровень шума совпадал во время обучения и тестирования, запомнили значительно больше информации, чем те, чей уровень шума не совпадал. Грант и др. пришли к выводу, что учащиеся должны учитывать контекст тестирования, такой как уровень шума, во время учебы, чтобы максимизировать свои результаты как при запоминании, так и при распознавании.
Кроме того, в тех случаях, когда невозможно иметь одинаковые контексты обучения и тестирования, люди, которые сознательно обращают внимание на сигналы в среде обучения, могут добиться лучших результатов при вспоминании этой информации. Поступая таким образом, люди могут лучше создать мысленный образ исходного контекста при попытке вспомнить информацию в новом контексте тестирования, что позволяет улучшить восстановление памяти. [46] Кроме того, следует учитывать несколько контекстуальных сигналов, используя более одной сенсорной системы, чтобы максимизировать количество сигналов, которые могут помочь запомнить информацию. [46]
Ссылки [ править ]
- ^ Грюнеберг, Майкл М.; Грюнеберг, Майкл; Моррис, Питер Эдвин (1994). Теоретические аспекты памяти . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780415069571 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Баддели А., М.В. Айзенк и М.К. Андерсон. 2009. Память. Psychology Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
- ^ Пессен, Дж. (1932). «Влияние похожих и непохожих условий на обучение и переобучение». Дж. Эксп. Психол . 15 (4): 427–435. дои : 10.1037/h0075537 .
- ^ Фарнсворт, PR (1934). «Обследование в знакомой и незнакомой обстановке». Дж. Сок. Психол . 5 : 128–129. дои : 10.1080/00224545.1934.9921593 .
- ^ Билодо, И.М.; Шлосберг, Х. (1951). «Сходство в стимулирующих условиях как переменная ретроактивного торможения». Дж. Эксп. Психол . 41 (3): 119–204. дои : 10.1037/h0056809 . ПМИД 14841330 .
- ^ Стрэнд, Б.З. (1970). «Изменение контекста и ретроактивное торможение». Дж. Верб. Учиться. Глагол. Поведение . 9 (2): 202–206. дои : 10.1016/S0022-5371(70)80051-2 .
- ^ Дженсен, LC; Харрис, К.; Андерсон, округ Колумбия (1971). «Удержание после изменения окружающих контекстных стимулов для шести возрастных групп». Дев. Психол . 4 (3): 394–399. дои : 10.1037/h0030957 .
- ^ Тульвинг, Эндель; Дональд Томсон (1973). «Специфика кодирования и процессы восстановления в эпизодической памяти». Психологический обзор . 80 (5): 352–373. дои : 10.1037/h0020071 . S2CID 14879511 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Годден, Д; Баддели, А. (1975). «Контекстно-зависимая память в двух природных средах». Британский журнал психологии . 66 (3): 325–331. дои : 10.1111/j.2044-8295.1975.tb01468.x . S2CID 10699186 .
- ^ Эгстром, Г.Г., Велтман, Г., Баддели, А.Д., Куккаро, В.Дж., и Уиллис, Массачусетс (1972). Производительность подводной работы и допуск к работе. Номер отчета. 51, Лаборатория биотехнологий, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
- ^ Смит, С.; Вела, Э. (2001). «Контекстно-зависимая память окружающей среды: обзор и метаанализ» . Психон. Бык. Преподобный . 8 (2): 203–220. дои : 10.3758/BF03196157 . ПМИД 11495110 .
- ^ Джонсон, МК; Хаштруди, С.; Линдси, DS (1993). «Источник мониторинга». Психологический вестник . 114 (1): 3–28. дои : 10.1037/0033-2909.114.1.3 . PMID 8346328 .
- ^ Эстес, ВК (1986). «Модели массивов для изучения категорий». Когнитивная психология . 18 (4): 500–549. дои : 10.1016/0010-0285(86)90008-3 . ПМИД 3769427 . S2CID 10573104 .
- ^ Стейнберг, С. (1966). «Высокоскоростное сканирование в памяти человека». Наука . 153 (3736): 652–654. Бибкод : 1966Sci...153..652S . дои : 10.1126/science.153.3736.652 . ПМИД 5939936 . S2CID 18013423 .
