Окружение
Часть серии о |
Цари Израиля и Иуды |
---|
(Курсивом обозначено спорное |
Дом Омри (Омридес) | |
---|---|
Страна | Королевство Израиль (север) Иудейское царство (юг) |
Основатель | Омри |
Последний правитель | Иорам [1] |
Титулы |
|
Династия Омридов , Омриды или Дом Омри ( ивр .: בֵּית עָמְרִי , латинизировано : Bēt ʿOmrī ; аккадский : 𒂍𒄷𒌝𒊑𒄿 , латинизированный: бит-Ḫûmrî ) — правящая династия Самарийского царства, основанная царем Омрием . Правление династии закончилось завоеванием Самарии под Неоассирийской империей предводительством Салманасара V , который присоединил эту территорию как ассирийскую провинцию Самерину .
Известно, что в пяти ассирийских записях упоминаются либо «Земля Омри», либо «Дом Омри». [2] [3] [4] Археологическое упоминание об Омри и его безымянном сыне можно найти в стеле Меша , единственной известной северо-западной семитской надписи, в которой упоминается это имя. Согласно Библии , омридскими правителями Израиля были Омри, Ахав , Охозия и Иорам . Дочь Ахава Гофолия также стала царствующей царицей царства Иудейского .
Библейский рассказ
[ редактировать ]В целом Библия изображает омридов как отступников, отказавшихся от яхвизма ради поклонения Ваалу . Что касается внешней политики, они имели дело с проблемными соседями, такими как Арам-Дамаск и Моав, и вступили в союз с Иудейским царством посредством брака . Но внутри страны они сделали Самарию новой столицей. В конце концов Ииуй восстал против них и полностью восстановил Иеровоама тельца культ золотого . Последняя правительница Гофолия выжила и узурпировала иудейский трон.
Список правящих Омридов
[ редактировать ]Большинство современных историков следуют либо более старым хронологиям, установленным Уильямом Ф. Олбрайтом , либо Эдвином Р. Тиле . [5] или более новые хронологии Гершона Галила и Кеннета Китчена , [6] все это показано ниже.
Распространенное/библейское имя | Царственное имя и стиль | Олбрайт | Тиле | Галиль | Кухня | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Омри | Омри, царь Израиля 'Омри , Мелех Исраэль | 876–869 гг. до н.э. | 885–874 гг. до н.э. | 884–873 гг. до н.э. | 886–875 гг. до н.э. | Правил Израилем в Самарии 12 лет. Смерть: естественные причины |
Ахав | Ахав бен-Омари, царь Израиля Ахав бен Омри , Мелех Исраэль | 869–850 гг. до н.э. | 874–853 гг. до н.э. | 873–852 гг. до н.э. | 875–853 гг. до н.э. | Правил Израилем в Самарии 22 года. Смерть: застрелен лучником во время битвы при Рамофе Галаадском. Он умер по прибытии в Самарию. |
Охозия | Охозия, сын Ахава, царь Израиля Охозия бен Ахав , Мелех Исраэль | 850–849 гг. до н.э. | 853–852 гг. до н.э. | 852–851 гг. до н.э. | 853–852 гг. до н.э. | Правил Израилем в Самарии 2 года. Смерть: он провалился через решетку своей горницы и поранился. Пророк Илия сказал ему, что он никогда не встанет с постели и умрет на ней. |
Иорам | Йорам бен-Ахав, царь Израиля Иорам бен Ахав , Мелех Исраэль | 849–842 гг. до н.э. | 852–841 гг. до н.э. | 851–842 гг. до н.э. | 852–841 гг. до н.э. | Правил Израилем в Самарии 12 лет. Смерть: убит Ииуя, следующим царем Израиля. |
