Пеках
Пеках | |
---|---|
царь Израиля | |
Король Северного Израиля | |
Царствование | в. 740 – ок. 732 г. до н.э. |
Предшественник | Факейя |
Преемник | Осия |
Умер | в. 732 г. до н.э. |
Отец | Ремалия |
Пеках ( / ˈ p ɛ k ɑː , ˈ p iː -/ , иврит : פֶּקַח Peqaḥ ; аккадский : 𒉺𒅗𒄩 Paqaḫa [ pa-qa-ḫa ] ; латынь : Phacee ) [ 1 ] был восемнадцатым и предпоследним царем Израиля . Он был военачальником в армии царя Факахии израильского , которого он убил, чтобы стать царем. Факей был сыном Ремалии. [ а ]
Факей стал царем в пятьдесят второй и последний год правления Озии , царя Иудеи, и правил двадцать лет. На втором году своего правления Иотам стал царем Иудеи и правил шестнадцать лет. Иотаму наследовал его сын Ахаз На семнадцатом году правления Факея .
Уильям Ф. Олбрайт датировал свое правление 737–732 гг. до н. э., а Э. Р. Тиле , вслед за Г. Дж. Куком, [ 3 ] и Карл Ледерер, [ 4 ] считал, что Факей основал в Галааде царство, соперничающее с царством Менахема , основанным в Самарии, в Нисане 752 г. до н.э., став единоличным правителем после убийства сына Менахема Факейи в 740/739 г. до н.э. и умер в 732/731 г. до н.э. [ 5 ] Это объяснение согласуется со свидетельствами ассирийских хроник, которые подтверждают, что Менахем был царем в 743 или 742 году до нашей эры. [ 6 ] и Осия был царем с 732 г. до н.э.
Когда Факей объединился с Рецином , царем Арамейским , чтобы напасть на Ахаза , царя Иудеи , Ахаз обратился за помощью к Тиглатпаласару III , царю Ассирии . Пока ассирийский царь согласился, Иуда стал данником Ассирии.
Краткое описание правления
[ редактировать ]С помощью отряда галаадитян , откуда он, вероятно, родом, он убил Факейю и занял трон. [ 7 ]
В ц. 732 г. до н.э. Факей вступил в союз с Рецином , царем Арамейским , и угрожал Иерусалиму . Основной причиной создания такого союза, вероятно, была защита своих стран от нового вторжения Тиглатпаласара III, который вынудил Менахема в 738 г. до н. э. заплатить большую дань. Два царя объединили свои армии и попытались принудить Ахаза Иудейского присоединиться к ним. Факей совершил набег на Иудею и увез в Самарию несколько пленников; но, получив упрек со стороны пророка Одеда и некоторых видных людей, израильские солдаты освободили их и отправили обратно. Объединенные силы Израиля и Сирии предстали перед стенами Иерусалима, чтобы потребовать его капитуляции. В этот момент пророк Исайя пришел на помощь Иудее и ее царю. Союзники предложили посадить на трон Иуды сына Тавееля, вероятно, благосклонного к союзу. [ 8 ] Однако Ахаз, зная, что Тиглатпаласар находится в пределах досягаемости, обратился к нему за помощью. [ 7 ] «Ужас» Ахаза перед Рецином и Факеем, «Сыном Ремалии», записан в пророчестве Эммануила в Исаии 7:14, где рождение сына (возможно, Езекии [ 9 ] ) является знаком поражения обоих царей царем Ассирии до того, как ребенок станет достаточно взрослым, чтобы есть творог и мед и отличать хорошее от неправильного. После того как Ахаз заплатил дань Тиглатпаласару, ассирийцы разграбили Дамаск и присоединили Арам. [ 10 ] Согласно 4 Царств 16:9 , население Арама было депортировано, а Рецин казнен. Согласно 4 Царств 15:29 , Тиглатпаласар также напал на Израиль и «взял Ион , Авел-Бет-Мааху , Ианоах , Кедеш и Хацор . Он взял Галаад и Галилею , включая всю землю Неффалима , и переселил народ в Ассирию». Тиглатпаласар также описывает этот поступок в одной из своих надписей. [ 11 ]
Вскоре после этого Факей был убит Осией бен Илой (то есть Осией, сыном Илы), военачальником из собственного войска Факея, который затем занял трон. Тиглатпаласар в надписи упоминает убийство Факея его собратьями- израильтянами . [ 12 ] Вывод здесь состоит в том, что народ, видя неизбежный исход борьбы с Ассирией, устранил с дороги своего воюющего царя, а затем подчинился победителю Тиглатпаласару III. [ 7 ] Некоторые полагают, что он был «пастухом», упомянутым в Захарии 11:16 .
