Надписи Кунтиллет Аджруд


Надписи Кунтиллет Аджруд относятся к набору надписей на кувшинах и гипсе, каменных надрезах и произведениям искусства, обнаруженным на месте Кунтиллет Аджруд . Они были найдены на уникальном перекрестке Иудеи, среди необычного количества и разнообразия сосудов и других надписей. [4] Они датируются концом 9 века до нашей эры. [5] на Синайском полуострове. [6]


Находки были обнаружены во время раскопок в 1975–1976 годах, во время израильской оккупации Синайского полуострова , но не были опубликованы в первом издании до 2012 года. [9] [10]
«Шокирующее» и «чрезвычайно противоречивое» [11] надписи были названы «питоями, породившими тысячу статей». [12] благодаря своему влиянию на области Древнего Ближнего Востока и библейских исследований , поднимая и отвечая на многие вопросы об отношениях Яхве и Ашеры .
Описание
[ редактировать ]Самый известный [13] надписи встречаются на двух пифоях, [14] особенно Пифос А, на фото аверс. Центральные фигуры — человеко-бычьи, над головами написаны надписи. Игрок на лире [15] (или ткач [16] ), сидящие и примерно того же размера, что и стоящие фигуры, имеют тот же узор в горошек. Мотив сосания (𓃖) с четвероногими животными также является центральным, но менее загадочным. Идентификация стоящих фигур остается предметом споров среди ученых. [17]
Настенные надписи были черно-красными. [ нужны разъяснения ] на гипсе. [18] Хотя бы одно произведение представляет собой многоцветную работу. Еще больше усложняет ситуацию то, что «надписи (так в оригинале) показывают странные данные под разными углами». [19] или фотографии могут ввести в заблуждение.
На реверсе пифоса А изображена линия неоднозначных млекопитающих, в том числе, наиболее явно, кабан. Остальные ниже, нарисованные более уверенно, представляют собой символы богини: пара капридов по бокам священного дерева, внизу лев. Центральная фигура:
«В основном это ствол дерева с ветвями и побегами, выходящими из него, восемь цветков и восемь почек. Пирхия Бек отмечает, что дерево можно сравнить с финикийскими экземплярами, на которых изображен лотос и бутон. Однако его общая форма любопытна. Цветы не совсем лотосы . Ствол похож на пальму, но наверху ствола есть особенность, похожая на большой миндальный орех, с четко обозначенными косточками скорлупы. ветви идут с каждой стороны ствола, а два других цветущих побега и два второстепенных побега (или побега с маленькими миндальными орешками) происходят от «миндального» мотива. Как и менора, это изображение ашеры имеет три ветви. исходящие с каждой стороны центрального ствола. Как мы видели на рисунках кувшина Лахиш , деревья также имеют три ветви, исходящие из центрального ствола, и очень менорот . похожи на вертикальный ствол с несколькими свернутыми листьями, выходящими с двух сторон; в одном случае шесть, в другом восемь. [20]
В Пифосе Б есть фигуры в ликующей позе и другие элементы. Есть пара полузаконченных рисунков лучника и множество животных, часто неполных по прихоти художника или истории. [ нужна ссылка ]
Другие произведения искусства затмеваются частичной настенной росписью на (снова) белой штукатурке с использованием черной и красной краски, как и все остальные, с добавлением желтого. Это сидячая фигура, без груди и бороды; возможно, молодой бог-мужчина или принц. Лотос находится рядом с его ртом или касается его, как лотос касается лица мужчины на банке А. [ нужна ссылка ]
Надписи
[ редактировать ]Серия 1 вырезана на вершинах каменных чаш, одна из них довольно массивная, и, если ее доставить за пределы площадки, ее нести будет тяжелым испытанием. Короткие резные изображения на них переводятся в основном как легкие закуски, такие как благословения и личные имена. Вторая серия надписей вырезана на керамике перед обжигом. 3 и 4 ниже — банки и штукатурка для стен. [ нужна ссылка ]
Пифос А
[ редактировать ]Большие буквы, глубоко вырезанные на плече, гласили: 𐤒𐤓, qof-resh или QR. [21] Обилие текста на одной поверхности с различными видами изобразительного искусства необычно и дополняет друг друга, что способствует пониманию алфавитного и культурного развития.

Есть общий мотив с двумя быками. Многие писали о связи с изобилием, плодородием, богинями. Мешель говорит, что вымя плохо прорисовано; другие отмечают, что это бык. [ нужна ссылка ] Мотив сосания широко распространен в древнем мире, его можно увидеть на сирийской слоновой кости , египетских иероглифах, [22] семитская керамика, [23] и многое другое.

Сидящую фигуру называют музыкантом или ткачихой, хотя в любом случае она держит инструмент неправильно. [9] Центральные фигуры были идентифицированы либо как изображения Яхве и Ашеры , египетского бога-карлика Беса или божеств, подобных Бесу, либо даже как демонические ритуальные танцоры . [17] Они кажутся бычьими, двуногими и носят шляпы или короны.
Двуногие фигуры здесь и на банке Б показаны энергичными точками в горошек, которые, по мнению Мешеля, должны быть символическими, то есть не одеждой. [24] На самом деле точки — распространенный мотив на Синае и в других местах.