- ^ Годден, ДР; Баддели, AD (1975). «Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой». Британский журнал психологии . 66 (3): 325–331. дои : 10.1111/j.2044-8295.1975.tb01468.x . S2CID 10699186 .
- ^ Годден, ДР; Баддели, AD (1980). «Когда контекст влияет на память узнавания?». Британский журнал психологии . 71 : 99–104. дои : 10.1111/j.2044-8295.1980.tb02735.x .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марен, С.; Фан, КЛ; Либерзон, И. (2013). «Контекстуальный мозг: последствия для формирования страха, его исчезновения и психопатологии» . Обзоры природы Неврология . 14 (6): 417–428. дои : 10.1038/nrn3492 . ПМК 5072129 . ПМИД 23635870 .
- ^ Вагнер, А.Д.; Десмонд, Дж. Э.; Гловер, Джорджия ; Габриэли, JDE (1998). «Префронтальная кора и узнавательная память. Функциональные данные МРТ о контекстно-зависимых процессах поиска» . Мозг . 121 (10): 1985–2002. дои : 10.1093/brain/121.10.1985 . ПМИД 9798751 .
- ^ Калиш Р., Коренфельд Э., Стефан К.Е., Вайскопф Н., Сеймур Б., Долан Р.Дж. (2006). «Контекстно-зависимая память о вымирании человека опосредована вентромедиальной префронтальной и гиппокампальной сетью» . Журнал неврологии . 26 (37): 9503–9511. doi : 10.1523/JNEUROSCI.2021-06.2006 . ПМЦ 2634865 . ПМИД 16971534 .
- ^ Вагнер, А.Д.; Десмонд, Дж. Э.; Гловер, Г.Х.; Габриэли, JDE (1998). «Префронтальная кора и узнавательная память: функциональные данные МРТ о контекстно-зависимых процессах поиска» . Мозг . 121 (10): 1985–2002. дои : 10.1093/brain/121.10.1985 . ПМИД 9798751 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Смит, С.М. (1988) Память, зависящая от контекста окружающей среды. В книге Дж. Дэвиса (ред.), «Память в контексте» (стр. 13–31). Джон Уайли и сыновья, ООО
- ^ Махбуб, Машиват (апрель 2015 г.). Контекстные эффекты в памяти через призму яркой гипотезы (дипломная работа с отличием). Колледж Уэлсли. S2CID 15684061 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петерсен, Р. (1979). «Скополамин Состояние-зависимые процессы памяти у человека». Психофармакология . 64 (3): 309–314. дои : 10.1007/BF00427515 . ПМИД 116273 . S2CID 25368581 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гудвин, Д.; Пауэлл, Б.; Бремер, Д.; Хойн, Х.; Стерн, Дж. (1969). «Алкоголь и воспоминания: эффекты, зависящие от состояния человека». Наука . 163 (3873): 1358–1360. Бибкод : 1969Sci...163.1358G . дои : 10.1126/science.163.3873.1358 . ПМИД 5774177 . S2CID 38794062 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нисимура, М; Шииги, Ю; Кането, Х (1990). «Зависимое от состояния и / или прямое восстановление памяти с помощью морфия у мышей». Психофармакология . 100 (1): 27–30. дои : 10.1007/bf02245784 . ПМИД 2296624 . S2CID 32815732 .
- ^ Питерс, Р.; МакГи, Р. (1982). «Курение сигарет и память, зависящая от состояния». Психофармакология . 76 (3): 232–235. дои : 10.1007/BF00432551 . ПМИД 6808542 . S2CID 23369410 .
- ^ Мевальдт, СП; Гонейм, ММ; Чой, WW; Корттила, К; Петерсон, Р.К. (1988). «Закись азота и память человека, зависящая от состояния». Фармакология Биохимия и поведение . 30 (1): 83–7. дои : 10.1016/0091-3057(88)90428-5 . ПМИД 3174757 . S2CID 46426725 .
- ^ Риклз, В., Коэн, М.Дж., Уитакер, Калифорния, и Макинтайр, К.Э. (1973) Марихуана индуцирует вербальное обучение, зависящее от состояния.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эйх, Дж. М. (1980) Зависящая от сигнала природа поиска, зависящего от состояния. Память и познание, 157–173.
