Jump to content

Окружение

(Перенаправлено из «Династия Омриде »)
Дом Омри (Омридес)
Омри
Страна Королевство Израиль (север)
Иудейское царство (юг)
Основатель Омри
Последний правитель Иорам [1]
Титулы
  • Царь Израиля
  • Царица Иудеи
Руины места Омрида в Самарии , современная Себастия.

Династия Омридов , Омриды или Дом Омри ( ивр .: בֵּית עָמְרִי ‎ ‎, латинизировано : Bēt ʿOmrī ; аккадский : 𒂍𒄷𒌝𒊑𒄿 , латинизированный: бит-Ḫûmrî ) — правящая династия Самарийского царства, основанная царем Омрием . Правление династии закончилось завоеванием Самарии под Неоассирийской империей предводительством Салманасара V , который присоединил эту территорию как ассирийскую провинцию Самерину .

Известно, что в пяти ассирийских записях упоминаются либо «Земля Омри», либо «Дом Омри». [2] [3] [4] Археологическое упоминание об Омри и его безымянном сыне можно найти в стеле Меша , единственной известной северо-западной семитской надписи, в которой упоминается это имя. Согласно Библии , омридскими правителями Израиля были Омри, Ахав , Охозия и Иорам . Дочь Ахава Гофолия также стала царствующей царицей царства Иудейского .

Библейский рассказ

[ редактировать ]

В целом Библия изображает омридов как отступников, отказавшихся от яхвизма ради поклонения Ваалу . Что касается внешней политики, они имели дело с проблемными соседями, такими как Арам-Дамаск и Моав, и вступили в союз с Иудейским царством посредством брака . Но внутри страны они сделали Самарию новой столицей. В конце концов Ииуй восстал против них и полностью восстановил Иеровоама тельца культ золотого . Последняя правительница Гофолия выжила и узурпировала иудейский трон.

Список правящих Омридов

[ редактировать ]

Большинство современных историков следуют либо более старым хронологиям, установленным Уильямом Ф. Олбрайтом , либо Эдвином Р. Тиле . [5] или более новые хронологии Гершона Галила и Кеннета Китчена , [6] все это показано ниже.

Распространенное/библейское имя Царственное имя и стиль Олбрайт Тиле Галиль Кухня Примечания
Омри Омри, царь Израиля
'Омри , Мелех Исраэль
876–869 гг. до н.э. 885–874 гг. до н.э. 884–873 гг. до н.э. 886–875 гг. до н.э. Правил Израилем в Самарии 12 лет. Смерть: естественные причины
Ахав Ахав бен-Омари, царь Израиля
Ахав бен Омри , Мелех Исраэль
869–850 гг. до н.э. 874–853 гг. до н.э. 873–852 гг. до н.э. 875–853 гг. до н.э. Правил Израилем в Самарии 22 года. Смерть: застрелен лучником во время битвы при Рамофе Галаадском. Он умер по прибытии в Самарию.
Охозия Охозия, сын Ахава, царь Израиля
Охозия бен Ахав , Мелех Исраэль
850–849 гг. до н.э. 853–852 гг. до н.э. 852–851 гг. до н.э. 853–852 гг. до н.э. Правил Израилем в Самарии 2 года. Смерть: он провалился через решетку своей горницы и поранился. Пророк Илия сказал ему, что он никогда не встанет с постели и умрет на ней.
Иорам Йорам бен-Ахав, царь Израиля
Иорам бен Ахав , Мелех Исраэль
849–842 гг. до н.э. 852–841 гг. до н.э. 851–842 гг. до н.э. 852–841 гг. до н.э. Правил Израилем в Самарии 12 лет. Смерть: убит Ииуя, следующим царем Израиля.
Гофолия Гофолия, дочь Омри, царицы Иудеи.
'Аталия бат 'Омри , Малкат Иегуда
842–837 гг. до н.э. 841–835 гг. до н.э. 842–835 гг. до н.э. 841–835 гг. до н.э. Царица-мать, вдова Иорама и мать Охозии. Правил Иудеей в Иерусалиме 6 лет. Смерть: убит войсками, назначенными Иодаем Священником для защиты Иоаса.