Гофолия | Гофолия, дочь Омри, царицы Иудеи. 'Аталия бат 'Омри , Малкат Иегуда | 842–837 гг. до н.э. | 841–835 гг. до н.э. | 842–835 гг. до н.э. | 841–835 гг. до н.э. | Царица-мать, вдова Иорама и мать Охозии. Правил Иудеей в Иерусалиме 6 лет. Смерть: убит войсками, назначенными Иодаем Священником для защиты Иоаса. |
Религия
[ редактировать ]Библеист Эдвард Липинский предположил, что «Ваал» относится не к финикийскому божеству, а к « ЯХВЕ Самарии ». Проиудейские авторы еврейской Библии смешивали их, поскольку считали последнюю ересью Яхве. [7] Стела Меши также упоминает о яхвистской ориентации омридов ( Хамош «И сказал мне : пойди, возьми Нево против Израиля, и... и я взял его: ... и взял из него сосуды Иеговы, и предложил их перед Чемошем». ). Царские имена (Иорам, Охозия, Гофолия) были теофорными и относились к Яхве. [7] [8] Но есть свидетельства того, что «Ваал» не относится к Яхве, основанные на царской печати Иезавели и личном происхождении. Несмотря на это, Омриды продвигали Яхве, интегрируя образы угаритских Ваала и Баал-Шамема , которые приняли более поздние библейские пророки. [9] [10] [11]
Историчность
[ редактировать ]Исраэль Финкельштейн считает, что Омриды были ответственны за богатство и создание империи, которые, как известно, приписывались Давиду и Соломону . Кроме того, они построили и отремонтировали Самарию, Изреель , Мегиддо и Асор . Он считает, что эти детали были опущены в еврейской Библии, потому что авторы не одобряли многобожие. [12] [ нужна страница ]
Кристиан Фревел утверждает, что Омриды были ответственны за представление ЯХВЕ в Иудейском царстве, которое рассматривало ЯХВЕ как бога-покровителя Иудейского государства . И наоборот, в Израиле существовало множество яхвистских культов. В основном этого добился Ахав, который дал своим детям теофорные имена во время экспансии на северные территории и в Иудею. Завоевания Азаила в Израиле вынудили преемников Ахава укрепить связи с Иудеей, что привело к дальнейшему распространению яхвизма среди иудеев. Не исключено, что яхвистские традиции, в том числе об Исходе , сохранил семейный клан Омриде. [13] Майкл Дж. Шталь считает, что библейские повествования подтверждают эту историческую реальность. Например, Ахав покаялся перед Яхве после смерти Навуфея и посоветовался с пророками Яхве, прежде чем воевать с арамейцами. [11]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]На стеле Меша есть моавитянская надпись, сделанная Мешей , правителем Моава, около 840 г. до н. э., в которой Меша рассказывает о притеснении Моава «Омрием, царем Израиля» и его сыном после него, и хвастается своими победами над последним.
Хотя Библия утверждает, что Ииуй убил последнего омридского царя Иорама и его союзника, царя Иудеи Охозию в ходе переворота около 841 г. до н.э., а затем уничтожил большинство оставшихся членов Дома Омри, археологические данные вызывают некоторые сомнения по этому поводу. Автор стелы Тель-Дан (обычно идентифицируемый как царь Дамаска Азаил (около 842–806 гг. До н. Э.)) Судя по всему, сам утверждал, что убил двух царей. [14]
Кроме того, на Черном обелиске ассирийского царя Салманасара III, обычно датируемом 841–840 гг. до н.э., Ииуй назван «сыном Омри». [16] [17] (Правление Ииуя обычно датируется 841–814 гг. до н. э.).