Хронология
[ редактировать ]Споры
[ редактировать ]Данные о правлении Факея, приведенные в библейских источниках, вызвали бурную дискуссию. Дату его окончания можно довольно точно установить как 732/731 г. до н.э.
Но при его правлении, судя по всему, использовались две противоречивые системы исчисления. Одна система дает ему длительное правление в двадцать лет ( 4 Царств 15:27 ), что указывает на то, что его начальная дата приходится на 752 г. до н. э. Эта дата согласуется с утверждением, что Иофам начал царствовать во второй год правления Факея, в 750 г. до н. э. ( 4 Царств 15:32 ), а преемник Иотама Ахаз начал царствовать в 17-й год его правления, в 735 г. до н. э. ( 4 Царств 16:1 ).
Однако на более короткое правление указывает 4 Цар. 15:27 , где говорится, что Факей начал царствовать в 52-й год Азарии (Озии) Иуды, т. е. в 740 г. до н.э. Кроме того, Факей убил Факею , чтобы занять трон ( 4 Царств 15:25 ), а двухлетнему правлению Факейи ( 4 Царств 15:23 ) предшествовало его отца Менахема десятилетнее правление ( 4 Царств 15:17 ). Менахем отдал дань уважения Тиглатпаласару III , как записано во 4 Царств 15:19 (где Пул = Тиглатпаласар), а также в надписях Тиглатпаласара. [ 11 ] Поскольку Тиглатпаласар взошел на трон в 745 г. до н.э., дань Менахему должна была приходиться на 745 г. или позже, однако «более продолжительная» хронология дала Факею, преемнику Менахема и Факахии, двадцатилетнее правление, начавшееся до этого, в 752 г. Эти очевидные несоответствия заставили многих ученых отвергнуть все или часть библейских источников, касающихся Факея. Д.М. Бигл утверждал, что невозможно примирить двадцатилетнее правление Факея с другой библейской или ассирийской историей, используя это как один из своих аргументов о том, что доктрина безошибочности всего Писания не может быть истинной. [ 13 ]
К. Ледерер и Х. Дж. Кук: конкурирующее правление в Галааде
[ редактировать ]В 1887 году Карл Ледерер предположил, что существование двух явно противоречивых наборов текстов для Факея можно объяснить, если действительно существовали две системы для отсчета правления Факея, и они были следствием соперничества между Факеем и Менахемом. Соперничество началось, когда Менахем убил Шаллума, положив конец месячному правлению Шаллума ( 4 Царств 15:13–14 ). [ 14 ] Это предположение учитывало все хронологические тексты, в которых четыре царя Иудеи (от Озии до Езекии) связывались с тремя царями Израиля (Менахемом, Факейей и Факеем), но оно, по-видимому, в значительной степени игнорировалось научным сообществом. Затем, в 1954 году, Х. Дж. Кук добавил новые соображения в поддержку тезиса Ледерера, выходящие за рамки просто прагматических. [ 3 ] Кук утверждал, что, хотя в Священном Писании прямо не говорится о существовании двух соперничающих царств на севере во второй половине восьмого века до нашей эры, об их существовании можно сделать вывод из отрывков из книги Осии, написанной примерно во времена Факея и Менахем. [ 15 ] Кук показал, что хотя «Ефрем» иногда используется в Священном Писании для обозначения всего северного царства, в различных отрывках Осии, таких как Осия 5:5, «Израиль» и «Ефрем» не являются синонимами, а относятся к отдельным сущностям. Тезис Кука в этом отношении был подкреплен, когда Роджер Янг указал, что в еврейском языке Осии 5:5 есть вав перед Израилем, а затем еще один вав перед Ефремом, что является еврейским методом выражения «оба... и», подразумевающим различие. в этом отрывке между Израилем и Ефремом. Поэтому все переводы, в которых это в каком-то смысле передается как «Израиль, даже Ефрем», неверны (учебная Библия Холмана передает этот стих правильно, как и древняя Септуагинта). [ 16 ] Другими, кто принял объяснение Ледерера/Кука двух методов датировки времен Факея, являются Тиле в его втором издании « Таинственных чисел» и позднее, [ 17 ] Лесли Макфолл, [ 18 ] Фрэнсис Андерсен и Дэвид Ноэль Фридман в своих комментариях к Осии в серии «Якорная Библия» : [ 19 ] Т.С. Митчелл , в Кембриджской древней истории , [ 20 ] и Джек Финеган в его «Справочнике по библейской хронологии» . [ 21 ]
Ассирийские ссылки
[ редактировать ]Глядя на это с ассирийской стороны, Стэнли Розенбаум утверждает, что записи Тиглатпаласара III демонстрируют, что ассирийский царь проводил различие между двумя царствами на севере Израиля. [ 22 ] Тиглатпаласар говорит, что он объединил северную часть (восстановленную в тексте как Нафтали) с Ассирией, тогда как о южной части он написал: «Израиль ( бит-Хумрия )… сверг своего царя Факея, и я поставил Осию царем над ними. " [ 23 ] Кук считает, что дань Менахема Ассирии во 2 Царств 15:19 также предполагает существование соперника царства Менахема:
Когда Тиглатпаласар III появился на западе, Менахем воспользовался возможностью, чтобы заручиться его поддержкой, отправив дань в тысячу талантов серебра с мыслью, как выражается во 2 Царств, XV, 19, «что он может помочь ему укрепить свою власть». королевской власти». Это выражение может просто указывать на чувство неуверенности Менахема в присутствии ассирийской власти; но с тем же успехом это может указывать на присутствие соперника. [ 24 ]
В Исаии 7:1,2 говорится о союзе между Факеем и арамейским царем Рецином, который представлял угрозу для Ахаза Иудейского. Ахаз и Менахем Израильский (Ефрем) следовали проассирийской политике и поэтому были объединены против коалиции Факея и арамеев, которые стремились противостоять Ассирии, что объясняет, почему Менахем чувствовал себя неуверенно и стремился купить поддержку Ассирии.