Библеист Эдвард Липинский предположил, что «Ваал» относится не к финикийскому божеству, а к « ЯХВЕ Самарии ». Проиудейские авторы еврейской Библии смешивали их, поскольку считали последнюю ересью Яхве. [7] Стела Меши также упоминает о яхвистской ориентации омридов ( Хамош «И сказал мне : пойди, возьми Нево против Израиля, и... и я взял его: ... и взял из него сосуды Иеговы, и предложил их перед Чемошем». ). Царские имена (Иорам, Охозия, Гофолия) были теофорными и относились к Яхве. [7] [8] Но есть свидетельства того, что «Ваал» не относится к Яхве, основанные на царской печати Иезавели и личном происхождении. Несмотря на это, Омриды продвигали Яхве, интегрируя образы угаритских Ваала и Баал-Шамема , которые приняли более поздние библейские пророки. [9] [10] [11]

Историчность

[ редактировать ]

Исраэль Финкельштейн считает, что Омриды были ответственны за богатство и создание империи, которые, как известно, приписывались Давиду и Соломону . Кроме того, они построили и отремонтировали Самарию, Изреель , Мегиддо и Асор . Он считает, что эти детали были опущены в еврейской Библии, потому что авторы не одобряли многобожие. [12] [ нужна страница ]

Кристиан Фревел утверждает, что Омриды были ответственны за представление ЯХВЕ в Иудейском царстве, которое рассматривало ЯХВЕ как бога-покровителя Иудейского государства . И наоборот, в Израиле существовало множество яхвистских культов. В основном этого добился Ахав, который дал своим детям теофорные имена во время экспансии на северные территории и в Иудею. Завоевания Азаила в Израиле вынудили преемников Ахава укрепить связи с Иудеей, что привело к дальнейшему распространению яхвизма среди иудеев. Не исключено, что яхвистские традиции, в том числе об Исходе , сохранил семейный клан Омриде. [13] Майкл Дж. Шталь считает, что библейские повествования подтверждают эту историческую реальность. Например, Ахав покаялся перед Яхве после смерти Навуфея и посоветовался с пророками Яхве, прежде чем воевать с арамейцами. [11]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Меша Стела описывает угнетение Моава Омри, царем Израиля, и победу моавитян над его неназванным сыном, вероятно, имея в виду Ахава.

На стеле Меша есть моавитянская надпись, сделанная Мешей , правителем Моава, около 840 г. до н. э., в которой Меша рассказывает о притеснении Моава «Омрием, царем Израиля» и его сыном после него, и хвастается своими победами над последним.

Хотя Библия утверждает, что Ииуй убил последнего омридского царя Иорама и его союзника, царя Иудеи Охозию в ходе переворота около 841 г. до н.э., а затем уничтожил большинство оставшихся членов Дома Омри, археологические данные вызывают некоторые сомнения по этому поводу. Автор стелы Тель-Дан (обычно идентифицируемый как царь Дамаска Азаил (около 842–806 гг. До н. Э.)) Судя по всему, сам утверждал, что убил двух царей. [14]

Часть израильской делегации царя Ииуя с подарками, Черный обелиск , 841–840 гг. до н.э. [15]

Кроме того, на Черном обелиске ассирийского царя Салманасара III, обычно датируемом 841–840 гг. до н.э., Ииуй назван «сыном Омри». [16] [17] (Правление Ииуя обычно датируется 841–814 гг. до н. э.).

Тем не менее, упоминание «сына Омри» в Чёрном обелиске в выражении «Ииуй, сын Омри» может быть ссылкой на «Дом Омри», который, как полагают, является ассирийским названием Израильского царства . Ассирийские цари часто называли преемников Омри принадлежащими к «Дому Омри» ( Бит Ху-ум-ри-а ). [18] Однако ни одно из этих более поздних упоминаний не направлено на людей, а либо на землю, либо на людей. Только по отношению к Ииую используется мар Ху-ум-ри-и , «сын Омри». [19]

Список предлагаемых ассирийских упоминаний Дома Омри

[ редактировать ]

В таблице ниже перечислены все исторические ссылки на Омри в ассирийских записях. [20]