Мешель 3.1
[ редактировать ](1.) ʾmr ʾšyw hm[l]k ʾmr lyhlyw wlywʿšh wl [ ... ] brkt ʾtkm lyhwh šmrn wlʾšrth
«Говорит Ашияв царь: скажите Яхелиау и Явасе, и [...] благословенны все вы Яхве Самарии и Ашере Его». [25]
Пифос Б
[ редактировать ]
Вторая банка следует за непрерывной единственной строкой текста А, состоящей из множества коротких строк. Вы можете увидеть интерпретацию «возврата каретки» или разрывов внутри слов.
Мешель 3,6
[ редактировать ](1) мистер | (1) Говорит |
(2) ʾmrywʾ - | (2) Амарьяу: «ʾ- |
(3) мрлдни | (3) РСЗО, милорд, |
(4) хшлм ьт | (4) с тобой все в порядке? |
(5) брктк лы - | (5)Я благословляю тебя Я- |
(6) ага, чувак | (6) как друзья |
(7) wlʾšrth yb - | (7) и в его Ашеру. Пусть он бл- |
(8) рк вышмрк | (8) ценить тебя и защищать тебя, |
(9) почему ʿm ʾdn - | (9) и пусть он будет с моей возлюбленной |
(10) и рк хим | (10) rd как долгая жизнь |
(11) бшлм 'мистер х' | (11) с миром», — говорит он. [25] |
Лемэр говорит, что в тексте есть эпистолярный характер, не только от brk , но и от обычного северо-западного семитского приветствия: ʾmr X ʾmr Y, «Послание X, скажите Y». [ нужна ссылка ] Уирн говорит , что «мр», от слова, обозначающего «командовать» или «говорить», — это «то, что было обещано», обет, а не синоним слова « подношение»; также скептически относится к «деревянному» и «избыточному» исследованию социального обеспечения. [27]
Мешель 3,9
[ редактировать ]
(1) ... lyhwh htmn wlʾšrth
(2)... kl ʾšr yšʾl mʾš ḥnn ha wʾm pth wntn lh yhw[h]
(3) клббх
(1) ...Господу Теману и Ашере Его,
(2) ...все, что он попросит у человека, он даст щедро. И если он соблазнит, то Яхве (х) даст ему
(3) его желание(я). [28]
Пифос С
[ редактировать ]Надпись 3.16 красного цвета. Рис. 5.47а,б. [ нужны разъяснения ]
1 миллиард... | Аса, сын... |
2 часа... | |
3 года... | Гад |
4 дня... |
Jar C — это не целый элемент, как A и B, это просто кусок с дескриптором контейнера и началом нескольких строк. [ нужна ссылка ] Мешель видит личное имя Аса в первой строке и, возможно, «агнец» во второй строке. [ нужна ссылка ]
Фрагменты гипса Мешель
[ редактировать ]Четвертая серия надписей была написана на белой штукатурке, осыпавшейся в результате раскопок. [29]
Мешель 4.1.1
[ редактировать ]«Теман» пишется tymn , в отличие от tmn, упомянутого выше . Включение этого йода может указывать на дифтонгизацию. [30] Однако Фревель выступает против неразборчивых интерпретаций «Темана» в ссылках на tmn , tymn , htmn . [31] : 58
1 | ... ʾrk ymm wyšbʿw [...] ytnw l[y]hwh tymn wlʾšrth | [...пусть он продлит [их] дни, и пусть они будут удовлетворены [...] пусть они будут отданы [Я]ве Теману и его Ашере. |
2 | ... hyṭb yhwh hty[мн...] | ...любимец Яхве Те[человек...] [28] |
Мешель № 4.2
[ редактировать ]4.2 требует меньше реконструктивных догадок, чем богатая лакунами серия 4.1, поскольку она состоит из двух частей, а не из многих. Тем не менее, это одна из самых обсуждаемых частей, и существует несколько переводов.
(1) wbzrḥ ʾl бр ...
(2) вимсн хм ...
(3) видкн гбнм ...
(4) wšdš'ly ...
(5) лбрк б`л байм млх[мх...]
(6) lšmʾl by mlḥ [мх...]
(1) И когда Эл воссиял...
(2) и горы растаяли...
(3) и вершины были раздавлены...
(4) (неизвестно)
(5) благословить Ваала в день битвы[битва...]
(6) имени Эла в день битвы[битвы...] [32]
По поводу перевода строки 4 ведутся научные дебаты; [33] некоторые предполагают, что надпись на самом деле читается как более знакомое qdš («святой»), а не wšdš , [34] в то время как другие приводили доводы в пользу qdš, ссылаясь на такое топоним, как Кадеш-Варнеа . [35]
Мешель 4.3
[ редактировать ]1 | (...) |
2 | [... ʾ | ] хлы й [ шрʾл? ...]