- ^ Мариан, В.; Нейссер, У. (2000). «Языкозависимое воспроизведение автобиографических воспоминаний». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 129 (3): 361–368. дои : 10.1037/0096-3445.129.3.361 . ПМИД 11006905 .
- ^ Мацумото, А.; Стэнни, К. (2006). «Языкозависимый доступ к автобиографической памяти у японско-английских билингвов и монолингвов в США». Память . 14 (3): 378–390. дои : 10.1080/09658210500365763 . ПМИД 16574592 . S2CID 42411717 .
- ^ Шрауф, РВ; Рубин, округ Колумбия (2000). «Внутренние языки поиска: двуязычное кодирование воспоминаний о личном прошлом» . Память и познание . 28 (4): 616–623. дои : 10.3758/BF03201251 . hdl : 10161/10138 . ПМИД 10946544 .
- ^ Ларсен, С.; Шрауф, РВ; Фромхолт, П.; Рубин, округ Колумбия (2002). «Внутренняя речь и двуязычная автобиографическая память: польско-датское кросс-культурное исследование». Память . 10 (1): 45–54. дои : 10.1080/09658210143000218 . hdl : 10161/10132 . ПМИД 11747575 . S2CID 16109197 .
- ^ Мариан, В.; Фози, CM (2006). «Языкозависимая память при двуязычном обучении». Прикладная когнитивная психология . 20 (8): 1025–1047. дои : 10.1002/acp.1242 .
- ^ Войке, бакалавр искусств; Лавезари, Э.; Барский, Дж. (2001). «Влияние неявных мотивов на процессы памяти». Журнал личности и социальной психологии . 81 (5): 935–945. дои : 10.1037/0022-3514.81.5.935 . ПМИД 11708568 .
- ^ Войке, бакалавр искусств; Бендер, М.; Беснер, Н. (2009). «Неявные мотивационные состояния влияют на память: доказательства наличия мотива в зависимости от состояния личности». Журнал исследований личности . 43 (1): 39–48. дои : 10.1016/j.jrp.2008.10.009 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Льюис П. и Кричли Х. (2003). Память, зависящая от настроения. Тенденции в когнитивных науках.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккормик, Д.; -1#Майер, Л. Стронг; Стронг, SE (1995). «Соответствующая настроению память и естественное настроение: новые данные». Бюллетень личности и социальной психологии . 21 (7): 736–746. дои : 10.1177/0146167295217008 . S2CID 145669812 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоткинс, ПК; Ваче, К.; Верней, СП; Мюллер, С.; Мэтьюз, А. (1996). «Бессознательная предвзятость памяти, соответствующая настроению, при депрессии». Журнал аномальной психологии . 105 (1): 34–41. дои : 10.1037/0021-843X.105.1.34 . ПМИД 8666709 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роткопф, Дж.; Блейни, П. (1991). «Память, соответствующая настроению: роль аффективного фокуса и пола». Познание и эмоции . 5 (1): 53–64. дои : 10.1080/02699939108411023 .
- ^ Клаассен, Т; Ридель, В.Дж.; Дойц, штат Невада; Ван Прааг, HM (2002). «Смещение памяти, соответствующее настроению, вызванное истощением триптофана». Психологическая медицина . 32 (1): 167–172. дои : 10.1017/s003329170100438x . ПМИД 11885569 . S2CID 11744704 .
- ^ Эйх, Э. Маколей; Райан, Л.; Райан, Л. (1994). «Зависимая от настроения память о событиях личного прошлого». Журнал экспериментальной психологии . 123 (2): 201–215. дои : 10.1037/0096-3445.123.2.201 . ПМИД 8014613 .
- ^ Эйх, Э.; Маколей, Д. (2000). «Необходимы ли настоящие настроения для выявления памяти, соответствующей настроению и зависящей от настроения?». Психологическая наука . 11 (3): 244–248. дои : 10.1111/1467-9280.00249 . ПМИД 11273411 . S2CID 19691809 .
