Озия
Озия | |
---|---|
Царь Иудеи | |
Царствование | 791–750 до н.э. (Тиле) 783–742 до н.э. (Олбрайт) |
Предшественник | Амасия |
Преемник | Джотам |
Супруг | Джеруша |
Дом | Дом Давида |
Отец | Амасия |
Мать | Иеколия |
Озия ( / ə ˈ z aɪ ə / ; иврит : אִִֻּיהו 'Uzzīyyāhū , что означает «моя сила — Ях »; [ 1 ] Греческий : Ὀζίας ; Латынь : Озиас ), также известный как Азария ( / ˈ æ z ə ˈ r aɪ ə / ; иврит : עֲזַרְיָה 'Azaryā ; греческий : Αζαρίας ; латынь : Azarias ), был десятым царем древнего Иудейского царства , и одним из . Сыновья Амасии ( 2 Паралипоменон 26:1 ) Озии было 16 лет, когда он стал царем Иудеи и правил 52 года. Первые 24 года его правления он был соправителем своего отца Амасии.
Уильям Ф. Олбрайт датирует правление Озии 783–742 годами до нашей эры. [ 2 ] В хронологии Эдвина Р. Тиле Озия стал соправителем своего отца Амасии в 792/791 году до нашей эры. [ 3 ] и единоличный правитель Иудеи после смерти своего отца в 768/767 г. до н.э. Озия был поражен цараатом за непослушание Богу ( 4 Царств 15:5 , 2 Паралипоменон 26:19–21 ). Тиле датирует поражение Озии цараатом 751/750 г. до н.э., когда его сын Иотам взял на себя управление государством, а Озия жил до 740/739 г. до н.э. [ 3 ] Факей стал царем Израиля в последний год правления Озии.
В Евангелии от Матфея Озия упоминается в родословной Иисуса .
Имя
[ редактировать ]Озия несколько раз упоминается в еврейской Библии как Азария . По мнению католического богослова Джеймса Ф. Дрисколла, вторая форма его имени, скорее всего, является результатом ошибки переписчика. [ 1 ]
В 2 Царств упоминается Азария 8 раз, а Озия 4 раза, тогда как в Паралипоменон постоянно упоминается Озия. Есть много причин для использования нескольких имен королей, но одна из них заключается в том, что короли использовали как свои королевские, так и светские имена. Например, Соломон было его царским именем, а его светское имя при рождении было Джедидия. Озия — это также царское имя, а Азария, скорее всего, личное имя. Царственные имена давались во время миропомазания и коронации. [ 4 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]Озия взошел на престол в 16 лет. [ 5 ] и правил около 52 лет. Его правление было «самым процветающим, за исключением правления Иосафата , со времен Соломона ». В начале своего правления, под влиянием пророка по имени Захария , он был верен Богу и «делал то, что было справедливо в очах Господа » ( 4 Царств 15:3 ; 2 Паралипоменон 26:4–5). ). В царских записях (там же, XV, 2) говорится, что его правление длилось пятьдесят два года (788–737 гг. до н.э.) и что он был праведным, как и его отец, хотя он и не отнимал высоких должностей, но позволял народ приносил им жертвы и возжигал благовония. [ 6 ] II хрон. XXVI. повествует о том, как Озия победил филистимлян и арабов и получил дань от аммонитян ; как он укрепил свою страну, реорганизовал и перевооружил свою армию и лично занялся сельским хозяйством. [ 5 ] Его успех на посту царя, администратора и главнокомандующего армией сделал его правителем самого большого царства Иудеи со времени распада царства. Его власть и власть над народами этого царства помогают в определенной степени объяснить политическую ситуацию во время правления более поздних царей Иудеи, а также, вероятно, в 739 году, когда Тиглатпаласар III завоевал девятнадцать областей в северной Сирии, принадлежавших Озии (Азри -иа-у). [ 6 ] В Иерусалиме он изготовил машины, сконструированные умелыми людьми, для использования на башнях и угловых оборонительных сооружениях, чтобы стрелять стрелами и метать большие камни. Он был энергичным и способным правителем, и «имя его распространилось за границу, вплоть до входа в Египет ». ( 2 Паралипоменон 26:8–14 ).
