Аристобул I
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( сентябрь 2023 г. ) |
Аристобул I | |
---|---|
Царь и первосвященник Иудеи | |
![]() Ксилографический портрет из Promptuarii Iconum Insigniorum , 1553 г. | |
Царь Иудеи | |
Царствование | в. 104–103 гг. до н.э. |
Предшественник | Установлена монархия |
Преемник | Александр Янней |
Первосвященник Иудеи | |
Предшественник | Джон Гиркан |
Преемник | Александр Янней |
Умер | в. 103 г. до н.э. Иерусалим |
Супруг | Саломея Александра |
Династия | Хасмонейский |
Отец | Джон Гиркан |
Религия | иудаизм |
Иуда Аристобул I, или Аристобул I ( / ˌ æ r ɪ s t ə ˈ b j uː l ə s / ; греческий : Ἀριστόβουλος , латинизированный : Аристобул был первосвященником Израиля и первым хасмонейским царем Иудеи , правившим с 104 г. до н.э. до своей смерти в следующем году он был старшим из пяти сыновей Иоанна Гиркана , предыдущего вождя. [1] Римско-еврейский историк Иосиф Флавий утверждает, что он был первым евреем за «четыреста восемьдесят три года и три месяца», установившим монархию после возвращения из вавилонского плена. [2] Аристобул был первым еврейским царем , который претендовал одновременно на первосвященство и царский сан. Саддукеи , решительно и ессеи не были обеспокоены тем, что Аристобул принял титул царя, но фарисеи , полагая, что царскую власть могут удерживать только потомки по линии Давида противились этому. Они подняли массовое восстание, но Аристобул умер прежде, чем была предпринята попытка свергнуть его. [3]
Основными источниками о жизни Аристобула в древности являются «Иудейская война» и древности» «Иудейские Иосифа Флавия . [4] Его правление особенно отмечено иудаизацией Галилеи и называемых коренных семитских народов, итурийцами. Иосиф Флавий, цитируя Страбона » «Historica Hypomnemata , описал режим Аристобула как добрый и «очень полезный для евреев» благодаря его завоеваниям и интеграции «части итурейской нации, которую он присоединил к ним узами обрезания». " [5]
Этимология
[ редактировать ]Имя Аристобул греческого происхождения и представляет собой эпитет, означающий «лучший совет». [6] Аристобул I был первым Хасмонеем, принявшим это имя. [4] но его еврейское имя было Иуда. [7] Его также называли Филэллином , то есть он был поклонником греческой культуры . [8] Иосиф Флавий не объясняет, почему его так назвали. [9]
Ранние кампании и установление монархии
[ редактировать ]Аристобулу и его брату Антигону их отец Иоанн Гиркан поручил завоевание Самарии . Они осадили город и, когда жители обратились за помощью к Империи Селевкидов , разгромили армию помощи под предводительством Антиоха IX Кизикена . [10] Антиох успешно бежал в Скифополь , но к концу правления Иоанна братья захватили Самарию, разрушив город и поработив его жителей. [10] [11] Их войска впоследствии захватили Скифополь и весь регион к югу от горы Кармель . [11]
По указанию Иоанна Гиркана, после его смерти страна должна была перейти в руки его жены, а Аристобул первоначально должен был получить только первосвященство. Вместо этого Аристобул заключил свою мать в тюрьму, где она умерла от голода, тем самым обеспечив себе и первосвященство, и царствование. [12] Затем он заключил в тюрьму всех своих братьев, кроме Антигона, чтобы защитить себя от возможного семейного возмездия. [1]
Иосиф Флавий не называет имя жены Гиркана. [13] Он утверждает, что Аристобул и Антигон были старшими из пяти братьев, но Аристобул был первенцем. Остальными тремя были Александр Янней , Авессалом и пятый брат, о котором Иосиф упоминает, но не называет имени. [4]
Завоевание Галилеи
[ редактировать ]Аристобул пошел войной на итурийцев и отобрал у них территорию. Покоренные итурийцы были вынуждены принять еврейский закон и обрезание , чтобы остаться на своей земле. [5] Итурейцы были арабским племенем , которое распространилось на юг от ливанской Беки до Голанских высот и горы Хермон в четвертом веке до нашей эры после распада империи Селевкидов . [14] Иосифа Флавия Впервые они упоминаются в «Древностях» 13.319 во время завоевания Аристобула I, где Иосиф пишет: «Он привел к ним часть итурейского народа». [5]
Иосифа Флавия «Древности» 13.319 — это цитата из , «Historica Hypomnemata » Страбона которая первоначально была написана Тимагеном и в которой говорится: «Этот человек был добрым человеком и очень полезен евреям, поскольку он приобрел для них дополнительную территорию и передал им часть из итурейского народа, которого он соединил с ними узами обрезания». Этот отрывок был общепринятым как свидетельство того, что Иосиф Флавий полагался на сочинения Страбона и Тимагена. [15] Точное место противостояния и территория, которую оккупировали итурийцы, неизвестны. Большинство ученых полагают, что итурейской территорией является северная Галилея. [16] По словам Кеннета Аткинсона, нет никаких свидетельств насильственной иудаизации в Галилее во время правления Аристобула. [17]
Смерть и преемник
[ редактировать ]праздник кущей
[ редактировать ]Из-за внезапных болей в животе здоровье Аристобула постепенно ухудшалось, что вынудило его вернуться в свой дворец во время праздника Суккот . Его брат Антигон в конце концов вернулся в Иерусалим , чтобы отпраздновать праздник в Храме . Незнакомый с церемониальными празднествами Антигон прибыл вооруженный сопровождающими солдатами. [8] По словам Кеннета Аткинсона, Антигон вернулся из успешной военной кампании. Далее он заявляет, что Иосиф Флавий не упомянул место проведения кампании. Аткинсон предполагает, что это Галилея, поскольку Антигон закупил в этом регионе прекрасные доспехи и военные награды, как указано в «Иудейской войне» Иосифа Флавия 1.76. [18]