3 | лит · что ... |
4 | [ ʿ | ] или wʿsq bn ʾbyn ʾ[š] дл …
5 | lbšm ywn md(?)w [нг]ʾl bd [ м ...] |
6 | nd ḥlp wym [y]bš ʿ(?)d ... |
7 | [ ḥ ] rn bšnt d[br (?) ] r[ʿ]bw[ḥ]rb šḥt qyn š[q]r wmrmh ... |
Английский перевод спорный. [36] Мешель не пытается полностью перевести частично «бессмысленную» последовательность, но угадывает Каина или Кенеев вместо qyn (строка 7, жирный шрифт), что также может означать создание, приобретение или семью, как в КТУ 1.3, Бытие 4.1 или Хирбете. Эль-Ком острака. [37] [38] Он был не первым, кто упомянул о «гнездовании» кенитов на Синае. [39]
Подсерии 4.4 и 4.5 весьма фрагментарны, представляют собой набор одно- или двухбуквенных фрагментов, на одном экземпляре буквы б... хнб примыкают к части рисунка человеческой головы. Фигура выглядит безбородой, в профиле лица виден глаз оливковой формы.
Мешель 4,6
[ редактировать ]4.6.1
[ редактировать ]2 | м[...]м. я мшмм |
3 | ʔмистер.[...]ʔtl |
4 | Эмрышель |
Транскрипция квадратного письма использует терминал m («от [...] [40] ) непоследовательно; в надписи используется 𐤌 без альтернативного софита.
серия КА
[ редактировать ]По мануалу Ренца. [41]
9:2
[ редактировать ]1 | Ира |
2 | сообщество |
3 | министру |
9:5
[ редактировать ]1 | Он заболел |
9:6
[ редактировать ]1 | [..]Благослови: Ям: И они поклялись[..] |
2 | [..] Бог благ: Иегова [..] |
"Фрагменте"
[ редактировать ]а | подарит:[..] |
б | Виза[..] |
9:7
[ редактировать ]1 | [..] И на востоке: Аль: Вимсен Харам[..] |
2 | [..]Благослови: муж: в море: моряк[..] |
3 | [..]к:к:морю:соли[..] |
9:8
[ редактировать ]1 | Он сказал: А[..] Э[..] Д: Он сказал: Лихал[..] И сделал: и [..] Благословение: с тобой |
2 | Яхве: Шемаран: И к ее одобрению |
9:9
[ редактировать ]Пифос 2:
1 | Америо А |
2 | Г-н Л: Адни |
3 | завершено: а[т] |
4 | Ваше благословение для меня |
5 | страсть...] |
6 | И ее одобрение: 12 |
7 | Софт: И держать тебя |
8 | И это было:с:Эджем |
9 | Дж[...] |
10 | о[...] |
11 | Тихельманспецкер |
12 | Афзакрашт |
13 | Шарам Шарам: |
14 | Клеменсафецкерш |
Чепуха после крошечных строк 9–10 — это abecedaries . [42] Предыдущие находятся на левой стороне большой полосы, идущей по стенке банки, а бецедарии - справа от той же резкой линии. Это обратная сторона банки с фигурками поменьше с поднятыми руками.
9:10 утра
[ редактировать ]Пифос 2: больше персонажей [ нужны разъяснения ]
1 | Все, что он попросит у Эш Ханан [тебя...] и даст ей, будет собакой. |
2 | Яхве: Гетману: и утвердить его |
Первая статья
[ редактировать ]«Рабочие с таким энтузиазмом восприняли свои находки и были так поглощены своими делами. целое начинание, которое стало практически невозможно оторватьих от работы. По величине ихоткрытия стали очевидными, они почти должны были бытьвытащили из своих окопов, когда пришло времяеда или отдых».
Имя Божие в пустыне Зин 1976 [8]

В своей публикации 1976 года Мешель описал Кунтиллет Аджруд, отметив его отличие от других мест. Ключевым показателем его исключительной природы было обилие керамики, найденной в этом месте: почти сразу же они нашли больше, чем могли унести. Мешель вместе с Кэрол Мейерс объяснили значение этого места его стратегическим положением рядом с основными магистралями, соединяющими важные древние места. На сайте обнаружено пять категорий надписей и артефактов: [43]
- Фрагменты керамики с отдельными буквами, написанными перед обжигом.
- Керамика с высеченными после обжига надписями — «Они не остраки».
- Каменные сосуды с высеченными надписями.
- Надписи на штукатурке стен, четыре примера.
- Надписей, найденных на целых сосудах для хранения, две.
В газете говорится, что находки Кунтиллета были представлены (30 ноября 1975 г.) в доме президента Израиля. [8] Но первое издание было еще через десятилетия. Эта задержка публикации привела к жалобам. [44] [45] [46] [47]
Интерпретация
[ редактировать ]Ссылки на Самарию, столицу Северного Израильского царства , и Феман предполагают, что у Яхве был храм в Самарии, но при этом поднимают вопросы об отношениях между Яхве и Косом , национальным богом Эдома . [48] Подобные вопросы ранее поднимались из-за очевидного нежелания Танаха назвать имя божества. Личное имя Кошяв может даже приравнивать эти два понятия. [49] [50] Более важным, чем второстепенный бог, была дискуссия о супружеских отношениях двух главных фигур, которая была обширной.