Сила Озии стала его слабостью; ибо он пытался узурпировать власть священства, сжигая фимиам в Храме Яхве. [ 6 ] Он вошел в Храм, чтобы воскурить фимиам на жертвеннике курения. Азария увидел в этом попытку узурпировать прерогативы священников. Первосвященник [ 5 ] и выступил против него с группой из восьмидесяти священников, сказав: «Не тебе, Озия, курить Господу, но священникам, сыновьям Аароновым , посвященным для курения» ( 2 Паралипоменон 26: 18 ). Тем временем сильное землетрясение потрясло землю, и в храме образовалась дыра, и яркие лучи солнца просияли сквозь нее и упали на лицо царя, так что проказа (иврит: цараат ) немедленно охватила его. ( Иосиф Флавий, Древности IX 10:4). Озия был внезапно поражен проказой еще до того, как он принес курение ( 2 Паралипоменон 26:19 ), и его изгнали из храма и заставили жить в «отдельном доме» до своей смерти ( 4 Царств 15:5 , 27; 2). Паралипоменон 26:3 ). Правительство было передано его сыну Иофаму ( 4 Царств 15:5 ), это соправительство просуществовало последние 11 лет жизни Озии (с 751/750 по 740/739 гг. до н.э.). Общее количество лет правления Озии, пятьдесят два года, включает период от его воцарения до его смерти. [ 6 ]
Его похоронили в отдельной могиле «на царском поле погребения» ( 4 Царств 15:7 ; 2 Паралипоменон 26:23 ). «Эта одинокая могила в царском некрополе красноречиво засвидетельствует грядущим поколениям, что вся земная монархия должна склониться перед нерушимым порядком божественной воли и что никакое вмешательство не может быть терпимо в этом раскрытии целей Бога...» (Д-р Грина Израильское королевство ).
Библейские ссылки
[ редактировать ]- В Книге Исайи «год смерти царя Озии» используется как отправная точка для описания видения, в котором Исаия видит Господа Саваофа ( Исаия 6:1 ).
- Книга Амоса датирует свои слова полученными, когда «Озия был царем Иуды» (Амос 1:1).
- Другой Озия, симеонитянин , сын Михея, упоминается как первый из городских магистратов в Вифулии , городе Юдифи, в апокрифической Книге Юдифи . [ 7 ]
Историчность
[ редактировать ]Археологические находки из Месопотамии — в виде ассирийской переписки и административных текстов, обнаруженных в Нимруде, а также скульптур из царских дворцов Ниневии — указывают на тесные связи между Ассирией и Иудой в период правления Озии и Манассии и являются свидетельством того, что Озия был современником Тиглат- Пилесер III . [ 8 ] В весьма фрагментарной части, приписываемой анналам Тиглатпаласара, упоминается царь «Азария» из «Йауда», по-видимому, «Азария Иудейский», что, по мнению некоторых, является отсылкой к Озии; однако Надав Нааман показал, что этот фрагмент на самом деле принадлежит времени Сеннахирима и относится не к Азарии, а к Езекии . В анналах Тиглатпаласара есть два упоминания об Азарии, но ни в одном из них нет никаких упоминаний о том, что его страной была Иуда, что делает отождествление с библейским персонажем сомнительным. [ 9 ]
Имя Озии появляется на двух культовых каменных печатях без происхождения, обнаруженных в 1858 и 1863 годах. На первой написано l'byw 'bd/'zyw , «[принадлежащий] Авие, министру Узии», а на второй ( пересм. ) lšbnyw. ' / bd 'zyw , «[принадлежащий] Шубнайе, министру Узии». [ 10 ] [ 11 ] Если они подлинные, то это первое конкретное упоминание о древнем царе.