Факей как полководец под командованием Факеи
[ редактировать ]Главным возражением против идеи о том, что Факей возглавлял царство, соперничавшее с правлением Менахема в Самарии, является то, что он указан как военачальник ( шалиш ) Факеая, сына Менахема, которого он убил (4 Царств 15:25). Молодые замечания,
Возражения против того, чтобы Факей был соперником Менахема, обычно связаны с положением Факея как офицера в армии Факеи, сына и преемника Менахема (4 Царств 15:25). Но нет ничего неразумного по своей сути в том, что два соперника достигают разрядки, при которой один из соперников принимает подчиненное положение, а затем выжидает, пока не появится возможность убить своего соперника (или сына его соперника) в результате государственного переворота. Как только соперничество началось, внешняя угроза (Ассирия) предоставила убедительные причины для разрядки. [ 25 ]
Любое соперничество между Менахемом и Факеем могло выглядеть все более и более глупым в свете растущей угрозы со стороны Ассирии. В 733 году Тиглатпаласар выступил в поход против Дамаска, столицы арамеев, бывшего союзника Факея, и вернулся, чтобы разрушить город в 732 году. Факей, должно быть, видел почерк на стене в 733 году или раньше, и любое чувство к Realpolitik могло бы диктовали, что двум соперникам пора отложить в сторону свои разногласия и прийти к какому-то компромиссу. Но Realpolitik также предполагает, что это соглашение не должно включать в себя предоставление вашему потенциальному сопернику руководящей должности в армии, о чем Пекахия узнал слишком поздно.
Это основано на выводах из политической ситуации того времени. Глисон Арчер показал, как логические выводы используются для реконструкции соперничества в соседнем египетском царстве, которое имеет поразительные параллели с соперничеством Факея и Менахема. [ 26 ] Когда Тутмос II умер, предполагаемым наследником стал его сын Тутмос III , который был еще мальчиком. Однако вскоре после смерти своего мужа (Тутмоса II) Хатшепсут приняла царские регалии и титул фараона, царствовав 21 год. Став старше, Тутмос III получил должность командующего армией, аналогичную должности командующего Факея, но все еще подчинявшуюся его тете и мачехе Хатшепсут. После смерти Хатшепсут Тутмос в надписи, описывающей свою первую кампанию, сказал, что это был 22-й год его правления, тем самым отсчитывая годы своего правления со времени смерти его отца, а не со смерти Хатшепсут. Тутмос не оставил современных историкам объяснений того, что его 22-й год на самом деле был первым годом единоличного правления, точно так же, как Факей или историк «Трех царств» не оставили объяснений того, что 12-й год Факея, год, в котором он убил Факейю, на самом деле был его первым годом. год единоличного правления. Современные историки полагаются на сравнение надписей и хронологические соображения, чтобы восстановить хронологию Тутмоса III, и среди египтологов существует единодушие в том, что он считал своими собственными годами 21 год пребывания Хатшепсут на троне, хотя никаких надписей так и не было найдено. прямо констатируя этот факт. Комментируя тот факт, что египтологи без труда реконструируют историю, используя выводы такого рода, в то время как критики иногда не допускают применения того же исторического метода к Библии, Янг пишет: «Неужели те, кто отвергает соперничество Менахема и Факея как невероятное, также отвергнуть как невероятную реконструкцию Восемнадцатой династии Египта, которую египтологи используют для объяснения дат правления Тутмоса III. Как они объясняют Осии 5:5?» [ 25 ]
Хронологическое примечание