Тем не менее, упоминание «сына Омри» в Чёрном обелиске в выражении «Ииуй, сын Омри» может быть ссылкой на «Дом Омри», который, как полагают, является ассирийским названием Израильского царства . Ассирийские цари часто называли преемников Омри принадлежащими к «Дому Омри» ( Бит Ху-ум-ри-а ). [18] Однако ни одно из этих более поздних упоминаний не направлено на людей, а либо на землю, либо на людей. Только по отношению к Ииую используется мар Ху-ум-ри-и , «сын Омри». [19]
Список предлагаемых ассирийских упоминаний Дома Омри
[ редактировать ]В таблице ниже перечислены все исторические ссылки на Омри в ассирийских записях. [20]
Ассирийский царь | Надпись | Год | Транслитерация | Перевод |
---|---|---|---|---|
Салманасар III | Черный обелиск , Фрагмент Калаха, Камень Курбаила, Камень Ашура | 841 г. до н. э. | из Ху-ум-ри-и | «из народа земли Омри» [n 1] [21] [22] |
Адад-нирари III | Нимрудская плита | 803 г. до н. э. | ГДЕ Бет-Ху-ум-ри-и | «земля дома Омри» |
Тиглатпаласар III | НД 4301+4305, III Р 10,2 | 731 г. до н.э. | КУР Э Ху-ум-ри-а | «земля дома Омри» |
Саргон II | Дворцовая дверь, Маленькая сводная надпись, Надпись на цилиндре, Надпись быка [n 2] | 720 г. до н.э. | мат И Бит-Ху-ум-ри-а | «вся земля дома Омри» |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ 2 Царств 8:26
- ^ Лемче, Нильс Петер (2008). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 147–148. ISBN 978-0-664-23245-0 .
- ^ Дэвис, Филип Р. (1995). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . А&С Черный. п. 64. ИСБН 978-1-85075-737-5 .
- ^ Макнейр, Рэймонд Ф (2012). Ключ к северо-западному европейскому происхождению . Авторский дом. п. 172. ИСБН 978-1-4685-4600-2 .
- ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN 978-0-8254-3825-7 , 9780825438257
- ^ О достоверности Ветхого Завета (2003) Кеннета Китчена. Гранд-Рапидс и Кембридж: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4960-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Липинский «Исследования по истории и культуре древнего Ближнего Востока» Номос Пресс, 2013, ISBN 978-83-7688-156-0
- ^ Лукаш Тобола «Баал в истории Омридов: историко-богословское исследование», Университет Адама Мицкевича в Познани. факультет теологии; 162 ISBN 978-83-63266-14-1
- ^ Корпель, Марджо, Калифорния (май 2008 г.). «Достойный царицы: Королевская печать Иезавели» . Общество библейской археологии . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Меррилл Ф. Унгер, Библейский словарь Унгера (Чикаго: Moody Press, 1977) 327.
- ^ Перейти обратно: а б Шталь, Майкл Дж. (2023). «Яхве или Ваал – кто был Богом Северного Израиля?» . Обзор библейской археологии . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
- ^ Исраэль Финкельштейн , Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов , Нью-Йорк: Свободная пресса, 2001. ISBN 978-0-684-86912-4 .
- ^ Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2) – через руб.
- ^ Халлвард Хагелия, «Филологические проблемы надписи Тель-Дан», в книге Лутца Эдзарда и Яна Ретсо, ред., « Актуальные проблемы анализа семитской грамматики и лексики» , Харрассовиц, 2005, 235.
- ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
- ^ Дэниел Д. Лакенбилл, Древние записи Ассирии и Вавилонии , том. I, Чикаго, 1926 г., §§ 590, 672.
- ^ Еврейская энциклопедия , «Омри»
- ^ Джеймс Б. Причард, изд., Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету , 3-е изд., Принстон: Princeton University Press, 1969, 283. ISBN 978-0-691-03503-1
- ^ Балансирование свидетельств об Ииую и Иоасе в древних ближневосточных текстах - критическая переоценка
- ^ * Келле, Брэд (2002), «Что в имени? Неоассирийские обозначения Северного царства и их значение для истории Израиля и библейской интерпретации», Journal of Biblical Literature , 121 (4): 639–666, doi : 10.2307/ 3268575 , JSTOR 3268575
- ^ Клинописные параллели Ветхому Завету - Роберт Уильям Роджерс
- ^ Безольд, Карл; Кинг, LW (1889). Каталог клинописных табличек из коллекции Коюнджика Британского музея . Отдел Британского музея Древнего Египта и Судана. ISBN 978-1-145-51935-0 .