Табличка Озии
[ редактировать ]В 1931 году археологическая находка, известная как Табличка Озии, была обнаружена профессором Э. Л. Сукеником из Еврейского университета . Артефакт наткнулся на него в коллекции Русского Вознесенского женского монастыря на Елеонской горе , собранной основателем монастыря архимандритом Антонином Капустиным . [ 12 ] Происхождение предыдущей таблички неизвестно и не было задокументировано монастырем. Самая убедительная теория о ее происхождении исходит из средневекового еврейского источника, в котором гробница Озии находится на месте современного монастыря, что позволяет предположить, что табличка могла быть обнаружена во время строительства монастыря в 1870-х годах. [ 13 ] Надпись на табличке написана на арамейском диалекте, очень похожем на библейский арамейский . Согласно сценарию, оно датируется примерно 30–70 гг. н.э., примерно через 700 лет после предполагаемой смерти Озии из 2 Царств и 2 Паралипоменон. [ нужна ссылка ] Тем не менее, надпись переведена так: «Сюда были принесены кости Озии, царя Иудейского. Не вскрывать». [ 14 ] Соответственно, вполне возможно, что перезахоронение Озии произошло позднее, в период Второго Храма . [ 14 ]
Землетрясение во дни Озии
[ редактировать ]О сильном землетрясении упоминается в книге пророка Амоса . Амос относит свое пророчество к «двум годам до землетрясения, когда Озия был царем Иуды, а Иеровоам II, сын Иоаса, был царем Израиля» ( Амос 1:1 , NIV). Более 200 лет спустя пророк Захария предсказал будущее землетрясение, от которого люди будут бежать, как они бежали во дни Озии ( Захария 14:5 ). Геологи полагают, что они нашли свидетельства этого сильного землетрясения на территории Израиля и Иордании. [ 15 ] [ а ] Геологи пишут:
Каменные стены лучше всего отображают землетрясение, особенно стены с разбитыми тесаными камнями , стены со смещенными рядами камней, стены, которые все еще стоят, но наклонены или прогнуты, а также стены, разрушенные с большими секциями, которые все еще лежат друг на друге. Обломки шести памятников ( Хацор , Дейр-Алла , Гезер , Лахиш, Телль-Иудейде и Эн-Хасева привязаны ) стратиграфически к середине 8-го века до нашей эры, с ошибками датировки ~30 лет. ...Землетрясение было магнитудой не менее 7,8, но, скорее всего, было 8,2. ... Эта серьезная геологическая катастрофа исторически связана с речью, произнесенной в городе Вефиле пастухом-земледельцем по имени Амос из Текоа ». [ 15 ]
Точная дата этого землетрясения представляла бы значительный интерес для археологов и историков, поскольку она позволила бы синхронизировать землетрясение на всех пострадавших от него участках в Израиле, Иордании, Ливане и Сирии. В настоящее время стратиграфические данные в Гезере датируют землетрясение 760 г. до н. э., плюс-минус 25 лет. [ 15 ] в то время как Ядин и Финкельштейн датируют уровень землетрясения в Хацоре 760 г. до н.э. на основе стратиграфического анализа обломков разрушений. [ 17 ] [ 18 ] Точно так же Усышкин датирует уровень «внезапного разрушения» Лахиша примерно 760 годом до нашей эры. [ 19 ] за 2019 год, Отчет Haaretz подготовленный геологами, изучающими слои отложений на дне Мертвого моря, еще раз подтверждает возникновение этого конкретного сейсмического события. [ 20 ]
Амос говорит, что землетрясение произошло во дни Озии, царя Иудейского, и Иеровоама (II), сына Иоаса, царя Израильского. Ссылка на Иеровоама II помогает ограничить дату видения Амоса в большей степени, чем ссылка на долгое правление Озии, длившееся 52 года. Согласно широко распространенной хронологии Тиле , Иеровоам II начал совместное правление со своим отцом в 793/792 году, стал единоличным регентом в 782/781 году и умер в конце лета или осенью 753 года до нашей эры. [ 3 ] Если предположить, что пророчество произошло после того, как Озия стал единоличным регентом в 768/767 году, пророчество Амоса можно датировать некоторым временем после этого и некоторым временем до смерти Иеровоама в 753 году до нашей эры, когда через два года после этого произошло землетрясение. Эти даты согласуются с датами землетрясения, данными археологами выше. Они не соответствуют традиции, найденной у Иосифа Флавия. [ 21 ] и в Талмуде , но не в Библии, землетрясение произошло, когда Озия вошел в Храм, чтобы вознести благовония, признавая, что начало сосуществования Озии и Иофама началось где-то через шесть месяцев после 1 нисана 750 г. до н.э.