Грамматика
[ редактировать ]Последняя буква h в конструкции yhwh šmrn w'šrth — «его» в «Яхве и его Ашера». [14] [51] Это хорошо подтверждено ранее [52] [ нужна полная цитата ] но необычно в библейском использовании личных или божественных имен, что позволяет предположить, что «Ашера» относится к какому-то культовому объекту, а не к божеству. [53] Эрхард Блюм утверждает, что, поскольку еврейская фраза соответствует правильной конструкции двух nomina regentia с одним родительным падежом, ее следует переводить как «и ашера Яхве». [54] Зевит предлагает *'Ашерату как «двойную феминизацию». [55] [56] Реувен Хаим Кляйн утверждает, что w'šrth означает «и Его храм/святилище/место», следуя неясному использованию еврейского корня «šr» и его родственного арамейского слова « tr » . [57] Хэндбух описывает окончания слов как отражающие непоследовательное использование софит-плене среди неправильного написания или наоборот. [58]
Реконструкции ономастического тетраграмматона Йозефа Троппера показывают, что YHWH заканчивается на -a или -ú, в зависимости от его положения в именах. Он считает, что окончание -а в иврите может обозначать абсолютное падежное окончание, отмеченное словом «он» как mater lectionis, несмотря на общепринятое мнение, которое делает суффикс невозможным. Добавление «h» затем превратило бы существовавшую ранее «h» в «t» в «šrth», когда это относилось к «šrh». [59] [60] Таким образом, Троппер теряет слово «свой», и просто «...Яхве и Ашера» . в благословениях у нас написано [61] Йоэль Элицур предлагает дальнейшую упрощающую структуру, в которой в орфографии той эпохи использовалось расширенное или сокращенное написание, не следуя разным грамматическим правилам под разными системами влияния, а более или менее тогда, когда авторы сценария того хотели. [62]
Алфавитное развитие
[ редактировать ]



Надписи являются хорошим примером сценария средней разработки. Часть показывает айин без точки, охватывающей йод, вместе образуя то, что в более ранней, более наглядной форме можно было спутать с айном. [63] По крайней мере, некоторые голени (𐤔, а не ש) и самеки (𐤎, опорный столб, изображенный в стиле джеда ) отражают палео-еврейскую концепцию букв.
Надписи свидетельствуют о высоком уровне грамотности их авторов, даже «каракули» свидетельствуют о каллиграфической изысканности. Сравнивая с древней и канонической Песней Деворы, [64] «Ахитув 2014» возводит их в ранг «старейшего известного стихотворения на иврите», цитирующего теофанию, предшествовавшую автору. [65]
Друзья и самаритяне
[ редактировать ]Локализованный Яхве «из» Самарии и Фемана не встречается в каноне, но следует знакомым образцам: [66] Ахитув 2014 считает это ожидаемым. [67] Надав Нааман также следует интерпретации Мешеля Самарии и Фемана: [68] некоторые ученые расходятся во мнениях. [ нужна ссылка ]
Расположение
[ редактировать ]Район Кунтиллет находился на дороге Газа, крупной, хотя и неформальной автомагистрали, между ближайшим Кадеш-Барни и Элафом (заливом) Акаба на юге. Ближайшие названия на карте включают Джебель аль-Кунна, Эш Шаира, Дж. Эль-Яхамум, Хар-Тимна, Хар-Узияху, Хар-Аргаман, Хар-Ценефим, Хар-Делаат, Дж. Эль-Анейка. [69]
Контекст
[ редактировать ]Это место использовалось лишь в течение короткого периода времени. [70] Свидетельства повседневной деятельности включали гири ткацких станков и остатки фауны; возможно, менее повседневная деятельность была обозначена смешанными льняно-шерстяными тканями, «обычно запрещенными для всех, кроме религиозных чиновников». [16] Гипсовые поверхности были повсюду. Были печи и формы для сосудов (кувшины, чаши, лампы, фляги), большинство из которых не были украшены и были импортными. Серпов не было (низкая активность злаков), но была высокая доля импортной рыбы. Похоже, что это место было полностью подготовлено извне. Однако на памятнике не прослеживается гончарный стиль окрестностей, что указывает на непростые отношения с ближайшими соседями. [71] Другими словами, казалось, что посетители были издалека, а не издалека, и принесли богатство.
В главной комнате здания А были скамейки, как и в помещении, где была найдена надпись Валаама , а также другие параллели между ними. [13] [72] В названии книги Мешель сказал, что это религиозное место. Некоторые говорили, что священное искусство указывает на храм. Возможно, это было связано со скитаниями по пустыне последователей Моисея. [73] : 329 Некоторые говорили, что отсутствие свидетельств культовой деятельности означало, что это был всего лишь караван-сарай , похожий на стоянку для грузовиков железного века. (То есть, они не обнаружили никаких углекислых следов сожженных жертвоприношений, которые считаются непременным условием древней северо-западной семитской культовой деятельности. [74] )
Лисовский указывал, что священные деревья (как правило) ничего не оставляют археологии. [75] Мешель полагает, что близлежащая роща повышала святость местности, бама (« высокое место ») могла находиться в Здании Б, а четыре культовых камня, похожих на массеботов , которые были найдены в Здании А, могут свидетельствовать о культовом характере этого места. [76]
Выбранные виды
[ редактировать ]Разнообразные останки свидетельствуют о том, что люди привозили товары из отдаленных мест.