Ассирийский царь Надпись Год Транслитерация Перевод
Салманасар III Черный обелиск , Фрагмент Калаха, Камень Курбаила, Камень Ашура 841 г. до н. э. из Ху-ум-ри-и «из народа земли Омри» [n 1] [21] [22]
Адад-нирари III Нимрудская плита 803 г. до н. э. ГДЕ Бет-Ху-ум-ри-и «земля дома Омри»
Тиглатпаласар III НД 4301+4305, III Р 10,2 731 г. до н.э. КУР Э Ху-ум-ри-а «земля дома Омри»
Саргон II Дворцовая дверь, Маленькая сводная надпись, Надпись на цилиндре, Надпись быка [n 2] 720 г. до н.э. мат И Бит-Ху-ум-ри-а «вся земля дома Омри»
  1. ^ Исторически переводится как «сын Омри».
  2. ^ На всех четырех предметах одна и та же надпись.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ 2 Царств 8:26
  2. ^ Лемче, Нильс Петер (2008). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 147–148. ISBN  978-0-664-23245-0 .
  3. ^ Дэвис, Филип Р. (1995). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . А&С Черный. п. 64. ИСБН  978-1-85075-737-5 .
  4. ^ Макнейр, Рэймонд Ф (2012). Ключ к северо-западному европейскому происхождению . Авторский дом. п. 172. ИСБН  978-1-4685-4600-2 .
  5. ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN   978-0-8254-3825-7 , 9780825438257
  6. ^ О достоверности Ветхого Завета (2003) Кеннета Китчена. Гранд-Рапидс и Кембридж: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN   978-0-8028-4960-1 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Эдвард Липинский «Исследования по истории и культуре древнего Ближнего Востока» Номос Пресс, 2013, ISBN   978-83-7688-156-0
  8. ^ Лукаш Тобола «Баал в истории Омридов: историко-богословское исследование», Университет Адама Мицкевича в Познани. факультет теологии; 162 ISBN   978-83-63266-14-1
  9. ^ Корпель, Марджо, Калифорния (май 2008 г.). «Достойный царицы: Королевская печать Иезавели» . Общество библейской археологии . Проверено 17 ноября 2013 г.
  10. ^ Меррилл Ф. Унгер, Библейский словарь Унгера (Чикаго: Moody Press, 1977) 327.
  11. ^ Перейти обратно: а б Шталь, Майкл Дж. (2023). «Яхве или Ваал – кто был Богом Северного Израиля?» . Обзор библейской археологии . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
  12. ^ Исраэль Финкельштейн , Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов , Нью-Йорк: Свободная пресса, 2001. ISBN   978-0-684-86912-4 .
  13. ^ Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2) – через руб.
  14. ^ Халлвард Хагелия, «Филологические проблемы надписи Тель-Дан», в книге Лутца Эдзарда и Яна Ретсо, ред., « Актуальные проблемы анализа семитской грамматики и лексики» , Харрассовиц, 2005, 235.
  15. ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
  16. ^ Дэниел Д. Лакенбилл, Древние записи Ассирии и Вавилонии , том. I, Чикаго, 1926 г., §§ 590, 672.
  17. ^ Еврейская энциклопедия , «Омри»
  18. ^ Джеймс Б. Причард, изд., Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету , 3-е изд., Принстон: Princeton University Press, 1969, 283. ISBN   978-0-691-03503-1
  19. ^ Балансирование свидетельств об Ииую и Иоасе в древних ближневосточных текстах - критическая переоценка
  20. ^ * Келле, Брэд (2002), «Что в имени? Неоассирийские обозначения Северного царства и их значение для истории Израиля и библейской интерпретации», Journal of Biblical Literature , 121 (4): 639–666, doi : 10.2307/ 3268575 , JSTOR   3268575
  21. ^ Клинописные параллели Ветхому Завету - Роберт Уильям Роджерс
  22. ^ Безольд, Карл; Кинг, LW (1889). Каталог клинописных табличек из коллекции Коюнджика Британского музея . Отдел Британского музея Древнего Египта и Судана. ISBN  978-1-145-51935-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a95dd64d9218daf35ee519acb84242d5__1719757500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/d5/a95dd64d9218daf35ee519acb84242d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Omrides - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)