Дальнейшие хронологические примечания
[ редактировать ]Календари для отсчета лет царей в Иудее и Израиле были смещены на шесть месяцев: календари Иуды начинались с Тишри (осенью), а календари Израиля - с Нисана (весной). Таким образом, перекрестная синхронизация между двумя королевствами часто позволяет сузить даты начала и / или окончания правления короля до шестимесячного диапазона. Что касается Озии, то библейские данные позволяют сузить начало его единоличного правления до некоторого времени между 1 нисаном 767 г. до н.э. и днем перед 1 Тишри того же года.
Некоторые авторы возражают против использования корегентств при определении дат царей Иудеи и Израиля, говоря, что должна быть явная ссылка на корегентства, если они существовали. Поскольку в библейском иврите нет слова «совместность», явного упоминания этого слова не обнаружено. Однако в случае с Озией утверждение о том, что после того, как он был поражен проказой, его сын Иофам отвечал за дворец и правил народом земли ( 4 Царств 15:5 ), является довольно прямым указанием на то, что в современных терминах называется корагентством. В Египте хорошо засвидетельствованы корегентства. [ 22 ] и при указании года их правления временные рамки фараонов не имеют отношения к тому, измеряется ли он по соправительству. Египтологи должны определить существование коргентства на основе сравнения хронологических данных, точно так же, как Тиле и его последователи сделали это на основе хронологических данных Священного Писания.
Не все сорегентства царей Иуды и Израиля так же легко идентифицировать, как совместительство Озии и Иофама, указанное во 2 Царств 15:5, но те, кто игнорирует соправительства при построении истории того времени, не смогли создать никакой хронологии для царей Иуды и Израиля. период, получивший широкое признание. Отметив, как Давид перед смертью посадил на трон своего сына Соломона, Надав Нааман написал: «Принимая во внимание постоянный характер сорегентства в Иудее со времен Иоаса, можно осмелиться заключить, что точная датировка сорегентств действительно является ключом к решению проблем библейской хронологии в восьмом веке до нашей эры». [ 23 ]
Даты, указанные в информационном окне ниже, относятся к Тиле, [ 3 ] за исключением того, что дата начала совместного правления Амасии и Озии взята на год позже, чем дата, указанная Тиле вслед за Лесли Макфоллом. [ 24 ] Это означает, что 52 года Озии следует понимать в смысле отказа от присоединения, что было общей практикой Тиле для корегентств, но которой он не следовал в случае с Озией.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Узиэль и Чалаф (2021): «Помимо библейского текста, палеосейсмические и археологические данные могут быть объединены, чтобы подтвердить историчность землетрясения, произошедшего в регионе в середине восьмого века до нашей эры. Разрушения на местах на севере, таких как Ацор (Ядин, 1975), Дейр Алла (Агнон, 2014), Гезер (Остин, Франц и Фрост, 2000), Тель-Агол (Фейгин в прессе) и южнее, Телль-эс-Сафи / Гат (Чадвик и Мейр, 2018). Фактически, последствия землетрясения затронули обе стороны разлома долины реки Иордан (Refael and Agnon 2018). э., основываясь на их стратиграфических и археологических находках, разрушения явно не были вызваны вмешательством человека [...] В сочетании с данными озерных сейсмитов из кернов Мертвого моря (например, Refael and Agnon 2018: 772), которые указывают на нарушение морского дна, вызванное землетрясениями в древности, существуют убедительные доказательства значительного землетрясения, которое вызвало разрушения на территории Израиля и Трансиордании». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Озия». Католическая энциклопедия . 1917.
- ^ Олбрайт, Уильям Ф. (декабрь 1945 г.). «Хронология разделенной монархии Израиля». Бюллетень американских школ восточных исследований (100): 16–22. дои : 10.2307/1355182 .
- ^ Jump up to: а б с д Тиле, Эдвин Р. (1983). Загадочные числа еврейских царей (3-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. п. 217.
- ^ Александр Маки Ханиман, «Свидетельства существования царственных имен среди евреев» в журнале библейской литературы, том. 67, № 1 (март 1948 г.), стр. 13-25.