В своем болезненном состоянии Аристобул стал жертвой фракционного влияния своей жены, царицы Саломеи Александры , и заговорщиков; они распространили слухи о попытке Антигона захватить трон, когда его увидели в доспехах на фестивале. Ношение военной формы на этом мероприятии считалось неортодоксальным. [8] затем «злые люди» сообщили ему, что его брат послал солдат убить его, и Аристобул отдалился от Антигона после того, как услышал этот слух. Затем «злые люди» сообщили Аристобулу, что его брат послал цитадель, чтобы убить его. Поверив сообщению, он спустился в укрепленную цитадель Барис, которая подвергалась нападкам и имела оборонительные башни. [19]
Смерть Антигона и Аристобула
[ редактировать ]Царица, обдумывая возможность быть подвергнутой пыткам и убийству, если Антигон станет царем после того, как Аристобул умрет от ухудшения здоровья, сознательно посоветовала Антигону прийти вооруженным на встречу со своим братом. Однако его вызвали для рассмотрения подозрений в заговоре против жизни его брата. Царица подкупила гонца, которого Аристобул послал к своему брату; она изменила исходное сообщение. Вместо того, чтобы позволить Антигону прибыть во дворец своего брата безоружным, она предложила Антигону надеть свой новый бронежилет, который он сделал в Галилее в качестве подарка по просьбе Аристобула. Разгневанный подозрением, обнаружив своего брата вооруженным, Аристобул убил его. Из-за безумного сожаления по поводу этой опрометчивой казни здоровье Аристобула резко ухудшилось, и вскоре после этого он умер. [8] Затем царица Саломея освободила братьев Аристобула, выбрав Александра Яннея следующим королем. [20]
Чеканка монет
[ редактировать ]Чеканка хасмонейских монет началась только под руководством Иоанна Гиркана. Как и его отец, Аристобул чеканил свои монеты исключительно с титулом первосвященника, используя надписи на иврите. Лишь после Александра Яннея на монетах были отчеканены роли царской власти и первосвященства. [21]
Большинство монет Аристобула были обнаружены преимущественно в регионах Галилеи и Голан; наибольшее количество монет было произведено в Гамле . [22] К 2016 году археологи обнаружили в Гамле тридцать монет — самое большое количество на сегодняшний день. [23] Большая часть этих монет была отчеканена во время его фактического правления, а небольшое количество было отчеканено впоследствии. [22]
Нумизматические данные не позволяют предположить , что Аристобул принял титул царя. [7] Существует также вероятность того, что монеты могли быть отнесены к Аристобулу II (67–63 гг. до н. э.), который также был царем и первосвященником. [7] Однако давние дебаты больше склонялись к Аристобулу I, поскольку новые нумизматические данные указывают на то, что Аристобул I чеканил свои монеты с именем «Иуда». [13]
Из-за его недолгого правления, продолжавшегося один год, доступно лишь небольшое количество монет с именем «Иуда». Яаков Мешорер разделил их на две группы. На двадцати монетах начертано «Иуда Первосвященник и собрание Иудейское» (), а еще на семи – надписи «Иуда Первосвященник и собрание Иудейское» (). Каждая монета имеет номинал одну пруту и украшена надписями в виде венка . На противоположной стороне находится рог изобилия с гранатами между ними. [24] Надписи на его монетах почти идентичны таковым на монетах его отца и брата Александра Яннея. [13]
На сомнения относительно утверждения Иосифа Флавия о том, что Аристобул был первым хасмонейским монархом, указывают его монеты, на которых нет титула «царь». [13] Заявление Иосифа Флавия также противоречит мнению Страбона, который утверждает, что Александр Янней был первым царем, а не первосвященником. Однако ни один Хасмоней не отказался от первосвященства в пользу царской власти. [25]
По словам Кеннета Аткинсона, Александр Янней столкнулся с сопротивлением из-за того, что на его монетах чеканился титул королевского сана. Александр приказал отчеканить многие из этих монет, чтобы заменить титул царского сана первосвященником. Аткинсон считает перечеканенные монеты свидетельством того, что титул «короля» все еще был проблематичным во время правления Александра. Аткинсон заключает, что «отсутствие каких-либо королевских обозначений на монетах Аристобула не означает, что он никогда не был настоящим монархом». [13]
Наследие и исторические дебаты
[ редактировать ]Кратковременное, но впечатляющее правление Аристобула I оставило неизгладимый след в династии Хасмонеев, вызвав исторические дебаты о его истинном статусе монарха. Хотя Иосиф Флавий утверждает, что Аристобул был первым царем Хасмонеев, нумизматические данные усложняют это утверждение. Монеты, отчеканенные во время правления Аристобула, не носят титула «короля», что порождает сомнения в его царском статусе. Это несоответствие согласуется с противоречивыми сведениями Страбона, который считает Александра Яннея первым хасмонейским царем. Непрекращающиеся дебаты связаны с тонкостями хасмонейского руководства, и ученые размышляют над тем, занимал ли Аристобул одновременно и первосвященство, и царствование. Отсутствие царского обозначения на его монетах, напоминающее о позднейшей нерешительности, наблюдавшейся во время правления Александра Яннея, еще больше усложняет понимание политической динамики внутри правления Хасмонеев.