Разновидность | Общее имя | Источник |
---|
Скамейка
[ редактировать ]Мешель называл узкое и вытянутое здание А «скамейкой». Большую часть площади занимали каменные скамейки. Среди них были простые каменные, некоторые оштукатуренные белым, а некоторые украшенные декоративной штукатуркой. Прямая полоса немеблированного пола служила центральным проходом. [78] Пара скамеек, стоящих лицом друг к другу, имеют подставки для ног. [79]
Пифои были найдены среди более чем 1000 фигурок иудейских колонн в помещениях с графическими стенами. Одна из частей стены значительно больше, чем другие произведения искусства на сайте:
«Пирхия Бек в своем обширном анализе находок Хорвата Темана довольно подробно описала эту настенную роспись по штукатурке. Сохранившиеся фрагменты сохраняют профиль человеческой головы, обращенной вправо, с глазом и ухом (?), нарисованными красным контуром, глазное яблоко и волосы окрашены в черный цвет, а также красный предмет с черными отметинами, который Бек определил как цветок лотоса, скрывающий рот человеческой фигуры. Дополнительные фрагменты гипса показывают фигуру, одетую в желтую одежду с красной каймой по вырезу и двойным воротником. -полоса, нарисованная красным и охватывающая ряды черных точек. Также можно различить стул с одеждой, изображенной в сложных цветовых сочетаниях (желтый, черный и красный), часть каркаса стула, гранаты и неопознанное растение. Она также предположила, что эти фрагменты являются остатками более крупной сцены, которая, возможно, включала несколько человеческих фигур, участвующих в какой-то церемонии. на заднем плане различные растения.12... Две инсталляции, расположенные вдоль северной стены двора корпуса А, можно интерпретировать как дополнительное свидетельство соблюдения сакрального ритуала во дворе..." [14]
Кусочки этих стен были подняты с пола, чтобы реконструировать фрагменты штукатурки наверху; только один все еще находился на месте, в строгом смысле этого слова, цепляясь за стену, на которой было написано, 4.3 выше. [18] [ сомнительно – обсудить ]
Встречаться
[ редактировать ]
Лили Сингер-Авитц защищает дату примерно конца 8 века; это скорее недалеко от падения Самарии в 722 г. до н.э. [80] Уильям М. Шнидевинд утверждает, что самые старые надписи могут датироваться еще концом 10 века. [81] Мешель и др. (1995) предположили около 801 года, обнаружив, что радиоуглеродное датирование подтверждает некоторые первичные доказательства, указывающие на это. На протяжении десятилетий оценки датировки Мешеля как археолога оставались неизменными. Автор предполагает, что это была придорожная святыня, находившаяся между более важными местами, такими как Эйлат , Эцион-Гевер, Кадес-Варни. [82] Мешель всегда подчеркивал природу этого места как религиозного, не определяя и не принимая решающие дескрипторы, такие как святилище. Вопрос о том, был ли это «официальный религиозный сайт», может быть тонким, поскольку авторы склонны утверждать, что это действительно было и то, и другое, и упоминают отдельно как «официальный сайт» и религиозный сайт. [73] [ нужна страница ]
ошибка фаллоса
[ редактировать ]
До 2023 года на иллюстрациях к меньшим двуногим двуногим с грудью добавлялись пенис и яички. [83] на пифосе А. Когда реклама обратила внимание на эту подходящую пару, граждане спросили, было ли это изображение бога-гея. Репортер Нир Хассон взял интервью у автора издания «Принцепс» : [14]
«Однажды археолог Узи Авнер позвонил мне и сказал, что он рассматривал экспонаты в Музее Израиля и что, по его мнению, у меньшей фигурки ничего нет между ног. Мы бросились в музей, и нам открыли витрину. Мы бросились в музей, и нам открыли витрину. С нами был реставратор Музея Израиля, который пообещал мне, что у него нежные руки, и легкой кистью почистил его, и оказалось, что ничего [там] нет. С тех пор мы старались нарисовать картину одной фигурой. с и без. Это облегчило задачу тем, кто утверждал, что они мужчина и женщина».
— Зеэв Мешель, археолог [84]
См. также
[ редактировать ]- Лахишский кувшин
- Аджруд Кунтиллет
- Хирбет эль-Ком - похожие и примерно современные надписи
- Говорит Алла Надпись
- Макам (святыня)
Библиография
[ редактировать ]Мешель
[ редактировать ]«Синай» 2000 года предшествует, но считается частью I более крупного труда, причем издание «Принцепс» 2012 года является его вторым томом. «Зин» 1976 года доступен в Интернете и до сих пор является основным для контекстного понимания сайта.
- Мешель, Зеев; Мейерс, Кэрол (1976). «Имя Божие в пустыне Цин» . Библейский археолог . 39 (1). Американские школы восточных исследований: 6–10. дои : 10.2307/3209411 . ISSN 0006-0895 . JSTOR 3209411 . S2CID 132002593 . Проверено 31 декабря 2023 г.
- Гунневег, Ян; Перлман, Исадор; Мешель, Зеев (1985). «Происхождение керамики Кунтиллет Аджруд» . Израильский журнал исследований . 35 (4). Израильское исследовательское общество: 270–283. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27926000 . Проверено 28 декабря 2023 г.
- Мешель, Зеев; Карми, Израиль; Сигал, Дрор (1995). «14C Датировка израильского библейского места в Кунтиллет Аджруд (Хорват Теман)» . Радиоуглерод . 37 (2). Издательство Кембриджского университета: 205–212. Бибкод : 1995Radcb..37..205M . дои : 10.1017/S0033822200030654 . ISSN 0033-8222 . Проверено 23 декабря 2023 г.