- ^ Jump up to: а б с «Озия», Еврейская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с д Еврейская энциклопедия Озия
- ^ Юдифь 6:15–16 , 7:23.
- ^ Дэлли, Стефани (1 июня 2004 г.). «Недавние свидетельства из ассирийских источников по истории Иудеи от Озии до Манассии». Журнал для изучения Ветхого Завета . 28 (4): 387–401. дои : 10.1177/030908920402800401 . S2CID 170867285 .
- ^ Нааман, Надав (1974). «Письмо Сеннахирима к Богу о его походе на Иудею». Бюллетень американских школ восточных исследований . 214 : 25–39. дои : 10.2307/1356102 . ISSN 0003-097X .
- ^ Авигад, Нахман (1997). Корпус западносемитских печатей . Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук. ISBN 978-9-652-08138-4 .
- ^ Микитюк, Лоуренс Дж. (2004). Идентификация библейских персонажей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг . до н.э. Атланта: Общество библейской литературы . стр. 153–159, 219. ISBN. 978-1-589-83062-2 .
- ^ Сукеник, Э. Л. (1931). «Погребальная табличка Озии, царя Иудеи». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 63 (4): 217–221. дои : 10.1179/peq.1931.63.4.217 .
- ^ Бен-Элиягу, Эяль (2000). «Источник надгробной надписи Узии». Кафедра (на иврите). 98 : 157–158. JSTOR 23404503 .
- ^ Jump up to: а б Миллард, Аллан (2005). Чтение и письмо во времена Иисуса: понимание Библии и ее мира . А&С Черный. п. 88. ИСБН 978-0-567-08348-7 . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Остин, Стивен А.; Франц, Гордон В.; Фрост, Эрик Г. (2000). «Землетрясение Амоса: необычайное сейсмическое событие на Ближнем Востоке 750 г. до н.э.». Международное геологическое обозрение (42): 657–671. дои : 10.1080/00206810009465104 .
- ^ Узиэль, Джо; Чалаф, Ортал (2021). «Археологические свидетельства землетрясения в столице Иудеи» . В Э., Мейрон (ред.). Город Давида Исследования Древнего Иерусалима . Том. 16. Иерусалим: Мегалим. стр. 41–55.
- ^ Ядин, Игаэль (1975). Асор, повторное открытие великой библейской цитадели . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 150–151.
- ^ Финкельштейн, Израиль (1999). Асор и Север в железном веке: низкая хронологическая перспектива . Бюллетень американских школ восточных исследований. стр. 55–70. дои : 10.2307/1357451 . JSTOR 1357451 .
- ^ Усышкин, Давид (1993). «Лахиш». В Стерн, Ефрем (ред.). Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле . Том. 1. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 338–342.
- ^ Шустер, Рут (3 января 2019 г.). «Проверка фактов из Книги Амоса: в восьмом веке до нашей эры произошло огромное землетрясение» Haaretz .
Землетрясение, разрушившее Храм Соломона, было упомянуто в Библии и подробно описано Иосифом Флавием – и теперь геологи показывают, что произошло на самом деле.
- ^ Иосиф Флавий. Иудейские древности IX.10.4 .
Озия... вошел в храм, чтобы вознести фимиам Богу на золотом жертвеннике... Между тем сильное землетрясение потрясло землю, и в храме образовалась дыра, и сквозь нее засияли яркие лучи солнца, и упал на лицо царя, так что проказа тотчас же охватила его. И перед городом, в месте, называемом Эроге, половина горы отделилась от остальной части на западе, прокатилась на четыре стадии и остановилась у восточной горы, пока дороги, а также царские сады не были испорчены. по препятствию.
- ^ Муран, Уильям Дж. (1977). Древнеегипетские центры . Чикаго: Восточный институт.
- ^ Нааман, Надав (1986). «Исторические и хронологические заметки о царствах Израиля и Иудеи в восьмом веке до нашей эры». Vetus Testum (36): 91. JSTOR 1518302 .
- ^ Макфолл, Лесли (1991). «Руководство по переводу хронологических данных в Царствах и Хрониках» (PDF) . Библиотека Сакра (148): 49.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Озия ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.