- ^ Эйх, Эрик; Меткалф, Джанет (1989). «Зависимая от настроения память на внутренние и внешние события». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 15 (3): 443–455. дои : 10.1037/0278-7393.15.3.443 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чу, С.; Хэндли, В.; Купер, СР (2003). «Устранение контекстно-зависимого забывания: изменение контекста может быть столь же эффективным, как и его восстановление» . Психологическая запись . 53 (4): 549–559. дои : 10.1007/BF03395452 . S2CID 53452596 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 12 декабря 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Смит, С.М. (1984). «Сравнение двух методов уменьшения контекстно-зависимого забывания» . Память и познание . 12 (5): 477–482. дои : 10.3758/bf03198309 . ПМИД 6521649 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, С.М. (1979). «Вспоминание в контексте и вне контекста». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 4 (5): 460–471. дои : 10.1037/0278-7393.5.5.460 .
- ^ Уоткинс, MJ; Уоткинс, О.Г. (1976). «Теория перегрузки сигналов и метод интерполированных атрибутов» . Бюллетень Психономического общества . 7 (3): 289–291. дои : 10.3758/bf03337192 .
- ^ Джонс, Г.В. (1979). «Множественное забывание». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 5 (2): 98–114. дои : 10.1037/0278-7393.5.2.98 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Паркер, А.; Геллатли, А. (1997). «Подвижные подсказки: практический метод уменьшения контекстно-зависимого забывания». Прикладная когнитивная психология . 11 (2): 163–173. doi : 10.1002/(sici)1099-0720(199704)11:2<163::aid-acp427>3.0.co;2-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бутон, Мэн (2002). «Контекст, двусмысленность и разучивание: источники рецидива после угасания поведения». Биол. Психиатрия . 52 (10): 976–986. дои : 10.1016/S0006-3223(02)01546-9 . ПМИД 12437938 . S2CID 12887666 .
- ^ Кнапска, Э.; Масиас, М.; Микош, М.; Новак, А.; Овчарек, Д.; Вавжиняк, М.; Пепшик, М.; Саймерман, Айова; Верка, Т.; Шэн, М.; Марен, С.; Яворски, Дж.; Качмарек, Л. (2013). «Функциональная анатомия нейронных цепей, регулирующих страх и угасание» . Труды Национальной академии наук . 109 (42): 17093–17098. дои : 10.1073/pnas.1202087109 . ПМЦ 3479515 . ПМИД 23027931 .
- ^ Орсини, Калифорния; Ким, Дж. Х.; Кнапска, Э.; Марен, С. (2011). «Проекции гиппокампа на базальную миндалину опосредуют контекстуальную регуляцию страха после угасания» . Журнал неврологии . 31 (47): 17269–17277. doi : 10.1523/JNEUROSCI.4095-11.2011 . ПМК 3241946 . ПМИД 22114293 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бутон, Мэн (1988). «Контекст и двусмысленность в исчезновении эмоционального обучения: последствия экспозиционной терапии». Поведенческие исследования и терапия . 26 (2): 137–149. дои : 10.1016/0005-7967(88)90113-1 . ПМИД 3365204 .
- ^ Перри, Кристина Дж; Збуквич, Изабель; Ким, Джи Хён; Лоуренс, Эндрю Дж (01 октября 2014 г.). «Роль сигналов и контекста в поведении, связанном с поиском наркотиков» . Британский журнал фармакологии . 171 (20): 4636–4672. дои : 10.1111/bph.12735 . ISSN 1476-5381 . ПМК 4209936 . ПМИД 24749941 .
- ^ Кромбэг, HS; Шахам, Ю. (2002). «Возобновление поиска лекарств по контекстуальным сигналам после длительного вымирания у крыс» . Поведенческая нейронаука (представлена рукопись). 116 (1): 169–173. дои : 10.1037/0735-7044.116.1.169 . ПМИД 11895178 .
- ^ Минека, С.; Мистковски, Дж.Л.; Хладек, Д.; Родригес, Б.И. (1999). «Влияние изменения контекста на возвращение страха после экспозиционной терапии страха пауков». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 67 (4): 599–604. дои : 10.1037/0022-006X.67.4.599 . ПМИД 10450633 .
- ^ Грант, Его Величество; Бредал, LC; Клэй, Дж.; Ферри, Дж.; Гроувс, Дж. Э.; Макдорман, штат Техас; Дарк, виджей (1998). «Контекстно-зависимая память на значимый материал: Информация для студентов». Прикладная когнитивная психология . 12 (6): 617–623. CiteSeerX 10.1.1.497.6500 . doi : 10.1002/(sici)1099-0720(1998120)12:6<617::aid-acp542>3.0.co;2-5 .