- Мешель, Зеев (2000). Синай . Оксфорд: British Archaeological Reports Limited. ISBN 978-1-84171-077-8 .
- Мешель З.; Бен-Ами, Д.; Ахитов, С.; Фрейд, Л.; Сандхаус, Д.; Купер-Блау, Т. (2012). «Глава 5: Надписи». Кунтиллет Аджруд (Хорват Теман): религиозное место II железного века на границе Иудеи и Синая . Хацор. Израильское исследовательское общество. ISBN 978-965-221-088-3 .
Дальнейшая стипендия
[ редактировать ]- Ахитув, Шмуэль (2014). «Заметки о надписях Кунтиллет Аджруд» . В Эшеле, Эстер; Левин, Игаль (ред.). «Смотрите, я принесу свиток, рассказывающий о том, что случилось со мной» (Пс 40:8): Эпиграфия и повседневная жизнь от Библии к Талмуду . Ванденхук и Рупрехт. стр. 29–38. ISBN 978-3-647-55062-6 .
- Блюм, Эрхард (2021). «Кунтиллет Айруд 4.1: Новые реконструкции и чтения» . Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . 34 : 10*–20*. ISSN 0071-108X . JSTOR 27165955 .
- Чой, Г. (2016). «Самарский синкретический яхвизм и религиозный центр Кунтиллет Аджруд» . В Ганоре, Саар; Креймерман, Игорь; Стрейт, Катарина; Мумкуоглу, Мадлен (ред.). От Шаар Хаголана до Шаараима: Очерки в честь профессора Йосефа Гарфинкеля . Израильское исследовательское общество. ISBN 978-965-221-111-8 .
- Краузе, Иоахим Дж. (2017). «Кунтиллет Оджруд Надпись 4.3: Заметка о предполагаемой традиции исхода» . Ветус Заветум . 67 (3). Брилл: 485–490. дои : 10.1163/15685330-12341286 . ISSN 0042-4935 . JSTOR 26566694 . Проверено 4 ноября 2023 г.
- Льюис, Теодор Дж. (2022). «Святой воин в Кунтиллет-Аджруде? Гипсовая надпись Кунтиллет-Аджруда 4.2» . В Роллстоне, Кристофер А.; Гарфейн, Сюзанна; Уоллс, Нил Х. (ред.). Библейские и древние исследования Ближнего Востока в честь П. Кайла Маккартера-младшего . СБЛ Пресс. ISBN 978-1-62837-405-6 .
- Мастин, бакалавр (2009). «Надписи, написанные на штукатурке в Кунтиллете Аджруде» . Ветус Заветум . 59 (1). Брилл: 99–115. дои : 10.1163/156853308X377842 . ISSN 0042-4935 . JSTOR 20699919 . Проверено 12 февраля 2024 г.
- Нааман, Надав; Лисовский, Нурит (2008). «Кунтиллет Аджруд, Священные деревья и Ашера» . Тель-Авив: Журнал Института археологии Тель-Авивского университета . 35 (2): 186–208. дои : 10.1179/tav.2008.2008.2.186 . ISSN 0334-4355 . S2CID 161714525 . Проверено 10 ноября 2023 г.
- Нааман, Надав (2017). «В поисках храмов ЯХВЕ Самарии и ЯХВЕ Фемана» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 17 (1): 76–95. дои : 10.1163/15692124-12341287 . ISSN 1569-2116 . S2CID 164931990 .
- Пуэх, Эмиль (2014). «Еврейские надписи Кунтиллет Аджруд (Синай)» . Библейский обзор . 121 (2): 161–194. дои : 10.2143/RBI.121.2.3157150 . ISSN 2466-8583 . JSTOR 44092490 .
- Ренц, Йоханнес; Рёллиг, Вольфганг (2016). Справочник древнееврейской эпиграфики (на немецком языке). Дармштадт: WBG (Научное книжное общество). ISBN 978-3-534-26789-7 .
- Стаки, Джоанна Х. (2002). «Великие богини Леванта» . Журнал изучения египетских древностей . 29 :28–57 . Проверено 11 декабря 2023 г.
- Тейлор, Джоан Э. (1995). «Ашера, Менора и Священное Дерево». Журнал для изучения Ветхого Завета . 20 (66). Публикации SAGE: 29–54. дои : 10.1177/030908929502006602 . ISSN 0309-0892 . S2CID 170422840 .
- Томас, Райан (15 декабря 2016 г.). «Личность стоящих фигур на Пифосе А из Кунтиллет Аджруд: переоценка». Журнал древних религий Ближнего Востока . 16 (2): 121–191. дои : 10.1163/15692124-12341282 . ISSN 1569-2116 .
- Уирн, Гарет Джеймс (2015). Гипсовые тексты из Кунтиллет-Аджруда и Дейр-Аллы: индуктивный подход к возникновению северо-западных семитских литературных текстов в первом тысячелетии до нашей эры . Университет Маккуори. дои : 10.25949/19435436.V1 .
- Уирн, Гарет Дж. (2023). «Вотивные подношения, граффити или упражнения писца?: Заметка о надписи grmlqr[t] из Сарепты и «Благословениях» из Кунтиллет Аджруд» . Ветус Заветум . 73 (1): 139–154. дои : 10.1163/15685330-bja10080 . ISSN 0042-4935 .