Историческое значение и религиозная напряженность
[ редактировать ]Двойное утверждение Аристобулом I первосвященства и царствования не только вызвало споры среди историков, но и усилило религиозную напряженность во время его правления. Фарисеи, стойкие сторонники линии Давида как законных царей, яростно выступали против притязаний Аристобула на престол. Этот идеологический конфликт привел к массовому восстанию, инициированному фарисеями, стремившимися свергнуть Аристобула. Однако его безвременная смерть предвосхитила любое разрешение этого религиозного и политического хаоса. Столкновение между фарисеями-традиционалистами и монархом Хасмонеев подготовило почву для последующей борьбы за власть внутри еврейской общины, усугубив сложный социально-политический ландшафт того времени. Таким образом, наследие Аристобула I выходит за рамки нумизматической неопределенности и включает в себя сложное взаимодействие между религиозными убеждениями и политическими амбициями, которые характеризовали этот поворотный период в истории Иудеи.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Желтый 2010 , с. 174.
- ^ Грюн 2002 , стр. 37 и 38.
- ^ Вино 2012 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с Аткинсон 2016 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с Майерс 2010 , с. 25.
- ^ Элвелл и Комфорт 2001 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с ВандерКам 2004 , стр. 314.
- ^ Jump up to: а б с д Желтый 2010 , с. 175.
- ^ Аткинсон 2016 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Куган 2001 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б Лиминг и Лиминг 2002 , с. 116.
- ^ Веб-сайт Архива еврейских женщин, Хасмонейские женщины
- ^ Jump up to: а б с д и Аткинсон 2016 , с. 81.
- ^ Бут и Нотли, 2013 , с. 153.
- ^ Майерс 2010 , с. 24.
- ^ Майерс 2010 , стр. 25 и 26.
- ^ Аткинсон 2016 , с. 96.
- ^ Аткинсон 2016 , стр. 86 и 87.
- ^ Аткинсон 2016 , с. 97.
- ^ ВандерКам 2004 , с. 318.
- ^ Регев 2013 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Бут и Нотли, 2013 , с. 154.
- ^ Аткинсон 2016 , с. 89.
- ^ ВандерКам 2004 , стр. 314 и 315.
- ^ Аткинсон 2016 , с. 83.
Библиография
[ редактировать ]- Аткинсон, Кеннет (2016). История Хасмонейского государства: Иосиф Флавий и за его пределами . Издательство Блумсбери. ISBN 9780567669032 .
- Бут, Рэндалл; Нотли, Р. Стивен (2013). Языковая среда Иудеи первого века: исследования Иерусалима в синоптических евангелиях (PDF) . БРИЛЛ. ISBN 9789004264410 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2023 года.
- Куган, Майкл Д. (2001). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195139372 .
- Элвелл, Уолтер А.; Комфорт, Филип Уэсли (2001). Библейский словарь Тиндейла . Издательство Tyndale House. ISBN 9780842370899 .
- Гелб, Норман (2010). Короли евреев: истоки еврейской нации . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827609136 .
- Грюн, Эрих С. (2002). Наследие и эллинизм: новое изобретение еврейской традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520235069 .
- Лиминг, Генри; Лиминг, Кейт (2002). Еврейская война Иосифа Флавия и ее славянская версия: синоптическое сравнение . БРИЛЛ. ISBN 9789004331143 .
- Майерс, Э.А. (2010). Итурийцы и римский Ближний Восток: переоценка источников . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139484817 .
- Регев, Эяль (2013). Хасмонеи: идеология, археология, идентичность . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525550434 .
- ВандерКам, Джеймс К. (2004). От Иисуса Навина до Каиафы: Первосвященники после изгнания . Крепость Пресс. ISBN 9781451410662 .
- Вино, Шервин Т. (2012). Провокационный народ: светская история евреев . ИИШЖ-НА. ISBN 9780985151607 .