[ редактировать ]Календари для отсчета лет царей в Иудее и Израиле были смещены на шесть месяцев: календари Иуды начинались с Тишри (осенью), а календари Израиля - с Нисана (весной). Таким образом, перекрестная синхронизация между двумя королевствами часто позволяет сузить даты начала и / или окончания правления короля до шестимесячного диапазона. Изучение соответствующих текстов Священного Писания позволяет сузить начало соперничества Факея и Менахема после смерти Шаллума до месяца Нисана 752 г. до н. э., как показал Тиле во втором издании « Таинственных чисел» , стр. 87–88. . Чтобы упростить читателю, Тиле в третьем издании опустил логику, обеспечивающую такую точность. В третьем издании также часто не удается четко указать шестимесячное сужение дат, которое возможно на основе библейских данных, вместо этого останавливаясь на несколько неточных обозначениях, таких как «931/930 г. до н.э.» или даже просто «931 г. до н.э.». Что касается Факея, синхронизм с царями Иуды показывает, что он убил Факею где-то между 1 Тишри 740 г. до н.э. и за день до 1 нисана 739 г. до н.э. Он был убит Осией где-то между 1 тишри 732 г. до н. э. и за день до 1 нисана 731 г. до н. э.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ( / ˌ r ɛ m ə ˈ l aɪ ə / ; [ 2 ] Латинское : Ромелия )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Churchofjesuschrist.org: «Руководство по произношению Книги Мормона» (получено 25 февраля 2012 г.), IPA - от «pē´kä»
- ^ Churchofjesuschrist.org: «Руководство по произношению Книги Мормона» (получено 25 февраля 2012 г.), IPA - от «rĕm-a-lī´a»
- ^ Jump up to: а б Кук, Х.Дж., «Пеках», Ветхий Завет 14 (1964) 14121–135.
- ^ Карл Ледерер, Библейский календарь от исхода из Египта до начала вавилонского плена , 1887 г., цитируется у Кука, Pekah 126, n.
- ^ Эдвин Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей (3-е изд.; Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван/Крегель, 1983) 129–134, 217.
- ^ Т. К. Митчелл, «Израиль и Иуда до восстания Ииуя (931–841 до н. э.)» в Кембриджской древней истории 3 , Часть 1, изд. Джон Бордман и др. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991) 326.
- ^ Jump up to: а б с «Феках», Еврейская энциклопедия
- ^ Исаия 7:6
- ^ Уиттакер Х.А. Исайя Библиа, Кэннок
- ^ Лестер Л. Граббе, Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? (Нью-Йорк: T&T Clark, 2007): 134.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Б. Притчард, изд., «Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету» (3-е изд.; Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, 1969) 283.
- ^ Причард с. 284 .
- ^ Бигл, Д.М., Вдохновение Священного Писания (Филадельфия: Westminster Press, 1963) 49.
- ^ Ледерер, библейская хронология , 135 и далее.
- ^ Кук, стр. 132–134 .
- ^ Роджер К. Янг, «Когда была захвачена Самария? Необходимость точности в библейской хронологии», Журнал Евангелического теологического общества 47 (2004) 581–582, n. 11. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Тиле, Таинственные числа 120, 129–130.
- ^ Лесли Макфолл, «Руководство по переводу хронологических данных в царях и хрониках», Bibliotheca Sacra 148 (1991) 31
- ^ Фрэнсис Андерсен и Дэвид Ноэль Фридман, Осия: новый перевод с введением и комментариями , Anchor Bible 24 (Garden City, NY: Doubleday 1980) 393.
- ^ TC Митчелл, «Израиль и Иуда до восстания Ииуя» 445–446.
- ^ Джек Финеган, Справочник по библейской хронологии (ред. Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998), 246.
- ^ Стэнли Розенбаум, Амос Израиля: новая интерпретация (Мейкон, Джорджия: издательство Mercer University Press, 1990) 26.
- ^ Причард, стр. 283–284 .
- ^ Кук, с. 128 .
- ^ Jump up to: а б Янг, «Когда была взята Самария?» 582, н. 11 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Глисон Арчер в книге Нормал Л. Гейслера, изд., Безошибочность (Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван, 1979) 71.
Источники
[ редактировать ]- Кук, HJ (1964). «Пека». Ветхий Завет 14 (глава 2): 121–135. дои : 10.2307/1516376 . JSTOR 1516376 .
- Причард, Джеймс Б., редактор, Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету (3-е изд.; Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1969).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Пека ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.