- Зевит, Зиони (1984). «Надпись Хирбет эль-Кома, в которой упоминается богиня» . Бюллетень американских школ восточных исследований (255). Американские школы восточных исследований: 39–47. дои : 10.2307/1357074 . ISSN 0003-097X . JSTOR 1357074 . S2CID 163562992 . Проверено 8 ноября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Цой 2016 , с. 354.
- ^ Фотография Рамы, Wikimedia Commons, Cc-by-sa-2.0-fr
- ^ Стаки 2002 , с. 45.
- ^ Мешель и Мейерс 1976 , стр. 6–10.
- ^ Ахитув 2014 , с. 30.
- ^ Мешель и др. 2012 , стр. 87, 95.
- ^ The Times-News Twin Falls ID, 9 июля 1976 г., пятница · Страница 9
- ^ Jump up to: а б с Мешель и Мейерс 1976 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Мешель и др. 2012 .
- ^ Puech 2014 , «Три раскопки под руководством З. Мешеля в 1975 и 1976 годах выявили остатки двух зданий, наиболее сохранившегося здания А, из которого происходит большая часть документации (см. Рисунок 1 с расположением различных надписей), и очень разрушенное здание B на востоке были найдены остатки раннего периода правления Iron II B, что доказало свою важность, в частности, из-за обилия надписей, выгравированных или нарисованных на вазах или на штукатурке, сопровождаемых рисунками. Участок на границе. Иудейское царство и Синайская пустыня были на пути прохода с древних времен. Недавняя публикация окончательного отчета представляет различные вклады этих открытий, и среди последних надписи представляют большой интерес по нескольким причинам. и заслуживают нескольких дополнительных строк».
- ^ Стаки 2002 , с. 44.
- ^ «Как Бог-Воин-Буря стал Богом израильтян и мирового монотеизма» . Ютуб . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Шмидт, Брайан Б., «Рисунки пифоев железного века из Хорвата Темана или Кунтиллет Аджруда: некоторые новые предложения», 2 ЯНВАРЯ (2002), стр. 103.
- ^ Jump up to: а б с д Краузе 2017 , стр. 485–490.
- ^ Мешель и др. 2012 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Текстиль в древнесредиземноморской иконографии . Книги Оксбоу. 03.02.2022. дои : 10.2307/j.ctv2npq9bb.8 . ISBN 978-1-78925-724-3 .
- ^ Jump up to: а б Чой 2016 , стр. 354–363.
- ^ Jump up to: а б Ренц и Рёллиг, 2016 , с. 57.
- ^ Пуэх 2014 , с. 161.
- ^ Тейлор 1995 , стр. 29–54.
- ^ надпись 2.9 стр. 82 Мешель 2012 г.
- ^ E5 Амс
- ^ Рас Макалистер, Гезер, на фото
- ^ Мешель и др. 2012 , стр. 172.
- ^ Jump up to: а б Пуэч 2014 , стр. 161–94.
- ^ Мешель и др. 2012 , стр. 173–175.
- ^ Уэрн, 2023 , стр. 3, 14.
- ^ Jump up to: а б Аллен, Спенсер Л. Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2015. https://doi.org/10.1515/9781614512363 ; п. 264
- ^ Мешель и др. 2012 , с. 105.
- ^ Мешель и др. 2012 , с. 107.
- ^ Фревель, Кристиан (30 марта 2021 г.). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее». Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 . ISSN 2363-6696 .
- ^ Во многом согласно Мастину (2009) .
- ^ Льюис 2022 , с. 372.
- ^ Льюис 2022 , стр. 372–374.
- ^ Льюис 2022 , с. 375.
- ^ Краузе 2017 , с. 487.
- ^ Мешель и др. 2012 , с. 117.
- ^ «Иврит Стронга: 7069. קָנָה (qanah) — получить, приобрести» . Библейский хаб . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Сэйс, А.Х. (1920). «Происхождение семитского алфавита» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (3). [Издательство Кембриджского университета, Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии]: 297–303. ISSN 0035-869X . JSTOR 25209619 . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ Мешель и др. 2012 , с. 120.
- ^ Ренц и Рёллиг 2016 , с. 3.
- ^ Ренц и Рёллиг 2016 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Мешель и Мейерс 1976 , с. 9.
- ^ Пуэх 2014 .
- ^ Мастин 2009 , с. 100.
- ^ Ренц и Рёллиг 2016 , с. 64.
- ^ «Пока текст не опубликован полностью и хотя бы не выяснена длина пробела, любая интерпретация должна оставаться проблематичной».
- ^ Киль, Отмар; Улингер, Кристоф (1998). Боги, богини и изображения Бога . Академик Блумсбери. п. 228. ИСБН 9780567085917 . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ qwšyhw. «Однако обратите внимание, что в ханаанских и арамейских текстах qws всегда пишется с помощью самека, а не сина». Дэниэлсон цитирует Bartlett 1989, стр. 200.
- ^ Дэниэлсон, Эндрю Дж. (16 апреля 2021 г.). «Об истории и эволюции Qws: портрет божества первого тысячелетия до нашей эры, исследованный через призму общественной идентичности». Журнал древних религий Ближнего Востока . 20 (2): 169. дои : 10.1163/15692124-12341314 . ISSN 1569-2116 . S2CID 234871077 .
- ^ Неправильное указание ... отсутствие знаний о том, как -h в орфографии начала (десятый век до н. э.) может представлять собой суффикс из трех масок, известный эпиграфически. Фрэнк Мур Кросс и Дэвид Ноэль Фридман, Исследования древней яхвистской поэзии (SBLDS 21; Миссула, MT: Scholars Press, 1975)
- ^ -h в ортоге 10 в. до н.э. может представлять собой третий суффикс мужского рода единственного числа, что хорошо подтверждено эпиграфикой... Jnl Bibl Lit 2013, стр. 794 со ссылкой на Фрэнка Мура Кросса, Исследования древней яхвистской поэзии (SBLDS 21 Missoula MT Scholars Press, 1975)
- ^ Антониоз, Стефани (2014). «Астарта в Библии и ее связь с Ашерой» . В Сугимото, Дэвид Т. (ред.). Иштар/Астарта/Афродита: Превращение Богини . Orbis biblicus et orientalis. Том. 263. Фрибур: Академик Пресс. п. 133. ИСБН 978-3-525-54388-7 .
- ^ Блюм 2021 , с. 15*.
- ^ «Наиболее разумно воспринимать это как mater lectionis для маркировки конечной гласной».
- ^ Зевит 1984 , стр. 39–47.
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (7 июля 2024 г.). «Нахождение места» . Блоги Times of Israel .
- ^ Ренц и Рёллиг 2016 , с. 52.
- ^ Макклеллан, Дэниел О. (2022). Божественные образы ЯХВЕ: когнитивный подход . СБЛ Пресс. п. 72. ИСБН 978-1-62837-438-4 .
- ↑ На этом завершается линия аргументации расследования, начавшегося сслогово засвидетельствованные еврейские личные имена поздневавилонского периода сэлемент образования ia-a-wa6: израильское божественное имя «Яхве» имеет номинальное значение.природа (катл-образец). Его базовая форма без окончания — *yahw (>yahû). Рядомсуществовала форма имени с сохранившимся падежным окончанием -а, а именно *yahwa, нана чем основано письмо тетраграмматона.
- ^ Ооршот, Юрген ван; Витте, Маркус (2017). Истоки яхвизма . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 20. ISBN 9783110448221 .
- ^ Элицур, Джоэл (12 декабря 2023 г.). «Пленное правописание и неправильное правописание в еврейской Библии: вопрос датировки». Журнал Американского восточного общества . 143 (4). дои : 10.7817/jaos.143.4.2023.ar027 . ISSN 2169-2289 .
- ^ Ахитув 2014 , с. 40.
- ^ Судьи 5
- ^ Ахитув 2014 , с. 36.
- ^ Расколотое божественное , с. 206.
- ^ Ахитув 2014 , с. 32.
- ^ Нааман 2017 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Мешель и др. 2012 , с. 4.
- ^ Мешель и Мейерс 1976 , с. 10: «Очевидно, что это однопериодный и однофазный сайт».
- ^ Уирн 2015 , с. 184.
- ^ Штайнер, Маргрит (27 февраля 2019 г.). «Культовые памятники железного века в Трансиордании» . Религии . 10 (3). MDPI AG: 145. doi : 10.3390/rel10030145 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Jump up to: а б Финкельштейн, Израиль; Ремер, Томас (1 января 2014 г.). «Комментарии к исторической подоплеке повествования об Иакове в книге Бытия» (PDF) . Журнал науки Ветхого Завета . 126 (3). дои : 10.1515/zaw-2014-0020 . ISSN 1613-0103 . S2CID 170305826 .
- ^ Привет, Уильям В.; Младший, К. Лоусон; Ортон, Дэвид Э. (1997). Контекст Священного Писания . Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Brill. ISBN 90-04-10618-9 .
- ^ Нааман и Лисовский 2008 , с. 186.
- ^ Расколотое божественное , с. 266 о Мешеле, «Природа места».
- ^ Уирн 2015 , с. 195.
- ^ Мешель, Карми и Сигал 1995 , стр. 205.
- ^ стр. 27
- ^ Певица-Авитц, Лили (2009). «Дата Кунтиллет Аджруда: ответ» . Тель-Авив . 36 (1): 110–119. дои : 10.1179/204047809x439488 . ISSN 0334-4355 . S2CID 162208707 .
- ^ Шнидевинд, Уильям М. (2017). «Фаза раннего железного века в Кунтиллет 'Аджруд?» . В Гринспане, Фредерик Э.; Рендсбург, Гэри А. (ред.). Ле-маан Зиони: Очерки в честь Сионии Зевита . Випф и Сток. п. 136. ИСБН 978-1-4982-0691-4 .
- ^ Мешель, Карми и Сигал 1995 .
- ^ Jump up to: а б Томас 2016 , с. 125.
- ^ «Была ли у Бога жена? Удивительное развитие событий» . Гаарец. 4 апреля 2018 г. – через Facebook. С Ниром Хассоном, написавшим статью под названием «Странный рисунок, найденный на Синае, может подорвать всю нашу идею иудаизма», связался читатель, заметивший несоответствие. — объясняет Хэссон.